Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
А
Авторитарный политический режим: понятие, признаки. Авторитарный режим государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа. В основе данного режима авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1) централизация власти; 2)безапелляционный командный метод руководства; 3) безусловное повиновение. Признаки авторитарного политического режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; 2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
В
Виды политических процессов, их характеристики. Политический процесс это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические целиОсновные виды политических процессов: формирование органов политической системы (институтов) Стабильный политический процесс. Нестабильный политический процесс С точки зрения организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические и недемократические.
Виды, место и роль общественно-политических организаций и движений в политической системе. Общественно-политические организации и движения - это добровольные объединения граждан, которые возникают по видам деятельности, социальной активности и самодеятельности для удовлетворения и защиты их многогранных интересов и запросов, действуют в соответствии с задачами и целей, закрепленных в их уставах.. Признаками общественно-политической организации являются: широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей (как партии). Задача общественных организаций выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества. Основные типы общественно-политических организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.
Г
Гражданские и общественно-политические движения в РК. Коммунистическая партия Казахстана (КПК). Создана в октябре 1991 года. Республиканская народная партия Казахстана (РНПК). Создана на учредительном съезде 17 августа 1998 года, зарегистрирована 1 марта 1999 года. Общественное движение "Орлеу" - Оно создано на учредительной конференции 10 апреля 1999 года. В Ассоциацию русских, славянских и казачьих общественных объединений (АРСК)
Группы давления в политической системе общества. Понятие «группы давления» пришло из американской политологии. В отличие от политических партий, они не преследуют цель осуществления власти. ограничиваются лишь оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению, оставаясь при этом все же вне ее. Группа давления должна обладать следующими признаками: 1) оформленностью организационной структуры; 2) защитой собственных интересов (то есть цели давления являются ее собственными целями); 3) существованием ее как автономного центра принятия решений, а не как инструмента в руках другой организации; 4) оказанием группой эффективного давления.
И
Избирательная система Республики Казахстан. система в широком смысле совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Избирательная система в узком смысле порядок определения результатов голосования.
К
Казахстан в системе международных отношений. Казахстан и международные организации. За прошедшие 5 лет после обретения государство независимости Р.К. стала полноправным членом мирового сообщества, получив признание и поддержку абсолютного большинства государств мира. На сегодня Казахстан признан 113 государством со 105 из них имеет полит. отношения. В Алмате функционируют 55 посольств и представителей в международных организаций. Казахстан и международные организации - Институты системы ООН - ОБСЕ - ОИК ТЮРКСОЙ Политические аспекты сотрудничества Вступление в Организацию ОБСЕ было продиктовано стремлением Республики Казахстан активно участвовать в общеевропейских процессах,
Классификация политических партий. Выделяют различные виды партий: 1. По социальному признаку 2. По идейному (идеологическому) признаку 3. По организационной структуре (классификация французского социолога Мориса Дюверже (р. 1917 г.). 4. Традиционно также деление политических сил, в том числе партий, в зависимости от их ориентации и методов достижения целей на так называемые «левые» и «правые». 5. По отношению к существующему
Классификация политических систем Г.Алмонда. Наиболее последовательным представителем структурно-функционального подхода к политологии по праву считается американский ученый Г.Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как существующую во всех самостоятельных обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения. Политическая система, по его мнению, является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизывающая все «входящие» и «исходящие» факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы. Достоинством структурно-функционального метода является то, что он способствовал осознанию важности функций, особенно скрытых, выполняемых политическими акторами и группами.
Классические теории элит (Т.Моска, В.Парето). Теория элит концепция деления общества на определенные слои. Более поздним представителем теории элиты был Гаэтано Моска (18541941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа, его национального характера. Вильфредо Парето (18481923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене.
Коллективистская модель демократии: понятие признаки. Преодолеть недостатки либерального государства и осуществить подлинное народовластие пытаются концепции и реальная модель коллективистской демократии. Коллективистскую демократию нередко называют идентитарной. Теории коллективистской демократии показали свою практическую несостоятельность или, по меньшей мере, несовместимость с демократией в ее либеральном понимании. Попытки их осуществления неизбежно приводили к появлению нового господствующего класса номенклатуры, к тоталитаризму, подавлению всякой индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих.
Конституция РК о структуре и функциях исполнительной власти. Правительство Республики Казахстан высший орган исполнительной власти Республики Казахстан. Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией. Правительство Республики Казахстан: 1) осуществляет политику эффективного управления государственным имуществом; 2) издает нормативные правовые акты в сфере управления государственным имуществом в пределах своей компетенции; 3) организует управление государственным имуществом, вырабатывает и осуществляет меры по его использованию, обеспечивает защиту права государственной собственности;
Конституция РК об органах местной представительной и исполнительной власти. Парламент Республики Казахстан (каз. Қазақстан Республикасының Парламенті) высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции. Представительным органом населения на территории области, рай¬она, города (кроме города районного подчинения и района в городе) явля¬ется маслихат. Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударствен¬ных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контро¬лируют их осуществление. Маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Местные исполнительные органы входят в единую систему исполни¬тельных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение обще¬государственной политики исполнительной власти в сочетании с интере¬сами и потребностями развития соответствующей территории
Л
Либеральная модель демократии: понятие, признаки. Либера́льная демокра́тия является формой общественно-политического устройства правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Одним из главных положений либеральной демократии является всеобщее избирательное право, дающее каждому взрослому гражданину страны равное право голосования, независимо от расы, пола, материального положения или образования.
М
Мажоритарная избирательная система. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. Абсолютного.В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов 50% + 1 голос. относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.
