Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиции в культуре Беларуси
Философия, будучи интеллектуальным зеркалом социума, а тем самым и незаменимым инструментом его самопознания, формируется и развивается всегда на основе и в лоне определенной культурной традиции. Культурная же традиция это имеющая, как правило, свою давнюю историю и непрерывно пополняющаяся сокровищница социального опыта, духовных и материальных ценностей и артефактов, творений человеческих рук, ума и сердца того или иного коллективного, соборного, исторического этнического субъекта народа или нации. Но культурная традиция не просто хранительница прошлых достижений, чулан отработавших свое вещей. Она мощный и непрерывно действующий источник актуального творчества, питающий всякую современность своей жизненной энергией и силой, обеспечивающий ее живую связь с прошлым и трансляцию его важнейших ценностей в день сегодняшний и завтрашний. Она несет в себе основополагающие смысловые коды, пользуясь сленгом информатики-матрицы, как всех уже реализованных в социуме форм деятельности, так и семена, генотипы их будущих творческих трансформаций. По своему содержанию это так называемые общемировоззренческие универсалии, фундаментальные категории, понятия, жизнесмыслы и ценности, представления о реальности носителей данной культурной общности.
Коренная их смена это уже гибель и смерть данной культурной традиции и нарождение новой. Как и все живое, культурная традиция активно взаимодействует с внутренними и внешними факторами влияния, которые могут носить как разрушительный для нее, так и творчески-созидательный характер. И философия это не только, и даже не столько те или иные мировоззренческие тексты, сколько неразрывно и органично вплетенные в саму ткань человеческих действий и поступков общекультурные мировоззренческие универсалии, которые только в таких действиях и поступках приобретают свою актуализацию, реальное функционирование в качестве стержневых элементов культурной традиции. Вне такой актуализации они превращаются в лучшем случае в почетные экспонаты музеев и книгохранилищ.
Культура любого этноса (народа) уникальна. Ее своеобразие определяется множеством взаимосвязанных и взаимодействующих факторов. Условно их можно разделить на два ряда: внешние и внутренние. К внешним относятся природа и социокультурное окружение. Природные условия накладывают свой отпечаток как на материальную культуру виды и способы хозяйственной деятельности, типы жилища и одежды, питание и т. д., так и духовную, проявляясь в фольклоре, сказках, мифах, гаданиях, праздниках (Каляды, Ивана Купалы, дожинки и др.). Социокультурное окружение это те государства, народы, их культуры, с которыми данная социальная общность (народ) вынуждена взаимодействовать. Чаще всего это взаимодействие носит характер «вызовов» и «ответов» Поэтому чтобы выжить, утвердить себя, обеспечить свою идентичность, народ в любой момент своей истории должен на идущие извне «вызовы» (природные, политические, духовные), уметь находить и давать адекватные «ответы».
Становление белорусского этноса (греч. племя, народ) и, соответственно, белорусской культуры происходило в XIVXVI вв. в ситуации уникального географического положения Великого княжества Литовского (далее ВКЛ), в котором белорусские земли являлись «мостом» между Востоком и Западом. Белорусская культура формировалась на основе синтеза языческой древнерусской, балтской, христианской (точнее византийской, а через нее античной) культуры с постепенным возникновением собственного этнокультурного своеобразия. Причем данный процесс шел в условиях мощного давления извне агрессии со стороны тевтонов и постоянных набегов на белорусско-литовские земли татар, а также многовековой борьбы между Великим княжеством Литовским и Московской Русью за доминирование в славянском мире.
История формирования философской и общественно-политической мысли белорусского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Ее зарождение связано с образованием древнерусского государства Киевской Руси. К этому времени на белорусских землях уже возникли Полоцк, Туров, Заславль и другие города, ставшие экономическими и политическими центрами местных княжеств. В период правления князя Владимира Святославовича (конец Х в.) Полоцкое княжество было включено в состав Киевской Руси. В последующем, на протяжении двух веков, политическая организация и культура белорусских земель были тесно связаны с этим общим государственным объединением всех восточнославянских племен, в рамках которого формировались древнерусская народность и ее своеобразная культура.
Важное значение для духовной жизни Древней Руси имело христианство, ставшее в 988 г. государственной религией. Принятие христианства способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литературы и письменности, становлению определенной системы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли. Однако официальная культура, основанная на христианском мировоззрении, не была единственной культурой Древней Руси. Задолго до нее существовала глубинная народная культура фольклор, для которого было характерно генетически связанное с мифологией образное представление о природе и человеческой жизни, о единстве истины, блага и красоты. Отразившееся в фольклоре народное мировоззрение оказало существенное и плодотворное влияние на духовную жизнь людей, а позднее на процесс формирования и развития белорусского, украинского и русского этносов. В фольклоре содержались не только нравственные убеждения народа, начала прикладных наук, но также и его предфилософия. Фольклорная афористика (пословицы, поговорки и др.) выступала как своего рода квинтэссенция народной мудрости, обладающая гносеологической и мировоззренческой ценностью.
