Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Ученье в детстве как резьба по камню

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

Воспитание детей на Руси издавна было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается."

Русь во времена Язычества.

Воспитание детей

Воспитательный процесс в славянской традиции был своеобразной основой для современной педагогики.

Дети, не достигшие восьми лет, получали домашнее воспитание – приобретали первые трудовые навыки, участвовали в обрядах, приобщались к фольклору: сказочному, песенному, обрядовому.

После 6-7 лет происходило разделение воспитательного процесса по половой принадлежности.

"Мальчиков и девочек родители воспитывали по особой системе, в соответствии с устоями бога Рода и богини Лады.

Девочкам говорили: "Мальчик - это будущий мужчина, воин, хозяин, глава рода, отец будущих детей, защитник Рода". Поэтому к нему нужно относиться с любовью и уважением, как к Богу Роду.

Мальчикам говорили: "Девочка - это будущая Лада, будущая хозяйка, это Богиня-Хранительница домашнего очага, мать будущих детей. Поэтому её надо любить, уважать и почитать как Богиню Ладу".

Дети с малых лет воспринимали эти простые истины от своих Родителей, ведь для всех славянских детей, их Родители были образцом для подражания. Когда создавался новый Семейный Союз, то и отношения у молодых супругов были чистые и светлые, как у Богов, живущих на земле.

В древности, когда наши предки были близки с природой, маленьких девочек водили по утрам в лес, поле, на речку, в горы, чтобы они научилась любить.. Сначала любить маленький листочек в росе, потом и сам лес, мир..

И только когда девушка наполняла свой сосуд изнутри, она могла любить людей, мужа, детей. А не наоборот..

Когда ребенок рождается проводиться Обряд  Имянаречения, его проводят на девятый день или до сорокового.

Маленькому человечку дается тайное и явное имя и вкладывается сила исцеления – Жива. Явное имя используется в миру, им представляются, оно отображает предназначение души для данного воплощения. Тайное имя – это имя нашей души, ключ к родовой памяти, по этому имени нас узнают в других мирах.

При наречении у ребенка появляются вторые родители – божатые, это женщина и мужчина, хорошо, если они являются мужем и женой, как единое целое. Это духовные родители, которые будут присутствовать на всех посвящениях, и будут научать, и наставлять ребенка по жизни. Для девочки важна божатая мать, а для мальчика играет большую роль божатый отец.

Посвящение, которое проходит девочка после обряда Имянаречения – это Обряд Пострижен.

Когда девочке исполняется годик, ей подстригают волосы. Но полностью головку не подстригают, состригают только пушок. Девочка рождена берегиней, которая приводит в мир души детей, то есть она связана с навью, миром потусторонним, через свои косы.

1) Во – первых волосы это своеобразные «антенки», которые получают космическую энергию.

3) В – третьих волосы хранят память человека. Поэтому часто человеку, который пережил очень большое горе, советуют сделать стрижку.

Заповедь Бога Сварога гласит : «Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете»

Все мы знаем, что в старину не стригли волосы. Женщина с остриженными волосами считалась опозоренной, причем у всех народов. Даже мужчины не стригли волосы. У некоторых народов было принято подстригать волосы у мужчин, но заметьте, стрижки были далеко не короткие.

Вы знаете, что средняя длинна волос для женщины – до ягодиц? А нормальная, способная обеспечить ее необходимым запасом энергии – до колен?

Женщина с длинными волосами имеет настолько мощную энергетику, что способна создать обережный круг для своего любимого мужчины, защитить его своей энергетикой от любых бед.

Кстати муж получает защиту от жены, когда расчесывает ей волосы. У славян существовала такая традиция.

Распустить волосы женщина могла только дома или на природе. По той простой причине, что распущенный волос (а тем БОЛЕЕ стриженый) впитывает всю отрицательную энергетику. В том числе похотливые мысли мужчин.

Девочкам заплетали косу, она располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы(биотоки) через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело,коса становится частью центральной нервной системы(энергоканалов).Этот "механизм" наполнял Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства. Коса символизировала объединение(сплетение в одно) жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Замужняя женщина заплетала 2 косы, чтобы получать энергию и для себя и для своего будущего ребенка. Чтобы косы не мешали работе, их собирали в пучок, или убирали под платок.

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд.

После Пострижен, от трех до шести лет, девочка проходит Обряд Зарницы-Провестницы.

