Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Темперамент ~ качество личности сформировавшиеся в личном опыте человека на основе генетической обуслов

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 16.5.2024

75.

Темперамент – качество личности, сформировавшиеся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности.

         Темперамент ((лат. temperamentum) – надлежащее состояние частей, соразмерность) – общий тип нервной системы; совокупность индивидуальных психических особенностей личности (сила чувств, их глубина скорость протекания, устойчивость). [37]

         Различают четыре основных видов темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).

   Теперь рассмотрим четыре вида темпераметра подробнее:

Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа - живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей. 

Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности : он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.

Положительные стороны холерического темперамента - энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления - общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам - часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

Слово «характер» первоначально обозначало специальный штамп (маркировку), который ставился древними мастерами на изготовленный предмет с целью обозначения его отличия от других. Хотя само слово не исчезло из обихода за прошедшие две тысячи лет, большинство психологов  предпочитает употреблять более узкий термин «характеристика», или «черта».

Печальным образом характерология, послужившая источником и началом деффиренциональной психологии, на современном этапе развития человекознания оказалась «не удел» 

Характер как одна из основных структур индивидуальности, фиксирующая себе спицифику перехода от психобиологических и общепсихологических закономерностей к социо – психическим,  личностным процессам, непринятье психологической общественности в качестве важнейшего дифиренциально – психологического измерения. Но сама жизненно – зафиксироавная реальность характера как психологического носителя социо - психических свойств субъекта поведения деятельности не исчезла под давлением игнорирующей ее научной мысли, проявляясь,  в фундаментальных характеристиках человеческого я.

На сегодняшний день существует различные определения характера. А теперь рассмотрим их по подробнее:

1.        Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе                                                                 (17)

2.        Характером  называется совокупность приобретенных индивидуально – психологических устойчивых свойств личности, которая проявляется в поведении личности и отношениях ее к действительности.                      (28) 

3.        Характером называют некую целостную совокупность, обозначающую структуризацию различными проявлениями человеческого «Я» природы личности. 

4.        Характер – это прижизненное приобретение личности, включающиеся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми и тем самым обретающие свою индивидуальность. 

Характер появляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда и название «характер»).

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, без проблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным,  и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манеры общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливый или грубый. Характер в отличии от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитания.

Взаимосвязь :

Учитывая, что и темперамент, и характер как свойства личности человека не остаются нейтральными относительно его поведения и деятельности, логично поставить вопрос об их соотношении. Не отражают ли они идентичные аспекты личности? Имеет ли смысл вводить оба эти свойства личности в рассмотрение? Ответы на эти вопросы выявили несколько различных взглядов.
1. Различий между этими личностными свойствами не существует. Не удивительно, что, читая литературу по психологии, авторами которой являются западные психологи (например, Э. Кречмер, Г. Айзенк), можно увидеть равноправное использование терминов «темперамент» и «характер».
2. Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе. Личность представляет собой поле борьбы между ними. Характер пытается играть роль режиссера относительно темперамента. Более того, индивид, у которого победа в борьбе оказывается на стороне характера, имеет более совершенные личностные качества (Н. Левитов).
3. Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера (например, Б. Ананьев, Л. Выготский, В. Русалов и др.).
4. Темперамент включен в характер в качестве составляющей.
5. Характер есть симбиоз врожденных и приобретенных особенностей человека, которые скрывают свой «авторский вклад» в конкретные действия. В подтверждение этой позиции Е. Ильин подчеркивает, что вспыльчивость может быть следствием холерического темперамента и плохого воспитания. Вместе с тем честность и вежливость могут проявляться при любом типе темперамента, хотя в разной манере.

И все же при всем многообразии взглядов можно определить то общее, в чем сходится большинство отечественных психологов.

Характер формируется на основе темперамента, так Как последний - более раннее личностное свойство, обусловленное генетически. Однако было бы неверно говорить, что этот процесс однозначен. Характер - «дитя неблагодарное»: вскормленный темпераментом, он не только часто не слушается его, а даже норовит управлять им. Не всегда ведь холерик отпускает на волю свои эмоции. Бывает и так, что характер навсегда остается в услужении у темперамента, идет у него на поводу и не допускается на «первые роли». В этом случае о человеке говорят как о недозрелой личности, у которой интеллект находится на «службе» у физиологии.

