Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Римское право. Лекции № 7,8 23.03.2005 (Копылов А.В.)
Лектор доц. Копылов Александр Владимирович
в) Экстроординарный процесс
Появился благодаря принятию конституции императора Диаклитиана. Ведение дел в предыдущим формам процессов теперь недопустимо.
Признаки:
С одной стороны процесс одностадийный административный, суды отстранялись от ведения процесса. С другой стороны территория Рима разделилась на провинции управляемые наместники, исчезли судебные магистратуры. Дела в городах ведутся городскими префектурами, в провинциях провинциальными наместниками, в муниципалитетах муниципальными магистратурами. В этих органах происходит правовая квалификация дела, проверка достоверности фактов, вынесение решения и контроль за его исполнением. Изменяется процедура явки ответчика в суд DENUNTATIO извещение ответчика о сущности жалобы и дате рассмотрения дела. Этим занимался уже не истец, а государство в лице соответствующего органа. Ответчик должен был быть оповещён не менее чем за 4 месяца. При неявке одной из сторон велось заочное производство. Сохранился институт добровольного представительства. Процесс становится платным, закрытым и письменным. Впервые появляется институт апелляции, ограниченный некоторыми пределами:
- По количеству: нельзя подавать более двух апелляций по одному делу
- По времени: могла быть подана в течение 10 дней, этот срок был и сроком вступления решения в силу. Этот срок сохранился и в современном гражданском процессе
- Нельзя было обжаловать заочно вынесенное решение отсутствовавшей на процессе стороне
- Экономические ограничения: сторона, проигравшая апелляционный процесс, должна заплатить сумму в двое превышающую первоначально проигранную.
План:
1) Правосубъектность лиц в Древнем Риме;
2) Правовые статусы лиц в Древнем Риме;
3) Брак в римском частном праве;
4) Ограничение правосубъектности в Древнем Риме;
5) Юридические лица в Древнем Риме
1. Правосубъектность лиц в Древнем Риме
PERSONA лицо. В римском праве обозначение субъекта права. Чтобы быть субъектом права лицо должно обладать правосубъектностью. Термины «правосубъектность», «правоспособность», «дееспособность» в Риме не употреблялись, эти термины используются в современности, но то, что за ними стояло совпадает с современной терминологией.
Условие обладания правосубъектностью
правоспособность дееспособность
(Возникает с момента рождения (Возникает при достижении
и прекращается смертью) определённого возраста, с увеличением возраста
дееспособность увеличивается.
Кроме того, она зависела от состояния
здоровья и некоторых других обстоятельств.)
Зависимость дееспособности от возраста:
1) Дети до 7-ми лет инфанды (отсюда появилось слово инфантильный), полностью недееспособны. У них был законный представитель домовладелец (глава семьи) PATERFAMILIAS. Если его не было, им назначался опекун. Дети не обладали ни сделкоспособностью, ни деликтоспособностью. Сделки за них совершал глава семьи или опекун, он же отвечал за вред, причиняемый ребёнком.
2) Дети: девочки с 7 до 12 лет, мальчики с 7 до 14 лет. Были частично дееспособны: часть сделок совершали самостоятельно направленные на увеличение их имущества, например, получение в дар, наследование, другие сделки заключались с согласия всё того же представителя. Если согласия получено не было, то сделка считалась действительной, но становилась частично натуральной (не обеспечивалась исковой защитой): права одной стороны обеспечивались исковой защитой, права другой не обеспечивались исковой защитой. Здесь обеспечивались защитой права малолетних, но если малолетний передавал полученное по сделке, то он терял право заявить иск о возврате.
Малолетние были деликтоспособными сами отвечали за причиняемый ими вред.
3) Молодые люди: девушки с 12 до 25 лет, чуваки с 14 до 25 лет. Сами могли заключать любые сделки. Однако могли заявить о признании сделки недействительной, требовать реституции сославшись на заблуждение. Естественно, с ними никто не хотел иметь дело. Для этого, при императоре Аверии был создан институт кураторов, назначаемых по просьбе несовершеннолетних. Сделки, заключённые с ведома куратора являлись уже неоспоримыми.
Естественно, сохраняется деликтоспособность несовершеннолетних, они сами за себя отвечали.
Брачный возраст устанавливался соответственно для мужской части 14 лет, для женской 12 лет.
4) С 25 лет все права, а у мужчин появлялись публичные права активное и пассивное избирательное право.
