Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Мевлана (Мевляна) Руми: идеи терпимости и вращающиеся дервиши Турции
Турция является необычным примером страны исламского мира открытая, секулярная, с каждым годом все более терпимая и демократичная. Наряду с Ататюрком, отделившим ислам в Турции от государства и провозгласившим терпимость и миролюбие к окружающему миру, идеология современного турецкого государства также фактически опирается и на идеи Мевланы (в русском языке также принято написание Мевляна). Однако в первые десятилетия существования Турецкой Республики учение Мевланы стало жертвой ограничений в рамках общей политики отделения ислама от государства (например, было запрещено публичное исполнение танца дервишей мевланисткого ордена). Но затем власти поняли, что Мевлана с его терпимостью может быть полезен новому турецкому светскому государству.
Мевлана, этот необычный и выдающийся человек, живший 800 лет назад, проповедовал идеи, которые остаются и в наши дни революционными для ислама, остающегося большей частью глубоко традиционалистской закрытой доктриной. Слова Мевланы о братстве и единстве всех людей мира «Приди, кем бы ты ни был, все равно приди!», произнесенные несколько столетий назад являются почти официальным слоганом современной Турции. Турецкие власти и в своих публикациях для заграницы и внутри страны широко пропагандируют наследие Мевланы. Полтора года назад в Турции широко отмечалась круглая дата 800 лет со дня рождения Мевланы (его полное имя Мевлана Джалаледдиин Мухаммед Руми. Причем, «Мевлана» (с арабского «наш господин»)- это уважительное прозвище, ставшее частью имени).
На празднование этой даты в декабре 2007 года в город Конья, где находится центр ордена последователей мевланисткого учения и где захоронен сам Мевлана, приехали тысячи людей со всего мира. Для нынешней Турции учение Мевланы служит одним из обоснований того, что реформистское движение, осуществляемое уже почти сто лет в турецком государстве с момента падения султаната, имеет исторические корни и в местном обществе и не является просто заимствованием западных идей. А вращающиеся (или, как их еще называют, кружащиеся или танцующие) дервиши Мевлеви (ордена Мевланы) служат одним из ярких и запоминающихся образов современной Турецкой Республики. Предлагаем вашему вниманию материал из первоисточника от иновещания «Голоса Турции» о Мевлане и его учении (Орфография первоисточника сохраняется).
«Приди, кем бы ты ни был, все равно приди!»
«…Мевлана был одним из наиболее ярких представителей средневекового исламского мистицизма. Это был великий мыслитель, стремившийся привить понимание любви не только турецкому народу, но и всему миру. Несмотря на то, что с момента кончины Мевланы прошло 733 года, идеи его живы. Сам он говорил, что день его ухода в лучший мир станет днем его рождения, ибо душа его вознесется к Всевышнему. Ежегодно 17-го декабря поклонники идей Мевланы стекаются в город Конья для того, чтобы принять участие в организуемых здесь торжественных юбилейных мероприятиях и посетить дом-музей Мевланы. Называются эти мероприятия «Шеб-и Арус».
Как мы сказали выше, Мевлана говорил, что день его смерти станет, по сути дела, его рождением, воссоединением с Богом. Творчество Мевланы было глубоко гуманистичным. Мевлане принадлежат следующие строки: «Есть душа, в которой и следует искать свою суть. Ищи драгоценность, сокрытую в горе тела. О, бредущий друг мой, изо всех сил ищи. Однако ищи не вовне, а внутри себя».
Философия Мевланы полна любви к богу и людям. В наилучшей степени эту философию воспринял Великий Ататюрк, который сказал, что «Мевлана-великий реформатор, прививший ислам турецкому духу».
Мевлана учил, что жизнь со всеми ее тяготами и радостями следует воспринимать позитивно. Учение Мевланы оказало огромное влияние на всех людей, призывая их к единству. Вот что писал Мевлана: «Приди, приди, приди, кем бы ты ни был / Приди, даже если ты огнепоклонник, неверный или же язычник / Наша обитель - это не обитель безнадежности / Приди, даже если ты сотни раз грешил».
