Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
17
Готовимся к ГИА 2014. Сочинение - рассуждение на
основе прочитанного текста (С2).
Часть 7
Морфология
Возможные цитаты
Лев Николаевич Толстой
А. А. Реформатский
А. А. Реформатский
Александр Афанасьевич Потебня
А. Н. Толстой
А. Югов
Ю. В. Бондарев
М. В. Ломоносов
К. Д. Григорович
И. Б. Голуб
Л. В. Успенский
А. А. Реформатский
Г. А. Золотова
А. А. Реформатский
А. А. Реформатский
Н.С. Валгина
В. В. Виноградов
22. Междометия отличаются от всех знаменательных частей речи тем, что они не обладают функцией называния, , так как являются своего рода речевыми знаками, сигналами, употребляемыми для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения требования, желания человека.
Н.С. Валгина
Пишем сочинение
Сочинение № 1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
Л. Н. Толстого: «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. Н. Толстого.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст из варианта № 1107. Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Часть 2
(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку.
(5)Как тебя зовут, девочка? спросил Григ.
(6)Дагни, вполголоса ответила девочка.
(7)Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. (8)Испугаться она не могла, так как глаза Грига смеялись.
(9)Вот беда! сказал Григ. (10)Мне нечего тебе подарить. (11)Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. (12)Слушай, Дагни, я придумал. (13)Я подарю тебе одну интересную вещь. (14)Но только не сейчас, а лет через десять.
(15)Дагни даже всплеснула руками.
(16)Ой, как долго!
(17)Мне её ещё нужно сделать. (18)Я сделаю её, может быть, за несколько дней, но такие вещи не дарят детям. (19)Я делаю подарки для взрослых, а ты ещё маленькая и многого не понимаешь. (20)А теперь давай корзинку, ты её едва тащишь. (21)Я провожу тебя, и
мы поговорим о чём-нибудь другом.
(22) Корзина действительно была тяжёлая, и Дагни, вздохнув, протянула её Григу.
(23)Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:
(24)Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни.
(25)Разве вы не зайдёте к нам?
(26)Спасибо. (27)Сейчас мне некогда
(28)Прощай, Дагни! …
(29)Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила школу, отец отвёз её погостить к своей сестре в город. (30)Однажды Дагни с тётушкой отправилась на концерт. (31)Был тёплый июнь, стояли белые ночи, и концерты проходили в городском парке под открытым небом. (32)Несмотря на вечер, ни дирижёр, ни оркестранты не включили лампочек над пультами.
(33)Дагни впервые слышала симфоническую музыку. (34)Она произвела на неё странное действие. (35)Все переливы оркестра вызывали в Дагни множество картин, похожих на сны. (36)Потом она вздрогнула и подняла глаза. (37)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
(38)Тётушка смотрела на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением.
(39)Что случилось? спросила Дагни. (40)Тётушка схватила её за руку и прошептала:
(41)Слушай!
(42)Тогда Дагни услыхала, как человек во фраке сказал:
(43)Слушатели из последних рядов просят меня повторить. (44)Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая Дагни, дочери лесника, по случаю её восемнадцатилетия.
(45)Сначала она ничего не слышала. (46)Внутри у неё шумела буря. (47)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастушеский рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр. (48)Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. (49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря!
(51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!
(По К. Паустовскому)*
* Паустовский Константин Георгиевич (18921968) русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
Работаем с черновиком
План работы |
Рабочие записи |
|
I. Л. Н. Толстой пишет: «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Глаголы и существительные в руках мастера-художника не просто обозначают действия и предметы, они помогают выразить оттенки мыслей и чувств. |
|
II. Предложения 7, 8: показаны чувства и мысли обоих героев, и девочки, и Грига (одна смущена, другой очарован малышкой). Особенно ярко нарисовано Паустовским восприятие девочкой музыки (предложения с № 46 по 48): сначала в душе Дагни «шумела буря», но она умеет понимать, чувствовать музыку. Использование однородных глаголов-сказуемых в предложении 48 помогает увидеть, насколько богато воображение героини и как талантлив композитор, сумевший создать такую музыку. |
|
III. Мы убедились в том, что великий писатель Л. Н. Толстой прав, утверждая: «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Правильно отобранные мастером слова глаголы, существительные, другие части речи помогают понять, что хотел сказать читателю автор, какие мысли и чувства рождались в душах его героев. |
Работая над сочинениями части С2 ГИА 2013, мы убедились, что писать его трудно, но возможно. Помогут в этом своеобразные шаблоны-подсказки.
Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления
Вариант 1. Известный … (писатель, учёный, лингвист, филолог смотри в задании С2!) утверждал: «Цитата». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного … (писателя, учёного, лингвиста, филолога смотри в задании С2)о том, что «цитата» или предложение с косвенной речью, передающее главное в высказывании.
Вариант 3. «Цитата», - писал… (называем автора высказывания). Известный … (писатель, учёный, лингвист, филолог смотри в задании С2)прав, потому что ... Докажем это.
Начало предложения может быть таким:
Я (полностью) согласен с …
Не могу не согласиться с …
Я разделяю точку зрения …
Я поддерживаю мнение …
Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал, убеждает нас
вводные конструкции: По мнению…, По словам…
Переход к рассуждению
Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
Приводим примеры
необходимо привести 2 примера;
Включение примеров можно сделать с помощью таких клише
Ещё речевые клише
Заключение (вывод)
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно
Сочинение
Не могу не согласиться с высказыванием великого писателя Л. Н. Толстого, утверждающего: «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Глаголы и существительные в руках мастера-художника не просто обозначают действия и предметы, они помогают выразить оттенки мыслей и чувств.
Так происходит и в тексте К. Г. Паустовского. В подтверждение приведу пример из предложений 7, 8, в них показаны чувства и мысли обоих героев, и девочки, и Грига (девочка смущена, композитор очарован малышкой).
Особенно ярко нарисовано Паустовским восприятие музыки восемнадцатилетней девушкой (предложения с № 46 по 48): сначала в душе Дагни «шумела буря», но она умеет понимать, чувствовать музыку. Использование однородных глаголов-сказуемых в предложении 48 помогает увидеть, насколько богато воображение героини и как талантлив композитор, сумевший создать такую музыку.
Мы убедились в правоте слов Л. Н. Толстого, Русский язык действительно богат глаголами, существительными, формами слова, которые помогают выразить оттенки мыслей и чувств. Правильно отобранные мастером слова помогают понять, что хотел сказать читателю автор, ярче представить происходящее в произведении, увидеть героев, как живых.
сочинение № 2
Пишем сочинение О глаголе
Повторим теорию. Функции глагола
Для художественной речи характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции:
Некоторые группы глаголов, обозначающие конкретные действия (красться, метаться, кувыркаться) используются как средство образной конкретизации речи:
Некоторые глаголы часто используются в переносном значении:
С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
писателя А. Югова: «Глагол самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Югова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст
(1)Мы собирались на рыбалку, когда прибежала Наташка.
(2)К тёте Марье родственник приехал, затараторила она.
(3)Вышел на лужайку и прыгает через голову…
(4)То-то ты вырядилась, сказал Мишка.
(5)А собака у него с телёнка.
(6)С лошадь, сказал Мишка.
(7)Со слона, поддакнул я.
(8)Наташка взяла жестяную банку с червями и, заглянув внутрь, презрительно сказала:
(9)Разве это черви? (10)Вот у тёти Марьи на огороде…
(11)И вывалила наших червей в глубоченную яму, приготовленную для силоса. (12)Мы с Мишкой ахнули: этих червей мы, может, с полчаса копали у конюшни. (13)Я бы показал Наташке за эти штучки, но из-за Мишки не стал. (14)В последнее время я заметил, что Мишка перестал возражать Наташке. (15)А когда она улыбается и её насмешливые глаза смотрят на него, он отворачивается, даже краснеет…
(16)Мишка сказал:
(17)Ладно, пошли к Марье. (18)Красных накопаем…
(19)Наташка не обманула: таких огромных собак мы не видали сроду.
