Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
21
PAGE \* MERGEFORMAT - 3 -
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский государственный технологический университет»
Кафедра менеджмента и предпринимательской деятельности
Специальность менеджмент организации
Группа 3191-11
Тема: Экономические теории древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим).
Выполнил: студент гр. 3191-11
Спирина И.А.
Проверил: Бунимович И.Д.
2010 г.
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Экономическая теория Древнего Востока……………………….5
1.1. Древний Китай………………………………………………………………5
1.2. Древний Египет……………………………………………………………..8
1.3. Древняя Индия ……………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. Экономическая теория Античности…………….........................13
2.1. Древняя Греция……………………………………………………………..13
2.2. Древний Рим………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21
ВВЕДЕНИЕ.
В данном реферате рассматривается тема «Экономическая теория древнего мира». Актуальность данной темы заключается в том, что первоначально экономическую теорию не отделяли от других форм мышления в обществе, поэтому нельзя точно определить ее зарождение, однако эту науку принято рассматривать именно с древних времен.
Цели данного реферата являются раскрытие вопроса о значении, роли и реализации экономических теорий в мире, где экономика не существовала как отдельная наука, но получала такое же широкое распространение, как сегодня.
Задачи: Рассмотреть экономическую теорию Древнего мира, оценить ее значение для будущего формирования экономики как науки.
Предметом исследования будут являться деятельные процессы того времени, а также историко-экономическое развитие Древнего мира.
Для начала, определимся, что такое экономическая теория.
Экономическая теория - это наука, изучающая человеческое поведение сс точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление/1/
Исторический период, обозначаемый термином «Древний мир», охватывает отрезок времени с IV тысячелетия до н.э. по первую половину I тысячелетия н.э. История древнего мира это история древних цивилизаций, древних классовых обществ, для которых характерен высокий для того времени уровень развития производительных сил, позволявший
_________
/1/ Орехов А. Методы экономических исследований М.: ИНФРА-М, 2009, с. 11
производить прибавочный продукт.
В течение рассматриваемого периода рабовладельческие общества проходят длительный путь эволюции, начиная с превращения в рабов одно общинников за долги и использования в качестве рабов плененных в ходе военных захватов женщин и детей (мужчин убивали), до обществ, где рабский труд играет важную или даже основную роль (Древняя Греция и особенно Древний Рим). Также появляются товарно-денежные отношения.
Основным достижением экономической мысли рассматриваемого периода современные ученые считают идею равносильного обмена вещей по их стоимости.
ГЛАВА 1. Экономическая теория Древнего Востока.
Первыми государствами на Земле были государства Древнего Востока. Они располагались в местах с жарким климатом, в долине рек с плодородными почвами. Они не были похожи на античные государства в рабовладельческом плане. Во-первых, в государствах Древнего Востока рабы не составляли производственную силу общества. Во-вторых, земля там принадлежала государству или же государственно-общинной собственности. В-третьих, экономика восточных государств в отличие от античных, представляла собой жестко централизованную хозяйственную систему. Это было следствием государственной собственности на землю. В-четвертых, государство на Востоке имело форму «восточной деспотии» - перед лицом государства все граждане были полностью бесправны.
1.1. Древний Китай
Китай горная страна. Примерно 80% территории горы и плоскогорья. Природные условия западной и восточной частей страны отличаются друг от друга. Западный Китай это в основном гористая местность с резко континентальным климатом. Восточный Китай, прорезанный долинами больших рек Хуанхэ и Янцзы, имеет мягкий климат, плодородные аллювиальные почвы и хорошую растительность.
Благодаря хорошим природным условиям Восточного Китая, население приручило различных животных, вследствие чего, стало заниматься скотоводством, позднее земледелием.
Успех земледелия зависел от дождевых осадков. От неравномерного распределения бывали голод и неурожаи. Однако китайцы приспособились они создали системы искусственного орошения.
Населению также приходилось защищать свои земли от постоянных наводнений китайских рек.
Правители, видя в земледелии особую важность для экономики государства, уделяли ему огромное внимание и заботу. Труд земледельца очень ценился.
Китайцы преуспели в агротехнике. Они первые стали применять органические удобрения и бороться с вредителями. Благодарю высокому уровню знаний по агротехники, им удавалось получать очень хороший урожай как продовольственных, так и технических культур. Китайцы первые стали заниматься шелкопрядством. Также они придумали метод смены полей. Две части засевались, а третья год отдыхала под паром, благодаря чему плодородность земель не утрачивала свои силы. В I в. до н. э. в Китае стали выращивать чай.