Место и роль политических партий в РК. Основные партии РК. Основные партии РК. Процесс социальной стратификации общества в условиях перехода к новым экономическим отношениям все еще продолжается и характеризуется резкими изменениями и неустойчивостью интересов всех слоев населения. В силу этого многие политические партии не могут определиться с социальным представительством, а значит, их политические требования достаточно размыты. Другим фактором, сдерживающим развитие политических партий, является отсутствие соответствующих политических традиций, неразвитость институтов гражданского общества, низкий уровень политической культуры. И, наконец, укрепление политических партий и становление реальной многопартийности невозможно без соответствующей политико-правовой базы, позволяющей политическим партиям участвовать в осуществлении власти. 1. Народно демократическая партия «Нур Отан». 2. Коммунистическая партия Казахстана 3. Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл». 4. Демократическая партия Казахстана «Ак жол 5. Демократическая партия «Адилет («Әділет»). 6. Коммунистическая Народная партия Казахстана 7. Партия «Руханият». 8. Общенациональная социал-демократическая партия «Азат». 9. Партия патриотов Казахстана.
Методы политологии. Метод конкретные способы, средства приобретения знаний. Методы политологии: 1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества. 2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию. 3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями 4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. 5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности в пище, безопасности, свободе и т. д. 6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем. 7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом. 8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований
Н
Новая теория демократии Й.Шумпетера. Концепцию Шумпетера можно назвать рыночной демократией аналогично понятию рыночной экономики. Политика, по Шумпетеру, продолжение и отражение экономики. Демократическая политика осуществляется благодаря выбору одной из соперничающих группировок. Шумпетер отмечает, что демократический метод исключает возможность контроля со стороны избирателей за действиями властей. Требование контроля, которое подчеркивалось противниками западной демократии, Шумпетер признает противоречащим духу демократического метода. То же он делает и с общей волей. Но принцип демократии, по Шумпетеру, не предполагает пропорционального представительства. «Принцип демократии в таком случае означает просто, что бразды правления должны быть переданы тем, кто имеет поддержку большую, чем другие конкурирующие индивиды или группы» (там же), а конкуренция является сутью демократии. Сформулируем ее основные принципы. 1. Политическая соревновательность 2. Политическая инициатива 3. Политическое влияние 4. осуществлению индивидуальной свободы. 5. Контроль граждан 6. Воля народа
О
Основные концепции политического лидерства. В современной политологии существует несколько концепций политического лидерства. Наиболее распространёнными являются: 1. Теория черт 2. Ситуационная концепция 3. Функционализм 4. Теория конституентов. 5. Компенсаторная теория
Основные подходы к определению природы политики. В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики консенсусный и конфронтационный. Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо. Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт и др.)исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг». - уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства; - точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.
Основные признаки доиндустриальной, тоталитарной, европейско-континентальной и англо-американской политической культуры. В настоящее время общепризнанной в западной по¬литической науке является типология политических систем Г. Алмонда, который различает их по типу по¬литической культуры и разделению политических ролей между различными участниками политическо¬го процесса и выделяет четыре типа политических систем англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную и частично инду¬стриальную, тоталитарную. Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса государством, партиями, группами интересов и т. д. Европейско-континентальная система (страны За¬падной Европы) отличается расколотостью политичес¬кой культуры, наличием внутри национальных куль¬тур противоположных ориентации, идеалов, ценнос¬тей, присущих какому-то классу, этносу, группе, пар¬тии.
Основные признаки патриархальной, подданнической, активистской политической культуры. три типа политической культуры: патриархальный, подданнический и активистский. Для патриархального типа характерны ориентации граждан на местные ценности общину, род, клан, деревню, племя и т.п. Подданнический тип культуры характеризуется пассивным отношением граждан к политической системе. Активистский тип или политическая культура участия отличается активным включением индивидов в политическую жизнь.
Основные тенденции современных международных отношений. Важной характеристикой современного этапа международных отношений является их динамичность. К началу 80-х гг. завершилась политическая деколонизация. Теперь решения, важные для развития международных отношений, принимаются на всех континентах. В течение последних двух десятилетий в мире стремительно происходили процессы интернационализации экономических и культурных отношений, что послужило основой для интернационализации политических процессов. Нагляднее всего это проявилось в Европе. Первая тенденция развития международных отношений - рассредоточение власти. Вторая тенденция современных международных отношений - новое понимание роли ядерного оружия в системе национальной безопасности. Третья тенденция развития международных отношений - это формирование в последнее время нового представления о путях обеспечения национальной безопасности отдельного государства в условиях, когда она становится неотъемлемой частью проблемы создания всеобщей безопасности.
Основные теории происхождения государства. Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства. Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. Органическая теория. марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология",
Основные черты демократического политического режима. Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Характерные черты демократического режима: - Суверенитет народа: Периодическая выборность основных органов государства. Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Равенство прав граждан на участие в управлении государством: В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную.
П
Плюралистическая модель демократии: понятие, признаки. Демократия западного образца выросла из либеральной политической системы и наследует ее основополагающие организационные принципы: конституционализм, разделение властей и др., а также такие ценности, как индивидуальная свобода, права человека, автономия меньшинства и т.п. Плюралистическая теория демократии нашла признание и применение во многих странах мира. Однако ее идеи не бесспорны и подвергаются критике. Одним из исходных недостатков этой теории нередко считают идеализацию действительности, преувеличение групповой идентификации населения, участия граждан в группах интересов
Политико-правовая мысль Древнего Рима. Взгляды Цицерона. Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106--43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах «О государстве» и «О законах». Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. В духе аристократических учений своего времени Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.
Политическая доктрина утопического социализма Т.Мор, Т.Кампанелла). Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутые передовыми мыслителями того времени Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой. В сочинениях утопических социалистов были по-новому поставлены вопросы государства и права. К Маркс называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии". Политическая идеология утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии. И это понятно. Критика и отрицание общественного строя, основанного на частной собственности, и обоснование преимуществ строя, основанного на общности имуществ, не могли не привести и к качественно новым взглядам на государства, хотя, разумеется, у утопических социалистов встречается немало ссылок на политических мыслителей прошлого для аргументации своих идеалов в области государства и права. Мор и Кампанелла связывают будущее социалистическое общество с демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении дедами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма.
