Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

конструкторское решение изделия определяющее внешний вид новизна оригинальность и промышленная применим

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

УСЛОВИЯ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА

Согласно нормативному понятию промышленного образца условиями его охраноспособности являются: художественно-конструкторское решение изделия, определяющее внешний вид, новизна, оригинальность и промышленная применимость.

150


Художественно-конструкторское решение

Художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия, являющееся объектом правовой охраны в качестве промышленного образца, зрительно воспринимается по внешнему виду, форме этого изделия, выраженной через скульптурный объем изделия. Само слово «решение» подразумевает осмысленное осуществление творческого замысла, а словосочетание «художественно-конструкторское» определяет специфику этого творчества, неразрывно связанного с процессом художественного конструирования. Словосочетание «определяющее внешний вид изделия», приведенное в ст. 6 Патентного закона, посвящается условиям патентоспособности промышленного образца, объясняет значение решения для внешнего вида изделия, вмещает все творческие достижения создателей изделия, которые оказывают влияние на внешний вид изделия, а именно определяют его.

Таким образом важно понять, что в качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение, а не сам материальный объект как таковой, не изделия культурно-бытового или хозяйственного назначения (видеомагнитофон, холодильник, миксер и пр.), а решения конструкторских задач, воплощенных художественно-образными средствами, создающими внешний вид — наружный облик.

Степень значимости и доля использования образных средств при конструировании и проектировании изделий зависит от сути самого изделия. Так в изделиях легкой промышленности, например, в обуви, тканях, коврах художественное творческое начало преобладает над техническими сторонами. Тяжелое технологическое оборудование, например, кузнечные и штамповочные прессы, автоматические линии являются по своей сути объектами развития научно-технического прогресса, и художественное творческое начало в таких изделиях уступает значению технических характеристик и чисто конструкторским решениям. Но в любом случае дизайн и техническая сторона должны выступать взаимосвязано в формировании образа проектируемых и создаваемых объектов.

Согласно п. 2 Правил составления подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец, промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунки) или составлять их сочетание.

Объемные промышленные образцы представляют собой композицию, в основе которой лежит объемно-пространственная структура, например, художественно-конструкторские

151


решения, определяющие внешний вид металлообрабатывающего станка, сельскохозяйственной машины (например, комбайна), мотоцикла, утюга и т. д.

Плоскостные промышленные образцы характеризуются линейно-графическим соотношением элементов и фактически не обладают объемом, например, художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид ковра, платка, ткани и т. д.

С учетом практики разработки художественно-конструкторских дизайнерских проектов и в качестве охраны промышленных образцов могут быть дизайнерские объекты единичные и состоящие из нескольких изделий (многообъектные).

К единичным промышленным образцам могут быть отнесены:

плоскостной двухмерный — промышленный рисунок, изображение, выполненное с помощью графических средств, например рисунок декоративной ткани, ковра;

объемный трехмерный — целое единичное изделие, например машина, прибор; часть изделия, если она предназначена для использования с целым рядом изделий и обладает самостоятельной завершенной композицией, например фара, различные ручки;

объемно-плоскостной — например рисунок протектора — утолщенная, более прочная покрытая рельефным рисунком часть наружной покрышки пневматической шины.

К многообъектным промышленным образцам могут быть отнесены:

комплект изделий — полный набор каких-либо предметов, в совокупности составляющих целое, например комплект белья, комплект частей машины; совокупность изделий относительно самостоятельного назначения. Все эти изделия должны быть подчинены общей задаче, решаемой комплектом в целом, при этом решение всех составных частей комплекта должно быть основано на едином образном пластическом и стилистическом принципе формообразования;

набор изделий—совокупность предметов одного назначения, образующих нечто целое, подбор, например набор инструментов;

интерьер — архитектурного и художественно оформленного внутреннего помещения; внутренне пространство различных помещений, архитектурных сооружений, а также подъемно-транспортных машин и средств транспорта, например кабины, салоны, каюты, рубки и др.;

шрифт — рисунок, начертание букв;

152


пиктограммы — изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков;

табло — средство отображения информации в форме, удобной для восприятия человека; представляет собой доску, щит или экран с различными условными изображениями, световыми и другими сигнальными устройствами, показывающими состояние контролируемого объекта и отображающими сообщения распорядительного либо рекламного характера.

