Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лабораторная работа №1
Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением
Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.
Теоретические сведения к лабораторной работе
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
«Информационный ресурс это знания, представленные в проектной форме», такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Таким образом, информационные ресурсы это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.
ИРО в узком смысле слова это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:
К образовательным электронным ресурсам можно отнести:
Содержание работы:
Задание №1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Название |
Характеристика |
Задание №2
С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
Вопрос |
Ответ |
1) укажите время утверждения григорианского календаря |
|
2) каков диаметр пылинки |
|
3) укажите смертельный уровень звука |
|
4) какова температура кипения железа |
|
5) какова температура плавления йода |
|
6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца |
|
7) какова масса Земли |
|
8) какая гора в Австралии является самой высокой |
|
9) дайте характеристику народа кампа |
|
10) укажите годы правления Ивана III |
|
11) укажите годы правления Екатерины II |
|
12) укажите годы правления Ивана IV |
|
13) укажите годы правления Хрущева Н.С. |
|
14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед |
Задание №3. Ответьте на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
Задание №4. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №2
Тема: Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет
Цель: изучить лицензионные и свободно распространяемые программные продукты; научиться осуществлять организацию обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
Теоретические сведения к лабораторной работе
Классификация программ по их правовому статусу
Программы по их правовому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно - распространяемые.
1. Лицензионные программы. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют её нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность.
Лицензионные программы разработчики обычно продают в коробочных дистрибутивов.
В коробочке находятся CD-диски, с которых производится установка программы на компьютеры пользователей, и руководство пользователей по работе с программой.
Довольно часто разработчики предоставляют существенные скидки при покупке лицензий на использовании программы на большом количестве компьютеров или учебных заведениях.
2. Условно бесплатные программы. Некоторые фирмы разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с определённым сроком действия (после истечения указанного срока действия программы прекращает работать, если за неё не была произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции программы).
3. Свободно распространяемые программы. Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести:
Но какое бы программное обеспечение вы не выбрали, существуют общие требования ко всем группам программного обеспечения:
Преимущества лицензионного и недостатки нелицензионного программного обеспечения
Лицензионное программное обеспечение имеет ряд преимуществ.
При эксплуатации приобретенного лицензионного программного обеспечения у пользователей могут возникнуть различные вопросы. Владельцы лицензионных программ имеют право воспользоваться технической поддержкой производителя программного обеспечения, что в большинстве случаев позволяет разрешить возникшие проблемы.
Производители программного обеспечения регулярно выпускают пакеты обновлений лицензионных программ (patch, service-pack). Их своевременная установка - одно из основных средств защиты персонального компьютера (особенно это касается антивирусных программ). Легальные пользователи оперативно и бесплатно получают все вышедшие обновления.
Покупая нелицензионное программное обеспечение, вы нарушаете закон, так как приобретаете "ворованные" программы. Вы подвергаете себя и свой бизнес риску юридических санкций со стороны правообладателей. У организаций, использующих нелегальное программное обеспечение, возникают проблемы при проверках лицензионной чистоты программного обеспечения, которые периодически проводят правоохранительные органы. За нарушение авторских прав в ряде случаев предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Нарушение законодательства, защищающего авторское право, может негативно отразиться на репутации компании. Нелицензионные копии программного обеспечения могут стать причиной несовместимости программ, которые в обычных условиях хорошо взаимодействуют друг с другом.
Управление программным обеспечением поможет определить потребности компании в программном обеспечении, избежать использования устаревших программ и будет способствовать правильному выбору технологии, которая позволит компании достичь поставленных целей и преуспеть в конкурентной борьбе.
Преимущества приобретения лицензионного программного обеспечения пользователи ощущают уже при его покупке. Продажу лицензионных продуктов осуществляют сотрудники компаний - авторизованных партнеров ведущих мировых производителей программного обеспечения, квалифицированные специалисты. Покупатель может рассчитывать на профессиональную консультацию по выбору оптимального решения для стоящих перед ним задач.
Если у вас возникнут пожелания к функциональности продукта, вы имеете возможность передать их разработчикам; ваши пожелания будут учтены при выпуске новых версий продукта.
Приобретая нелицензионное программное обеспечение вы очень рискуете.
Административная ответственность за нарушение авторских прав
Согласно статьи 7.12 КоАП РФ 1, ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными: влечет наложение административного штрафа: на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров, произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.
Уголовная ответственность за нарушение авторских прав
Согласно статьи 146 УК РФ (часть 2), незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
При использовании нелицензионного, то есть измененной пиратами версии, программного продукта, могут возникнуть ряд проблем.
Содержание работы:
Задание №1. Найти в Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» и выделить определения понятий:
|
|
технологии |
|
сеть |
|
|
|
информации |
|
сообщение |
|
информация |
|
Задание 2. Изучив источник «Пользовательское соглашение» Яндекс ответьте на следующие вопросы:
Вопрос |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Изучив презентацию «Программное обеспечение компьютера» (располагается на сетевом диске), заполните таблицу:
Понятие |
Значение понятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. Изучив программное обеспечение компьютера, за которым Вы работаете, заполните список:
Перечень программ Microsoft Office
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечень стандартных программ
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №5. Ответьте на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №6. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №3
Тема: Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации
Цель: изучить способы представления текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации, научиться записывать числа в различных системах счисления.
Теоретические сведения к лабораторной работе
Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения.
Вся информация, которую обрабатывает компьютер должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр 0 и 1. Эти два символа принято называть двоичными цифрами или битами. С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса: кодирование и декодирование.
Кодирование преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, то есть двоичный код.
Декодирование преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.
С точки зрения технической реализации использование двоичной системы счисления для кодирования информации оказалось намного более простым, чем применение других способов. Действительно, удобно кодировать информацию в виде последовательности нулей и единиц, если представить эти значения как два возможных устойчивых состояния электронного элемента:
0 отсутствие электрического сигнала;
1 наличие электрического сигнала.
Эти состояния легко различать. Недостаток двоичного кодирования длинные коды. Но в технике легче иметь дело с большим количеством простых элементов, чем с небольшим числом сложных.
Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.
Аналоговый и дискретный способ кодирования
Человек способен воспринимать и хранить информацию в форме образов (зрительных, звуковых, осязательных, вкусовых и обонятельных). Зрительные образы могут быть сохранены в виде изображений (рисунков, фотографий и так далее), а звуковые зафиксированы на пластинках, магнитных лентах, лазерных дисках и так далее.
Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть представлена в аналоговой или дискретной форме. При аналоговом представлении физическая величина принимает бесконечное множество значений, причем ее значения изменяются непрерывно. При дискретном представлении физическая величина принимает конечное множество значений, причем ее величина изменяется скачкообразно.
Примером аналогового представления графической информации может служить, например, живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно, а дискретного изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета. Примером аналогового хранения звуковой информации является виниловая пластинка (звуковая дорожка изменяет свою форму непрерывно), а дискретного аудиокомпакт-диск (звуковая дорожка которого содержит участки с различной отражающей способностью).
Преобразование графической и звуковой информации из аналоговой формы в дискретную производится путем дискретизации, то есть разбиения непрерывного графического изображения и непрерывного (аналогового) звукового сигнала на отдельные элементы. В процессе дискретизации производится кодирование, то есть присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода.
Дискретизация это преобразование непрерывных изображений и звука в набор дискретных значений в форме кодов.
Кодирование изображений
Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.
Кодирование растровых изображений
Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Пиксель минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.
В процессе кодирования изображения производится его пространственная дискретизация. Пространственную дискретизацию изображения можно сравнить с построением изображения из мозаики (большого количества маленьких разноцветных стекол). Изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты (точки), причем каждому фрагменту присваивается значение его цвета, то есть код цвета (красный, зеленый, синий и так далее).
Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая либо 1, либо 0).
Для четырех цветного 2 бита.
Для 8 цветов необходимо 3 бита.
Для 16 цветов 4 бита.
Для 256 цветов 8 бит (1 байт).