При этом посвящении девочке обрядово надевают её первое украшение. Серьги подготавливают божатые родители заранее. Цвет камня в золотых колечках символизирует то, к чему более расположена маленькая Лада. С этого момента ваша дочурка посвящена в будущую берегиню рода. Обряд соединяет девочку с женскими божественными проявлениями стихий. Так же благоприятствует осознанию ребенком своего пола и закладке правильного образа будущей женщины. Наполняет девочку женской сутью.

Юбка – это обязательный атрибут женственности, и не потому, что это красиво. Ношение юбки имеет свой сакральный смысл.

Женщина устроена так, что получает энергию снизу, от Матушки Земли. Это энергия материи, в том числе выражаемая и во всех материальных благах — недаром Земля олицетворяет собой изобилие, выраженное в плодах, которые она дала. Считалось, что женщина берёт свою энергию от Земли, это помогает ей укрепиться корнями и получить силу для материнства. Для женщины, важно, чтобы энергия шла вниз, поскольку нисходящий энергетический поток связан с детородной функцией и женские гормоны продуцируются в нижней части тела. Нужно помнить, что женская красота зависит от уровня женских гормонов: если он снижается, уходят и красота, и здоровье. Кроме того куполообразные юбки добавляют женщине хрупкости, загадочности и женственности. Манера одеваться, как ни странно это звучит в нашем стремительном и урбанистическом мире, очень влияет не только на женское здоровье, но и усиление магнетизма со стороны мужчин. Если женщина носит длинную юбку, это влияет на восприятие женщины самой себя как женщины, а также, на восприятии мужчиной женщины.

Посвящение в Лельник девушка проходит, когда ей исполняется тринадцать лет. Это первый общественный обряд девочки-подростка. Её готовят к состоянию женщины.

Тогда девушка уже могла хороводы водить и песни с девушками петь, на праздниках участвовать в игрищах и гадать на суженного. Такая девушка одевалась уже по-другому, наряжалась в красивые сарафаны и вплетала яркие ленты в косы. Кстати, цвет ленты мог рассказать о том, каким мастерством владеет девушка. Парни обращали на неё своё внимание. Такую девушку уже воспитывали другие девушки, которые прошли обряд Лельника. После Лельника девушку уже могли сватать. С этого момента она усердно готовилась к замужеству. Вышивала себе приданное, готовила одежду, училась домашнему ведовству.

Во время вождения хороводов люди научаются слышать и чувствовать друг друга, действовать слажено, ценить отличия функций мужчины и женщины.

В хороводах юноши и девушки всегда выполняли разные функции, при нарушении которых хоровод просто не мог состояться, разваливался.

Юноши – задавали ритм и темп хоровода, выстраивали его структуру.

В хороводах всегда был смотрящий – обычно старейшина, уважаемый мужчина в почтенном возрасте, который следил за тем, чтобы юноши не сбивали ритм и темп хоровода. Когда кто-то топал, хлопал не в такт, ломал ход хоровода, смотрящий подходил и давал в ухо или в лоб.

Так юноши, шутя и играючи, научались заботливо и бережно относиться к девушкам, вести за собой так, чтобы «хотелось следовать за ними», приобретали подсознательное знание о том, что счастье девушек зависит от них, от их действий, осваивали свою главенствующую роль в отношениях.

У девушек была другая функция в хороводах. Они должны были следовать за юношей, плавно, непрерывно, красиво петь песню и двигаться. Так они научались умиротворять, приводить до ладу все вокруг, наполнять пространство любовью, красотой, нежностью. Так девушки подсознательно научались создавать пространство, в котором хочется быть, в котором наполняешься энергией, отдыхаешь душой и телом.

Водя такие хороводы, юноши и девушки программировали свою жизнь быть такой же плавной, спокойной, текучей, умиротворенной, стабильной, легкой, веселой и красивой, как сам хоровод.

Ещё один обряд проходила такая девушка. Это Обряд Вестунки.

Проводился он с шестнадцати до двадцати лет. В таком возрасте проводилась глубокая духовная работа над собой, принятие себя как будущей жены и матери. Проявление чувств, магия стихий. Женственность, любовь и материнство. Девушка обучалась рукоделию, семейным и родовым обрядам. Раскрывала понятие мужчины и принятия его в свой мир.

Каждая девочка в роду является основой будущей семьи, поэтому традиционным воспитанием в ней развивают высокие душевные качества, которые должны проявиться в чистоте помыслов и мудром использовании родовых ведических знаний.