(20)Как только мы остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.
(21)Она сейчас Мишке голову откусит! чуть слышно прошептала Наташка.
(22)Но собака не стала откусывать, она раскрыла красную пасть и оглушительно гавкнула. (23)Дверь распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии.
(24)Орион! сказал мальчишка. (25)Ко мне!
(26)Собака, виляя хвостом, подбежала к нему.
(27)Он кусается? спросила Наташка.
(28)Мальчишка улыбнулся.
(29)Погладь, разрешил он.
30)Наташка тут же запустила пальцы в густую собачью шерсть и спросила:
(31)А что такое Орион?
(32)Такую чепуху не знает… сказал Мишка. (33)Звезда какая- то…
(34)Мальчишка поправил:
(35)Так называется созвездие, оно находится как раз над экватором…
(36)А как тебя зовут? спросила Наташка.
(37)Женя, ответил мальчишка.
(38)А тебя?
39)Наташка сказала.
(40)Мишка исподлобья взглянул на неё и отвернулся.
(41)А какой породы Орион? снова спросила Наташка.
(42)Ньюфаундленд, сказал Женя.
(43)А что это такое?
(44)Такую чепуху не знает… сказал Мишка.
(45)Полуостров в Америке.
(46)Остров, опять поправил мальчишка.
(47) От Америки он отделяется проливом.
(48)Мишка готов был лопнуть от злости.
(49)А ты… видел когда-нибудь ропуху*? спросил он.
(50)Ропуху? удивился Женя. (51)А что это такое?
(52)То-то, сказал Мишка и кивнул мне:
(53)Пошли отсюда!
(По В. Козлову)
*Ропуха - жаба (укр.).
Вильям Фѐдорович Козлов современный российский писатель, автор около пятидесяти книг для детей и взрослых, в том числе сборника рассказов « Валерка-председатель», повестей « Волосы Вероники», «Юрка Гусь» и др.
Пишем?!
«Глагол самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - так образно пишет о глаголе писатель А. Югов. Видимо, он имеет в виду большое значение этой части речи в художественном тексте. Я считаю, что он абсолютно прав, потому что с помощью глагола можно не просто назвать действие, можно передать чувства, их оттенки, а при передаче диалога можно избежать повторов. Докажем это.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся ко второму предложению текста. В нём вместо глагола «заговорила» использован глагол «затараторила», он характеризует и манеру говорить Наташки, и то, что она очень взволнована.
В двенадцатом предложении использован эмоциональный глагол «ахнули», он передаёт возмущение мальчиков тем, что к их долгой работе отнеслись так пренебрежительно.
О выразительных возможностях глагола можно говорить очень много. Использование глагола в речи является ярким образным средством. Поэтому яркое, эмоциональное высказывание А. Югова о глаголе кажется мне абсолютно справедливым.
Сочинение № 3
Пишем сочинение О причастии
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста И. Б. Голуб: «Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст
(1)Средняя полоса Россия страна необыкновенная. (2) Достаточно увидеть, как ветер уносит в синеющую осеннюю даль лиственный убор лесов или как застенчивым счастьем блестят газа белоголового мальчишки со свистулькой в руках, чтобы понять это. (3) Достаточно увидеть хотя бы это, чтобы сердце сразу, навсегда, навек покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой.
(4) Я вырос на юге и впервые увидел Среднюю Россию, Когда мне было двадцать лет. (50) Это было осенью. (6) Я ехал из Киева в Москву. (7) Невдалеке от Москвы я увидел из окна вагона неправдоподобно синюю, совершенно индиговую маленькую реку, которая была вся засыпана жёлтыми листьями. (8) Я высунулся в окно, и вдруг у меня перехватило дыхание. (9) В лицо светило нежаркое сентябрьское солнце. (10) Я смотрел до головокружения на шумливые рощи, трепет осин и берёз, блеск светлых речушек, на луга и кромку строгих, как кремлёвские стены, сосновых боров по горизонту.