Содержание характера обусловлено двумя противоположными сторонами образа жизни человека: его активной деятельностью и его полной бездеятельностью. Конкурируя между собой, они находят поддержку в виде личностных черт. В этой связи индивиды с одинаковыми темпераментами могут обладать различными совокупностями черт.

76.

педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие творческих изобразительных способностей также подчиняется этой закономерности.
Безусловно, нельзя понимать это положение в прямом смысле, как обучение творчеству. Творческий процесс очень сложен и во многом определяется индивидуальными особенностями личности. Л. С. Выготский писал: «...творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов».
В педагогике уже доказано, что обучение способствует лучшему развитию природных данных. Обучение, построенное лишь на выполнении ребенком задания или образца только на подражании, несовместимо с воспитанием активной творческой личности. Даже простая техническая задача должна включать в себя элементы творческой активности. Например, в старшей группе задание аккуратно заштриховать предмет в зависимости от его формы выполняется ребенком осмысленно.
Соотношение творческих и учебных задач должно быть различным в зависимости от степени усвоения детьми того или иного материала.
Чем меньше умений, знаний и навыков, приобретенных ребенком, тем проще должна быть творческая задача, и, наоборот, если ребенок овладел учебным материалом, то шире могут быть поставлены и творческие задачи.
Например, детям старшей группы дано задание нарисовать многоэтажный дом, выделяя этажи ровными рядами окон. После объяснения и показа воспитателем приема разделения стены дома на несколько этажей прямыми линиями дети выполняют работу, самостоятельно решая, сколько окон на этаже будет у дома, какой формы окна, цвет крыши и стен. Творческий элемент в этой работе будет невелик. На последующих занятиях, где этот прием будет закрепляться и самостоятельно использоваться, творческие задачи будут гораздо шире и сложнее: нарисовать красивый дом, высотное здание, магазин, театр или сказочный дворец и др. Здесь ребята должны использовать приобретенные навыки в изображении многоэтажного здания, по своему желанию передавая архитектуру, количество этажей.
Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческой активности. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.
Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию умственной активности ребенка.
Н. П. Сакулина рассматривала активность, самостоятельность и инициативу как обязательные компоненты творчества. Она отмечала, что для творчества имеет значение не вообще активность, которая может быть чисто внешней (проявление эмоций, быстрота движений), а внутренняя активность, т. е. активность сенсорных и умственных действий. На основе исследований по сенсорному воспитанию разработаны приемы, вызывающие эту внутреннюю активность, что позволяет ребенку в результате самостоятельно находить необходимые способы изображения.
В работе, проведенной сотрудниками лаборатории эстетического воспитания Научно-исследовательского института дошкольного воспитания АПН СССР, исследовались вопросы активного руководства детским творчеством, в частности роль заданий, предложенных воспитателем, влияние произведений искусства на выразительность образа, создаваемого ребенком.
Выводы доказывают положительное влияние активных методов обучения на развитие изобразительных способностей и творческих проявлений детей.
В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Советская педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие творческих изобразительных способностей также подчиняется этой закономерности.
Идеалистичность зарубежных теоретиков в понимании творческого развития особенно видна, когда ставится вопрос о роли обучения и воспитания. Почти все исследователи согласны с теорией спонтанного развития ребенка, хотя в теоретических положениях отводят большую роль педагогу. Так, профессор Лоуэнфельд пишет: «Идеалистическая концепция ребенка как врожденного художника, которому нужно получить лишь художественные материалы и ничего больше, чтобы начать творить, принесла такой же вред, как и прежнее игнорирование детского творческого импульса».
Несмотря на это положение, очень много внимания уделяется интуиции и самовыражению, которые понимаются в идеалистическом плане как самопроизвольные понятия, оторванные от влияния окружающей действительности. Это сказывается прежде всего в разрыве творческого и интеллектуального развития. Буржуазные исследователи считают, что приобретение знаний не помогает творчеству, не связано с ним, так как в них якобы участвуют разные психические процессы.
Для новой системы художественного воспитания во Франции характерно глубокое преклонение перед художественно-творческими возможностями детей. Детские рисунки определяются как «шедевры», основанные на интуитивном творчестве; взрослые утрачивают эту непосредственность выражения. Элиз Фрейне пишет: «Искусство ребенка не боится насмешек демагогов и схоластов... Мы, следуя за вдохновенными поисками детей, поднимались вслед за ними в неожиданные обители сновидений... Мы возвращались из этих путешествий с руками, полными сокровищ, обогащенные, с восхищенными глазами, горящими от увиденных чудес...».
Новым и прогрессивным в рассмотренных теориях является то, что творческое развитие поставлено основной задачей эстетического воспитания и возможность такого развития признана за всеми детьми, большая роль отводится среде, педагогу. Но все эти положения сочетаются с неверными обоснованиями и неправильными методологическими выводами.
Само содержание, вкладываемое в понятие «творческость», суживает его только до нескольких компонентов — активности, инициативы, самостоятельности, которые являются необходимыми, но не единственными в деятельности художника.
Творческая деятельность заключается не только в решении насущных практических задач, выдвигаемых жизнью, но в самой постановке этих задач, выдвижении новых проблем, еще не имеющих места в практике.
Из неправильного понимания творчества вытекает и неверное положение об отсутствии связи между интеллектуальным развитием, накоплением знаний и творчеством. На самом деле между ними тесная связь и взаимообусловленность: чем больше знаний приобретает человек, тем более широко может он подойти к решению поставленной задачи и легче и оригинальнее ее осуществить. Кроме того, неверен вывод и о том, что основой творческой деятельности служат чувства, интуиция.
Конечно, чувства, эмоциональная увлеченность помогают творческому процессу, но в гораздо большей степени в нем участвует сознание. Возникновение идеи, ее осмысление и реализация основаны на работе сознания, мысли. Интуиция лишь помогает творчеству, но не является решающим моментом, да и она будет безошибочнее у человека, обладающего опытом и знаниями. Недооценка интеллектуального развития, одностороннее внимание к внутреннему миру уводят от реального изображения действительности в мир чисто субъективный, в то время как возможность плодотворной творческой деятельности является результатом приобретения знаний, опыта и развития способностей человека.
Таким образом, решение задач эстетического воспитания только с позиций марксистско-ленинского понимания развития человеческой личности обусловливает правильное решение проблемы развития творческих способностей детей. 

