У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Петр Первый роман Толстого

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

     Роман  А.Н.Толстого  Петр  Первый

                                     Шемякина  Людмила

                                                 11 кл.


  Роман  А.Н.Толстого " Петр Первый "  А.М.Горький  назвал " первым

в  нашей  литературе  настоящим  историческим  романом ", " книгой -

надолго ".

  Отразивший  одну  из  интереснейших  эпох  в  развитии  России -

эпоху  коренной  ломки  патриархальной  России  и  борьбы  русского

народа  за  свою  независимость, роман  А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда  будет  привлекать  читателей  своим патриотизмом, необыкно-

венной  свежестью  и  высоким  художественным  мастерством.

  Этот  роман  знакомит  читателя  с  жизнью  России  конца  XVII -

начала  XVII века, рисует  борьбу  новой  молодой  России, стремя-

щейся  к  прогрессу, с  Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за  старину, утверждает  неодолимость  нового. " Петр Первый "- это

огромное  историческое  полотно, широчайшая  картина  нравов, но

прежде  всего - это, по  словам  А.С.Серафимовича, книга  о русском

характере.

  Личность  Петра  и  его  эпоха  волновали  воображение  писателей,

художников, композиторов  многих  поколений. От  Ломоносова  до на-

ших  дней  тема  Петра  не  сходит  со  страниц  художественной ли-

тературы. К ней  обращались  Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

  Свыше  двадцати  лет  волновала  тема  Петра  и Алексея Толстого:

рассказ  " День  Петра "  был  написан  в  1917 году, последние гла-

вы  его  исторического  романа  " Петр  Первый " - в  1945. Не сразу

сумел  А.Н.Толстой  глубоко, правдиво  и  всесторонне нарисовать Пет-

ровскую  эпох, показать  характер  петровских  преобразований.

  " На  Петра  я  нацеливался  давно, еще  с  начала  февральской

революции, - писал  А.Н.Толстой.- Я  видел все  пятна  на  его  кам-

золе,- но  все  же  Петр  торчал  загадкой в историческом  тумане ".

Об  этом  свидетельствуют  и  его  рассказ " День  Петра ", и  тра-

гедия  " На  дыбе " (1928).

  Характерно, что  к  Петровской  эпохе  А.Н.Толстой  обратился  в

1917  году; в  далеком  прошлом  пытался  он  найти  ответы  на  му-

чившие  его  вопросы  о  судьбах  родины  и  народа. Почему  именно

к  этой  эпохе  обратился  писатель? Петровская  эпоха - время  пре-

образовательных  реформ, коренной  ломки  патриархальной  Руси- вос-

принималась  им  как  нечто  напоминавшее  1917  год.

  В  рассказе  " День  Петра "  Толстой  стремился  показать  Петра

Первого  своевольным  помещиком, который  хочет изменить  жизнь род-

ной  страны. " Да, полно,- пишет  он , хотел  ли  добра  России царь

Петр? Что  была  Россия  ему, царю, хозяину, загоревшемуся  досадой

и  ревностью: как  это  его  двор  и  скот, батраки  и  все  хозяй-

ство  хуже, глупее  соседского? " Отрицательное  отношение  к Петру

и  его  преобразовательской  деятельности  связано  было, как  пола-

гают  исследователи, с  неприятием  и  непониманием  А.Н.Толстым  в

1917  году  Октябрьской  революции.

  В  пьесе  " На  дыбе "  дана  более  широкая  характеристика  вре-

мени  Петра  и  его  окружения. Эпоха  дается  по-прежнему  в  мрач-

ных  тонах. Через  ряд  эпизодов  проходит  мотив  трагического оди-

ночества  Петра. Он  одинок  в  своей  огромной  стране, ради  кото-

рой  " живота  не  жалел "; народ  против  преобразователя. Одинок

Петр  и  в среде  своих  " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все  лгуны  и  воры. Одинок  Петр  и  в  своей  семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря  на  то, что  в трагедии  " На  дыбе " (на  ды-

бу  поднята  Петром  вся  Русь) Петр  нарисован  уже  большим  го-

сударственным  деятелем,  он  по-прежнему  оставался  для  Толстого

загадкой - отсюда  и  утверждение  писателем  бесперспективности его

преобразовательской  деятельности  и  изображение  краха  всех  его

многолетних  трудов. Стихия  побеждает  Петра, а  не  наоборот , как

у  Пушкина  в  поэме  " Медный  всадник ".

