Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Г.ПЕТРОВСКОГО
Кафедра художественного образования
Аннотация
Р.Н.П. «Ах ты, душечка»
Обработка Е.А. Красотиной
Выполнила: студентка
3 курса, 6 группы
Савченко А.А.
Преподаватель:
Тимошина Т.И.
Брянск, 2011
Е.А Красотина - преподаватель Академического музыкального колледжа при Московской консерватории. Совместно с К.Рюминой и Ю.Левитаном она написала хрестоматию по дирижированию хором без сопровождения и с сопровождением фортепиано в четырех выпусках. Красотина написала также обработки народных песен: «У ворот, воротиков», «Ах ты, душечка», переложения для хора: «Ива», «Посею лебеду на берегу», «Сосна», «Не на месте садик вырос».
Русская народная песня «Ах ты, душечка» настолько популярна, что обработки на нее делались неоднократно. К ней обращались М.Глинка, С.Чапкия, А.Алябьев и др.
В обработке Красотиной «Ах ты, душечка» прекрасно отобразилась самобытность и красота народной песни, тем самым «огранив алмаз» песенного творчества. Для этого произведения характерен лирический, наполненный любовью и теплом, характер. Песня построена в виде монолога-обращения молодого человека к своей возлюбленной. Он называет ее ласково «душечка», «красна девица», подчеркивая свое нежное отношение к ней. С любовью он относится и к самой природе, называя ее уменьшительно-ласкательно «Волга-матушка», «бережок». «И пускай люди зарятся», - восклицает парень. Пускай думают, что за парочка: или брат с сестрой, или муж с женой. А это они вдвоем: добрый молодец и красна девица.
Русская народная песня «Ах ты, душечка» написана в куплетной форме, где 1 и 2 куплеты представлены в виде одной части, а третий и четвертый куплет в виде второй. Каждая часть построена в форме периода.
1 куплет 1-5 такт
2 куплет 1-5 такт
3 куплет 6-10 такт
4 куплет 10-15 такт, где 13-15 такт представлены в виде расширения.
Схема строения песни
I период II период
расширение
(Кода)
I и II куплет III куплет IV куплет
Размер произведения сложный - 5/4(группировки 2+3 и 3+2), что характерно для лирической народной песни. Он дирижируется по 4-дольной схеме с удвоением 3 доли.
В последнем такте мы удваиваем 1 долю, так как там группировка 3+2.
Размер 5/4 обуславливает главную сложность произведения, так как в такт нужно уложить 5 четвертей.
В произведении встречаются следующие длительности:
Ритмические группировки:
Ритмическую сложность составляет полиметрия, когда в разных голосах проходит свой ритм.
С 6 по 10 такты партия басов становится ведущей. Однако в 10 такте эту роль берут на себя тенора, и вступают соответственно первыми:
Еще одна ритмическая сложность состоит в том, чтобы до конца додерживать длинные ноты.
Аналогично нужно «допевать» последнюю долю такта, на которую в большинстве случаев приходится 2
И еще одну не менее важную сложность представляют паузы в 6-7 и в 10 такте:
Тональность русской народной песни «Ах ты, душечка» - e-moll, однако произведение построено так, что мелодия постоянно отклоняется в a-moll и снова возвращается в e-moll.
Если рассматривать гармонию 1 части, то в ми миноре мы встретим Т, Д6/4, Т. Затем через S мы переходим в ля минор, где встречается II6, III,VII, где поступенное движение баса рисует гаммообразный ход мелодического минора. Затем плавно ля минор становится натуральным, и, переходя в III6/4, становится VI6/4 ми минора. Потом следует D, II7, D, T, S, D6, T.
Если анализировать гармонию 2 части, то гармонические функции будут аналогичны. Отличие лишь в том, что гармония и мелодия становятся более насыщенными.
Русская народная песня «Ах ты, душечка» - acappella, предназначена для однородного четырехголосного мужского хора (Т1, Т2, Б1, Б2).
Тесситура произведения удобная:
Т1 от соль мал. окт. до соль 1 окт.
Т2 от ми мал. окт. до фа# 1 окт.
