Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества.
Религиозный подход. Источником морали, моральных идеалов и принципов является Абсолют. Бог оказывается той необходимой инстанцией, которая придает морали ее всеобщий абсолютный характер. Вера в Бога помогает следовать моральным принципам. Божественное происхождение нравственных норм подчеркивает, что человек не может следовать морали без веры в Бога.
Натуралистический подход. Источником морали является или природа в целом, или природа человека в отдельности. В Новое время представления о природе человека расходятся. Так. Т. Гоббс видит в естественной природе человека только зло, которое следует обуздать общественным договором и законами. Ж.-Ж. Руссо, напротив, считал, что именно в человеческой природе заключается залог нравственного поведения.
Эволюционный подход. Появился после создания Ч. Дарвиным теории эволюционного развития человека и природы в их органической взаимосвязи. В природе путем естественного отбора, происходит становление человека, обладающего биологически и нравственно полезными свойствами. Он передает свои навыки другим поколениям. Дарвин объяснял происхождение морали из чувств общительности, которые существуют уже у низших животных. Инстинкт общительности чувство, которое доставляет удовольствие от пребывания в обществе себе подобных индивидов испытываемые сочувствие и симпатия к ним. Сочувствие чувство товарищества и взаимного испытания одинаковых впечатлений. Особая роль в рамках эволюционной концепции происхождения морали отводилась альтруизму, то есть, самоотверженному поведению, направленному на благополучие других людей.
Социально-исторический подход. Источник морали отношения между людьми в обществе. Мораль продукт исторического развития. Она призвана регулировать общественные отношения и поведение людей в процессе их коллективной жизнедеятельности в условиях постоянного усложнения общественной жизни. (К. Маркс. Ф. Энгельс, А.А. Гусейнов. Р. Апресян и др.)
Когда возникает мораль?
Первая версия. Мораль возникает в период первобытного стада. Появление такой теории было вызвано тем, что были открыты захоронения первобытных людей. Но позже было установлено, что захоронение умерших было связано с соображениями безопасности.
Вторая версия: мораль возникает в период верхнего палеолита (40 30 тыс. лет назад). Период сформировавшегося типа «HS». Этот период характеризуется появлением у человека самосознания.
В ответ на какую объективную необходимость возникает мораль? Мораль возникает в ответ на объективную необходимость сохранения первых исторических общностей.
Как шел процесс становления морали?
Талион lex talionis это форма социальной регламентации, соответствующая довольно ранней стадии развития человеческих сообществ. Происходит слово «талион» от лат. Talio возмездие, равное преступлению. Талион является ограничителем кровной мести по принципу: возмездие должно строго соответствовать нанесенному ущербу. Он основан на принципе равного воздаяния и коллективной ответственности. Есть и положительное действие - благодарность: «Плати добром за добро, обидой за обиду». Благодарность восходит к древнейшим ритуалам обмена дарами.
Талион основан на гетерономии воли (это воля внешняя и чужая), поступки других стали причиной действий своих. Из талиона вырастали два специфических вида социальной регуляции: мораль и право. Талион дает лишь одну степень свободы выбора поступить так, как поступили другие, не превышая степень ущерба. В основе морали - автономия воли, это - внутренняя воля, воля свободная.
Талион трансформируются в моральный способ регуляции, он превращается в «золотое правило».
Стоит учитывать, что появилось правило к I тысячелетию до н.э., понятие же было введено в XVIII веке. Первые упоминания «золотого правила» есть в индийских рукописях Махабхарата. В древнем Китае в трудах Конфуция так же можно найти интересные замечания в произведении Лунь Юй, на вопрос ученика «есть ли какое-нибудь правило, которому можно следовать всю жизнь?», ответ: «не делай другим того, чего себе не желаешь». Это подразумевает взаимность. В «Одиссее» Гомера, «Истории» Геродота, в Библии мы встречаем подобные формулировки. В Евангелии от Луки и от Матфея, присутствует «золотое правило». В Евангелии от Матфея говорится: «итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки…».
