У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Проблема метода в философии

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

3. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

 

Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.

Общенаучные методы используются группой наук.

 

Философия являет собой всеобщий метод, т.к. предметом ее исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания.

Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым путем разрешения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

 

Необходимость выбора и обоснования методов породила специфичную область философского и научно-теоретического знания – методологию.

 

Соотношение теории и метода.

В общем случае, теория – результат процесса познания; метод – способ постижения и построения этого знания.

Однако в философии каждое теоретическое понятие выступает одновременно и методологическим принципом. Философская теория и есть одновременно метод.

В силу этого, философия выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания.

 

Проблема метода в философии – познаваем вообще мир или нет и как его познавать…

 

Диалектика (греч. – «веду беседу, рассуждаю»).

Понятие «диалектика» Возникло в Др. Греции и первоначально означало способность вести спор в виде вопросов и ответов.

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Диалектика выступает в единстве двух сторон – субъективной и объективной.

Субъективная диалектика – развертывается в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной. Субъективная диалектика – теория развития мышления, познания, борьбы идей в науке, философии, разворачивающейся в сознании человека.

Объективная диалектика – теория развития объективного бытия, существующего независимо от человека.

 

Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира.

В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития.

Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. (В этом и проявляется единство диалектики как теории (диалектического материализма) и метода (материалистической диалектики)).

 

Диалектический метод альтернативен: метафизическому и эклектическому.

Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия.

Характерные особенности – односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Объекты рассматриваются вне их сложной связи с другими процессами, явлениями и телами. Это естественно для человеческого мышления, т.к. человек не способен познавать, не расчленяя целого на его составные части. Для метафизики характерна статичность мышления.

 

Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития – диалектическую в метафизическую.

Метафизическая…

– Рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга.

– Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь.

– Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.

 

Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.

Диалектике чужда односторонность метафизики, она не совместима ни с догматизмом, ни с релятивизмом, которые произрастают на почве метафизического отрыва абсолютного и относительного друг от друга, она отвергает шараханье из одной крайности в другую, претензию судить обо всем только "со своей колокольни".

 

Проблема метода.

Д.(Декарт) ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки.

За исходный пункт он принимает сомнение в общепринятом знании (так как такого тезиса он не находит в схоластике (схоластика – тип религиозной философии; хар-ся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам)).

(Это сомнение есть только предварительный  прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует).

 

Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о. сомнение – достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, лишь поскольку я сам существую в качестве мыслящего. (Я мыслю, следовательно – я существую).

 

Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не требует логического док-ва, он есть результат интуиции ума. Ясность и отчетливость мышления Декарт ошибочно объявляет необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания т.о. у него не в практике, а в человеческом сознании. (НО: необходимо учитывать практику вместе с мышлением).

Идеализм Декарта усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу этого для доказательства реального существования мира необходимо док-во существования Бога.

В числе прочих идей в уме сущ-ет идея Бога. Как понятие о существе всесовершенном, идея Бога обладает большей реальностью чем все др. идеи.

В причине должно быть по крайней мере столько же реальности, сколько ее находится в следствии. Т.к. мы существуем и т.к. мы суть следствия первопричины, то существует и сама первопричина, т.е. Бог.

Но если всесовершенный Бог сущ-ет, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.

Возможность истины обусловлена существованием врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям), к которым он относит прежде всего математические аксиомы.

В познании главную роль играет разум – рационализм.  Декарт полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.

В процессе познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения – аксиомы.

В логической цепи дедукции, следующей за аксиомами, каждое следующее звено достоверно.

Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственные очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.

Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае если будет вооружен методом.

 




1. е декларир товаров
2. Жизнь и судьба Игоря Васильевича Северянина в контексте серебряного века
3. тема СИ 2 Кинематика и динамика
4. Внеклассное мероприятие для обучающихся четвёртых классов Турнир Информатиков.
5. мегастену пришла китайцам уже гдето VII веке до нашей эры.html
6. й в номере 14
7. это охранительное правоотношение между государством и правонарушителем налогоплательщиком налоговым аге
8. правовой формы завершенностью
9. первых перевозку по Европе возможно точно планировать т
10. Використання музично-дидактичних ігор в процесі музичного виховання дітей дошкільного віку.html
11. Общественный и государственный строй Рима в период империи
12. Эти обязательства обычно называют деликтными обязательствами поскольку они возникают не из договора а из
13. Чарівна садиба ул
14. Операционная система MS DOS
15. Методы оценки природных рисков на локальном уровне
16. 21 марта 2014 года институт социально политических наук департамент политологии и социологии Уральского фед
17. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата мистецтвознавства
18. Электроемкость. Энергия
19. разумного конкретнодиалектического понимания
20. Задание на курсовую работу п-п Наименование оборудования