Качество изображения зависит от количества точек (чем меньше размер точки и, соответственно, больше их количество, тем лучше качество) и количества используемых цветов (чем больше цветов, тем качественнее кодируется изображение).
Для представления цвета в виде числового кода используются две обратных друг другу цветовые модели: RGB или CMYK. Модель RGB используется в телевизорах, мониторах, проекторах, сканерах, цифровых фотоаппаратах… Основные цвета в этой модели: красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue). Цветовая модель CMYK используется в полиграфии при формировании изображений, предназначенных для печати на бумаге.
Цветные изображения могут иметь различную глубину цвета, которая задается количеством битов, используемых для кодирования цвета точки.
Если кодировать цвет одной точки изображения тремя битами (по одному биту на каждый цвет RGB), то мы получим все восемь различных цветов.
R |
G |
B |
Цвет |
1 |
1 |
1 |
Белый |
1 |
1 |
0 |
Желтый |
1 |
0 |
1 |
Пурпурный |
1 |
0 |
0 |
Красный |
0 |
1 |
1 |
Голубой |
0 |
1 |
0 |
Зеленый |
0 |
0 |
1 |
Синий |
0 |
0 |
0 |
Черный |
На практике же, для сохранения информации о цвете каждой точки цветного изображения в модели RGB обычно отводится 3 байта (то есть 24 бита) - по 1 байту (то есть по 8 бит) под значение цвета каждой составляющей. Таким образом, каждая RGB-составляющая может принимать значение в диапазоне от 0 до 255 (всего 28=256 значений), а каждая точка изображения, при такой системе кодирования может быть окрашена в один из 16 777 216 цветов. Такой набор цветов принято называть True Color (правдивые цвета), потому что человеческий глаз все равно не в состоянии различить большего разнообразия.
Для того чтобы на экране монитора формировалось изображение, информация о каждой точке (код цвета точки) должна храниться в видеопамяти компьютера. Рассчитаем необходимый объем видеопамяти для одного из графических режимов. В современных компьютерах разрешение экрана обычно составляет 1280х1024 точек. Т.е. всего 1280 * 1024 = 1310720 точек. При глубине цвета 32 бита на точку необходимый объем видеопамяти: 32 * 1310720 = 41943040 бит = 5242880 байт = 5120 Кб = 5 Мб.
Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.
Кодирование векторных изображений
Векторное изображение представляет собой совокупность графических примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами. Кодирование зависит от прикладной среды.
Достоинством векторной графики является то, что файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем.
Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества.
Графические форматы файлов
Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия).
Наиболее популярные растровые форматы:
BMP
GIF
JPEG
TIFF
PNG
Bit MaP image (BMP) универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями.
Tagged Image File Format (TIFF) формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Используется для обмена документами между различными программами. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами.
Graphics Interchange Format (GIF) формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее) и рисунков (типа аппликации) с ограниченным количеством цветов (до 256). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.
Portable Network Graphic (PNG) формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.
Joint Photographic Expert Group (JPEG) формат растровых графических файлов, который реализует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллюстраций. Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла в десятки раз, однако приводит к необратимой потере части информации. Поддерживается приложениями для различных операционных систем. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.
Двоичное кодирование звука
Использование компьютера для обработки звука началось позднее, нежели чисел, текстов и графики.
Звук волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.
Звуковые сигналы в окружающем нас мире необычайно разнообразны. Сложные непрерывные сигналы можно с достаточной точностью представлять в виде суммы некоторого числа простейших синусоидальных колебаний.
Причем каждое слагаемое, то есть каждая синусоида, может быть точно задана некоторым набором числовых параметров амплитуды, фазы и частоты, которые можно рассматривать как код звука в некоторый момент времени.
В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды.
Таким образом непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости.
Каждому уровню громкости присваивается его код. Чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание.
Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.
Частота дискретизации количество измерений уровня сигнала в единицу времени.
Количество уровней громкости определяет глубину кодирования. Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. При этом количество уровней громкости равно N = 216 = 65536.
Представление видеоинформации
В последнее время компьютер все чаще используется для работы с видеоинформацией. Простейшей такой работой является просмотр кинофильмов и видеоклипов. Следует четко представлять, что обработка видеоинформации требует очень высокого быстродействия компьютерной системы.
Что представляет собой фильм с точки зрения информатики? Прежде всего, это сочетание звуковой и графической информации. Кроме того, для создания на экране эффекта движения используется дискретная по своей сути технология быстрой смены статических картинок. Исследования показали, что если за одну секунду сменяется более 10-12 кадров, то человеческий глаз воспринимает изменения на них как непрерывные.
Казалось бы, если проблемы кодирования статической графики и звука решены, то сохранить видеоизображение уже не составит труда. Но это только на первый взгляд, поскольку, как показывает разобранный выше пример, при использовании традиционных методов сохранения информации электронная версия фильма получится слишком большой. Достаточно очевидное усовершенствование состоит в том, чтобы первый кадр запомнить целиком (в литературе его принято называть ключевым), а в следующих сохранять лишь отличия от начального кадра (разностные кадры).
Существует множество различных форматов представления видеоданных.
В среде Windows, например, уже более 10 лет (начиная с версии 3.1) применяется формат Video for Windows, базирующийся на универсальных файлах с расширением AVI (Audio Video Interleave чередование аудио и видео).
Более универсальным является мультимедийный формат Quick Time, первоначально возникший на компьютерах Apple.
Содержание работы:
Вариант №__
Задание №1. Используя таблицу символов, записать последовательность десятичных числовых кодов в кодировке Windows для своих ФИО, названия улицы, по которой проживаете. Таблица символов отображается в редакторе MS Word с помощью команды: вкладка Вставка→Символ→Другие символы
В поле Шрифт выбираете Times New Roman, в поле из выбираете кириллица. Например, для буквы «А» (русской заглавной) код знака 192.
Пример:
И |
В |
А |
Н |
О |
В |
А |
Р |
Т |
Е |
М |
|
200 |
194 |
192 |
205 |
206 |
194 |
192 |
208 |
210 |
197 |
204 |
П |
Е |
Т |
Р |
О |
В |
И |
Ч |
207 |
197 |
210 |
208 |
206 |
194 |
200 |
215 |
Выполнение задания №1
Задание №2. Используя стандартную программу БЛОКНОТ, определить, какая фраза в кодировке Windows задана последовательностью числовых кодов и продолжить код. Запустить БЛОКНОТ. С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише ALT ввести код, отпустить клавишу ALT. В документе появиться соответствующий символ.
Выполнение задания №2
0255 |
0243 |
0247 |
0243 |
0241 |
0252 |
0226 |
0225 |
0232 |
0234 |
0239 |
0238 |
0241 |
0239 |
0229 |
0246 |
0232 |
0235 |
0224 |
0252 |
0237 |
0238 |
0241 |
0242 |
0232 |
заполнить верхнюю строку названием специальности |
|||
Задание №3. Заполнить пропуски числами:
Кбайт |
= |
байт |
= |
бит |
Кбайт |
= |
байт |
= |
бит |
Кбайт |
= |
байт |
= |
бит |
Решения:
Задание №4. Перевести десятичное число в двоичную систему счисления и сделать проверку:
Задание №5. Записать в развернутой форме восьмеричное число и, произведя вычисления, выразить в десятичной системе счисления:
Задание №6. Ответить на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №7. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №4
Тема: Среда программирования
Цель: изучить среду программирования на примере Qbasic, отработать навыки вычисления арифметических выражений в Qbasic, научиться составлять простейшие программы.
Теоретические сведения к лабораторной работе
Основные понятия языка Qbasic
Программа это набор машинных команд, которые следует выполнить компьютеру для реализации того или иного алгоритма.
Иными словами, программа это форма представления алгоритма для исполнения его машиной.
Под языком программирования (ЯП) понимают совокупность средств и правил представления алгоритма в виде, приемлемом для компьютера.