В этике средневековья к этому правилу обращается Августин, и именно он характеризует его как естественный закон нравственности, как естественный закон любви (но любовь эта к Богу). Традицию бережного отношения к «золотому правилу» прерывает И. Кант. Он не считает его всеобщим законом. Так как оно не содержит в себе оснований долга и является правилом единичного поступка. Однако исследователи считают, что между «категорическим императивом» и «золотым правилом» очень много общего.
«Золотое правило» является конструктивным отрицанием талиона. Оно соединяет своих и чужих, и чужие становятся просто другими. При этом «золотое правило» есть не просто обычай, каким был талион, а представляет собой мыслимую форму поступка. Следуя этому правилу, человек вырабатывает форму отношения к другим, через отношение к себе: «Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой другие». В нем сливается мыслимая и практическая установка. «Золотое правило» соединяет произвольность морального требования с обще значимостью. В праве талион трансформируется в принцип воздающей справедливости, которая характеризуется беспристрастностью и равным воздаянием.
Историческая эволюция морали включает три стадии (теория универсального эволюционизма): первая стадия мораль традиционного общества; вторая стадия рациональная мораль индустриального общества; третья стадия мораль постиндустриального общества. На первой этой стадии начинается долгий процесс превращения нравов первобытности в собственно моральный феномен.
Мораль традиционного общества. Для морали традиционного общества характерно:
Также необходимо сказать о морали полисных отношений. Основой античной цивилизации был институт рабства. Для морали эпохи античности очень важны ценности государственные. И Платон, и Аристотель провозглашали высшим благом благо государства. Например, законы Солона, в которых утверждается превосходство права над моралью. «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Это высказывание приписывается Аристотелю, и оно наиболее ярко выражает дух морали этого общества. Житель полиса это свободный, обладающий имуществом, не одобряющий обмана и насилия, чуждый предрассудкам, отстаивающий свои права по закону.
Согласно римскому праву, гражданин это доблестный муж: домовладелец, жрец семейного культа, земельный собственник, храбрый солдат, активный гражданин. Все ориентируются на его деятельность, именно отец семейства является в Риме юридически полноправным лицом.
В эпоху поздней античности появляется новый идеал человека, как «раба божьего». Он становится нравственно совершенной личностью, только такая личность может быть наследницей вечной жизни.
Военно-рыцарские ордена это монашеские ордена, их покровителем считается святой Бернард Клервосский, именно он написал устав тамплиеров и создал трактат «Во славу нового рыцарства». Он описывает основные черты феодальной рыцарской морали: 1.Бескорыстие и чистота помыслов, 2.Беззаветное служение интересам военной элиты, 3.Защита христианского мира, 4. Священная война с неверными, 5. Бесстрашие и защита вдов, сирот, слабых. Но постепенно рыцари из храбрых воинов превращаются в светский идеал куртуазности. Это требовало утонченности, благородства, которые контрастировали с жестокостью и грубостью военных нравов. Куртуазность возрождает идею античной калокогатии: «калос»- прекрасное, «агатос» - доброе. Постепенно рыцарская мораль трансформируется в кодекс благородных манер. Таким образом, мораль традиционного общества это сословно- корпоративная мораль, то есть мораль неравенства: она закрепляла деление людей на высших благородных и низших нечестивых. Это мораль преимущественно религиозная, имеет ярко выраженный патриархальный характер. Высшей моральной ценностью, главным системообразующим принципом становится сословная честь.
Мораль индустриального и постиндустриального общества.