Древний Китай славился своими ремесленными талантами. Здесь достигли своего мастерства обработка камня, дерева, кости. Также было искусно гончарное дело. Как и сельское хозяйство, ремесленное дело тоже очень ценилось. Создавались государственные мастерские, которыми ведали особые чиновники. В мастерских работали как наемники, так и рабы.
Древний Китай был высокоразвитым государством в сфере изготовления редких товаров, а точнее товаров, которые на тот момент никто не производил (шелк, фарфор), благодаря чему вел обширную торговлю с соседями, что способствовало экономическому развитию государства.
В основе экономики Древнего Китая была сельская община. В сельской общине земли делились на участки. Были общественные участки, которые обрабатывались членами общины для общественных нужд и семейные. Общинники платили налоги. Самым важным налогом был налог на пахотные земли.
Земли, что завоевывались, вместе с общинниками вождь отдавал своим чиновникам, военачальникам. В основном это были земли кочевников, которых презирали китайцы. Также были многократные случаи дарения рабов целого рода, селения. Кроме этого рабов обменивали или покупали.
Современником той эпохи был Конфуций. Созданное им учение «конфуцианство» оказало громадное влияние на все последующее развитие страны и экономической мысли. Воззрения Конфуция обобщены в сборнике «Беседы и суждения» записанном его учениками.
Его учение нацелено на обеспечение стабильности в обществе и государстве на основе сочетания нарождавшегося рабовладения с использованием общинных традиций.
Конфуций был за укрепление власти верховного правителя Китая, советовал держать народ в повиновении. Вместе с тем он формировал образец справедливого правителя страны, достаточно образованного, являвшегося «отцом народа»
В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального «равенства», сглаживания конфликтов. В основе его философской и социально-экономической концепции лежит учение о естественном праве. Исходной здесь была идея божественного начала, определяющая судьбу человека и общественный поря док. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов» (низшее сословие), уделом которых является физический труд, считалось естественным. Источник богатства страны Конфуций видел в труде, с которым связывал богатство народа, от чего зависело, по его мнению, и богатство верховного правителя страны.
Одним из знаменательных трактатов Древнего Китая был трактат «Гуань-Цзы». В трактате отражено обострение социально-экономической обстановки в стране и поставлена задача «сделать государство богатым, а народ довольным». Источником могущества государства провозглашается труд.
В социально-экономической жизни Древнего Китая наблюдается столкновение двух тенденций: стремление к сохранению патриархально-общинных начал, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения - с другой. Эти тенденции, а также борьба стоящих за ними слоев населения длительное время определяли основную проблематику экономической мысли страны. Большой остроты достигли проблемы взаимоотношения натурального и товарного хозяйства.
1.2. Древний Египет
По свидетельству археологов, древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли на рубеже VI и V тыс. до н. э., на основе аграрной неолитической революции. Уже в IV тыс. до н. э. здесь появляются ирригационные сооружения; глинобитные строения; строительство из сырцового кирпича. В земледелии использовались мотыга, серп, плуг с кремневыми резцами, которые позднее заменяются на металлические. Выращиваются ячмень, овощи, лен. Недостаток земель для выпаса скота не содействовал его количественному росту; рано началось выведение породного скота. Применялось его стойловое содержание.
Уже в период Древнего царства в стране выплавлялся свинец , а также медь. Ремесло наибольшее развитие получило в эпоху Нового царства: ткачество, гончарное и камнерезное ремесло, ювелирное дело. Совершенствуется начатое еще в III тыс. до н. э. изготовление папирусов. Как писчий материал папирус использовался вплоть до эпохи Средневековья.
К III тыс. до н.э. в Египте господствовали тоталитарная государственность и всеобщая вовлеченность населения в систему государственного хозяйства. Таким образом, исходя из социально-экономического и политического строя Древнего Египта можно сказать, что это была одна из первых командно-административных систем.
