Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ти и способы активизации соц

Работа добавлена на сайт samzan.net:


  1.  Социология как наука об обществе. Предмет и объект социологии.

Огюст Конт в 1838г. ввёл в оборот термин “социология”. Книга “Курс позитивной социологии”.

Объект социологии – общество.

Предметом социологии выступают соц. системы (личности, соц. группы, соц. институты и общества в целом), закономерности их функционирования и развития, и оптимизация их взаимодействия.

Социология – наука о закономерностях функционирования соц. систем, она изучает механизмы взаимодействия общности людей в процессе совместной деят-ти и способы активизации соц. отношений в исторически конкретных условиях.

Социальность – качество, отличающее результаты человеческой деят-ти от явлений природы.

Социум (от лат. - общее) соц. группы, хар-ся единством культурной жизни.

Соц. общность – группа людей, в которой хотя бы на короткое время сохраняется соц. связь.

  1.  Структура социологического знания. Функции социологии.

Функции:

  1.  теоретико-познавательная – связана с изучением соц. реальности в целях получения научного знания об обществе и его отдельных структурах.
  2.  организационно-управленческая – связана с выработкой рекомендаций, используемых в управленческой деят-ти для решения практических задач.
  3.  прогностическая – отражает возможности социологии в определении перспектив или будущих результатов развития тех или иных соц. процессов.

Задача: получить объективные знания о соц. объектах, взаимодействующих в рамках конкретных соц. процессах.

Главная цель:

  •  предупреждение любого негативного явления или тенденции в соц. развитии общества в целом.
  •  предвидение последствий тех или иных управленческих решений.

 Структура общества:

  1.  общество в целом
  2.  соц. группы
  3.  соц. организации и соц. институты – организованные и объективированные формы жизнедеят-ти людей.
  4.  типологизированные личности – группы индивидов с т. зр. обобщённых личностных хар-к.
  5.  индивиды – конкретные личности, взаимодействующие с окр. соц. средой.

Уровни:

  1.  макросоциология – изучает большие соц. системы и происходящие в них изменения.
  2.  мезосоциология – изучает средние по численности соц. группы.
  3.  микросоциология – изучает небольшие соц. группы и протекающие в них соц. процессы, которые носят локальный хар-р.

Социология имеет теоретический и эмпирический уровни, а также теории среднего уровня:

  1.  специальные теории, связанные соц. структурой общества (социология города, социология деревни, этносоциология)
  2.  теории, исследуемые деят-ть соц. институтов (социология управления, социология образования, социология семьи)
  3.  социологич. теории, изучающие виды человеческой деят-ти (социология досуга, социология труда)
  4.  теории, возникшие на стыке социологии и других общественных наук (социология права, социология политики)
  5.  социология девиантного поведения (алкоголизм, проституция, наркомания)
  6.  деликтвентное поведение
  7.  Возникновение социологии. Основные этапы развития социологической мысли.

Этапы:

  1.  связан с развитием социологических теорий, представлен видными социологами: Карл Маркс, Огюст Кант, Г. Спенсер, Г. Зиммель, Эмиль Дюркгейм, М. Вебер.
  2.  20 – 40-е гг. 20в. – бурно начала развиваться эмпирическая социология, внедрили политическую политику, межличностные отношения. Видные учёные: Б. Тённис, Э. Мейо, Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Лебон.
  3.  40-е гг. 20в. – до наших дней – развитие теории среднего уровня. Представители: Р. Мертон, П. Сорокин, Талкотт Парсонс.

Предпосылки возникновения социологии:

  •  образовался мировой рынок и к концу 19в. потребовалось более целостно объяснить новые, ранее не существовавшие, проблемы.
    •  обострились противоречия индустриального общества.
  1.  Становление и основные этапы развития отечественной социологии.

Основные концепции теоретической социологии в 19 – н. 20в.

Этапы:

  1.  Анри Сен-Симон пытался сообщить науке о человеке более позитивный хар-р, основанный на наблюдении и др. методах естествознания. Наука о человеке – позитивная философия.

Термин “позитивизм” – истинное знание является позитивным, если оно приобретено эмпирическим путём.

  1.  Карл Маркс – родоначальник экономической социологии. Изучал личность, как совокупность общественных отношений. Автор понятий – базис и надстройка.
  2.  Г. Спенсер – представитель биологического направления в социологии. С/х и промышленность – функция питания, торговля – функция кровообращения, армия – кожный покров, транспорт – сосудистая система. Структура, функция, система, институт – ввёл понятия.
  3.  Эмиль Дюркгейм – ввёл понятие “социология” – объективный подход к изучению соц. действительности, который составляют соц. факты. Изучал соц. факт самоубийств – порождение соц. среды. Типы самоубийств:
  •  эгоистические (по личным причинам)
  •  аномические
  •  альтруистические (ради других)
  •  фаталистические (в рез-те внешнего давления)
  1.  Г. Зиммель – внёс большой вклад в развитие социологии конфликта, а также в изучении проблем города, религии.
  2.  М. Вебер

Второй период – эмпирическая социология 20 в.

Б. Тённис – проводил эмпирические исследования демографических проблем. Изучал преступность.

Э. Мейо – родоначальник индустриальной социологии. Пропагандировал подход к человеку, опираясь на его душевные качества, умственные качества.

Дж. Мид – основоположник интеракционизма. Изучал соц. взаимодействие.

Ч. Кули – занимался исследованием малых соц. групп. Ему принадлежит классификация малых групп.