Команды на языке программирования называются операторами
Чтобы начать работу с QBasic, надо запустить программу QBasic.exe. (Команда: Пуск→Мой компьютер→Локальный диск С→папка Qbasic→файл QB)
После запуска QBasic на экране появится окно:
После написания программы, чтобы ее просмотреть, надо нажать клавишу F5. программа будет исполнена в случае отсутствия синтаксических ошибок. При допуске ошибки после запуска программы на экране появится окно с сообщением об ошибке. Можно выбрать кнопку Справка, чтобы получить информацию о допущенной ошибке, либо нажать клавишу Enter или Esc. После осуществляется возврат в окно редактирования, где курсор будет находиться в том месте, где была допущена ошибка. После исправления ошибок можно запустить программу с места, где она прервалась F5, запустить программу сначала Shift+F5. нажатием клавиши Alt осуществляется попадание в меню.
Для перехода на русский язык предназначено правое сочетание клавиш Ctrl+Shift, на английский левое сочетание клавиш Ctrl+Shift
Алфавит QBasic содержит в себе следующие символы:
Если необходимо вычислить значение арифметического выражения или нескольких арифметических выражений, то необязательно составлять программу. Можно использовать ЭВМ в режиме непосредственного счета.
Для этого не нужно делать никаких специальных переходов, потому что при включении ЭВМ находится в этом режиме.
Для того чтобы произвести вычисления, достаточно после оператора PRINT набрать нужное выражение.
пример: Нахождение значения арифметического выражения в QBasic будет выглядеть следующим образом
PRINT 23*456-12/35+ SQR(56)
После запуска программы на исполнение нажатием клавиши F5 будет получено значение данного арифметического выражения: 10495.14.
Оператор PRINT в QBasic предназначен для вывода данных на экран. Если после оператора PRINT взять любую последовательность символов в кавычки, то эта последовательность и будет выведена на экран.
пример:
PRINT «Я учусь в Белгородском индустриальном колледже»
На экране получится:
Составление простейших программ
Для составления простейших (линейных) программ на языке QBasic используются следующие операторы:
REM |
Оператор-комментарий для названия программы |
INPUT |
Оператор ввода исходных данных |
X=A Читается «переменной X присваивается значение переменной А» |
Оператор присваивания |
|
Оператор вывода искомых данных |
END |
Оператор завершения программы |
пример: Написать программу вычисления выражения при .
Программа
REM Вычисление выражения
x=3
y=TAN(3*x)*SIN(2*x)
PRINT «Значение выражения =»; y
END
Содержание работы:
Вариант №__
Задание №1. Написать программу для нахождения значения арифметического выражения:
записать условие задачи |
Программа:
__________________________________________________________________
Ответ: __________
Задание №2. Написать программу, которая выведет на экран Ваши ФИО и адрес местожительства.
Программа:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание №3. Написать программу вычисления выражения:
записать условие задачи |
Программа:
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Ответ: __________
Задание №4. Ответить на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №5. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №5
Тема: Тестирование готовой программы
Цель: изучить на основе готовой программы операторы разветвляющейся структуры языка QBasic и научиться составлять простейшие программы с использованием операторов условного и безусловного перехода.
Теоретические сведения к лабораторной работе
1. Определение разветвляющейся программы
Разветвляющейся называется программа, которая является записью разветвляющегося алгоритма, то есть выбирается один из нескольких возможных вариантов вычислительного процесса.
В разветвляющихся программах часто требуется обеспечить иной порядок выполнения операторов в отличие от линейных программ. Для этой цели служат операторы передачи управления.
Рассмотрим 2 из них.
2. Виды операторов передачи управления
Общий вид оператора:
GOTO n
Где GOTO имя оператора («перейти к…»)
n метка
В качестве метки используются натуральные числа с двоеточием после них. Метка указывается только в начале строки. Если в строке программы несколько операторов, то нельзя ставить метку перед вторым.
Например: программа, рисующая на экране 3 символа звездочки по диагонали.
CLS
1: PRINT “*”
PRINT “ *”
PRINT “ *”
Ctrl+Break прерывание выполнения программы
При рассмотрении условного оператора потребуются понятия «отношение» и «логическое выражение».
Условные выражения символьная запись, составленная из переменных, чисел, функций, строк символов.
Примеры:
Знаками отношения в условных выражениях служат: =, >, <, < >, >=, <=.
Логические выражения условные выражения, которые соединяются между собой знаками логических операций: AND(«и», конъюнкция) OR(«или», дизъюнкция) NOT(отрицание).
Примеры:
Общий вид оператора:
Полная форма записи
IF <условие> THEN P1 ELSE P2
Сокращенная форма записи
IF <условие> THEN P1
Где IF имя оператора («если…»)
THEN имя оператора («то…»)
ELSE имя оператора («иначе…»)
<условие> логическое выражение
P1, P2 группа операторов
Например:
Задача №1: составить программу для вычисления значения функции .
Для того чтобы вычислить значение функции, сначала необходимо проверить условие . Согласно определению условного выражения данное условие является простым.
Для составления программы будем использовать полную форму записи оператора условного перехода (IF <условие> THEN P1 ELSE P2).
После оператора IF записывают проверяемое условие (для данной задачиэто условие x-4<>0), после оператора THEN записывают выполнения действий, удовлетворяющие проверяемому условию (для данной задачиэто y=1/(x-4) оператор присваивания). А после оператора ELSE запишем вывод сообщения о неопределенности функции.
Программа будет выглядеть следующим образом:
CLS |
Очистка экрана от предыдущих значений |
REM Вычисление значения функции |
Название программы |
INPUT «Введем произвольное значение x»; x |
Осуществляется ввод исходных данных: значение переменной x |
IF x-4<>0 THEN y=1/(x-4): GOTO 1 ELSE GOTO 2 |
Смотрите примечание 1 |
1 PRINT «Значение функции =»; y: GOTO 3 |
Осуществляется вывод искомых данных: значение функции y и переход к завершению программы |
2 PRINT «Функция y не определена»: GOTO 3 |
Осуществляется вывод сообщения и переход к завершению программы |
3 END |
Завершение программы |
Примечание 1: После оператора IF указано проверяемое условие, после оператора THEN вычисление функции по указанной формуле и переход (с помощью оператора безусловного перехода GOTO) к строке вывода искомого значения функции y. А после оператора ELSE указан переход к строке вывода сообщения «Функция y не определена». Обратите внимание: в начале каждой строки вывода стоят соответствующие метки.
Примечание 2: после запуска программы на исполнение нажатием клавиши F5 на экране появится подсказка оператора ввода «Введем произвольное значение x» и знак ?, после которого необходимо ввести произвольное значение переменной x. Затем нажатием клавиши Enter получаем искомый результатзначение функции y.
Задача №2: составить программу для вычисления значения функции по одной из формул
Программа:
CLS
REM Значение функции
INPUT «Введите a, b, x»; a, b, x
IF x<10 THEN y=x+a: goto 1 ELSE y=SIN(x)-b: goto 1
1 PRINT “y=”; y
END
Содержание работы:
Вариант №__
Задание №1. Протестировать программу для задачи №1 и записать свои данные в таблицу:
Значения переменной x |
Значения функции y |
Задание №2. Составить программу, которая в зависимости от введённого числа либо вычисляет функцию, либо выдаёт сообщение, что функция не определена.
Условие задачи:________________________________________________
_______________________________________________________________
Программа:
Записать свои данные в таблицу:
Значения исходных данных |
Значения функции y |
Задание №3. Протестировать программу для задачи №2 и записать свои данные в таблицу:
Значения переменной x |
Значения функции y |
Задание №4. Составить программу для решения задачи.
Условие задачи:________________________________________________
_______________________________________________________________
Программа:
Записать свои данные в таблицу:
Значения исходных данных |
Значения функции y |
Задание №5. Ответить на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №6. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №6
Тема: Программная реализация несложного алгоритма
Цель: закрепить навыки создания разветвляющихся программ и научиться составлять более сложные программы с использованием операторов условного и безусловного перехода.
Теоретические сведения
Рассмотреть решение задач.