Матери очень внимательно относились к воспитанию девочек и прохождению ими всех возрастных посвящений и колодарных обрядов. Чем старше становится дочь, тем большим пониманием о мире и его построении отец и мать должны её наполнить.

До замужества славянская девушка должна была обладать 64 искусствами:

1. Иметь решимость следовать за мужем.

2. Верность супругу.

3. Умение быть собранной в любой обстановке.

4. Знание стилей причесок и умение уложить волосы; умение пользоваться своими космами, владение законами набора и распределения косической энергии для себя, мужа и детей.

5. Владение и управление детородной силой для воплощения в своих детях высокодуховных Предков Рода своего мужа.

6. Знание любовных игр и искусства любовных ласк.

7. Проворство и ловкость.

8. Умение вызвать к себе интерес.

9. Умение поддержать разговор на различные темы.

10. Умение делать различный массаж, поддерживать долголетие и здоровье.

11. Чистоплотность.

12. Владение знахарским лечением: траволечением, заговорами, лечением жизненной силой и т.д.

13. Владение ведовством бытовым и обрядовым, знание народных обычаев.

14. Знание основ звездочтения: благоприятных и неблагоприятных дней.

15. Умение общаться со стихиями природы.

16. Умение проявить необходимый характер.

17. Умение красиво и пластично двигаться.

18. Скромность.

19. Умение как ярко выразить так и подчинить свои чувства.

20. Умение уладить семейный спор.

21. Заботливость о детях.

22. Знать способы приготовления требы.

23. Неприхотливость.

24. Знание различных характеров.

25. Умение выразить свои чувства.

26. Знания необходимой защиты своей чести и достоинства.

27. Умение рассуждать, выявлять закономерности и делать умозаключения.

28. Умение красноречиво излагать мысли.

29. Знание игр, развивающих мыслительные способности человека.

30. Ведение хозяйственных расчетов, знание мер веса, объема, плотности и т.д.

31. Знание системы налогов.

32. Умение договариваться и вести дела.

33. Умение доказать свою правоту.

34. Умение распознать качества и способности людей.

35. Умение разгадывать сны и толковать приметы.

36. Умение изготавливать из глины утварь, предметы обихода и игрушки.

37. Изготовление тканей и пряжи из различных материалов, изготовление и украшение одежды; знание сокровенного

смысла узоров и характеристик изделий.

38. Приготовление красок; окраска тканей, пряжи, одежды, утвари.

39. Знание свойств камней и умение ими пользоваться.

40. Владение поварским искусством и приготовлением напитков.

41. Знание дикорастущих растений, использование их в быту и питании.

42. Умение получать на огороде хороший урожай, сохранять его и делать пищевые заготовки.

43. Знание животноводства.

44. Общение и игры с животными, их обучение, внушение необходимых действий.

45. Умение распознать состояние человека по его почерку, красиво и грамотно изъясняться письменно.

46. Умение передавать с помощью живописи и рисунка свое состояние и восприятие окружающего мира.

47. Умение составлять букеты, гирлянды, венки, знание и владение их скрытым магическим смыслом.

48. Знание сказок, былин, преданий.

49. Изготовление кукол для игр, обрядов и ведовства.

50. Сочинение стихов, песен и их исполнение.

51. Знание благоприятных и неблагоприятных музыкальных ритмов, размеров, мелодий и их воспроизведение на различных инструментах.

52. Умение пластично двигаться и танцевать под разные мелодии.

53. Владение искусством развлекательных игр.

54. Опытность в различных играх, ловкость и сноровка, умение определяться на местности.

55. Умение правильно метать различные предметы (для самозащиты).

56. Умения обмана ("об" - обойти "ман" - ум) т.е то, что рядом с умом, с правдой: уловки, проделки, розыгрыши, ловкость рук, лукавство.

57. Умение угадывать задуманные числа, имена, предметы, словосочетания и т.д.

58. Знание игр, основанных на угадывании.

59. Умение ввести в заблуждение соперницу.

60. Знание различных игр на спор.

61. Умение плакать.

62. Умение управлять ревностью мужа.

63. Умение угадывать и опережать желания мужа.

64. Добросовестно выполнять свои обязанности даже в случае потери мужа.

Согласно родовым традициям славян, Веста – это девушка, обученная всем премудростям замужества, т.е. ведающая/знающая, в будущем заботливая мать, хорошая хозяйка, верная, мудрая и любящая жена. Только после приобретения девушкой таких знаний у нее был шанс стать женой. НЕвест замуж не брали, а если брали, то такое дело называли браком.