Политическая концепция марксизма. Карл Маркс писал свои работы исходя из принципов материалистической диалектики. Он внес большой вклад в развитие политэкономии. Создал теорию утопического социализма. Сформировал практику революционного движения. Поднял представления об историческом разви-тии, о справедливом обществе и путях его достижения на качественно но-вый уровень. Марксистское учение о государстве и праве включает как философские, так и социологические представления. Он считал, что государство в конечном итоге должно отмирать. Этот процесс он считал абсолютно неизбежным. Государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Классы это большие группы людей, с разными интересами, различающиеся по их отношению к средствам производства. Класс в полном смысле осознаёт себя как особую социальную группу со своими собственными интересами. Наиболее нужной формой выражения классового самосознания является политическая партия. С возникновением государства в обществе идёт постоянная классовая борьба. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там тогда и постольку, где когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. В свою очередь классовая борьба неизбежно ведёт к диктатуре пролетариата. И эта диктатура сама по себе лишь составляет переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.
Политическая культура Казахстана: состояние и перспективы развития. В то же время при оценке партийной системы Казахстана как индикатора уровня развития политического общества можно выделить и некоторые негативные моменты: невысокий уровень межпартийной конкуренции; слабое влияние партийных структур на процесс принятия государственно-политических решений и их исполнение; «вождистский» характер большинства партий; выраженная ориентация на узкогрупповые интересы; размытость социальной базы и идеологических установок, преобладание в программных платформах социального популизма; слабая связь с населением; парламентский тип деятельности, характеризующийся акти- визацией партии лишь в период электоральных кампаний.
Политическая культура: понятие, структура. Политическая культура это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Функции политической культуры: 1) познавательная 2) коммуникативная 3) интегративная 4) воспитательная 5) регулятивная
Политическая мысль арабского Средневековья (Аль-Фараби, Аль-Газали, Ибн-Халдун). Ярким представителем средневековых мыслителей мусульманского мира является Абу Наср Аль-Фараби (870-950гг.). Будучи последователем Платона и Аристотеля, он полагал, что цель человеческой деятельности - счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. В своем сочинении "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" он называет те качества, которыми должен обладать правитель такого города. Это - здоровье и сила, умение понимать людей, проницательность, любовь к справедливости и ненависть к тирании, решительность, храбрость и великодушие. Правитель должен уважать законы и действовать согласно им. Представителем классической теории государства в исламской политической мысли является аль-Газали (1058-1111гг.). Проблема, над которой размышлял мыслитель, - это идея укрепления единого исламского государства путем политической централизации. Для преодоления противоречий между религиозной властью и светской во главе с султаном нужно, с точки зрения аль-Газали, во-первых, рассматривать политику как необходимое составляющее религий и морали; во-вторых, рассматривать религию как основу социальной жизни человека, а власть как страж этой жизни, который обеспечивает ее защиту и незыблемость; в-третьих, аль-Газали считал необходимым союз религиозной и светской власти, полагая, что султан может обеспечить существование единого исламского государства. Будучи противником восточного аристотелизма, аль-Газали считал, что главной задачей государства является защита ислама и исламского образа жизни, а исламское государство должно олицетворять союз власти и религии. Выдающимся ученым арабского Востока был Ибн-Халдун (1332-1406гг.), с чьим именем связана разработка классификации форм правления и определения "естественных законов" становления, развития и падения государств. Любое государство, по Ибн-Халдуну, имеет временные рамки существования, определяемые возрастом трех поколений. В течение этого срока оно проходит пять этапов развития: 1.возникновение новой власти и свержение прежней; 2.сосредоточение власти в одних руках, уничтожение союзников и приближенных, обеспечивающих захват власти; 3.расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне; 4.подавление оппозиции и применение открытых форм насилия для поддержания власти; 5.упадок и гибель государства.
Политическая мысль Древнего Востока. В политических взглядах Древнего Востока превалировала мысль о божественном происхождении государства. Однако тенденция отхода от подобных взглядов в этих странах прослеживается уже в ХI-VII столетиях до нашей эры. Она нашла отражение в ряде учений мыслителей Индии, Китая, Персии и других стран. В середине первого тысячелетия в противовес этим законам появляются различные религиозные течения, которые выдвигают идеи духовного равенства всех людей независимо от принадлежности к той или иной варне /касте/. Одной из таких религий был буддизм. Своим острием он был направлен против брахманов и их идеологии. В раннем буддизме встречаются идеи о том, что первоначально все люди жили счастливо, были равны и свободны. Однако после того, как появились воровство и обман возникло социальное неравенство управление по велению неба. Передовые же мыслители, отвергали идею божественной природы государства. Так, в учении Лао-Цзы(V1-Vвв.до н.э.) развинчивается идея о божественном происхождении царской власти. Все социальное зло объявляется порождением "человеческого дао", т.е. законов, установленных правителями в нарушение естественного закона по которому все люди равны. Социальным идеалом Лао-Цзы был строй основанный на равенстве людей и отсутствии угнетения.