Задача №1: составить программу для вычисления значения функции по одной из формул
Программа:
CLS
REM Значение функции
INPUT «Введите a, b, k»; a, b, k
IF a<=-1 THEN y=k+a: goto 1 ELSE goto 2
2 IF (a>-1) AND (a<1) THEN y=SIN(a)-b: goto 1 ELSE y=ABS(1-a): goto 1
1 PRINT “y=”; y
END
Задача №2: составить программу для нахождения наименьшего из двух заданных неравных чисел отличных от нуля.
Программа:
CLS
REM Определение наименьшего числа
INPUT «Введите a, b»; a, b
IF a<b THEN PRINT “a наименьшее”:goto 1 ELSE PRINT “b наименьшее”:goto 1
1 END
Содержание работы:
Вариант №__
Задание №1. Протестировать программу для задачи №1 и записать свои данные в таблицу:
Значения переменной x |
Значения функции y |
Задание №2. Составить программу для вычисления значения функции по одной из формул.
Условие задачи:________________________________________________
Программа:
Записать свои данные в таблицу:
Значения исходных данных |
Значения искомых данных |
Задание №3. Составить программу для вычисления значения функции по одной из формул.
Условие задачи:________________________________________________
Программа:
Записать свои данные в таблицу:
Значения исходных данных |
Значения искомых данных |
Задание №4. Протестировать программу для задачи №2 и записать свои данные в таблицу:
Значения переменной x |
Значения функции y |
Задание №5. Составить программу для решения задачи.
Условие задачи:________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Программа:
Записать свои данные в таблицу:
Значения исходных данных |
Значения искомых данных |
Задание №6. Ответить на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №7. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №7
Тема: Программная реализация несложного алгоритма
Цель: изучить на основе готовой программы операторы циклической структуры языка QBasic и научиться составлять программы с использованием операторов цикла «ДО» и «ПОКА».
Теоретические сведения к лабораторной работе
Если необходимо выполнить одинаковые действия, в которых изменяется только какая-либо величина, то применяются операторы цикла.
Циклической называется программа, которая является записью циклического алгоритма, то есть получение результата обеспечивается многократным выполнением одних и тех же действий.
Общий вид оператора:
FOR K=Kнач TO Kкон STEP ∆K |
Заголовок цикла |
P |
Тело цикла (перечень операторов) |
NEXT K |
Окончание цикла |
Где FOR имя оператора («ДЛЯ»)
K переменная, называемая параметром цикла
Kнач начальное значение параметра цикла
Kкон конечное значение параметра цикла
∆K шаг изменения параметра цикла
TO имя оператора («ДО»)
STEP имя оператора («ШАГ»)
NEXT имя оператора («СЛЕДУЮЩИЙ»)
Работа оператора: изменение параметра происходит в строке NEXT, там же происходит сравнение с конечным значением. Если условие выполняется, то программа возвращается на строку, стоящую после оператора FOR, если не выполняется, то на строку, следующую за NEXT.
Общий вид оператора:
WHILE <условие> |
Заголовок цикла |
P |
Тело цикла (перечень операторов) |
WEND |
Окончание цикла |
Где WHILE имя оператора («ПОКА»)
<условие> условие окончания цикла (логическое выражение)
P группа операторов, включающая рабочий блок циклического алгоритма и блок изменения переменных
WEND оператор, завершающий цикл
Работа оператора: сначала следует оператор WHILE с условием, при котором цикл выполняется. Оператор WEND является последней строкой цикла. Доходя до оператора WEND, проверяется выполнение условия, указанного после оператора WHILE. Если оно не выполняется, то программа переходит к исполнению операторов, следующих за WEND.
Если ∆K=1, то конструкцию STEP можно опустить.
Задача №1: составить программу для вычисления суммы чисел первой сотни, которые делятся на 3.
Решение задачи:
Определяем:
Параметр цикла переменная x;
Начальное значение параметра цикла x:=3;
Конечное значение параметра цикла x:=99;
Начальное значение суммы y:=0;
Рабочий блок y:=y+x
Проверка окончания цикла x<99;
Формула изменения параметра цикла x:=x+3.
Программа будет выглядеть следующим образом:
цикл типа «ДО»
CLS |
Очистка экрана от предыдущих значений |
REM Произведение |
Название программы |
y=0 |
Начальное значение суммы |
FOR x=3 TO 99 STEP 3 |
Начало цикла «ДО», указывается начальное значение параметра цикла x=3, конечное значение параметра цикла 99 и шаг изменения параметра цикла |
y=y+x |
Вычисление суммы чисел |
NEXT x |
Завершение цикла «ДО» |
PRINT “сумма y=”; y |
Вывод искомой суммы |
END |
Завершение программы |
цикл типа «ПОКА»
CLS |
Очистка экрана от предыдущих значений |
REM Произведение |
Название программы |
y=0: x=3 |
Начальное значение суммы и параметра цикла |
WHILE x<=99 |
Начало цикла «ПОКА» |
y=y+x |
Вычисление суммы чисел |
x=x+3 |
Изменение параметра цикла с указанием шага параметра |
WEND |
Завершение цикла «ПОКА» |
PRINT “ сумма y=”; y |
Вывод искомой суммы |
END |
Завершение программы |
Задача №2: составить программу для вычисления значения суммы .
Решение задачи:
Определяем:
цикл типа «ДО»
CLS |
Очистка экрана от предыдущих значений |
REM Сумма |
Название программы |
INPUT «Введите x»; x |
Ввод исходных данных |
IF x=4 THEN GOTO 1 ELSE GOTO 2 |
Проверка знаменателя на 0, если знаменатель равен нулю, то осуществляется переход к завершению программы, если не равен нулю то к строке начала цикла |
2 S=0 |
Начальное значение суммы |
FOR k=4 TO 12 STEP 1 |
Начало цикла «ДО», указывается начальное значение параметра цикла k=4, конечное значение параметра цикла 12 и шаг изменения параметра цикла |
S=S+x^2*(k+1)/(x-4) |
Вычисление промежуточной суммы |
NEXT k |
Завершение цикла «ДО» |
z=31*x^2+5*S |
Вычисление итоговой суммы |
PRINT “Сумма z=”; z |
Вывод искомой суммы |
1: END |
Завершение программы |
цикл типа «ПОКА»
CLS |
Очистка экрана от предыдущих значений |
REM Сумма |
Название программы |
INPUT «Введите x»; x |
Ввод исходных данных |
IF x=4 THEN GOTO 1 ELSE GOTO 2 |
Проверка знаменателя на 0, если знаменатель равен нулю, то осуществляется переход к завершению программы, если не равен нулю то к строке начала цикла |
2 S=0: k=4 |
Начальное значение суммы и параметра цикла |
WHILE k<=12 |
Начало цикла «ПОКА» |
S=S+x^2*(k+1)/(x-4) |
Вычисление промежуточной суммы |
k=k+1 |
Изменение параметра цикла с указанием шага параметра |
WEND |
Завершение цикла «ПОКА» |
z=31*x^2+5*S |
Вычисление итоговой суммы |
PRINT “Сумма z=”; z |
Вывод искомой суммы |
1: END |
Завершение программы |
Содержание работы:
Вариант №__
Задание №1. Составить программу для решения задачи, используя цикл «ДО».
Условие задачи:________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Программа:
Ответ:_______
Задание №2. Составить программу для вычисления значения суммы, используя цикл «ПОКА»:
Программа:
Записать свои данные в таблицу:
Значения исходных данных |
Значения искомых данных |
Задание №3. Ответить на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №4. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №8
Тема: Проведение исследования на основе готовой компьютерной модели
Цель: провести исследование на основе готовой компьютерной модели, изучить на основе готовой программы графические операторы языка QBasic и научиться составлять простейшие программы с использованием графических операторов.
Теоретические сведения к лабораторной работе
Графические возможности BASIC
Монитор это электронное устройство, для отображения информации, вводимой в ЭВМ или выводимой из ЭВМ. Мониторы могут работать в двух режимах: текстовом и графическом. Каждый элемент экрана может иметь свой цвет.