Об этой и иных особенностях социально-экономического строя Древнего Египта свидетельствуют древние папирусы. Благодаря им современный исследователь может ознакомиться с памятниками экономической мысли Древнего Египта. Среди них наиболее известны: "Поучение Гераклеопольского царя своему сыну" (XXII в. до н. э.) и "Речение Ипусера" (начало XVIII в. до н. э.). Необходимость эффективного функционирования аппарата управления подчеркивалась в "Поучении". Аппарат состоял из чиновников различного ранга. Автор рекомендовал проявлять заботу о чиновниках, при поощрении их за верную службу руководствоваться деловыми качествами, а не происхождением.
Ипусер предположительно принадлежал к господствующему классу. Он призывал вернуться к деспотически-бюрократическому регулированию хозяйственных отношений. Рекомендации Ипусера свидетельствуют о роли трудовых повинностей египтян в строительстве пирамид и возведении ирригационных сооружений. Он также ратовал за усиление армии. Косвенно в данном "Речении" подтверждается, что в стране на грани Среднего и Нового царства развивались товарно-денежные отношения в лице торговцев и ростовщиков.
Именно в Египте, в период Среднего царства, появляются люди, связанные с рынком (неджес). Но денег как общего эквивалента еще не было. Чаще, чем медь, серебро или золото, мерилом ценности выступало зерно.
Расцветом Египта явилось Новое царство при Тутмосе I и Тутмосе II, царице Хатшепсут. Велось грандиозное храмовое строительство, проходило территориальное расширение страны. Крепли международные связи. Новые плодородные земли раздавались в виде условных наделов воинам и чиновникам. Эти наделы активно включались в систему рыночных связей путем аренды, продажи зерна и проч. Серебро пришло на смену зерну в качестве мерила рыночных ценностей. Несмотря на возросший приток рабов из пленных, они по-прежнему оставались дорогими.
Главное отличие Позднего царства в истории Древнего Египта (XI-IV вв. до н. э.) от предшествующих заключается в децентрализации общества. Если в течение двух тысячелетий экономической опорой царской власти являлось государственное хозяйство, то после падения Нового царства эта структура заменяется обособленными хозяйствами в отдельных египетских номах. Особенно важно подчеркнуть, что земельные участки, которые выделялись государством в период Нового царства чиновникам в условное держание, превращаются теперь в их полную собственность.
Земля стала объектом купли-продажи, т. е. появился рынок земли.
Из-за тотального вовлечения производителя в систему государственного хозяйства в Египте медленно складывался частнособственнический сектор, замедляя экономический подъем. Месопотамский вариант хозяйствования оказался динамичнее и предпочтительнее для подражания. Рынок начал формироваться в Египте только в период Среднего царства. И лишь в Новом царстве, с созданием обширной империи путем завоеваний, в XVI-XV вв. до н. э., т. е. через полторы тысячи лет с начала становления египетской государственности, в стране заметную роль стали играть рыночные отношения. Тенденции эти усилились в Позднем Египте за счет контактов с иноплеменниками-завоевателями.
1.3. Древняя Индия
Основным занятием населения бассейна реки Инд в XXIII-XVIII вв. до н. э. в районе городов Мохенджо-Даро и Хараппи было земледелие. Выводилась пшеница двух сортов, ячмень, кунжут, бобовые. Есть данные о возделывании риса, финиковых пальм. Зародилось и примитивное хлопководство. Возделывалась земля при помощи легкой бороны грубого плуга с лемехом из кремнистого сланца. Во время жатвы пользовались медными серпами. Из домашних животных были известны овцы, козы, коровы, собаки, кошки. Занимались куроводством. Уже приручали слонов. Занятия сельским хозяйством и ремеслом создали основу для развития торговли. При развитии торговых сношений с государствами Месопотамии использовалась иероглифическая письменность.
О высокой культуре городского строительства свидетельствовали трехэтажные дома с водопроводом и канализацией. Вторым важнейшим периодом в истории Древней Индии является "Ведийский период". Он назван так в связи с созданием племенам ииндоариев во второй половине II - начале I тыс. до н. э. священной литературы вед. Индоарии, появившись на севере Индии, расселились в бассейне реки Ганг. С этого времени начинается второй крупнейший цикл социально-экономической и социально-политической истории Индии. В долине Ганга образуются первые государства.
Основным памятником религии, фольклора индоариев стала "Ригведа". Она включила всю сумму знаний человека того времени об окружающем мире: богах и демонах, космосе, социальном устройстве, этике, хозяйственной жизни. Считается, что "Ригведу" можно отнести к памятникам экономической истории Древней Индии.