Г. Лебон – разработал теорию толпы. Индивиды в толпе утрачивают чувства ответственности за своё поведение, подвержены влиянию лидера.

  1.   Понятие «общество» в социологии. Основные социологические характеристики.

Общество (исторический подход) устойчивая культурно-историческая форма организации жизни людей: первобытное, феодальное, буржуазное, коммунистическое.

Общество (марксистское обществоведение) – крупный этап соц.-экономического развития человечества: феодальное, древнее, античное, современное.

Общество (соц.-философская) – страна или регион с опред. уровнем экономического, научного и социокультурного развития: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

Общество (политологический) – гос-во со своим населением, территорией и политической властью: тоталитарное, авторитарное, демократичное.

Общество (социологический) – способ соц. взаимодействия людей в экономич., политич., культурной и других сферах.

Существуют некоторые социологические хар-ки общества:

  1.  общество существует в определённый исторический период, т.е. сохраняет относительную устойчивость во временных рамках своего существования.
  2.  расположено на определённой территории, функционирует в известных границах.
  3.  население, которое проживает на данной территории и осущ-ет совместную деятельность.
  4.  соц. структура общества.
  5.  общество развивается под влиянием соц. институтов и организаций, сложившихся в рамках соц. норм и ценностей.

Соц. общность – понятие конкретно эмпирически фиксируемое, выступающее субъектом взаимодействия соц. характера.

Общность:

  1.  по численности (от 2-х человек до миллионов)
  2.  продолжительность её существования (от нескольких минут до столетий)
  3.  устойчивость взаимных связей и отношений (трудовой коллектив, толпа)

Массовая общность – фанаты певцов, потребители товаров и услуг, болельщики соревнований, участники шествий.

Групповая общность – Б-31, сотрудники РОВД, работники деканата.

  1.  Типология общества.

Типология и структурные уровни общества

  1.  обществ. экономич. формации – первобытное, рабовладение, феодальное, капиталистическое
  2.    по уровню взаимодействия гос. политических институтов – негражданское, догражданское, гражданское.
  3.  по научно-техническому и социокультурному развитию – доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.
  4.  охотники и собиратели плодов – небольшое по численности общество, живёт за счёт охоты, рыболовства и т.д., имеет незначительное неравенство между мужчинами и женщинами и по материальному признаку (от 50 лет тому назад до наших дней)
  5.  пасторальное общество – главный тип жизнедеятельности – выращивание дом. скота, здесь существует значительное неравенство, управляется вождями (существует 12 тыс. лет)
  6.  общество современного мира:

А: страны первого мира (Зап. Европа, США, Канада, Япония) – имеет эффективную развитую экономику, многопартийную политическую систему, демократичный политический режим.

В: страны второго мира (бывший СССР, страны соц. лагеря) – в экономике преобладает централизованное планирование, а в политической системе – тоталитарный режим.

С: страны третьего мира (Азия, Африка, Лат. Америка)

  1.  Понятие личности в социологии.

Человек – биологический вид.

Индивид – единица человеческого рода.

Личность – соц. хар-ка индивида.

Личность формируется соц. отношениями. Каждая личность способна влиять на соц. отношения.

Процесс взаимодействия личности с окр. средой хар-ся след. типичными формами:

  1.  адаптация (пассивное приспособление личности к окр. среде)
  2.  интеграция (активное взаимодействие личности со средой)

Процесс приобщения личности к окр. её соц. нормам и ценностям принято называть социализацией. А развитие индивидуальных качеств личности наз. процессом индивидуализации.

Если в процессе воспитания преобладает индивидуальность, то человек может вырасти эгоистом. А если же преобладает социализация – конформистом.

Хар-р взаимоотношения личности с окр. средой определяет:

  1.  соц. статус (положение личности в соц. иерархии, он фиксируется по её соц. престижу. Престиж – оценка обществом соц. значимости людей)

Виды соц. статусов:

  •  наследственный (предписанный) – статус миллионера, статус негра
    •  приобретённый
    •  естественный (мужчина, женщина)
    •  профессионально-правовой
  1.  соц. роль (модель поведения человека, обусловленная положением личности в обществе и связанная с межличностными отношениями. Например, жених, отец, спортсмен, подлец)

Роли бывают:

  •  постоянные (роль матери)
  •  временные (роль гостеприимного хозяина)

Ролевой конфликт (несовместимость в человеке: следователь-взяточник)

Ролевая напряжённость (священник, благословение солдат на войну)

  1.  Социальный статус и социальные роли личности. Типология личности.

Хар-р взаимоотнош-й личности с окруж.средой опр-ют:

  •  соц.статус—положение личности в соц. Иерархии, он фиксируется по их соц. Престижу.Престиж—оценка об-вом соц.значимости людей. Виды соц.статусов: 1)наследственный (предписанный)-статус миллионера, негра, женщины. 2) приобретенный.
  •  соц.роль—модель поведения ч-ка, связ. С межличностными отнош-ми, обусловлено положением личности в об-ве (жениха, спортсмена). Роли бывают постоянные (матери), временные (гостеприимного хозяина).Ролевой конфликт (Состояние, возникающее, когда человек пытается одновременно выполнять две (или более) роли, предъявляющих противоречащие друг другу требования к его поведению)  (следователь-взяточник). Ролевая напряженность(состояние индивида в ситуации ролевого конфликта) (священник, благославляющий солдат на войну).