Для выполнения графических операций в BASIC имеются специальные операторы, обеспечивающие изображение определенных геометрических фигур или их элементов. В каждом таком операторе описывается вид фигуры и ее параметры: размеры и положение на экране.
Для перехода в графический режим в BASIC необходимо в начале программы указать команду SCREEN 9. вообще этот оператор имеет несколько форматов (0-текстовый режим, 1- с разрешением 320*200, 2- с разрешением 640*200, 9- с разрешением 640*350)
Характеристика экрана
В режиме SCREEN 9 экран представляет собой координатную сетку с началом в левом верхнем углу, вправо от которого увеличивается координата x, а вниз- координата y.
Основные графические операторы языка BASIC
Таблица цветов
0- черный 1- синий 2- зеленый 3- голубой 4- красный 5- розовый 6- коричневый 7- светло серый |
8- темно-серый 9- темно-синий 10- ярко-зеленый 11- ярко-голубой 12- ярко-красный 13- ярко-розовый 14- желтый 15- белый |
при 0<k<1 эллипс принимает вид: |
при k>0 эллипс принимает вид: |
Так будет расположена система координат на экране после выполнения операторов
WINDOW (0, 0)- (640, 350) |
WINDOW (-320, -175)- (320, 175) |
Тестирование готовой программы
Задача №1: в центре экрана построить график функции для x, изменяющегося от до с шагом 0,01.
Программа:
CLS |
Очистка экрана от предыдущих значений |
SCREEN 9 |
Переход в графический режим |
WINDOW (-3.14*6, -6)-( 3.14*6, 6) |
Перемещение начала координат в центр экрана |
LINE (-3.14*6, 0)-( 3.14*6, 0), 3 |
Изображение горизонтальной оси координат |
LINE (0, -6)-(0, +6), 3 |
Изображение вертикальной оси координат |
FOR X=-3.14*6 TO 3.14*6 STEP 0.001 |
Начало цикла изображения точек данной функции, где X=-3.14*6 первая точка графика, X=3.14*6 последняя точка графика |
PSET (X, 2*SIN(X)+3), 5 |
Изображение точек графика данной функции |
NEXT X |
Завершение цикла |
END |
Завершение программы |
Содержание работы:
Вариант №__
Задание №1. Составить программу для построения графика функции для x, изменяющегося от до с шагом 0,001.
Условие задачи:________________________________________________
Программа:
Задание №2. Протестировать следующую программу и охарактеризовать каждую команду.
CLS |
|
SCREEN 9 |
|
CIRCLE (320, 175), 150, 7, 0, 180*3.14/180 |
|
CIRCLE (470, 175), 10, 5 |
|
PAINT (470, 175), 5, 5 |
|
LINE (470, 175)-(460, 175), 7 |
|
CIRCLE (400, 145), 10, 5 |
|
PAINT (400, 145), 5, 5 |
|
CIRCLE (170, 212), 50, 7, 90*3.14/180, 240*3.14/180 |
|
END |
Задание №3. Протестировать следующую программу:
CLS
SCREEN 9
LINE (470, 175)-(460, 175), 7
LINE (470, 175)-(460, 175), 7
LINE (470, 175)-(460, 175), 7
END
Задание №4. Протестировать следующую программу и охарактеризовать каждую команду:
CLS |
|
SCREEN 9 |
|
COLOR 15 |
|
LINE (100, 175)-(250, 250), 1 |
|
LINE (250, 250)-(400, 175), 5 |
|
LINE (400, 175)-(250, 100), 3 |
|
LINE (250, 100)-(100, 175), 7 |
|
LINE (100, 175)-(400, 175), 2 |
|
LINE (250, 100)-(250, 250), 0 |
|
END |
Задание №5. Ответить на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №6. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №9
Тема: Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Атрибуты файла и его объем
Цель: изучение принципов архивации файлов, функций и режимов работы наиболее распространенных архиваторов, приобретение практических навыков работы по созданию архивных файлов и извлечению файлов из архивов.
Теоретические сведения к лабораторной работе
Архивация (упаковка) помещение (загрузка) исходных файлов в архивный файл в сжатом или несжатом виде.
Архивация предназначена для создания резервных копий используемых файлов, на случай потери или порчи по каким-либо причинам основной копии (невнимательность пользователя, повреждение магнитного диска, заражение вирусом и т.д.).
Для архивации используются специальные программы, архиваторы, осуществляющие упаковку и позволяющие уменьшать размер архива, по сравнению с оригиналом, примерно в два и более раз.
Архиваторы позволяют защищать созданные ими архивы паролем, сохранять и восстанавливать структуру подкаталогов, записывать большой архивный файл на несколько дисков (многотомный архив).
Сжиматься могут как один, так и несколько файлов, которые в сжатом виде помещаются в так называемый архивный файл или архив. Программы большого объема, распространяемые на дискетах, также находятся на них в виде архивов.
Архивный файл это специальным образом организованный файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом или несжатом виде и служебную информацию об именах файлов, дате и времени их создания или модификации.
Выигрыш в размере архива достигается за счет замены часто встречающихся в файле последовательностей кодов на ссылки к первой обнаруженной последовательности и использования алгоритмов сжатия информации.
Степень сжатия зависит от используемой программы, метода сжатия и типа исходного файла. Наиболее хорошо сжимаются файлы графических образов, текстовые файлы и файлы данных, для которых степень сжатия может достигать 5 - 40%, меньше сжимаются файлы исполняемых программ и загрузочных модулей 60 - 90%. Почти не сжимаются архивные файлы. Программы для архивации отличаются используемыми методами сжатия, что соответственно влияет на степень сжатия.
Для того чтобы воспользоваться информацией, запакованной в архив, необходимо архив раскрыть или распаковать. Это делается либо той же программой-архиватором, либо парной к ней программой-разархиватором.
Разархивация (распаковка) процесс восстановления файлов из архива в первоначальном виде. При распаковке файлы извлекаются из архива и помещаются на диск или в оперативную память.
Самораспаковывающийся архивный файл это загрузочный, исполняемый модуль, который способен к самостоятельной разархивации находящихся в нем файлов без использования программы-архиватора.
Самораспаковывающийся архив получил название SFX-архив (SelF-eXtracting). Архивы такого типа в обычно создаются в форме .ЕХЕ-файла.
Архиваторы, служащие для сжатия и хранения информации, обеспечивают представление в едином архивном файле одного или нескольких файлов, каждый из которых может быть при необходимости извлечен в первоначальном виде. В оглавлении архивного файла для каждого содержащегося в нем файла хранится следующая информация:
Архиваторы имеют следующие функциональные возможности:
Содержание работы:
|
Архиваторы |
Размер исходных файлов |
|
WinZip |
WinRar |
||
Текстовые файлы: 1. Документ1.doc |
|
|
|
2. Документ2.doc |
|||
3. Документ3.doc |
|||
Графические файлы: 1. Зима.jpg |
|
|
|
2. Рябина.bmp |
|||
Процент сжатия текстовой информации (для всех файлов) |
|
|
|
Процент сжатия графической информации (для всех файлов) |
|
|
|
Задание №4. Ответить на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №5. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №10
Тема: Поиск информации на государственных образовательных порталах
Цель: изучение информационной технологии организации поиска информации на государственных образовательных порталах.
Теоретические сведения к лабораторной работе
В настоящее время существует множество справочных служб Интернет, помогающих пользователям найти нужную информацию. В таких службах используется обычный принцип поиска в неструктурированных документах по ключевым словам.
Поисковая система это комплекс программ и мощных компьютеров, способные принимать, анализировать и обслуживать запросы пользователей по поиску информации в Интернет. Поскольку современное Web-пространство необозримо, поисковые системы вынуждены создавать свои базы данных по Web- страницам. Важной задачей поисковых систем является постоянное поддержание соответствия между созданной информационной базой и реально существующими в Сети материалами. Для этого специальные программы (роботы) периодически обходят имеющиеся ссылки и анализируют их состояние. Данная процедура позволяет удалять исчезнувшие материалы и по добавленным на просматриваемые страницы ссылкам обнаруживать новые.
