Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Воспитание и обучение в Киевской Руси
Временной отрезок (10-13вв.)
В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, от православия, которое в 988 г. Стало официальной религией Киевской Руси. Большой вклад в становление русского образования внесли болгарские книжники, которые нашли приют в Киеве после опустошения войсками Византии в 70-х гг. 10в. Болгарии и её столицы Переслава. Они приняли участие в подготовке первого поколения книжнообразованных людей, вприобщении русичей византийской, античной и библейской мудрости.Из Болгарии на Русь пришли первые учебные книги: «Азбучная молитва», «О письменах» и др. Языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица). Смешение христианства и язычества наложило неизгладимый отпечаток на психологию и мироощущение русичей. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. Так, у византийцев были заимствованы жанр и стилистика «житий святых», поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания.
В качестве образа поучений можно указать «Изборник Святослава» (1076), были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344 -407). Кирилл Туровский (ум. 1182) развивал идеи Златоуста. Он считал, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств. Его сочинения предназначались высокообразованным людям.
Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания, князь даёт советы: не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться. Его суждения побуждали к практическому мышлению, деятельности. Такую же направленность имели и философско-педагогические идеи киевского митрополита Климента Смолятича (12в.), который полагал, что объектом познания должно быть не только «Священное писание», но и природа-творение божественной мудрости. Проблемы познания и обучения разрабатывались также мыслителями Кириллом Туровским и Кириком Новгородским. Но главным очагом воспитания была семья. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. В семье преподавались и наследственные знания, навыки ремёсел и промыслов.
Появление первых школ было вызвано потребностями духовенства, увеличением числа грамотных людей. Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киеве(10в.). Первая школа учения книжного открылась при князе Вледимире Святославиче в Киеве в 988г. Это событие предваряло развитие школьного дела, религиозной педагогической мысли. Дворцовая школа учения книжного, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Её ученики уже умели читать и писать. Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Ярослав Мудрый (1019-1054) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам-«учите людей». Княгиней Анной Всеволодовной в 1089г. В Киеве было открыто женское училище, где учились около 300 девиц. На протяжении периода 10-13 вв. школы возникали и в других городах. Обучение велось в индивидуальной форме, дети сидели вместе, но с каждым учеником занимались отдельно, дети учились с 7 лет. Родители платили за обучение. Учениками обычно были дети высших сословий. Об уровне обучения свидетельствуют законодательный памятник «Русская Правда» и сочинение Крика Новгородца «Учение ведати человеку числа всех лет».
Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Они занимались с детьми всех сословий, обучали чтению, счёту и письму подобно тому, как мастера учили подмастерьев. Использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. В качестве писчего материала использовали бересту, тексты выцарапивали «писалом». Первые берестяные грамоты относятся к 10-11вв. При обучении элементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счёту. Считали устно и на абаке. Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» энциклопедического характера (Изборник Святослава).