Не секрет, что целостность, атмосфера и счастье в семье почти полностью зависит от женщины. У Весты не может быть плохого мужа, потому что она мудра. Вероятнее всего, древние славяне даже не знали, что такое развод…

Некоторые формы славянской языческой свадьбы выгодно отличаются от «классической» средневековой русской свадьбы тем, что более точно отражают сложившиеся ныне отношения полов: партнёры в большинстве случаев сами, без помощи родителей, находят друг друга; совместное проживание возможно и до официальной церемонии; иногда свадьбу организовывают и оплачивают сами брачующиеся, а не их родственники, и т.п.

Разумеется, у славян существовали и свадьбы, устраиваемые роднёй брачующихся, со сватовством, смотринами и т.п. Однако, такого рода свадьбы были лишь частным случаем развития событий, который по некоторым причинам в период средневековья стал доминирующим, закостенел и ныне зачастую преподносится нам как образец нравственности наших предков, отличающийся от способов знакомства и сожительства «нынешней ужасной молодёжи».

Разувание. Жених разувает невесту, а невеста жениха, в обувь могут быть вложены предметы – пожелания для разувающего (монеты для богатой жизни, красные нить или лента для горячей любви и т.п., вплоть до плётки. В большинстве фольклорных сборников мы найдём описание того, что невеста передавала найденную в снятом сапоге плётку жениху, а тот символически (или реально) похлёстывал невесту. И все исследователи трактуют символику этого действа одинаково: как символ власти мужа над женой. Однако здесь всё не так просто и однозначно. Плётка это орудие и оружие, атрибут мужской, и действительно символ власти, но нахождение и передача символа власти другому лицу в ритуале означает нахождение и передачу самой власти, или, по крайней мере, согласие поделиться ею. Вероятно, в ранний период становления ритуала разувания, до его «окаменения» в период средневековья, невеста имела право распорядиться найденной плёткой по своему усмотрению.

Главной функцией в языческой семье было деторождение. Считалось, что союз супругов, у которых не было детей, не выполнял функции семьи. Нужно и важно подчеркнуть, что языческая семья – многодетная семья. Недаром ещё даже 20 веке, Столыпин делал ставку на многодетные семьи.

Расторжения брака древнерусское право не знало. В языческую эпоху господствовало представление о том, что брак с одной женой заключается «на веки» и простирается за пределы гроба. Но, если жена не могла родить мужу, муж был вправе взять себе ещё жену. Но, «странности» многожёнства это редкость, и они не встречались повсеместно. Язычники считали, что они единожды перед богами давали слово прожить жизнь вместе. И так и делали. Вспомните, клятва перед богами для язычника, это вопрос совести и чести! И фраза: «вместе до гроба, понималась буквально».

Лучшим свидетельством этого утверждения служит «Сказ о Петре и Февронии Муромских». Эта легенда, естественно, имеет языческие корни, но в архаичном, обрядовом, похоронном действии, когда вдова восходила на погребальный костёр вместе с мужем. Об этом свидетельствует путешественник 10 века Аль-Масуди: «Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою; умирает женщина, то муж не сжигается». Это по сегодняшним меркам ужасно, но не учитывается тот факт, что мировоззрение у предков было иным, и чем дальше мы будем освещать вопросы, касающиеся славянской семьи, тем больше вы это будете понимать. Нужно осознать, что язычник дал клятву перед богами, что он проживёт в браке до конца своих дней. Муж и жена теперь одно целое, как сиамские близнецы, когда умирает один, второй так же умирает. Правда это касается только женщины, так как мужчина – воин и пахарь, а община не могла, жертвовать войнами и пахарями.

Переход

Языческие традиции стали основой воспитания детей у древних славян. Ситуация не менялась до X века - крещения Киевской Руси. С этого момента возникло весьма любопытное явление - переплетение языческих традиций воспитания с христианскими.

В русской традиции девочек обычно приучали к труду раньше чем мальчиков. Они с 6 лет садились за прялку, пасли цыплят, с 7 учились вышивать, к 10 должны были уметь мыть пол, посуду, гладить, доить корову, возиться с младшими.

В процессе выполнения домашних и полевых работ мать обучала им дочь, показывая и объясняя что к чему, иногда позволяя осуществлять наиболее простые операции. По мере освоения трудовых навыков девочка начинала рассматриваться матерью как помощница, и за нею закреплялись некоторые посильные для нее обязанности. Так, девочка могла выгнать и встретить скотину, помочь приготовить для нее корм, поднести матери, занятой готовкой, продукты или кухонную утварь, сделать уборку, помыть посуду, присмотреть за младшими братьями и сестрами.