77.

Мировоззрение – система взглядов на природу, общество и человеческое мышление.

Различают мировоззрение класса (общества в целом), которое выражается в идеологии, общественном сознании, и мировоззрение личности. Оно составляет направленность личности, её отношение к различным сторонам общественной жизни.

Мировоззрение личности отражает и психологию этого класса.

Мировоззрение личности обусловлено классовой принадлежностью действий личности. Твёрдость мировоззрения придаёт определённую стойкость личности.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, её целеустремлённость, придавая стойкость и твёрдость характеру, – оно сказывается на всём облике человека, особенностях поведения и действий, привычках и наклонностях.

Качественная характеристика мировоззрения личности определяется:

1)  содержательностью и научностью;

2)  систематичностью и целостностью;

3)  логической последовательностью и доказательностью;

4)  степенью обобщённости и конкретности;

5)  связями с деятельностью и поведением.

Понятие об идеале. На основе мировоззрения, морально-политических взглядов складывается нравственный идеал, который служит мотивом и планом самовоспитания личности. В нравственном идеале отражаются убеждения человека, его жизненная позиция.

Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Высокий нравственный идеал означает высокий уровень развития личности, характеризует благородство её помыслов, целеустремлённость. Идеал отражает жизнь. Идеальное вызывает переживание удивления, восторга, восхищения, у деятельной личности страстное желание работать над собой, чтобы приблизиться к идеалу.

Различают 2 типа отношения к идеалу:

1)  созерцательно-восторженное – человек ограничивается восхищением идеальным и самобичеванием, считая идеальное недосягаемым;

2)  страстно-деятельное – порождает огромную энергию для превращения идеального в реальные черты собственного характера. Идеал – как план жизни.

78.

Сенсорная организация личности — это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека — это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие.

Любому приемнику присуща определенная чувствительность. Если мы обратимся к животному миру, то увидим, что преимущественный уровень чувствительности какого-либо вида является родовым признаком. Например, у летучих мышей развита чувствительность к восприятию коротких ультразвуковых импульсов, у собак обонятельная чувствительность.

Главная особенность сенсорной организации человека — это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.

Ощущение — это проявление общебиологического свойства живой материи — чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма.

Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира.

Очевидно, что в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс и уже на его основе возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия,представления, память, мышление.

Как бы прост ни был первичный познавательный процесс, но именно он является основой психической деятельности, лишь через "входы" сенсорных систем проникает в наше сознание окружающий мир.

После получения информации мозгом, результатом ее обработки является выработка ответного действия или стратегии, направленной, например, на улучшение физического тонуса, большее сосредоточение внимания на текущей деятельности или осуществление настройки на ускоренное включение в умственную деятельность.