  Одним  из  лучших произведений  советской  литературы  на  истори-

ческую  тему  стал  "превосходный",  по  словам  А.М.Горького,  роман

А.Н.Толстого  "Петр  Первый".

  Начало  работы  над  этим  романом  совпадает  с  событиями,  важ-

ными  в  жизни  нашей  страны. 1929  год - год  исторического  перелома.

  Именно  в  это  время  Толстой  снова  обращается  к  изображению

Петровской  эпохи.  Он  ощущает  перекличку  далекого  Петровского,

"когда  трещит  и  рушится  старый  мир",  с  нашим  временем,  чув-

ствует  определенное  созвучие  между  этими  двумя  эпохами.

              ИДЕЙНЫЙ  ЗАМЫСЕЛ  РОМАНА  "ПЕТР  ПЕРВЫЙ"

  1. Прежде  всего  писателю  нужно  было  определить,  что  будет

для  него  основным  в  романе,  и  с  этих  позиций  отбирать  соот-

ветствующий  материал  в  трудах  историков,  исторических  документах,

мемуарах.  Этим  основным  для  Толстого,  по  его  словам,  явилось

"становление  личности  в  эпохе".  Об  этом  он  говорил  и  в  беседе

с  коллективом  редакции  журнала  "Смена":  "Становление   личности

в  исторической  эпохе - вещь  очень  сложная. Это  одна  из  задач

моего  романа".

  2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход  повествования,  вся  система  художественных  образов  должны

были  подчеркнуть  прогрессивное  значение  преобразовательских  меро-

приятий,  их  историческую  закономерность  и  необходимость.

  3. Одной  из  важнейших  задач  было  для  Толстого  "выявление

двигающих  сил  эпохи" - разрешение  проблемы  народа,  его  истори-

ческой  роли  во  всех  преобразованиях  страны,  наконец,  изображение

сложных  взаимоотношений  Петра  и  народа.

  Таковы  основные  задачи,  к  разрешению  которых  Толстой  смог

подойти  лишь  в  конце  20-х  годов.  Идейный  замысел  романа  нашел

соответствующее  выражение  в  композиции  произведения,  во  всех  ее

компонентах.

                   КОМПОЗИЦИЯ  И  СЮЖЕТ  РОМАНА

  "Исторический  роман  не  может  писаться  в  виде  хроники,  в  виде

истории...  Нужна  прежде  всего,  как  и  во  всяком  художественном

полотне, - композиция,  архитектоника  произведения.  Что  это  такое -

композиция?  Это  прежде  всего  установление  центра,  центра  зрения

художника...  В  моем  романе  центром  является  фигура  Петра I."

  Итак,  в  центре  повествования  Толстого - Петр,  формирование  его

личности.  Однако  роман  не  стал  пусть  и  мастерски  написанной

биографией  Петра.  Почему?  Толстому  важно  было  показать  не  только

Петра  как  большого  исторического  деятеля,  но  и  эпоху,  которая

способствовала  формированию  этого  деятеля.

  Становление    личности  Петра  и  изображение  эпохи  в  ее  истори-

ческом  движении  определило  композиционные  особенности  романа.

Толстой  не  ограничивается  изображением  жизни  и  деятельности

своего  героя,  он  создает  многоплановую  композицию, что  дает  ему

возможность  показать  жизнь  самых  различных  слоев  населения России,

жизнь  народных  масс.  Все  классы  и  группы  русского  общества

представлены  в  романе:  крестьяне,  солдаты,  стрельцы,  ремесленники,

дворяне,  бояре.  Россия  показана  в  бурном  потоке  исторических

событий,  в  столкновении  общественных  сил.

  Поражает  широкий  охват  событий  Петровской эпохи,  разнообразие

созданных  персонажей.

