Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
4. Источники РП: система, обычай. + стр. 25
Источники римского права:
Законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов и обычное право.
Обычное право это совокупность неписанных правил поведения (правовых обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения, санкционированных государством и обеспеченных силой государственного принуждения.
Правовой обычай это правило поведения, сложившееся в жизни людей в течении длительного времени в силу повторяемости, которое было признано государством в качестве общеобязательного правила поведения и обеспечивалось силой государственного принуждения.
Обычаи, но они бывают правовые и неправовые. Правовой обычай наличие санкции, предусмотренной государством. Юз-право, также можно понимать как ритуал, процедура, также это состояние имущественного положения, место, в котором производились определённые события. Право в древности подразделялось на: светское и божественное (правовая культура). Управителями божественного права были жрецы, происходившие из патрициев. Законы 12 таблиц (на площади Форум). 2.Законы принимали комиции. Законы были: мандаты, рескрипты, эдикты, декреты.
Обычное право представляет собой древнейшую форму образования РП. ( «Морес маирум» обычаи предков; «юсус» обычная практика; «комментарии пантификум» обычаи сложившиеся в практике жрецов). В течении долгого времени писаных законов вообще не было. В этом не было необходимости, можно было обойтись обычным правом. Даже законы 12 таблиц представляли собой кодификацию обычаев.
По мере укрепления и расширения гос-ва неписаное обычное право уступает место закону и другим формам правообразования. Императоры вели борьбу с обычаями, устранявшими действие закона, когда говорили, что перестал применяться (нома закона 12 таблиц о штрафе утратила силу). Обычай значителен, но он не может быть сильнее закона.
Институции Юстиниана разделяли все право по признаку письменной и устной формы источников.
В последнюю категорию источников входил древнейший источник права обычай, осуществлявшийся sine lege certa, sine iure certo, т. е. когда не было ни определенного закона, ни определенного права. Существовали только обычаи и религиозные предписания поп ius, sed mos ас fas. Древнейшие названия mores maiorum и usus сменились в начале нашей эры более отчетливым consuetude.
С усилением законодательной деятельности государства обычай (ius поп scriptum) в значительной мере потерял свое значение. Но все-таки и в эпоху распространения римского государства на весь бассейн Средиземного моря обычай не перестал быть источником права. Цицерон (Tbpica, 28, 31) поместил mores рядом с leges, видя в них отдельный вид действующего права.
С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права. Такая отмена называлась desuetude, и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и в этом смысле имел большое значение для обновления права.