Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Академия МНЭПУ»
Институт дистанционных технологий обучений
Специальность/Направление: Психология
Курсовая работа
Дисциплина: Общая психология
Тема: Психологическая структура личности
Выполнил работу: Пушков Алексей Андреевич
Дата сдачи работы: 11.05.2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение - 3 страница
Личность - 5 страница
Психологическая структура личности Р. Мейли - 9 страница
Личность, факты формирования и развития - 12 страница
Заключение - 24 страница
Список использованной литературы - 25 страница
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время мы часто используем такие слова как “психология”, “психолог”, но насколько правильно мы понимаем их содержание? Как мы понимаем “личность”?
В 18 веке Христиан Вольф ввел понятие “психология”, но в то время это слово носило определение “учение о душе”. Сейчас мы практически не встречаем понятие “душа” в науке, более научным считается понятие “психика”. Таким образом психология является наукой, изучающей психику, а человек, который занимается данной наукой в теоретическом и прикладном плане психологом, чьей основной задачей является расширение границ понимания психики, использование ее для помощи людям.
Необходимо так же указать на некоторые особенности психологии как науки. Нет ничего более неизведанного человеком, чем психика, слишком мало известно об особенностях человеческого мозга, наш разум является самым уникальным предметом для изучения, самым сложным и загадочным.
Несмотря на то, что исследования в области психологии берут свое начало с восемнадцатого века, все это время лучшие умы ищут ответы на вопросы о природе личности, о внутреннем развитии и особенностях человека, о тех факторах, которые непосредственно влияют на развитие человека, его единичные действия и жизненный цикл в целом. Данные исследования носят в себе не только теоретический, но и практический характер, области применения полученных знаний колоссальны.
Психология не могла бы развиваться как теоретическая наука, ее направленность носит в первую очередь практический характер и направлена она на познание и служение человеку. Ни одно исследование в данной области не возможно без практической работы. И именно в западной психологии практические исследования положили начало исследования личности. Одним из главных вопросов и по сей день остается вопрос, о том, что является первоначальным элементом развития личности, представители гуманистического направления, в частности считают, что потенциал человека есть постепенно проявляющееся сущность, которая была заложена изначально. То есть именно потребность к полному раскрытию потенциала и толкает человека на поступки, определяющие его характер и особенности, или же выбор самого человека является основным компонентом развития индивидуальных особенностей.
I. ЛИЧНОСТЬ
Личность, как объект исследования уникальна по своей сложности. Эта сложность связана в первую очередь с тем, что в понятии личность переплетены многие психологические аспекты, такие как сознание, бессознательное, но так же его поступки как индивида и члена человеческого общества.
Во многих трудах, при попытке дать определение личности используется высказывание Карла Маркса: “..сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”. Этот тезис является одним из самых известный высказываний К. Маркса, оно стало путеводной нитью для многих марксистских теоретиков, а в дальнейшем и практиков. Человек для К. Маркса есть нечто особенное, сводимое к обществу и ко всем общественным отношениям. Многие ученые видят в этом высказывании прямое определение личности, другие же видят в эти словах в первую очередь не определение конкретного человека, а совокупность человеческих отношений, общества.
На мой взгляд марксистская философия отражает в первую очередь лишь общее понимание личности, ведь один человек не может заменить собой всю сложность общественных отношений. В противовес высказыванию К. Маркса хотелось бы привести цитату В.М. Бехтерева: “Реальная личность - это организм и его высший представитель мозг, заключающий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки всего, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижностью и деятельностью”.
Структура личности намного сложнее и имеет многогранную структуру. Ведь события, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнюю грань личности. Представления же о мире и о себе, переживание различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы все это представляет внутреннюю грань личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности и общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.
Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, отражает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.
Личность представляет собой объект не только прошлого, но и настоящего, будущего. Связующим звеном в данной цепи является взаимосвязь личности с окружающим ее миром, с теми событиями, которые происходят на протяжении всей жизни человека. Но и эту связь можно рассмотреть более детально, как связь с родственниками, одноклассниками или коллегами по работе, ведь все личности отдельно взятой группы формируются в одно и то же время, все они были участниками одних и тех же событий. Принадлежность к конкретному времени или временной эпохе так же является очень важным элементом характеристики личности. Личность общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.
Главным общим фактором свойств личности является их взаимосвязь, то есть личность есть порождение общественного движения. Но в симбиозе личности и общества нет противоречий, наоборот, общество порождает личность. Но вместе с тем, отсутствие личности ведет и к отсутствию общества, так как общность людей не может существовать без отдельно взятого члена. С какой поры мы можем считать человека личностью?
