Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

«Я так не хотела в землю с любимой моей земли»

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 18.5.2024

"«Я так не хотела в землю с любимой моей земли…»"

Наталья Боровская

О бьющей в глаза неповторимости Марины Цветаевой говорили много и многие. Но при всей очевидности этого справедливы и слова Б.Пастернака о себе и о Марине: « Мы были людьми, мы – эпохи».

Между каждым «да» и «нет», которые, как эхо, отвечают друг другу в творчестве Марины, всегда бесконечное многообразие оттенков. Но о чем бы она ни говорила, практически все оттенки можно найти в атмосфере времени, которой она дышала и которую так гениально выразила. Ее органически диалектическое мышление перекликалось с достаточно популярной в то время в России гегелевской философией.

Начало XX века – ожидание грядущей войны и революции, разочарование, неудовлетворенность, пессимизм. Р.Роллан пишет в 1910 году Рихарду Штраусу: «В современном европейском обществе теперь царит безудержный дух декаденства и самоубийства».

Известно, что неудачная попытка самоубийства была и у 17-летней Цветаевой.

«Ах, какая усталость под вечер,

Недовольство собою, и миром, и всем…»

или

«Заснуть, забыться бы с отрадной думой,

Что жизнь мне грезится, и это – сон», -

пишет юная Марина.

С другой стороны, мироощущением времени была и героика революционной борьбы. Старшая сестра Валерия приносила в дом запрещенную литературу, был арестован домашний учитель, в гимназии открыто обсуждались произведения Писарева, Белинского и других революционных демократов.

Свершившуюся впоследствии революцию Марина не приняла, но в юности стихия борьбы, жажда добра, справедливости, воли, готовность отдать за это жизнь отзывались в крови «бешеным мятежом»:

Вы не поймете, как пылает

Отвагой бранной грудь бойца,

Как свято отрок умирает,

Девизу верный до конца.

В семье Цветаевых очень любили творчество Н.А.Некрасова и вслух читали его стихотворение на смерть Писарева:

Не рыдай так безумно над ним -

Хорошо умереть молодым.

В первом сборнике Цветаевой «Вечерний альбом» есть стихотворение «Молитва», с которого, собственно, и начинается неповторимость Цветаевой-поэта.

Христос и Бог! Я жажду чуда.

Теперь, сейчас, в начале дня,

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

«Терпи, еще не кончен срок».

Ты сам мне подал слишком много –

Я жажду сразу всех дорог.

Хочу всего…

И заканчивается словами:

Ты дал мне детство лучше сказки

И дай мне смерть в семнадцать лет!

Смерть как протест против уродливости бытия, как уход от безысходности и отчаяния – этот мотив появится позже: в творчестве Марины Цветаевой, уже перемолотой жерновами жизни:

«… В бедламе нелюдей

Отказываюсь – жить…», -

напишет она в стихотворении о Чехии, оккупированной немцами.

А в 1926 году, потрясенная смертью духовно очень близкого ей немецкого поэта Р.М.Рильке, она скажет об этом по-другому:

Если ты, такое око, - смерклось,

Значит, жизнь не жизнь есть, смерть не смерть есть,

Значит – тмится, допойму при встрече –

Нет ни жизни, нет ни смерти, - третье…

Третье – это мир душ, в котором – она верила – они встретятся, и где она сможет быть самой собой, что недоступно на этой земле.

В этом стихотворении «Новогоднее», смерть для нее – разговор с Вечностью, а мир душ – понятие скорее космологическое, чем теологическое (заметим, что неоплатонизм в России широко исповедовали уже символисты в конце XIX века).

С позиции Вечности жизнь для Марины несоизмеримо меньшее, чем смерть. В Вечности любовь и смерть – одно и то же.

А в стихах первых сборников тема смерти, в основном, звучит в трех аспектах:

1) как тема гибели героя: «Служить свободе – наш девиз и кончить как герои…»;

2) как успокоение у Бога. Смерть в семье Цветаевых, вообще говоря, была чем-то домашним: в расцвете красоты и молодости ушли из жизни близкие родственники Надя и Сережа Иловайские ( «…Ты ушел. Ты мудрый был, Сережа./ В мире грусть. У Бога грусти нет…»), ребенком – Катя Пешкова (с семьей Пешковых Цветаевы дружили), рано умерла мать («…А теперь она уснула кротко/ Там, в саду, где Бог и облака…»), а портреты умерших молодыми первой жены отца и бабушки по матери постоянно напоминали о смерти.