Служба World Wide Web (WWW) это единое информационное пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов.
Отдельные документы, составляющие пространство Web, называют Web-страницами.
Группы тематически объединенных Web-страниц называют Web-узлами (сайтами).
Программы для просмотра Web-страниц называют браузерами (обозревателями).
К средствам поисковых систем относится язык запросов.
Используя различные приёмы можно добиться желаемого результата поиска.
! запрет перебора всех словоформ.
+ обязательное присутствие слов в найденных документах.
- исключение слова из результатов поиска.
& обязательное вхождение слов в одно предложение.
~ требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.
| поиск любого из данных слов.
«» поиск устойчивых словосочетаний.
$title поиск информации по названиям заголовков.
$anchorпоиск информации по названию ссылок.
Содержание работы:
Задание №1.
№ |
Название портала |
Электронный адрес портала |
Характеристика портала |
Задание №2.
Слово |
Русско-Английский |
Русско-Немецкий |
Информатика |
||
Клавиатура |
||
Программист |
||
Монитор |
||
Команда |
||
Винчестер |
||
Сеть |
||
Ссылка |
||
Оператор |
Задание №3.
Слово |
Лексическое значение |
Метонимия |
|
Видеокарта |
|
Железо |
|
Папирус |
|
Скальпель |
|
Дебет |
Задание №4. С помощью одной из поисковых систем найдите информацию и занесите ее в таблицу:
Личности 20 века |
||
Фамилия, имя |
Годы жизни |
Род занятий |
Джеф Раскин |
||
Лев Ландау |
||
Юрий Гагарин |
Задание №5. Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс: www.yandex.ru.
Слова, входящие в запрос |
Структура запроса |
Количество найденных страниц |
Электронный адрес первой найденной ссылки |
Информационная система |
Информационная! Система! |
||
Информационная + система |
|||
Информационная - система |
|||
«Информационная система» |
|||
Персональный компьютер |
Персональный компьютер |
||
Персональный & компьютер |
|||
$title (Персональный компьютер) |
|||
$anchor (Персональный компьютер) |
Задание №6. Произвести поиск сайтов в наиболее популярных поисковых системах общего назначения в русскоязычном Интернете (Рунете).
Краткая справка. Наиболее популярными русскоязычными поисковыми системами являются:
Rambler www.rambler.ru;
Апорт www.aport.ru;
Яndex www.yandex.ru.
Англоязычные поисковые системы:
Yahoo www.yahoo.com.
Специализированные поисковые системы позволяют искать информацию в специализированных слоях Интернета. К ним можно отнести поиск файлов на серверах FTP и систему поиска адресов электронной почты WhoWhere.
Порядок работы задания №2:
Для перехода в определенное место или на определенную страницу воспользуйтесь адресной строкой главного окна Internet Explorer.
Краткая справка: Адрес узла (URL) обычно начинается с имени протокола, за которым следует обслуживающая узел организация, например в адресе http://www.rambler.ru «http://www» указывает, что это сервер Web, который использует протокол http, домен «.ru» определяет адрес российских узлов.
2. Произведите поиск в поисковой системе Rambler.
Введите в адресную строку адрес (URL) русскоязычной поисковой системы Rambler www.rambler.ru и нажмите клавишу Enter. Подождите, пока загрузится страница. В это же время на панели, инструментов активизируется красная кнопка Остановить, предназначенная для остановки загрузки.
Рассмотрите загрузившуюся главную страницу Вы видите поле для ввода ключевого слова и ряд рубрик. Для перехода на ссылки, имеющиеся на странице, подведите к ссылке курсор и щелкните левой кнопкой мыши. Ссылка может быть рисунком или текстом другого цвета (обычно с подчеркнутым шрифтом). Чтобы узнать, является ли элемент страницы ссылкой, подведите к нему указатель. Если указатель принимает вид руки с указательным пальцем, значит, элемент является ссылкой.
Краткая справка: невозможно копирование сведений с одной Web-страницы на другую.
Краткая справка: не бойтесь повторять свой запрос на разных поисковых серверах. Зачастую один и тот же запрос на другом сервере дает совершенно иные результаты.
Задание №7. Ответить на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №8. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №11
Тема: Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги
Цель: изучить процесс регистрации (открытия почтового ящика), подготовки, отправки и приема писем на почтовом сайте.
Теоретические сведения к лабораторной работе
Электронная почта (самая распространенная услуга сети Internet) обмен письмами в компьютерных сетях. Само письмо представляет собой обычный файл, содержащий текст письма и специальный заголовок, в котором указано, от кого письмо направлено, кому предназначено, какая тема письма и дата отправления.
Адресация в системе электронной почты
Электронно-почтовый Internet-адрес имеет следующий формат
пользователь@машина
Пример адреса электронной почты: Ivanov@softpro.saratov.ru
Ivanov имя почтового ящика.
softpro.saratov название почтового сервера
ru код Российской Федерации
Точки и символ @ разделительные знаки. Разделенные точками части электронного адреса называются доменами.
Вся часть адреса, расположенная справа от значка @, является доменным именем почтового сервера, содержащего ящик абонента. Главный принцип состоит в том, чтобы это имя отличалось от имен всех прочих серверов в компьютерной сети.
Содержание работы:
Задание №1. Изучите презентацию «Электронная почта» (расположена на сетевом диске компьютера). И заполните следующую таблицу:
Вопрос |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №2. Регистрация почтового ящика электронной почты.
Задание №3. Создание и отправка сообщения.
Задание №4. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №12
Тема: Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности
Цель: получить представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности.
Теоретические сведения к лабораторной работе
Автоматизированная система управления или АСУ комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и тому подобное.
Создателем первых АСУ в СССР является доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии, основоположник научной школы стратегического планирования Николай Иванович Ведута (1913-1998). В 1962-1967гг. в должности директора Центрального научно-исследовательского института технического управления (ЦНИИТУ), являясь также членом коллегии Министерства приборостроения СССР, он руководил внедрением первых в стране автоматизированных систем управления производством на машиностроительных предприятиях. Активно боролся против идеологических PR-акций по внедрению дорогостоящих ЭВМ, вместо создания настоящих АСУ для повышения эффективности управления производством.
Важнейшая задача АСУ повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления.
Цели автоматизации управления
Обобщенной целью автоматизации управления является повышение эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления. Таким образом, можно выделить ряд целей:
В состав АСУ входят следующие виды обеспечений:
Основные классификационные признаки
Основными классификационными признаками, определяющими вид АСУ, являются:
Функции АСУ
Функции АСУ в общем случае включают в себя следующие элементы (действия):
Виды АСУ
Примеры:
Содержание работы:
Задание №1.
Задание №2.
Ответить на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №3. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №13
Тема: Операционная система. Графический интерфейс
Цель: закрепить навыки работы с операционной системой Windows, отработать навыки работы с файлами и папками в ОС Windows; научиться выполнять навигацию с помощью левой панели программы ПРОВОДНИК и изучить приемы копирования и перемещения объектов методом перетаскивания между панелями
Содержание работы:
Задание №1.
Заполнить таблицу:
Выполняемое действие |
Применяемая команда |
|
|
|
Задание №2.
Заполнить таблицу:
Выполняемое действие |
Применяемая команда |
|
|
|
|
Задание №3.
Заполнить таблицу:
Выполняемое действие |
Применяемая команда |
|
|
|
|
|
Задание №4.
Заполнить таблицу:
Выполняемое действие |
Команда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с программой Проводник
Проводник программа ОС Windows, предназначенная для навигации по файловой структуре компьютера. Рабочая область окна Проводника имеет панель дерева папок (левая панель) и панель содержимого папки (правая панель).
Чтобы просмотреть содержимое папки, необходимо щелкнуть на значке папки в левой панели или дважды щелкнуть на значке папки в правой панели. Чтобы загрузить приложение или документ, достаточно дважды щелкнуть на значке соответствующего файла.