Вообще говоря, ответное действие или выработанная стратегия в каждый момент времени является лучшим выбором из вариантов, доступных человеку в момент принятия решения. Тем не менее, понятно, что количество доступных вариантов и качество выбора различны для разных людей и зависят, например от:

  1.  психических свойств личности,
  2. стратегий взаимоотношений с окружающими,
  3. отчасти физического состояния,
  4. опыта, наличия нужных сведений в памяти и возможности их извлечения.
  5.  степени развития и организации высших нервных процессов и т.д.

Каждый вид ощущения характеризуется не только специфичностью, но и имеет общие свойства с другими видами:

  1.  качество,
  2.  интенсивность,
  3.  длительность,
  4.  пространственная локализация.

79.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых: 1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. 2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. 3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета". Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и. т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери. 4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Психолог Р. Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу. Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциолизацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.  

80.

Периоды стабильности у каждого человека сменяются периодами малых и больших жизненных кризисов. Жизненных кризисов не  избежать, причём мало того, они необходимы каждому человеку. Необходимым инструментом для управления своей судьбы, является умение выходить из сложных жизненных ситуаций и преодолевать любой жизненный кризис. Как сказал Л.С. Выгодский: "Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни". Действительно, кризис — это шанс изменить себя, открыть новые способности и возможности, это шанс научиться общаться со своим подсознанием, которое и помогает найти выходы из сложившихся кризисных ситуаций.

Кризис – это обозначение потери существовавшей жизненной конфигурации, с которой человек свыкся, и появления возможности войти в новую и неизведанную жизненную форму. Кризисное переживание неизменно содержит в себя неопределенность и стресс, порождает тревогу и напряжённость. Как только удачное преодоление кризисов превращается в систему, начинается постепенное формирование установленных личностных качеств, мало того, возникает своеобразное жизненное мировоззрение, словно создаётся сценарий победителя. Накопленный успешный опыт выхода из жизненных кризисов, обучает человека побеждать себя и побеждать обстоятельства, человек начинает совсем по-иному смотреть на жизнь. Ведь человек овладевший ситуацией, освобождает себя, тем самым, от проблемы, которая вызвала кризис, и, переживая эту проблему, делает себя более зрелым личностью, психологически интегрированным и адекватным. При появлении жизненного кризиса, он продумывает и просчитывает все варианты выхода из сложившейся ситуации.

Конструктивное преодоление личностных жизненных кризисов и конфликтов проявляется в принятие человеком реальности, он внимательно анализирует кризисную ситуацию, способен различать второстепенное и главное, а так же выделять составные части. Возникшие проблемы он способен решать поэтапно. Это делает человека сильнее, происходит его душевный рост и рост его личности.

Состояние кризиса автоматически запускает работу нашего самосознания, которая происходит в эмоциональной и интеллектуальной сферах. Разрешение конфликта является острой формой развития личности. Правда, если смотреть на кризис с другой стороны, он может привести к невротическим расстройствам, в случае отказа личности искать решения и ухода от реальности кризиса. Развитие человека можно рассматривать как циклическое движение, то есть за каждой проблемой следует разрешение и т.д.

 Итак, при возникновении различных затруднений, проблема влечет за собой нарушение прежних методов деятельности, появляется напряжение, происходит проверка давних методов разрешения проблемы, в том случае, если они являются адаптивными, напряжение усиливается, после чего происходит осознание появившейся проблемы, запускаются и задействуются внутренние и внешние ресурсы, и итогом становится:

  1. созидательный выход из ситуации и переформулировка проблемы;
  2. нереальность разрешения данной ситуации доступными способами и нарушение системы, деструктивный выход или уход от решения проблемы.

 Проблемой можно назвать осознание человеком того, что имеющие в настоящее время трудности и противоречия невозможно разрешить с помощью тех методов, которыми он владеет, он не считает, что те или иные знания и опыт, которые он накопил в течение жизни, помогут справиться с данной сложившейся ситуацией. Следовательно, возникает сильная потребность в опыте и знаниях со стороны, так как это может помочь выявить причину кризиса, найти силы и точку опоры, а так же поможет понять и принять сложившеюся ситуацию. 

Развитие кризиса имеет три стадии:

  1. напряженность, тревога, состояние дискомфорта;
  2. ответная реакция на дискомфорт;
  3. итог, последействие кризиса.