  Действие  переносится  из  бедной  крестьянской  избы  Ивашки  Бров-

кина  на  шумные  площади  старой  Москвы;  из  светлицы  властной,

хищной  царевны  Софьи - на  Красное  крыльцо  в  Кремле,  где  малень-

кий  Петр  становится  очевидцем  жестокой  расправы  стрельцов с Мат-

веевым;  из  покоев  Натальи  Кириловны  в  Преображенском  дворце -

в  Немецкую  слободу,  оттуда  в  выжженные  южным  солнцем  степи,

по  которым  медленно  двигается  войско  Голицина;  из Троицко-Сер-

гиевской  лавры,  куда  ночью  из  Преображенского  дворца  бежал

Петр, - в  Архангельск,  под  Азов,  за  границу.

 Первые  главы  романа  рисуют  ожесточенную  борьбу  за  власть  между

двумя  боярскими  группами - Милославскими  и  Нарышкиными,  представляю-

щими  старую ,  боярскую,  допетровскую  Русь.  Ни  ту,  ни  другую

группу  не  интересовали  ни  интересы  госсударства,  ни  судьба народа.

Толстой  почеркивает  это  почти  однотипными  замечаниями,  оценивающими

правление  одних  и  других. " И  все  пошло  по-старому. Ничего  не

случилось. Над  Москвой,  над  городами,  над  сотнями  уездов ...

кислые  столетние  сумерки - нищета , холопство,  безделье" ( после

победы  Милославских ); но  вот  победили  Нарышкины - "...стали ду-

мать  и  править  по прежнему  обычаю. Перемен  особенных  не случилось"

Это понимает  и  сам  народ: "Что  Василий  Голицын ,  что  Борис -

одна  от  них  радость".

 Толстой  показывает, что  народ  играет решающую  роль  и  в  тех

событиях,  которые  разыгрываются  в  Кремле. Только  при  поддержке

народа  Нарышкиным  удается  сломить  Милославских  и  т.  д. Недовольство

народа  своим положением  проявляется  в  ряде  массовых  сцен.

 Примерно  с  четвертой  главы  первой  книги  Толстой  показывает,

как  все  более обостряются  отношения  между  возмужавшим  Петром

и  Софьей,  что  приводит  в  дальнейшем  к  падению  былой  правительницы.

Петр  станоновится  самодержавным  правителем и  со  свойственной  ему

решительностью,  преодолевая  сопротивление боярства,  начинает борьбу

с  византийской  Русью. "Упиралась  вся Россия ,- пишет Толстой. Страшились

перемен, "ненавидели  быстроту и  жестокость  нововводимого не  только

боярство,  но  и поместное  дворянство,  и  духовенство, и  стрельцы:

"Стал  не мир, а  кабак,  все  ломают,  всех  тревожат... Не  живут -

торопятся... В  бездну  катимся..."  Сопротивлялся  и  народ - "мало

было  прежней  тяготы - волокли  на  новую  непонятную работу - на

судостроительные  верфи  в  Воронеже". Бегство  в  леса  дремучие,

на  Дон - ответ  народа  на все  тяготы  жизни  в  период  правления

Петра.

 Первая  книга  кончается  жестоким  подавлением  Петром  стрелецкого

мятежа. Ее  финал  лучше  прочесть  вслух:"Всю  зиму  были  пытки  и

казни... Ужасом  была  охвачена  вся  страна.  Старое  забилось по

темным  углам.  Кончалась  византийская  Русь.  В  мартовском  ветре

чудились  за  балтийскими  побережьями  призраки  торговых  кораблей".

 Вторая  книга,  по  словам  самого  Толстого "более  монументальна,

более  психологична",  она  рассказывает о  том  как  сдвинулась  с

места Русь - начинается  с  изображения "неохотно"  пробуждающейся

Москвы,  кончается  картиной  строящегося  Петербурга.

 Монументальность  романа  проявляется  не  в  изображении  больших

событий  крупным  планом,  а  в  изображении  строительства  новой

России. Борьба  старого  и  нового    становится  определяющей  в

развитии  действия  романа.  Толстой  показывает  в  каких  сложных

условиях  возникает  молодая  Россия,  какие  трудности пришлось  пре-

одолевать  Петру  на  пути  преобразования  Руси.