Типология личности: 1) традиционная—ориентирована на ценности долга, порядка, законопослушания 2) идеалисты- сильно выраженное критическое отнош-е к трационалистам, свойственна независимость, пренебрежение авторитетами, свойственно саморазвитие. 3)трустированный—очень низкая самооценка, угнетенное подавленное самочувствие, чувство выброшенным себя из жизни 4) реалисты—сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, самоконтроль 5) гедонисты—ориентированны на получение удовольствия здесь и сейчас, гонятся за наслаждениями жизни, получают удовольствие от потребительских желаний.   

  1.   Социализация личности. Воспитание личности.

Социализация подразделяется на несколько этапов:

  •  Первичный (детские и подростковые годы жизни)
  •  Вторичный (развитие личности во все последующие годы жизни)

С понятием социализации связаны следующие понятия:

  •  Ресоциализация (процесс замены уже усвоенных норм на новые установки более подходящие изменившимся условиям)
  •  Десоциализация (деградируемые процессы, связанные с изменением статуса личности)

Воспитание личности

Факторы, воздействующие на воспитание личности:

  1.  семья
  2.  группа равных (друзья, одногруппники)
  3.  школа
  4.  СМИ
  5.  труд
  6.  культура
  7.  различные организации
  8.  Девиантное поведение. Причины, виды девиации. Делинквентное поведение.

Девиантное поведение – отклоняющееся поведение, оно подразумевает любые поступки или действия, несоответствующие писанным или неписанным нормам.

Э. Дюркгейм – родоначальник социологии девиантного поведения. Он выдвинул термин “аномия” определив его как состояние общества, когда старые нормы не соответствуют реальным отношениям, а новые ещё не утвердились.

Взгляды Дюркгейма продолжили разрабатывать амер. социологи Мертон и Коэн.

Виды девиантного поведения:

  •  Алкоголизм
    •  Наркомания
    •  Проституция
    •  Рэкет
    •  Измена Родине
    •  Убийство
    •  Самоубийство

Виды отклоняющегося девиантного поведения:

  1.  деструктивное (причиняется вред только самой личности, поведение не соотв. общепринятым нормам: накопительство, мазохизм)
  2.  асоциальное (причиняет вред личности и соц. общностям: алкоголизм, наркомания, самоубийство)
  3.  противоправное (нарушение как моральных, так и правовых норм: грабежи, изнасилование)
  4.  Социальный контроль. Виды санкций. Анамия.

Соц. контроль – средство возвращения преступника к нормальному поведению.

Парк попытался выделить 3 формы соц. контроля:

  •  элементарные, в основном принудительные санкции
  •  общественное мнение
  •  соц. институты

Компоненты соц. контроля:

  1.  индивидуальные действия (поступок) – проявляется в процессе активного взаимодействия индивида с окр. средой.
  2.  реакция соц. окружения на поведение данного индивида (в культуре, в морали, в праве, в шкале оценок)

Санкции соц. контроля подразделяются на:

  •  формальные, официально предписанные обществом (повышение или понижение должностного статуса, награда)
  •  неформальные, осуществляемые людьми в процессе межличностного общения.

Санкции соц. контроля:

  1.  позитивные (общество стимулирует присвоение почётного звания)
  2.  негативные (штраф, осуждение, изоляция)

В системе соц. контроля специфическую роль играют созданные для осуществления санкции соц. института (уголовное право, милиция, суды, тюрьмы)

Аномия в Брестском регионе

Концепция аномии, т.е. массового отклонения от существующих в обществе норм порождает девиацию.

Встречающиеся девиации для г. Бреста:

  1.  воровство (кража собственности у индивида)
  2.  деловые операции лиц, обслуживающих пороки (организация соц. услуг)
  3.  захват заложников
  4.  коррупция
  5.  мошенничество (при заключении договоров)
  6.  отказ матери от ребёнка
  7.  наркомания
  8.  проституция
  9.  нравственные пороки
  10.  незаконное применение силы
  11.  торговля живыми людьми
  12.  алкоголизм
  13.  суицид
  14.  уклонение от уплаты налогов
  15.  Понятие социальной структуры общества. Социальная группа в структуре общества.

Соц. стр-ра общ-ва – совок. разл. по численности, соц. положению в сис-ме обществ. отношений относительно устойчивых форм соц. групп, общностей, их соц. позиций и взаимод. между ними. Важнейшая отличительная особенность: она тождественна системным cd-вам комплекса составляющих её эл-тов.

Соц. группа – одна из важных частей общества; совокупность взаимосвязей между людьми, которые складываются на основе общих интересов.

Особенности соц. группы:

  1.  граница
  2.  идентичность
  3.  символы (значки, удостоверение личности)
  4.  деятельность (совместные действия в общих интересах)

Референтная группа – каждый индивид относит себя к какой-либо референтной группе, относительность которой он оценивает своё поведение.

В социологии выделяют малые группы, средние и большие.

Малая группа (контактная) – семья, небольшая группа студентов (до 12 человек)

Средняя группа – устойчивые объединения людей, связанными общими целями, но не имеющие тесных контактов.

Большие группы – группы с большим количеством членов, не предполагают личного общения: любители театра, рабочий класс, женщины.

  1.   Сущность социальной стратификации и социальной мобильности. Маргинализация индивидов и групп.

