Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

это образ желаемого будущего которое пока ещё не наступило и может быть никогда не наступит

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Воображение и представления

Образ может быть продуктом восприятия, тогда он формируется при непосредственном воздействии на органы чувств.

Однако есть образы, которые возникают без непосредственного участия органов чувств. А именно, образ может браться из памяти, например, образ реально существующего человека, который уехал жить в другой город. Его образ тоже возник при воздействии на органы чувств, но только в прошлом.

И ещё примеры. Русалка, которую никто и никогда не видел. Или любая цель - это образ желаемого будущего, которое пока ещё не наступило и, может быть, никогда не наступит.

Все эти образы возникли без непосредственного воздействия на органы чувств, благодаря воображению.

Воображение - это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.

Здесь мы впервые применили термин "представление", которое имеет следующее значение:

Представление - образ ранее воспринятого предмета, явления, ситуации или другого аспекта действительности (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный воображением.

Итак, в результате работы воображения рождаются представления, однако, не любое представление является продуктом воображения, - некоторые представления просто берутся из памяти.

Представления бывают единичные и общие.

Например, конкретная берёза, о которой мы вспоминаем, - единичное представление. Берёза вообще - общее представление. Но всё равно, какое бы ни было представление о берёзе, мы буквально физически ощущаем шероховатую и прохладную белую кору, шум листьев и т.п.

Т.е. представления любой общности всё ещё имеют чувственно-наглядную форму, они всё ещё находятся на образном уровне, так же как ощущения и восприятия. Порядок усложнения этих объектов таков:

ощущение → восприятие → представление единичное → представление общее.

Общие представления граничат с понятиями, которые относятся к словесно-логическому уровню, т.к. уже не обладают чувственно-наглядной формой. Например, берёза, как понятие, относится к царству растений, это род деревьев и кустарников семейства березовых, встречается в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков.

В свете деятельностного подхода, доминирующего в отечественной психологии, важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятельности до начала ее осуществления. Моделирование в воображении желаемого результата с необходимостью предшествует его предметному воплощению посредством конкретных действий и операций.

Длительное время считалось, что воображение оперирует лишь образными представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход - воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абстрактных элементов.

Следует подчеркнуть огромную роль, которую воображение играет в рациональном познании мира. Этот когнитивный процесс имеет значение не только для искусства, но и для научной деятельности. Подтверждением может служить мысленный эксперимент, методологическое обоснование которому дал уже Галилео Галилей 400 лет тому назад. Благодаря продуктивной работе воображения Галилей смог смоделировать ситуацию, невозможную с точки зрения аристотелевской физики: если будут устранены все причины, мешающие свободному перемещению тела в пространстве, тело будет сохранять движение бесконечно долго. Эта ситуация, возможность которой обнаруживается лишь в плане воображаемого, стала классической иллюстрацией учения о движении по инерции.

Итак, научное мышление формирует знание о мире, опираясь на воображаемый результат мысленного эксперимента, а продуктивная сила воображения проявляет себя не в приумножении иллюзий, но в обеспечении рационального постижения действительности. Не случайно выдающийся физик Эрнест Резерфорд усматривал предпосылки прогресса научного знания в соединении фантазии и эксперимента.

 

Имагинативная деятельность

Воображение входит в состав любой деятельности и является необходимым компонентом творчества. В ходе деятельности процессы воображения выступают в единстве с мышлением.

Механизмы воображения актуализируются в условиях неопределенности проблемной ситуации, при дефиците исходной информации, когда имеющиеся данные задачи не полны и с трудом поддаются строгому логическому анализу.

В то же время, воображение может рассматриваться как самостоятельная разновидность психической активности - имагинативная деятельность.

Работа воображения выражается:

  1.  в построении образа цели/конечного результата и средств предметной деятельности;
  2.  в формировании программы поведения в условиях неопределенности проблемной ситуации;
  3.  в создании образов на основе описания какого-либо объекта или ситуации;
  4.  в продуцировании образов, которые не программируют, а замещают деятельность.

В случае замещения внешних практических действий, воображение принимает форму особой внутренней деятельности, примером которой служит мечтание - создание образов желаемого будущего. Продуктами этой деятельности являются мечты.

Мечта - это не то, что уже существует, но и не то, чего не может быть. (Лу Синь, китайский писатель. Конец ХIХ - начало ХХ века).

В рационалистической традиции мечты оцениваются преимущественно негативно, как иллюзорные и уводящие от актуальных проблемных ситуаций; однако они имеют значительную психологическую ценность. Образы достижений выступают в качестве мотивирующих факторов, способствующих успешному освоению профессии, новых социальных ролей и форм деятельности. Следовательно, мечта - это не только фикция, но и необходимое условие преобразования действительности.

Природа воображения

Деятельность воображения связана с работой коры больших полушарий головного мозга. Нередко этот когнитивный процесс соотносится преимущественно с активностью правого полушария.