 Во  второй  книге  по  сравнению  с  первой  изображено  меньше

исторических  событий,  действие  концентрируется  вокруг  подкотовки

к  Северной  войне,  ее  начал  "нарвская  конфузия",  лихорадочная

деятельность  по  укреплению  обороны,  строительство  заводов,  первые

успехи  в  войне  со  шведами  - взятие  Нотебурга,  выход  к  устью

Невы  и  основание  города-крепости,  которую  решено  было  назвать

Питербурх.

 Большое  место  отведено  в  этой  книге  психологическим  характе-

ристикам.  Каждый  из  эпизодов  частной  и  общественной  жизни  помогает

ярче  представить  ту или  иную  сторону  эпохи  Петра,  его  преобра-

зований  (  например,  описание  жизни  семей  Буйносовых  и  Бровкиных

и  др.) Толстой  показывает  как  новое  врывается  в  быт, рушит  старые

устои.Прогрессивный характер  петровских  преобразований  подчеркивается

Толстым  в  изображении  общего оживления  страны,  в  появлении вокруг

Петра  новых людей  идущих  в  ногу  со  временем  и  понимающих

нужды  Росии.  Среди  них  и выходцы  из народной  среды: Меньшиков,

семья  Бровкиных,  Федосей  Скляев,  Воробьев.

 "Птенцы  гнезда  Петрова",  люди  энергичные,  воспитаные  Петром,

противопоставлены  старому  московскому  боярству - Буйносову,  Лыкову

и  другим,  изображенным  Толстым  с  иронией. Боярство  внешне  смирилось,

но продолжало  ненавидеть  Петра  и  его  нововведения.

 Во  второй  книге  с  еще  большей  силой  звучит  мотив социального

протеста  народа. Раздражение  звучит  и  в  разговоре  мужиков в  кабаке

на  Варварке,  и  в  поведении  мухиков,  в  их  недобрых  взглядах,

в  выкриках,  в  открытой  ненависти  крестьян  к  помещикам  и боярам.

Толстой  показывает  глухо  бурлящий  в народе  протест, который  должен

был  вылиться  в  восстание  на  Дону  под  предводительством  Булавина.

 Чтоб  жить " по  воле,  а  не  по  указу  государеву", люди  бегут  в

леса.  Движение  раскольников,  хотя  и реакционое  по  своей  сути,

является  одной  из  форм  протеста  против  усилившегося гнета  в

период  правления  Петра.

 В устье  Невы  заложен  город-крепость.  Желанное  море  теперь  отсюда -

подать  рукой,  началось  преобразование  армии  для решительной  победы

над  шведами  и  возвращения  исконо  русских  земель - Юрьева  и  Нарвы.

 Третья  книга  романа  посвящена  борьбе  за  Юрьев  и  Нарву.

" Третья  книга - писал  сам  Толстой,- самая  главная  часть  романа  о

Петре, она  относится  к  наиболее  интересному  периоду  жизни  Петра.

В  ней  будет  показана  законодательная  деятельность  Петра, его  нова-

торство  в  области  изменений  уклада  русской  жизни, поездки  царя  за

границу, его  окружение, общество  времени. В  третьей  части  будут  даны

картины  не  только  русской  жизни, но и  Запада  того  времени - Франции,

Польши, Голландии. Все  основные  задачи, которые  я  ставил, приступая к

роману, будут  осуществлены  в  этой  части."

 Третья  книга, как  и  вторая, начинается  с  описания  Москвы. Прошло не

так  много  времени, но  перед  нами  другая, обновленная Москва. Во второй

книге  показана  неторопливая, во  многом  косная  жизнь  в  столице, и, хо-

тя  обитатели  ее  чувствуют, что  назревают  большие  события, что  жить

становится  все  тревожнее, тем  не  менее  жизнь  города  течет  пока  по-

прежнему. В  третьей  книге  Москва  предстает  иной: крутые  перемены  про-

изошли  в  ее  жизни. Новое  ворвалось  в  жизнь, изменило  привычное  ее

теченние. Нет  больше  челяди  у  боярских  дворов, " ворота  закрыты  наглу-

хо, на  широком  дворе - тихо, людишки  взяты  на  войну, боярские  сыновья

или  зятья  в  полках  унтер-офицерами  либо  усланы  за  море,  недоросли

отданы  в  школы." Чувствуется, что  жизнь  уходит  в  новую  столицу - Пе-

тербург.