В южнорусских губерниях девочки-подростки не только пряли, но и чесали шерсть. Во многих местах с 10 лет девочки начинали ткать пояса. К 14-15 годам - завершению подросткового периода повсеместно умели ткать холсты, что было необходимо для заготовки приданого на следующем возрастном этапе.

С 9-11 лет дочь помогала матери жать в поле, для чего ей изготавливали маленький серп. Чуть позже, по мере накопления физических сил, она могла уже копать картошку. Одной из обязанностей девочек-подростков была прополка огородных растений.

В целом во время подросткового периода происходило активное осознание девочки ее будущей роли как женщины, на разных уровнях осуществлялась постепенная подготовка к переходу ее в следующий возрастной статус. При этом основными посредниками в передаче "женского" знания и умений были мать или представительницы более взрослой девичьей группы.

Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. По мнению историков, изучающих тот далекий период, Русь заимствовала не столько идеал воспитания Нового Завета, основанный на проповеди любви, кротости, ценности каждого человека, сколько старый идеал Ветхого Завета - во-многом суровый. По нему служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, оскорбление их - его оскорблению. И акцент делался не столько на истинно добродетельной жизни христианина, сколько на выполнении внешних обрядов - постов, праздников, причащений и т.п. Но все же именно осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости - основы воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт.

Детей учили подчиняться родительской воли и почитать старших. Воспитание девочек и мальчиков сильно различалось.Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек как будущих матерей и хозяек.

Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию,почтению к старшим,целомудрию.Родители были обязаны научить девочка "хранить чистоту свою для мужа своего". "Домострой", по которому тогда жили люди требовал от главы семейства: «Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее». Девочки с детства помогали по хозяйству. Они присматривали за младшими детьми,помогали в поле и дома.Мать была обязана передать навыки дочери,которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать,готовить,вести хозяйство.Готовили к основной роли женщины.Роли жены и матери.Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами.Так девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного.Обряды касались и внешнего вида девушек. Например девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: "Вскочи, дитятко, вскочи, милое". Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: "Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!" Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу. На Руси говорили " Отец бережет дочь до венца,а муж до конца".Девушка должна была почитать мужа, который был главой семейства. И то,чему ее научили родители она передавала своим детям, внукам.

Правовое положение женщины на Руси

было достаточно тяжелым. «По древнерусскому праву, дочери не получали на-

следства, и общество было заинтересованно в том, чтобы они были обеспечены

браком еще при жизни содержавших их родителей, в противном случае они

оказывались без материальной поддержки и их должна была содержать община

или они должны были нищенствовать»

Вообще, преобладал

«сырой», неопределенный взгляд на брак, вплоть до очень цинического. Необ-

ходимым следствием закрепления права на жену считались ревность я демонст-

рация власти над ней. Побои жены не преследовались, но даже... «вменялись мужу

в нравственную обязанность (...). Жену секли, как маленького ребенка (...). Кто не

бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей

душе не радеет, и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой

погубит» 13. Вспоминается средневековая пословица: «Кто жалеет розгу, тот губит

ребенка». Просвечивает грозный архетип отношений Отца и Дочери. Ритуал

свадьбы говорит о том же: передавая дочь на руки мужу, отец символически

стегал ее плетью, передавал плеть мужу из рук в руки вместе со своими

отцовскими правами на дочь, так что муж становился вторым отцом.

Убийство женщины высокого рода влекло за собой «виру» (штраф) в половину

того, что следовало выплатить за убийство мужчины того же ранга: 40 гривен за

мужчину, 20 — за женщину. Вира взималась по суду, если род убитой подавал

жалобу на убийцу. Суд разрешал обиженной стороне либо месть роду обидчика,

либо — по выбору — выплату штрафа. Штрафы были столь велики, что

большинство русских предпочитали виру мести.

Изнасилование порицалось и наказывалось в случае знатности рода женщины

(девушки). О наказании за то же преступление в отношении девушек и женщин из

сословия смердов (крепостных рабов) упоминаний отыскать не удалось, однако в

соответствии с русским правом господин ее мог расценивать это как материаль-

ный ущерб своей собственности и требовал возмещения убытков или права на

расправу над обидчиком, если он был собственностью другого господина. Если же

обидчик был из его собственного рода, а крепостная принадлежала главе рода,

инцидент считался внутренним. Право первой ночи нигде законодательно не

зафиксировано, однако по отношению к крепостным оно осуществлялось (в этом

видят как пережитки магии, так и свидетельство бесправия низших сословий), но

чаще у знатных господ вплоть до XIX века заводились крепостные гаремы.