В отдельную группу целесообразно выделить изделия легкой промышленности, например одежда, обувь.

К охранным изделиям комплектов (наборов) могут быть отнесены:

сервизы, наборы посуды;

наборы инструментов, инвентаря и т. п.;

комплекты одежды;

наборы для игр (шахматы, конструкторы и т. п.);

шрифты;

комплекты оборудования (технологического, электронного и т. п.);

комплектные рабочие места (диспетчера, оператора и т. п.).

С точки зрения художественного конструирования решение всех элементов комплекта или набора должно быть выполнено с использованием единого образного, пластического и стилистического принципа формообразования.

Специфика набора состоит в том, что между элементами, входящими в его состав и представляющими собой самостоятельные изделия, существуют определенные связи: функциональные, логические, композиционные.

Разработка художественно-конструкторского решения изделия, состоящего из различных по функции элементов, имеющих определенные связи между собой и характеризующихся едиными принципами формообразования, является значительно более сложной творческой задачей, чем разработка единичных изделий.

Такие комплекты, как мебельные гарнитуры, сервизы, наборы и т. п., позволяют формировать целостную, гармоничную и целесообразную предметно-пространственную среду жилого интерьера, а также изделия, как комплекты технологического и электронного оборудования, наборы инструментов, приспособлений и т. п., составляют основу производственного интерьера, создавая оптимальные условия для деятельности рабочих и служащих.

Как правило, комплект характеризуется пространственной автономностью отдельных элементов, входящих в его состав.

153


Так, предметы, составляющие, например, чайный сервиз (чашка, чайник и т. п.), могут существовать отдельно, в то время как элементы единичного изделия в подавляющем большинстве случаев неразрывны в процессе выполнения основной функции этого изделия, например столешница и опора стола, кузов и колеса автомобиля и т. д.

Пространственная автономность элементов комплекта (набора) во многом обусловлена возможностью расширения и сужения функции, на выполнение которой направлено решение того или иного комплекта.

Так, набор мебели для столовой обычно включает стол, стулья и буфет, но может быть дополнен сервантом, столиком для чая, сервировочным столом, полками для посуды и т. д.

Набор для слесарных инструментов может состоять из самых необходимых основных слесарных инструментов или быть дополнен предметами, позволяющими расширить его функциональные возможности.

Оборудование рабочих мест, пультов управления также в той или иной мере пространственно зависимо от архитектурно-планировочных параметров помещений, что учитывается в процессе экспертизы художественно-конструкторских решений подобных изделий.

Изделия, входящие в состав некоторых комплектов, в процессе использования могут подвергаться многообразным видоизменениям, взаимным перекомпоновкам. Способность к трансформации, комбинаторным преобразованиям, ярче всего выраженная в изделиях типа конструктор, является характерной чертоЯ многих комплектных изделий и отражает самые передовые направления дизайна.

Для таких объектов, как шахматные фигуры/существенными будут в основном признаки, характеризующие форму отдельных элементов, их силуэт, пластику, нюансную проработку.

Шрифт — графическая форма знаков алфавитной системы письма. В зависимости от техники воспроизведения шрифта различают следующие его основные виды:

рукописный, написанный пером или другими инструментами на мягком материале (папирусе, пергаменте, бумаге и

др-);

рисованный, нанесенный кистью или другим инструментом на вывесках, вазах, образцах тканей, оригиналах переплетов, обложек, титульных листов и других элементов изданий;

гравированный, вырезанный или высеченный на дереве, металле, камне или другом твердом материале; используется

154


для надписей на памятниках, архитектурных сооружениях (эпиграфика) или гравюрах;

наборный, составленный из отдельных литер и других элементов и предназначенный для ручного или механизированного набора текста, воспроизводимого при печати главным образом на бумаге (такие шрифты за исключением шрифтов наборно-пишущих машин и фотонаборных машин, называются типографскими).

Типографским шрифтом набирается текст для печатания книг, газет, журналов и некоторых других видов печатной продукции.