 Третья  книга - это  книга  о  блестяще  одержанных  победах  русскими  над

войсками  Карла XII. В  ней  поставлена  проблема  культурного  развития Рос-

сии, проблема  формирования  новой  интеллигенции. Особенно  ярко  показан

образ  молодой  России, победившей  в  нелегкой  борьбе.

 Однако  и  в  этой  книге  не  ослабевает, а, наоборот, звучит  с  новой  си-

лой  социальный  конфликт - рост  противоречий  между  Петром  и  народом.

Книга  осталась, к  сожалению, незавершенной.

 " Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно  как  исторический  отрезок  времени -

можно понять  только  диалектически - в  движении, в борьбе, в  противоречии".

Так  он  изображает  Петровскую  эпоху - в  движении, в  борьбе  нового  со

старым.

 В  тексте  нет  указаний  на  определенные  даты, нет  ссылок  на  числа, ме-

сяцы, и  все-таки  движиние  времени  ощущается  во  всем: в  том, как  растет

и  мужает  Петр, как  изменяется  жизнь  страны  в  целом  и  Москвы  в  част-

ности, как  новое, с  трудом  воспринимавшееся  ранее, прочно  входит  в  быт

людей. Изменяется  внешность  людей, их  характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бров-

киных и  князь  Буйносов). Стремительный  бег  времени  проявляется  в  общем

оживлении  жизни  страны, в  том, как " представители  одних  слоев  поднимают-

ся  быстро  вверх, другие  не  в  силах  поспеть  за  бурным  темпом  событий

и  оказываются  отброшенными  резко  назад".

 В  романе  Толстого, в  каждой  строчке  его  чувствуется  биение  пульса  большой  страны, движение  народа, который  с  честью  выходил  из  всех  суровых испытаний: и  в  созидательном  труде  и  в борьбе  добывал  славу  своей  родине.

 А.С.Макаренко  восхищался  бодрым  звучанием  романа  Толстого: " Самое  главное и  самое  прекрасное, что есть  в  книге, - это  живое  движение  живых  людей...-это  здоровое  и  всегда  жизнерадостное  движение  русского  народа".







1. Расчет микроклимата в птичнике
2. Социальная поддержка населения на 20142018 годы ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ 5 ДЕТИ ПРИАНГАРЬЯ НА 20142018 ГОДЫ
3. Соломин Юрий Мефодьевич
4. Преступление и наказание Каждое произведение ценно прежде всего тем как оно отвечает на важнейшие воп
5. тема знань і їх духовне виробництво і практична діяльність на їх основі
6. Роман АСПушкина Евгений Онегин в русской критике ХIХ века Д
7. устройство основной закон государства
8. 33 ВСТАНОВЛЕННЯ УМОВ ПОВЕРХНЕВОГО ТРІЩИНОУТВОРЕННЯ ПРИ ЦИКЛІЧНОМУ ДЕФОРМУВАННІ СТАЛЕЙ ЕНЕРГЕТИ
9. то грязная А еще оглобли ~ длинные волокутся по снегу
10. Полуполя, являющиеся простыми расширениями с помощью комплексного числа
11. Dбери посвящённом Дню рождения Компании Конкурс нап
12. Термины
13. тема отсчёта совокупность системы координат и часов связанных с телом по отношению к которому изучается дв
14. I. ОТВЕТЬТЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС- Национальные интересы России и государственная безопасность- понятие
15. домашняя работа в психологопедагогической литературе
16. Проблемы антропогенного загрязнения природных вод
17. Цветы в доме- алоказия
18. 122003 ВВР 2004 N 15 ст
19. брейкбит техно эмбиент саунд
20. Создание текстовых документов с помощью MS Word