Создание, удаление и переименование папок
Создать новую папку:
1) на панели дерева папок выделить папку, в которой нужно создать новую;
2) выбрать команду Файл/Создать/Папка. На панели содержимого папки появится новый значок папки с текстовым полем справа (выделено прямоугольной рамкой);
3) ввести имя папки в текстовое поле;
4) нажать клавишу Enter.
Изменить имя папки:
1) на панели дерева папок выделить папку, имя которой нужно изменить;
2) выбрать команду Файл/Переименовать или щелкнуть на имени папки;
3) в текстовом поле справа от значка (выделено прямоугольной рамкой) ввести новое имя;
4) нажать клавишу Enter.
Удалить папку:
1) на панели дерева папок выделить удаляемую папку;
2) выбрать команду Файл/Удалить или нажать клавишу Delete;
3) подтвердить в диалоговом окне удаление папки.
Команды переименования и удаления папки можно вызвать из контекстного меню папки.
Выделение файлов
Выделение файлов выполняется только на панели содержимого папки.
Выделить один файл щелкнуть на его значке.
Выделить несколько файлов, находящихся рядом:
1) щелкнуть на первом по списку имени;
2) нажать и удерживать клавишу Shift;
3) щелкнуть на последнем по списку имени.
Отменить выделение щелкнуть вне области выделенной группы файлов.
Выделить несколько файлов, находящихся в разных местах:
1) щелкнуть на имени первого файла;
2) нажать и удерживать клавишу Ctrl;
3) щелкать поочередно на именах всех нужных файлов.
Вместе с файлами могут быть выделены и папки.
Близлежащие значки можно выделить и с помощью мыши:
1) нажать левую клавишу мыши в любом свободном месте (это будет один из углов будущей прямоугольной области);
2) не отпуская клавишу мыши, переместить указатель (на экране будет рисоваться прямоугольная область, а все внутри выделяться);
3) когда все необходимые файлы будут выделены, отпустить клавишу.
Создание, переименование и удаление файлов
Создание файла: команда Файл/Создать ® выбрать нужный тип файла.
Переименование файла: команда Файл/Переименовать ® ввести новое имя.
Удаление файла: команда Файл/ Удалить или клавишей Delete.
Команды переименования и удаления файла можно вызвать из контекстного меню.
Копирование и перенос файлов
Копирование файла это получение копии файла в новой папке. Файлы всегда копируются из одной папки в другую.
Перенос файла это перемещение файла из одной папки в другую.
1 способ копирование и перенос осуществлять стандартным образом через Буфер обмена.
2 способ перенос осуществить перетаскиванием (перемещением) выделенного файла (группы файлов) с помощью мыши.
Если при перетаскивании держать нажатой клавишу Ctrl, то произойдет копирование.
Поиск файлов
Поиск файлов выполняется с помощью команды Сервис/Найти/Файлы и папки... или с помощью команды Главное меню/Найти.
Включение флажка Просмотреть вложенные папки позволит искать необходимый файл и во вложенных папках выбранной папки. Если в выпадающем списке отсутствует необходимая Вам папка, Вы можете выбрать ее вручную с помощью кнопки Обзор....
Ярлык
Ярлык это специальный файл, который хранит путь к данному файлу. Ярлык обычно располагают в удобном для пользователя месте.
Создание ярлыка:
1 способ в контекстном меню выбрать команду Создать ярлык ® перенести ярлык в нужное место;
2 способ по команде меню Файл/Создать/Ярлык ® перенести ярлык в нужное место.
Задание №5.
Изучить структуру окна программы ПРОВОДНИК, схематически отобразить её и подписать все элементы окна.
Задание №6.
Заполнить таблицу:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №7. Ответить на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №8. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №14
Тема: Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети
Цель: освоение приемов обмена файлами между пользователями локальной компьютерной сети.
Теоретические сведения к лабораторной работе
Основными устройствами для быстрой передачи информации на большие расстояния в настоящее время являются телеграф, радио, телефон, телевизионный передатчик, телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем.
Передача информации между компьютерами существует с самого момента возникновения ЭВМ. Она позволяет организовать совместную работу отдельных компьютеров, решать одну задачу с помощью нескольких компьютеров, совместно использовать ресурсы и решать множество других проблем.
Под компьютерной сетью понимают комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для обмена информацией и доступа пользователей к единым ресурсам сети.
Основное назначение компьютерных сетей - обеспечить совместный доступ пользователей к информации (базам данных, документам и т.д.) и ресурсам (жесткие диски, принтеры, накопители CD-ROM, модемы, выход в глобальную сеть и т.д.).
Абоненты сети объекты, генерирующие или потребляющие информацию.
Абонентами сети могут быть отдельные ЭВМ, промышленные роботы, станки с ЧПУ (станки с числовым программным управлением) и т.д. Любой абонент сети подключён к станции.
Станция аппаратура, которая выполняет функции, связанные с передачей и приёмом информации.
Для организации взаимодействия абонентов и станции необходима физическая передающая среда.
Физическая передающая среда линии связи или пространство, в котором распространяются электрические сигналы, и аппаратура передачи данных.
Одной из основных характеристик линий или каналов связи является скорость передачи данных (пропускная способность).
Скорость передачи данных количество бит информации, передаваемой за единицу времени.
Обычно скорость передачи данных измеряется в битах в секунду (бит/с) и кратных единицах Кбит/с и Мбит/с.
Соотношения между единицами измерения: 1 Кбит/с =1024 бит/с; 1 Мбит/с =1024 Кбит/с; 1 Гбит/с =1024 Мбит/с.
На базе физической передающей среды строится коммуникационная сеть. Таким образом, компьютерная сеть это совокупность абонентских систем и коммуникационной сети.
По территориальному признаку сети делят на локальные и глобальные.
Локальные сети (LAN, Local Area Network) объединяют абонентов, расположенных в пределах небольшой территории, обычно не более 22.5 км. Локальные компьютерные сети позволят организовать работу отдельных предприятий и учреждений, в том числе и образовательных, решить задачу организации доступа к общим техническим и информационным ресурсам. |
Глобальные сети (WAN, Wide Area Network) объединяют абонентов, расположенных друг от друга на значительных расстояниях: в разных районах города, в разных городах, странах, на разных континентах (например, сеть Интернет).Взаимодействие между абонентами такой сети может осуществляться на базе телефонных линий связи, радиосвязи и систем спутниковой связи. Глобальные компьютерные сети позволят решить проблему объединения информационных ресурсов всего человечества и организации доступа к этим ресурсам. |
Основные компоненты коммуникационной сети:
Топология локальных сетей. Под топологией компьютерной сети обычно понимают физическое расположение компьютеров сети относительно друг друга и способ соединения их линиями.
Топология определяет требования к оборудованию, тип используемого кабеля, методы управления обменом, надежность работы, возможность расширения сети. Существует три основных вида топологии сети: шина, звезда и кольцо.
Шина (bus), при которой все компьютеры параллельно подключаются к одной линии связи, и информация от каждого компьютера одновременно передается ко всем остальным компьютерам. Согласно этой топологии создается одноранговая сеть. При таком соединении компьютеры могут передавать информацию только по очереди, так как линия связи единственная.
Достоинства:
Недостатки:
Звезда (star), при которой к одному центральному компьютеру присоединяются остальные периферийные компьютеры, причем каждый из них использует свою отдельную линию связи. Весь обмен информацией идет исключительно через центральный компьютер, на который ложится очень большая нагрузка, поэтому он предназначен только для обслуживания сети.
Достоинства:
Недостатки:
Кольцо (ring), при котором каждый компьютер передает информацию всегда только одному компьютеру, следующему в цепочке, а получает информацию только от предыдущего в цепочке компьютера, и эта цепочка замкнута. Особенностью кольца является то, что каждый компьютер восстанавливает приходящий к нему сигнал, поэтому затухание сигнала во всем кольце не имеет никакого значения, важно только затухание между соседними компьютерами.
Достоинства:
Недостатки:
В отдельных случаях при конструировании сети используют комбинированную топологию. Например, дерево (tree) комбинация нескольких звезд.