Политическая мысль европейского Средневековья (взгляды Августина Блаженного и Фомы Аквинского). Философия Августина направлена к вечному: душа должна быть обращена к Богу, Который один является источником озарения и который должен быть познан, если мы хотим хоть что-то понять. В философии Бог прежде всех вещей и идей. В то время как язычники впали в заблуждение, распределив свои знания по различным наукам и отдав каждой науке и каждому предмету исследования свою независимую сферу, христианин может распознать родство наук между собой, потому что ему понятно единство из источника. Бог познается во всем, ибо Он создал все. Если же есть необходимость в доказательствах, то они во всем: в движении мира, устройство, порядок и красота которого являются признаками Его присутствия; в существовании конечных, зависимых вещей, ибо для их существования необходим бесконечный Изобретатель; но самое главное -- в природе и устройстве человеческой мысли. Однако все три вида доказательств служат лишь для того, чтобы открыть истину, которую любой человек может открыть в себе самом. Бог присутствует и может быть узнан как в устройстве и движении мира, так и в устройстве и движении человеческой души. Фома аквинский. Одним из наиболее важных результатов томистского богоучения является выведение пяти доказательств бытия Бога, а вернее пяти путей, благодаря которым мы можем от чувственно воспринимаемого мира, являющегося для нас первично постигаемым, продвигаться к познанию факта существования Бога и познанию многих Его качеств. Таким образом наш чувственный, материальный мир связан с Богом, свидетельствует о Нем, и является достойным предметом размышления теолога. Бог, являясь творцом, бесконечной причиной мира, позволяет действовать другим существам, как конечным причинам, в том числе и как существам, обладающим свободой воли. В противоположность августиновской традиции Фома не склонен видеть прямое вмешательство Бога там, где могут действовать вторичные причины, в том числе своевольные.
Политические взгляды казахских просветителей (Абай, Ч.Валиханов, И.Алтынсарин). Чокан Валиханов основоположник казахской просветительской демократической идеологии. Ч. Валиханов рассматривал человека и общество как продукт развития природы. Именно в противоречии и борьбе сословий, полагал Ч. Валиханов, кроются многие причины и законы общественных явлений и событий. Вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области, защита просвещения, самоуправления, свободы и отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян все эти черты просветительства мы также находим в трудах первого казахского ученого-демократа Ч.Валиханова. Осуществляя свою просветительскую деятельность, он боролся за распространение просвещения, развитие науки и социальный прогресс своего народа. Для выяснения общественно-политических взглядов Ч. Валиханова представляют большой интерес его высказывания по вопросам судебной реформы административного управления. Ч. Валиханов как демократ в своей деятельности боролся за все новое, передовое и прогрессивное как в области социальных, так и экономических преобразований. И. Алтынсарин - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, писатель, фольклорист, этнограф. По своим политическим убеждениям И. Алтынсарин, несомненно, был демократом, сторонником народного самоуправления, но решительно отказывался от идеи социализма, возможно потому, что в его русском окружении данная идея была совершенно неприемлема и считалась чем-то губительным для существования общества. В понимании им возможных путей вхождения казахов в цивилизованное сообщество центральное место занимает идея «естественного развития», с чем связан гуманизм просветителя и критика колониальной политики царизма. Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, композитор, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы и ее первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама. Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против исламского догматизма, рабского положения женщины, против социального зла и невежества. Оценить социокультурные взгляды, богатство политической мысли Абая можно, познакомившись с идеями, высказанными в его главном философско-этическом труде «Слова назидания». Абай считает, что необходимо культивировать основные нравственные ценности - знание и веру, учась у других народов, перенимая у них все самое полезное. Для этого нужна сильная власть, которая будет ликвидировать разобщенность, содействовать пробуждению национального самосознания, устанавливать порядок в степи. Однако Абай предостерегает и от увлечения насильственными методами осуществления власти, от ее антигуманных действий. Препятствием для установления сильной власти в степи, по мысли Абая, были, во-первых, потеря суверенитета, зависимость от центральной российской власти, а во-вторых, разрушение устоев самобытной государственности, разрыв с традиционными правовыми нормами, ликвидация управленческих и властных структур прошлого. Поэтому он подчеркивает ценность степных кодексов, созданных ханами Есимом, Касымом и Тауке.
Политические взгляды казахской либеральной интеллигенции начала ХХ века (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов). Букейханов Алихан Казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш». Самоопределившись, А. Букейханов создает национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах». Образование партии «Алаш» было организационно оформлено в июле 1917 года на первом «общекиргизском съезде», когда был избран ее исполком, а также определены задачи по выработке программы партии. В вопросе о государственном устройстве алашордынцы выступали за федерацию как союз равноправных народов. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на II Всеказахском учредительном курултае была провозглашена Алашская автономия, т. е. автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда», а его председателем (президентом) А. Букейханов. А. Букейханов участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято решение о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам А. Байтурсынов выдающийся казахский общественный деятель, просветитель-демократ, ученый, философ, поэт, публицист, литературовед, ученый-лингвист, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, один из основателей партии « Алаш» и правительства «Алаш Орды». Вся жизнь А. Байтурсынова была пронизана пламенной заботой о самоопределении казахов, сохранении в веках самобытного народного творчества, самого духа нации. Не случайно М. Ауэзов еще в 1923 году, учитывая неоценимые заслуги А. Байтурсынова перед казахским народом, назвал его «вождем казахской интеллигенции». В 1905 году А. Байтурсынов активно включается в политическую. Он один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства М. Дулатов известный казахский общественный деятель, ученый-историк, философ, писатель, поэт, публицист, переводчик, педагог, член правительства Алаш-Орды. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу родного народа. М. Дулатов становится активным участником политических событий той поры. Это было как раз накануне и во время российской революции 1905-1907 годов, которая оказала исключительное влияние на ход политической жизни казахского общества на протяжении многих лет. М. Дулатов писал, что отдельно взятый чиновник, администратор может быть порядочным, добросовестным человеком, но в структуре системы чиновников можно увидеть черты системного метода прочно вошедшего в структуру гуманитарного знания в середине ХХ века.