 Развивающийся кризис с одной стороны является переломным моментом, переходом от состояния сильного напряжения, паники и тревоги к конструктивному преодолению данного состояния, с другой стороны, это может привести к состоянию требуемого результата.

 Жизненный кризис - это в первую очередь жизнь личности в ее актуальной и высшей форме, это осознание сильного возражения внутри себя и правильный выход из этого появившегося противоречия. Выход в свою очередь требует сосредоточивание всех психических, интеллектуальных, духовных и физических сил человека. Правильный выход ведёт к самосовершенствованию человека.

81.

в строении анализаторов много общего, принципиально они устроены однотипно. Это позволяет нам предполагать, что имеются и такие свойства, которые присущи всем органам чувств. И наше предположение достаточно обосновано. Действительно, можно выделить ряд общих, как их называют, психофизиологических или психофизическихсвойств анализаторов. Это:

1. Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Как уже отмечалось, эта чувствительность близка к теоретическому пределу, и по существу такой уровень чувствительности в технике во многих случаях пока еще недостижим. Можно было бы даже сказать, что если бы чувствительность наших органов чувств вдруг оказалась на порядок выше, то это бы только затруднило нашу жизнь. В этом случае мы бы в буквальном смысле слышали, как растут растения, как бежит кровь по сосудам, броуновское движение молекул и тому подобное.

Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого дает ощущение. Чем ниже пороговая интенсивность, или, как часто говорят просто, порог, тем выше чувствительность, и наоборот.

2. Все анализаторы обладают дифференциальной, или различительной, или контрастной, чувствительностью, то есть обладают способностью устанавливать различие по интенсивности между раздражителями. Эта функция анализатора определяется наименьшей величиной (называемой разностным или дифференциальным порогом), на которую следует изменить силу раздражителя, чтобы вызвать едва заметное, минимальное изменение ощущения.

Данное положение впервые было введено немецким физиологом Эрнстом Генрихом Вебером в середине 19-го века и подвергнуто математическому анализу немецким физиком Густавом Теодором Фехнером (1860 год), который показал, что интенсивность наших ощущений пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Данное положение вошло в физиологию как основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Вспомним, что процесс логарифмирования сигнала осуществляется уже на рецепторном уровне и, как видите, сохраняется для анализатора в целом.

Однако впоследствии было показано, что чаще имеет место степенная, а иногда и иного рода зависимость. Однако для нас сейчас самое главное, что необходимо отметить, - это наличие строгого количественного взаимоотношения между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя.

  1. Характерным для анализаторов является их свойство приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя. Это свойство получило название адаптации. В общем виде в процессе адаптации при высоких интенсивностях воздействующих раздражителей чувствительность понижается и, наоборот, при низких повышается. В нашей жизни примеров тому очень много. Вспомните, если вы опоздали к началу киносеанса, то, войдя в зрительный зал, сначала вы ничего не видите. Но проходит несколько минут и начинают хорошо различаться и зрители, и кресла, и вы без труда находите свободное место. Но вот вы выходите в ярко освещенное помещение и снова ничего не видите - вы "ослеплены", но эта слепота очень быстро проходит. Таким образом, благодаря адаптации поддерживается относительная стабильность интенсивности наших ощущений независимо oт интенсивности воздействующих раздражителей.

82.

 Ощущение и восприятие - процессы, занятые обработкой первичной информации об окружающем мире. Когда, однако, раздражители перестают действовать на наши органы чувств, образы могут оставаться в нашем сознании. Даже спустя какое-то время, даже очень продолжительное, человек может в своём сознании восстановить образ раздражителя. Эти "вторичные образы" возникают благодаряпредставлению
   Представление — это психический процесс (иногда его ещё называют познавательным процессом) отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. 
   Выделяются несколько типов представлений: 
   - представления памяти (источником вторичных образов служит непосредственно память), 
   - представления воображения (то есть некоторого фантазирования, в процессе которого мы представляем собственно фантастические вещи или же те вещи, которые никогда не видели, но которые всё же можем представить благодаря некоторому жизненному опыту), 
   - представления изменённых состояний сознания (например сновидения). 