3) Но самый выразительный оттенок тема смерти обретает, когда Марина говорит о ней как о высшем выражении жизни, как об оборотной стороне любви. Глубина чувствования, сила переживаний, любовь к жизни, восторг перед нею, восторг, который хочется остановить навсегда, приводит к чувству смерти, потому что остановить этот восторг можно только двумя способами: или умереть, или излиться в творчестве.

Но и это вполне было в духе времени. Как не вспомнить замечательный романс С.В.Рахманинова на слова Г.Галиной: «Как мне больно», где есть такие строки:

Хоть бы старость пришла поскорей,

Хоть бы иней в кудрях заблестел,

Чтоб не пел для меня соловей,

Чтобы лес для меня не шумел,

Чтобы песнь не рвалась из души…-

В стихотворении «Молитва» по сути речь идет о том же.

Несмотря на призыв смерти, живая жизнь ярко и выразительно бьется в стихах Марины - и юношеских, и зрелых. Она – вся движение, изменение: «Мне дело – измена…» И это – тоже был ветер времени. Она и призывает смерть, и противостоит ей:

Я вечности не приемлю.

Зачем меня погребли? –

Я так не хотела в землю

С любимой моей земли.

И все же 31 августа 1941 года Марина добровольно ушла из жизни. Все сошлось на острие мгновения в этот день: любимые – муж, дочь, сестра – в тюрьме, в ссылке; отсутствие работы, денег, конфликты с сыном – подростком, жаждущим самоутверждения. Одаренный и не по годам развитый мальчик не хотел уезжать из Москвы, где имел круг друзей, и 1 сентября должен был пойти в захолустную школу осенне-слякотной Елабуги.

В письме Татьяне Кваниной в 1940 году Марина пишет: «…моя надоба от другого, Таня, его надоба во мне, моя нужность (и, если можно, необходимость)…» В сложившейся ситуации ее уход был жертвоприношением: она не могла дать сыну ничего; в посмертном письме – просьба к другим позаботиться о сыне – она знала, что так и будет.

Но был еще один важнейший момент. «Пока ты поэт, тебе гибели в стихии нет…», - пишет Марина в статье «Искусство при свете совести». Лидия Чуковская вспоминает, как в 1941 году Марина сказала ей, что уже давно не пишет стихи. Духовная смерть наступила раньше физической и ее подтолкнула.




1. Он состоит из первичного ПП и передающего ППр преобразователей
2. 9106167066 golddmitry@mil.ru Цель соискание должности сетевого администратора системного администратора специал
3. і Керісінше магнит ~рісі ар~ылы контурда электр тогын алу~а болады ма Б~л есепті~ шешімін 1831 ж
4. 1939 Dozentin Chrustlew
5. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
6. государственное клубное учреждение осуществляющее свою деятельность на всей территории области реализуе
7. тематичних лекцій відповідно робочій навчальній програмі дисципліни за денною формою навчання
8. Особенности нефтезагрязнения природных геосистем Западной Сибири
9. - N -Шкідливі та небезпе
10. ЛЕКЦІЯ 7 ВИНИКНЕННЯ СОЦІАЛЬНОЇ ПЕДАГОГІКИ ЯК ОКРЕМОЇ ГАЛУЗІ ЗНАНЬ
11.  крыло ort ае f аорга pertur ас f апертура rteri ае f артерия burs ае f сумка chord ае f струна хорда clvicul ае f
12. Реферат- Профилактические мероприятия в строительстве
13. финансы и кредит Вопросы К ГОСУДАРСТВЕННому МЕЖДИСЦИПЛИНАРНому ЭКЗАМЕНу Виды экономического
14. тематических средств выявляются свойства систем автоматического управления и разрабатываются рекомендаци.html
15. Только наука непосредственно связанная с жизнью является настоящей наукой
16. тематичних обчислень MthCd
17. ЛЕКЦИЯ 6 Неравномерность движения ведущего звена механизма
18. Берегись Игрушки
19. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук Сімферополь
20. Франклин Рузвельт как человек и политик