Философия терпимости Мевланы была путеводной звездой для человечества. Мевлана позволил людям по-новому взглянуть на мир. Он открыл перед человечеством новые духовные горизонты. Именно поэтому Мевлана - несравненное и великое отражение божественного духа. Не случайно Мевлану называли великим учителем, великим поэтом.
Учение Мевланы вдохновляло людей на благородные свершения. Это учение было глубоким и чистым источником, из которого черпали и продолжают черпать нравственные силы все люди. Мевлана способствовал тому, что все учились любить. Все люди для него были равны. Он знал, что Бог присутствует на Земле, что и отражал в своих стихах.
Мевлана был святым человеком, великим наставником. Образ жизни Мевланы соответствовал принципам его учения. Мевлана - символ любви, братства, мира, терпимости. (И отец и сын Мевланы были видными религиозными деятелями Прим. Portalostrnah.ru) Отца Джелаледдина Руми Мевланы, Бахаэддина Веледа, звали Султаном исламских священнослужителей. Учение Мевланы было сохранено и доведено до наших дней его сыном Султаном Веледом (здесь все имя собственное, а не титул Прим. Portalostranah.ru), основателем дервишеского ордена Мевлеви. Орден этот был создан Султаном Веледом и его сподвижниками в 13-ом веке, после кончины Мевланы. Членами этого ордена стали жители Анатолии, Балкан, Африки, арабских стран. Центр ордена находился в городе Конья. Отделения же ордена существовали в 114 местах. Дервиши именно этого ордена исполняли ритуальный танец «сема».
Вращающиеся дервиши и их танец
Обрядовый танец «сема» занимает важное место в культе ордена Мевлеви. Мевлана в одном из своих стихотворений писал, что «сема» - это стремление к познанию бесконечного в бренном мире. Вот что еще писал Мевлана по этому поводу: «Знаете ли вы, что такое «сема»? Это - познание состояния друга и приоткрытые тайн Всевышнего. Это борьба за чистоту своих помыслов».
А вот как характеризовал Мевлана «сему» в другом своем стихотворении: «Повсюду, где бы ты ни был, присутствует Бог. Он везде. Сема и все остальное- лишь повод. Главное - это Всевышний. Сема же - это пиша для влюбленных в Бога. Именно в «семе» вы можете соединиться с Богом». В силу этого становится понятным, отчего танец этот играет такую большую роль для дервишеского культа Мевлеви («Дервиш» с персидского «бедняк» - аскет. Статус близок к статусу монаха в христианстве. Однако дервиши могли жениться, могли и не проживать на одном месте - т.е. быть странствующими. Также последователей Мевланы относят к суфиям (от арабского «суф» - «шерсть» из-за их накидок из грубой шерсти, носившимися некоторыми суфиями, или, по другой версии происхождения термина «суфизм», термин выводится от слова «сафа» - «скамья», или, в еще одной версии, «чистота»). Под общим термином «суфизм» сейчас объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с Богом. Термин «суфизм» не существовал во времена Пророка Мохаммеда, эти течения в исламе возникли позднее. После их возникновения о них говорили как о народе (аль-каум) или общине единоверцев (аль-таифа) - Прим. Portalostranah.ru).
Танец «сема» исполняется на круглой площадке, символизирующей мироздание. Шейх восседает на красном ковре, который считается престолом Джелаледдина Руми Мевланы. Шейх же занимает этот престол временно, как бы замещая Мевлану. Красный цвет символизирует приобщение к божественной благодати. Как известно, Мевлана скончался после захода солнца. Новые члены ордена сидят на черных ковриках. Черный цвет символизирует бесцветность. Лишь дошедший до известного уровня дервиш получает право восседать на белом коврике.
