Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Этнография
1)Народное песенное творчество:
Как и любая народная песня, обрядовая не имеет авторов. Обычно эти песни имеют языческие корни, растущие со времен Киевской Руси. Древние славяне верили, что все в этом мире имеет душу, а мир населен духами и различными мифическими созданиями. Обрядовая песня была призвана повлиять на духов задобрить их, чтобы урожай «не побили», или даже, чтобы помогли в каких-то начинаниях или повседневных делах. Эти песни тесно привязаны не только к быту, но и к календарю.
В зависимости от поры года люди исполняли так называемые «веснянки» (весенний цикл), на Ивана Купала исполнялись «купальские» песни, на Троицу.
Со временем христианство вытеснило язычество в чистом его виде так появилось православие. Прежние обрядовые песни изменялись, дополнялись, редко когда оставаясь в прежнем виде старые божества получали имена новых Святых, но вот сказочные создания никуда не делись. В украинской песне все еще живут лешие, русалки, мавки, домовые и другие создания лесов, рек, озер, домов и полей. С приходом христианства новый год стал отмечаться в ночь на 1 января (14 по старому стилю). На Рождество (7 января) люди начали петь «колядки». Кроме того, некоторые обряды носили «межсезонный» характер. Обряды выполнялись как весной, так и летом: для оберега от сил природы, нечисти, болезней и горя полей, водоемов, пасек, домов и даже целых сел. Такие обряды обычно выполнялись рано утром. Не менее популярны и песни на Масленицу, которую так же зовут «Масница». Масленица длилась семь дней, и каждый день был мини-праздником со своими песнями, обрядами и блюдами. Заканчивалась Масленица православным праздником Прощеное воскресенье.
Примеры песен:
- колядки, щедривки;
- песни на Масленицу;
- веснянки;
- гаивки;
- русальные песни;
- царинные песни;
- купальские песни;
- гребовицкие песни;
- жатвенные песни;
- свадебные песни.
Народные лирические песни очень своеобразны как по содержанию, так и по художественной форме. Их своеобразие обусловлено жанровой природой и конкретными условиями возникновения и развития.
Основное назначение народных лирических песен в выражении мыслей, чувств и настроений человека. На эту особенность указывали русские писатели и критики. Так, Н.А. Добролюбов писал, что в народных лирических песнях "выражается внутреннее чувство, возбужденное явлениями обыкновенной жизни"2. Н.А. Радищев видел в них отражение души народной, скорбь душевную. А.С. Пушкин "разгулье удалое" и "сердечную тоску".
Лирические песни делятся на протяжные и частые.
Им свойственно многообразие эмоционального настроения. Выделяют следующие виды лирических песен: трагические, оптимистические, сатирические и юмористические.
Вместе с тем лирические песни многообразны по тематике, а, в зависимости от этого, и по героям. В основном они посвящены проблемам семейно-бытовой жизни крестьянства.
Лирические песни являются своеобразным жанром песенного фольклора. Включая мотивы символического характера, они отражают мир чувств и переживаний человека. В песнях заключена искренность переживаний людей, мироощущение и свойство национального характера.
Лирические песни яркий образец художественного творчества народа. Они внесли в национальную культуру особый художественный язык и образцы высокой поэзии, отразили душевную красоту, идеалы и чаяния народа, нравственные устои крестьянской жизни.
область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития детского фольклора не вполне изучена, но многие исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок органично включён. Глубинные и многоуровневые связи с фольклором взрослых особым образом отразились на самой структуре детского фольклора, его сюжетно-тематической основе, роли и функциях в жизни ребёнка, системе поэтических средств. Как сфера народной культуры детский фольклор относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Каждый жанр детского фольклора по-своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей. Очевидно, именно ориентация детского фольклора на общие закономерности возрастного развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обусловливают глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом, каждая из них обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета.
героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IXXIII в; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».
По своему объему они меньше былин. Обычно сюжет исторических песен сводится к одному единственному эпизоду. Персонажи исторических песен всем известные исторические личности (Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Александр I, Кутузов), а также представители, так сказать из народа: пушкарь, канонер, солдаты, казаки. Старшие исторические песни XIIIXVI вв. уже немного ближе к былинам наличием четко прослеживаемого развернутого сюжета, а самое главное стилистикой, а младшие XVIII-XIX вв. начинают испытывать все большее влияние лирических песен и постепенно переходят в солдатские песни лирического звучания. В настоящем разделе сайта публикуется примерно четвертая часть известных науке исторических песен.
Что же касается времени происхождения исторических песен, так среди авторитетных фольклористов существуют серьезные разногласия. Петербургский ученый С. Н. Азбелев утверждает, что подобные песни существовали задолго до образования Древнерусского государства. В своих рассуждениях С. Н. Азбелев опирается в основном на мнение таких авторитетных ученых, как Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер, а также на свидетельства византийских историков. С другой точки зрения (Ю. М. Соколова, Б. Н. Путилова, Ф. М. Селиванова, В. П. Аникина), исторические песни возникли во время монгольского или ордынского нашествия в середине XIII в.
Черты сходства:
изображают события, которые сохранились в памяти народа;
почти отсутствует рифма, то есть и былина, и народная песня исполняются речитативом;
общие художественные средства (повторения, сравнения, постоянные эпитеты).
Различия:
Былины:
сказочный сюжет (это связано с тем, что события, изображенные в былине, почти стерлись в памяти людей);
достаточно большой объем;
герои лирические богатыри.
Исторические песни:
изображают события более позднего времени, поэтому рассказывают о них более конкретно;
небольшой объем;
герои исторические лица того или иного периода.
