Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Терминологический словарь
Аббат глава католического монастыря и всей собственности монастыря, которой это аббатство располагает.
Аббатство католический монастырь.
Аверроизм направление западно-европейской средневековой философии, восходящее к воззрениям арабского философа XII в. Ибн Рушда (в лат. традиции Аверроэс).
Адаптация (лат. аdaptation прилаживание, приноровление) приспособление к условиям существования.
Аксиология (от греч. axia ценность и logos учение) философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни.
Акт и потенция (лат. actus et potentia, перевод с греческого) возможность и действительность, важнейшие понятия философии Аристотеля.
Акциденция (лат. аccidentia случайность) случайное, преходящее состояние, свойство предмета.
Антитезис (от греч. antithesis противопоставление) суждение, противопоставляемое тезису, противоположность, возражение.
Апокастасис (греч. возвращение в прежнее состояние, восстановление) понятие, посредством которого обозначается необходимое возвращение вещей в свое былое обличье. В раннехристианской традиции обозначало время, когда после Страшного Суда Христова должны были исполниться пророчества об утверждении Царства Божия на земле, о предстоящем обращении всех людей в христианство и об обретении святыми вечного блаженства.
Апологетика (от греч. apologia защита) раздел теологии, посвящённый рациональной защите истинности христианского вероучения.
Апория (от греч. а отрицательная частица и poros дорога, мост) трудноразрешимая проблема, обычно связанная с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны апории Зенона «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.
Апостериориорный (от лат. а posteriori из последующего) знание, полученное из опыта.
Апостолы (от греч. apostolos посол) в раннехристианской литературе странствующие проповедники христианства. В Новом Завете двенадцать апостолов ближайшие последователи (ученики) Христа.
Априорный (от лат. a prion из предшествующего) знание, полученное до опыта и независимо от него.
Арбитр (фр. arbitre от лат. arbiter) посредник, третейский судья, избираемый спорящими сторонами по взаимному соглашению или назначаемый в установленом законом порядке.
Арианство течение в христианстве в IV-VI вв. (по имени основателя учения священника Ариана), сторонники которого не принимали один из основных догматов христианской церкви о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына (Иисуса Христа). Арий считал, что Христос как творение Бога-Отца существо, ниже его стоящее. Арианство было осуждено как ересь на церковных соборах в 325 и в 381 гг.
Архиепископ старший епископ, священнослужитель 3-й степени в христианской иерархии.
Аскетизм (от греч. asketes упражняющийся в чем-либо) ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущие практике некоторых философских школ и особенно различных религий (монашество и т.п.).
Базилика (от греч. basike царский дом) прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы), один из главных типов христианского храма.
Беатификация (лат. beatificatio от лат. Beatus благословенный) причисление умершего к лику блаженных в католической церкви. Беатификацию следует отличать от канонизации, в ходе которой происходит причисление праведника к лику святых. Беатификация понимается как этап, предваряющий канонизацию.
Бегарды (лат. begardi) религиозное движение, возникшее в конце XIII в. и духовно связанное с движением бегинов. Объединяло мужчин из низших слоев общества. Некоторые общины бегардов объединялись в конгрегации с единой структурой и единым управлением. По социальному составу ремесленники. Бегарды просуществовали до Французской революции.
Бегины совокупность различных видов религиозного опыта и образа жизни. Бегины практиковали монашескую жизнь, основанную на личном религиозном опыте и личном поиске совершенства в религиозной области. Бегинизм большое развитие получает в XIII в.
Бернардинцы (от имени Бернарда Клервосского) ветвь монашеского католического ордена цистерцианцев.
Булла (лат. bulla шарик; ср.-век. лат. печать, документ с печатью) в средние века круглая металлическая печать, обычно скреплявшая папский, императорский, королевский акты, а также название самих актов.
Бытие философская категория, которая обозначает реальность, существующую вне и независимо от сознания человека.
Вандалы группа германских племён. В 429439 гг. завоевали Северную Африку и основали королевство. В 455 г. разграбили Рим, уничтожили многие памятники античной культуры. Отсюда вандализм бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.
Вассал (ср.-лат. vassalus от vassus слуга) в средние века феодал, который получал земельное владение (феод, лен) от другого, крупного феодала сеньора, вследствие чего был обязан ему рядом повинностей, главным образом военной службой.