Человека можно называть личностью только в том случае, если его действиями руководит система мотивов, разного уровня значимости. То есть человек способен сам определить важность того или иного поступка. При этом данные действия обязательно должны иметь влияние на общество. Тогда все поступки, которые совершает человек в рамках общественной жизни есть поступки воспитанные обществом, социально значимые.
В дальнейшем я бы хотел обратиться к выбору модели поведения. Человек, который сам моделирует свое поведение, учитывает важность принятого им решения и последствия совершенного им поступка, руководствуется системой принципов. В данном случае мы рассматриваем выбор поступка человека вне зависимости от общности, к которой он относится. Если человек будет моделировать свое поведение основываясь лишь на тех условиях, которое будет диктовать общество, его действия будут развиваться стихийно, но так же стоит учитывать привитые обществом нравственные мотивы, которые могут управлять человеком без его ведома. В данном случае, самым важным является именно взаимосвязь поступка и мотива именно личности, рассматриваемого индивида.
Учитывая данные особенности, хотелось бы выделить определение личности. Личность это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
В трудах ученых, мы достаточно часто можем встретить взаимосвязь между понятиями “личность” и «индивид», «индивидуальность». Их разница состоит в том, что рассматриваемое нами понятие “личность”, являет собой обобщение всех человеческих качеств, которые могут быть у людей, вне зависимости от рассматриваемого человека, в то время как “индивидуальность” является особенностью, присущей только одному человеку, делающее его уникальным в сравнении с другими людьми в рамках рассматриваемого общества.
II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Р. МЕЙЛИ
Изучая литературу и просматривая электронные источники информации, я обратил внимание, на частоту упоминаемости психологической структуры личности Р. Мейли, на мой взгляд она является наиболее полной и в достаточной мере отражает современную личность:
К психологическим особенностям саморазвивающейся личности стоит отнести:
III. ЛИЧНОСТЬ, ФАКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
Осталось определить факторы, влияющие на развитие личности, рассмотреть и те, которые приводят ее к упадку и те, которые отвечают за ее развитие.
Начать наверно стоит со среды обитания, природы, которая влияет на всех людей живущих на нашей планете. Большинство мнений сходятся на том, что умеренный климат лучше подходит для развития личности, нежели холодный климат или жаркий, тропический.
Так же определенную долю влияния имеет метеорологические и географические условия. Если сравнивать процесс жизнедеятельности жителя крайнего севера и жителя умеренного климата, то первое, на что стоит обратить внимание разницу приложенных усилий на совладение с природой, обеспечение себя пригодных условий для существования. Так же рассматривая тропические условия климата, мы не можем не обратить внимание на погодные условия, наличие локальных болезней, которые присущи именно это области, что естественным образом угрожает жизни человека и делает ее намного более трудной.
Первым и основным условием правильного развития личности является природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.
Вряд ли кто может сомневаться в значении расы в указанном отношении. Наилучшим примером может служить тот факт, что из трех человеческих рас черная, несмотря на свою многочисленность, далеко не достигла той степени культурного развития, как две другие расы.
При всей своей многочисленности представители этой расы никогда не играли (за небольшим исключением) важной роли в истории. Этот важный факт нельзя не сопоставить с тем антропологическим фактом, что вместимость черепа и вес мозга этой расы меньше, чем у двух других рас, в особенности белой. Мне кажется, что это не должно подвергаться каким-либо сомнениям.
Другим примером влияния антропологических особенностей на развитие личности являются народы древней Эллады, достигшие удивительной культуры и не менее удивительного развития личности и затем погибшие вследствие особых исторических условий.
Когда возникла борьба за освобождение греков от турецкого ига, многие представляли себе, что дело идет о восстановлении того же свободолюбивого народа, который оставил после себя замечательные памятники мысли и культуры, хранящиеся в различных музеях. Эта мысль увлекала многих, она возбудила симпатии к грекам со стороны лучших умов того времени, и война за их освобождение сделалась сразу популярной в Европе.
Но когда час освобождения наступил, что же оказалось?
Древнего грека с его живым умом и чувством, с сильной волей уже нельзя было признать в греках новейшей формации, обладающих иными качествами. И это потому, что древние греки переродились в другую нацию, характеризующуюся другими антропологическими чертами, они переродились частью вследствие выселения и рабства, главным же образом вследствие смешения с другими племенами1.
Итак, несмотря на то, что остались те же географические условия, какие были в Греции и в минувшие века, несмотря на то, что центр цивилизации до сих пор остается, как и ранее, на материке Европы, современные нам греки, вследствие приобретенных ими новых антропологических особенностей в период долгого рабства, по-видимому, не обещают сделаться великим народом, каким они несомненно были в древности.