На развод могла рассчитывать женщина очень высокого звания — и только в

том случае, если это было нужно ее мужу. Вдовы, однако, если они обладали

властным характером и были княгинями, нередко имели очень высокий статус и

фактически правили своим родом.

С ростом влияния монастырей появился новый способ избавиться от ненуж-

ной, нелюбимой жены — заточить ее в монастырь. Разрыв с мирской жизнью

иногда сопровождал и разрыв брачных уз. Так, Иван IV был женат несколько

раз, удаляя предыдущую жену от себя в монастырь под каким-нибудь предло-

гом (например бесплодия). Смерть жены-монашенки можно было ускорить, что

часто и делалось.

значительно изменился.

После смягчения и нормирования брачно-семейных отношений наступила их

«формализация». Изменилось и само русское православие, испытав в XV—XVI

веках влияние переводной византийско-болгарской литературы; большинство из

переведенных книг развивало аскетически-ригористический взгляд на женщину

как на существо нечистое, «сосуд диавольский» и т. д. Восточная патристика с ее

тяготением к антифеминизму оказала огромное влияние на православие России

XVI—XVII веков.

Нельзя не указать и на особенности почитания образа Богородицы, популяр-

ной на Руси. Особенно чтились местные иконы ее, которых было так же много, как

и областей, что указывает на нерасторжимую связь архетипов земли, территории

и женского начала. К этому мы еще вернемся. Образ Богородицы слился в русском

православии с образом Богини-Матери языческих времен. Чем больше почита-

лась небесная Богородица, тем больше подозревались женщины земные, что

закономерно для ортодоксального мировоззрения, весьма жестко противопостав-

ляющего дух и плоть.

В религиозной и церковно-государственной областях происходили важнейшие

сдвиги. Во-первых, только в XVI веке по-настоящему умерло язычество, оплотом

которого были окраины Московского царства (Иван IV свои набеги прикрывал

нуждой «борьбы с еретиками»). Новгород несколько раз сжигался дотла. Право-

славие Руси впервые стало осознавать себя активной, воинствующей,

инквизиционной силой. Во-вторых, церковь теснее сливается с государством:

Иван Грозный был первым «помазанным» на царство.

Параллель отношений «Царь—Страна» и «Муж—Жена» ясно видна на ма-

териале русской истории. В паре «князь—волость» князь считался мужским эле-

ментом, а волость — женским. «Бросил Всеслав жребий о девице, себе любу» 25

означало, что князь Всеслав выбирает город и волость на княжение.

«Домострой» в сильнейшей степени повлиял на идеологию верхов, а затем и

низов во всем, что касалось семейных отношений.

женщинам на протяжении веков

приходилось нести на своих плечах как мужские работы, так и мужские роли,

мужскую ответственность. И в низах, и в верхах России роль женщины была

велика. Между тем многие свидетели отмечали женообразие русских мужских

лиц, специфический тип эмоциональности и капризности русских бояр,

пассивность и мягкость русской души, странно и взрывообразно переходящей в

противоположное состояние...

Идея просвещения всех дворянских женщин возникла лишь во второй половине 18 века.И этот проект был обязан своим воплощением Екатерине второй.

Было открыто учебное заведение – Смольский институт благородных девиц. Основу института составляли девушки дворянского происхождения. Только через полгода иститут был укомплектован ,т.к это было в диковинку.
В 1765 году при Смольном открылось светское «особливое училище» для мещанских девиц,куда принемали девушек недворянского происхождения.
Во времена Екатерины сложилось три типа образования:Институт благородных девиц,часные пансионаты,домашнее образование.
По возвращению из-за границы Петр 1 издал специальный указ в котором приказал учредить неслыханное до того времени собрание обоего пола – ассамблеи.

В 19 веке в России появились защитники прав и интересов женщин.Одной из наиболее важных сторон женского вопроса стала проблема изменения положения женщины в семье,достижения их равенства в семейно-имущественных отношениях,расширение возможностей развода.
В 19 веке образование по прежнему остовалось только для дворянок.

Начиная со второй четверти 19 в.передовая общность России начала обращать вопрос о религеозно-нравственном образовании девушек крепостного состаяния.
В 1833 закрыли частные пансионы т.к там обучали иностранному языку да и иностранцев.