Типографский шрифт состоит из комплекса знаков (букв, цифр, знаков препинания, математических и других символов).

Типографские, рисованные и графические шрифты, а также шрифты наборно-пишущих и фотонаборных машин, воспроизводимые печатным способом, называются печатными шрифтами.

В соответствии с назначением типографские шрифты подразделяются на:

текстовые — для текстового набора;

титул ьн ые—дл я набора обложек, титу л ьн ых л истов, заголовков;

акцидентные — для набора малых типографских форм (дипломы, бланки, этикетки, объявления и т. п.).

Типографские шрифты различают по наклону букв (прямые и курсивные), толщине основных шрифтов (светлые, полужирные, жирные), ширине знаков (узкие, нормальные, широкие). По размеру типографские шрифты делятся на кегли (нонпарель, петит, корпус, цицеро и т. д.). По начертанию — округлый или прямоугольный характер контура буквы, соотношение между шириной основного и соединительного шрифтов, внутрибуквенный просвет и т. п. — шрифты делятся на гарнитуры. Гарнитура—-это совокупность разновидностей шрифта (по наклону букв, ширине и т. п.) данного рисунка.

Различают в основном семь групп (гарнитур) типографских шрифтов:

  1.  литературная (бывшая латинская), банковская, типа га-рамон;
  2.  типа баскервилль;
  3.  обыкновенная новая, елизаветинская, типа бодони;
  4.  академическая, школьная, бажановская;
  5.  типа Телингатера;
  6.  брусковая, газетная, типа мемфис;

155


7) журнальная рубленная, типауниверс.

В особую группу входят шрифты, которые по рисунку не могут быть включены в указанные группы, в том числе рукописные, имитационные (например, шрифты пишущих машинок) и др.

Типографский шрифт является основным средством оформления печатных изданий. Построенный на основе принципов графического искусства, он оказывает большое эстетическое воздействие на читателя и является элементом графического дизайна.

Несмотря на большое разнообразие рисунков типографских шрифтов, как в нашей стране, так и в зарубежных странах постоянно разрабатываются рисунки новых шрифтов, отвечающие современным требованиям оформления печатных изданий.

Любой новый рисунок шрифта должен быть удобочитаем, технологически приемлем и эстетически совершенен. Принцип удобочитаемости понятен — текст должен читаться легко и быстро, «без запинки», не должно допускаться смешения букв. Технологическая приемлемость шрифта определяется возможностями типографской техники. Эстетически совершенный шрифт создает цельное впечатление, радует глаз, как бы настраивает читателя на ознакомление с тем или иным жанром литературы. В некоторых случаях новый рисунок шрифта приносит и непосредственную экономическую выгоду.

Охрана типографских шрифтов на основе законодательства о промышленных образцах стала применяться после принятия в 1965 г. Положения о промышленных образцах.

Первый охранный документ авторское свидетельство № 1880 на типографский шрифт в качестве промышленного образца «Шрифт» было выдано в 1972 г. (бюллетень «Открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки» № 28 за 1972 г., класс 18-04, автор Кисляков М. Е., приоритет от 14 октября 1969 г.). Этот шрифт содержит 66 букв и 14 иных знаков.

В зарубежных странах типографские шрифты в настоящее время охраняются либо на основе законодательства о промышленных образцах, либо авторским правом.

В США шрифты очень часто регистрируются как промышленные образцы после проведения экспертизы на новизну. Максимальный срок действия патента на промышленный образец в США — 14 лет.

В виде исключения шрифт может быть признан и изобретением. Так, патент США № 3034806 от 15 мая 1962 г. отно-

156


сится к очертаниям цифр, которые более легко читаются, чем известные. Поскольку удобочитаемость относится к функциональным особенностям объекта, эти цифры признаны изобретением, несмотря на то, что их очертание не может быть точной технической формулой (первый пункт формулы этого патента гласит: «Очертание цифр, показанных на рис. 1»).

В Германии шрифты могут охраняться как по закону о промышленных образцах, так и авторским правом, если они являются произведениями искусства.