Приведенные примеры показывают, что уже в антропологических особенностях расы кроются те основы, которые определяют развитие личности в дальнейшем.
Не меньшего внимания заслуживает другой фактор, влияющий на развитие личности. Это фактор биологический, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма.
Здесь мы не можем не отметить важного значения в развитии личности тех элементов, которые известны под названием вырождения и которые коренятся в условиях неблагоприятного зачатия и развития плода. От каких бы причин не зависели эти условия от неблагоприятной психо- или невропатической наследственности, физических недостатков, болезней матери во время зачатия и беременности, последствием их, как мы знаем, являются дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сводятся к разложению личности и к ее упадку.
Вполне понятно, что развитие личности как высшего проявления психики находится в зависимости от физических условий. Это положение не может возбуждать и тени сомнения, коль скоро мы примем во внимание тесное соотношение между физическим и психическим, между “телом и душою”, как принято выражаться.
Во всяком случае, нельзя не принять во внимание тот факт, что только гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности. Если физическое развитие от природы слабо, если человек с раннего возраста подвергается физическим невзгодам и целому ряду общих инфекционных болезней, особенно с затяжным течением, если вместе с тем у него развиваются такие общие болезненные поражения, коренящиеся в недостаточном и неправильном питании организма, как анемия, золотуха, рахитизм и прочие, то уже полный расцвет личности будет в той или иной мере задержан.
На развитие личности оказывают существенное влияние неблагоприятные экономические условия, приводящие последовательно к физическому ослаблению организма, подрывающие в корне питание организма и нарушающие правильное развитие мозга, а следовательно, и личности.
Далее, важным фактором, приводящим к развитию личности, является общественная деятельность. Где нет общественной деятельности, там и нет полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на определенной ступени своего развития; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государственности.
Народы, у которых общественная деятельность отсутствует или слабо развита, подготавливают в своей среде менее развитых и более пассивных личностей по сравнению с другими народами, что в конце концов отражается на всех отраслях культуры.
К этому надо добавить, что естественным последствием отсутствия правильно организованной общественной деятельности в форме самоуправления является праздность и бездеятельность, которая находит в этом случае особенно благоприятные условия преимущественно в более обеспеченных классах общества. Между тем праздность, чем бы она не была обусловлена, приводит естественным образом к понижению умственной работоспособности, к невосполнимой утрате умственного материала за время бездеятельности, к недостаточному усовершенствованию нервно-психических механизмов, что доказывается между прочим также и психометрическими исследованиями. Также праздность приводит к нравственному и физическому вырождению, особенно если к ней присоединяются ее естественные спутники алкоголизм, наркомания, развратные деяния и другие излишества. Постепенно происходит деградация личности.
Не меньшего внимания в смысле развития личности заслуживают воспитание2 и обучение.
Как для правильного развития тела необходимо правильное физическое питание, так для умственного развития, приводящего к развитию личности, необходимо питание духовное. Ясно, что для цельного развития личности правильное воспитание и обучение составляют существенную основу.
Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что основы будущей личности формируются еще в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.
Также немаловажную роль в формировании личности играет правильное направление умственного развития. Так как невежество и недостаток образования ведет к недоразвитости личности.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечения роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека.
Социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность во благе другого.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.
Действительную основу личности составляет то особое строение совокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.
Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции.
Конечно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому, прослеживая последовательное его течение, мы замечаем лишь отдельные сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удаления, то переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития.
Существуют много явлений, которые отмечают этот переход. Прежде всего, это перестройка сферы отношений к другим людям, к обществу. Если на предшествующих стадиях общество открывается в расширяющихся общениях с окружающими и поэтому преимущественно в своих персонифицированных формах, то теперь это положение оборачивается: окружающие люди все более начинают выступать через объективные общественные отношения. Переход, о котором идет речь, и начинает собой изменения, определяющие главное в развитии личности, в ее судьбе….
Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Он протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде.
Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей.
Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо личность, субъекта и объекта исторического процесса.
Из многочисленных, в том числе не до конца еще разрешенных, вопросов развития личности мы остановимся на одной, важной и с философской, и с конкретно-научной точки зрения проблеме, а именно проблеме движущей силы развития человека. В процессе развития слепые силы влечения организма превращаются в осознанные потребности, инстинктивное приспособление к природе и социальной среде становится все более сознательным и планомерным, включающим не только приспособление к действительности, но и преобразование ее.
