Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МОУ ДОД ДШИ
г. Добрянка
Музыкальный слух - направления и методы его развития
Методическое сообщение
Составила преподаватель II-й квалификационной категории Братчикова Н.А.
Музыкальный слух включает в себя несколько видов - звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический, тембро-динамический, внутренний (музыкально-слуховые представления). Его можно воспитывать и развивать.
I. Звуковысотный слух
На развитие звуковысотного слуха в значительной мере влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. Что для этого надо? 1) Настроенный инструмент. 2) Вокал дает чувство высоты. Подпевание - форма проявления слуховых представлений.
Методы:
Последовательность развития звукового слуха на уроках сольфеджио
Для развития звуковысотного слуха на начальном этапе я пользуюсь «Лесенкой». Использую её для различных игр, например «Угадай-ка» (воспроизвести мелодию, следя за указкой). Этот метод подготавливает к пению по нотам метод относительной солъмизации.
Пение с листа - один из важнейших практических навыков. Он вырабатывается постепенно. В процессе работы особое внимание нужно уделять развитию внутреннего слуха. Перед началом пения исполняемый пример необходимо проанализировать. Очень важна настройка в данной тональности.
На уроках хора так же развивается звуковысотный слух. Начинается это с распевания. Материалом для распевания могут служить русские народные песни. В них содержатся богатейшие возможности для вокального развития детей (кантилены, полетности, звонкости, дикции, выразительности).
Проявляется в восприятии именно как музыкальной мелодии, а не ряда следующих друг за другом звуков.
Мелодический слух находится в прямой зависимости от художественного качества. «Интонация - это ядро музыкального образа, средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения» (К.Н. Игумнов). Содержание «музыкальных слов» (мотивов) - один из важнейших аспектов развития музыкального мелодического слуха.
Фортепиано требует сильного, яркого слухового воображения.
Творческое начало - одно из национальных черт русской фортепианной школы.
Методы:
«Лишь тогда, когда каждый голос, в своих повышениях и понижениях, поет самостоятельно, самостоятельно делает свои акценты, самостоятельно декламирует музыкальную мысль - лишь тогда начинает светиться душа рояля» (Мартисен).
Полифонический слух необходим всюду, т.к. умение слышать несколько музыкальных линий требуется в любой форме или жанре.
Методы и приемы:
Это проявление слуха к созвучиям: комплексам различной высоты в их одновременном сочетании. Сюда входят: умение отличить консонансы от диссонансов, ладовые функции аккордов и их тяготениям, правильные и фальшивые аккорды.
«Знание законов тональностей и интервалов, угадывание аккордов и голосоведения - дают музыкальный талант» (Н. Римский-Корсаков).
Приемы:
Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Это дает возможность накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте. При анализе многоголосной музыки учащиеся должны услышать в ней пройденные аккорды, интервалы, разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).
Это музыкально-слуховые представления, способность исполнительской передачи содержания.
Вижу - слышу - представляю - мысленно играю.
Приемы:
клавиш
Для развития внутреннего слуха следует предлагать запись знакомой мелодии по памяти, возможен ритмический, гармонический диктант.
За последние годы на уроках сольфеджио все больше внимания уделяется творческим приемам развития слуха.
Поскольку творчество связано с самостоятельными действиями, ребенок психологически раскрепощается, становится смелее, учится мыслить.
Творческие упражнения активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха (ладоинтонационный, гармонический, музыкальную память, чувство метроритма), а так же развивает вкус и наблюдательность.
К творческой работе относятся импровизация подголосков к мелодии, подбор аккомпанемента, особенно эффективны в младших классах.
Развитие навыков с развитием слуха и есть обучение.
От слухового воображения зависит всё, ведь тренировать ухо труднее, чем тренировать пальцы.
Используемая литература
Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика»-Ростов- на- Дону «Феникс» 2002г.
Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе» Учебное пособие, Москва, 1998 г.