Викарий 1) епископ, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении епархиальному архиерею; 2) штатный приходской священник, помогающий настоятелю.
Викторианцы условное название деятелей английской культуры в годы царствования королевы Виктории (18371901).
Воплощение в христианстве: акт непостижимого соединения вечного Бога с сотворённой Богом же человеческой природой. Воплощение необходимо людям (а не Богу), благодаря которому они имеют возможность соединения с Богом для наследования вечного Царства Небесного.
Галера (итал. Galera) деревянное гребное военное судно, созданное в VII в венецианцами. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, осадка 2 м, один ряд вёсел (до 32 на борт). Экипаж с воинами до 450 человек.
Гегемон (др.-греч. вождь) руководитель, вождь.
Гностицизм (от греч. gnosis знание, познание, познавание) проникновение в мир сверхчувственного путём созерцания Бога, познание скрытых в вере мистерий путём философской спекуляции.
Диатриба (от греч. diatribe беседа) 1) рассуждение на моральные темы; 2) гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет.
Дискурсивный (от позднелат. discursus рассуждение, довод) рассудочный, понятийный, логический, опосредованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного).
Дистинкций метод (от лат. distincrio различение) познавательный акт, в процессе которого фиксируется различие между предметами действительности или элементами сознания (ощущениями, представлениями и т.д.).
Догматика в христианстве: совокупность утверждённых церковью положений вероучения, объявленных ею непреложной истиной.
Дуализм (лат. dualis двойственный) философское учение, исходящее из признания равноправности двух начал духа и материи.
Епархия в христианской церкви: административно-территориальная единица во главе с архиереем (епископом). Изначально епархия: изначально управляемая епископом область совпадала с территорией городской общины, но после реформ Диоклетиана епархия расширилась до границ гражданской провинции.
Ересь (от rpeч. hairesis особое вероучение) в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной доктрины в области догматики и культа.
Епископ (греч. надзиратель, блюститель) высшее духовное лицо, глава церковной администрации на какой-либо территории (епархии).
Иерархия (от греч. hieros священный, arche власть) расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему, с возрастающим значением и уменьшающимся числом членов.
Индивидуация (от лат. individuatio) проявление живой и неживой природы как множества неповторимых индивидов сходных, но не тождественных (например, сходных, но не тождественных личностей; сходных, но не тождественных состояний атомов и т.д.).
Инсинуация (от лат. insinuatio, буквально вкрадчивость) преднамеренное сообщение отрицательных сведений (или даже измышление, клевета), имеющее целью опорочить кого-либо, подаваемое намёком (т.е. не прямо, а косвенным указанием на факты и обстоятельства) или тайно. Цель инсинуации подорвать в слушателях и/или читателях доверие к объекту инсинуаций, а следовательно, к его доводам или поведению.
Интенция (от лат. intentio стремление) намерение, цель, направленность сознания воли, чувства на какой-либо предмет.
Иподьякон церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения.
Каноник (от лат. canonicus) католический клирик, являющийся членом кафедрального, либо коллегиального капитула. Термин имеет греческое происхождение: κανονικος название священнослужителя, внесенного в список, канон, т.е. каталог епархии.
Канцлер высшее должностное лицо, возглавлявшее королевскую канцелярию и архив, хранившее государственную печать.
Капитул общее собрание членов монашеского ордена.
Клир (греч. κλήρος жребий) в христианстве: духовенство как особое сословие церкви, отличное от мирян.
Компендиум (от лат. compendium сбережение, выгода, сокращение) сжатое, суммарное изложение основных положений какого-либо исследования, науки и т.п.
Компиляция (от лат. compilatio, букв. ограбление) сочинительство на основе чужих исследований без самостоятельной обработки источников; работа, составленная таким методом.
Конвент (от лат. сonventus собрание, сходка) название законодательных органов, созывавшихся в различных странах для составления или изменения конституции.
Конвентуалы монахи и духовные рыцари как члены конвента.
Консул (лат. consul) должностное лицо, назначенное в качестве постоянного представителя в каком-либо городе или районе иного государства для зашиты юридических и экономических интересов своего государства и его граждан, выдачи паспортов и виз, ведения актов гражданского состояния и т.д.
