Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема народного образования и управления учебными заведениями

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

29) Реформы народного  образования 1й половины 19 века.

В начале XIX в. российское просвещение было охвачено либеральными реформами. В 1802 г. создано Министерство народного просвещения. В 1804 г. опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Таким образом, вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. Основными принцами этой системы стали: бесплатность, бессословность (кроме крепостных крестьян), преемственность учебных заведений. Были определены и сроки обучения в учреждениях просвещения, подчиненных министерству. Так, в приходских училищах срок обучения составлял 1 год, в уездных училищах – 2 года, в губернских гимназиях – 4 года.

В гимназию и университеты по-прежнему не допускались дети крепостных крестьян и девочки.Россия была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых был свой университет. Были определены попечители учебных округов.  На общем собрании ректор университета избирался профессорами и подчинялся попечителю. Ректор возглавлял университет и, кроме того, управлял учебными заведениями своего округа.

В каждом губернском городе были образованы гимназии, каждой из которых руководил директор. Кроме руководства гимназией, директор управлял всеми школами данной губернии. Им были подчинены смотрители уездных училищ, которые руководили всеми приходскими училищами. В результате этого, была создана администрация просвещения: руководитель школы более высокой ступени был администратором школ низших ступеней.

В начале XIX в. в России работали университеты: Московский, Виленский (Вильнюсский), Дерптский (Тартуский), в 1804 г. открыты Харьковский и Казанский, в 1816 г. – Главный педагогический институт в Петербурге (в 1819 г. преобразованный в Петербургский университет), в 1834 г. – Киевский университет. Все университеты в России возникли преимущественно как светские учебные заведения. В подчинении православной церкви были свои духовные академии: Московская, Петербургская, Киевская и Казанская.

Уездные училища готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности. В учебном плане было множество предметов – от Закона Божьего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.). Приходские училища могли открываться в губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе. Они готовили своих учеников к обучению в уездном училище и давали детям общеобразовательные знания, в них могли учиться и мальчики, и девочки. В приходских училищах изучались Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.

Гимназии были двух типов. Классические, которые готовили учеников к поступлению в университеты и в другие учебные заведения, основное время в них отводилось изучению древних языков, русской словесности, новых иностранных языков и истории. Реальные – в них готовили для службы военной и гражданской, вместо древних языков было усилено преподавание практической математики, введено законоведение. После окончания гимназии ученик получал документ о законченном среднем образовании, кроме того, гимназия готовила к поступлению в университет.

В ведении Министерства народного просвещения также находились частные школы. Они делились на 3 разряда: первый (высший) – шестиклассные, второй – трехклассные, третий – одноклассные и двухклассные училища. Учебные планы и программы таких школ утверждались попечителями учебных округов.

30)Реформы Александра II и их роль в социокультурной  жизни России(2 половина 19 века)

Реформы Александра II — реформы 60-70-х годов XIX века в Российской империи, проведённые в царствование императора Александра II. В российской историографии известны как «Великие реформы».

1) 1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. В  земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне. Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих. Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов.

2)Городская реформа  1870 года — одна из реформ императора Александра II, имевшая собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Статьёй 2 «Городового положения» вводились городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы.

3) Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы.  

Университе́тский уста́в 1863 года — правовой акт Российской империи, определявший устройство и порядки в университетах империи. Был принят 18 июня 1863 года. Являлся одним из основных результатов Университетской реформы в сфере образования, проводимой в общем контексте «Великих реформ» императора Александра II. Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 60 — 70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это — несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

31) Образовательные реформы второй половины 19 в

Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопределили необходимость совершенствования системы образования.

В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа: Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного цикла и прежде всего «классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях в основном учились дети дворян и чиновников. . Программа Реальных училищ отличалась от гимназической большим вниманием к естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. В реальные училища предпочитали отдавать своих детей представители буржуазии. Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные училища готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения. Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во II пол. XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии.

К началу 60-х годов в стране было уже семь университетов: в Москве, С. — Петербурге, Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве, Казани. Позже были открыты университеты в Одессе, Варшаве, Томске. Перед самой революцией университет был открыт в Перми. В 1863 г. вступил в действие новый университетский устав, расширивший права университетов по самоуправлению. Помимо классических университетов увеличилось количество высших технических учебных заведений. Открываются высшие женские курсы. Наибольшей известностью пользовались курсы профессора В. И. Герье, основанные в 1872 г. в Москве и знаменитые «Бестужевские курсы» (названные так по имени их официального руководителя историка профессора К. Н. Бестужева-Рюмина) в Петербурге (1878 г.).