Б1 от си больш. окт. до до 1 окт.
Б2 от си больш. окт. до до 1 окт.
Диапазон хора от си большой октавы до соль 1 октавы.
Дыхание общехоровое, за исключением пауз. В 6 такте вступает лишь партия басов, тенора начинают петь со второй доли 7 такта:
Аналогично в 10-11 такте вступает партия теноров, а партия басов вступает позже:
Что же касается общехорового дыхания, то оно берется в конце каждого куплета.
Особое внимание нужно обратить на то, что в 13 такте стоит неснимаемая фермата, и дыхание после нее не берется:
В целом же произведение исполняется на цепном дыхании.
При работе над дикцией особое внимание следует уделить слогу «ся», который исполняется [са]: разгуляемся, зарятся.
Звук [а] поется округленно, ближе к [о]: пойдем, с тобой.
Еще одна дикционная сложность заключается в умении связывать конец предыдущего слова с началом следующего, а так же переносить конечную согласную букву слога к следующему слогу: на на-слю-ди за-ря-тся:
Звук [р] произносится звонко и четко: красна, разгуляемся, бережку, зарятся, парочка, брат.
Окончания слов четко допевать до конца:
Фактура произведения гомофонно-гармоническая с элементами полифонии.
Работая, над вертикальным строем, следует добиться плавного звучания в вертикали, т.е. мягкого перехода из одного аккорда в другой. Повторяющиеся ноты нужно петь с тенденцией к повышению:
А унисонные ноты следует петь тише, чтобы было легче прислушаться друг к другу и избежать нечистого звучания.
Особую сложность составляет поочередное вступление голосов во второй части. Первый вступающий голос поет ярче до тех пор, пока не вступит другая партия. При появлении другой партии, первый голос должен стать фоном, чтобы не заглушить ее.
В 14 и 15 такте Т1 и Б2 должны служить фоном, где в терцию проводят мелодическую линию Т2 и Б1:
Работая над горизонтальным строем, особую сложность в партии Т1 вызывает скачок на м6 вверх, который нужно петь с тенденцией к понижению:
Следующая сложность состоит в интонировании малой секунды вверх, которая возникает от понижения фа#. Она поется с тенденцией к понижению.
В 3 такте скачки на ч4 и ч5 поются устойчиво:
Аналогичные скачки в 4 такте:
В партии Т2 также встречаются скачки на ч4. Но помимо них встречаются скачки на м3, которые вниз поются с тенденцией с повышением, а вверх с тенденцией с понижением.
А в 4 такте скачок вниз на б3 поется с тенденцией с понижением.
В партии басов сложность составляет ход мелодии по ступеням мелодического ля минора и с последующим переходом в натуральный.
Здесь при движении вверх повышается VI и VII ступени, а при движении вниз VII ступень понижается.
В партии басов так же, как и в партии теноров встречаются скачки на терцию, квинту, кварту. Скачок в 8 такте на малую сексту вниз составляет сложность, он должен интонироваться с тенденцией к повышению.
У Б1 в 1 и 2 такте наблюдается долгое повторение высокой ноты. Здесь нужно петь с тенденцией к повышению, чтобы интонация не ушла вниз.
В 11 такте скачок на октаву поется устойчиво:
Важное место в песне занимает работа над тембровым ансамблем. Звучание должно быть мягким, теплым, душевным, о чем говорит нам сам характер произведения. Высокие ноты должны так легко пропеваться, чтобы не чувствовалось надрыва. Особенно в начале и конце произведения звучание должно быть нежным и трепетным.
А в 3 куплете, наоборот, происходит волнение и мелодия может прозвучать более взволнованно, не так мягко, как в начале.
В 4 куплете волнение уже не такое сильное.
А в 13 такте оно вообще уходит. И звучание снова возвращает себе мягкость и прозрачность.
Темповый ансамбль играет не менее важную роль и составляет сложность. Широта и протяжность характеризуют темп. Поэтический текст дает тенденцию к ускорению, появляется желание отклониться в темпе, чего делать не следует. Особенно это происходит во втором и третьем куплетах, когда происходит динамическое и смысловое напряжение.