В Великобритании патентное ведомство отказывается регистрировать шрифты как промышленные образцы, ссылаясь на то, что хотя в типографском шрифте имеются отдельные характерные черты, Но они используются выборочно и в различных сочетаниях, а потому не могут считаться единым набором. Однако в соответствии с Законом об авторском праве промышленные образцы 1968 г. типографские шрифты могут пользоваться охраной по авторскому праву, если только шрифт будет признан судом произведением искусства.

В Японии типографские шрифты не охраняются ни авторским правом ни правом на промышленные образцы.

Таким образом, в некоторых зарубежных странах охрана отечественных типографских шрифтов может осуществляться авторским правом, что предусмотрено Всемирной конвенцией об авторском праве [44].

Охрана типографских шрифтов в качестве промышленных образцов практически с позиции теории и практики дизайна может рассматриваться как охрана элементов графического дизайна.

Согласно п. 2.3. Правил под вариантами промышленного образца понимаются художественно-конструкторские решения одного и того же изделия (комплекта, набора), различающиеся по совокупности существенных признаков, определяющих одинаковые эстетические и/или эргономические особенности изделия.

Под вариантами принято понимать стилистически связанные исполнения одного и того же художественно-конструкторского решения, имеющие одинаковый художественный образ, но производящие различное эстетическое впечатление.

Понятие «вариант» относится не к изделию как конкретной функциональной единице, а к художествен но-конструкторскому решению, определяющему его внешний вид.

В рамках этого решения, которое характеризуется единым подходом к формообразованию, едиными композиционным и стилистическим принципами, возможны вариантные реше-

157


ния, обусловленные различием отдельных элементов формы либо нюансными изменениями их внешнего вида.

Вариантные преобразования дизайнерских решений заявленных в качестве промышленных образцов касаются пространственных, пластических, графических и цвето-фактур-ных решений и объединены единым художественным замыслом.

1. Варианты объемно-пространственного решения.

Если форма изделия претерпевает размерные, пропорциональные или силуэтные изменения, то можно расценивать эти решения в качестве вариантов.

2. Варианты пластического решения.

Например, вариантное решение скороварки достигается изменением пластической проработки ручек, а также использованием художественного орнамента на стенках.

3. Варианты графического решения.

За счет изменения графической прорисовки одинаковых по форме циферблатов создается вариантное решение модели часов.

4. Варианты колористического решения.

Вариант, например, чайного сервиза может быть обусловлен иным колористическим решением.

Таким образом, в качестве вариантов могут быть признаны изделия, имеющие отличия в существенных признаках, но эти отличия должны визуально восприниматься и являться результатом творческого преобразования внешнего вида изделия, а не технического, инженерного проектирования.

Требования, предъявляемые к вариантам промышленного образца, могут быть сформулированы следующим образом:

варианты должны быть сходны по совокупности существенных признаков;

отличия в существенных признаках не должны быть такими, чтобы вариантное решение могло быть признано самостоятельным промышленным образцом;

отличия существенных признаков должны быть результатом художественного конструирования (дизайнерского проектирования).




1. О бухгалтерском учёте согласно которому к учёту принимаются документы составленные по унифицированным ф
2. Введение Актуальность темы
3. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Вінниця Ї
4. холодная война закончилась давно еще в начале 1990х годов вместе с крахом Советского Союза.html
5. Сравнительный анализ ПБУ 14-2007 и МСФО 38
6. Серебро коллоидное серебро ионы серебра серебряная вода и его влияние на организм человека и животных
7. 1Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории
8. Пояснительная записка к курсовому проекту Детали машин Содержание- Введение характеристика наз.
9. Курсовая работа- Продуктивні сили Китаю
10. безумно и мудро
11. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог1
12. Первые программы на Qbasic
13. Художественный мир С
14. Судебная реформа 1864года
15. Смуты [0.4] 2.
16. РЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степеникандидат технических наук Новосибирск2012 Р
17. Аудиторские программы как инструмент автоматизации важнейших аудиторских процедур и анализа финансового состояния
18. МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И КАТАСТРОФ НА ХИМИЧЕСКИОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ
19. вона ж статична сприймається зором твори з цієї групи мають чітку прихильність розкриття художнього обра.html
20.  СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Понятия экономического эффекта и экономич