Концептуализм (от лат. conceptus мысль, понятие) философское направление в средневековой философии, сторонники которого отрицали реальное существование общих понятий, независимых от вещей (и этим они отличались от реалистов), но признавали их наличие в уме как особых форм познания действительности (и этим они отличались от номиналистов).
Коррупция (от лат. corruptio подкуп) продажность и подкуп должностных лиц и политиков, прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.
Креационизм (от лат. creatio сотворение) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий иудаизма, христианства, ислама.
Курия (лат. curia) в Западной Европе в средние века совет синьора с вассалами.
Легат титул высшего представителя Ватикана, направляемого в иностранное государство с особой миссией.
Легалистический узаконенный.
Лиценциат (ср.-век. лат. licenсiatus допущенный) в средневековых университетах преподаватель, получивший право читать лекции, но ещё не защитивший докторскую диссертацию.
Магистр (лат. magister начальник, глава: учитель, наставник) в средние века преподаватель так называемых свободных (гуманитарных) наук.
Манихейство религиозное учение, основанное в III в. персом Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия.
Медитация (лат. meditatio, от лат. meditor размышляю, обдумываю) один из приёмов духовной практики, заключающийся в приведении своего сознания в сосредоточенное состояние, сопровождающееся подавлением крайних эмоциональных проявлений.
Мелетиане сторонники епископа г. Ликополя Мелетия (ум. в 326), который отказался признать служение священников, «не выдержавших испытания» во время гонений на христиан. Мелетианское движение не получило широкого распространения, поскольку его сторонники вскоре растворились в массе арианцев (см.: Арианство).
Ментальность тот или иной «склад ума», т.е. устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы).
Метафизика (от греч. meta ta physica после физики) синоним философии, постигающей путём умозрения основополагающие принципы (начала) бытия. Термин восходит к названию, данному в I в. до н.э. Андроником Родосским сочинениям Аристотеля по «первой философии» (идущим после его «физики», т.е. естественно-научных сочинений), предметом которой было «бытие как таковое».
Мздоимство взяточничество.
Минориты (лат. fratres minores младшие братья) члены католического монашеского ордена францисканцев.
Мистицизм умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом.
Модус (от лат. modus мера, способ, образ, вид) свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута неотъемлемого свойства предмета.
Монизм (от греч. monos один, единственный) способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. Противоположность монизму дуализм и плюрализм.
Настоятель 1) начальник мужского монастыря; 2) старший священник церкви у православных.
Неоплатонизм направление античной философии IIIVI вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма учение о сверхсущем Едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершённое Проклом.
Несторианство течение в христианстве, основанное патриархом Константинопольским Несторием в 428431 гг., утверждавшее, что Христос, будучи рождён человеком, лишь впоследствии воспринял Божественную природу. Осуждено на Эфесском соборе в 431 г.
Номинализм (лат. nomen имя, наименование) философское направление, сторонники которого считали, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении, как имена единичных вещей.
Обертон (нем. Oberton «верхний тон») в акустике призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название).
Обет обещание, которое даётся Богу из чувства благодарности, страха или из желания получить благословение для свершения того или иного дела.
Обитель монастырь.
Оккультизм (от лат. occultus тайный, сокровенный) общее название мистических учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром.
Онтология (от треч. on, род. п. ontos сущее и логия) раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введён немецким философом Р. Гоклениусом (XVII в.)
Ординарный (профессор) звание, даваемое старшему профессору по службе и соединённое с большим окладом жалованья.
Ортодоксия (греч. orthodoxia) неуклонное, строгое следование какому-либо мировоззрению, учению, направлению.
Откровение в религии и теологии: проявление высшего существа в мире людей с целью сообщить более или менее полную истину о себе и о том, чего оно требует от людей. Откровение может исходить как непосредственно от самого высшего существа, так и через посредников, например, ангелов.
Отцы церкви традиционное название деятелей христианской церкви IIVIII вв., создавших её догматику и организацию. Главные «Отцы Церкви» в католицизме Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий; в православии -Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.
