Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Формой внеречевого воздействия является жестикуляция - движение рукой или другое телодвижение, имеющее определенный смысл. Жест лектора акцентирует внимание слушателей на содержании излагаемого материала, подчеркивает главное, подтверждает сказанное.
В показе используются жесты в их простейшем виде - указательные. Экскурсовод показывает рукой на какое-то здание. Этот жест используют также для переключения внимания экскурсантов с одного объекта на другой. Реже используется пространственный жест, дающий представление о границах осматриваемого объекта. Используется он при панорамном осмотре города, архитектурного ансамбля, местности, где происходили события. Экскурсовод жестом ограничивает объект, определяет его размеры. Широкое распространение получили объемные или иллюстрированные жесты, которые помогают экскурсантам определить высоту и ширину наблюдаемого объекта.
Реконструирующие жесты помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания, удаляет позднейшие пристройки к зданию. Эти жесты экскурсоводы используют в методическом приеме зрительной реконструкции. Необходимо учитывать дифференцированный подход к выбору жестов при показе одного и того же объекта.
Побудительные жесты не связаны с показом и носят организационный характер. С их помощью экскурсовод предлагает выйти из автобуса или занять места в салоне, размещает группу у объекта.
Эмоциональные жесты выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент. Жесты, используемые в рассказе, классифицируются как жесты, подчеркивающие важность излагаемого материала, раскрывающие содержание мысли экскурсовода, поясняющие подтекст рассказа, уточняющие содержание речи экскурсовода. Жесты, сопровождающие рассказ, должны быть осмысленными, адресными, лаконичными, содержательными и эмоциональными. Недостатками в использовании жестов на экскурсии являются излишняя жестикуляция, подмена слов жестами, бессмысленность их при показе объектов - опоздание по времени, отрыв жеста от речи, неточность жеста. Проявлением эмоциональной культуры экскурсовода является мимика - движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние, переживаемые человеком чувства, его настроение. В ряде случаев мимика способна выразить больше, чем язык. Мимика и жест неразделимы. Поза экскурсовода. Положение тела во время работы - важный элемент его поведения, независимо от того, стоит он или сидит перед группой. Поза должна быть естественной, удобной, непринужденной. Манеры экскурсовода. Большой силой воздействия на экскурсантов обладают манеры поведения экскурсовода, его способ держать себя, форма обращения с другими людьми. Совершенствуя свое мастерство, нужно избавляться от дурных привычек - громко говорить, излишне жестикулировать, прерывать собеседника, употреблять в разговоре резкие выражения, делать грубые замечания, вести себя вызывающе, экстравагантно одеваться, чрезмерно использовать косметику. Экскурсоводу следует избегать притворства, рисовки, постоянной заботы о внешнем эффекте своих поступков и речи. Доброжелательность и самообладание экскурсовода, использование нейтрализующих фраз в обращении с экскурсантами позволяют избежать возникновения негативных ситуаций. Умение ладить с аудиторией создает условия для установления психологического климата в коллективе. Большое место в работе экскурсовода занимает выработка навыков этикета. Этой важной проблеме экскурсионные работники уделяют большое внимание. Само понятие "этикет" означает установленный порядок поведения, внешнего проявления отношения к людям. В этот порядок входят обхождение с окружающими людьми, поведение в общественных местах, внеречевые формы общения (учтивое обращение с женщиной, уважение к старшим, формы приветствия, правила поведения за столом и ведения разговора, обхождение с гостями). Представляется уместным ввести в обиход организаций и учреждений, занимающихся экскурсионным обслуживанием, понятие экскурсионный этикет. Это будет способствовать повышению культуры туристского обслуживания.
26.Этапы подготовки экскурсии: определение цели и задач экскурсии
Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии" было введено в обиход в 1976 г. Определение цели и задач экскурсии
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. У одной экскурсии могут быть несколько целей, но ставить более 3 целей, так можно не добиться не одной.
Принципы целей: воспитание патриотизма, общественно полезному труду; воспитание бережного отношения к природе, эстетические воспитание, расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях культуры и науки.
Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.
27.Этапы подготовки экскурсии: отбор и изучение экскурсионных объектов. Требования к ним.
Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В настоящее время на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранится около 40 млн экспонатов.
В качестве объектов могут быть:
- памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);
- здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
- природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
- экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;
- памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
- памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.
Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включены в экскурсию, рекомендуется применять следующие критерии:
-познавательная ценность
-известность (дом правительства)
-необходимость (экзотичность) объекта (природного или рукотворного)
-выразительность объекта (его взаимодействие с фоном окружающей среды, зданиями)
-сохранность объекта (возможность и целесообразность его включения в маршрут экскурсии в том состоянии, в котором он находится)
При выборе объектов должно учитываться:
-расстояние до памятника
-удобство подъезда к нему
-пригодность дороги для автотранспорта
-возможность подвоза к объекту экскурсантов
-природная обстановка, окружающая данный объект
-наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения
Временное ограничение показа объекта: по времени суток, по дням, месяцам и сезонам; когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
28.Классификация экскурсионных объектов
Экскурсионные объекты классифицируются:
- по содержанию - одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
- по функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
- по степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.
Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, когда экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов.
На каждый отобранный объект составляется карточка. Пункты в ней зависят от характера объекта.
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
7) охрана памятника (на кого возложена);
8) в каких экскурсиях памятник используется;
9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
13.Гомельский дворцово-парковый ансамбль
Гомельский дворцово-парковый ансамбль памятник природы республиканского значения, памятник архитектуры Гомеля 2-й половины XVIII середины XIX веков, уникальный в Белоруссии комплекс памятников природы, археологии, истории и архитектуры. Протянулся на 800 м вдоль правого (высокого) берега реки Сож. В состав Гомельского дворцово-паркового ансамбля входят: городище древнего и средневекового Гомеля XXVIII вв. с сохранившимися элементами естественного и исторического ландшафта (1 категория); дворец Румянцевых и Паскевичей XVIIIXIX вв. (1 категория); парк XIX в. (1 категория); собор святых Петра и Павла начала XIX в. (1 категория); часовня-усыпальница семьи Паскевичей второй половины XIX в. (1 категория); Зимний сад с башней обозрения бывший сахарный завод XIX в. (2 категория);
комплекс хозяйственных построек XIX в. на территории парка, включающих административное здание (3 категория); прилегающая заречная парковая зона с её естественной средой; планировочная структура центральной части города с исторической трассировкой улиц и памятниками архитектуры XVIII начала XX в.
Центральный звеном комплекса является парк площадью 34 гектара. На территории парка насчитывается около 5 тысяч деревьев. В основном произрастает липа, акация, берёза, каштан, ясень, клён остролистный и др. Имеется более 30 видов экзотов: гинкго-билоба, яблоня Недзвецкого, сосна чёрная, дуб гребенчатый, бархат амурский, лиственница и др. Современный вид парк приобрёл при И. Ф. Паскевиче. Руководил работами по разбивке парка польский архитектор Адам Идзьковский. Парк разделён Лебяжьим прудом на две части южную (где находится дворец Румянцевы-Паскевичей, Собор св. Петра и Павла, часовня-усыпальница Паскевичей, памятник Н. П. Румянцеву) и северную (располагается парк аттракционов, Зимний сад, смотровая башня, являющаяся бывшей трубой сахарного завода)
Композиционном центром ансамбля является построенный в стиле классицизма дворец, который воплотил в художественной форме дух екатерининской эпохи.
Часовня-усыпальница семьи Паскевич была создана в псевдорусском стиле в 1889 году по проекту архитектора Е. И. Червинского при участии художника С. Садикова. По проекту английского архитектора Джорджа Кларка в 18091824 году недалеко от дворца возведён Петропавловский собор, ныне являющийся кафедральным собором Гомельско-Жлобинской епархии Русской православной церкви.
На Киевском спуске Гомельского парка расположена бронзовая скульптурная композиция «Лодочник» в виде человека, стоящего в лодке, рядом с которым сидит рысь. Эта скульптура символизирует первого человека-гомельчанина, приплывшего в эти места.
14. Костел Св. Симеона и Елены в Минске
Известный жителям Минска как «Красный костел», этот храм в неоготическом стиле стал одним из главных символов города. Костел был построен в 19081910 годах на средства аристократа Эдварда Войниловича и его жены Олимпиады и был назван именами святых Симеона и Елены в память об их безвременно ушедших детях 12-летнем сыне Сымоне, последней ветви старинного рода, и любимой дочери Алене, не дожившей одного дня до своего 19-летия. Большая башня костела символизирует безутешную скорбь семьи, в то время как память о сыне и дочери Войниловичей нашла свое воплощение в двух башнях меньшего размера. Существует легенда о том, что незадолго до своей кончины Алена увидела во сне костел, а утром нарисовала его эскиз, который позже стал основой проекта варшавского архитектора Т. Пояздерского. Костел был освящен в 1910 г. В 1920-е годы в Красном костеле размещался государственный польский театр, затем киностудия «Советская Беларусь». В годы оккупации в костеле были возобновлены богослужения. После войны несколько лет Красный костел пустовал, затем в нем снова разместили киностудию, а впоследствии здание занял Союз кинематографистов Беларуси. В 1990 г. костел был передан верующим. Спустя шесть лет (1996) кардинал Казимир Свентэк освятил установленную перед ним бронзовую скульптурную композицию (автор И. Голубев). Она символизирует триумф небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил, издревле считавшийся покровителем Беларуси, пронзает копьем крылатого змея. Сегодня костел Симеона и Елены не только действующий католический храм, но и интересный памятник архитектуры. Его комплекс заключает в себе черты неоготики и стиля модерн.
В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки» - напоминание о жертвах ядерных катастроф. За сто лет своего существования костёл Святого Симеона и Елены в Минске использовался по прямому предназначению меньше полувека: в 1910-1932 гг. и с 1990 года. В 2006 году в здании костёла были перезахоронены останки его основателя Эдварда Войниловича.
Костёл Святого Симеона и Елены в Минске сегодня является одной из визитных карточек столицы и включён во многие экскурсионные туры по Беларуси, познавательные туры по Беларуси, туры выходного дня и религиозные туры.