Реформирование образования принесло определенные плоды. Если в начале 60-х годов уровень грамотности составлял всего 5%, то к концу века (1897 г.) благодаря усилиям земских учителей и просветителей из духовенства грамотные составляли уже 21% всего населения России.

32)Общественные организации и формы досуга во второй половине 19 века

Крестьяне

В первой половине XIX вв. досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. На протяжении столетий крестьянский досуг складывался под влиянием общинного способа производства и соответственно общинного образа жизни. В рамках общинного существования формы проведения досуга были преимущественно семейно-общинными, то есть по сути своей общественными. Такими они оставались и на протяжении рассматриваемого периода, поскольку наличие крепостного права и слабое развитие товарно-денежных отношений способствовали сохранению общины как первичной ячейки хозяйственной и социальной жизни крестьян.

Крестьянский досуг в XIX вв. выполнял ту же роль, что и в прежние времена: он был не только направлен на восстановление сил крестьянина, но и способствовал консолидации родственных общностей, являлся одной из форм реализации функции общины как носительницы общественного мнения, хранительницы культурных и трудовых традиций.

Как и прежде, время досуговых занятий зависело в первую очередь от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общеобщинных праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения совместных праздничных “увеселений”, пиршеств за общим столом. Это дошедшие с глубокой древности “братчины”. Позднее они стали называться еще “складчинами” и “ссыпчинами”, поскольку каждая крестьянская семья вносила свою долю продукта в общее застолье.

Время перехода из весны в лето, поздняя осень и зима являлись относительно спокойными периодами, в течение которых крестьянин занимался работой по дому. Именно на них выпадало основное число общеобщинных праздников, посиделок, игрищ и других форм общественного досуга.

Дворянство

В пореформенный период началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, помещичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов. Эти процессы значительно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Типичные для дворянства досуговые объединения – дворянское Благородное собрание, Английские клубы – стали терять свой сословный характер. Поддержание в них былого блеска и великолепия требовало немалых материальных затрат. С целью изыскания дополнительных финансовых средств был расширен в них доступ представителей других сословий, имеющих крупные денежные доходы.

Разочаровавшись в традиционных сословных институтах аристократия начала поиски новых, более камерных форм досугового времяпрепровождения и демонстрации своего сословного единения. В конце XIX – начале XX вв. получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др., которые объединяли узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия. Уделом аристократии стали некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт и т.п., требующие для своего осуществления особых, дорого оплачиваемых условий (наличия специально оборудованных спортивных площадок, манежа и т.д.). Как правило, любители подобных занятий создавали свои объединения.

Со второй половины XIX в. активно развивались клубы в офицерской среде. Знаменитым был, например, своеобразный клуб – гостиная офицеров Измайловского полка “Измайловские досуги” в Санкт-Петербурге, который объединял офицеров, занимающихся литературным творчеством. Государство поощряло создание подобных офицерских клубов, рассматривая их как способ консолидации офицерского корпуса.

33)Серебряный век

Серебряный век - это уникальный социокультурный феномен, сформировавшийся в рамках русской культуры конца XIX - начала XX столетия . Серебряный век— период в истории русской культуры, хронологически связываемый с началом XX века, совпавший с эпохой модернизма. Понятие возникло в среде русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после «Золотого века», которым часто называли пушкинскую эпоху, то есть первую треть XIX века. На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский.

Чаще всего используется в сочетании «поэзия Серебряного века», — в понятии, охватывающем не только поэтов первой величины, но также десятки и сотни любителей, которые создали среду, необходимую для их появления. Вообще, для Серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещённых любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — были зрителями, слушателями, читателями, критиками.

Символизм

Новое литературное направление  явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского; Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.

Акмеизм

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.

Футуризм

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.