(11) Отчего это со мною произошло? (12) Что заставило меня пережить столь глубокое чувство, трудно объяснимое словами? (13) Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилось за окнами в холодеющем воздухе.
(14) Так, мелькнув, впервые появилась новая родина, чтобы захватить всё моё сердце. (15) Это вначале удивило меня самого.
(16) На следующий день в Москве, куда я попал впервые, я пошёл в Третьяковскую галерею. (17) Поднялся по лестнице. (18) вошёл в боковой зал наверху. (19) Вдруг снова перехватило дыхание, невольные слёзы обожгли мне глаза, хотя я тогда очень стыдился слёз. (20) Я стоял пред «Золотой осенью» Левитана. (21) Эта картина вошла в моё сознание сразу, как появление настолько величавой и облагораживающей красоты, что до тех пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете.
(22) Все семь дней, какие я пробыл в Москве, я провёл в галерее у полотен Левитана, изумлённый, взволнованный, притихший. (23) Всё дрожало у меня на душе: я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.
(24) А происходило величайшее событие в моей жизни: я обрёл свою родную страну. (25) Я полюбил её до последней прожилки на каждом незаметном дубовом листке. (26) Тогда впервые дошёл до меня подлинный смысл таких слов, как «священная земля», «отечество»…
(27) С тех пор Средняя Россия стала для меня действительно священной землёй, и я часто видел её так, как в первый раз. (28) Невыразимо прекрасную, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины и залитую сиянием нежаркого солнца.
(По К. Г. Паустовскому*)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892 1968) известный русский прозаик, автор повестей, рассказов и очерков.
Повторим теорию
Причастие это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?
Причастие образуется от глагола и объединяет в себе морфологические признаки глагола и признаки прилагательного.
Стилистическая роль причастий в русском языке своеобразна. Эта форма передает смысловую точность, сжатость, лаконичность речи, вносит в текст элементы книжности, в публицистических и художественных текстах причастия приобретают экспрессивную окраску.
Эпитет - красочное определение. Причастие и причастный оборот могут выступать в роли эпитетов.
Работаем с черновиком
План работы |
Рабочие записи |
|
I. И. Б. Голуб отмечает, что в причастии соединены черты прилагательного и причастия, а функции причастия состоят в том, чтобы образно характеризовать предмет, показывать его признак в динамике. |
|
II. Примеры: 1. В предложениях 2, 13 действительные причастия настоящего времени: «синеющей (дали)», «холодеющем (воздухе)». !!! «Не синей дали» и не «холодном воздухе». 2. Предложение № 22. Три однородных причастия показывают эмоциональное состояние героя. 3. В предложении 28 причастия входят в состав причастного оборота, это делает текст более эмоционально окрашенным и стилистически динамичным, позволяет в значительной мере усилить психологическое воздействие на читателя |
|
III. Итак, мы убедились в том, что причастия играют важную роль в художественном тексте. Они придают повествованию смысловую точность, сжатость, лаконичность. Будучи одним из способов создания эпитетов, причастия являются одним из ярких средств выразительности речи. |
Сочинение
И. Б. Голуб отмечает, что в причастии соединены черты прилагательного и глагола, а функции причастия состоят в том, чтобы образно характеризовать предмет, показывать его признак в динамике. Докажем это.
Обратимся к предложениям 2, 13 . В них есть действительные причастия настоящего времени: «синеющая (даль)», «холодеющий (воздух)».
К. Г. Паустовский не случайно употребляет эти эпитеты, он мог бы сказать «синяя даль», «холодный воздух», но, видимо, для него важно, как сказано И. Б. Голуб, «представить признак в динамике».
В предложении 28 причастия «покрытую» и «залитую» входят в состав причастного оборота, который является эпитетом. Этот приём делает текст более эмоционально окрашенным и динамичным, позволяет в значительной мере усилить психологическое воздействие на читателя.