Палеонтология (от др.-греч. παλαιοντολογία) наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения и т. д., а также восстановить на основе этих сведений ход биологической эволюции.
Пантеизм (от греч. pan всё и theos бог) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.
Парадигма (от греч. παράδειγμα пример, модель, образец) совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и консолидирующая (объединяющая) большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.
Патристика (от греч. pater, лат. pater отец) термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей IIVIII вв. т.н. Отцов Церкви.
Патриции (лат patricii, от pater отец) в Древнем Риме первоначально всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем родовая аристократия.
Пелагианство учение христианского монаха Пелагия, распространившееся в станах Средиземноморья в начале V в. В отличие от основоположника христианской философии Августина ставило спасение человека в зависимость от его собственных нравственно-аскетических усилий, отрицая наследственность первородного греха.
Перипатетик (др.-греч. περιπατέω крытая галерея) последователь перипатетизма, т.е. философского учения, основанного Аристотелем в Афинах. Получило своё название в связи с обыкновением его основателя вести философские занятия во время прогулок.
Пифагореизм религиозно-философское учение в Древней Греции VI-IV вв. до н.э., основанное Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего.
Плюрализм (от лат. pluralis множественный) - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин введён X. Вольфом (1712).
Покаяние то же, что и исповедь, т.е. в христианстве раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения именем Христа.
Полисемия (от греч. πολυσημεία многозначность) многозначность, многовариантность, т.е. наличие у слова (единицы языка, термина) двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению.
Понтификат (лат. pontificatus от pontifex первосвященник) власть и период правления римского папы.
Предание Священное в православии и католицизме один из источников вероучения и церковного права, наряду со Священным Писанием.
Предикабилии роды сказуемого в аристотелевской логике. Аристотель насчитывал четыре предикабилии: род, вид, собственный признак и случайный признак. С учением о предикабилиях у Аристотеля связано учение о категориях.
Предопределение в религиозных воззрениях исходящая от воли Бога детерминированность поведения человека, и отсюда его «спасения» или «осуждения» в вечности.
Пресвитер (греч. πρεσβύτερος старейшина, глава общины, лат. presbyter) древнейшее каноническое название второй степени христианского таинства священства.
Преторий (лат. praetorium) в римской армии место в лагере, отведённое для палатки главнокомандующего, позже административное здание, присутственное место, центральная площадь в Римской империи.
Префект (лат. praefectus от praeficio ставлю во главе) в Древнем Риме административная или военная должность (например, префект претория начальник преторианской гвардии).
Принцепс (лат. princeps первый, глава) при древнеримской рабовладельческой монархии формально сохранялись республиканские учреждения, а император считался лишь первым (принцепсом) среди сенаторов, являясь на деле единодержавным правителем.
Приор (лат. prior первый, старший) 1) настоятель небольшого католического монастыря; 2) выборный глава ремесленной или купеческой гильдии в средние века в Западной Европе.
Пропедевтика (др.-греч. propaideuo ) предварительно обучаю) введение в какую-либо науку; предварительный вводный курс.
Профанация искажение (порой намеренное) изначального понимания либо восприятия какой-либо идеи.
Реализм (лат. realis вещественный, действительный) философское направление, сторонники которого считают, что универсалии (общие понятия) существуют реально, независимо от человеческого сознания, либо в виде идеальных объектов (как идеи Платона), либо в виде объекта познания, как это представлено в философии XX в.
Регент (от лат. regens правящий) временное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.
Релятивизм (от лат. relativus относительный) методологический принцип, абсолютизирующий относительность содержания познания; подчёркивает постоянную изменчивость действительности.
Сакральный (лат. sacer священный) священный, относящийся к вере, религиозному культу.
Сарацины (лат. Saraceni, ар. восточные люди) 1) античное название одного из арабских племён, кочевавших на северо-западе Аравии; 2) с начала н.э. название распространилось на всех арабов, а в средние века на турок и мусульман Северной Африки.
Секуляризация (от позднелат. saecularis мирской, светский) любая форма дистанцирования, эмансипации от диктата религии и церковных институтов.
Сенат (лат. senates, от senex старик) в Древнем Риме республиканского периода верховный орган власти.
Серафим в христианстве: духи.