Страто – слой (геологич. понятие)

Соц. стратификация – структурированное неравенство, существующее между различными группами людей:

  •  Рабство - наиболее очевидная форма соц. неравенства, когда один индивид является собственником другого.
  •  Касты - она связана с закреплёнными религиозными традициями дифференциального населения на группы по видам разрешённой или недозволенной деят-ти. Варна (каста) состоит из 4 уровней: брахманы, кшатрии, вайшьи, неприкасаемые. В Др. Египте существовали первые касты.
  •  Сословная стратификация - определяется юрид. закреплённым делением на большие соц. группы в соотв. с возложенными на них функциями или обязанностями (дворянство, духовенство, торговцы, артисты, крестьяне)

К. Маркс не оставил завершённого определения “класса”, но он подразумевал большие группы людей и связывал понятие с отношением людей к средствам производства.

Вебер соглашался с Марксом, однако, к числу классообразующих признаков он добавлял классификацию работника, наличие диплома, определённых навыков, а особый акцент делал на статусе человека и его партийной принадлежности.

Структура общества классовая:

  1.  высший класс (около 1% населения планеты)
  2.  средний класс:
  •  высший слой среднего класса (профессионалы управленцы, врачи, преподаватели вузов)
  •  средний слой среднего класса (владельцы магазинов, фермеры, представители малого бизнеса)
  •  низший слой среднего класса (служащие, торговцы, учителя школ)
  1.  низший (рабочий)класс:
  •  высший слой низшего класса (квалифиц. рабочие)
  •  низший слой низшего класса (неквалифиц. Рабочие с низким уровнем образования)

Маргиналы – пограничные слои, статус которых чётко определён (бомжи, проститутки)

Интеллигенция – соц. слой, включающих работников, занятых преимущественно умственным трудом.

Соц. мобильность – переход индивида или соц. объекта из одной соц. позиции в другую:

  •  горизонтальная (водитель троллейбуса = водитель автобуса)
  •  вертикальная
  1.  Национально-этнические  общности  людей.   Социальные  проблем этнических меньшинств.

В этносоциологии предметом исследования выступают этнонац. структуры (нация, народности, этнические группы), их соц. хар-ки (соц.-классовый, соц.-демографический состав)

Нация – исторически сложившиеся устойчивая общность людей, возникшая на основе единства историко-географического происхождения экон. жизни, культуры, языка и самосознания.

Народность – в отличии от нации не хар-ся общностью экон. жизни, это понятие связано с единством языка, культуры, самосознания и территории.

Национальность – принадлежность человека к определённой нации или народности; отношение к конкретному этнокультурному образованию, часто несвязанному с определённой территорией.

Этнос – (от греч. – племя, народ) – исторически сложившиеся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающие общими чертами и стабильными особенностями культуры.

Понятие этнос указывает на разницу, которая определяет данное сообщество от других.

Следует отметить, что этнические меньшинства между собой различаются по ряду признаков:

  1.  чувство групповой солидарности принадлежности друг к другу
  2.  соц. и физ. особенность от большинства
  3.  ощущение дискриминации со стороны большинства

прямая наследственная связь личностных хар-к индивида от биологических особенностей его предков для расистов служит основанием для расовой дискриминации.

Расисты – те представители общества, которые биологическими особенностями объясняют превосходство одних представителей общества над другими.

Национализм – убеждённость превосходства своей нации над другими.

Регионализм – не предполагает привилегий для своей нации, лишь ограничивается требованием сохранить свою самобытность (язык, религия, культура)

Дискриминация – неравноправное поведение представителей одного народа по отношению к другим.

Амер. социолог, Теодор Адорно, в 50-х гг. 20в. Исследовал причины формирования нац. предрассудков.

Образцы нетерпимости формируются с детства в процессе социализации.

В 40-е гг. 20в. Роберт Меркон сформулировал 4 варианта поведения в отношении к нацменьшинствам:

  1.  устойчивые либералы – полностью лишены нац. предрассудков
  2.  не устойчивые либералы – свободны от предрассудков
  3.  робкие фанатики – повреждены предрассудкам, но из корыстных соображений стараются не афишировать свои взгляда.
  4.  активные фанатики – ярко выраженные нац. предрассудки лично участвуют в дискриминации меньшинства.

На сегодняшний день 81% населения РБ ассоциирует себя с нац. белорус, 11% - русский, 4% - поляки, менее 3% - украинцы, более 1% - представители др. национальностей.

  1.  Социология конфликта. Функции, классификация, типология конфликта.

Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов по поводу взаимодействия.

Конфликты проявляются на разных уровнях:

  •  На цивилизационном уровне (связ. с ломкой прежней и утверждением новой системы ценностей)
  •  На социальном уровне (между прежними способами организации общественной жизни и попыткой создать новую систему общественных отношений)
  •  На уровне структурных изменений (между старыми и вновь складывающимися соц. слоями и группами)
  •  На повседневном уровне (когда люди испытывают новые возможности соц. самоутверждения, пытаются адаптироваться)

Социология конфликта исходит из того, что конфликт – это нормальное явление нашей жизни. С помощью конфликтов общество развивается, идёт вперёд.

Функции конфликта и их классификация

Положительные функции:

  1.  разрядка напряжённости
  2.  коммуникативно-связующая функция
  3.  консолидирующая функция

 Негативные функции:

  •  дестабилизация отношений в соц. системах
  •  разрушение соц. общности и группового единства

Классификация:

  1.  личностный (внутри личности)
  2.  межличностный (между 2-х и более людьми)
  3.  межгрупповой
  4.  конфликт принадлежности (индивиды имеют двойную принадлежность)
  5.  конфликт с внешней средой

Типология соц. конфликта:

  1.  конфрактация (пассивное противостояние представителей)
  2.  соперничество (борьба за признание личных достижений)
  3.  конкуренция (получение выгоды)
  4.   Понятие социального института. Процесс институционализации.