На голове танцоров, называемых семазенами, возвышается высокая чалма, символизирующая надгробье. Одеты семазены в белые балахоны, символизирующие саваны. Начиная танец, семазен снимает саван, что говорит о том, что он, то есть семазен, готов к процессу духовного очищения. Руки семазен складывает крест - накрест, что символизирует единство Бога. Затем семазен раскрывает объятия и начинает кружиться. Это означает, что он готов обнять весь мир. Правая рука семазена обращена ввысь, то есть к Богу, а левая - вниз, то есть к народу. Танец начинается под музыку, сочиненную Мустафой Итри. Ударный инструмент символизирует приказ Бога о создании Вселенной. В песне поется о достоинствах Мевланы. Затем семазены, возглавляемые шейхом, начинают кружиться по кругу. Первая часть круга символизирует бренный мир, а вторая - мир вечный. Вслед за этим семазены совершают три вращения, что означает готовность к духовному путешествию. По окончании танца все дервиши и зрители начинают ощущать свое единение с Богом».
(Данный материал был опубликован в издании (выпуск на русском языке) турецкой вещательной корпорации TRT в буклете к вещательному сезону 2007 году иновещания TRT «Голос Турции». Редактор Хабиль Топалоглу).
Танцующий дервиш ордена Мевланы. Изображение с сайта министерства культуры Турции.
Мевлана и его критика традиционным исламом
Консервативные исламские круги никогда не принимали суфиев, хотя последние всегда разделяли основную исламскую догматику. Например, на саудовском сайте «Ислам: вопрос и ответ» современный саудовский исламский богослов - шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид так ответил о практике суфиев, к которым, напомним, принадлежал и Мевлана:
«Вопрос: Утверждение некоторых людей, что существует аят, подтверждающий суфийское учение. Можете ли вы разъяснить аят 69 из 4 суры? Некоторые люди говорят, что этот аят разрешил суфизм для людей.
Ответ: Хвала Аллаху. Аят, о котором вы спрашиваете это слова Всевышнего: "Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники ". (Женщины,69) Ибн Касир сказал в своем тафсире: "Т.е. того, кто совершал деяния в соответствии с приказами Аллаха и Его посланника, и сторонился того, что запретил Аллах и Его посланник, Аллах поселит в обитель благочестия и сделает спутником пророков и тех, кто следует за ними в степенях, а это правдивые мужи, мученики и затем все верующие, праведные внутренне и внешне. Затем Аллах похвалил их словами: "Как же прекрасны эти спутники".
Бухари привел от Аишы (да будет доволен ею Аллах), что она сказала: "Я слышала как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал во время болезни, в которой он скончался: "Каждому пророку во время болезни представлялся выбор между этим миром и следующим". Затем он сильно захрипел и я услышала как он сказал: " Вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками", и я поняла, что ему был дан выбор". (Тафсир Ибн Касира)
После этого, Ибн Касир привел некоторые мнения касающиеся причины ниспослания этого аята, затем сказал: "И важнее всего этого, радостная весть, которая приводится в достоверных сборниках и муснадах от множества сподвижников, передающих, что посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о человеке, который любит праведников, хотя сам не достиг их степени в деяниях. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Человек будет с теми, кого полюбил". Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: "Мусульмане не радовались ничему так, как радовались этому хадису. Я люблю посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и люблю Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) и надеюсь, что Аллах воскресит меня с ними, даже если я и не совершал таких деяний как они".
И в этом аяте, как видите, нет никаких доводов в пользу суфийского учения.