Синод (от греч. Σύνοδος собрание, собор; лат. consilium совет, консилиум) собрание представителей христианской церкви для разрешения вопросов и дел вероучения, религиозной нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедания христианского общества.
Синьор (итал. signore) единоличный правитель средневекового города-государства (синьории) в Северной и Средней Италии.
Скептицизм (от греч. skepticos разглядывающий, расследующий) - философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надёжного критерия истины.
Софистика (греч. sophistice) рассуждение, основанное на заведомом, преднамеренном нарушении правил логики.
Спекуляция (лат. speculatio выслеживание, высматривание; созерцание) умозрительное, выведенное без обращения к опыту философское рассуждение.
Спиритуализм (франц. spiritualisme от лат. spiritualis духовный, spiritus душа, дух) объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух как первооснову действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от неё.
Спиритуалы 1) надзиратели за нравственностью в духовных семинариях; 2) строгий орден францисканцев.
Спонтанность (спонтанный) (от лат. spontaneus добровольный, произвольный) самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними побуждениями.
Стоицизм (др.-греч. пёстрый портик) направление античной философии, призывающее избавиться от страстей, следовать бесстрастию природы (апатия) и жить, повинуясь разуму.
Субстанция (лат. substantia сущность) 1) материя в единстве всех её свойств; 2) в античной и средневековой философии неизменная основа, сущность всех вещей и явлений.
Схоластика (от греч. scholasticos школьный, учёный) тип средневековой философии, в которой догматические положения религии соединялись с рационалистическим методом их истолкования.
Теизм (др.-греч. theos бог) понимание Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей мир и действующей в мире.
Телеология (от греч. teleos цель и logos учение) философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом, или являются внутренними причинами природы.
Теология (греч. theos бог и logos учение) богословие, совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего знания человеку о себе в откровении.
Теофания (феофания, греч. Θεοφανεια состоит из существительного Θεος бог и глагола φαινω я являю) непосредственное явление божества в различных религиях.
Терциарии члены существующих при некоторых католических монашеских орденах Третьих орденов. Третьи ордена (первой считается мужская ветвь ордена, второй женская) предназначены для людей, желающих принять на себя обеты и жить в соответствии с духовностью данного ордена, но не покидать мир.
Томизм учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии, характеризующееся приспособлением аристотелевской философии к требованиям христианского вероучения.
Трансцендентный понятие, характеризующее всё то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира, предмет религиозного и метафизического познания.
Умозрение (спекуляция) тип философского мышления, характеризующийся абстрагированием от чувственного опыта.
Фидеизм (франц. fideisme от лат. fides века) 1) мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения; 2) отказ от пользования разумом.
Френология (от греч. φρην грудобрюшная преграда; переносное знач. дух, душа, сердце и греч. λογος слово, наука) псевдонаука о связи психики человека и строения поверхности его черепа.
Хартия (от греч. chartes бумага, грамота) документ публично-правового и политического характера в средние века и Новое время.
Хиротония (от греч. χειρ рука и τονεω полагаю, рукоположение) таинство священства (также рукоположение), в котором христианину сообщается особая благодать для учения и священнодействий.
Христология учение об Иисусе Христе. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос это Богочеловек, не полубог или герой, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу.
Центурион (лат. сenturio со́тник; в классическую эпоху произносилось: кентурио; греч. κεντουριων kenturion, церк.-слав. кентурiонъ) в римской армии командир центурии; центурионы высшего ранга командовали также более крупными подразделениями (когорта и др.).
Эйдос (др.-греч. εἶδος вид, облик, образ) термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле способ организации и/или бытия объекта. В средневековой и современной философии категориальная структура, истолковывающая исходную семантику какого-либо понятия.
Экзегетика раздел теологии, занимающийся толкованием текстов Св. Писания.
Экклесиология (греч. учение о церкви) раздел богословия, занимающийся уяснением мистического смысла и спасительного предназначения христианской церкви.
Экстаз (греч. ekstasis нахождение вовне, смещение, пребывание вне себя, перемещение, исступление, восторг) исступление, восторг; высшая, близкая к умопомешательству степень упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Одно из основных понятий неоплатонизма.
Эпистолярная литература (от греч. epistole письмо) совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.