Социальное расслоение в деревне усиливается с развитием земледелия, так как все шире используется чужой труд. Распространяется домашнее рабство. Самоуправление общины все больше ограничивается.
На всю последующую экономическую и политическую историю Индии большой отпечаток наложило образование в конце II тыс. - первой половине I тыс. до н. э. наследственного варнового (кастового) строя. Это явилось апогеем развития ведийского периода Индии. Отныне сложилось четыре основных замкнутых слоя (касты) общества: брахманы жрецы и учителя, составляющие верховную касту, кшатрии воины и правители из племенной военной аристократии; вайшьи полноправные общинники, земледельцы и ремесленники основной трудовой люд; шудры рабы, иноплеменники, разорившиеся общинники (неравноправная категория населения), обязанные служить трем первым кастам.
Подъем сельского хозяйства послужил основой для демографического взрыва в Северной Индии. Несколько позже Геродот назвал индийцев самым многочисленным народом из всех живущих. Другой стороной этого процесса была урбанизация.
Интересной и важнейшей особенностью социально-экономического развития Индии "буддийской" и последующей "классической" эпохи являются зарождение и экономическое укрепление цеховых организаций ремесленников (шреней).
Встречались в этой стране и рабы, которые использовались в домашнем хозяйстве. Все большее выделение частной собственности происходило в городе. Наиболее богатыми были верхи городского населения: купцы, ростовщики, главы ремесленных корпораций.
Вплоть до наших дней сохраняет свое значение хлопчатобумажная отрасль экономики. Помимо хлопчатобумажных тканей изготавливали пеньковые, шерстяные, шелковые. Но в целом производство оставалось натуральным всю эпоху Древнего мира. И все же развитие торговли, товарно-денежных отношений свидетельствовало о ростках рыночного хозяйства.
Важным источником экономической мысли в Индии является трактат "Артхашастра" (IV в. до н. э.), который называют "Наукой о выгоде". Создание экономического трактата приписывается брахману Каутилье - главному советнику царя Чандрагупты I. Состоит он из свода правил, многие из них адресованы царям. С целью достижения хозяйственной выгоды для государства их призывали усилить роль государства в экономической жизни, укрепить государственный аппарат. Ведущей отраслью производства Индии того времени было сельское хозяйство. Поэтому "Артхашастра" призывала правителей и чиновников заселять и обустраивать новые земли. Если земледельцы обязывались платить все налоги государству(1/6 от всех доходов), то им предоставлялись земельные участки во временное пользование. В земледелии применялся труд наемных работников. В ряде статей речь идет как о царской, так и общинной земле, о роли ирригационных сооружений. Оросительные сооружения должны были находиться на учете главного сборщика податей. Разрешалось часть оросительных сооружений отдавать в аренду отдельным лицам, что свидетельствовало о зарождении товарных отношений. Значительная выгода государству приносилась ремесленниками. В трактате обращается их внимание на профессиональный подход к делу: "доспехи, одежды и веревки" должны были выделываться "специалистами". Предполагалось "тяжелые рудники", где добывалось сырье для ремесленных изделий, отдавать в издольщину или в аренду.
ГЛАВА 2. Экономическая теория Античности.
Формирование классового общества и государства в античном мире - в Древней Греции и в Древнем Риме шло независимым от стран Древнего Востока путем. Процесс классового развития и экономической дифференциации приводил к быстрому разрушению родового строя. Античные государства были созданы в интересах укрепления господства рабовладельцев, они способствовали классовой организации свободных граждан, противостоящей рабам, формированию общества, в котором богатство и частная собственность покоились на эксплуатации громадной массы рабов. Только свободный человек мог быть собственником, только собственник считался полноправным свободным гражданином. Различие между свободными и рабами, низведенными до положения "говорящих орудий", в античном обществе проявлялось более резко, чем в древневосточном мире. В таком обществе объектом систематической эксплуатации могли быть только иноплеменники, стоящие вне общины. Поэтому формирование рабовладельческого строя было связано с крупными войнами и территориальными захватами, обеспечивавшими большой приток пленных, которые пополняли число рабов, и награбленных материальных ценностей.
2.1. Древняя Греция.
Экономическая мысль Древней Греции представлена в трудах Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
В историю Древнего мира эти мыслители вошли как величайшие философы. Однако в их трудах присутствуют и экономические суждения, основанные на анализе экономических явлений (таких, как домашнее хозяйство, торговля, производство товаров, деньги, капитал, приносящий проценты и т. д.);. Деление общества на рабов и рабовладельцев античные мыслители считали естественным явлением.
