Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
7. Поэты-радищевцы («Вольное общество любителей словесности, наук и художеств»): И.П. Пнин, В.В. Попугаев, А.Х. Востоков и др. Тематика литературных произведений, образность, жанры.
Вольное общество любителей словесности, наук и художеств - одно из наиболее известных и значительных литературных объединений Петербурга пушкинской эпохи, деятельность ВОЛСНХ сыграла важную роль в истории русской культуры первой четверти XIX в. ВОЛСНХ было образовано группой молодых литераторов в С.-Петербурге в 1801 г., получило высочайшее утверждение в 1803 г. и прекратило свою деятельность в 1826 г. Большинство видных писателей Александровской эпохи являлись членами ВОЛСНХ или были тем или иным образом связаны с ним. Кроме того, членами ВОЛСНХ были писатели - представители провинциальных культурных центров, а также целый ряд крупных русских ученых и художников.
Все годы истории Общества в нем активно сотрудничали А.Е.Измайлов, известный баснописец, критик и журналист, младший современник И.А.Крылова, А.Х.Востоков, один из основателей славянской филологии в России, в начале 19 в. известный прежде всего своими поэтическими опытами и трудами по теории русского стиха, Н.Ф.Остолопов, составитель знаменитого трехтомного "Словаря древней и новой поэзии" (СПб., 1821) - своеобразной антологии русской поэзии конца 18-начала 19 в., А.А.Писарев, писатель, автор нескольких книг по теории живописи и театра.
Помимо уже перечисленных, в 1-й период деятельности ВОЛСНХ (1801-1807) наиболее активными его участниками являлись И.П.Пнин, поэт и публицист, автор известного "Опыта о просвящении относительно к России" (СПб., 1804; переиздание полного текста без цензурных купюр - М., 1934), И.М.Борн, В.В.Попугаев, Д.И.Языков, сыновья А.Н.Радищева. 2-й период (1808-1813) наиболее ярко характеризуют имена Д.В.Дашкова, впоследствии одного из основателей и деятельнейших участников знаменитого "Арзамаса", М.В.Милонова, известного поэта и литературного учителя К.Ф.Рылеева, Н.И.Греча, литератора и крупного издателя, автора интереснейших воспоминаний, а также К.Н.Батюшкова, В.Л.Пушкина, А.П.Бенитцкого и П.А.Никольского.
Поэты Вольного общества (из писателей в него входили И.М. Борн, И.П. Пнин, В.В. Попугаев, А.Е. Измайлов, Г.П. Каменев, А.Х. Востоков и др.) представляли собой неоднородную группу людей, «стремящихся к взаимному себя усовершенствованию для общей пользы». Для творчества участников “Вольного общества любителей словесности, наук и художеств” характерен интерес к жанрам классицизма, стилизация поздней античности, орнаментальность. Поэты используют жанры оды, эпитафии, надписи, миниатюры, горацианские мотивы эпикурейских наслаждений в бренном неустойчивом мире. Некоторые поэты тяготели к классицизму и стремились обновить его (Борн, Попугаев, Пнин, Востоков и др.), другие испытывали воздействие предромантизма и романтизма (Г.П. Каменев, автор первой «романтической», по словам А.С. Пушкина, баллады «Громвал»). Основные идеи сторонников неоклассицизма, которых было в Вольном обществе большинство, заключались в провозглашении исключительной ценности человека, его разума, его деяний и его прав. В оде Пнина «Человек» пропет гимн единственно разумному творению Бога. Человек на земле для Пнина то же, что Бог на небе. В одах других поэтов Вольного общества (Попугаев, например) прославлены достоинства человека и его незыблемые естественные права право на свободу, твердые законы и праведный суд.
Из этого видно, что ода у поэтов Вольного общества заметно изменилась по сравнению с одой классицистов: ее темой стали не доблести и деяния монарха, не военные победы и придворные торжества, а просвещенный человек, обладающий высоким разумом. Именно такой, пока еще абстрактный человек становится героем высоких чувств и лирических песнопений. В этом виден общий поворот русской лирики к человеку, а впоследствии к личности. В соответствии с идеей ценности человека поэты Вольного общества не жалеют высоких слов, чтобы возвеличить великое творение Бога и плоды его трудов. Одновременно всю силу поэтического гнева они направляют на тех, кто лишает человека свободы и принадлежащих ему прав. Это негодование также выражается ими посредством высокой лексики (славянизмы и архаизмы), затрудненными синтаксическими оборотами, полными инверсий. Однако поэты Вольного общества не создают своего стиля. Обновляя поэтику классицистов, они стремятся к усилению идейно-смысловой выразительности слова, но опираются при этом на принципы классицистической эстетики. В новых условиях они пытаются воссоздать, а отчасти изобрести готовые поэтические формулы («сыны отчизны», «тягостный ярем» и др.), характерные для гражданской поэзии и предваряющие «слова-сигналы» в поэзии декабристов. За каждой такой устойчивой поэтической формулой, поэтическим сращением, как впоследствии и за «словами-сигналами» декабристов, стоит целый круг гражданских понятий-чувств, безошибочно узнаваемых современниками. Поэты Вольного общества наряду с поэтами-классицистами в известной мере подготовили гражданскую лирику 1820-х годов, расцвет которой связан с творчеством декабристов.