на протяжении всего XIX столетия в России существовало Ведомство учреждений императрицы Марии, ведавшее сетью женских учебных и воспитательных заведений: институтами, гимназиями, училищами, приютами. Ведомство - государственная структура типа министерства. Женские училища давали и среднее образование (7 лет), и повышенное образование. В конце XIX века появились особые женские высшие учебные заведения, кроме тех обычных высших учебных заведений, где женщины могли учиться на общих с мужчинами основаниях. Все эти женские учреждения в 1917 году большевики прикрыли и сделали вид, что начали «освобождение ж Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно практически сделалось обязательным (3 мая 1908г Николай II подписал рамочный закон, предусматривавший резкое увеличение финансирования школ): хотя Дума и Госсовет "бодались" по вопросам финансирования и сроков введения полного охвата школьным образованием еще много лет (Госсовет хотел увеличить финансирование и отменить сроки, а Дума счтала, что финансирование достаточно, а вот сроки обязательны), но на практике финансирование увеличилось в разы, и охват детей образованием неуклонно и быстро рос. С 1908 года ежегодно открывалось около 10 000 школ. В 1913 г. число их превысило 130 000. Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России. Впрочем, Россия и так почти достигла этого результата.енщин» с нуля...

Малоизвестна широкой публике трудовая деятельность женщин. Кроме женщин-портних, идеалисток, рвущихся к образованию и работе врачом, учительницей, публике о труде женщин в царской России, пожалуй, ничего не известно. Между тем, ситуация была не так безнадёжна и не слишком отличалась от современной. Женщины из образованного класса работали в гос. органах, в частных предприятиях.

Существовали законы, согласно которым запрещался и ограничивался труд женщин на производствах, вредных для женского организма1. Это значит, что мужчины использовались на производствах, где наносился вред их здоровью, но женщины были ограждены от этого.

С первых лет существования СССР государство провозгласило своей целью улучшение положения женщины, признало её угнетённым классом, а мужчину - угнетателем. Товарищ Ленин В.И., руководитель нового государства, определял задачи женского движения.
С первых лет советской власти были приняты новые законы о разводе и о внебрачном ребенке, о праве женщины на иск к отцу ребенка для его обеспечения. Они означали женскую вседозволенность, разрушение традиционной семьи, введение материнской семьи и закрепощение мужчины с помощью того, что называется "алиментами". В 1926 г. в "Кодекс о семье" было внесено положение о необязательности законной регистрации брака, брак признавался таковым по самому факту сожительства мужчины и женщины.

В отношении института семьи партийное руководство страны заняло враждебную позицию. Коллонтай A. M., главная по женскому вопросу в партии большевиков в начале 1920-х, заявляла:

"Коммунистическое хозяйство упраздняет семью, семья утрачивает значение хозяйственной ячейки с момента перехода народного хозяйства в эпоху диктатуры пролетариата…" [Коллонтай А. М. Труд женщины в эволюции хозяйства. - Лекции, прочитанные в Университете имени Я.М.Свердлова. М., 1923. Стр. 87]

"Семья, воспитывая и утверждая эгоизм, ослабляет скрепы коллектива и этим затрудняет строительство коммунизма". [Коллонтай А. М. Тезисы о коммунистической морали. - Коммунист. 1921. № 12. Стр. 29]

"Теперь, при переходе к социализму, домашнее хозяйство является вредным пережитком старины", "семья как хозяйственная единица с точки зрения народного хозяйства должна быть признана не только беспомощной, но и вредной" [Коллонтай A. M. Семья и коммунистическое государство. Киев, 1919. Стр. 23-25].

И.Ф.Арманд, предшественница Коллонтай на посту заведующей женотделом ЦК РКП (б), умершая в 1920-м году, била в ту же точку:

"Сугубые мещане хотели сохранить семью. Но речь идет о революции самого института семьи. Ибо нельзя провести всеобщей трудовой повинности, не освободив женщину от печного горшка" [Арманд И. Ф. За социальную переделку быта. - Работница. 1920. № 4. Стр. 3]. А также: "Сейчас лучше пострадать со старыми мочалками, утюгами, сковородами, с тем, чтобы имеющиеся средства и силы бросить для устройства общественных учреждений, которые упразднят семейный быт" [Цит. по: Семейная политика в СССР. М., 1997. 196 с.].