Итак, мы убедились в правоте высказывания И. Б. Голуб о том, что «причастие не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике». Причастия играют важную роль в тексте. Они придают повествованию смысловую точность, сжатость, лаконичность. Будучи одним из способов создания эпитетов, причастия являются одним из ярких средств выразительности речи.
Сочинение №4
Пишем сочинение О Местоимении
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста
А. А. Реформатского: «Местоимения удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании...»
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
А. А. Реформатского
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст
(1) Бабочки самые красивые создания на Земле. (2) Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. (3) Множество волшебных сказок и легенд сложено о бабочках, которых учёные называют скучновато: чешуекрылые. (4) Зато названия у них красивые, чаще всего используются имена греческих богов и героев: Аполлон, Психея, Гектор, Икар, Мнемозина… (5) Так люди выразили своё восхищение яркой красотой бабочек. (6) А чешуйки это та самая «пыльца», которая так легко стирается и уничтожается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» бабочек…
(7) Крылья у них стеклянно-прозрачные, покрыты густым слоем чешуек, расположенных ровными рядами и сложенных друг на друга, как черепица или серебристые деревянные «лемеха», одевающие купола старинных русских церквушек. (8) Чешуйки бывают разные по форме и все они видоизменённые волоски. (9) В некоторых, как в прозрачных мешочках, собраны зёрнышки окрашенного вещества пигмента; это цветные чешуйки. (10) Но есть чешуйки оптические, они бесцветны и покрыты тончайшими рёбрышками, лучи света «преломляются» в них, и крыло сверкает радужным, металлическим блеском зелёным, огненным, ярко-синим! (11) Тропические бабочки иногда напоминают уже не цветы, а редкие драгоценности.
(12) Стоит вглядеться и в крылышки невзрачных ночных бабочек, которые прилетают на свет летними вечерами. (13) В лупу можно увидеть, насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры, как на драгоценной парче. (14) Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки, при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов.
(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити. (20) Кстати, до изобретения синтетических волокон натуральный шёлк, который делали из этих нитей, был самой красивой материей от тонкого, как паутинка, газа до тяжёлого блестящего атласа. (21) Со временем неподвижные куколки превращаются в восхитительные существа. (22) Бабочки являются не только самыми красивыми, но и самыми загадочными созданиями на Земле!
(По В. Алексееву)
Сочинение
Из школьной грамматики мы знаем, что местоимения это части речи, которые указывают на предмет, признак или количество, но не называют их. А лингвист
А. А. Реформатский называет основные функции местоимений в речи:
«…местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». Попробуем доказать это, анализируя текст В. Алексеева.
В первом предложении текста автор называет, о ком пойдёт речь, это бабочки. Чтобы избежать повтора одного и того же слова, во втором предложении он использует личное местоимение «они»; говоря о крыльях, указывает на принадлежность с помощью притяжательного местоимения «их».
Рассмотрим предложение № 12. Оно сложноподчиненное, для связи главного и придаточного предложений используется относительное местоимение «которые», заменяющее словосочетание «ночные бабочки» в главном. Налицо экономия «времени и места в высказывании».
Даже такое небольшое исследование текста убеждает нас в том, что
А. А. Реформатский абсолютно прав, говоря о том, что местоимения важны в тексте, как слова-заменители, они делают нашу речь правильной, красивой.
Сочинение № 5
Пишем сочинение О частицах
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста, автора учебников русского языка Н.С. Валгиной: «Частицы выражают общие логико-смысловые, эмоциональные и модально-волевые оттенки слова или словосочетания, а также предложения в целом».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст
(1)В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать о том, что якобы массовый героизм советских людей во время Великой Отечественной войны был обусловлен страхом. (2)Будто бы наших солдат сторожили специальные заградительные отряды, и того, кто пытался отступить, немедленно расстреливали. (3)Вот при трезвом размышлении наш боец и приходил к безрадостному выводу: если уж смерть всё равно неизбежна, то лучше пасть героем на поле битвы, нежели тебя, как
предателя, пристрелят свои же.