5) С 60 лет появляется особое право ARROGATIO право на усыновление чужих детей. Считалось, что к этому времени человек становиться мудрым и может выполнять такую миссию. Усыновлять могли только мужчины, т.к. женщины считались легкомысленными от рождения.
6) С 70 лет появляется право отказаться от опеки чужих лиц, возраст уже не тот. Опекунами также могли быть лишь мужчины.
Дееспособность зависела и от других факторов: от физического и психического здоровья, пола, вероисповедания (сейчас только от психического здоровья):
1) Лица, имевшие телесные недостатки ограничивались в дееспособности в зависимости от вида такого недостатка. Например, глухонемые не могли участвовать в стипуляции. Кастраты не могли вступать в брак, хотя сожительствовать могли. Душевнобольные были полностью недееспособными, над ними устанавливалась опека, опекун полностью отвечал за душевнобольного.
2) Пол: ограничивалась дееспособность женщины, т.к. женщина считалась легкомысленной с рождения. Женщины не являлись субъектами публичного права, не обладали активным и пассивным избирательным правом. Ограничивались в частном праве, не могли быть опекунами, до Юстиниана сами находились под опекой. Не могли быть поручителями по чужому долгу. Если женщина заключала сделку, то могла сослаться на незнание закона и оспорить сделку на предмет недействительности. При императоре Юстиниане женщин уравняли в правах с мужчиной в области частного права.
3) Вероисповедание: в языческом Риме были гонения на христиан, в христианском Риме на язычников, евреев, опостатов (перешедших в другие религии), еретиков все они не могли завещать имущество в пользу своих религиозных конфессий.
4) Склонность лица к «расточительству» ограничивало его в дееспособности. Расточитель лицо, в силу психики и других обстоятельств неразумно тратит средства рискуя оставить своих близких без средств к существованию. Такому лицу назначался куратор, который контролировал заключения сделок. Но «расточитель» без согласия куратора МОГ:
- завещать;
- вступать в брак;
- заключать сделки на безвозмездное получение выгоды.
«Расточителями» признавались:
- Отец в завещании мог объявить сына расточителем
- Если он не хотел ждать, пока умрёт, мог пойти в магистрат и там уже решали, признавать сына расточителем или нет
2. Правовые статусы лиц в Древнем Риме
Правовое положение лиц зависело не только о их правосубъектности, рассмотренной в первом вопросе, но прежде всего от особого правового статуса:
а. STATUS LIBERTATIS статус свободного
б. STATUS CIVITATIS статус гражданина
в. STATUS FAMILIAE семейный статус
а. STATUS LIBERTATIS делились на свободных и рабов. Рабы были объектом права, находились на положении вещей. Юрист Варрон провёл классификацию вещей:
- вещи неодушевлённые
- вещи одушевлённые, но не говорящие (домашние животные)
- вещи одушевлённые и говорящие (рабы), относились к категории ценных мансипируемых вещей.
Лица становились рабами в случае:
1. Взятия в плен;
2. В архаические времена: захваченные иностранцы, находящиеся на территории Рима. Если был договор с иностранным государством, например, были же дипломатические представительства, то иностранцев нельзя было захватывать. С появлением права народов (ius gentium) обратить в рабство иностранцев было уже нельзя;
3. Рождение от рабыни;
4. Вступление свободной женщины в связь с рабом. Мужчина, вступая в связь с рабом не терял своей свободы;
5. Проигрыш легисакционного процесса в архаическое время, т. к. взыскание накладывалось на личность осуждённого. В других, более поздних процессах, взыскание накладывалось на имущество осуждённого;
6. Замена смертной казни продажей в рабство;
7. Подвластный член семьи (жена, дочь и т.д.) мог продаваться главой семьи в рабство за непослушание;
8. Патрон (господин, отпустивший раба на волю, юридически считавшийся его отцом) требовал возвращения вольноотпущенника в рабское состояние за неблагодарное поведение.
По общему правилу рабы, как уже было сказано объекты права, не имели правосубъектности. Но, с развитием имущественных отношений некоторые элементы прав они получили:
- Институт рабского пекулия (PECULIUM). Земельный участок и сельскохозяйственный инвентарь передавался в фактическую собственность рабу, чтобы заинтересовать его в улучшении производительности труда часть урожая раб оставляет себе. Юридически собственником является господин, но фактически им был раб, господин держал своё слово.