Индустриальную мораль называют рациональным типом морали, далее идет прагматизм морали постиндустриальной. Отличия от морали традиционного общества проявляются в следующем:
Ценностные основания капитализма и социализма
Социализм |
Капитализм |
Социальное Индивидуальное Общение - Обособление |
|
Коллективизм Альтруизм Бескорыстие Социальная активность Оптимизм |
Индивидуализм Эгоизм Утилитаризм и прагматизм Квиетизм и эскапизм. Пессимизм |
Коллективизм выступает как реализация доминаты социального и стремления к общению. Индивидуализм характеризует капитализм и выражается в доминанте индивидуального и обособлении. Плюсы коллективизма: взаимодополнение и взаимоуслиление. Минус опасность нивелирования личности (усреднение, утрата индивидуальности). Плюс индивидуализма: активизация всевозможных «само-: саморегуляция, самоконтроль, самовоспитание, самоутверждение. Минус индивидуализма гипертрофия (чрезмерность) обособления, десоциализация, разрыв социальных связей.
Альтруизм бескорыстное служение другому человеку. Эгоизм себялюбие. Плюс альтруизма готовность помощи и служения другому. Минус альтруизма самоотречение, отречение ценности собственной жизни и своего благополучия. Плюс эгоизма без любви к себе мы вряд ли добьемся уважения и любви других. Минус эгоизма это гипертрофия, эгоцентризм, когда человек теряет способность любить других.
Бескорыстие это специфический моральный мотив, он концентрирует в себе ценность всех остальных моральных мотивов. Плюс бескорыстия готовность к безвозмездному служению другим. Он чем-то похож на альтруизм, однако бескорыстные поступки мы совершаем и без любви к другому. Минус бескорыстия опасность самозабвения. Практический утилитаризм порождение духа капитализма, ориентация сознания на пользу. «Утилитас» (лат. польза), «прагма» (греч. дело, успех). Прагматизм и утилитаризм это взаимодополняющие друг друга ценностные ориентации. Плюс к благу ведет только результативная, полезная деятельность. Минус ситуация, когда «все средства хороши» для достижения цели, пользы, успеха.
Социальная активность это социальная позиция, необходимая как способ приобщения к общественной жизни. Плюс усовершенствование общества и себя. Минус социальной активности: корыстный, карьерный характер. Квиетизм это растерянность перед меняющейся реальностью и смирение с происходящим. Это пассивная позиция. Эскапизм бегство от непонятной, опасной, агрессивной реальности, это уже активная позиция. Плюс это проявление инстинкта жизни и самосохранения, только в первом через смирение, а во втором через бегство. Минус: квиетизм это капитуляция перед реальностью. Эскапизм это бегство от реальности, которое приобретает иллюзорные и деструктивные формы (алкоголизм, наркомания, проституция).
Чтобы снять тенденции исторического тупика идеологи капитализма разработали теорию «гуманного капитализма», что позволило представить эксплуатацию в новых формах. Этика перераспределения богатства. Социальную напряженность, возникающую в условиях капитализма (бедные и богатые), снимают путем распределения богатств спонсорство, благотворительность, меценатство, милосердие.
Существуют различные гипотезы на этот счет. Они связаны с общими представлениями о направленности социально-исторического развития. Так, например, ранее были выдвинуты теории циклического и регрессивного развития. Тем не менее, человеческая история не дает пока возможности сделать какие-либо однозначные выводы относительно ее смысла и направленности. Поэтому и в области этического знания не может быть единства мнений.
Морально-нравственный оптимизм такой тип мировоззрения и мироотношения, в основе которого лежит вера в лучшее будущее, вера в прогресс. Плюс оптимизма активизация всех жизненных сил. Минус гипертрофированный оптимизм, который опасен утопизмом, иллюзиями и самообманом.
Морально-нравственный пессимизм специфическое мировоззрение, в основе которого лежит скептицизм и нигилизм. Характерны: отсутствие веры в лучшее будущее, чаще всего убежденность в регрессе. Плюс «подвергай все сомнению», это лозунг скептиков, нельзя принимать все на веру, он и есть противоядие от чрезмерного оптимизма. Минус пассивная жизненная позиция, обесценивание веры в лучшее будущее.
