Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 21 ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА часть 1 ДЕ 6

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Лекция № 21.              «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА» (часть 1)

 

ДЕ № 6

                                        

Рассматриваемые вопросы:

 

1.Философия и антропология.

2. Основные принципы философско-антропологической характеристики человека.

3.Происхождение и сущность человека.

4.Роль труда в антропогенезе.

5.Человек как личность.

 

                                 

                                                Литература:

Э.Агацци. Человек как предмет философии//Вопросы философии, 1989, № 2.

Алексеев В.П. Становление человечества. – М.,1984.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968, гл.7.

Ильенков Э.В. Что же такое личность?//С чего начинается личность. – М.,1984.

Кант И. Соч. в 6 тт. Т.6 – М.,1966. С.351.

Карл Саган. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. – М.:Знание,1986.

Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб.: Издательство ДНК,2001. Гл. 6. Философская антропология.

Кон И.С. Открытие «Я». – М.,1978.

Лобковиц Н. Что такое «личность»? //Вопросы философии, 1998, № 2.

Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. – М.,1978.

Шелер М. Положение человека в космосе//Проблема человека в западной философии. – М.,1988.

Ю.Хабермас. Понятие индивидуальности //Вопросы философии, 1998, №2.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.,1987.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20.

Философский энциклопедический словарь. – М.,1983, статьи: «антропологизм», «философская антропология», «человек», «личность».

1. Философия и антропология.

Познание человека – центральная проблема философии. Постановка её уже содержится в словах Сократа: «Познай самого себя». Стремление человека познать свою собственную природу является одним из главных стимулов развития философской мысли.

В отличие от других наук и дисциплин, изучающих человека, философия стремится выяснить, что такое человек вообще, какова его природа, его сущность. В каждом человеке соединены черты общечеловеческие, социально-типические и индивидуальные. Все эти черты существуют не отдельно друг от друга, а в тесной связи между собой. Индивидуальные особенности человека представляют собой специфическую форму проявления и сочетания социально-типического. Общечеловеческая «родовая» природа человека не может существовать иначе, как воплощаясь в отдельных человеческих индивидах, живущих в разные исторические времена и в разных странах. Для философии первостепенное значение имеет познание общей «родовой» природы человека. Оно даёт ключ к пониманию индивидуальных различий между людьми и изменений, которые происходят с ними на протяжении истории человечества.

Антропологическая проблематика долгое время – от древности до 17-18 вв. – целиком и полностью укладывалась в сферу философского познания. Сам термин «антропология» (от греч. антропос) был впервые употреблён Аристотелем для обозначения той части философии, которая изучает человека.

Развитие естествознания в Новое время привело к тому, что человек как живой организм стал предметом научного исследования. С 17 века учёные, изучающие физическое строение человеческого тела, стали использовать слово «антропология» для обозначения этой области естественнонаучных исследований. В 19-20 вв. антропология обрела статус самостоятельной науки о естественной истории и биологической конституции человека. В ней выделились две части: первая – палеоантропология, изучающая ископаемые формы человека антропогенез (происхождение человека) и расогенез (происхождение человеческих рас), и вторая – антропология современных форм человека.

Однако выделение и оформление антропологии как особой научной дисциплины не вывело проблему человека за рамки философии. Ведь такие вопросы, как: чем отличается «человеческое» от «нечеловеческого», что значит «быть человеком», в чём смысл человеческого бытия и др. естественнонаучная антропология не решает и даже не ставит. «Философия человека» остаётся одной из центральных философских тем. Ей посвящали свои основные работы французские материалисты 18 века Гельвеций и Ламетри. Кант утверждал, что человековедение есть вместе с тем и мироведение, так как человек – это «самый главный предмет в мире».

«Антропологический принцип» положил в основу своего учения великий философ 19 века Людвиг Фейербах. Он поставил задачу создать «философию человека, т.е. антропологию». Для него идея человека – исходный пункт и конечная цель философии. Фейербаховский антропологизм дал толчок развитию философских исследований «сущности» или «природы» человека.