Политические взгляды Николо Макиавелли. Основы новых политических идей в Европе заложил итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527),занимавший государственную должность секретаря во Флорентийской республике, автор знаменитой книги «Государь». Макиавелли четко разграничивал нравственность частную и поли-тическую, считая, что между ними нет ничего общего. Для Макиавелли нравственное содержание политики определяется государственной целесообразностью: благо народа высший закон, по-вторил он вслед за древними. Макиавелли был фаталистом. У каждого народа, полагал он, есть своя судьба, свое предназначение, избегать или изменить которые невозможно. Гениальность по-литических лидеров и чистота общественных нравов могут только оттянуть, отсрочить момент падения государства, если он предопределен. Макиавелли утверждал, что все средства, ведущие к достижению общественного блага, оправдываются этой целью. В целом влияние Макиавелли на европейскую политическую мысль было безусловно сильным, однако далеко не исключительным
Политические взгляды Шарля Монтескье. Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. К естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. Но как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода между отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны, писал Монтескье, побуждает установить законы между людьми". Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).
Политические воззрения Аристотеля. Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является её многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил практически все существовавшие в его время отрасли науки. Правительство и общество не остались вне поля зрения философа. Основное место посреди его произведений, посвященных исследованию страны и общества, естественно, занимает "Политика". Теоретическое построение идеального полиса - конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель в "Политике". Ссылаясь на природу, неправомерно, по его мнению, распределившую меж людьми умственные способности, Аристотель защищает один из устоев античного общества - рабство.
Политические воззрения Платона. Платон в своих трудах «Государство» и «Законы» изложил свои взгляды на устройство государств, политические режимы и формы правления. Также Платон описывает идеальное утопическое государство, все остальные государства, по его мнению, являются лишь приближениями к идеалу. в соответствии с политическими взглядами Платона государство имеет приоритет над человеческой личностью, потому что ее интересами, по мнению Платона, следует пренебречь для целей благополучия государства. Человек должен всегда находиться под контролем власти в силу своей неспособности существовать вне общества, ни в какой сфере его действия не должны руководствоваться его собственными воззрениями он во всем должен прислушиваться к мнению верхушки общества. В «Законах» можно отметить принцип верховенства закона и развитую систему беспристрастного правосудия, однако вместе с этим присутствует и строгая система контроля в государстве, регламентирующая практически каждый шаг. Личность, подверженная тотальному контролю во всех сферах своей жизнедеятельности, в любом случае будет стремиться к освобождению от давления сверху, что рано или поздно приведет к волнениям и существование справедливого общества будет поставлено под угрозу.
Политические идеи XIXвека (Г.Спенсер, Л.Гумплович). Наблюдаемые в жизни общества процессы роста и усложнения их структуры и функций или связанности его отдельных частей (элементов), их дифференциации Спенсер представил как процесс постепенного объединения различных мелких групп в более крупные и сложные, которым он дал название «агрегаты». Этим названием охватывались такие общественные группы и объединения, как племя, союз племен, города-государства, империи. Было принято во внимание также, что, раз возникнув, эти объединения (агрегаты) испытывают воздействие иных факторов перемен социально-классовой дифференциации, специализации в виде разделения труда, образования органов политической власти (регулятивная система), а также возникновения земледелия, ремесел (система органов «питания»), возникновения специализированной «распределительной системы» (торговли, транспорта и иных средств сообщения). Исходным положением для оценки общественных структур и остальных частей политических агрегатов у Спенсера стало положение о том, что общество существует для блага всех членов, а не члены его существуют для блага общества. Л. Гумплович представитель социологического направления политической мысли. Но, в отличие от марксизма, он видел причину возникновения государства и политической власти вообще не в развитии социально-экономических основ общества, а в насилии, в завоевании одних племен другими. Насилие, войны выступают у Гумпловича не только как «родители и повивальная бабка государства», но и как главная основа любой политической власти победителей над побежденными, правящих над управляемыми. Не экономические процессы порождают социальное и политическое неравенство, классы, государство и право, а политическая власть, основанная на насилии, приводит к экономическому неравенству, социально-классовой дифференциации, появлению права. «Сила идет впереди права», провозглашал Гумплович. Правда, он признавал, что насилие в политической области больше относится к историческому прошлому, нежели к современности и будущему.
Политический процесс и политическая модернизация. Понятие “политический процесс” отражает динамику развития политической жизни общества, изменение во времени и пространстве ее состояний. Политическая модернизация возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Модернизация обусловлена объективными (социально-экономическими и культурными) и субъективными (способность политического руководства осуществить эффективное изменение политической системы) факторами.
Политический процесс: понятие и структура. это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Политический процесс раскрывает две основные формы политического волеизъявления граждан: различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов участие в выборах, референдумах, членство в политических партиях и т. д.; формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами. Политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться в оппозиции к нему. Однако все формы политического поведения и деятельности субъектов объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые государственной властью политические решения.
Политический режим: понятие, типы. Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющей характер политической жизни общества Политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом. Обычно выделяют два основных типа политических режимов: 1. Недемократические политические режимы. Тоталитарный и авторитарный. 2. Демократический политический режим.
Политическое поведение: понятие, виды. Понятие политического поведения помогает при анализе политической деятельности уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей. В зависимости от политического поведения участники политики подразделяются на следующие виды: лидеры, активисты ; последователи лидеры мнения,
Политическое сознание: понятие, функции. Под политическим сознанием имеются ввиду многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Политическое сознание выполняет целый ряд функций: 1. Регулятивная функция 2. Познавательно-информационная функция. 3. Оценочная функция.. 4. Мобилизующая функция.
Политология как наука. Предмет и объект политологии. Политология как наука: объект, предмет. Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: «политик» государственные, общественные дела и «логос» - слово, мысли, учение. «Отцом» первого понятия является Аристотель, второго Гераклит. Сочетание этих двух понятий означает, что политология это учение, наука о политике. Происхождение термина «политик» связано с древнегреческим городом- государством, который именовался полисом. Полис это сложившаяся в Древней Греции форма общественного устройства, ставшая прототипом современного национального государства. Таким образом, термин «политология» восходит к древнегреческому полису и означает учение о политике, т. е. совокупность знаний об управлении государством. Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. Предмет политологии закономерности становления, функционирования и изменения политической власти.