Ксенофонт (43025355 гг. до н.э.) автор многих произведений, посвященных государственному устройству Афин, Спарты, истории Греции, воспоминаниям о своем учителе Сократе. Экономическим вопросам посвящены два его труда: «О доходах» и «Экономикос», содержащий советы по рациональному ведению хозяйства.
Свой труд «О доходах» Ксенофонт посвятил исследованию способов улучшения финансовой и налоговой систем в Афинах. Он полагал, что государственные доходы Афин могут быть увеличены двумя способами: за счет введения налога на иностранцев и за счет расширения добычи серебра. Для этого необходимо увеличить приток иностранцев в Афины и увеличить количество рабов на серебряных рудниках, купив их у других государств. На рудниках должны работать только рабы под руководством греков.
В Экономикосе, предположительно написанном им в период с 401 по 399 гг. до н.э., Ксенофонт дал подробные советы по рациональному ведению домашнего хозяйства, которое он отождествлял с рабовладельческим хозяйством. Ксенофонт считал, что организация земледелия может быть только рабовладельческой, основанной на эффективной эксплуатации труда рабов. В своем труде он дал подробные советы, как нужно обращаться с рабами, чтобы рабы беспрекословно выполняли распоряжения рабовладельца и навсегда оставались рабами. Ксенофонт первым из древнегреческих мыслителей исследовал процесс разделения труда, рассматривая его преимущественно с позиции влияния разделения труда на потребительную стоимость, а не на меновую.
Платон (427347 гг. до н.э.) один из выдающихся греческих мыслителей, происходил из старинного афинского аристократического рода. Знакомство с Сократом (470399 гг. до н.э.) направило его на путь серьезного изучения философии.
Идеальное государство, по мнению Платона, должно основываться на справедливости, так как только она способна обеспечить человеку и обществу возможный максимум счастья. Поэтому государством должны управлять справедливые и разумные люди философы. Их задача заключается в созерцании образа жизни граждан и проведении в жизнь справедливого и разумного.
Философы правители государства, обязаны жить коммуной, они не должны иметь ни детей, ни семей, чтобы не ослаблять свой разум и волю заботами материальной жизни.
Следующим социальным слоем политии являются воины, охраняющие государство. Воины, как и философы, также не должны иметь ни детей, ни семей.
Третий слой идеального государства составляют остальные граждане земледельцы, купцы, ремесленники и т. д., объединенные термином «ремесленники» (демиурги). Их деятельность контролируется специальными чиновниками (агораномами). Основная задача ремесленников обеспечить государство необходимыми материальными благами. Мысли и желания граждан также регулируются законами. В отличие от философов и воинов ремесленники имеют право на частную собственность и семью.
Рабы не входят в третье сословие, так как не считаются гражданами политии.
Таким образом, главный принцип построения идеального государства Платона основан на идее разделения труда. Платон относился к разделению труда как к естественному явлению, основанному на разносторонности потребностей людей и односторонности их дарований.
В сущности, «идеальное государство» Платона имело много общего с организационным строем древнеспартанской общины, что для Греции классического периода развития было уже пройденным этапом.
Аристотель (384322 гг. до н.э.) жил в эпоху начавшегося кризиса рабовладельческого строя, в период завоевания Македонией всех греческих городов. Величайшая заслуга Аристотеля заключается в том, что он в своих произведениях систематизировал, обобщил и значительно продвинул все известные современные ему знания, в том числе и по экономическим вопросам. Основное произведение Аристотеля «Политика», посвящено государственному устройству, основанному на рабовладении.
Идеальное хозяйство по Аристотелю это натуральное рабовладельческое хозяйство с мелкой торговлей, без купцов, кредита и ростовщичества. Однако Аристотель не мог игнорировать реальную экономическую действительность: развитие товарного производства, основанного на труде рабов в сельском хозяйстве и в ремесленных мастерских, бурное развитие торговли и торгового мореплавания, высокого уровня накопление денежного богатства земельной, торговой и денежной аристократией.
По мнению Аристотеля, экономия это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов, потребительных стоимостей. Она основана на сельском хозяйстве. Экономия включает в себя и обмен, но только для удовлетворения личных потребностей человека. Хрематистика занимается обращением товаров ради обогащения, т. е. это деятельность, направленная на извлечение прибыли, накопления богатства, или, иначе, это «искусство» вложения и накопления капитала. Основу хрематистики составляет торговля, кредит и ремесло.