Но развиваются ли мораль и нравственность? И в каком направлении? Становится ли они в ходе человеческой истории более совершенными?
1. Традиционализм одно из идейных течений ХХ века (Р. Генон). Характерна установка: нравственность может исправляться только радикально.
2. Холизм (Я. Смэтс). Характерно утверждение: нравственность меняется посредством изменения установок сознания.
Мораль и нравственность исторически изменяются и развиваются. Но стала ли мораль лучше? К сожалению, нет.
Сущность это главное необходимое в изучаемом объекте, это его «качественная определенность» (Г.В.Ф. Гегель). В чем заключается сущность морали? Мораль относится к роду социальных регуляторов.
Мы можем выделить пять сущностных признаков морали:
1.Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку.
2.Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения.
3.Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью.
4.Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей.
5.Определенное место морали в системе социальной регуляции.
Какое место мораль занимает в системе социальной регуляции?
Соотношение политики, права и морали как видов социальной регуляции.
Виды регуляции/критерии сравнения |
политика |
право |
мораль |
1.Цель регуляции |
А. очевидная цель политики власть и властвование. Сущность любой власти- это преобладание над другими, первенство, главенство. |
А. защита собственности и собственника. Право возникает вместе с государством, исторически менялись виды и формы собственности, но цель права всегда сохранялась. |
А. разрешение универсальных противоречий социальной и индивидуальной жизни: социальное и индивидуальное (приоритет социального), должное и сущее (ориентация на должное), добро и зло (главенство добра). |
Б. удовлетворение потребностей и интересов различных социальных классов, групп, слоев. Власть нередко становится средством в достижении этой цели. |
Б. защита общественного порядка. Защита индивида от социального и индивидуального произвола |
Б. Вторая цель морали быть хранительницей общности. Это основная цель морали. |
|
2. Способы регуляции: А. духовный способ регуляции. Б. материально- экономический. В.физически-насильственный. |
Политика опирается на все возможные способы:А Политическое просвещение, агитация, дипломатическая работа. Б. Экономическая помощь или экономические блокады В. Теракты, физическое устранение политических лидеров, революции, весь арсенал войн: гражданские, антиколониальные, мировые. |
Право опирается на все возможные способы: А. правовое просвещение, правовое воспитание, духовные санкции права, например, условная мера наказания, отсрочка исполнения приговора, суд присяжных заседателей. Б. Штрафы, лишение имущества. В. Однако, активнее всего, право опирается на последний способ: лишение свободы, смертная казнь. |
Мораль опирается только на духовный способ регуляции: на добрый разум, добрые чувства, добрую волю человека. Она апеллирует к социальному чувству и социальной сознательности. Она есть самый совершенный вид социальной регуляции, потому что не использует ни материальные и физические способы регуляции. Мораль нередко превращается в самый бессильный способ регуляции, а значит, в самый несовершенный. |
Таким образом, мораль является, прежде всего, видом социальной регуляции. Трагическое противоречие морали состоит в том, что она, по сути своей, самый совершенный вид регуляции, опирающийся на человеческое в человеке. В действительности, мораль оказывается самым нарушаемым видом регуляции, а значит, несовершенным.
Специфика это особенное, единичное, уникальное в исследуемом объекте. Это то, что отличает изучаемое явление от родственных ему явлений. Рассмотрим два уровня специфики объектную специфику морали (мораль изучается как целостный, абстрактный, идеальный объект). Второй уровень субъектная специфика морали (мораль изучается как особые качества морального субъекта носителя морали).
Объектная специфика морали включает четыре признака:
1.Историческая долговечность морали мораль возникает раньше других видов социальной регуляции, за моральной регуляцией возможно будущее.
2.Всеобъемлемость ее универсальная включенность во все сферы жизни человека и общества. Объясняется это качество универсальностью противоречий, на разрешение которых, направлена мораль: социальное-индивидуальное, должное сущее, добро-зло.