В 13 такте после ферматы темп замедляется еще больше, что создает атмосферу растворения созданной картины и подчеркивает трепетность чувств парня.
Чтобы добиться динамического ансамбля, следует обратить внимание на разнообразную динамику и соотнести ее с содержанием песни. Если вначале стоит нюанс p(тихо), то это соответствует повествовательному характеру первых двух куплетов.
3 куплет представляет кульминацию произведения. Динамика неожиданно сменяется на f, что создает контраст и подпитывает эмоциональное напряжение.
Эта динамика выражает всю силу чувств, в которых переплетается любовь к девушке и чувства от взглядов других людей.
4 куплет звучит не так напряженно mf как бы рисуя размышления людей, с кем этот парень, с сестрой или женой.
И в конце произведения на фермате застывает вопрос: так с кем же добрый молодец? И динамика p (тихо) подчеркивает трепетность ответа «с красной девицей». И на pp и фермате вся эта картина растворяется.
Русская народная песня «Ах ты, душечка» очень интересна в своем исполнении.
Уже само начало произведения нас настраивает на то, что начинается рассказ. Этому способствует динамика (p), спокойный, широкий темп, очень размеренный и сложный размер 5/4 и сами длительности, которые не спеша начинают изображать содержание рассказа. Парень рассказывает девушке о своей любви. В его словах чувствуется очень ласковое отношение к девушке, потому что он называет ее «душечка», «красна девица». Это подчеркивает и сама гармония, которая очень прозрачная и теплая. Несмотря на минорный характер, песня совсем не кажется грустной. Она скорее навевает очень светлые и трепетные чувства. Переход в ля минор очень освежает песню, а мелодический вид тональности рисует саму красоту девушки. Парень в этом рассказе выражает и свою любовь к природе, называя речку «Волга-матушка».
Рассказав о том, как он пойдет гулять с девушкой, начинается 3 куплет. Его начало настолько контрастирует по динамике (f) с предыдущим материалом, что возникает ощущение необычной напряженности и драматичности. Да и музыкальный материал тут становится более насыщенным. Появляются элементы полифонии. «Пускай люди зарятся!», - восклицает парень. И пускай думают, что за парочка. Здесь передан такой эмоциональный наплыв чувств любви к девушке и одновременно тех чувств, которые возникают от людей, которые смотрят на них! Но парню ни сколько не стыдно за то, что на них смотрят, потому что он любит эту девушку и его отношение к ней серьезное.
Более спокойно начинается 4 куплет-размышление людей, что же это за парочка. Динамика mf уже более сдержанная. И люди размышляют: так кто же это, брат с сестрой или муж с женой? С кем же этот добрый молодец? Вопрос как бы замирает на фермате. Все волнение уходит, динамика достигает p, после чего следует ответ - «с красной девицей». Так трепетно, так ласково говорит парень, во время чего темп замедляется, а картина растворяется на pp и фермате.
При работе над партитурой у дирижера могут возникнуть следующие трудности:
-слабое ощущение долей такта в сложном размере 5/4;
-плохое ощущение темпа, желание его ускорить;
-потеря характера звуковедения;
-сложность при показе полифонии.
Трудности хора:
-слабое ощущение темпа;
-снятие раньше времени задержанных нот;
-сложные скачки в мелодии;
-занижение на повторяющихся нотах;
-крикливое пение;
-«недопевание» до конца окончаний слов;
-чистое интонирование переходов из ми минора в ля минор и наоборот.
Для решения этих трудностей для начала необходима тщательная работа самого дирижера над партитурой, а затем уже работа с хором. Дирижер должен донести участникам хора смысл этой песни, правильно их настроить. При хорошей работе дирижера, все трудности будут ликвидированы. Хор, в свою очередь, должен хорошо выучить партитуру, чтобы следить за руководителем.
Такие произведения развивают более глубокое понимание музыкального языка, средств музыкальной выразительности. При работе над песней обогащается внутренний мир человека, воспитывается трепетное отношение к другим людям.