Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 23 Алгоритм поиска с возвращением Рассмотрим общий случай когда решение задачи имеет вид вектор

Работа добавлена на сайт samzan.net:


екция: Алгоритмы поиска с возвращением                                                4 из 4 с.

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Алгоритм поиска с возвращением

[2.1] Обходы ордерева в глубину и в ширину

[2.2] Обходы графа в глубину и в ширину

[2.3] Контрольные вопросы

Лекция №23

Алгоритм поиска с возвращением

Рассмотрим общий случай, когда решение задачи имеет вид вектора 1, а2,…), длина которого не определена, но ограничена сверху некоторым (известным или неизвестным) числом r, а каждое аi является элементом некоторого конечного линейно упорядоченного множества  Аi . Таким образом, при исчерпывающем поиске в качестве возможных решений мы рассматриваем элементы множества  А1  А2 … Аi   для любого i, где ir , и среди них выбираем те, которые удовлетворяют ограничениям, определяющим решение задачи.

В качестве начального частичного решения берется пустой вектор ( ) и на основе имеющихся ограничений выясняется, какие элементы из А1 являются кандидатами для их рассмотрения в качестве а1 (множество таких элементов а1 из А1  ниже обозначается через а1). В качестве а1 выбирается наименьший элемент множества S1, что приводит к частичному решению (а1) . В общем случае ограничения, описывающие решения, говорят о том, из какого подмножества Sk  множества Аk  выбираются кандидаты для расширения частичного решения от 1, а2,… , аk-1) до 1, а2,… , аk-1, аk) . Если частичное решение 1, а2,… , аk-1) не предоставляет других возможностей для выбора нового аk (т.е. у частичного решения 1, а2,… , аk-1) 
либо нет кандидатов для расширения, либо все кандидаты к данному моменту уже использованы), то происходит возврат и осуществляется выбор нового элемента 
аk-1 из Sk-1 . Если новый элемент аk-1   выбрать нельзя, т.е. к данному моменту множество Sk-1  уже пусто, то происходит еще один возврат и делается попытка выбрать новый элемент аk-2  и т.д.

Общую схему алгоритма, осуществляющего поиск с возвращением для нахождения всех решений, можно представить в следующем виде:

k:=1; 
Вычислить S1 (*например, в качестве S1 взять А1  *); 
while k>0 do 
    while не пусто Sk do 
        (* Продвижение *) 
        В качестве 
аk взять наименьший элемент из Sk , удалив его из Sk  
        if (а1, а2,… , аk)  является решением 
        then Записать это решение 
        
end
        if  k<r then 
           
k := k + 1; Вычислить Sk 
            (* Например, в качестве 
Sk можно взять Аk  *) 
        end 
    end
    (* Возврат *)
k := k - 1 
end
(* Все решения найдены *) 

Более коротко общую процедуру поиска с возвращением можно записать в рекурсивной форме:

procedure ПОИСК (X: ВЕКТОР; i : Integer); 
begin 
        if  Х является решением then записать его end
        if  i <= r then 
               
Вычислить Si 
                for all from Si  do ПОИСК (X || (a),i+1) end 
        end 
end

Здесь || обозначает операцию конкатенации (соединения) двух векторов, т.е. 
(
а1, а2,… , аn) || (b1, b2,… , bm)= (а1, а2,… , аn,,b1, b2,… , bm) и () || (а1) для любых а1, а2,… , аn,,b1, b2,… , bm.

Вызов ПОИСК((),1) находит все решения, причем все возвраты скрыты в механизме, регулирующем рекурсию.

Для иллюстрации того, как описанный метод применяется при решении конкретных задач, рассмотрим задачу нахождения таких расстановок восьми ферзей на шахматной доске, в которых ни один ферзь не атакует другого. Решение расстановки ферзей можно искать в виде вектора (а1, а2, а3, а4, а5, а6, а7, а8), где аi – номер вертикали, на которой стоит ферзь, находящийся в i-й горизонтали, т.е. А1 =А2 =А3=А4 =А5 =А6 =А7 =А8 ={1,2,3,4,5,6,7,8} . Каждое частичное решение – это расстановка N ферзей (где 1N8) в первых N горизонталях таким образом, чтобы эти ферзи не атаковали друг друга. Заметим, что общая процедура поиска с возвращением при применении ее к задаче о расстановке ферзей уточняется таким образом, что в ней не вычисляются и не хранятся явно множества Sk .