Соц. институт – устойчивая совокупность организаций, соц. ролей, технологий и правил поведения, норм и ценностей, ориентированных на удовлетворение обществ. потребностей и регулирующих соц. отношения в обществе.

Институализация – процесс создания нового соц. института.

Признаки:

  1.  специально созданное учреждение, в рамках которого развивается деят-ть соц. организаций.
  2.  наличие материальных ресурсов, с помощью которых обеспечивается его функционирование.
  3.  набор норм и правил, который контролирует соотв. поведение граждан.
  4.  существование системы ценностей, принятых как идеологическое обоснование.
  5.  использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках соц. института.

Группа потребностей на базе которой формируется соц. институты:

  1.  воспроизводство и воспитание новых членов общества.
  2.  развитие соц.-профессиональной структуры общества.
  3.  сохранение жизни и поддержание здоровья людей.
  4.  производство и распределение товаров и услуг.
  5.  регулирование политических отношений в обществе.
  6.  удовлетворение религиозных потребностей.

Соц. институты:

  1.  семья: пединституты брака, развода, деторождение.
  2.  образование: дошкольное, школьное, профессионально-техническое, высшее, система повышения классификации.
  3.  здравоохранение: лечение, ухаживание за больным.
  4.  экономика: предприятия, банки, фирмы.
  5.  политика: регулирует политические отношения в обществе, направленные на завоевание и удержание политической власти.
  6.  Социальные организации, их типы. Бюрократия как социальное явление.

Соц. организации – большие ассоциации людей, совокупность взаимодействующих индивидов, соц. групп, статусов, норм, направленных на достижение определённых соц. результатов.

Свойства:

  1.  цель – ожидаемый конечный рез-т деят-ти организации:
  •  цель-ориентация (формируется в виде плана, прогноза или установок, с которыми сверяют действия члены организации)
  •  цель-задание (заранее намеченный рез-т)
  •  системные цели (напр. на поддержание эффективной работы организации)
  1.  иерархия – распределение власти внутри организации.
  2.  управление – имеют объекты.
  3.  формализация отношений – ограничения поведения членов организации официальными рамками.

Организации бывают:

  •  добровольные
    •  официальные (деловые, тотальные)

Бюрократия – представители прав-ва, затем наз. чиновников.

  1.  Социальные процессы, их структура. Управление социальными процессами

Соц. процесс – определённым образом упорядоченные во времени и сменяющие друг друга события, а также последовательно расположенные действия личности, соц. групп и соц. институтов.

Подходы к изучению соц. процессов:

  •  Соц. процессы рассматриваются как определённая комбинация множества объективных и субъективных факторов.
  •  Соц. процесс рассматривается как сознательная и осмысленная деят-ть людей.

Структура соц. процесса:

  1.  субъекты или участники соц. процесса (индивиды, соц. группы, соц. институты и организации)
    1.  объекты, на которых направлена деят-ть соц. институтов, индивидов, организаций с которыми они взаимодействуют.
    2.  цель соц. процесса (усиленно направлена на конечный рез-т)
    3.  средства, с помощью которых осущ-я воздействие на соц. объекты.
    4.  рез-т соц. процесса

Соц. процессы находят своё выражение в идеологии.

Носители идеологии – отдельные личности, субъекты идеологического процесса, групповые общности – представители малых и больших соц. групп, соц. институты, соц. организации, общество в целом.

Управление соц. процессами

Соц. управление – многогранный, структурно сложный вид человеческой деят-ти. Механизм, с помощью которого реализуются соц. цели за счёт координации взаимодействия людей.

Объект управления – то, на что направлено управленческое воздействие.

Принципы эффективного управления:

  1.  разделение труда
  2.  власть (право и умение приказывать)
  3.  ответственность (продуманность действий и готовность к наказанию за допущенные просчёты)
  4.  дисциплина
  5.  справедливость вознаграждения
  6.  инициатива
  7.  порядок
  8.  Социальная сущность семьи. Функции семьи и брака.

Семья является предметом исследования многих общественных наук (философия, история, этнография и т.ф.). Каждая их этих наук даёт своё определение семьи. В социологии сущ. отрасль, изучающая семейно-брачные отношения.

Семья и брак – это не одно и тоже.

Семья – основанная на браке и кровном родстве малая соц. группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Основой семьи является:

  •  Наличие супруга
  •  Кровное родство между родителями, детьми, братьями и сёстрами.

Брак – изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Т.о. семья – более сложная система отношений, чем брак.

Фун-ции брака и семьи:

  •  организация культурного досуга(харак-ной чертой сем досуга явл атмосфера особой эмоциональности,теплоты,кот позволяет человеку полностью раскрыться,быть искренним).
  •  воспитательная (в семье рождаются и воспитываются дети. Семья заботится не только о своих младших членах,но и о старших,пожилых).
  •  под представительской функцией семьи понимается поведение «от имени и в интересах» семьи в контактах с соседями,знакомыми.школой, различными общ.институтами.

Брак «функ-ет» тем лучше.чем шире взаимодействие супругов. Но состав функций в конкретном браке может быть различным в зависимости от стадий развития семьи и конкретных условий ее существования.