Крещение Киевской Руси акт преимущественно политической воли правящей тогда элиты было именно целенаправленной сменой культурной парадигмы с решительным отрицанием, отбрасыванием и устранением, физическим разрушением артефактов, ценностей и символов предшествующей языческой культурной традиции. Но о победе новой культурной традиции можно было говорить лишь применительно к официальной государственной идеологии, в ранг которой было возведено христианство и его институализация православная церковь. В толще же народной жизни язычество в его разнообразных ипостасях продолжало свое бытование, заставляя зачастую церковь идти с ним на компромиссы, приспосабливать к нему свою обрядовую практику. Сильное остаточное присутствие официально побежденного язычества в низовых пластах народной жизни важная особенность нашей национальной культурной традиции. Не менее важной особенностью ее исторического развития и существования является экспансивный прессинг с Востока и Запада, иногда попеременный, иногда одновременный, под которым ей приходилось отстаивать свое право на жизнь, как теперь принято говорить, формировать свою идентичность.
В ХXI вв. на белорусских землях появляются первые литературные памятники, содержавшие фрагменты трудов античных авторов и мыслителей более позднего времени. Наряду с ними распространяются произведения, общие для трех братских культур, "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", "Слово о законе и благодати" и др.
Выдающимся мыслителем Киевской Руси в период ее расцвета был наш соотечественник Кирилл Туровский (ок. 1130 ок. 1182). Его "Поучения", "Слова" и религиозные стихи были широко известны в древнерусском обществе. Вопрос о взаимоотношении души и тела Кирилл Туровский решал в теологическом плане, заявляя, что душа нетленна, бессмертна и свободна. Вместе с тем в "Притче о человеческой душе и телеси" имеется суждение о взаимозависимости души и тела, суть которого заключается в том, что душа постоянно нуждается в помощи тела, как и тело в свою очередь в поддержке души; сила разума и тела в их взаимопомощи. Разум для Кирилла Туровского высшая ценность человеческой жизни. Он призывал к просвещению и "книжному почитанию", приводящему человека к душевному равновесию и счастью. В литературном и философском наследии Кирилла Туровского содержатся также высказывания, свидетельствующие о его интересе к логике и ораторскому искусству. Лишь в процессе постоянного чтения и приобретения теоретического навыка, считал он, человек постигает искусство доказательства. Не утруждающий же свой мутный ум, не могущий по порядку изложить течение мыслей подвергается насмешкам, подобно слепому стрельцу, не могущему попасть в намеченную цель.
В теологии Кирилл Туровский придерживался той точки зрения, согласно которой Христос имел исключительно божественную природу. По его мнению, рассказ о сотворении Богом человека "по образу и подобию своему" явился причиной "человекообразного" представления Бога. А это, полагал Кирилл Туровский, ересь, поскольку Бог "не имеет меры и качества" и не может быть представлен в пространстве и времени.
В литературном наследии Кирилла Туровского нашли отражение также эстетические представления раннего средневековья. Его проповеди и "Слова" являются образцом ораторского искусства, которое призвано не только поучать, но и доставлять удовольствие слушателям. Кирилл Туровский отмечал ценность чувственной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной. В соответствии с ортодоксальным христианством в красоте земной он видел отблеск красоты божественной. Идеал красоты у него "божественные ангелы". Плотские вожделения "отражают красоту образа". Высшее украшение человека добродетельная жизнь.
Уже в эпоху Киевской Руси зарождается процесс, который со временем приведет к этнической консолидации, возникновению белорусской народности и формированию национального самосознания. Последнее есть акт осознания народом своего предназначения и места в мире, задач, интересов и целей; наконец осознание ценности своей этнической и духовной специфики. Элементы этого процесса зафиксированы в летописях, где отражены достаточно сложные взаимоотношения между Киевом и Полоцком, Киевом и Новогрудком, а также другими белорусскими землями.
В XIVXVI вв. формируется белорусская народность со своим языком. Статутом 1566 г. белорусский язык был официально узаконен как государственный язык Великого княжества Литовского.
Образование белорусской народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрождения. Достоянием белорусов наряду с традиционными произведениями религиозно-морального содержания становятся труды, посвященные вопросам истории, географии, права, медицины. Распространяются работы по астрономии, математике, а также сочинения античных авторов. Следует отметить также преемственную связь с древнерусской духовной традицией, влияние на культуру православия греко-византийского мира и западных ветвей христианства.