В целом, рабы не имели права собственности. Если раб причинял вред, то бремя его возмещения лежала на собственнике. Но, если раб получал свободу и вред ещё не был выплачен потерпевшему, его платил раб. Так, иногда, господину легче отпустить раба, чем возмещать ущерб. Хотя раба нельзя было просто так отпустить, т.к. государство не было заинтересовано в увеличении количества вольноотпущенников, они считались подозрительными личностями. Использовалась особая сделка с фикцией MANUMISSIO VINDICTA. Для этого, господин приглашал другого господина, который выступал в качестве истца и утверждал, что по квиритскому праву раб принадлежит ему. Решение: вещь не является собственностью ответчика, но и не передавалась в собственность истца. Таким образом раб получал свободу. Затем процедуру отпуска рабов упростили в период империи: господин просто приходил в магистрат и говорил, что раб свободен, также он мог написать об этом в завещании или внести раба в цензовый список вольноотпущенников при переписи населения (раз в 4-5 лет);
- Некоторым рабам предоставлялось право заключать сделки от имени господина (например, продажа вещей, не будет же господин стоять у прилавка). Но, такие сделки являлись частично натуральными: господин обеспечивался правами, в части прав потерпевший иском не обеспечивался.
- Рабов нельзя было отпустить просто так, т.к. это не было выгодно государству. Для этого существовала особая сделка с фикцией MANUMISSIO VINDICTA. Господин, желавший отпустить раба на свободу должен был пригласить другого господина, который выступал в качестве истца, утверждая, что по праву квиритов раб принадлежит ему. Решение: данная вещь не собственность ответчика, т.е. иск удовлетворялся частично, раб не передавался истцу. Таким образом, раб получал свободу. В период Империи эту процедуру упростили, господин просто приходил в магистрат и говорил, что раб свободен. Также, можно было написать об этом в завещании или внести раба в цензовый список вольноотпущенников (перепись населения проводилась раз в 4-5 лет).
Способы освобождения от рабства:
Архаичное право:
Республика:
Принципат:
V век н.э. объявление раба свободным в церкви
4 г н.э.: установлены огр-я осв-я:
Позже вышел закон, ограничивавший количество осв. Рабов.
б. STATUS CIVITATIS статус гражданина, только для свободных!!!:
1. CIVIS ROMANUS квириты;
2. LATINI латины;
3. PEREGRINI иностранцы;
4. LIBERTINI вольноотпущенники;
5. COLONUS колоны
1. CIVIS ROMANUS. До возникновения Рима проживали в союзе 19-ти племён (латинских LATIUM), который распался в V-IV вв. до н.э. Выдающиеся жители за особые заслуги приобретали статус квиритов (например, род Туллия или Цезаря относился к квиритам), квириты в Древнем Риме обладали максимальной правосубъектностью, их правосубъектность включала в себя два элемента:
а) Имели публичные права, было три публичных права: активное избирательное право право избирать, пассивное избирательное право право быть избранным, право служить в регулярной римской армии.
б) Кроме того, они имели частные права, два базовых права:
IUS COMMERCII право заниматься предпринимательской деятельностью (так бы мы сказали сейчас), в т.ч. приобретать и отчуждать исконно-римские земли;
IUS CONNUBII право вступать в законный римский брак, ребёнок в таком браке приобретал статус отца, если отец квирит, то и ребёнок будет квиритом. Если ребёнок рождён вне брака, он приобретал статус матери.
2. LATINI. Особых заслуг в возникновении римского государства не имели, проживали на территории Рима, были тоже достаточно привилегированным населением, но в меньшей степени, чем квириты. Т.е. латины представители других племён LATIUMA, которые не имели, как уже было сказано, особых заслуг в возникновении римского государства. Латины делились на две категории древние латины и провинциальные латины.
Древние латины. Как раз жители LATIUM, не имеющих особых заслуг. Публичные права имели в ограниченном объёме, а именно, было только активное избирательное право, т.е. только право избирать. В области частного права уравнены в правах с квиритами, было и IUS COMMERCII и IUS CONNUBII. В рамках IUS CONNUBII могли вступать в смешанные браки с квиритами, а не только с латинами. Статус ребёнка в браке определялся по статусу отца, вне брака по статусу матери;
Провинциальные латины жители латинских общин не на территории Рима, а в провинции. Публичные права как у древних латинов только активное избирательное право, а в частных правах были несколько ограничены ограничены: IUS COMMERCII как и у древних латинов, т.е. в имущественном обороте участвовали полноценно, в т.ч. могли покупать свои литарийские земли. Но IUS CONNUBII реализовали в индивидуальном порядке, брак требовал подтверждения, утверждён должен быть. Если этого не происходило, брак считался недействительным.