Однако следует признать, что для формирования образов воображения необходимо системное взаимодействие обоих полушарий, каждое из которых специализируется на выполнении определенных функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность и композиционное единство, в нем принято усматривать материальный субстрат эстетических чувств; левое - делает возможным вербализацию представления, его детальное описание, т.е. поддерживает единство образа и слова, воображения и речевого выражения.

Существенным представляется вопрос о психологических источниках и факторах имагинативной активности. Определяя воображение как особую психическую реальность, Лев Семёнович Выготский утверждал, что отдельные элементы наших фантазий всегда имеют эмпирическое происхождение и могут быть обнаружены в повседневном опыте, тогда как сочетания, комбинации этих элементов, их объединения в фантастические ансамбли образов определяются ходом наших внутренних переживаний, прежде всего, неотреагированных эмоций и неудовлетворенных влечений.

Иллюзия самопроизвольности и беспричинности в работе воображения возникает в силу того, «что причины, обуславливающие эту работу, лежат глубоко внутри человека и часто остаются не обнаруженными для сознания». Каким бы фантастическим не казалось нам смысловое содержание представления или вымышленного образа, связанная с ним эмоция всегда реальна, так как имеет отношение к действенным факторам нашей внутренней жизни, к ее, преимущественно неосознаваемой, динамике. В этом пункте взгляды Л.С. Выготского максимально сходятся с основополагающими постулатами глубинной психологии.

К.Г. Юнг полагал, что продукция воображения имеет символическое значение и отражает наиболее глубинные уровни и неосознаваемые тенденции душевной жизни. В воображении человеку открываются такие содержания бессознательной сферы психического, которые недоступны для непосредственного самонаблюдения и рационального мышления. С помощью воображения бессознательное («душа» как первичная психическая реальность) общается с Эго (индивидуальным сознанием) на сложном и «темном» языке символов.

Юнг усматривал в воображении первичную и наиболее естественную творческую способность души, ее спонтанную символическую деятельность: «Душа рождает символ, также как почва - цветок».

В то же время, он различал пассивное фантазирование и активное воображение. В первом случае имеют место грезы, возникающие независимо от направленности сознания и без активного участия последнего. Активное же воображение является творческим по своей сути и разворачивается как внутренний диалог сознания и бессознательного, их продуктивное сотрудничество, способствующее внутриличностной интеграции. В активном воображении Юнг видел и эффективный метод психотерапии, и особый способ самопознания, дополняющий классическую интроспекцию и направленный на выявление и прояснение скрытых содержаний бессознательного.

Значимыми факторами душевной жизни, тесно связанными с деятельностью воображения, являются эмоциональные состояния и процессы. Воображение связано с эмоциональной сферой двояко.

С одной стороны, эмоции разрешаются в воображаемых ситуациях, т.е. воображение обеспечивает эмоциональную разрядку, отреагирование (еще 3. Фрейд отмечал что для невротичной личности уход в фантазирование - это способ минимизировать внутреннее/интрапсихическое напряжение, возникающее в моменты фрустрации); с другой стороны, процессы воображения способны усиливать аффективные процессы и влиять на характер и интенсивность эмоциональной оценки ситуации, причем это влияние может быть как дестабилизирующим (усиление негативных аффектов, например, страха), так и стабилизирующим (примером может служить использование ресурсов воображения в аутотренинге и других релаксационных и имагинативных техниках психотерапии).

Функции и формы выражения воображения

 

Лев Семёнович Выготский основное назначение воображения усматривал в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека и соответствуют новым, изменившимся условиям среды. Он выделил три основные функции воображения:

  1.  познавательную,
  2.  эмоциональную,
  3.  воспитательную или формирующую.

Первая связана с необходимостью при помощи воображения представлять и таким способом делать объектом познания нечто новое и еще не отраженное в нашем прошлом опыте. Способность вообразить, представить играет огромную роль в освоении индивидом новых для него форм коллективного опыта человечества: так в школьные годы с опорой на ресурсы воображения изучаются физика, химия, астрономия, история и др. науки, обеспечивающие не доступные для чувственного познания сведения о мире.

Вторая, эмоциональная функция состоит в том, что фантазия обеспечивает внутреннее выражение тех аффектов и эмоциональных импульсов, которые, в силу различных причин, не находят выхода во внешнем поведении, в действиях субъекта. Воображение как бы открывает новые двери для наших потребностей и стремлений: в сказке, игре и вымысле как ребенок, так и взрослый находят бесконечный источник переживаний. С данной функцией связан описанный в психоанализе механизм сублимации: при посредстве фантазии достигается высшая и социально приемлемая реализация не осуществившихся в повседневной жизни возможностей, что мы наблюдаем в различных видах творчества, прежде всего, в такой имагинативной деятельности, как искусство.

Наконец, третья функция проясняется, когда мы раскрываем психологическое значение игры для развития ребенка. Именно с игровой деятельностью связывал Выготский работу воображения в детском возрасте: игра есть фантазия в действии, а фантазия - заторможенная и необнаруженная игра. Смысл и назначение игры как спонтанной имагинативной активности - это «организация повседневного поведения ребенка в таких формах, чтобы он мог упражняться и развиваться для будущего». Работа воображения в игре, в конечном счете, заключается в подготовке ребенка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, поступкам и решениям.