После него антропологическую традицию в философии с позиций материализма развивали Маркс и Энгельс. В идеалистическом духе эта традиция нашла выражение в трудах Ницше, Кьеркегора, Дильтея и др.  

В 20 веке философская мысль совершает еще один «антропологический поворот». Благодаря работам группы немецких философов – М.Шелера (1874-1928), Г.Плесснера (1892-1985), А.Гелена (1904-1976), Э.Ротхакера (1888-1965), М.Ландмана и др., а также биологов (А.Портмана, К.Лоренца) – возникает идейное течение, ставящее задачу создания целостной философско-антропологической концепции на основе обобщения естественнонаучных и гуманитарных исследований человека. Это течение Шелер и его последователи именуют «философской антропологией» «Лишь отправляясь от сущности человека, исследуемого философской антропологией, можно делать вывод о подлинных атрибутах окончательной основы всех вещей»,- пишет Шелер.

Итак, мы имеем ряд сходно звучащих понятий. Дадим их краткие определения.

Антропологическая проблематика – совокупность философских и конкретно-научных проблем, с которыми сталкивается познание человека.

Антропологизм – философский принцип, согласно которому учение о сущности человека должно быть положено в основу всей системы философских и научных знаний (антропологический принцип).

Философская антропология – это понятие употребляется в двух смыслах. В широком смысле: важная отрасль философского знания (философия человека). В узком смысле: название некоторого течения в философии 20 века, представляющего собою лишь один из подходов к разработке антропологической философии и один из вариантов построения философской антропологии в широком смысле.

Антропология – специальная научная дисциплина, изучающая происхождение человека и биологические особенности его современных форм.

2. Основные принципы философско-антропологической характеристики человека.

Обосновывая свою программу философской антропологии, М.Шелер считал, что она должна объединить три круга представлений о человеке, которые сталкиваются в сознании современного образованного европейца. Это иудейско-христианский круг представлений о сотворении человека Богом, грехопадении Адама и Евы, идеалах праведной жизни и т.д.; античный круг представлений о человеке как особом разумном существе, живущим вместе с богами в большом доме-космосе; круг представлений современной науки, в которой человек предстаёт продуктом эволюции животного мира и отличается от других организмов только степенью сложности своей жизни. Эти три круга существуют независимо друг от друга и не пересекаются – образы человека, рисуемые в них, не согласуются. Поэтому нет и единой идеи человека. Выработать её – задача философской антропологии.

Попытки сформулировать единую идею человека предпринимались на протяжении всей истории философии. Если древние греки считали важнейшим достоянием человека разум, то христианская религия поставила выше разума веру. Декарт полагал, что главное в человеке – его способность мыслить («мыслю, следовательно, существую»). Кант утверждал, что сущность человека как мыслящей личности выражается в моральном законе, в чувстве долга. В 18 веке французский материалист Ж.. Ламетри доказывал, что человек есть не более чем сложно устроенная «одухотворённая машина», а американский мыслитель Б.Франклин определял человека как существо, делающее орудия труда. В качестве основополагающего условия человеческого бытия рассматривались воля (Шопенгауэр), труд (Маркс), свобода (Сартр), общение (Ясперс), язык (Хайдеггер), игра (Хёйзинга) и др.

Несмотря на все эти расхождения, можно выделить, по крайней мере, три ориентира, которые определяют основные направления поисков ответа на этот вопрос.

В философском мышлении от древности до 18 века таким ориентиром было, прежде всего, представление о душе как «внутренней сущности» человека. Душа при этом понималась по-разному. Но, так или иначе, предполагалось, что она связана с сознанием и разумом, которые выступают как основные признаки «человечности».

Классическая немецкая философия выдвинула идею о свободной человеческой деятельности, в которой, по сути, и проявляется его разумность. Маркс и
Энгельс, развивая эту идею, пришли к выводу об основополагающей роли, прежде всего, практической деятельности в становлении и развитии человека и человечества.

Ими же был раскрыт и ещё один существенный аспект, состоящий в том, что человек не просто разумное существо, а такое существо, которое формируется только в общественных, социально-культурных условиях. Человеку свойственна двойственная, биосоциальная природа.

Таким образом,  в философии были выделены три основных принципа, характеризующих «родовую» сущность человека: одушевлённость, деятельность, социальность. Этими принципами определяются важнейшие аспекты философского понимания человека, получившие разработку к настоящему времени.

Как же возникла противоречивость человеческого бытия? Как удалось человеку вырваться из животного состояния, подчинить своё природное бытие социальному, стать общественным – а потому и сознательным, способным к разумной, свободной, целенаправленно совершенствующейся деятельности – существом?

3. Происхождение  и сущность человека.

Возникновение Homo sapiens произошло в ходе эволюции отряда приматов. Родоначальником этого отряда млекопитающих считается тупайа – лесной зверёк ростом с кошку, живший около 70 млн. лет назад. От него произошёл дриопитек («древесная обезьяна») – общий предок человека и современных низших обезьян (макак, павианов, капуцинов). Идущая от дриопитека к человеку главная магистраль эволюции проходит через австралопитеков, От последних отделяется эволюционная ветвь, ведущая к появлению высших обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг). На главной же магистрали с австралопитека афарского, жившего в Африке, начинается эволюция гоминид (семейства человекообразных приматов, которое включает в себя и человека и его предшественников) – антропогенез.  

Первым представителем зарождающегося рода человеческого был Homo habilis – «Человек умелый». Ростом в 109-152 см. и с объёмом мозга меньше 700 см. кубических (у современного человека объём мозга в среднем около 1350 см. кубических), он умел обрабатывать камни и создавать примитивные каменные орудия. Эволюция его привела к возникновению Homo erectus – «Человека прямостоящего» (питекантропа), более рослого и обладающего большим мозгом. (В 2000 году в печати появилось сенсационное сообщение о находке останков мужского и женского скелетов «Человека прямостоящего», возраст которых – около 6 млн. лет).  Одна из ветвей такого человека – неандертальцы. Они появились около 150 тыс. лет назад (в Северной Африке или в Европе) и постепенно расселились на евразийском континенте. Череп у них – с низким лбом и скошенным подбородком – имел такой же объём, как у современного человека, даже несколько больше – до 1740 см. кубических. Однако неандерталец как полагает большинство исследователей, не был нашим предком (в западной литературе его называют «кузеном»). Это пробочная, тупиковая ветвь эволюции. Обитавшие на территории Европы неандертальцы к 40-35 тысячелетию до н.э. были вытеснены (или частично ассимилированы) другим подвидом гоминид, который возник в Африке южнее Сахары 100-200 тыс. лет назад и распространился оттуда в Европу и другие части света. Это и был Homo sapiens. Потомки его – кроманьонцы, заселившие Европу около 40 тыс. лет назад, - являлись уже людьми современного типа.

Рассматривая «эволюционное древо»  приматов, видно, что природа «опробовала» разные варианты эволюции. От его главного ствола, ведущего к современному человеку, отходит множество боковых ветвей. Из них до нынешних дней дожили лишь обезьяны. Остальные родичи человека – неандертальцы и др. – вымерли, также как и его прямые предки.

Догадка Дарвина о происхождении человека подтверждается множеством археологических исследований и современной генетикой. Но в любой науке есть нерешенные проблемы, и дарвинизм тут не исключение. Отдельные положения теории нуждаются в уточнении, а рисуемая в ней картина антропогенеза содержит еще немало «белых пятен» и неясностей.

Одним из самых трудных вопросов долгое время считался вопрос о месте появления Хомо сапиенса. Сторонники моноцентризма говорили о существовании одного территориального центра, из которого вышел современный тип людей, а сторонники полицентризма – о примерно одновременном и независимом возникновении человека в различных регионах земного шара. В последние годы учёные склоняются к мнению, что прародина человека находится, скорее всего, в Африке. Предполагают, что всё население других материков произошло от одной группы африканских Хомо сапиенсов, которая 130-100 тыс. лет назад мигрировала через Суэцкий перешеек на Ближний Восток и дала начало «палестинским протокроманьонцам». Потомки их постепенно расселились по всему свету. Вероятно, при этом происходила метизация с какими-то местными линиями гоминид, что и привело к появлению разных рас.

Таким образом, есть основания полагать, что современное человечество происходит от единого генетического корня и вбирает в себя значительную часть разнообразия генов всего рода  гоминид.

В пользу таких представлений свидетельствуют исследования ДНК и белков крови современного человека. Различия в строении этих молекул и белков у представителей разных народов настолько малы, что есть основания думать о происхождении их от небольшой по численности группы общих предков. Как полагают некоторые специалисты,  возможно даже, что почти всё современное население Земли имеет своей общей прародительницей одну женщину, которая жила в Африке 100-200 тыс. лет назад. Эту женщину называют «палеолитической (а также «африканской») Евой».

4. Роль труда в антропогенезе.

В процессе антропогенеза особенно большое значение имели два обстоятельства: ухудшение условий существования гоминид (скорее всего в связи с изменением климата) и действие генетических механизмов эволюции (пока ещё не очень ясных), которые обусловили цефализацию – рост головного мозга. Чтобы выжить, наши предки должны были выработать более совершенные формы поведения, передвигаться на большие расстояния, осваивать новые, более сложные способы поиска пищи и защиты от врагов. Главным фактором, который обеспечил решение задач выживания в этих условиях, стала трудовая деятельность. Она позволила совершить переход к принципиально новому образу жизни и вывела гоминид из мира животных. Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание. Это показано впервые Ф. Энгельсом в работе «Роль   труда в процессе превращения обезьяны в человека» (см.:  Энгельс Ф Диалектика природы/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,  т.20).

Чтобы понять, почему труд сыграл столь важную роль в становлении человека, обратим внимание на особенности, отличающие его от всех форм жизнедеятельности животных:

  1.  Систематическое употребление и изготовление орудий деятельности.
  2.  Коллективный характер деятельности.
  3.  Общественное разделение  деятельности.

Хорошо известно, что некоторые животные способны совершать орудийные  действия. Пользоваться деревянными и каменными орудиями, а затем и изготовлять их древнейшие предки человека начали, видимо, задолго до появления у них сколько-нибудь развитого сознания. Это умел делать уже Гомо хабилис («человек умелый»). Но говорить о наличие у него сознания не приходится. Оно развивается по мере совершенствования трудовой деятельности гоминид и становится подлинно человеческим лишь у Гомо сапиенса.

Почему же труд является основой формирования и развития человеческого сознания?

  1.  В труде необходимо в течение более или менее долгого времени удерживать в памяти цель деятельности и управлять процессом движения к ней. Но в этом и состоит функция сознания как средства управления деятельностью.
  2.  Развитие трудовой деятельности вело к вовлечению в область внимания гоминид всё более расширяющегося круга биологически незначимых предметов и явлений, требовало роста объёма памяти.
  3.  Для коллективной трудовой деятельности необходима коммуникация, общение её участников. Это ведёт к формированию языка и речи. Язык возник из процесса труда и вместе с трудом (Энгельс). Однако вряд ли возникновение его произошло в самом процессе труда, а скорее по поводу этой деятельности.

Так, например, на охоте при выслеживании добычи и подкрадывания к ней охотники не должны выдавать себя звуками, а во время нападения на опасного зверя им не до разговоров.

Согласно пантомимной теории происхождения языка  важную роль сыграли своеобразные «театральные представления» - звукопантомимы, которые разыгрывали, например, палеоантропы-охотники в стойбище перед отправлением на                                                                                                               охоту и по возвращению с неё. Усложнение и  обогащение совокупности используемых ими звуковых комбинаций на протяжении многих поколений и приводило к развитию речи и языка. (Язык – система знаков, служащая  средством человеческого общения, мышления и выражения. Речь – речевая деятельность, общение, опосредованное языком).

Поскольку формирование языка было связано с художественно-образным выражением волновавших человека обстоятельств его деятельности, постольку можно сказать, что своим происхождением человек обязан не только труду, но и искусству.

Быть может, именно потому неандертальцы, жившие на территории Европы несколько десятков тысячелетий, так и не создали цивилизацию. Кроманьонцы же за 25-30 тыс. лет достигли этого, поскольку занимались не только трудовой, но и художественной деятельностью. До нас дошли произведения их изобразительного искусства, они музицировали и, по всей вероятности, танцевали под музыку. Возможно, именно с этим было связано развитие у них языка, тогда как неандертальцы, видимо, остались менее способными к членораздельной речи.

Биологическое и социальное в человеке.

Процесс антропогенеза подчиняется законам эволюции. Её азбучное правило: в эволюции возникают и передаются из поколения в поколение только те свойства организмов, которые так или иначе способствуют выживанию и размножению вида. В силу этого эволюция развивала у Хомо сапиенс такие особенности тела и психики, которые соответствовали реальным условиям жизни. Происходил естественный отбор, ведущий к  развитию прямохождения, строения руки и т.д. И, что особенно важно, - к совершенствованию мозга. Вместо того, чтобы обеспечивать выживаемость за счёт инстинктов, эволюция человека пошла по другой линии: выживаемость за счёт интеллекта.

В то же время условием выживания рода было сохранение генетического разнообразия, обеспечивающего возможность вариаций уровня интеллектуальности, агрессивности, альтруизма, смелости, осторожности и других социально значимых психических качеств. Например, род, в котором все члены обладали бы сильным властолюбием, был бы обречён на конфликты, распад и гибель. А если бы в нём не было властолюбивых, то он погиб бы из-за слабости вождя. Так, судьба кроманьонского рода из 20-30 человек в значительной мере зависела от ума и других психических качеств вождя. А так как он являлся отцом большинства детей (как и в обезьяньем стаде), то его гены были главным материалом естественного отбора. Этот отбор в данных условиях шел в форме группового отбора («кин-селекции»), то есть через выживание или гибель целых групп (родов, семей).

Однако при переходе от охоты и собирательства к животноводству и земледелию, от пещерного образа жизни к строительству жилищ и больших поселений размеры родовых и племенных групп возрастают. Люди начинают жить большими сообществами. В таких сообществах вождь уже физически не может быть отцом большинства детей. Да и личные качества его перестают напрямую определять выживаемость сообщества. В этих условиях групповой отбор прекращается. Вместе с тем вряд ли идёт естественный отбор по интеллекту и на индивидуальном уровне. Ибо более высокий интеллект не создаёт преимущества для размножения генов его носителей.

Следовательно, возникновение цивилизации, городов и государств резко снижает интенсивность естественного отбора генетических изменений мозга и психики, обеспечивающих рост интеллекта людей и оптимизирующих уровень развития у них многих других личных качеств. Поэтому есть основания полагать,  что мы сегодня в этом отношении практически мало отличаемся от кроманьонцев, какими они были 10-12 тысяч лет назад.

Означает ли это, что биологическая эволюция человека полностью остановилась?   Многие учёные полагают, что она всё же продолжается, возникают генные мутации. Однако механизмы естественного отбора практически утрачивают силу с повышением уровня жизни и возможностей медицины, увеличением заботы о детях, развитием гуманного отношения ко всем членам общества, к людям с физическими недостатками. Тем не менее, отбор всё же продолжает играть значительную роль на эмбриональной стадии (выкидыши, неудачные роды и т.д.). На изменение генофонда могут влиять и такие общественные явления, как войны, геноцид, расизм, кровавые деспотические режимы, наркомания. Некоторые учёные отмечают рост объёма головного мозга за последнее столетие, а генная инженерия способна целенаправленное изменять генетическую наследственность человека. Что же несёт человечеству будущее?

По мнению крупнейшего отечественного генетика Н.П.Бочкова, имеющиеся данные не позволяют отрицать существование естественного отбора, однако «не он является движущим фактором прогрессивного развития человечества и не он определяет теперь развитие человека как биологического вида и социального существа».

Если эволюция человека и не прекратилась, уже самый факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному. А потому нельзя недооценивать значение природно-биологических факторов в жизнедеятельности человека, понимая при этом, что все естественные физиологические процессы – дыхание и питание, рождение и смерть, продолжение рода и передача генетической информации - протекают в социально-культурных условиях, и это накладывает на них неизгладимую печать.

5.  Человек как личность.

Социальная сущность человека формируется и проявляется как в историческом развитии человечества (то есть на филогенетическом уровне), так и в развитии отдельных человеческих индивидов (то есть на онтогенетическом уровне). У человека как члена общества вырабатываются социальные качества, которые определяют его личность.

Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею.

ЛИЧНОСТЬ – это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности.

Человек как личность всегда обладает ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ – своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей. Но личность и индивидуальность – не одно и то же: индивидуальность имеет и новорождённый, который как личность ещё не сформировался, и психически больной, у которого произошла деградация личности.

В личности индивидуальное сочетается с общим, с типичным.

Развитая, духовно богатая, нравственно зрелая личность не нуждается во внешнем подчёркивании своей индивидуальности. Напротив, личность малоразвитая нередко старается выпятить свою оригинальность в пустяках, во внешности, в курьёзных манерах поведения. Однако за этим скрывается лишь отсутствие подлинной оригинальности. Действительно яркая личность выделяется не бьющими в глаза внешними эффектами, а умением  достигнуть наилучших результатов в какой-либо общезначимой социальной деятельности; она наиболее полно и глубоко воплощает в себе то, о чём думают и мечтают многие люди.

        Личность  представляет собой единое целое. Её отдельные черты и свойства сложным (и нередко очень противоречивым) образом взаимосвязаны.

Так, настойчивость в соединении с самокритичностью – очень полезная для успешной деятельности комбинация психических качеств, а настойчивость в сочетании со слепой верой может вести к бессмысленному фанатизму.

Личность проявляет себя в поступках, то есть в действиях, которые она совершает по своей воле и за которые готова нести ответственность.  Поступок всегда есть результат свободного выбора. Но свободу выбора нельзя понимать как абсолютный произвол.  Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет его своим внутренним установкам, убеждениям, принципам, которых она придерживается независимо от тех или иных преходящих обстоятельств. Важнейшую роль здесь играют нравственные принципы. Таким образом, условием свободы является самоограничение, которому личность добровольно подвергает своё поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению «властвовать собой» личность сохраняет свою свободу, автономию, способность сопротивляться внешнему принуждению.

Когда в действительности возникает ситуация, в которой личность должна определить, как ей следует поступить, то у неё в зависимости от этой ситуации и от своих внутренних установок возникает мотивация, побуждающая её принять соответствующее решение. Исполнение решения выливается в определённый поступок. Он вносит изменения в данную ситуацию, что далее может как-то сказаться на условиях жизни личности и на социальной действительности. При этом поступки личности оказывают обратное воздействие на личность и являются важным фактором её развития.

Психологические особенности личности.

Человек вступает в жизнь, обладая определёнными физиологическими особенностями организма, в том числе и нервной системы.  

С врождёнными особенностями нервной системы в значительной степени связан темперамент личности. ТЕМПЕРАМЕНТ – это обусловленная свойствами нервной системы динамика поведения личности.

С древних времён были выделены четыре основных типа темперамента –сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. (Сангвиник – человек, обладающий живостью, быстрой возбудимостью и лёгкой сменяемостью эмоций. Холерик – человек, обладающий быстротой действий, быстро возникающими чувствами, которые ярко отражаются в его речи, жестах, мимике. Флегматик – человек, обладающий медлительностью спокойствием и слабым проявлением чувств во вне. Меланхолик – человек, обладающий повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств). Среди выдающихся исторических личностей встречаются представители всех темпераментов. Сангвиниками были Наполеон и Лермонтов, холериками – Суворов и Пушкин, меланхоликами – Гоголь и Чайковский, флегматиками – Кутузов и Крылов.

На базе темперамента в процессе жизни и деятельности человека вырабатывается его характер. ХАРАКТЕР – есть совокупность устойчивых черт личности, определяющая типичные для неё способы поведения    

Характер личности проявляется в её отношении к другим людям (общительность, честность, принципиальность и т.д.), к самому себе (скромность, эгоизм, чувство собственного достоинства и др.), к делу (добросовестность, ответственность, аккуратность и др.).

Стержень характера составляет воля. Не случайно про человека с сильной волей говорят «человек с характером», а безвольного называют «бесхарактерным». Особенности воли выражаются в таких чертах личности, как целеустремлённость, решительность, выдержка, терпение, мужество и др.

Индивидуальные психологические особенности личности выражаются не только в темпераменте и характере, но и в её способностях.  

СПОСОБНОСТИ – это психические свойства личности, благоприятствующие успешному выполнению какой-либо деятельности.

Следует различать элементарные способности, являющиеся условиями успешного выполнения отдельных видов деятельности (например, зрительная память, глазомер, критичность мышления, способность быстрого счёта), и сложные способности, обеспечивающие возможность успешного осуществления какой-то формы деятельности в целом и достижения высоких результатов в ней (музыкальные, математические, технические способности, способности к управленческой, политической, научной деятельности и др.).

Способности, обеспечивающие особо успешную деятельность, называют ОДАРЁННОСТЬЮ. Уровень способностей, позволяющих в некоторой сфере деятельности получать принципиально новые и оригинальные творческие результаты, - это то, что имеют в виду, говоря о ТАЛАНТЕ. Высшая степень творческой одарённости – ГЕНИАЛЬНОСТЬ. Гения от таланта отличает не столько уровень способностей, сколько величие его деяний. Гения делает гением не просто его дар, но историческая эпоха, которая порождает общественную потребность в решении задач большого масштаба и создаёт условия для их решения. Гений – тот, кто первым понял такие задачи и смог их решить. Поэтому гений – это явление не столько психологическое, сколько социокультурное.  

Несомненно, люди уже при рождении не равны по своим прирождённым свойствам и возможностям. Степень этого неравенства различна, но оно есть объективный факт. Природа делает нас неравными, и никакое социальное, правовое или политическое равенство не может этого устранить (что, однако, никоим образом не должно служить поводом для отказа от демократического принципа гражданского равенства всех членов общества).

Указывая на генетическую обусловленность психических свойств личности, подчас делают вывод о том, что каждому «на роду написано», кем он должен быть: одним от рождения дан талант, обеспечивающий их жизненные успехи, другие же от рождения обречены стать посредственностями, а третьих ген врождённой преступности неудержимо толкает на асоциальное поведение.

Однако от генов зависят только свойства белков, которые синтезируются в клетках мозга. Это действительно определяет какие-то особенности строения и функционирования мозга. Но подобные генетически обусловленные особенности являются лишь предпосылками для формирования тех или иных психических качеств и форм поведения.   Наличие таких предпосылок повышает  вероятность  того, что эти качества и формы станут характерными для данной личности. Однако, как отмечает академик Д.К.Беляев: «Громадная пластичность мозга, тренируемость и обучаемость исключает фатальное значение генетической программы» для качеств самого человека.

Способности к определённому виду деятельности могут проявиться у личности только тогда, когда этот вид деятельности в принципе возможен в обществе. Так, в первобытных скотоводческих племенах никто не мог проявить способностей финансиста или бизнесмена. Пока не появилась письменность, не существовало и способностей к литературному труду.

Таким образом, можно сказать: способности в отличие от задатков не являются врождёнными – они формируются благодаря тому, что создаются благоприятные условия для деятельности, совершенствующей природные задатки. Как и другие свойства личности, способности не только проявляются, но и вырабатываются в деятельности.  

Родословные знаменитых деятелей науки и искусства свидетельствуют, что у них было много талантливых родственников. Это подтверждает существование передающихся генетически задатков. Так, прабабушки Пушкина и Л.Толстого были родными сёстрами. Пять крупнейших деятелей немецкой культуры – поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинг и Гегель, физик Планк – имели общего предка, жившего в 15 веке. В родословной Себастьяна Баха насчитывается около 60 музыкантов, в том числе 26 выдающихся. Известны целые династии артистов, художников, учёных, врачей, моряков, сталеваров. Однако во всех подобных случаях дети не только получают от родителей определённые задатки, но и воспитываются в среде, которая содействует развитию этих задатков. Можно сказать, что здесь действует не только биологическая, но и социально-культурная наследственность.

Механизм формирования способностей схематически может выглядеть так:

                                         ---------------------      

                                                

           -------------------------   

                ---------- -----                                ------    

 

Социализация личности.

Как отмечал Л.Фейербах, «люди только совместно образуют человека и являются тем, чем может и должен быть человек». Личность – категория социально-историческая.  Поэтому процесс усвоения индивидом социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, называется СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ.

В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры.  Однако, богатство культуры слишком огромно и многообразно, чтобы отдельный индивид мог охватить его во всём объёме. Овладение культурой оборачивается проблемой выбора из всех накопленных культурных ценностей тех сравнительно немногих, которые человек может освоить сам. А потому у каждой личности образуется свой особый «культурный диапазон». Этот диапазон в течение жизни изменяется, и чем шире он, тем выше уровень культурного развития личности.

Притом, развитая личность не замыкается в узкий круг забот о своём материальном благополучии. Подлинно человеческие потребности – это  потребности духовные (ибо материальные потребности обусловлены, в конечном счёте, биологической природой человека, тогда как духовные имеют чисто человеческий, социальный характер).

Индивида, который превыше всего ставит материальные блага, Гегель называл рабом своей «физической самости».

Высшие культурные ценности – добро, красота, свобода, справедливость и др. – неутилитарны, они, сами по себе, никакой практической пользы человеку не дают. Более того, во имя этих ценностей человек подчас готов идти на любые материальные жертвы. Ориентация на неутилитарные духовные ценности определяют то, что называют духовностью. Духовность личности – её способность возвыситься над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд.

Богатство личности – в ней самой, а не в её материальном богатстве.

В следующей лекции речь пойдёт о философии ценностей и смысле человеческой жизни.

 




1. Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых
2. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Маріуп
3. Умники и умницы Подготовила учитель русского языка и литературы Иралиева Екатерина Вячеславовна
4. Чем коварна черепно-мозговая травма
5. Тема- Предприятие как объект государственного регулирования Вопрос 1
6. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению выпускных квалификационных работ ВКР студентами очного оч
8.  20 г. Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессиональн
9. министр Ференц Надь в сопровождении заместителя премьерминистра Арпада Сакашича министра иностранных дел
10. Методические рекомендации по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых
11. Биржевой товар - понятие и состав, его характеристика
12. Насильственное преступное поведение включающее в себя- а физическое насилие убийство и причинение вреда
13. тема это программа которая добавляет ряд команд и особенностей к тем которые обеспечиваются уровнем коман
14. Хабрахабре храбры кратки хороши
15. відновлювальний батальйон рвб Інженерносаперний батальйон рота взв.
16. Обмен веществ при деятельности организма
17. Экономика Предмет и основные методы экономической теории
18. Снігова королева Антонич Б
19. ДАТЧИКИ-РЕЛЕ КОНТРОЛЯ ПЛАМЕНИ ОПТИЧЕСКИЕ
20. Методические рекомендации по написанию контрольной работы для студентов заочного отделения специальности 03