Представления оказывают влияние на протекание других познавательных процессов: памяти, воображения, мышления, восприятия, речи. Даже внимание человека зависит от работы представления: если в процессе чтения вырабатываются яркие представления о прочитанном, книга читается с интересом и внимательно; наоборот - если книга бедна образами, содержит много рассуждательств, "чистой логики", внимание очень сложно удержать. Представления влияют на эмоциональную сферу человека: бывает, например, что какие-то представления навязчиво преследуют сознание человека, вызывают у него продолжительную эмоциональную реакцию. 
   Представления — это всегда воспроизведённые и переработанные образы объектов окружающего мира, которые воспринимались в прошлом. Про это не стоит забывать. Даже в самых своеобразных фантастических книгах самые фантастические, самые "иноземные" образы всегда похожи на "земные". 
   Представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительнобледнее

пецифической характеристикой представлений является ихфрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — смутно, третьи - отсутствуют. Представляя какое-то лицо в своём представлении мы воспроизводим только отдельные черты (ключевые), основную схему. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределённого образа. 
   Другие специфические характеристики представления -неустойчивость и непостоянство. Любой вызванный образ легко исчезает из сознания. Для поддержания этого образа необходимо прикладывать определённые усилия. Представления очень текучи и изменчивы. При каждом своём проявлении представления появляются по-новому: на передний план выступают то одни, то другие детали образа. Представляя какого-то человека, мы его может видеть то в лысого и в футболке, то в шапке и куртке. С одной стороны неустойчивость и непостоянство - "плохие" особенности представления, но с другой - они позволяют абстрагироваться от одних качеств объекта и концентрировать внимание на других. Кроме того, если какого-то человека в реальной жизни мы видели в разной одежде, то чередование облика в представлении - это очень важная и полезная функция. Эта функция даёт возможность утверждать, что представление - это не просто какая-то "смутная фотография", а мощная и функциональная модель внешнего объекта. 
   Ещё важная характеристика представления - его тренируемость. Известно, что у художников и фотографов, композиторов и музыкантов очень хорошо развито представление: в первом случае визуальное, во втором - слуховое. 
   Следующая важная характеристика представления - способность генерировать обобщённые образы. Не составляет большого труда представить "стул вообще" или "песню вообще". Обычно такие представления крайне упрощены, схематичны, обычно к тому же примешивается конкретное, но они есть. Более того, в ряде экспериментов было показано, что конкретные представления базируются на обобщённых образах. Представляя, например, красный автомобиль, в нашем сознании сначала проявляется обобщённый образ "просто автомобиля", который конкретизируется: ему добавляется свойство "красный цвет". 
   Ещё одна важная характеристика представления - его связь с понятиями. Понятие - один из "кирпичиков" нашего мышления, в первую очередь - вербального (логического). Понятие это тоже модель какого-то объекта или явления, только понятие значительно теснее связано с мышлением, нежели с воображением. Тем не менее, практически любое понятие опирается на некоторое связанное с ним представление. Если нам задают, например, вопрос: "Что быстрее упадёт на землю, перо или молоток?", то в нашем сознании актуализируются понятия "перо" и "молоток", вместе с ними - представление "типичного пера" и "типичного молотка". 
   Представление осуществляет ряд функций в психической регуляцииповедения человека: 
   - сигнальную, 
   - регулирующую, 
   - настроечную. 




1. література походить від латинського litter що означає
2. Мир в каждом шаге Часть первая- Дыши Ты жив Двадцать четыре совершенно новых часа Каждый день
3. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора медичних наук Киї
4. Учет дебиторской задолженности- с учредителями по субсидиям по авансам с поставщиками и т
5. Тема- Типізовані файли
6.  предмет и основное содержание фх Фармацевтическая химия ~ это наука занимающаяся исследованием физичес
7. Реферат- Энергетика и окружающая среда
8. тематичних наук Київ ~ Дисертацією є рукопис Робота виконана в Інституті фізики нап
9. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в региональных центрах по делам гражданской обороны чрезвыч
10. 00 Стрільба з лука
11. Задание 2 Создание схемы данных Схема данных в ccess связывает таблицы в единую базу данных и обеспечива
12. На тему- Виды методы и процесс маркетингового исследования
13. .Введение2 2. Общие сведения о предприятии5 2
14. тематики и информатики Контрольная работа по дисциплине Информационные сис
15. XIII вв.. Язык Московской Руси XIV ~ XVII вв
16. ТЕМА - ldquo;Государственное регулирование отдельных рынковrdquo; Петрова Татьяна Михайловна
17. Роль основного капитала в деятельности предприятия
18. Становление дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Хороводные игры для детей раннего возраста
19. U.RU Б
20. Государство и революция Владимир Ильич Ленин Государство и революция Государство и