  1.   Исторические типы и формы семейно-брачных отношений. Альтернативные формы брака.

Основные этапы развития:

  1.  первобытная орда – господство промискуитета (неупорядоченные половые связи даже с близкими родственниками)
  2.  труднородственная семья – принцип эндогамии (выбор партнёра в пределах своей группы), групповой брак.
  3.  пуналуальная семья – принцип экзогамии (запрет на кровосмешение), период матриархата.
  4.  парная семья – при сохранении матриархата и коллективного брака выделяется один мужчина, вокруг которого начинает концентрироваться имущество семьи.
  5.  патриархальная семья – лидирующее положение занимает мужчина, женщина в полной зависимости, она рабыня.
  6.  моногамная семья – парный брак между мужчиной и женщиной возник в период рабовладельческого строя, существует до наших дней.

Типы семьи не всегда совпадают со структурой брака. Типология рассматривается по отдельности.

Типология брака:

  1.  в зависимости от выбора партнёра:
  •  экзогамия
  •  эндогамия
  1.  в зависимости от размера брачной группы:
  •  полигамия:
  •  полигиния (многожёнство)
  •  полиандрия (многомужество)
  •  групповой брак
  •  моногамия (пожизненность отношений между мужчиной и женщиной)

Сегодня формируется серийная моногамия. Серийная моногамия – в брак вступают несколько раз.

Типология семьи:

  1.  по числу родителей:
  •  полная
  •  неполная
  1.  по количеству поколений:
  •   нуклеарная (родители и дети)
  •  расширенная (нуклеарная и др. родственники)
  1.  по стилю управления:
  •  авторитарная
  •  демократическая
  1.  по хар-ру распределения семейных обязанностей и хар-ру лидерства:
  •  традиционная (патриархальная) – min 3 поколения; главный – самый старший мужчина; полная экономическая зависимость женщины от мужчины; функциональное разделение обязанностей; многодетность; слабая мобильность и т.д.
  •  нетрадиционная (эксплуататорская) – сохраняется лидерское положение мужчины; разграничение мужских и женских обязанностей, где женщина получает исключительное право на труд.
  •  эгалитарная (семья равных) – хозяйственно-потребительский семейный союз: справедливое пропорциональное разделение дом. хоз-ва; взаимозамен. супругов при решении бытовых проблем; обсуждение проблем; совместное принятие решений; малодетность; равенство владением имущества.

Существует типология родства.

Во вт. половине 20в. Наблюдается рост парных союзов или свободных браков. Для таких браков хар-на:

  •  ориентация на повременность отношений
  •  сознательный отказ от штампа в паспорте

Альтернативные формы брака – система брачных отношений, не получивших официальное признание гос-ва, церкви; но допускаемая обществ. мнением в той или иной соц. среде.

Формы:

  1.  годвин-брак (визитный, гостевой) -  раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства.
  2.  конкубинат – стабильная связь женатого мужчины и незамужней женщины, имеющей от него признаваемых детей, материнская поддержка.
  3.  свингинг – любовь в вчетвером (стабильные сексуальные отношения в рамках 2-х единобрачных пар - США)
  4.  открытый брак – признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачные отношения.
  5.  Тенденции и проблемы семейно-брачных отношений на современном этапе. Гендерная политика государства.

Семья является предметом исследования многих общественных наук (философии, истории, этнографии и т.д.). Каждая из них дает свое определение семьи. Семья и брак – разные понятия. Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая соц. группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Основой семьи явл.: наличие супругов, состоящих в браке, кровное родство между родителями – детьми, братьями – сестрами. Брак – изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Т.о. брак более сложная система отношений, чем семья.

Типы семьи не всегда совпадает с структурой брака. Типология брака: по выбору партнера: 1) экзогамия; 2) эндогамия (примитивное общество); по размеру брачной группы: 1)полигамия (а) полигиния (многоженство);б)полиандрия (многомужество); в) групповой брак (несколько мужчин и женщин)); 2) моногамия – парный брак между мужчиной и женщиной, осн. черты традиц. моногамии: пожизненность брачных отношений, особая усложненность процедур фиксирования брака; сегодня формируется серийная моногамия. Типология семьи: по числу родителей (полная, неполная); по количеству поколений (нуклеарная – родители и дети; расширенная – нуклеарная + др. родственники); по стилю управления (авторитарная; демократическая); по характеру распределения семейных обязанностей и характеру лидерства: 1) традиционная (патриархальная) основана на кровном родстве организация, для которой характерно существование под 1 крышей минимум 3 поколений, лидер – старейший мужчина, эк. зависимость женщины от мужчины, функциональное разделение обязанностей, многодетность, слабая мобильность; 2) неотрадиционная – сохраняется лидерство мужчины, разграничение мужских и женских обязоностей, где женщина получает исключительное право на труд; 3) эгалитарная – хозяйственно- потребительский союз, хар-но – справедливое пропорциональное разделение дом. хоз-ва, обсуждение проблем совместное принятие решения, эмоциональность отношений, малодетность, равенство владения имуществом. Во 2-й половине 20в. наблюдается рост парных союзов (свободных браков), характерно ориентация на повременность отношений, сознательный отказ от фиксирования отношений. Существуют альтернативные формы брака – система брачных отношений, не получившая офиц. Признания гос-ва или церкви, но допускаемый общ. мнением той или иной соц. среды: 1) годвин-брак (визитный брак) – раздельное проживание супругов и отсутствие общего быта и хоз-ва; 2) конкубинат – стабильная связь женатого мужчины и незамужней женщины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку; 3) свингинг (любовь вчетвером) – сексуальные отношения в браках 2 единобрачных пар; 4) открытый брак – признание права супругов на независимый образ жизни.

Гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Гос-во должно обеспечить равенство полов во всех сферах.

  1.   Социология образования.

Признаки института образования

Признаки:

  1.  установки и образцы поведения (любовь к знаниям)
  2.  культурные символические признаки (школьные песни, эмблемы)
  3.  утилитарные культурные черты (библиотеки, классы)
  4.  кодекс устный и письменный (правила студентов)
  5.  идеология (академическая свобода, равенство при обучении, прогрессивное образование)

Элементы института образования:

  •  учебно-воспитательные учреждения
  •  соц. общности
  •  учебный процесс

Функции института образования

Функции:

  1.  гуманизация
  2.  оптимизация соц. перемещений
  3.  замещение родителей
  4.  формирование правовых норм политических ценностей личности
  5.  культурная

Проблемы:

  1.  оптимизации взаимодействия личности и социума как поиска баланса между соц.-нормативным давлением и стремление личности к соц. психологической автономии.
  2.  соц. заказа и интересов личности.
  3.  согласование и интеграция педагогических технологий.
  4.  развитие проблемного мышления у студентов и учащихся через постепенный отход от монологического общения к диалогическому.
  5.  Социология религии.

Большой склад в развитие социологии религии внёс М. Вебер в теории “секты и церкви”, в которой он рассматривает различие между церковью и сектой, а также создал чёткую типологию религиозных организаций.

Тенденции церкви компромиссу с миром и светской власти приводят некоторых верующих к ощущению, что церковь отступает от своих религиозных традиций. Вмешательство церкви в светскую жизнь заставляет некоторых верующих порвать с церковью, чтобы создать новую религиозную группу.

По мнению М. Вебера сектантская идеология включает в себя пуританскую этику, акцентир. на самодисциплину.

Когда члены секты адаптируются к окружающему обществу, происходит переход из секты в церковь.

Различные типы депривации как фактора образования религиозных групп.

Депривация – любое состояние которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами или группами.

Типы:

  1.  экономическая – проистекает из неравномерного распределения дохода в обществе.
  2.  социальная – склонность общества оценивать качество и способности некоторых индивидов выше чем других, что влечёт за собой более высокие вознаграждения власти и высокий статус.
  3.  организмическая – связана с врождёнными или приобретёнными индивидуальными недостатками человека (слабоумие)
  4.  этическая – связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении идеалов общества с идеалами отдельного индивида.
  5.  психическая – возникновение у индивида или группы ценностного вакуума
  6.  Современные деструктивные секты на территории Беларуси.

Размытость конфессиональной самоидентификации, низкий уровень устойчивого культового поведения говорят о том, что религиозное возрождение в РБ в значительной мере связано со вступлением в различные религиозные секты (Богороднический центр, Церковь учеников Иисуса Христа, Семья любви, Белое братство, Церковь последнего завета, сатанисты).

Зарегистрировано 5 общин Международного Общества Сознания Кришны, Богородичный центр, Церковь объединения С.М. Муна, множество других направлений. В частности, существуют незначительные по численности объединения сатанистов. Нетрадиционные культы в Беларуси–динамичная, многовариантная, быстрорастущая часть религиозных движений. На территории республики периодически проявляют себя представители 11 деструктивных направлений. Это, в первую очередь, последователи Церкви объединения и Бостонского движения (Церковь учеников Иисуса Христа). Вузовская ассоциация по изучению Принципа (на английский САRP), которая занимается распространением идей церкви Объединения, как и в предыдущие годы, стремилась укрепить свои позиции в системе образования. Филиалы САRP имелись в городах Гродно и Могилеве. Подпольно в Минске действует «Церковь учеников Иисуса Христа», которая активно пытается легализоваться. Указанная секта ставит своей задачей в республике создание своих организаций во всех городах Беларуси, численность населения которых приближается к 100 тыс. человек. В 2000 году 42 организациям отказано в перерегистрации, из них 18 признаны деструктивными псевдорелигиозными организациями. Республиканский центр «Дианетика», студенческая ассоциация САRP, «Искусство жизни», Белорусский центр миссии Шри Рам Чандра, детско–юношеский  центр «Волшебный цветок» обратились в Верховный Суд с исковыми заявлениями по поводу отказа им в перерегистрации.

  1.  Сущность и основные этапы социологического исследования.

Соц. исследования – изучение соц. систем научными методами в целях решения научно-теоретических или прикладных проблем современного общества.

Непосредственное признание соц. исследования получили в конце XIX — начале XX в. и пришли на смену индивидуальным способам накопления социологического знания, находящим выражение в обзорных и тематических выступлениях, письмах, статьях, очерках, книгах. С XVIII в. в ряде стран стала регулярно проводиться перепись населения. В XIX в. проводились и опросы населения в целях выяснения уровня жизни, в частности среди жителей Лондона. Бурное развитие эмпирической социологии связано с XX в. Это было обусловлено объективными социально-экономическими причинами, а также развитием и совершенствованием самой науки, выходом ее на более высокий уровень.

Соц исслед-ния могут быть как теоретическими, так и практическими: теоретич. соц иссл-ния ориентированы в основном на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий;

эмпирические социологические исследования касаются изучения конкретных соц проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов.