2)Устное народное творчество:
малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Примеры:
«Начал за здравие, а кончил за упокой»
«За битого двух небитых дают»
«Своя рубашка ближе к телу»
«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт»
«Слезами горю не поможешь»
«Хлеб всему голова»
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Семеро одного не ждут»
«У семи нянек дитя без глазу»
«Семь раз отмерь один отрежь»
словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
Из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых сгущается содержание первоначального текста;
это не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).
Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.
«Голод не тётка, пирогом не накормит»
«Слово не воробей»
«Яйца курицу не учат»
«Назвался гру́здем полезай в короб»
«Ложка дёгтя в бочке мёда»
«Как вы лодку назовёте так она и поплывёт»
«Дорога́ ложка к обеду»
«Да, кудри извилин не заменят!»
«Друзья познаются в беде»
«От сумы́ да от тюрьмы не зарекайся»
метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица это поучение.
По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: «Сидит на овчине, а бьёт соболей» (промышленник).
В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума. В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности . Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Русские и другие славянские песни с загадками в общем примыкают к циклу сказаний о «мудрой девице» и клонятся к доказательству того, что невеста не глупее жениха. Несравненно меньше известно сказок с загадками. Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше.
эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов[1]. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка).
- Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому -фольклору (сказочная проза). Миф, потеряв свои функции, стал сказкой. Первоначально сказка, выделившаяся из мифа, противостояла мифу как:
- Профанное сакральному. Миф связан с ритуалом, поэтому миф, в определённое время и в определённом месте, раскрывает посвящённым тайные знания;
Нестрогая достоверность строгой достоверности. Уход сказки от этнографичности мифа привело к тому, что художественная сторона мифа вышла на первый план в сказке. Сказка «заинтересовалась» увлекательностью сюжета. Историчность (квазиисторичность) мифа стала неактуальной для сказки. - События сказки происходят вне географической приуроченности в рамках сказочной географии.
- Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише:
- Сказочные формулы ритмизованные прозаические фразы:
«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» сказочные инициалы, зачины;
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» срединные формулы;
«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», сказочная концовка, финал;
«Общие места» кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:
Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:
Клишированное описание портрета «Баба-Яга, костяная нога»;
Клишированные формульные вопросы-ответы «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;
Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;
Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;
Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».
- Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки):
-Устность.
-Коллективность.
-Анонимность.
Сюжет фольклорной сказки, в отличие от сюжета литературной сказки, существует во множестве текстов, в которых допускается некоторая степень импровизации исполнителя сказочного материала. Тексты фольклорной сказки противостоят друг другу по степени схожести-несхожести как вариант-вариации. В сказковедении ставится проблема авантекста, разрешение которой решает вопрос о творческом мастерстве исполнителя сказочного фольклора, ведь он не запоминает текст сказки целиком, а порождает текст на глазах у слушателей, восстанавливая конструктивные элементы текста, тематические (мотивы) и стилистические («общие места», формулы и пр.). Сказитель хранил в памяти сказочные сюжеты целиком или в форме единиц сюжета, т. н. мотива, и воспроизводил в исполняемой сказке. Сказковедение перечислило все обнаруженные сказочные сюжеты, собрав их в составленные указатели. Некоторые сказочные сюжеты встречаются в одном тексте (контаминация сюжетов). Сказитель, для придания эпического замедления, использовал приём утроения действия в сказке. В сказковедении идёт постоянный поиск метода полного описания структуры текста ф. с. Для удобного описания текста исследователи выделяют, помимо композиционно-сюжетного и стилистического уровней текста, ещё идейно-тематический и образный уровни. В архаические времена (распад первобытно-общинного строя) ф. с. напоминала миф (мифологическая сказка или миф-сказка), однако и поздняя классичесская сказка сохранила реликты мифологического сознания. Задача фольклористики, как междисциплинарной науки, стоящей на границе лингвистики, литературоведения, этнографии, вскрыть в тексте эти реликты.
русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты. Старинный духовный стих назывался словом (существительным женского рода) пса́льма по названию псалмов, входивших в состав Псалтири. Более поздние силлабические и силлабо-тонические стихи именовались словом кант или канта.
Первые дошедшие до нас записи относятся к XV веку, однако наибольшее распространение получили с XVII века По всей видимости, имеют смешанное происхождение русское эпическо-былинное и европейское лирическо-песенное. В основном традиция псальм, внеслужебных религиозных песен пришла в Россию с Украины и из Польши в XVI веке.
Изначально исполнителями псальм были калики перехожие паломники во Святую землю, а позднее бродячие слепые певцы. Поскольку духовный стих несет в себе глубокое назидательное, учительное начало, то он, как замечает Ф. И. Буслаев, «изъят из общего ежедневного употребления и предоставлен как особая привилегия только тем лицам, которые тоже будучи изъяты из мелочных хлопот действительности, тем способнее были сохранить для народа назидательное содержание его религиозной поэзии». Вплоть до XIX века бродячие певцы оставались основными творцами и исполнителями духовных стихов в Белоруссии, на Украине, в Болгарии и большинстве регионов России.
Хотя наибольшей популярностью псальмы пользовались среди староверов и сектантов, сами духовные стихи по большей части не были выраженно конфессиональными одни и те же псальмы пелись православными, старообрядцами, хлыстами и баптистами образуя основу «народного православия». Псальмы имели календарную привязку: это песни, которые можно петь в пост.
Духовные стихи делятся на два типа: «старшие» и «младшие». «Старшие» это эпические повествования на сюжеты ветхозаветных, новозаветных и житийных легенд (стихи о Голубиной книге, об Адаме, о Иосифе Прекрасном, царевиче Иоасафе, Алексее Человеке Божьем, о Феодоре Тироне, об Егории Храбром, князе Ефимьяне, о Богатом и Лазаре и т. д.), они близки к былинам. «Младшие», отражают влияние силлабического виршевого стиха, проникшего из Польши.