Как видим, эти высказывания повторяются независимо от личности руководителя, следовательно, представляют собой политическую линию. Это не удивительно, так как ещё в XIX ст. Ф.Энгельс, непререкаемый авторитет для коммунистов, предсказал в своей работе "Происхождение семьи...", что "в будущем социалистическом обществе... должна отмереть и семья". Поскольку коммунисты в России должны были доказать всему миру, что они строят не что-нибудь, а социализм, они пунктуально внедряли все теории Маркса и Энгельса в практику.

Место семьи, по убеждению коммунистов, должен занять трудовой коллектив и отношения товарищества внутри прогрессивного класса пролетариата. Вместо мещанского быта - общежития, общие столовые, детсады и ясли, общие прачечные. Новые дома строились в виде общежитий, без кухонь, с одним общим туалетом, жильцы должны были питаться в столовых. Такие дома до сих пор стоят в Харькове в районе ХТЗ, это не миф.

Равноправное положение женщины в Советском Союзе было закреплено статьей 122 Конституции СССР:

"Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов".

Двадцать первое столетие. Для многих поколений женщин, веками отвоевывавших свои права, это время должно казаться победным и столь желанным осуществлением мечтаний. Но кто мог предположить, что статус женщины изменится так бесповоротно и кардинально.

      

Бесспорно, современная женщина имеет возможность пользоваться любыми благами цивилизации, не доступными ей в далеком прошлом. Она голосует и получает блестящее образование, к ее мнению прислушиваются, а круг интересов простирается на самые различные области деятельности и науки. Но расширяя и упрочивая свои права, современная женщина вместе с тем получила и небывалый круг обязанностей. И сегодня остается лишь поражаться ее стойкости и выносливости под грузом ежедневных хлопот.

Ведь помимо служебной деятельности, в которой женщины сегодня, как известно, преуспевают, никто не отменял для них и ведение домашнего хозяйства. С одной стороны, грех отрицать немалое упрощение работы по дому с появлением всевозможной бытовой техники, справляющейся с самыми каверзными хозяйственными вопросами качественно и оперативно. С другой же стороны, такие вопросы как воспитание детей, создание уюта в доме и забота о домочадцах никоим образом не должна и не может быть механизирована, и этим делам, как и сотни лет назад, следует уделять максимум внимания.

Итак, в сегодняшнем понимании, женщина-хозяйка успешно ведет деловую деятельность. Она исправно выполняет служебные обязанности и получает заработную плату зачастую наравне с супругом. Она водит автомобиль, интересуется техникой (и не обязательно только бытовой), а заодно, внешней и внутренней политикой государства. Этическое и эстетическое воспитание и обучение детей – как и прежде, ее прерогатива. Закупка продуктов с учетом соображений о здоровье семьи, их приготовление, уборка, глажка и стирка, забота о домашних питомцах – в реальности все задачи современной женщины действительно сложно перечислить, не упустив какого-либо из необходимых аспектов.




1. Пара сосотящая из множества и бинарной алгебраической операции называется полугруппой1 если опера
2. Маленький герцог Артура Роу неудержимо влекло к народным гуляньям- стоило ему издалека услышать рев
3. Проведение земляных работ
4. Лабораторная работа 23 Изучение обобщенного закона Ома и измерение электродвижущей силы методом компен
5. Судебноконституционное прав и процесс как отрасль российского права- понятие предмет и структура
6. тематически заниматься этой проблемой затрагивающей интересы миллионов наемных работников
7. Расчёт технологических показателей котельной
8. Националистические аспекты популизма
9. Тема- Основы уголовного права План- Понятие предмет и метод уголовного права.
10. западе и западе территория Финляндии омывается Балтийским морем и его Финским и Ботническими заливами на пр
11. История для студентов ТФ МГЭИ на 2011-2012 уч
12. тема 1а Для кого эта система Всегда когда я смотрю на свои старые фотографии а осталось их не много ~ тол
13. 15 MOGILEV STTE POLYTECHNICL COLLEGE Mogilev Mechnicl Engineering Technicl School ws founded on Jnury 1 1947 in ccordnce with USSR Council of Ministers Regultion 178
14. Лекция 1 Электростатика
15. культура Суть наукового підходу до визначення культури
16. Введение Проблема возникновения т.
17. Природа фірми 1937 її наступний розвиток продовжувався у 1950 1980х роках
18.  Понятие и структура механизма правового регулирования 1
19. Смешанное произведение трёх векторов Тройкой векторов называются три вектора если указано какой из ни
20. ВВЕДЕНИЕ.html