3.Деятельностная необособленность морали мораль является аспектом всех других видов деятельности: экономической, политической, правовой, религиозной и т.д., по причине все той же универсальности разрешаемых ею противоречий.
4.Неинституциональность и всеинституциональность морали у морали нет специфических социальных институтов, выполняющих ее функции. Однако неинституциональность мы можем признать как всеинституциональность, потому что от каждого института мы ожидаем выполнения моральных функций.
Субъектная специфика морали.
Признаки:
1.Моральная сознательность правильное осознание и правильное выполнение моральных требований. Осознание зеркальное отражение реальности. Сознательность - ценностное оценочное отражение реальности, сознательность это качество поступка.
2.Добровольность. Воля - это активность сознания, направленная на его реализацию в деятельности. Воля бывает сильной и слабой, спокойной и напряженной, доброй и злой, здоровой и больной.
Качества, благодаря которым мы можем проявлять свободную волю, это:
1.Моральная привычка автоматизм следования долгу, не требующий длительных раздумий, длительного принятия решения, волевого усилия для совершения поступка.
2.Морально-нравственная потребность, которая управляет добрыми поступками, совершаемыми не по долгу, не по обязанности, а в силу естественной необходимости, в силу того, что иначе человек поступать не может( он не просто привычно честен, он не может солгать).
3.Бескорыстие специфический моральный мотив (это объяснительный принцип деятельности, отвечающий на вопрос «ради чего?» человек поступает так, а не иначе, это неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель и ценность поступка).
Три признака бескорыстия:
1.Отсутствие мотива выгоды (незаинтересованность человека в выгоде). Выгода это лишь разновидность пользы, достигаемая одним человеком за счет причинения ущерба пользе других. Это польза, основанная на обмане и лжи (выгадывать хитрить, обманывать, обмишуривать, объегоривать).
2. Отсутствие мотива благодарности, награды, за совершенное добро.
3.Приоритет общественного над личным. Мораль, как хранительница общности, как внутренняя консолидирующая сила, адаптирует индивида к различным социумам, «встраивает» часть в целое, учит часть жить по законам целого, обеспечивает нормальную жизнедеятельность целого, а, значит, и его частей.
3. Структура морали.
Характеризуя структуру морали, можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.
В структуре моральной практики выделяют следующие элементы:
1.Моральные отношения специфический вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.
2.Моральная деятельность специфический вид социальной деятельности, представляющий собой реализацию моральных требований и ценностей.
3.Моральное поведение. Всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.
4.Поступок единица моральной деятельности. Все действия делятся на действия операции и действия поступки. Каждый поступок действие операция, но не каждое действие операция является поступком. Поступок высвечивает значимость действия операции для самого человека и других людей. Отказ от действия также может быть поступком. Поступок совершается в ситуации морального выбора.
Моральное сознание это специфический вид сознания, представляющий собой отражение моральных требований, ценностей, конкретных моральных ситуаций.
Критерии структурирования:
1.Субъект (носитель). Субъектная структура: общественное моральное сознание, классовое моральное сознание, этническое моральное сознание, национальное моральное сознание, индивидуальное моральное сознание.
2.Уровень. Уровневая структура (уровень отражения действительности): обыденный уровень морального сознания, теоретический уровень морального сознания. Специфика обыденного уровня морального сознания: знания спонтанны, случайны. Специфика теоретического уровня морального сознания: этика это вторичная рефлексия морального сознания.
3.Элемент. Элементная структура (конституирующие функции сознания.)
Отражение. (Сознание - знание). Интеллектуальная сфера морального сознания. Знания: обыденные, теоретические, абстрактные, конкретные, созерцательные, практически действенные, отстраненные (безразличные), переживаемые (имеющие личностный смысл, например, добродетель).