Вывод из вышесказанного: из-за несовпадения правового положения квиритов и латинов, помимо основного конфликта древнего общества между рабами и рабовладельцами, в Риме существовал конфликт между свободными квиритами и латинами. История даже знает вооружённые конфликты, естественно, это не способствовало укреплению римского государства, поэтому в 212 г. н.э. закон императора Каракаллы уравнял в правах латинов с квиритами, соответственно, исчезли конфликты.
3. PEREGRINI (иностранцы).
Первоначально, в цивильном, т.е. архаическом праве правосубъектностью не обладали. Приобрели её в результате развития имущественного оборота, превращения Рима в центр мировой торговли, а в следствии этого сформировался источник права такой как права народов - IUS GENTIUM, правосубъектность включала:
Публичных прав не имели вообще, единственное, могли служить лишь в наёмных легионах. Активного и пассивного избирательного права не имели, наёмниками быть могли, как уже было сказано, а в регулярной римской армии нет. Хотя исключения для отдельных личностей, конечно, были. Частные права: IUS COMMERCII ограничено, все сделки, кроме сделок с собственностью исконно римской земли (сделки с арендой, куплей-продажей и др. могли заключать). IUS CONNUBII не было в принципе, но сожительствовать могли, вступление в связь с иностранцами не преследовалось как связь свободного с рабом.
4. LIBERTINI (вольноотпущенники - рабы, отпущенные на свободу).
Лицо отпустившее именовалось патроном вольноотпущенника, который юридически считался "отцом вольноотпущенника", т.к. он даровал ему жизнь не физическую конечно, а как субъекту права. Поэтому статус вольноотпущенника зависел от статуса патрона, отпустившего его. Различали вольноотпущенников квиритов, латинов и перегринов. Вольноотпущенники не приобретали публичных прав, если отпускал квирит, то это вольноотпущенник квирита и т.д. Теоретически могли быть вольноотпущенники вольноотпущенников. Вольноотпущенник приобретал IUS COMMERCII, кроме возможности быть собственником исконной земли и IUS CONNUBII, но в ограниченном объёме - только в отношении брачного партнёра, равного ему по происхождению. Т.е. вольноотпущенник не мог вступить в брак с квиритом, а только с другим вольноотпущенником либо квирита либо древнего латина. Вольноотпущенники латинов имели такой же статус, как вольноотпущенники квиритов. Публичных прав не имели, но различие древних латинов и квиритов проводится как раз по области публичных прав. Вольноотпущенники провинциальных латинов IUS COMMERCII имеют без права становиться собственником исконной земли, а IUS CONNUBII как у их патрона, со специального разрешения в индивидуальном порядке. После того, как латинов уравняли в правах с квиритами, соответственно, вольноотпущенники квиритов и латинов получили одинаковые права. Вольноотпущенники иностранцев приобретали только IUS COMMERCII, без возможности приобретать право собственности на землю. Любопытно, что если вольноотпущенник вступал в брак с лицом свободным от рождения, скрыв своё происхождение, он привлекался к уголовной ответственности с потерей статуса свободного (LIBERTATIS), а брак признавался недействительным.
5. COLONUS (колоны). Институт колоната, институт феодального права, возник в период кризиса римского рабовладельческого общества, это особая социальная группа, принципиально иной институт. Формально колоны были свободны, но очень отдалённо можно провести аналогию с крепостным крестьянством. Колоны лишены права свободного передвижения по римской территории. Эта социальная категория появилась в Риме в следствие принятия Конституции 322 г., которая ввела новые налоги, т.к. образовался дефицит бюджета и необходимо было изыскивать новые средства пополнения казны. До введения Конституции собственник участка должен был платить налог только на недвижимость, после принятия этой Конституции собственник должен был платить налог не только на землю и недвижимость, но и за каждое лицо, работающее на участке по договору аренды. Если бы Конституция ограничилась бы этим, арендодатель посчитал бы, выгодно ли ему за данную арендную плату заключать договор, если ещё надо платить налог с каждого лица. Или арендную плату пришлось бы увеличивать, или он прекратил бы эти договоры. Поэтому Конституция предусмотрела обеспечительные меры, две меры:
а) Арендатору было запрещено уходить с участка;
б) Арендодателю т.к. это для него бремя, было запрещено прогонять арендатора с участка
Арендатор не может уйти, а арендодатель не может прогнать.