Понятие и признаки политической власти. Политическая власть есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью. Отличительными признаками политической власти являются: 1. Суверенитет, 2. Авторитет, 3. Волевой характер 4. Верховенство, 5. Всеобщность. 6. Принудительность. Т7. Моноцентричность, 8. Широчайший спектр используемых стредств
Понятие власти. Основные концепции власти. власть это способность и возможность осуществлять свою волю (личностью, классом, группой, партией, государством и т.п.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и другими способами (экономическая, политическая, государственная, семейная власть и другие виды власти). Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Широкое распространение получили поведенческие концепции власти. Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого.
Понятие глобализации. Характеристика глобальных проблем современности. Глобализация как исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий становления земной цивилизации, предопределяющий проявление и действие общеобъединяющих культурно-экономических тенденций в мире. Глобализация как более тесное и широкое взаимодействие государств и международных организаций в оценке состояния и поисках решений обостряющихся проблем, затрагивающих интересы не только отдельных государств, но и всего человечества, составляющих сущность всеобъемлющей безопасности и самым непосредственным образом влияющих на жизнеспособность биосферы. Глобализация как высшая стадия интернационализации, где в более широком представлении под ней понимается совокупность таких процессов и явлений, как трансграничные потоки товаров, услуг, капитала, технологии, информации и межстрановое перемещение людей, преобладание ориентации на мировой рынок в торговле, инвестировании и других трансакциях, территориальная и институциональная интеграция рынков
Понятие государства. Признаки государства. Госуда́рство это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемойтерриториях. Существенные признаки государства: 1. Территория. 2. Население. 3. Публичная власть.. 4. Право. 5. Правоохранительные органы. 6. Армия. 7. Налоги. 8. Суверенитет. Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.
Понятие демократии. Признаки демократии. Демокра́тия (др.-греч. «власть народа) политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков: - Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов. - Народ является единственно легитимным источником власти. - Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.
Понятие и генезис политических партий. Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Не являясь непосредственными носителями государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной жизни. Занимая центральное место в системе негосударственных организаций, политическая партия представляет собой самостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, имеющее определенную структуру и цели деятельности. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти, это самое распространенное определение, Кроме указанных подходов существует и ряд других: партия - носитель идеологии; партия - длительное объединение людей; цель партии - завоевание и осуществление власти; партия стремится заручиться поддержкой народа.
Понятие и структура политической системы общества. Политическая система общества - система отношений государственных и негосударственных организаций, институтов, с помощью которых осуществляется политическая жизнь общества. Она обеспечивает власть определенного класса, группы лиц, либо одного лица, регулирование и управление различными сферами общественной жизнедеятельности. Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система общества имеет свою структуру, которая означает, из каких элементов она состоит и как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы. -политическая организация общества, -социально-политические и правовые нормы, -политические отношения, -политическая практика,
Понятие и функции политической элиты. Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». Политическая элита лица, принимающие в рамках политической системы главные решения, отдающие приказы и контролирующие посредством бюрократического аппарата их выполнение. В каждом обществе политическая элита занимает главенствующее положение и осуществляет функции политического руководства Функции политической элиты. На первом месте стоит стратегическая функция. Коммуникативная функция . Организаторская функция. Интегративная функция
Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем. совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Избирательная система в узком смысле порядок определения результатов голосования. Мажоритарная избирательная система. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. Абсолютного.В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов 50% + 1 голос. относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Пропорциональная избирательная система: Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. - Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии - Смешанные системы используются в ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать или суще¬ственно смягчить их недостатки
Понятие легитимности. Правовое и прагматическое понимание легитимности. Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ. Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии
Понятие мировой политики. Геополитика, национальный интерес, национальная безопасность. Мировая политика сфера отношений между государствами, международными политическими организациями и союзами государств, процесс выработки, принятия и реализации политических решений, затрагивающих интересы мирового сообщества. Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Геополитика это географический разум государства. Национальная безопасность - это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан. Национальный интерес - это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей.
Понятие оппозиции. Типы оппозиции. (от лат. oppositia - противопоставление) - способ противопоставления одних политических взглядов, идей, действий другим политическим взглядам, действиям. Оппозиция в политике может осуществляться на разных уровнях политического властвования, в разных видах государственной и партийной власти, внутри каждой из них.типы: Системная и внесистемная оппозиция.
Понятие партийной системы. Виды партийных систем. Партийная система - это механизм борьбы либо сотрудничества партий, стремящихся к реализации поставленных перед собой целей. Известны многопартийная, авторитарная, социалистическая и фашистская партийные системы. Традиционно выделяют три вида партийных систем: - однопартийная; - двухпартийная; - многопартийная.
Понятие политических отношений. Субъекты и объекты политических отношений. Политические отношения отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания. Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык. Субъекты политики участники политических отношений носители действий. Объекты политики участники политических отношений политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики. Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы.
Понятие, принципы, типы политического прогнозирования. Понятие "политическое прогнозирование" означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества - экономической, социальной, духовной. Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы. политическое прогнозирование должно основываться на принципах: альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность, верификация (проверяемость
Правовое государство: понятие и признаки. Правовое государство характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод. к числу принципов (признаков) правового государства относят: 1. верховенство закона 2. Соответствие закона праву. 3. разделения властей, 4. Взаимная ответственность личности и государства 5. Правовое государство не только признает и закрепляет широкий спектр прав и свобод, но и реально обеспечивает их осуществление.