И если суфии правдивы, то пусть подчинятся Аллаху и Его посланнику и придерживаются его шариата, как об этом говорится в аяте, чтобы оказаться из числа преуспевших. А они утверждают, что аулия (близкие к Аллаху люди) знают сокровенное, которое не знает никто помимо Аллаха, и превращают обхождение вокруг могил и просьбу у умерших в поклонение, что на самом деле является просьбой помощи у других помимо Аллаха, неверием и язычеством. Также они говорят, что Аллах ниспосылает им откровения и внушает в их сердца то, чего нет в Коране и Сунне, и что избранные не обязаны соблюдать предписания Ислама являющиеся обязательными для простых людей. Кроме этого они придумывают зикры, которых нет ни в Книге Аллаха, ни в сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и после всего этого хотят быть из числа преуспевших вместе с пророками и правдивыми мужами. Но нет! Они вместе с шайтанами и язычниками. Мы просим Аллаха прощения наших грехов, любви в наших сердцах к Его пророку (да благословит его Аллах и приветствует), к его праведным сподвижникам, а также просим Аллаха, чтобы он собрал нас вместе с ними на седалище истины, ведь Он воистину Всемогущий Властелин».
«Шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид.«Ислам: вопрос и ответ» islam-qa.com/ru»
От себя отметим, парадоксы исламского мира заключаются в том, что богословы, например, более умеренной суннитской Саудовской Аравии, как это было видно из приведенного выше материала, относятся к суфиям строго, а Иран, несмотря на свой радикальный курс, к Мевлане относится доброжелательно, считая его своим соотечественником и великим исламским представителем. Иранское иновещание «Голоса Исламской Республики Иран» посвятило в недавнем юбилейном для учения Мевланы году немало хвалебных программ на различных языках в честь этого исламского деятеля.
Любимый город Мевланы Конья. Ататюрк и Мевлана
«В этом городе можно почувствовать дыхание роз, и свежесть. Речь сегодня пойдет о городе Конья, про который Мевлана написал следующие строки: «Город святых, в котором меч врага затупляется».
Я не достиг твоего мира верности,
В твоем дворце, Конья, живут соловьи.
Приглашаем вас вдохнуть воздух древнего города с более чем 9-тысячелетней историей, прогуляться по узким улочкам города, осмотреть его пригороды, селения, поселки, увидеть растения и цветы здешних мест, познакомиться с проживающими здесь людьми, почувствовать красоту, присущую Конье в любое время года.
До того как город был завоеван шахом Сулейманом Куталмышоглу в 1076-м году, сюда были направлены военные, которые пали на поле боя, и их личности так и остались неизвестными для истории. Место, где были захоронены павшие в бою, позади военного кладбища, носит название, которое вполне подходит для данного случая «Вход в рай». К молитвам за упокоение душ примешиваются чувства благодарности, признательности. (Имеются в виду шах и воины тюркской сельджукской династии, из государства которых вышла империя турок-османов - Турция. Прим. Portalostranah.ru).
Наряду с тем, что Конья служила столицей Сельджукского государства на протяжении более двухсот лет, город стал местом зарождения Османского государства. Позже Конья послужила толчком к созданию Республики Турция.
Великий лидер турецкого народа Мустафа Кемаль Ататюрк в свое время в послании всему человечеству заявил следующее: «Мы прекрасны, и ты тоже будь прекрасен, улучшай себя. Приобретай наши навыки и привычки, привыкай к нам, а не к другим». Эти слова показывают, в какой степени Ататюрк испытывал на себе влияние Мевланы. А вот какими словами описывал Ататюрк Конью: «В какое бы время я ни посещал Конью, дух Мевланы обнимает всю мою сущность» («Из программы русского вещания «Голос Турции» от 14/01/2010).
Данный обзор Portalostranah.ru состоит из трех отдельных материалов. Первый из них был опубликован в издании (выпуск на русском языке) турецкой вещательной корпорации TRT в буклете к вещательному сезону 2007 году иновещания TRT «Голос Турции». Редактор Хабиль Топалоглу. (Подготовка «бумажной версии» для Интернет-публикации Portalostranah.ru). Второй материал представляет с собой текст с саудовского русскоязычного сайта «Ислам: вопрос и ответ» islam-qa.com/ru Третий - это снова турецкий первоисточник - фрагмент одной из программ вещания на русском языке Радио «Голос Турции» от 14/01/2010.