Способы приобретения статуса COLONUS:
1) На момент введения в действие Конституции арендаторы проживали на данном участке в течение минимум 30 лет;
2) После введения в действие Конституции, если не проживали в течение 30 лет, заключался договор о колонате: арендодатель заключал договор и лицо становилось колоном. На сколько это основание работало трудно сказать, ведь арендодателю это было не выгодно;
3) Если после введения в действие Конституции, по ранее заключённому или позднее заключённому договору аренды арендатор проживал на участке 30 лет;
4) Землевладелец мог обратить в колонов нищих и бродяг на его земле, зачем ему это было надо другой вопрос.
в. STATUS FAMILIAE семейный статус. Первичную ячейку римского общества составляла римская семья (FAMILIAE), её члены подвластны власти одного лица. Отношения внутри семьи основывались на основе подчинении домовладыке, им мог быть только мужчина (старший по возрасту в данном роду) Лица, находящиеся под властью одного PATERFAMILIAS считались родственниками особого вида, так называемыми агнатскими родственниками (или их можно называть просто агнатами, находились в состоянии агнатического родства). Это родство основано на общности подчинения одному домовладыке. Помимо агнатского родства, в Риме существовало и кровное родство - когнатское, основаное на общности происхождения от одного предка (иногда называют когнатическое родство).
В агнатском родстве власть домовладыки была абсолютной . Домовладыка имел право наказывать "подчинённых" за непослушание, вплоть до продажи в рабство. За неуважение к отцовской власти продажа в рабство была наиболее распространена в архаическом, т.е. цивильном праве. С развитием имущественного оборота отдельные члены семьи приобретали отдельную самостоятельность, прежде всего это выразилось в институте военного пекулия, появившийся в I веке до н.э. Римское общество ведь становится цивилизованее и отношения подчинения авторитету начинают ослабевать, что совершенно нормально. Если подвластный сын военнослужащий, то имущество нажитое на военной службе является его собственностью, на это имущество домовладелец не мог претендовать. При императоре Юстиниане правило военного пекулия распространилось на любое имущество, нажитое сыном на государственной службе. При Юстиниане также были ограничены права домовладыки - за жестокое обращение с детьми домовладелец мог быть лишён своего статуса. Есть точка зрения, что Юстиниан слишком сильно изменил римское общество, поэтому государство не долго существовало, хотя сейчас сложно об этом говорить. (Перегрин не мог быть домовладыкой).
Основания возникновения и прекращения отцовской власти (PATRIA POTESTAS):
1) Рождение ребёнка в законном римском браке - власть принадлежит или отцу или домовладыке отца, если отец не свободен от отцовской власти;
2) Узаконение собственного ребёнка, чужих узаконить было нельзя;
3) Усыновление домовладыкой чужих детей или удочерение, в зависимости от пола;
Основания прекращения отцовской власти:
1) Смерть домовладыки. Допустим, у домовладыки на момент смерти есть жена и пять детей - три сына и две дочери, все они освобождались от отцовской власти: дочери свободны от отцовской власти и всё. Сыновья сами становились домовладыками, а если у них на данный момент нет собственной семьи, они считаются потенциально обладающими отцовской властью и просто становились свободными. Жена попадала под опеку сыновей, она не становилась абсолютно свободной, как дочери. Если сыновей в роду не было, над женой назначалась опека третьего лица, а при Юстиниане она просто становилась свободной женщиной от отцовской власти, не была под опекой. Третье лицо домовладыка мог указать в своём завещании. Смерть домовладыки вела к прекращению агнатского родства, его можно было сменить если женщина вступала в брак с властью мужа;
2) Утрата домовладыкой статуса свободного - превращение в раба, которая влекла за собой его смерть как субъекта права или утрата статуса гражданства, т.е. переход в категорию иностранцев подлежащих изгнанию, хотя статус субъекта права он сохранял;
3) Воля самого домовладыки эмансипация, т.е. освобождение подвластных. Требовала, как и освобождение раба, совершение сделки с фикцией. Аналогично освобождению раба, должен был пригласить к участию в процессе другого домовладыку и другой домовладыка заявлял, что данный подвластный находится под его отцовской властью. Действительный домовладыка в этот момент просто тупо молчал. Претор удовлетворял требование приглашённого домовладыки только в части того, что данное лицо не находится под отцовской властью ответчика. Процедура отличалась в зависимости от пола того, кто освобождается. Если освобождался мальчик, то приглашённый домовладыка должен был три раза повторить, что данное лицо находится под его отцовской властью. Если девочка, то должно быть только одно заявление. Фикция состояла в том, что на самом деле освобождаемые находились под властью ответчика. Но претор вместе с истцом и ответчиком вели себя так, как будто ребёнок находится под властью истца. В дальнейшем процедуру упростили освобождение по рескрипту императора за особы заслуги подвластных на военной или государственной службе, а при Юстиниане жестокое обращение с подвластными, домовладыка мог быть лишён отцовской власти.