Каждый компьютер, который функционирует в локальной сети, должен иметь сетевой адаптер (сетевую карту). Функцией сетевого адаптера является передача и прием сигналов, распространяемых по кабелям связи. Кроме того, компьютер должен быть оснащен сетевой операционной системой.
При конструировании сетей используют следующие виды кабелей:
неэкранированная витая пара. Максимальное расстояние, на котором могут быть расположены компьютеры, соединенные этим кабелем, достигает 90 м. Скорость передачи информации - от 10 до 155 Мбит/с; экранированная витая пара. Скорость передачи информации - 16 Мбит/с на расстояние до 300 м.
коаксиальный кабель. Отличается более высокой механической прочностью, помехозащищённостью и позволяет передавать информацию на расстояние до 2000 м со скоростью 2-44 Мбит/с;
волоконно-оптический кабель. Идеальная передающая среда, он не подвержен действию электромагнитных полей, позволяет передавать информацию на расстояние до 10 000 м со скоростью до 10 Гбит/с.
Понятие о глобальных сетях. Глобальная сеть это объединения компьютеров, расположенных на удаленном расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов. На сегодняшний день их насчитывается в мире более 200. Из них наиболее известной и самой популярной является сеть Интернет.
В отличие от локальных сетей в глобальных сетях нет какого-либо единого центра управления. Основу сети составляют десятки и сотни тысяч компьютеров, соединенных теми или иными каналами связи. Каждый компьютер имеет уникальный идентификатор, что позволяет "проложить к нему маршрут" для доставки информации. Обычно в глобальной сети объединяются компьютеры, работающие по разным правилам (имеющие различную архитектуру, системное программное обеспечение и т.д.). Поэтому для передачи информации из одного вида сетей в другой используются шлюзы.
Протоколы условно делятся на базовые (более низкого уровня), отвечающие за передачу информации любого типа, и прикладные (более высокого уровня), отвечающие за функционирование специализированных служб.
Главный компьютер сети, который предоставляет доступ к общей базе данных, обеспечивает совместное использование устройств ввода-вывода и взаимодействия пользователей называется сервером.
Компьютер сети, который только использует сетевые ресурсы, но сам свои ресурсы в сеть не отдает, называется клиентом (часто его еще называют рабочей станцией).
Для работы в глобальной сети пользователю необходимо иметь соответствующее аппаратное и программное обеспечение.
Программное обеспечение можно разделить на два класса:
Глобальные сети предоставляют пользователям разнообразные услуги: электронная почта, удаленный доступ к любому компьютеру сети, поиск данных и программ и так далее.
Содержание работы:
Задание №1.
Задание №2. Ответить на вопросы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №3. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №15
Тема: Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности
Цель: ознакомиться с эксплуатационными требованиями к компьютерному рабочему месту; профилактическими мероприятиями для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
Содержание работы:
Задание №1. Отразите основные санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики:
|
|
|
|
|
|
Задание №2. Укажите некоторые требования к помещениям кабинета информатики:
|
|
|
Задание №3. Укажите, какие действия запрещены в кабинете информатики:
|
|
|
|
Задание №4. Укажите комплекс упражнений для снятия усталости за компьютером:
|
|
|
|
|
|
Задание №5. Сделать вывод о проделанной лабораторной работе:
Лабораторная работа №16
Тема: Использование систем проверки орфографии и грамматики
Цель:.
Задание №1.
Поля |
|||
верхнее |
нижнее |
левое |
правое |
2 см |
2 см |
2,5 см |
2,5 см |
Задание №2
Цель задания: ввести понятие абзацный отступ. Обратите внимание, что в раскладке продуктов левый край ровный, но текст отодвинут от левого края.
Абзацные отступы и интервалы
Различие понятий «красная строка» и «отступы»: установленный размер красной (или висячей) строки распространяется только на первую строку абзаца. Отступ же действует на все строки абзаца и размер красной (или висячей) строки отсчитывается от установленного отступа. Перед тем, как начать выполнять каждое задание, тщательно проанализируйте его, обратите особое внимание на расположение концов абзацев.
Задание: Набрать следующий текст:
Тесто рассыпчатое
400 г муки
200 г масла
0,5 стакана воды
Растереть масло, добавить муку, воду, всыпать 0,5 чайной ложки соли и замесить тесто. Использовать для пирожков, ватрушек, пирогов.
Порядок выполнения задания №2:
Эти же команды можно выполнить с помощью элемента вкладки Главная
Если линейка не отображена в рабочем окне редактора, ее можно установить:
ТЕСТО РАССЫПЧАТОЕ
400 г муки
200 г масла
0,5 стакана воды
Растереть масло, добавить муку, воду, всыпать 0,5 чайной ложки соли и замесить тесто. Использовать для пирожков, ватрушек, пирогов.
Задание №3.
Цель: закрепить навыки выравнивания абзацев и установки красной строки. Новым в этом упражнении является создание «водяных знаков». Вы можете создавать любые «водяные знаки», но лучше состоящие из нескольких одинаковых элементов.
Дорогие друзья!
Приглашаю Вас на чаепитие
по случаю моего совершеннолетия.
Буду ждать в субботу,
7 января 2007г. в 14 часов.
Отличное настроение обязательно!
Оксана
Порядок выполнения задания №3:
Задание №1. Оформить текст следующего содержания.
Цель задания: отработать навыки редактирования текста; ввести понятия маркированный список и принудительный конец строки и продемонстрировать возможности их применения.
Вставка рисунка из библиотеки рисунков ClipArt в текст документа B.
|
Порядок выполнения задания №1
Задание №2. Оформить бланк следующего содержания.
Цель задания: закрепить навыки установки отступа для абзаца; ввести понятия нерастяжимый пробел и принудительный конец строки и продемонстрировать возможности их применения.
Содержание бланка
«Бизнес-Сервис»
113244, Москва,
Новая ул., 3
тел. 123-4567
факс 123-4566
Уважаемый Василий Никифорович!
Акционерное общество «Бизнес-Сервис» приглашает Вас 15 ноября 2006г. в 20 часов на традиционное осеннее заседание Клуба московских джентльменов.
Президент клуба А. М. Ростокин
Порядок выполнения задания №2
Задание №3. Начертить обычный параллелепипед.
Цель задания: научиться пользоваться панелью Рисование редактора MS Word, познакомиться с инструментами, научиться менять тип линии, вставлять рамку текста, установив для нее цвет линии и заполнения.
Порядок выполнения задания №3
Можно предложить следующий порядок построения (все используемые кнопки с панели Рисование).
Задание №4.1.
Цель задания: научиться создавать таблицу, вносить в нее текстовую информацию и выполнять обрамление таблицы.
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
|
1 |
Математика |
Чтение |
Математика |
Русский язык |
Физическая культура |
2 |
Труд |
Музыка |
Чтение |
Этика |
Математика |
3 |
Чтение |
Русский язык |
Русский язык |
Математика |
Чтение |
4 |
Физическая культура |
Математика |
Труд |
ОБЖ |
ИЗО |
Порядок выполнения задания №4.1
Обязательно сохраните файл, содержащий таблицу, так как работа с ним продолжается.
Задание №4.2 (дополнительное).
Цель задания: закрепить навык создания таблицы. Показать, каким образом можно изменить тип линий границы, выполнить фоновое заполнение и как разместить в «высоких» строчках текст вертикально посередине.
В таблице произошли следующие изменения:
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
|
1 |
Математика |
Чтение |
Математика |
Русский язык |
Физическая культура |
2 |
Труд |
Музыка |
Чтение |
Этика |
Математика |
3 |
Чтение |
Русский язык |
Русский язык |
Математика |
Чтение |
4 |
Физическая культура |
Математика |
Труд |
ОБЖ |
ИЗО |
Порядок выполнения задания №4.2
x
y
0, 0
640, 0
0, 350
640, 350
a
b
x
y
350
640
175
x
y
-175
320
-320
Z
C
C1
D1
D
B
A
B1
Y
A1