Кроме того, выделяют также

  1.  антиципирующую,
  2.  креативную (творческую),
  3.  регуляторную функции.

Антиципирующая функция состоит в том, что человек способен в воображаемом плане предвосхищать возможные последствия своих действий, предвидеть развитие и исход какой-либо ситуации, заранее представлять конечный результат осуществляемой деятельности (антиципация = предвосхищение).

В то же время, воображение выполняет и креативную (творческую) функцию. Это находит отражение не только в артистической деятельности, создании произведений искусства и др. видах творчества, но и в глобальных процессах становления самосознания и индивидуального мировоззрения. Воображение (в неразрывной связи с мышлением) активно участвует в порождении целостного представления субъекта о самом себе (Образа Я) и такого интегрального образования, как «картина мира».

Эффективное использование имагинативных техник (в частности, техник визуализации) в различных направлениях психотерапии, таких как имаго-терапия, психосинтез, символдрама, позволяет говорить о регуляторной функции воображения. Формируя определенные образы, человек способен управлять функциональными состояниями собственного организма и психики, регулировать течение эмоционально-волевых процессов, минимизировать негативное воздействие стрессовых факторов среды. Образ воображения может стать тонким инструментом произвольной саморегуляции: так, представление возможных позитивных результатов деятельности способствует поддержанию волевого усилия при недостаточной (сниженной) мотивации.

Классификация воображения

admin - Сб, 21/03/2009 - 19:58

 

Опорные слова к вопросу №31 — здесь

В соответствии с выполняемыми функциями, выделяются три основных вида воображения:

  1.  воображение репродуктивное (воссоздающее);
  2.  воображение продуктивное (творческое);
  3.  воображение антиципирующее (предвосхищающее).

Воссоздающее воображение выражается в построении образа объекта или ситуации на основе рассказа, описания, схемы, чертежа или какого-либо другого условного обозначения. В данном случае некий исходный материал дополняется имеющимися у субъекта образами и впечатлениями, изначально заданный каркас как бы заполняется субъективным содержанием.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, отличающегося оригинальностью, субъективной или объективной новизной и не имеющего аналогов среди известных субъекту предметов и впечатлений из его прошлого опыта.

Специфическую разновидность представляет антиципирующее (предвосхищающее) воображение, лежащее в основе способности человека прогнозировать возможное будущее. Эта форма тесно связана с мыслительной деятельностью, которая выражается в установлении каузальных (причинно-следственных) связей между актуальными событиями и их вероятными исходами. Само слово «предвиденье» обозначает способность «увидеть» мысленным взором то, что еще не совершилось, что только предстоит. Ф. Лерш полагал, что реализация этой «прометеевской» функции воображения непосредственно зависит от жизненной перспективы: чем моложе человек, тем в большей степени его воображение ориентировано на будущие события, тогда как люди преклонного возраста скорее склонны мысленно возвращаться к событиям своего прошлого.

Операции воображения

Образы творческого воображения формируются с помощью специфических операций. Т. Рибо выделил две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциацию (анализ) и ассоциацию (синтез).

Диссоциация - это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные его впечатления подвергаются расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации. В свою очередь, ассоциация предполагает создание новых сочетаний предварительно выделенных элементов опыта, их синтез, объединение в качественно новый целостный образ.

Синтез образов и представлений в процессе воображения осуществляется следующими операциями:

  1.  агглютинация - элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр);
  2.  гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон, одноглазый циклоп);
  3.  заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж);
  4.  схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов;
  5.  типизация - выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.

Индивидуально-типологические особенности воображения

 




1. тема зажигания Промойте и продуйте топливные баки и топливопроводыЗамените насосЗамените фильтр
2. Макроэкономическая нестабильность в посткоммунистических странах
3. Числа соответствуют количеству углеводов в граммах в 100 г продукта или готового блюда другие объемы обознач
4. Южный Урал в период первой русской революции 1905 1907гг
5. Индустрия азарта
6. Переменная ~ изменяющаяся величина способная принимать любое значение из установленного множества
7. Духовные искания Андрея Болконского
8. ~ 228 с ~ ISBN 9789663362229
9. тема правовых норм и институтов комплекс законов и правительственных актов способствующих развитию конкур
10. По теме - CОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА.
11. Реферат- История горного дела
12. то волшебных рек превратили воду этих рек в вино
13. М Бембель ТНГУ г
14. ТЕМА 7. ОБЛІК ВИРОБНИЧИХ ЗАПАСІВ Лекція 7
15.  Коэффициент распространености заболеваний общая заболеваемость prevlence rte PR одномоментные п
16. на тему Культовое зодчество в Чернигове в XII веке по истории архитектуры Графика 3 курс
17. на тему- Античные и византийские монеты Выполнила- студентка 5 курса 52 группы Саранцева Ольг
18. Понятие бизнес-плана в системе планов предприятия
19. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Луганськ 2007 Ди.
20. Псковский государственный университет Факультет информатикиКафедра теоретических основ электротехники