Виды родства:
1. Агнатское. Признаки: 1-ый - можно было приобрести после рождения и утратить до смерти, не обязательно с момента рождения. Например, родился ребёнок вне брака, через два года отец его узаконил и т.е. через два года они станут агнатскими родственниками. До смерти эмансипация ведёт к прекращению агнатского родства. 2-ой - допускалась смена агнатских родственников. Например, женщина или дочь, находившаяся под властью отца вступают в брак с властью мужа, теперь её агнатскими родственниками становился муж или домовладыка мужа, если он не свободен. 3-ий - при наследовании по закону, агнатское родство имеет приоритет над кровным, кровное следует за ним.
2. Когнатическое. Признаки: 1-ый - приобретается с рождением и утрачивается смертью. 2-ой - перемена невозможна. 3-ий - при наследовании имеет второстепенное значение по сравнению с агнатским родством. 4-ый - имеет линии и степени в отличие от агнатского родства. Линии могут быть прямыми и боковыми.
а) Прямая линия каждый непосредственно друг другу родственник, связь кровных родственников. Прямая линия (восходящая линия - от потомка к предку и нисходящая линия - от предка к потомку) исключает браки между родственниками по прямой линии, при наследовании имеет приоритет над боковой линией, начинается с первой степени и по возрастанию:
Дед 1 степень
Отец
2 степень
Сын
3степень
Внук
Дед и отец - 1 степень;
Между дедом и внуком (т.е. сыном отца) - 2 степень;
Между дедом и правнуком (т.е. сыном сына) - 3 степень.
б) Боковая линия имеют только общего предка, не происходят друг от друга. Боковое родство начинается сразу со 2-ой степени, первой степени не бывает.
Отец
Сын №1 _ 2 ст. _ Сын №2
3 ст.
Внук №1 Внук №2
Сыновья боковые родственники, они же не происходят друг от друга. Для первого сына его дети (Внук №1 и №2) прямые родственники, а для второго сына - боковые.
Между братьями - 2 степень родства;
Между вторым братом и сыном первого, т.е. между дядей и племянником - 3 степень.
Боковая и прямая линии имеют степени родства, это количество рождений между сопоставляемыми родственниками. (Сын, после смерти отца - опекун матери).
Боковая линия 2-ой и 3-ей степени препятствовала заключению брака, с 4-ой уже можно. Степень родства влияла на очерёдность наследования по закону, как именно, см. тему наследственное право. Родственники второй степени - родные братья и сёстры. Дядя и племянник - третья. Двоюродные братья и сёстры (если у второго сына, как и у первого будут дети - в отношении между ними)- третья степень.
3. Брак в римском частном праве
Два вида:
1) CUM MANU MARITI древнейший, с властью мужа, впоследствии сменивший при Юстиниане на брак без власти мужа
2) SINE MANU MARITI
(Это не полная противоположность браку с властью мужа, как пишет Новицкий, вы логику изучали? Если полная противоположность, должен был бы быть брак под властью жены)
Заключению брака обычно предшествовала процедура обручения SPONSALIA, это обещание вступить в брак в будущем и обмен подарками. Могли участвовать как будущие супруги так и их домовладыки. Заставить вступить в брак нельзя. Если процедура нарушена то в зависимости от исторического периода: в цивильном праве нарушившая сторона возмещала убытки. В преторском праве эту сторону могли объявить бесчестной, в имперском праве возвращение подарков обманутой стороне, а те подарки, которые она подарила, оставались у обманутой стороны.