Признаки государственной власти. Основания и ресурсы государственной власти. Признаки власти: - Всякая власть социальна. - Власть имеет волевой характер. - Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть в обществе бывает различной. Основания или источники власти разнообразны как многообразна общественная жизнь, структура общественных отношений. Под основаниями власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсы власти. Ресурсы власти это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для укрепления власти. 1. Экономические ресурсы 2. Социальные ресурсы 3. Культурно-информационные ресурсы 4. Административно-силовые ресурсы 5. Юридические ресурсы
Признаки демократической, тоталитарной и авторитарной партий. Демократические партии отличаются лояльностью и терпимостью по отношению к другим элементам политической системы, рассматривают власть как результат свободной политической конкуренции, признают право на жизнь и политическую борьбу других партий. Тоталитарные партии характеризуются стремлением к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе и государства, к полному доминированию в политической системе, устранению других партий. Авторитарные партии, как правило, возникают из национально-освободительного движения, формируются вокруг вождя, отличаются массовостью и, в большей степени, представляют собой не собственно политическую партию, а массовое общественно-политическое движение, которое функционирует до тех пор, пока вождь находится у власти.
Пропорциональная избирательная система. Пропорциональная избирательная система: Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. - Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии.
Прямая (идентитарная) демократия: понятие, характеристики. Прямая демократия (Непосредственная демократия) форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа. Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений. Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.
Р
Развитие парламентаризма в Казахстане. Структура и порядок формирования законодательной власти. Истоки парламентаризма как непременного атрибута государственности, не оформленного в соответствующий государственный институт современного типа, проявляются с первых тюркских и собственно казахских государств, существовавших в форме военных демократий. В них наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики относились к компетенции всенародного собрания курултая. Казахстанский парламентаризм явление динамичное, на данном этапе развития нашего государства именно такая его модель представляется оптимальной, способной отвечать вызовам времени.
Разделение властей как принцип правового государства. Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей(отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения.
Репрезентативная (представительная) демократия: понятие, характеристики. политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.
С
Стратегия «Казахстан-2030» о национальной безопасности. ИЗЛИШНЯЯ ОСТОРОЖНОСТЬ ЛИШНИЙ РАЗ БЕДУ ОТВОДИТ Приоритетность безопасности очевидна: если страна не сохранит ее, у нас попросту не будет возможности говорить о планах устойчивого развития. Второй компонент нашей стратегии - усиление связей с главными демократическими, индустриально развитыми государствами, включая Соединенные Штаты Америки. Эти страны начинают осознавать, что создание независимого и процветающего Казахстана отвечает их национальным интересам. В-третьих, мы будем всемерно использовать помощь и содействие международных институтов и форумов, таких, как ООН, МВФ, Всемирный банк, Азиатский, Европейский и Исламский банки развития, что обеспечит поддержку Казахстану со стороны международного сообщества. Пятое - мы должны развивать у всех граждан Казахстана чувство патриотизма и любви к своей стране.
Стратегия развития «Казахстан-2030» о формировании профессионального государства. Созданы предпосылки для повышения эффективности функционирования центральных исполнительных органов. Деятельность органов государственного управления основывается на принципах кратко-, средне- и долгосрочного планирования. По приоритетам, определенным в Стратегии "Казахстан-2030", разработан Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года. Разработаны государственные и отраслевые программы развития по приоритетным направлениям экономики. Предприняты шаги по достижению более высокого уровня транспарентности центральных исполнительных органов. Внедрена и функционирует новая модель государственной службы. Осуществлен переход на конкурсно-карьерную основу приема и продвижения по службе. Цели Формирование системного подхода к организации деятельности государственного аппарата, придание его работе гибкости и эффективности, усиление межведомственного взаимодействия и координации, внедрение положительного опыта административной государственной службы в иные виды государственной службы.
Сущность тории разделения властей (Локк, Монтескье) Разделение власти -- одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде «Два трактата о государственном правлении». Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение доктрину раннебуржуазного либерализма. Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. В своей фундаментальной работе «О духе законов»(1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга» . Как видно, цель теории создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод. Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть рас- пределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства.
Т
Теория «заинтересованных групп» А.Бентли. А. Бентли появилась в ответ на так называемый правовой формализм, в соответствии с которым общество развивается по непреложным законам, наподобие природных. В то же время эта теория указывает на механизм принятия решений в политической сфере, в том числе законов. В соответствии с ней в обществе существует большое количество групп, так или иначе воздействующих на политическую сферу с целью реализации своих интересов. Трудность создания данной теории заключается в прослеживании связей, часто скрытых, между заинтересованными общественными группами и действующими политическими структурами. В этом главная заслуга А. Бентли. К заинтересованным А. Бентли относил социальные группы, имеющие свои политические интересы: профсоюзы рабочих и фермеров, организации предпринимателей, представителей различных профессий (врачей, адвокатов, инженеров), церковные, женские, молодежные, экологические и иные общественные организации. Деятельность заинтересованных групп имеет двоякое значение в современной политической жизни. С одной стороны, она искажает исходную объективную картину политической жизни; с другой стороны, способствует более широкому распределению власти в обществе и тем самым его устойчивости и повышению степени независимости граждан от государства. Защита заинтересованными группами своих политических интересов получила название лоббирования. Оно может происходить двумя основными путями: заинтересованные группы могут воздействовать на профессиональных политиков и чиновников самыми разными способами (от составления петиций до подкупа), а могут стремиться вводить во власть своих представителей что более надежно. Заинтересованные группы могут защищать не только частные интересы отдельных слоев, но интересы любого члена общества
Теория государственной бюрократии М.Вебера. Подойдя к решению политологических вопросов с социологических позиций, немецкий ученый М. Вебер (18641920), по существу, подтвердил закон олигархизации Михельса. Рассмотрев особенности функционирования государственной бюрократии, М. Вебер пришел к выводу, что численный состав и влияние этого социального слоя будет неизбежно расти по мере усложнения функций государства. Борьбу между политическими партиями и чиновничьим аппаратом Вебер назвал основным конфликтом политической жизни. Будущее общество станет, по Веберу, диктатурой чиновничества. Это предвидение оправдывается. М. Вебер призывал бороться против растущей бюрократизации общества и эффективный способ борьбы видел в проведении политических референдумов или плебисцитов по различным вопросам, которые давали бы возможность населению напрямую высказывать свою точку зрения. То значение, которое Вебер придавал проведению референдумов, дало основание назвать его концепцию плебисцитарной теорией демократии. В лице Вебера две во многом противоположные концепции демократическая и элитарная соединились в виде одной синтетической теории.