  1.  Виды и типы социологических исследований.

Соц. исследования – изучение соц. систем научными методами в целях решения научно-теоретических или прикладных проблем современного общества.

Виды:

  1.  разведывательное
  2.  описательное (применяется для хар-ки крупных соц. объектов)
  3.  аналитическое (ставит целью углубленное проникновение причинно-следственной связи и отношение объекта исследования)

Сущ. повторные соц. исследования:

  •  панельная
    •  трендовая
    •  соц. мониторинг

Методы сбора соц. информации:

  •  изучение документов
  •  соц. опрос
  •  соц. наблюдение
  •  соц. эксперимент
  1.   Программа социологического исследования. Репрезентативность  исследования. Типы выборки.

Программа соц исслед-ния – это рабочий механизм соц поиска. Программа относится к типу стратегических документов научного исслед-ния, цель к-ых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исслед-ния.

Выборка исслед-ния – часть объекта исслед-ния, к-ая по основным соц-демографическим или иным признакам подобна объекту в целом.  

Генеральная сов-сть – множество всех элементов исследования, ограниченных естественными территор-но-временными  рамками.

Репрезентативность выборки – способность выборочной сов-сти отражать хар-ки генеральной сов-сти.

Ошибка выборки – степень отклонения выборки от генер-ой сов-сти по наиболее существенным хар-кам.

Основные методы выборки:

— м-д серийной выборки - ген сов-сть разбивается на опр части, и из каждой части пропорционально отбираются единицы для измерения;

— м-д механической выб-ки - из ген сов-сти через равные промежутки отбирают необходимое кол-во pecпондентов;

— м-д гнездовой выборки - выбор для изучения опр. характерной группы из всей генеральной совокупности;

м-д основного массива — опрос 60—70% всей генеральной совокупности;

— м-д квотной выборки — отбор опр-го кол-ва респондентов по ряду признаков (по профессии, образованию, возрасту и т.д.).

Репрезентативным (достоверным) считается исслед-ние, при к-ом отклонение по контрольным признакам выборочной сов-сти от ген. сов-сти не превышает 5%.

  1.  Методы сбора социологической информации. Опросные методы сбора первичной социологической информации.

1.Изучение документов - наиболее экономичный с т-ки зрения трудозатрат и финансов, один из широко применяемых и наиболее эффективных м-дов сбора и анализа первичной инф-ции. Инф-цию, содер-ся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов социума. Вторичная инф-ция носит более обобщённый, аналитический хар-р; в ней отражены более глубоко скрытые соц связи.

2. Соц опрос - письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение к респонденту с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает изучаемую проблему.

Виды соц опроса: письменный (анкетный); устный (интервью); заочный (почтовые, телефонные, прессовые); очный; экспертный (опросы компетентных лиц); массовый; м-д социометрии (исп-ся при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотн-ния в коллективе).

3. Соц наблюдение - метод сбора первичных данных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Как правило, метод наблюдения применяется в сочетании с другими методами сбора информации.

4. Соц эксперимент - общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения её в необычную (экспериментальную) ситуацию (под воздействие опр-ого фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.

  1.  Социологическое наблюдение и эксперимент как методы сбора социологической информации.

Соц наблюдение - метод сбора первичных данных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Контролируемое набл-ние — это набл-ние, в к-ом эл-ты изучаемой ситуации заранее определены и именно они выступают объектом внимания наблюдателя.

Неконтролируемое набл-ние — это набл-ние, в к-ом элементы, подлежащие изучению, заранее не определены и наблюдатель определяет и фиксирует их в ходе наблюдения.

Невключенным называется такое набл-ние, при к-ом исследователь находится вне изучаемого объекта.

При включенном наблюдении исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми.Если такое наблюдение проводится с согласия наблюдаемых, то оно носит название открытого.

Систематическое набл-ние проводится с опр период-стью, случайное - случайно.

Соц эксперимент - общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения её в необычную (экспериментальную) ситуацию (под воздействие опр-ого фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными.

Линейный эксперимент - анализу подвергается одна и та же группа.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют 2 группы: контрольная и экспериментальная. Хаар-ки контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются.




1. Журналистика в социальной системе общества
2. Лекция 1 Понятие сисма и значение РП РП ~ далекое от нас право Др
3. на тему Проституция как социальная проблема
4. Обеспечение безопасности в компьютерах и корпоративных сетях
5. Тема- Объект исследования-
6. тема взаимоотношений развивающегося человека с окружающей средой все многообразие социальных связей разв
7. СВИДАНИЕ ТЕТАТЕТ Киев ~ Вена ~ Прага ~ Киев Май Ию.html
8. Центр Славянка
9. по теме 9 Основы риторики и эристики 1 Риторика в современном мире Риторика зародилась в Древней Греции.html
10. Культурно-просветительская деятельность в России 18 века
11. 70х років Доктор політичних наук доцент О
12. проснулся до момента
13. Введение С каждым годом резко сокращается число предприятий и организаций не имеющих компьютерной базы
14. лат intuitio е составные лат in в внутри; лат
15. Общество. Социальные изменения
16. тематики вторая ~ это физика изначально вакуумная техникаа затем физика полупроводников и третяя ~ эконом
17. Доклад- Сущность и предмет индийской философии.html
18. Задача Лагранжа
19. Улыбка гСосновка Вятскополянского района Кировской обл
20. Финансы предприятий ~ основная составляющая Курсовая работа