Отношение. (Сознание - отношение). Чувственно эмоциональная сфера. Диапазон моральных чувств и эмоций широк: от ситуативных эмоциональных реакций до великих гражданских скорбей и радостей. В. Соловьев размышлял об основаниях нравственности в работе «Оправдание добра». Он выделил три истока или естественных начала нравственности: стыд, жалость и благоговение.
Управление деятельностью. (Сознание управление.). Волевая сфера.
Управление складывается из трех подфункций:
•Планирование. Планирование проявляется в целеполагании, выборе средств, мотивации, прогнозе результатов. Своеобразие планирования в моральном сознании заключается в том, что благая цель требует благих средств. Мотив оправдательный принцип деятельности, скрытая цель. Отвечает на вопрос «ради чего?». Интегральный мотив бескорыстие.
•Прогноз результата перспективная ответственность (хронос). Собственно регулирование ответственности.
•Контролирование установление соответствия цели и результатов, моральная оценка деятельности.
Моральная оценка.
Моральная оценка специфический вид оценки, представляющий собой способ выявления моральной значимости явлений.
Объекты моральной оценки:
1.Человек, его качества, помыслы, поступки.
2.Социальная реальность. (взаимоотношения субъектов)
3.Явления природы через призму блага для человека и общества.
4.Хронос: прошлое, настоящее и будущее.
Субъект моральной оценки:
Субъект моральной оценки её носитель и выразитель. Выразитель моральной оценки может быть как единичным субъектом, так и общностью. Если субъект и объект совпадают в одном носителе это самооценка. Высшее проявление самооценки совесть. В совести человек переходит от морали к нравственности.
Критерии моральной оценки.
1.Конкретно исторический критерий: принятые в данном обществе, в данный период времени представления;
2.Универсальный критерий гуманизм.
Виды моральной оценки поступков.
Главный объект моральной оценки поступок. Поступок единица моральной деятельности. Поступок действие, имеющее отношение к благу людей.
Система моральных требований.
Регуляция (управление) моральной деятельностью опирается на систему моральных требований. Моральное требование эталон разрешения универсальных противоречий:
•должное сущее,
•социальное индивидуальное,
•добро зло.
Признаки моральных требований.
1.Единство содержательности и императивности.
2.Единство должного и сущего. Всякое требование эталон должного. Всякое должное укоренено в сущем, в реальности. И если такой укорененности нет, то отсутствует конструктивность должного.
3.Единство образца и запрета. Моральные требования нередко формулируются в форме запрета. Природа морали предпочитает выражать требования в виде образцов.
4.Бессубъектность моральных требований. Требование всеобще и универсально.
Структура морального требования:
Гипотеза - предполагаемый адресат морального требования.
Диспозиция форма выражения требования.
Санкция система мер, применяемых в случае несоблюдения требований.
Система моральных требований.
Моральный идеал, моральные принципы жизнедеятельности стратегия, определяющая будущее, вертикаль развития.
Моральные нормы деятельности, элементарные правила поведения тактика, конкретика, повседневность, горизонталь развития.
Элементарные правила поведения. Этикет.
Существует два вида поведенческой культуры. Универсальная и этикетная. В основе универсальной поведенческой культуры лежит принцип равноценности человеческих достоинств. Формы проявления: вежливость (доброжелательность), искренняя симпатия, такт. Такт неписанное соглашение не замечать оплошности другого. В основе этикетной поведенческой культуры лежит принцип неравноценности. Этикетная культура иерархична: «Свой Чужой». При дворе королей этикет также призван подчеркнуть иерархию.
Моральные нормы деятельности.
Классификация социальных норм:
•Нормы упорядочивающие.
•Нормы регламентирующие (процессуальные), определяющие порядок действий. Например, регламенты, уставы.
•Иерархично субординационные нормы. Нормы в сферах политики, права, религии, морали. Субординация контроль взаимодействия.
В чем заключается специфика моральных норм?