Теория плюралистической демократии Р.Даля. Р. Даль включает в данное понятие две характеристики: относительно высокая терпимость к оппозиции и широкие возможности влияния на поведение правительства. Р. Даль считает, что данные институты сложились в процессе адаптации демократических идей, которые существовали в античных городах-государствах, к масштабам современных наций-государств. Данный исторически сложившийся комплекс политических институтов по традиции, пишет Р. Даль, именуют демократическим, хотя «афинский демократ был бы шокирован политическими институтами полиархии и скорее всего отверг бы всякую возможность называть их демократическими», хотя бы из-за наличия политических партий и заинтересованных групп, которых не было в Афинах, где каждый член народного собрания был представителем верховной власти. Полиархические институты необходимы, но не достаточны для осуществления демократического процесса на огромных территориях. Столь же необходим плюрализм, идейный и организационный, т. е. наличие ассоциаций и заинтересованных групп. Р. Даль подчеркивает в связи с этим важность контроля, но проблема эта, как мы знаем из новой теории демократии, остается нерешенной в современном государстве. Некоторые исследователи (например, норвежский политолог С. Роккан) считают, что точнее говорить не о плюралистической демократии, а о корпоративном плюрализме. Первое, конечно, не исключает второго, но именно второе реально существует в современном мире. В числе таких четырех «корпораций»
Типология политических систем. Вопрос о классификации политических систем (т.е. выделении ее определенных типов) был поставлен древними греками. Платон выделил монархию, аристократию и демократию, а Аристотель предлоложил шестичленную систему: монархию-тиранию, аристократию-олигархию, политею-демократию. Согласно марксистской аргументации, в основе которой классовый подход, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая системы. На современном этапе западные политологи выработали разные классификации в зависимости от критериев. Широкое распространение получила типология Ж. Блонделя, выделившего пять типов: либеральной демократии, радикально-авторитарные (коммунистические) системы, традиционные системы, отличающиеся консерватизмом в защите социального неравенства, популистские (свойственные странам “третьего мира”), авторитарно-консервативные.
Типология политического лидерства. Классическим примером типологии лидерства является разработка немецкого социолога М. Вебера, который выделяет 3 типа лидерства. Традиционное лидерство. Рационально-легальное лидерствою. Харизматическое лидерство. Херман выделяет 4 типа. Лидер-знаменосец, Лидер-служитель, Лидер-торговец, Лидер-пожарный,.
Типы легитимности. принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную. - традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. - рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. - харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера.
Тоталитарный политический режим: понятие, основные характеристики. Тоталитарный режим это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером. Понятие «тоталитаризм» в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». Признаки тоталитарного политического режима: 1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; 3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
Ф
Формы государственного правления Форма правления представляет собой способ реализации верховной государственной власти и проявляется через систему высших органов власти и механизм их взаимодействия. Современные государства представлены двумя основными формами правления: монархия и республика. Главное отличие между ними заключается в механизме замещения должности главы государства. Так, в монархиях она, как правило, наследуется, а в республиках является выборной. В зависимости от реального и правового положения монарха как главы государства, его взаимоотношений с парламентом и правительством можно выделить монархии абсолютные и конституционные. Абсолютная Конституционная монархия Дуалистическая монархия парламентская монархия Наиболее распространенной формой правления в современных государствах является республика. В зависимости от организации взаимоотношений высших органов государства различаются два основных вида республики: президентская и парламентская.
Формы государственного устройства. Фо́рма госуда́рственного устро́йства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств… На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства: Унитарное государство Федерация Конфедерация
Функции государства. Функции государства классифицируются: - по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние, - по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства), - по значению: на основные и неосновные, - по видимости: на явные и латентные, - по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные. Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся: - Правовая функция - Политическая функция - Организаторская функция Экономическая функция - Социальная функция Экологическая функция - Культурная функция . - Образовательная функция .
Функции политических партий. Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политической системе, выражают необходимость решения двух групп задач: внутренних и внешних.
Функции политической власти. Основная функция политической власти управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочай- ших предназначений политической власти заключается в постоян- ном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию еще дальше, следует отметить, что в ее выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д. Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) это функция оптимизации самой политической системы, приспо- собление ее институтов (государство, партийная система, изби- рательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. Третья функция политической власти обеспечение стабиль- ности в стране.
Функции политической культуры. Политическая культура выполняет ряд общественно-значимых функций: • Познавательная • Идентификационная • Нормативно-регулирующая • Функция социализации • Интеграционная • Коммуникативная • Воспитательная
Функции политической системы. Политическая система общества имеет свои функции, среди которых исследователями выделяются: 1) определение целей, задач и путей развития общества; 2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ; 3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности); 4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности; 5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя; 6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы; 7) разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе; 8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей; 9) распределение материальных и духовных ценностей
Функции политологии в современном обществе. К числу важнейших функций политологии следует отнести по меньшей мере следующие четыре: теоретическую, методологическую, практическую и прогностическую. Теоретическая функция политологии имеет своей целью прежде всего разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах. методологической функции политологии, состоит в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. практической функции политологии. следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью. прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества. Во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта. В-третьих, моделирование политических процессов и отношений.
Э
Этапы становления суверенитета Республики Казахстан. В декабре 1991 г. распался Союз Советских Социалистических Республик. 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции, необходимость принятия которой никем не оспаривалась. В июне 1995 года, не дожидаясь выборов нового парламента, Н.Назарбаев представил на суд общественности свой проект новой Конституции Казахстана. Казахстан утверждает себя светским, правовым, социальным и унитарным государством с президентской формой правления.