Известно, что развитие есть постоянная борьба противоположенностей, находящихся в каждый данный момент в определенном временном единстве. Одной из сторон развития личности является нарастание и обогащение системы ее возможностей и потребностей (требований к жизни). Вместе с тем предъявляет ряд требований к человеку и предоставляет ему определенные возможности окружающая его действительность. Борьба и единство противоположностей здесь заключается в том, что жизнь создает меняющиеся условия (общественные требования и возможности), которые сталкиваются с имеющимися у человека потребностями и его внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и переделке самого себя, в результате чего у него возникают новые потребности и новые внутренние возможности. Личность, изменяясь, развивается, меняется и характер ее отношения к действительности. В зависимости от условий развития формирование личности приводит к разным результатам.
Условия различных общественных структур определяют и различают личности.
Поскольку человек отражает и выражает общественные отношения, он не самостоятелен в своем поведении и деятельности. Будучи объектом, человек в то же время является субъектом познания и практики. Степень самостоятельности, конечно, у разных людей разная. Она, прежде всего, зависит от истории их развития, от политико-экономических и общественно-педагогических условий, а также от уровня, который достиг человек в процессе развития. Самостоятельность одна из важнейших предпосылок правильного формирования личности.
Общественные условия формируют личность как систему отношений. Они определяют как содержание личности, так и ее структуру и форму.
Содержание личности включает и предметное содержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметному содержанию, и связанную с этим систему ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.
Форму личности характеризуют особенности способа осуществления ею своего содержания, своих отношений. Решительность или нерешительность, смелость или трусость, постоянство или неустойчивость, твердость или податливость, цельность или непоследовательность, гармоничность или внутренняя противоречивость все это внешние проявления, форма, соотношение различных компонентов содержания личности.
Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления.
Каким же образом можно представить диалектику формирования типической в социально-психологическом смысле личности? В разных исследованиях раскрывается роль семьи, школы, ближайшего окружения в процессе формирования личности. Но следует подчеркнуть, что ни сама по себе семья, ни школа и ни одно лишь ближайшее социальное окружение не могут сформировать фундаментальные, стержневые черты личности человека. Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более или менее развитого общения с людьми, общественными институтами, различными проводниками массовой коммуникации. В результате вольно или невольно в той или иной мере растущий человек улавливает, осваивает тенденции эпохи, характер господствующего восприятия и понимания жизни. И этот “дух времени” накладывает определенный отпечаток на развитие и формирование личности. Судя по материалам исследований, и семья, и школа, и ближайшее социальное окружение, и массовые коммуникации (радио, телевидение, пресса, интернет и т.д.), взятые по отдельности, влияют на возникновение важных и характерных свойств личности, но не порождают стержневые, фундаментальные черты личности. Личность формирует не совокупность отдельных факторов, а система таковых, преломляющаяся через свойства и особенности самой растущей личности.
Развитие личности это, прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.
При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что личность развивается через системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все более системно осмысливаться.
Между тем влияние на поведение человека экологических, социальных, политических и других общественных отношений, предписаний и норм всегда личностно-психологически опосредствованно, обусловлено внутренней позицией человека как субъекта реализации этих отношений.
Личность многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных “движений души” и т.д.. Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни. Основная характеристика субъекта переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.
Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях и на каких уровнях напряжения ценятся или наоборот не одобряются, предъявляет систему общественных норм и образцов.
Обычно становление личности относят к более поздним периодам жизни человека юности, взрослости, иногда к дошкольному возрасту. Однако личность не просто обнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно, поэтому необходимо искать ее истоки на самых ранних этапах онтогенеза3.
Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с ближайшим окружением. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потому, что даже в своей исходной непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и оказывается первым компонентом того ансамбля общественных отношений, который и составляет сущность личности.
При выделении понятия “индивид” в психологии личности, прежде всего, отвечают на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие “индивид” не следует смешивать с противоположным по значению понятием “индивидуальность”, с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. “Индивид” обозначает нечто целостное, неделимое. Характеризуя “личность”, также имеют в виду “целостность”, но такую, которая рождается в обществе. Индивидом рождаются, а личностью становятся. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)
В развитии личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности.
Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Личность объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественно-экономической формации, в определенной стране с ее национальным составом.
Историческое, социологическое и социально-психологическое исследование личности составляет в настоящее время единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое исследование….
Развитие личности представляет процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности это развитие психики, а значит, это развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта психического потенциала. Опыт осуществляется в форме накопления:
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.
В заключении я хотел бы подвести итог своей работы, сделать некий общий вывод. Итак, формирование личности это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении, я говорю о биологическом факторе развития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формировании личности. Впрочем, об этом я говорил выше, поэтому не буду повторяться. Лучше в конце своей работы я попытаюсь ответить на вопрос: “Что такое стать личностью?”
Я думаю, что стать личностью это значит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном итоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое она действительно являет своей жизнью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1