(4)Нелепость такого «трезвого размышления» очевидна для любого человека, который хоть раз оказывался под пулями. (5)Я на всю жизнь запомнил свой первый бой. (6)Пыль, поднятая взрывами, закрыла солнце. (7)Земля ходила ходуном, как во время землетрясения, и я, слепой и оглохший, не понимал, где верх, где низ… (8)И что же, в такой момент, когда точно не знаешь, жив ещё или уже убит, кто-то сможет философствовать: раз бежать нельзя, что ж, делать нечего, приму геройскую смерть? (9)Это бред! (10)Страх не может превратить труса в героя! (11)Если бы это было возможно, все армии мира давно стали бы применять такой нехитрый метод воспитания мужества и воинской доблести. (12)Герой как раз тем только и
отличается от труса, что как-то умеет преодолеть страх смерти, что, истекая кровью, он почему-то продолжает сражаться с врагом. (13)«Как-то», «почему-то» я, несмотря на то что почти полтора года провёл на передовой, не сумею объяснить, какие чувства руководят солдатом во время сражения, когда грань между жизнью и смертью становится почти неразличимой.
(14)Но важным мне здесь представляется иное: как современные люди объясняют себе поведение советских людей во время недавней войны. (15)«Фанатики, оболваненные пропагандой», «марионетки, осуждённые на подвиг», «люди, у которых отняли будущее»… (16)Когда я, бывший солдат, слышу подобные заявления, то испытываю не возмущение и обиду. (17)Я же признался, что и сам не могу точно объяснить, почему мы погибали, но не бросали позиций. (18)Мне горько оттого, что я ощущаю своё бессилие: как объяснить современным людям, что человек в своих поступках может руководствоваться чем-то иным, кроме животного страха?! (19)Неужели моему соотечественнику сегодня проще поверить в то, что его деды и прадеды были запуганными рабами бесчеловечного режима, чем в то, что они беззаветно любили свою родину, где жили их матери, жёны и дети, и что ценой своей жизни пытались спасти их от смерти? (20)А если, не дай Бог, на вашу долю выпадет такое же испытание, за что вы ухватитесь, какая вера вам даст силы, какое чувство заставит вас идти вперёд? (21)Неужели вас погонит на верную смерть только тёмный, звериный страх и злобное отчаяние?! (22)Ведь нет же! (23)Вот и нас вели в бой совсем другие чувства.
(По А.Н. Кузнецову*)
*А.Н. Кузнецов (19201998) писатель, участник Великой Отечественной войны.
ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ
Частица служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение.
Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения.
Сочинение
Лингвист, автор учебников русского языка Н.С. Валгина так характеризует частицы: «Частицы выражают общие логико-смысловые, эмоциональные и модально-волевые оттенки слова или словосочетания, а также предложения в целом». Из школьной грамматики мы помним, что частица служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Рассмотрим роль частиц в тексте А. Н. Кузнецова.
В предложении 10 («Страх не может превратить труса в героя!») отрицательная частица «не» придаёт отрицательное значение всему предложению, а в 16-ом одному слову («испытываю не возмущение и обиду»).
Обратимся к предложению № 19. Частица «неужели» модальная, вопросительная, помогает выразить чувство автора, его недоумение, возмущение современниками, не умеющими ценить подвиг дедов и прадедов.
Таким образом, даже при таком небольшом исследовании текста мы убедились, что частицы играют большую роль в речи, помогая выразить «логико-смысловые, эмоциональные и модально-волевые оттенки слова или словосочетания, а также предложения в целом».
Сочинение № 6
Пишем сочинение О междометиях
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста
Н. С. Валгиной: «Междометия отличаются от всех знаменательных частей речи тем, что они не обладают функцией называния, , так как являются своего рода речевыми знаками, сигналами, употребляемыми для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения требования, желания человека».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
А. А. Реформатского
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст
(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.