Поэты Вольного общества проявили интерес к русскому фольклору (А.Х. Востоков), к экспериментам в области стихосложения (ритмика, просодия, рифма). Вместо господствующей силлаботоники они пробовали тоническую систему, безрифменный стих. Весьма значительны их усилия в области перевода античных авторов. Поэты Вольного общества пытались воссоздать «истинную античность» через освоение античной метрики, соотносимой с метрикой родного языка. С этой целью они ориентировались на образцы народной поэзии и стремились сохранить при переводе национальный и исторический колорит оригинала. Проблема поэтического перевода античных авторов на русский язык была в то время чрезвычайно актуальной, так как русская литература жадно приобщалась в собственных целях к достижениям культуры народов Западной Европы от античности до современности.
8. Эволюция русской баллады конца XVIII первой четверти ХIХ века (Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, П.А. Катенин, А.С. Пушкин).
Балла́да лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
Русская литературная баллада, зародившись как жанр на рубеже XVIII XIX вв., продолжает существовать до настоящего времени. За это время баллада неоднократно трансформировалась, сохраняя, тем не менее, ряд характерных признаков, отличающих ее от произведений иных жанров.
Предметом настоящего исследования является баллада 1840 1890-х гг., в первую очередь, ее содержательные признаки и иные характеристики (источник сюжета, историческое время, реальное место действия и жанровая разновидность).
Указанный период следует непосредственно за периодом наивысшего расцвета русской литературной баллады (1820 1830-е гг.), когда баллада выдвинулась в старшую линию литературного процесса. В это время господства романтизма окончательно оформляются каноны и традиции жанра литературной баллады.
В 1840-е гг. начинается интенсивная утрата балладой характерных жанровых признаков, связанная с окончательным распадом строгой системы жанров, которая, претерпев значительные изменения в период романтизма, дожила до начала исследуемого нами периода. Романтическая баллада переживает глубокий кризис и переходит из старшей в младшую линию литературного процесса. Таким образом, баллада исследуемого периода по отношению к романтической балладе вторична, а исследование эволюции баллады 1840 1890-х гг. сводится, по сути дела, к исследованию процесса утраты балладой своих содержательных признаков. Логическим завершением этого процесса должно явиться превращение баллады в простое фабульное стихотворение. На вопрос, насколько продвинулся данный процесс, и ответит настоящая работа.
Объектом исследования послужили произведения наиболее заметных поэтов рассматриваемого периода, создавших значительное число произ4 ведений балладного жанра: А.К.Толстого, Я.П.Полонского, А.А.Фета,
A.Н.Майкова, Н.А.Некрасова, Л.А.Мея, К.К.Случевского, А.Н.Апухтина,
B.С.Соловьева, С.Я.Надсона, К.М.Фофанова. Из всего корпуса произведений вышеназванных поэтов нами выделено 125 произведений, принадлежащих к жанру литературной баллады. За пределами исследования остались переводные, юношеские, незавершенные баллады исследуемых авторов, а также баллады, дата написания которых неизвестна, и баллады, входящие составной частью в более значительное по объему произведение.
Баллада появляется в творчестве Жуковского на фоне его элегий и любовной лирики. Поэт использует элегический тип повествования как основу для новой баллады, непохожей на предшествующие образцы (баллады Н. М. Карамзина, М. Н. Муравьева и др.). В 1808 году Жуковский сделал открытие в жанровой системе того времени: ориентируясь на западные образцы, создал новый жанр на русской почве. Этот жанр, несмотря на попытки современников поэта обратиться к балладе, стал «личным» жанром Жуковского, его имя навсегда связано с балладой. Новый жанр для него начинается с перевода бюргеровой «Lenore». Начав с переложения, он приходит к оригинальной балладе, заимствуя для нее только сюжетную канву. Оригинальные баллады относятся преимущественно к раннему периоду написания баллад. Они отличаются от переводных большей лиричностью, большей близостью к элегиям по характеру повествования, ослаблением сюжетной ситуации, вниманием на описаниях персонажей. Авторское начало проявляется во всех балладах Жуковского, но в тех произведениях, где он наименее зависит от первоисточника, по-особому проявляется его собственный душевный настрой. Здесь уже все свое, переживания самого автора проникают в баллады, явно прослеживается тяготение к особым мотивам лирики, связанным с неосуществленной любовью поэта. Главным материалом и объектом исследования стали оригинальные баллады Жуковского: баллада-поэма в двух частях «Двенадцать спящих дев» («Громобой» и «Вадим»), баллады «Ахилл», «Эолова арфа» и «Узник». Тематически оригинальные баллады различаются между собой. «Громобой» и «Вадим» - произведения ан национально русский сюжет. «Ахилл» представляет собой одну из «античных» баллад, «Эолова арфа» относится к «средневековым», «рыцарским». «Узник» находится вне пространственной и временной отнесенности.