Процесс поиска с возвращением удобно описывать в терминах обхода в глубину (см. ниже) дерева поиска решения, которое строится следующим образом. Корень дерева поиска решения (нулевой уровень) соответствует пустому вектору, являющемуся начальным частичным решением. Для любого k1 вершины k-го уровня, являющиеся сыновьями некоторой вершины p, соответствуют частичным решениям
(а1, а2,… , аk-1, аk), где  (а1, а2,… , аk-1)  – это то частичное решение, которое соответствует вершине p, а аk  Sk; при этом упорядоченность сыновей вершины p отражает упорядоченность соответствующих элементов аk в Sk .

Обходы ордерева в глубину и в ширину

Во многих задачах необходимо обойти некоторое ордерево в глубину или в ширину, посещая каждую его вершину в точности один раз и выполняя при этом некоторую систематическую обработку информации, относящейся к этой вершине. Посещение каждой вершины дерева может быть связано или с выполнением простой операции, например с распечаткой пометки вершины дерева, или со сложной, например, с вычислением некоторой функции.

Рис. 20. Дерево

При префиксном обходе ордерева T, сначала нужно посетить его корень v, а затем, если v не является листом, то реализовать префиксный обход всех ее поддеревьев в порядке их упорядоченности. Например, для дерева, показанного на рис. 20, вершины будут проходиться в следующем порядке: A,B,C,D,E,F,G,H,I,J,K,L. Следующая рекурсивная процедура реализует префиксный обход ордерева:

procedure ПРЕФИКСНЫЙ-ОБХОД(T: ордерево); 
begin 
    Посетить корень 
v ордерева T
    if v не лист then 
        Пусть 
T1,…,Tk – поддеревья корня v; 
        for i := 1 to k do ПРЕФИКСНЫЙ-ОБХОД(Ti) end 
    end 
end.

Если использовать стек S для хранения текущего пути по дереву, т.е. пути, который начинается в корне дерева и кончается в вершине, посещаемой в данный момент, то можно предложить следующий нерекурсивный алгоритм префиксного обхода ордерева:

Посетить корень дерева и поместить его в пустой стек  S ; 
while стек  S  не является пустым do 
    Пусть 
p  – вершина, находящаяся на верху стека  S ; 
    if Сыновья вершины p еще не посещались 
    then Посетить старшего сына вершины p и поместить его в стек  S  
    else 
           Удалить вершину p из стека S; 
            if p имеет братьев then Посетить брата вершины p и поместить его в стек  S  end 
    end 
end

Способ обхода ордерева в ширину предполагает посещение вершин ордерева по старшинству, уровень за уровнем, отправляясь от корня. Например, при обходе в ширину изображенного на рис. 20 дерева вершины проходятся сверху вниз и слева направо и посещаются в следующем порядке: A,B,C,G,H,D,E,F,I,L,J,K. Приведенный ниже алгоритм реализует обход дерева в ширину, используя очередь О.

Поместить корень в пустую очередь O
while очередь O не пуста do 
        Пусть p  – первая вершина очереди O
        Посетить вершину 
p  и удалить ее из O
        Поместить всех сыновей вершины 
p  в очередь O, начиная со старшего сына 
end 
 

Следует заметить, что обход дерева поиска в ширину позволяет обходить дерево поиска одновременно с его построением. Таким образом, можно решать задачу нахождения какого-нибудь одного решения в форме вектора 1, а2,…)  неизвестной длины (не зная r), если только известно, что существует конечное решение задачи.

 Обходы графа в глубину и в ширину

Алгоритмы обхода дерева в глубину и в ширину можно модифицировать таким образом, чтобы их можно было использовать для систематического обхода всех вершин произвольного графа.

Например, используя рекурсивную процедуру, линейный по временной сложности алгоритм обхода графа G в глубину можно записать следующим образом:

procedure ОБХОД-В-ГЛУБИНУ(р: вершина); 
begin 
    Посетить вершину 
р 
    for all q from множества вершин, смежных с р do 
        if q еще не посещалась then ОБХОД-В-ГЛУБИНУ(qend 
    end 
end; 
begin 
    for all р from множества вершин G do 
        if р еще не посещалась then ОБХОД-В-ГЛУБИНУ(рend 
    end 
end.

В результате работы алгоритма, пройденные ребра графа образуют вместе с посещенными вершинами одно или несколько деревьев (по одному дереву для каждой компоненты связности графа). Если приписать пройденным ребрам ориентацию в соответствии с тем направлением, в каком они проходятся при выполнении алгоритма, то мы получим совокупность ордеревьев, причем их корнями будут служить все те вершины, которые в процессе работы алгоритма помещались в пустой стек.

Например, для графа, изображенного на рис. 21,а, описанным способом будут получены два ордерева, приведенных на рис. 21,б. Порядок на всем множестве вершин графа, а также порядок вершин, смежных всякой его вершине, соответствует алфавитному порядку букв, помечающих вершины.

Нерекурсивный вариант алгоритма обхода графа G в глубину может иметь следующий вид:

procedure ОБХОД-В-ГЛУБИНУ-1(р : вершина); 
begin 
    Посетить вершину
р  и поместить ее в пустой стек S
    while Стек S непуст do 
            Пусть р  – вершина, находящаяся на верхушке стека S
            if у р есть непосещенные смежные вершины then 
                    Пусть 
q – непосещенная вершина, смежная вершине р
                    Пройти по ребру (
р, q), посетить вершину q и поместить ее в стек S 
            else Удалить вершину р из стека
            end 
    end 
end;

Рис. 21. Граф и его обход в глубину

Обход в ширину связного графа предполагает рассмотрение всех его вершин в порядке возрастания расстояния от некоторой вершины, с которой начался данный обход графа. Например, в результате обхода графа G (рис. 21) в ширину возможен следующий порядок посещения вершин: C,A,B,D,H,K,L,E,F,G.

 Следующий алгоритм позволяет осуществить обход в ширину любого связного графа G:  

procedure ОБХОД-В-ШИРИНУ(р: вершина); 
begin 
    Поместить вершину 
р в пустую очередь O
    while очередь O не пуста do 
            Взять первую вершину 
р из очереди O
            if р еще не посещалась then 
                    Посетить вершину 
р и поместить в очередь все вершины, смежные с р 
            end 
    end 
end;

Контрольные вопросы

  1.  Дать описание алгоритму поиска с возвращением. В чем заключается суть алгоритма с возвращением?
  2.  Дать описание алгоритма обхода ордерева в глубину и ширину. В чем заключается суть алгоритма?
  3.  Дать описание алгоритма обхода графа в глубину и ширину. В чем заключается суть алгоритма?




1. Реферат- Боль и тайна творца
2. тематической картографии связанное с созданием и использованием социальноэкономических и экономических к
3. Реферат- Древнерусская литература о колоколах.html
4. Emgoldex Её знают в Европе Азии обеих Америках Австрии
5. Изучение истории в основной школе
6. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук Ха
7. Быт и нравы феодалов
8. Таможенный транзит
9. Полесский государственный университе
10. организационная патология используется в двух значениях как отклонение от нормы и как дисфункция
11. Московская культура XIV-XV веков
12. Тема- Построение таблиц истинности
13. на тему- Золотая осень
14. Тема 2 Задача 1 Споживач витрачає 13 грош.html
15. Древняя история востока
16. вот должна была появиться планета.
17. Климат Днепропетровска
18. Методические рекомендации по организации и проведению родительских собраний в рамках Дней психического зд
19. Принципы организации и этапы разработки комплексной системы защиты информации
20. Статья 318. Плательщики сбора за осуществление ремесленной деятельностиПлательщиками сбора за осуществление.html