(2)Смотри-ка... рогатка у меня. (3)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха! (5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.
(7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.
(8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? дерзко спросил Лёвка.
(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.
(10) Ну и наплевать! сказал Лёвка. (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.
(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.
(14)Бежим! крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк. (15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.
(16)Старуха обязательно пожалуется, говорил Лёвка. (17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать...
(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.
(21)Да, хорошо бы, сказал Серёжа.
(22)Прошло несколько дней.
...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей. (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?
(25)Ну что я могу думать, усмехнулся отец. (26)Может, пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы...
(29)Не может быть, решительно сказала мать, на этой улице все знают Марью Павловну. (30)Никто так не обидит старую, больную женщину... (31)Ведь этот Мурлышка вся её жизнь!
(32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам. (33)Ребятки, вы не видели Мурлышку? (34)голос у неё был тихий, глаза серые, пустые.
(35)Нет, глядя в сторону, сказал Серёжа. (36)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.
(38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, он покрутил головой. (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!
(42)Фи! свистнул Лёвка. (43)Плакса какая! Подумаешь рыжий кот пропал!
(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом. (46)И ребята не выдержали.
(47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, решили они.
(48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.
(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:
(50)Да чего вам от меня надобно-то?
(51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.
(53)Ишь ты... (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.
(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:
(58)Мурлышка! (59)Усатенький...
(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.
(61)Только б не упустить теперь, пыхтел Лёвка. (62)Нашёлся-таки!.. (63)Усатый-полосатый!
(По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
Повторим теорию
Междометия это слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их. Почти все междометия, обслуживающие сферу эмоций, ярко экспрессивны. Междометия придают речи живость, они свойственны эмоциональным репликам и восклицаниям. Поэтому основная сфера их употребления обиходно-бытовой стиль, живая непринуждённая речь. В художественной литературе междометия используются для речевой характеристики персонажей; употребительны они и в авторском тексте, передавая динамику описываемых событий, отношение к ним автора, внезапность действий, сопровождающие их звуки, восклицания и т. п.
Работаем с черновиком
План работы |
Рабочие записи |
|
I. Н. С. Валгина говорит о том, что междометия отличаются от всех знаменательных частей речи, они не обладают функцией называния, употребляются «для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения требования, желания человека». И это действительно так. |
|
1. Предложение № 25. Междометие «НУ» выражает побуждение.
|
|
III. Даже при таком маленьком исследовании текста мы убедились в том, что Н. С. Валгина справедливо утверждала: «Междометия отличаются от всех знаменательных частей речи тем, что они не обладают функцией называния, , так как являются своего рода речевыми знаками, сигналами, употребляемыми для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения требования, желания человека». |
Сочинение
Есть в языке удивительная часть речи междометие. С его помощью мы можем выразить чувства и побуждения, не называя их. Именно об этих функциях междометия говорит Н. С. Валгина, обращая наше внимание на то, что междометия это своего рода речевые знаки, сигналы, нужные для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения требования, желания человека.
Я разделяю точку зрения лингвиста Н. С. Валгиной. Обратимся к тексту
В. А. Осеевой-Хмелёвой. Он почти полностью состоит из диалога. Чтобы передать чувства героев, в нескольких предложениях автор использует междометия. Так, в предложении № 42 междометие «фи» показывает презрение Лёвки к старушке, которая так убивается по пропавшему коту.
Предложение № 52 состоит из междометия: «Ишь ты…» Оно выражает и удивление, и недоумение, и иронию, то есть чувства, которые испытывает пожилая женщина, увидевшая вновь ребят.
Даже при таком маленьком исследовании текста мы убедились в справедливости суждения Н. С. Валгиной о междометиях. Эта часть речи придаёт речи живость, экспрессивность, помогает увидеть реакцию человека на какие-то события, не прибегая к длинным описаниям.
Литература. Интернет-ресурсы