К хрематистике Аристотель относил и ростовщичество, относясь к нему резко отрицательно, поскольку в движении ростовщического капитала совершенно отсутствует его связь с производством, с созданием потребительных стоимостей. Таким образом, из всех отраслей приобретения эта отрасль наиболее противоречит природе.
Отделив торговлю, обслуживающую потребности натурального рабовладельческого хозяйства, от торговли в рамках товарного производства, Аристотель сделал ряд важных научных выводов:
1) о различиях между простым товарным обращением: меновой торговлей (Т Т) и товарной торговлей посредством денег (Т Д Т) и обращением капитала, купеческой торговлей с целью получения прибыли (Д Т Д);
2) о возникновении обмена не на первой стадии развития общины, т. е. в семье, а лишь на границах общины;
3) о существовании некой общей субстанции, позволяющей приравнивать и качественно соизмерять товары друг с другом.
Аристотель за много веков до становления экономической науки, смог правильно поставить сложнейшие экономические вопросы и предпринял попытки исследования законов хозяйственной жизни, тем самым открыв перспективу будущему развитию науки.
2.2 Древний Рим.
До нас дошли три древнеримских сочинения, специально посвященных этим вопросам: «О земледелии» Катона Старшего, «О сельском хозяйстве» Варрона и «О сельском хозяйстве» Колумеллы.
Эти три автора писали в разное время, но их подход к проблеме одинаков. Все сочинения - практические руководства для владельца виллы средних размеров.
Для древних римлян вообще был характерен практический склад ума. Их практицизм не был узким, но вопросы, волновавшие Платона и Аристотеля, их занимали намного меньше. Проблемы же управления и организации рабовладельческого хозяйства были ими разработаны с присущей римлянам скрупулезностью.
Обоснование древнеримской формы рабовладения изложены в сочинении "Землевладение" Катоном Старшим, являющимся крупным землевладельцем. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Он считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними.
Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н.э. продолжил Варрон в трактате "О сельском хозяйстве". Автор ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности. Его работы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства.
Кризис рабовладения отразил в своём сочинении "О сельском хозяйстве" Колумелла. Он писал о низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев. В поисках выхода из кризиса ученый отдает предпочтение более производительному труду свободных производителей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данном реферате была рассмотрена тема «Экономическая теория Древнего Мира». Цели и задачи, поставленные в начале, выполнены.
Сделаем вывод из проделанной работы.
Мыслители того времени внесли неоценимый вклад в начало развитии экономической теории, а древний мир поистине явился колыбелью цивилизации на планете Земля. В течение четырех тысячелетий до наступления новой эры на Древнем Востоке сформировался фундамент мировой цивилизации. Активно развивались хозяйственные отношения в древних "очагах" цивилизации.
В становлении их проявились все основные цивилизационные признаки: развитие земледелия и скотоводства на базе достижений аграрной неолитической революции; ремесленного производства как первого этапа промышленности; торговли - от меновой к использованию денег; перерастание протогосударства в государство; появление письменности, монорелигии и сводов законов, легитимно обосновавших образование государств и регламентирующих их хозяйственную жизнь и социальную структуру.
Хозяйство оставалось натуральным, но рано проявились тенденции генезиса рыночных отношений: в формировании института частной собственности в период трансформации родовой общины в территориальную и в зарождении рынка земли; в прогрессировании товарно-денежных отношений в условиях наличия избыточного продукта в трудовой деятельности и возникновения эквивалентов денег, затем самих денег; в выделении слоя торговцев и ростовщиков на фоне разделения труда; в появлении своеобразных рынков труда в виде невольничьих рынков, на которых в рабство продавали пленных; в регламентации всех этих отношений в сводах Законов царя Хаммурапи, "Артхашастры" и др.
Вершиной цивилизационного развития человечества в эпоху Древнего мира считается период II-I тыс. до н. э. Это было время становления, расцвета и заката древнегреческой и древнеримской цивилизаций, сыгравших основополагающую роль в зарождении Европейской (Западной) цивилизации.
В странах Древнего мира сформировалась соответствующая рабовладельческому обществу идеология, наука, включавшая философскую, политическую, правовую, экономическую мысль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: