Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЛЕКЦИЯ № 7
1. Общая характеристика немецкой культуры 18 века. Творчество Гёте.
1. В начале 18 века Германия раздробленная, отсталая страна, после 30 летней войны, экономика отсталая, упадок культуры. Имануил Кант: несовершеннолетие по собственной вине. В сфере просвещения в середине 18 века действуют одиночки, нет общепризнанных культурных центров, и очагами культурного развития становятся резиденции князей. Наличие региональных художественных традиций. Задача создание единой национальной культуры. Эти задачи европейские страны преодолели на рубеже 17-18 веков, а то и раньше. Но Германия готовится к культурному взрыву, который произойдет на рубеже 18-19 вв. Немецкие просветители разрывают связь с национальной культурой 18 века и тяготеют к французскому классицизму.
В первой половине 18 в. не появляется ни одного крупного деятеля искусства. Происходит усвоение философских европейских идей. Но в середине 18 века появляется Готфрид Вильгельм Лейбниц (философ-идеалист), Иоганн Христоф Готшед (критик, литературовед), Готхольд-Эфраим Лессинг немецкое Просвещение начинается с теоретических наук.
70-е годы «Sturm und Drang» закономерный продолжатель идей Просвещения, НО в то же время это уже другая эпоха. Преодолев отставание, появляется фигура «бурного гения». Наиболее новаторскими явились достижения штюрмеров в драме и предромантизме, когда в центре стоит сильная личность, борющаяся с общественными устоями.
Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe; 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне 22 марта 1832, Веймар) немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель.
Гёте «Страдания юного Вертера» 1774. Изменен облик европейского героя впервые герой трагически осмыслен, чувства его обострены. Он задыхается в мещанской среде. Сам перерастает свой класс, ища убежище в поэзии и в любви к Шарлоте, она сама природа и гармония.
Гёте отказывается от героя-бунтаря и показывает жизнь в более реалистическом ключе. Вертер всего лишь чиновник в этом его трагедия. По жанру это роман в письмах. Через восприятие Вертера показана жизнь того времени. Иллюзии, которые рушатся во второй части. Вторая часть дневник. Финал самоубийство. Многие исследователи считают, что с Вертера в мировой литературе начинается галерея лишних людей. Тема: неадекватность человека к занимаемому им месту.
Цикл о Вильгельме Мейстере. Сын зажиточных бюргеров, Вильгельм Мейстер («Годы учения») отказывается от актёрской карьеры, которую он было избрал, как единственно позволяющую бюргеру развить все его физические и духовные дарования, стать независимым в условиях феодального окружения, даже играть заметную роль в жизни страны [«На подмостках образованный человек (бюргер) такая же блестящая личность, как и представитель высшего класса» (дворянства)]. Он отказывается от своей мечты и кончает тем, что, преодолев свою бюргерскую гордость, отдает себя всецело в распоряжение некоего тайного дворянского союза, который стремится сплотить вокруг себя людей, имеющих основания бояться революционного переворота (Ярно: «Наша старая башня даст начало обществу, которое может распространиться по всем частям света... Мы взаимно гарантируем друг другу существование на тот единственно случай, если государственный переворот окончательно лишит кого-нибудь из нас его владений»). Вильгельм Мейстер не только не посягает на феодальную действительность, но даже готов рассматривать свой сценический путь как некоторое «своеволие» по отношению к ней, поскольку он пришёл к театру, окрыленный стремлением возвыситься над этой действительностью, развить в себе желающего господства бюргера.
Очень знаменательна эволюция, происшедшая с образом Прометея, который вновь возникает в творчестве Г. в начале XIX в. («Пандора»). Некогда мятежный противник Зевса изображается теперь лишенным своего былого бунтарского пыла, он уже только искусный ремесленник и мудрый покровитель людских ремесл, его дополняет Эпиметей, являющийся центральным персонажем пьесы, созерцатель, человек, решительно сторонящийся борьбы, бунта. В «Пандоре» встречаются слова, столь типичные для мировоззрения Г. веймарского периода: «Величаво вы начинаете, титаны, однако только богам дано вести к вечно доброму, вечно прекрасному, предоставьте им действовать... ибо с богами не должен равняться ни один человек». Установленный порядок торжествует, личность должна отречься от посягательств на него, она должна действовать в строго очерченных, предуказанных ей пределах. В эпоху «бури и натиска» Г. любовался мятежной дерзостью своих героев. Теперь он любуется их терпением, их готовностью к самоограничению, к отречению от «произвола». Мотив отречения становится основным мотивом в произведениях зрелого и старого Г. На отречение, на умение ограничивать свои стремления Гёте и его персонажи смотрят как на высшую добродетель, почти как на закон природы. Характерен подзаголовок романа «Годы странствований Вильгельма Мейстера» «Отрекающиеся», намекающий на «союз отрекающихся», к которому принадлежит основная масса действующих лиц романа (Мейстер, Ленардо, Ярно-Монтан и друг.). Члены союза обязуются отречься от посягательств на существующий политический строй («Непременное обязательство... не касаться никаких форм правления... подчиняться каждой из них и не выходить из пределов её власти»), они учатся обуздывать свои порывы, добровольно принимая на себя выполнение различных обетов. В своих произведениях веймарского периода Гёте точно стремится исчерпать все возможные виды людского отречения: он показывает религиозное отречение («Признания прекрасной души», VI гл. «Годов учения»), любовное отречение («Избирательное сродство» роман, в к-ром атмосфера жертвенного отречения достигает высокой напряженности, «Мариенбадская элегия»), и др.
«Театральное призвание Вильгельма Мейстера» 17771785. Это не бунтующий герой и не пассивный мечтатель. Пытается действовать в рамках реальности. Вильгельм Мейстер должен стать немецким Шекспиром. Роман не завершен. «Годы странствий Вильгельма Мейстера» в постановке проблемы не слишком интересен, позиция половинчатая (жить и приносить максимальную пользу так, как есть).
«Фауст» идея разума как мерила человеческой жизни. У Гёте Фауст не воплощение разума, он не обладает истиной, он её постигает, и в этом цель жизни. Проблема познания тесно связана с темой судьбы. Все произведение испытание человека. Для Мефистофеля человек нечто, не заслуживающее внимания. Фауст в отчаянии от этого, он не успокаивается от понимания того, что человеческий разум ограничен. Мефистофель антагонист1 Фауста, без которого движение вперед невозможно. Гёте: «Моё Я и в Фаусте, и в Мефистофеле». Вере Фауста противопоставлен скепсис и цинизм Мефистофеля. Мефистофель критикует знание, оторванное от жизни. «В начале было дело» лозунг действия Гёте. Первая часть идеология конфликта 18 века, вторая часть преломление тех же проблем, но на материале 19 века. Трагедия «Фауст» и закономерный итог 18 в. и окно в век 19, к новому пониманию человека и пониманию мира в целом.
2. “Sturm und Drang”. Творчество Шиллера.
«Буря и натиск» («Sturm und Drang»), литературное движение в Германии 70-х гг. 18 в., получившее название по одноименной драме Ф. М. Клингера. Движение «Бури и натиска» было весьма широким по масштабу. Одновременно и независимо друг от друга в разных концах Германии выступили поэты, драматурги и прозаики, выдвинув программу обновления немецкой литературы, сходную в основных пунктах. Одним из центров движения был Страсбург. Здесь в 17701771 гг. встретились Гердер, Гете, Ленц, И. Г. Юнг-Штиллинг (17401817), Вагнер. К этой группе «рейнских гениев» причисляют также Ф. М. Клингера. Творчество писателей «Б. и н.» отразило рост антифеодальных настроений, проникнуто духом мятежного бунтарства (И. В. Гёте, Клингер, И. А. Лейзевиц, Я. М. Р. Ленц, Г. Л. Вагнер, Г. А. Бюргер, К. Ф. Д. Шубарт, И. Г. Фосс). Это движение, многим обязанное руссоизму, объявило войну аристократической культуре. В противовес классицизму с его догматическими нормами, а также манерности рококо, «бурные гении» выдвинули идею «характерного искусства», самобытного во всех своих проявлениях; они требовали от литературы изображения ярких, сильных страстей, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Главной областью творчества писателей «Б. и н.» была драматургия. Они стремились утвердить боевой третьесословный театр, активно воздействующий на общественную жизнь, а также новый драматургический стиль, главным признаком которого становится эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художественного изображения внутренний мир человека, они вырабатывают новые приёмы индивидуализации характеров, создают лирически окрашенный, патетический и образный язык. Решающее значение в становлении эстетики «Б. и н.» имели мысли И. Г. Гердера о национальном своеобразии искусства и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала. «Б. и н.» новый этап в развитии немецкого и общеевропейского просвещения. Хотя политическая слабость немецкого бюргерства привела к кризису «Б. и н.» уже во 2-й половине 1770-х гг., однако в начале 80-х гг. 18 в. мятежные настроения «бурных гениев» с новой силой возрождаются в трагедиях молодого Ф. Шиллера, приобретая отчётливую политическую окраску.
Ио́ганн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 17591805).
Произведения:
Шиллер приходит к «Буре и натиску», когда все их кружки уже распались. Именно Шиллер дает ему новую жизнь в духе романтизма. Театр арена борьбы. Шиллер писатель тенденциозный. Слабость многие характеры остаются бледными. Сила страстность, устремленность к одной мысли, которая искупает некую художественную схематичность. Шиллер переосмыслил опыт «Бури и натиска». Его герои не просто бунтари-одиночки, но герои романтичные. Каждая драма эстетический поиск. И мещанская драма, и историческая драма, и штюрмерское произведение. Именно Шиллер является реформатором немецкого театра. После него театр ожил и был готов к веку 19.
3. Общая характеристика европейского романтизма.
Конец 18 в. связан с французской революцией. Появляется из ощущения изменчивости исторического времени, из разочарований просветителей. Французская революция заканчивает эпоху просветительства, воплощает идеалы просветителей, но и демонстрирует узость идеалов.
Промышленный переворот в Англии бесшумная революция. Привел к тому, что многие негативные стороны капитализма стали видны.
Всплеск национально-освободительных движений в первой четверти 19 в., охватившие Европу и Латинскую Америку. Конец 18 начало 19 в. воспринимался как эпоха потрясений. Рождается ощущение неустойчивости жизни, революционной ломки и бурного движения. Эти бури, как считали ранние романтики, несут человеку свободу, приветствовали фр. революцию как новую эпоху, как начало нового периода в истории человечества. Но довольно быстро разочаровались, т.к она несет многие пороки старого (жестокость). На политическую арену выходят далеко не идеальные люди (филистер в Германии).
В течение нескольких лет происходит переворот в сознании (от восторга до разочарования в революции, и сформировывается романтизм. Эстетику романтизма формируют поиски идеала. Философия Прсвещения оказалась не в состоянии объяснить многие вещи. Просветители судили о многих вещах очень однозначно. Изменилась сама эпоха: гений свободы стал тираном (Наполеон). Просветители этого объяснить не могут, поэтому их метафизика отступает. Также несостоятельным оказывается рационалистический способ мышления.
Французская революция и ее последствия вскрывают социальную ограниченность просветителей. Наступило царство буржуа, филистеров, соответственно романтики разочаровываются в своих предшественниках. Их не устраивает просветительский взгляд на мир (он сложнее, многообразнее, он развивающийся), на человека (он неоднозначен, непрост), на искусство.
Просветители и классицисты понимали искусство как средство для, как инструмент. Романтики считали, что искусство это высшая сфера человеческой деятельности, оно само по себе цель, оно само по себе ценно, как жизнь. Стирание границ между жизнью и искусством, искусство мыслится как еще одна форма действительности, только более чистая и высокая. Романтики пытаются приблизить жизнь к искусству, но с другой стороны, говорят, что искусство это вершина жизни, ее цветение. Жизнь романтического художника это сюжет, который не был написан. Таким образом, жизнь становится как бы игрой по законам искусства. Отождествляется герой и автор произведения. Искусство теперь не воспринимается как зеркало, которое отражает жизнь, оно перетекает в жизнь. Искусство гораздо выше ремесел и наук. В нем человек познает самого себя, познает мир, в нем человек равен Богу, он творит, оно дает человеку возможность быть самим собой. Искусство может пропагандировать какие-то идеи, но это не главное для него. Искусство это творческая деятельность по пересотворению жизни.
Художественное произведение живет по тем же законам, что и природа, произведение не делается, оно рождается, появляется это маленькое подобие мира. Искусство это сакральная деятельность, поэтому часто герой у романтиков художник (поэт, музыкант). Художник видит в жизни приближение абсолюта (Шеллинг). Абсолют высший смысл, появление божества, вечное движение жизни. Он есть везде: в картине, написанной вдохновенно. Его нужно суметь развоплотить. Он принимает разные формы, воплощается во что угодно. Главной задача искусства развоплотить абсолют. Человек должен служить искусству. Художник жрец искусства.
Романтики много внести в эстетику. Они заметили сочетание в искусстве духовного и материального. Искусство это гармония физического и духовного, это пересечение полета фантазии и расчета. Суть искусства не в том, что оно познает действительность, а в том, что оно ее совершенствует. Важным становится понятие жизни как совокупности разных возможностей. Блистательный выбор есть у человека всегда. Искусство раскрывает неиспользованные возможности. Значимой становится фигура ребенка у него все впереди, он может стать кем угодно. Ощущение постоянного выбора перед человеком связано с тем, что романтики очень ясно воспринимают вихрь истории, вовлеченность каждого человека в этот процесс.
Романтическая философия.
Вырастает на базе философии немецких просветителей, из конструктивной ее критики.
Кант, Фихте, Шеллинг.
Кант «Этика» И. Канта это переходный пункт немецкой романтической философии. Наличие идеалов и внутреннего нравственного закона. Человек это свобода, он противопоставлен несвободной природе. Она развивается по определенным законам. У человека есть возможности свободы, соответственно возникает дуализм природы и свободы.Рассудок управляется законами необходимости, а разум управляется законами свободы. Кантделает человека пространством свободы.
Фихте усиливает идею свободы Канта, встает на позиции исследовательного субъективного идеализма. Субъект человек это свобода, это деятельность, это эго. Человек не смиряется с действительностью, он должен ее переделать в соответствии со своими законами, поэтому появляется романтический эгоцентризм и волюнтаризм. Теория Фихте становится основной теорией романтизма.
Шеллинг об источниках романтизма. Взгляды Фихте это лишь начало романтизма. Решительный шаг сделал Шеллинг. Был участником 1-го романтического кружка, поэтому создавал свою философию вместе с поэтами и художниками. Преодолевает ф-фию Фихте и встает на позиции объективного идеализма. Законы субъектные это законы жизни (мира, природы), т.е. объективные. Природа и дух тождественны. Единство природы и духа есть абсолют. Это единство сознательного и бессознательного, это основа всего. Все, что мы видим, это абсолют. Абсолют может быть явлен человеку в 2-х формах: природа (человек может лишь созерцать абсолют), искусство (человек может приближаться к абсолюту в творчестве).
Шеллинг отказывается противопоставлять дух действительность. В природе скрывается великий дух. Этот дух и есть материя. Шеллинг пантеист: природа вечное творчество, становление, развитие. Жизнь это процесс восхождения от низших форм к высшим, это постоянная метаморфоза. Высшая форма жизни искусство. Вся жизнь процесс создание и пересоздания природой самой себя. И романтики понимают жизнь как целое, как организм. Шеллинг понимает жизнь как единство всего во всем.
Философы романтизма заметили, что в процессе развития части явления оказываются в противоречии, начинается борьба, которая является источником развития. Это не вечное становление гармонии, это вечное разрушение и вечное созидание. Мир это не хаос и космос. Хаос, который рождает космос, и космос, который превращается в хаос, чтобы потом опять превратиться в космос. Хаос и космос это не ценностные вещи, а просто две стороны единого процесса. Мир все время творится. Появляется выражение «творимая жизнь» (в каждый миг мир чуточку меняется). Романтики подходят к закону единства и борьбы противоположностей, и к заклну перехода количественных изменений в качественные. Сущность жизни в свободном движении. Теорию творимой жизни романтики накладывают на философию искусства, истории и природы. Искусство это продолжение вечного творчества природы. Природа творит непреднамеренно, а деятельность художника носит осмысленный характер. Т.о. искусство к творчеству жизни прибавляет философию. Искусство проникновение в жизнь творческого начала. Именно на ступени искусства жизнь приобретает высшую свободу. Художник становится свободен в своем воображении. Мечта, сон полное освобождение человека. Произведение искусства примерно равно произведению природы, оно тоже является целым миром. Художественное произведение ограниченная целостность.
Эстетические идеалы романтиков.
Красота прекрасная, свободная, поэтическая жизнь, абсолютно бесконечный творческий смысл. «Сквозь все звуки, звучащие в пестром сне земли, один тихий тон слышится тому, кто прислушивается» (Шлегель). Наиболее ярко абсолют виден в поэзии и музыке, которые являются формами жизни в природе. Поэзия жизни живет во всем, ее надо только увидеть. Чтобы достичь абсолют, надо разбить внешний облик вещей, через конечное увидеть бесконечное, через частное общее. Это стремление носит в романтическом искусстве термин «развоплощение». За граничной жизнью мы не всегда видим безграничное. Романтики стремятся развоплотить явления, пойти в их глубину, в бесконечность. Например, сон развоплощение жизни. Любое произведение романтиков развоплощение реального мира. Романтики сближают самые разнородные явления, так как все в мире есть абсолют.
Принцип романтического искусства символ, миф. Не любили описывать быт (внешнюю сторону вещей). Частое обращение к сказкам, т.к. сказка своеобразное развоплощение жизни. Любимый прием гротескные образы (часто у Эдгара По). Гротеск явление с двумя несовместимыми вещами.
Принцип двоемирия. Все построено на коренном противоречии мечты и раельности. Но эти миры не противостоят друг другу, они тянутся друг к другу. Мир возможен тогда, когда эсть два полюса, поэтому двоемирие это не непримиримая борьба. Мир духовный, конечно, ближе романтикам, но он не может существовать без реальности.
Принцип фрагментарности. Романтики не любят завершенных форм, окончательных суждений. Появляется жанр фрагменты (небольшие размышления о чем угодно). Но в маленьком произведении и скрыт целый роман. Фрагмент часть целого. Фрагмент конечен, но за ним видно бесконечное. Биография героя не должна быть завершена, они предпочитают изображать ее отдельными фрагментами. Биография внешняя сторона вещей, нельзя из нее понять суть человека. Именно в эпоху романтизма возрождается новелла (один эпизод из жизни, но самый главный). Фрагмент не закончен, завершать его будет читатель, соответственно появляется диалог с читателем.
Принцип игры. Все искусство это игра в серьезном смысле слова. Художник не скрывает, что его мир созданный, рукотворный. Но произведение должно быть живым, иметь свои законы. Произведение рождено миру, но при этом развивается само.
Абсолют трудно постичь. Человеку кажется, что он достиг вершины, но потом он понимает, что до абсолюта еще длинный путь. В связи с недостижимостью абсолюта рождается «романтическая ирония». Ирония устремленность к целокупной гениальной истине, мы располагаем только одной ее стороной и нам напоминает об этом ирония, не позволяя успокаиваться (по Шлегелю). Романтическая ирония не пессимистична, т.к. акценты на том, что впереди длиннный путь вверх, т.е. есть цель, стремление. «Романтическая ирония» иной термин, чем в нашем смысле слова. В ней конечной истиной не обладает никто, конечных истин нет, есть тольео вечное движение. Цель жизни не обладание истиной, а стремление к ней.
Все явления жизни оказываются с одной стороны недостаточными, с другой стороны, все явления жизни прекрасны, т.к. в них есть кусочек абсолюта. Романтическая ирония универсальна и амбивалентна.
Предпочтение музыке.
В музыке воплощение жизни. В музыке воплощены все противоречия, которые так интересны романтикам. Музыка самое нематериальное искусство, она носит незримый характер. В ней абсолют проявляется гораздо ярче. Музыка должна выражать внутреннюю сущность мира. Романтики пытаются и литературу, и живопись строить по законам жизни. Становится популярной опера, в литературе стих-я приближаются к мелодии, слово стремится стать музыкой. Главное в стих-ии не мысль, а впечатление. Романтизм вводил новые размеры, экспериментирует с рифмой, со звукописью. Изменяется сам поэтический язык. Он становится темным, но усиливаются его выразительные особенности.
Живопись романтизма драматизирована. Композиция беспокойна. Огромное внимание уделяется переливам цветов, полутонам. Многие сюжеты связаны с музыкой. Романтики пытаются достичь синтеза всех искусств.
ЛЕКЦИЯ № 8
1. Йенский романтизм.
2. Новалис (Фридрих фон Гарденберг, 1772-1801)
3. Поздний немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
4. Английский романтизм. Джордж Гордон Байрон.
5. Поздний английский романтизм. Творчество Шелли и Китса.
6. Вальтер Скотт и романтическое понимание истории.
1. Йенский романтизм. Наиболее ярко воплотились все черты романтизма. Раньше всех романтизм появился в Германии. В конце 18 в начале 19 века Германия отсталая страна, но в ней зародилась мощная духовная культура, взлет искусств. Противоречия между парением духа и исторической реальностью. Историческая обстановка Великая фр. рев-я привела к духовному подъему, но потом наступает разочарование: наполеоновские войны. Вдохновленные писатели и художники встретили революцию как начало новой эры, но возможности, которые давала рев-я, не были воплощены.
Кружок в Йене сформировался в начале 90-х гг. 18 в. В 1790 г. в Йену приезжает Август Шлегель. Преподает в Йене Шеллинг. В доме братьев Шлегелей(Братья Шлегели. Шлегель Август Вильгельм (1767-1845 гг.) - немецкий историк литературы, писатель, принадлежал к йенскому кружку немецких романтиков; Шлегель Фридрих (1772-1829 гг.) - немецкий филолог, философ, теоретик романтизма, писатель.) формируется кружок, куда входят поэты и писатели Людвиг Тик и Новалис (философ, геолог, естественник и богослов). Они думали, что им суждено начать новую эпоху в Германии. Они организовывают альманах «Агнец», где печатаются произведения. Идейный вдохновитель кружка Август Шлегель. Он говорил о том, что они создают коллективное творчество. В музыке есть симфония, поэтому у них должна быть симпоэзия и симфилософия. Постулат: универсальность и всеобщность искусства и творчества. Искусство это праздник, содружество, общение. Строили свою жизнь по законам искусства. Искусство должно быть простым и непринужденным. Романтизм не только направление в литературе, но и направление вообще в культуре. Коллективное творчество воплотилось в сборниках: Тик «Фантазус», Арним «Зимний сад». Текст их, но воплощали общие идеи. Каролина Шлегель, Доротея Шлегель, Беттина Арним женщины в кружке. Создали настоящий культ Каролины Шлегель. Душа мира женская душа.
Фридрих Шлегель глава кружка. Мыслитель. Создает теорию романтизма, романтического искусства. Главная цель добиваться совершенства в мире и вносить его в искусство. Поэзия универсальна, она содержит все самое прекрасное, что есть в жизни, она скрепляет мир, все уравновешивает. Главный жанр роман. Это универсальный жанр, он связывет все жанры, все лучшие достижения в поэзии. В нем восстанавливается целостность жизни. Роман энциклопедия гениальной личности. Пытается создать подобное произведение, пишет роман «Люцинда» лабораторное, экспериментальное создание. В 1799 г. «Люцинда» принес Шлегелю дурную славу. Люцинда и Юлий художники по призванию, они внутренне свободные, презирают условности света. Но Шлегель помещает их в какой-то выдуманный мир, они «изъяты» из реальной среды того времени. Этот роман манифест новой романтической нравственности. Для романитков главное красота человека, а не его нравственность. Это исходит из социального протеста. Отрицая буржуазную нравственность, романтики не ставят на ее место другую нравственность, а ставят красоту. Шлегель строит свое произведение по художественным требованиям романтизма. Это произведение не закончено, нет логики, нет сквозного сюжета. Но держат все главные герои.
2. Новалис (Фридрих фон Гарденберг, 1772-1801). Псевдоним соответствует духу времени. novalis (лат.) первопроходец. Строит свою особую этику и эстетику. Учение о магической роли художника. Юрист по диплому. Один из учеников Фихте, хорошо знал математику, химию, биологию, горное дело, геологию, творчески перерабатывает учение своего учителя. Каждый их нас философское «я», каждый обладает огромными силами по изменению мира. Новалис верит в безграничные возможности каждого (магический идеализм). А поэт это миссия, он должен раскрыть пе5ред людьми мир. Художник та жертва, которую должно заплатить человечество за спасение мира.
«Фрагменты» наиболее интересное произведение. Обо всем. Физика учение о фантазии природы. Природа это окаменевшее волшебство. Он говорит о начале нового мира, о безграничных возможностях каждого. Новая эпоха раскроет человеку все тайны мира. Его воспринимали как поэта-мученика, гениального романтика. Эту легенду первым начинает Генрих Гейне. Еще одна легенда: на творчество Новалиса повлияла любовь Софии фон Кюн и ее безвременная смерть. Он просто видел в ней тот образ, который был дорог всем романтикам. «Гимеы ночи» 1800. Это цикл нескольких стих-й и стих-й в прозе. Разрабатывает свою стратегию вечной связи бытия и смерти. Ночь и день не антитеза. Ночь хаос, в котором все исчезает и из которого все вырастает, это то время, когда мы видим духовным зрением, тьма это другая эпостась света. Ночь связана с образом Христа, умереть значит раствориться в мире, соответственно, родиться заново. Стремление к беспредельности мира. Эти мотивы будут повторяться Гёльдерлином в драме «Эмпидокл», где Эмпидокл бросается в кратер вулкана, чтобы обрести иную жизнь. Наиболее известен 6-й гимн «Тоска по смерти». Днем мы видим границы, ночью они исчезают, поэтому человек безгранично свободен. 5-й гимн «К ночи». Эти гимны наиболее яркое пантеистическое воплдощение стремлений художника. Роман «Генрих фон Офтердинген» должен был состоять из двух частей «Ожидание» и «Свершение», но вторую не успел. О жизни и творческом становлении немецкого поэта 13 века. Это для Новалиса обобщающий образ поэта вообще. Это символичный путь любого поэта. 13 век считали веком немецкой поэзии. Поэзия начало, это очень важно. Роман напоминает просветительский роман-воспитание, но здесь все гораздо сложнее. Сон Генриха цветок (символ), и он его потом всю жизнь ищет. Поэт в недрах жизни. Поэзия должна быть о жизни и в жизни (посюсторонний идеал). Вся жизнь Генриха это развертывание его идеала, который у него уже есть изначально. Чтобы стать поэтом, надо полюбить.
3. Поздний немецкий романтизм. Эрнст Теодор АмадейГофман (1776-1822). Крах фр. рев-и. Антинаполеоновская освободительная борьба немецкого народа 1806 1813 гг. Кружок гейдельбергских романтиков (II период романтизма): Клеменс Брентано, Йоахим Арним, Людвиг Уланд, Йозеф Эйхендорф, Людвиг Мюллер, Братья Гримм, Шамиссо. III период деятельность Клейста и Гофмана. Некоторые исследователи объединяют II и III период. Клейст, Гофман, Шамиссо никуда не входили. Их творчество отличается крайне острым восприятием жизни личности. Личность поздние романтики воспринимают как конфликт, как противоречие. Жизнь у романтиков постоянные конфликты, и если для ранних романтиков это залог движения к абсолюту, то у поздних наоборот. Появляется романтическая ирония, у ранних это свидетельство вечного движения жизни, у поздних понимание тщетности стремлений. Меняется роль приёма развоплощения. Жизнь это хаос, бездна, над бытовыми вещами таится хаос. Большое внимание к проблеме человека. Противоречивость человека воспринимается как извечная проблема.
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822). Трагизм восприятия позднего романтизма сочетается с легким характером его творчества. Вышел из среды чиновников, работал чиновником, писал музыку и декорации к собственным операм, был музыкальным критиком. В его творчестве мир свободы это фантастическое царство, но мечта так прекрасна, что становится главнее реальности. Мир Гофмана мир метаморфоз. В них и заключено подлинное содержание жизни. Мир прозы однако тоже обладает своей правотой. Нет ничего окончательного. Истиной не обладает никто. Мир художника и мир филистеров. Каждый из двух миров освещен иронически. Не расставлены акценты во взаимоотношениях поэзии и жизни. Наиболее ярко все противоречия выражаются в романе «Житейские воззрения кота Мура». Принцип двоемирия реализуется на уровне героев и на уровне идеи. Чередование глав: кот и художник Иоганес Крейслер (во многом это второе «я» Гофмана). Мир музыканта попадает в роман как бы по недоразумению. Куски о Крейслере отрывочны, в них нет связи. Таким образом, история романтика это абсолютно не нужная составная часть истинно прозаического существа. То есть прозе стоит над поэзией. Романтическая ирония: оба героя иронически осмысленны. Две сюжетных линии выстроены как бы по законам разных жанров. Биография попытка свести личности к каким-либо внешним проявлениям, т.к. романтики не считают биографию жанром, достойным уважения, а автобиография еще страшнее. Кот типичный филистер-просветитель. Он ставит себя примером. Крейслер описан снаружи, о нем пишет маэстро Абрагам2. Жизнь кота жестко подчинена принципу детерминизма (причина следствие). Бытие определяет сознание. Крейслер же не исчерпывается окружающим миром, он живет в противоречии и с миром, и с собой. Для личности важна гармония внешнего и внутреннего, что есть у кота. Рождение его искусства обязано потребностям жизни. Но в то же время кот и его мир очень приятны. Его самодовольство вроде бы отталкивает, но он снисходителен к другим. В нем тоже отражена частичка романтического. Линия капельмейстера Крейслера отлична. Его история написана по другим художественным законам. Крейслер гениальный художник, но таковым себя не считает. Он весь конфликт. Это конфликт между реальной жизнью и миром искусства. Проблематика романа рождается из сопоставления двух персонажей: кота и художника. Романтик и филистер иронизируют друг над другом, многие мотивы повторяются. Противопоставление этих двух фигур является и взаимодополнением.
4. Английский романтизм. Джордж Гордон Байрон.
Тесно связан с английским просвещением. Тогда уже были открыты:
- древняя поэзия;
- интерес к готике и срв-ю;
- культ природы;
- некоторая сентиментальность.
У романтиков на первый план выходит конфликт между этим миром и идеалом. В философии предромантизма3 был агностицизм. Он остается у ранних романтиков. Творчество поэтов «Озёрной школы». Озерная школа [Lake School of Poetry] название группы поэтов, так наз. «романтиков», широко распространенное в буржуазном литературоведении. В состав О. ш. по внешним и крайне отвлеченным признакам включают гл. обр. трех поэтов: Вордсворта, Кольриджа и Соути4. Английский романтизм больше поэтический. Все эти три поэта, несмотря на отсутствие кружка, имели много общего: приветствовали фр. рев-ю, и, разочаровавшись в ней, помещают свои идеалы в прошлое, но идеал находится в этой жизни, поэтому у них нет явственного двоемирия. Идеал есть, его надо только развоплотить. Более важной является идея любви добра, а красота и эстетика отходят на второй план. Совместный сборник «Лирические баллады», выпустили Кольридж и Вордсворт, предисловие Вордсворта. Говорил о реформе поэтического языка. Выступает против классической поэзии и сентиментальных традиций: нужнг говорить в поэзии о крестьянах, нужно выражать чувства, а не рассуждать о них. Главная задача отобразить случаи и ситуации из повседневной жизни и пересказать их обыденным языком и в то же время расцветить их красками воображения, сделать эти ситуации интересными, выявив в них основные законы нашей природы. Вордсворт выступает против традиционного языка и тематики английской поэзии. Происходит создание нового художественного мышления. Язык обычных людей более вечен и философичен, чем тот, которым поэты подменяют его. И герой Вордсворда говорит о своих чувствах простым языком.
Байрон, Шелли, Китс пользуются в своем творчестве достижениями старших романтиков.
Джордж Ноэль Гордон Байрон, лорд (англ. George Gordon Noel Byron; 22 января 1788, Лондон 19 апреля 1824, Миссолунги, Греция).Жизнь Байрона, одного из величайших поэтов, описывалась много раз, но редко вполне правдиво. Биографы выставляли в различном свете не только факты его собственной жизни, но и жизни его предков. Несомненно, наследственность играет большую роль в характере человека, а ближайшие предки Б. не могли назваться людьми почтенными. Отец его, капитан Джон Байрон (1755 - 1791), был женат первый раз на разведённой жене, с которой бежал во Францию, а второй раз женился только из-за денег, чтобы уплатить свои долги, и, растратив состояние жены, бросил её. Мать Б., Екатерина Гордон, была женщина необузданного характера. Его двоюродный дед, то есть дядя его отца, после которого Б. наследовал титул лорда, убил под влиянием винных паров своего соседа и родственника Чаварта, судился за это, хотя был оправдан, но, преследуемый общественным мнением и угрызениями совести, заперся в своем замке Ньюстид, который уже стал приходить в ветхость, и вёл в уединении такую непозволительную жизнь, что был прозван: «дурным лордом Байроном». Дед Б., адмирал, прозывался «Джеком бурь» (Foulweather Jak) и вёл на море такую же беспокойную жизнь, какую внук его, поэт, вёл на суше. Более отдалённые предки Б. отличались храбростью в различных войнах Англии.
И в творчестве, и в личной жизни конфликтность. Тяготел к просветительской философии. Идеал Эллада. Но ищет в жизни гармонию, некую однозначную систему, пытается увидеть в жизни царство разума, найти некие ценности и понятия. Но эпоха Байрона противоречива. С одной стороны, он хочет воспринимать мир как неподвижность, незыблемость, а с другой стороны, Байрон воспринимает мир (в этом влияние эпохи) как изменчивый, движущийся куда-то. Это мир страстей, разочарований, борьбы. В его творчестве и то, и другое восприятие мира, отсюда и конфликтность. Вся ранняя лирика написана под влиянием классициста Александра Поупа. Байрон воспевает дружбу, любовь: вечные идеалы, но эти ценности могут изменить, предать, но неизменна душа поэта, где эти ценности находят пристанище. Воспоминания это своеобразные островки вечности, прием эскапизм стремление художника и его героя покинуть этот мир с его страстями и искать убежища где-то в другом месте.
1809 году становится членом палаты лордов (речь в защиту луддитов, рабочих, которые разбивали станки). Тогда же уезжает в путешествие: Португалия, Испания, Мальта, Греция, Албания. Ведет дневник. Именно в эти два года идет созревание Байрона как поэта и мыслителя. По материалам своего путешествия пишет поэму «Паломничество Чайльд Горольда». Это лироэпическая поэма. Две линии: история, душа героя и свободные размышления о жизни, об искусстве. Первые две Песни «ЧГ» по форме напоминают и лирический дневник поэта, и поэтическое эссе об истории, и внутренний монолог героя. Байрон использовал новую жаноровую форму, и новый поэтический язык. Он вводит новый образ главного героя: ЧГ воплощает в себе главнейшие черты своего времени. Романтический герой Байрона в ранних поэмах это не бунтарь и борец, а разочарованный молодой человек, более всего погруженный в себя. ЧГ открыл в себе странную болезнь опустошенность, скуку, неприкаянность. Его манят опасности, но их нет в его жизни, поэтому он уходит от светского общества, уезжает в иные края. Поэма «ЧГ» становится крупнейшим событием в культурной жизни. Все отмечают сходство героя с автором. Но полного автобиографизма нет, однако, вокруг Байрона до смерти и после нее создали романтический ореол, легенда о человеке противоречивом, сотканном из контрастов.
«Восточные поэмы». Тоже совершенно новый жанр. «Гяур», «Абедосская невеста», «Корсар», «Осада Коринфа». Объединены типом романтического героя, острым романтическим конфликтом, сюжетом, в основе которого лежит роковая страсть, недосказанностью, восточным колоритом. Общая тональность поэм возвышенно-трагическая. Байрон обращается к проблеме сильной личности. Но всех поэмах печать пессимизма: индивидуальный бунт героев чаще всего обречен, но в этом и есть их величие. Для Байрона главное само бунтарство, разлад со средой, с привычным укладом жизни. Добро почти во всех восточных поэмах диалектично, оно может обернуться злом, не всегда отлично от зла.
1816 г. Байрон окончательно уезжает из Англии (ужасно неудачная женитьба, после рождения дочери Ады происходит окончательный разрыв). Едет в Швейцарию, где сближается с Шелли (это единственный случай, когда два поэта-романтика дружили). Больше обращается к философским сюжетам поэма «Шильонский узник», две драматические поэмы «Манфред», «Каин», но не предназначены для театральной постановки. Там нет внешнего действия.
1816 г. 3 и 4-я Пе5сни «ЧГ». Фигура главного героя все больше отходит на задний план. Это скорее повод для размышлений автора. Особенно лирична и личностна 3-я Песнь обращение к дочери Аде. Размышления об истории, о судьбах человечества явно принадлежат не ЧГ.
5. Поздний английский романтизм. Творчество Шелли и Китса.
Перси Биши Шелли (англ. Percy Bysshe Shelley; 4 августа 1792, графство Сассекс 8 июля 1822, утонул в Средиземном море между Специей и Ливорно).
Шелли (1792 1822) как и Китс верил в идеалы. Имел дворянское происхождение, закончил университет, Изгнан из университета за брошюру «О необходимости атеизма». Пишет в то время ученические стихи. Едет а Ирландию, где в это время восстания против англичан. В 1812 году возвращается на родину, чтобы «обратиться к поэзии для распространения своих идей». 1816 г. уезжает из Англии. 1822 году Шелли утонул. Материалист по философским взглядам, но ценит Платона, то есть это стык материализма и возвышенного идеализма. Сближает жизнь поэта с жизнью вселенной. Социальные отношения подчинены общим законам движения вселенной. История общества это борьба двух начал: консервативного и природного. Тоскует о золотом веке, говорит о борьбе света со тьмой. Защищает общественную роль в поэзии. Поэт учитель. Поэмы «Лайон и Цитпа»: цель поэта разбудить в читателе пламенную жажду совершенства; «Прометей освобожденный». Статья «Защита поэзии» 1820-21. Смесь идеализма и материализма. Красота есть отражение великой единой идеи. Расширяет тематику английской поэзии. Его главное достоинство страстность.
Джон Китс (англ. John Keats; 31 октября 1795, Лондон 23 февраля 1821, Рим) знаменитый английский поэт-романтик. 1 октября 1815 Китс приступает к изучению медицины в лондонском госпитале Гая. Вместе с тем, он продолжает занятия литературой, и в лекционных тетрадях появляются стихи, такие как «Подружка, кружка и табаку понюшка». Публиковаться Китс начинает в 1816 году. 5 мая в еженедельнике его друга Ли Ханта «Экзаминер» печатается сонет «К одиночеству». 25 июня того же года Китс успешно сдаёт эказамены и получает право, достигнув совершеннолетия, практиковать в качестве хирурга и фармацевта. Август Китс проводит в Маргите вместе со своим братом Томом, а в сентябре, вернувшись в Лондон, вместе с братьями поселяется в Чипсайде. В октябре ноябре он, несмотря на настойчивые увещевания Ричарда Эбби приступить к медицинской практике, принимает окончательное решение посвятить себя поэзии. 3 марта 1817 года в свет выходит первый поэтический сборник Китса «Стихотворения». 25 марта он вместе с братьями переселяется в Хэмпстед, с 14 апреля и до конца месяца живёт на острове Уайт. В конце апреля Китс возвращается в Маргит к Тому. Здесь он начинает поэму, которая сделает его знаменитым и, как считают многие, ускорит его смерть, «Эндимион».
Близок Байрону и Шелли, не его романтизм не прямо критикует современную действительность и мораль, а создает иной художественный мир, который своим существованием противопоставлен реальному миру. Поклоняется всей природе, мир природы осмысливается как языческий. Его называли «певцом земного бытия» (из стихотворения «Кузнечик и сверчок»). Противопоставляет жизнь и красоту («Ода греческой вазе»). Красота как застывшая вечность. Красоту вечной жизни раскрывает поэзия. Красота дает человеку счастье и радость (здесь истоки концепции чистого искусства, которой придерживался Китс). Нет нравственности, нет правды, а есть красота. Красота это область свободы, освобождения от переживаний и страданий. Вечность может дать только искусство. «Ода соловью» искушение смертью. Это разговор с соловьем. Смерть прекрасна, так как у Китса тот мир стал миром красоты. Но жизнь держит нас: невозможно уйти в смерть. Трагическое противопоставление идеала и жизни никогда не может быть разрешено. Поэмы: «Падение Гипериона», «Канун Святой Агнессы», «Лания».
6. Вальтер Скотт и романтическое понимание истории.
Сэр Вальтер Скотт (англ. Walter Scott) (* 15 августа 1771 в Эдинбурге (Шотландия) -21 сентября 1832) всемирно известный шотландский писатель, поэт, историк. Наиболее известен своими историческими романами. Обладал феноменальной памятью. Вальтер Скотт родился 15 августа 1771 в шотландской семье в Эдинбурге. Его отец, Вальтер Скотт (1729 - 1799), был юристом, а мать, Анна (Энн) Резерфорд, была дочерью профессора медицины Эдинбургского университета.
Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны: от пуританской революции XVI в. до разгрома горных кланов в середине XVIII, а отчасти и более позднему времени [«Уэверли», «Гай Маннеринг» (Gay Mannering, 1815), «Эдинбургская тюрьма» (The Heart of Midlothian, 1818), «Шотландские пуритане» (Old mortality, 1816), «Ламермурская невеста» (The bride of Lammermoor, 1819), «Роб Рой» (Rob Roy, 1817), «Монастырь» (The Monastery, 1820). «Аббат» (The Abbot, 1820), «Воды св. Ронана» (St. Ronans Well, 1823), «Антиквар» (The Antiquary, 1816) и др.]. В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно типов мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с «фальстафовским фоном» Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах они главные герои, в «Эдинбургской тюрьме» героиня дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с «сентиментальной» литературой XVIII в. делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще все же главные герои это условно идеализированные молодые люди из высших классов, лишенные большой жизненности.
Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI в. [«Айвенго» (Ivanhoe, 1819), «Квентин Дорвард» (Quentin Durward, 1823), «Кенильворт», (Kenilworth, 1821), «Анна Гейерштейнская» (Anne of Geierstein, 1829) и др.]. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с еще живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Ог. Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм С. прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному. Данная им картина «классического» средневековья («Ivanhoe» «Айвенго», 1819) в настоящее время сильно устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в лит-ре еще не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, чувственной стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время. Так, «Квентин Дорвард» дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция «Айвенго», где центральным фактом для Англии конца XII в. выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, она была толчком для известного французского историка Ог. Тьерри. При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам буржуазных историков. В 1830 году он перености первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. А в 1832 году, не оправившись после четвертого удара, Вальтер Скотт скончался.
Искусство Скотта сочетает романтические и реалистические элементы. Начинал как поэт-романтик с баллад. Создатель исторического романа. Вместе с Ф.Купером создали романтический исторический роман. Именно романтикт чувствовали историю как течение жизни. Вальтер Скотт в жанре романа воплощает эту концепцию истории. Обычно разрабатывает большие исторические события, столкновения самых значительных социальных сил. История мыслится как значительная независимая форма жизни. Не личности делают историю, поэтому у него исторические личности не главные герои романов. Жизнь это единое трагическое действо. История обуславливает жизнь отдельных людей + ощущение мира как тайны вместе с четким подходом к истории. Жанр романа в творчестве Скотта содержал в себе сочетание двух традиций (Romans рыцарский роман, готический роман и novelе бытоописательный роман). Скотт проявляет интерес к конкретной психологии и среде, + представление мира как сказки, тайны, драмы. То есть, готическая форма помогает обобщить жизнь в конкретных материалах. Стремился к правдивости. Считал, что документы имеют дело со случайными фактами, поэтому им не всегда надо доверять. Всегда берет вымышленные сюжеты, так как они более правдивы, нежели случайные в истории. Он ставит правду художественного вымысла выше исторического правдоподобия. Ему всегда удается замечать конфликт времени. Создает исторический образ эпохи, совмещая историю и художественное сознание. История это великая драма, поэтому в его романах всегда есть противоречия.
1 Антагонист (лит.) персонаж (или группа персонажей) какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту (или протагонистам) на пути к достижению его целей. В классической литературе роль антагониста играет верховный злодей, а протагониста главный герой, однако в более современных произведениях их роли зачастую меняются, создавая более сложные и запутанные конфликты.
2 При подготовке к печати записок Мурра, потомка прославленного Гинца фон Гинценфельда (более известного миру как Кот в сапогах), издатели обратили внимание на присутствие в рукописи явно посторонних фрагментов отрывков из опубликованного ранее повествования о капельмейстере Иоганнесе Крейслере и его друге маэстро Абрагаме. Страницы эти оказались в рукописи Мурра по той простой причине, что Кот использовал их распотрошив книгу из библиотеки своего хозяина Абрагама в качестве промокательной бумаги. По странному совпадению, многие эпизоды жизнеописания Крейслеpa дополняют события, изложенные Котом Мурром, но это сущая случайность, поскольку Мурр придерживался строгой хронологии, а страницы из книги вырывались им произвольно. Тем не менее, издатель оставил все как есть на том основании, что именно Крейслеру маэстро Абрагам вверил заботу о Коте Мурре, удаляясь от двора князя Иринея.
3 Предромантизм, преромантизм, комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 - начала 19 вв. и изобразительном искусстве конца 18 - начала 19 вв.; генетически предвосхищая романтизм, П. сохраняет преемственность некоторых мотивов и идей литературы сентиментализма (апелляция к "чувству", апология "естественного" существования, поэтизация "мирной" природы и др.), однако это идеологически разные течения: в рамках сентиментализма осуществляется критика рационализма Просвещения, тогда как П. - начало его полного и бескомпромиссного отрицания. "Зыбкая", переходная природа П. находит подтверждение в творческих судьбах "предромантиков", часто относимых либо уже к романтизму (У. Блейк), либо ещё к сентиментализму (Ж. А. Бернарден де Сен-Пьер). Связанный с выдвижением третьего сословия, П. проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности ("Влюблённый дьявол" Ж. Казота; в известной мере произведения маркиза де Сада). В предреволюционные годы французский П. обретает гражданственное антифеодальное звучание. Наиболее характерно и полно П. развился в Англии. Констатируя кризис просветительского сознания, английский П. демонстративно реставрирует "старину" (мистификации Т. Чаттертона, Дж. Макферсона), обращается к народному творчеству (песни и баллады Т. Перси, А. Рамзей и др.), создаёт "готический роман" (А. Радклиф и др.). Поэтизируя душевную стихию, углубляясь в неё, английский П. переносит акцент на перипетии индивидуальной человеческой судьбы. В русле увлечения средневековьем лежит и возрождение интереса к "варварскому" У. Шекспиру как образцу истинной поэзии ("Мысли об оригинальном творчестве", 1759, Э. Юнга). Критика буржуазного прогресса выразилась в "кладбищенской поэзии" Юнга ("Жалоба, или Ночные думы", 1742-45), в меланхолических "Элегиях" (1751) Т. Грея. П. проявился также в литературах США, Венгрии, Италии, Испании.
4 Наиболее существенным признаком «школы» считают то, что эти поэты были «романтиками», жившими в «стране озер», т. е. в изобилующих озерами долинах Кемберленда и Вестморлена. Название О. ш. впервые было применено критиком «Эдинбургского обозрения» в 1802 и у одних, например у Байрона, носило характер презрительной клички, у других служило средством классификации лит-ых явлений. На первом этапе их объединял своеобразный крестьянский социализм мечты о с.-х. коммуне в Америке. Ликвидация социального кризиса и реакция, последовавшая за окончанием первого периода Наполеоновских войн, умерили радикализм группы, которая прошла через шеллингианство к довольно четкому консерватизму.
14