Моральные нормы:
•Носят более обобщенный характер, чем правила поведения (этикетные нормы). Чем выше степень обобщенности норм, тем ниже их императивность.
Моральные принципы и моральные идеалы.
Моральные принципы и идеалы носят ещё более обобщенный характер, чем нормы. У них ниже императивность, выше степень свободы морального выбора. Если правила и нормы регулируют, то принципы и идеалы ориентируют.
Моральный идеал это высший эталон должного.
Функции идеалов.
1.Программные: программа развития.
2.Воспитательные:
3.Критические: с точки зрения идеала возможно критиковать несовершенство реалий.
Ни одна функция не должна абсолютизироваться и гипертрофироваться.
1.Регулятивная;
2.Познавательная;
3.Воспитательная;
4.Оценочная;
5.Ценностно-ориентационная (предпочтительное отношение к ценностям);
6.Мировоззренческая и мироотношенческая (установки абстрактного и практического отношения к миру);
7.Универсальной коммуникации человека с миром;
8.Универсальная адаптация человека к миру;
9.Человекотворческая;
10.Спасения человека и человеческого рода от само- и взаимоуничтожения.
Таким образом, мораль формирует социумное мировоззрение и мироотношение; мораль есть хранительница общности. Нравственность формирует универсумную парадигму мировоззрения и мироотношения.
Мы уже многократно употребляли понятия «мораль» и «нравственность». В чем заключается проблема единства и различия указанных феноменов?
Мораль слово латинское (Цицерон, Амвросий Медиоланский). Можно выделить несколько значений этого слова:
1.как совокупность определенных норм, правил, регулирующих совместную деятельность людей. Мораль это вид социальной регуляции.
2.как некое наставление, поучение.
3.как поучительный вывод (мораль такова: …)
Нравственность слово русское. Соотношение: нрав нравственность (однокоренные слова: «норов», «нравиться»).
Впервые в истории этики мораль и нравственность разделил Г.В.Ф. Гегель. Но это разделение уже намечается в философии И. Канта, который выделял два вида поступков: «сообразно долгу» и «ради долга». Он полагал, что если человек действует в соответствии с императивом, то допустим лишь «долг ради долга». В этих размышлениях И.Канта можно увидеть истоки обоснования феномена «нравственности». Действие «сообразно с долгом» - есть мораль. Г.В.Ф. Гегель в «Философии права» утверждал, что первому этапу развития воли соответствует абстрактное право, второму мораль, третьему нравственность (оно включает в себя: семью, гражданское общество и государство). Нравственность, по Г.В.Ф. Гегелю, это «разум воли», «повиновение в свободе».
Мораль характеризует социумную парадигму мировоззрения и мироотношения; мораль есть оправдание необходимого.
Нравственность универсумная парадигма мировоззрения и мироотношения.
Мораль вид социальной регуляции.
Нравственность духовно-практический способ освоения мира человеком; способ духовного самоопределения человека.
Мораль является хранительницей общности и общественных отношений; нравственность находится на страже человеческого в человеке. Человек может быть моральным, но безнравственным; нравственным, но аморальным.
Каковы специфические признаки нравственности?
1.Нравственность способствует универсализации человеческого бытия, напоминая человеку о том, что он не только часть социума, но и часть универсума, через систему вечных и высших ценностей
2.Нравственность способствует гармонизации человеческого бытия. Гармония - это целостность, полнота и подлинность бытия. Мораль антихаосная сила, нравственность гармонизирующая сила.
3.Нравственность способствует гуманизации человеческого бытия. Человек понимается как высшая ценность.
4.Нравственность способствует деонтизации (от греч. «деон» - долг) человеческого бытия. «Долженствующая единственность в универсуме» - так М. Бахтин говорил о человеке.
Моральный идеал
оральные принципы жизнедеятельности
Моральные нормы деятельности
Элементарные правила поведения
Горизонталь развития
Горизонталь развития
Вертикаль развития