Новокрестьянская поэзия

Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировал Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

34.Благотворительность и меценатство как социокультурный феномен

В современных российских условиях остро поставлен вопрос о сущности культурной политики в целом и о финансово-экономических основах культурной деятельности в том числе. Ограничены экономические возможности государства в деле предоставления необходимых ресурсов организациям культуры для их работы в целях осуществления последними перспективных проектов и программ, а также для обеспечения сохранности накопленного культурного богатства. В этой связи существование многих культурных организаций и в целом культурной деятельности без существенной благотворительной помощи со стороны представляется достаточно сложным.

С появлением в России значительных частных и акционерных капиталов перед культурой открывается возможность стать объектом благотворительной деятельности, меценатства и спонсорства. Наметилась тенденция возобновления тех связей и отношений, которые некогда успешно, к взаимной выгоде, существовали между культурой и экономикой в дореволюционной России. Кроме того, уже утверждаются новые формы этих связей, отвечающие современным условиям цивилизованных контактов между данными сферами. Меценатство - одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки играла существенную, а подчас и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета. Отмеченные явления культурной и социальной жизни общества были широко распространены в дореволюционной России и постепенно начинают возрождаться уже в наши дни. Их описанию и анализу посвящено достаточное количество книг и статей. Однако изучение этих явлений до сих пор шло и по-прежнему продолжает двигаться преимущественно в историческом ключе: главное внимание исследователей концентрируется на биографиях выдающихся меценатов и благотворителей, в опубликованных работах даются оценки масштабов и направлений вложений меценатов в сферу культуры, вскрываются последствия этих решений. В результате проведенных исследований утвердилось справедливое мнение, что российские коллекционеры и меценаты - это достаточно большая, но весьма неоднородная как в социальном, так и культурном отношении социальная прослойка. В состав ее входят сложные, часто непохожие одна на другую личности. В их числе: Императрица Мария Федоровна, императрица Елизавета Алексеевна, представители дворянства И.И. Шувалов, П.Б. и Н.П. Шереметевы, А.С. и С.Г. Строгановы, П.А., Н.Н. и П.Г. Демидовы, Н.П. Румянцев, А.И. Мусин-Пушкин, С.С. Уваров; А.А.Бахрушин и П.И. Щукин, которые были возведены в титул дворянства в знак поощрения за благотворительные поступки; представители российских торгово-промышленных кругов и купечества П. П. Рябушинский, А. И. Гучков, М.Ф.Морозова, В. С. Гиршман, Е. И. Лосева, М. П. Рябушинский, С.И. Четвериков и др. О многих из них как меценатах, известно пока сравнительно немного. Еще менее известно о меценатстве как социальном и культурном феномене в целом, а также о подлинных мотивах меценатской деятельности.

35.Социально – культурная деятельность передвижников

Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50—60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем. Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников - конкурентов на большую золотую медаль ("бунт четырнадцати"), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. Московские художники Мясоедов, Перов, В. Е. Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году "Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Главное, чего прежде всего сумели добиться члены Товарищества, — это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. "Передвижники", как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. А с появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени.




1. Определение доходности операций с акциями
2. Научнофилософское мировоззрение Идеи и теории НН Страхова
3. а Мы равноправные граждане суверенного государства Советского Союза представляющие его многонациональ
4.  44 с СОДЕРЖАНИЕ [1] Характеристика детей 6го года жизни с общим недоразвитием р
5. православной форме получило распространение среди господствующего класса Руси
6. Фондова біржа
7. Янинский сельский культурноспортивный досуговый центр О
8. Реферат студентки III курса группы ИМО2 Финченко Л
9. ЦК Юграпрезент Н
10. .с.н. Минкина Р.Ф. Предмет и объект социологии как науки
11. троянский конь США Самый лучший раб это тот раб который даже не знает что он раб
12. Информационные технологии на уроках китайского языка
13. Системы налогообложения Республики Беларусь и зарубежных стран
14.  Кат Бытия её мировозкое и методологич
15. Художественный прием в Истории одного города
16. реферату- Гризуни ондатри щурі миші бобри ховрахиРозділ- Біологія Гризуни ондатри щурі миші бобри ховр
17. Тема 23 Особенности менеджмента отдельных сфер деятельности Сущность финансового менеджмента
18. Курсова робота з дисципліни- Екологічна характеристика транспортного потоку В
19. где в тундре встречаются холмы и невысокие горы
20. Социологическое исследование, его структура и функции