Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Во второй половине 18 века капиталистический способ производства продолжал утверждаться в странах Западно

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Немецкая классическая философия

  1.  Философское учение И. Канта
  2.  Философское воззрение Гегеля
  3.  Антропологический материализм Фейербаха.

1. Во второй половине 18 века капиталистический способ производства продолжал утверждаться в странах Западной Европы. Однако феодализм еще сохранил свое влияние в ряде стран Западной Европы, где не было буржуазных революций и у власти были феодалы. В этих условиях буржуазия вступала в компромисс с феодалами. Этот характер политики буржуазии находил отражение и в идеологии и в философии. Это выражалось в том, что немецкие философы создавали абстрактные идеалистические системы; вместе с тем они обосновывали, разрабатывали диалектический метод. При этом опирались на научные достижения, успехи естествознания, успехи в химии, геологии, эмбриологии  и т. д.

Родоначальником был И. Кант (1724-1804). Многие ученые считают Канта самым крупным философом в истории философии. В его научной деятельности выделяют два периода – докритический (70-80 гг.) и критический (с 80 гг. 18 в)  

В первый период он занимается вопросами естествознания, выдвигает ряд идей на развитие естествознания. Гипотеза о происхождении солнечной системы (произошла естественным путем из газов и туманностей – космогоническая гипотеза). Другая гипотеза о замедлении суточного вращения земли под влиянием приливов и отливов. Эти идеи нанесли удар по догматике и способе становления диалектики.  

Под влиянием Юма он пересмотрел мировоззрение и с 80 – х гг. – критический период. Начинает создавать свои крупные произведения – «Критика способности суждения», «Критика практического разума»

Основные идеи: он стремился примирить науку и религию, материализм и идеализм, добиться компромисса между ними. Философия носит крайне противоречивый  характер. Он признавал существование объективного мира, но считал, что этот мир не познаваем. Предметы существуют вне нашего сознания, что они собой представляют  мы узнать не сможем. Человек может познать только явления, предметы чувственности, сущность же вещей познать нельзя, то есть, по его мнению, между разумом и объектом существует принципиальное несоответствие. Сознание отображает только то, что оно же и творит, то есть предмет познания создается познавательными возможностями человека, то есть получается, что знание человека о мире представляет собой субъективные конструкции ума. Кант говорил, что рассудок диктует законы природе, то есть сознание человека вносит определенный порядок в мир явлений. Кант считал, что пространство и время создают разум человека. Пространство и время – это априорные (до опытные) формы созерцания, т.е. пространство определяет способность располагать предметы относительно друг друга. Время же способно располагать в окружной последовательности. Самих по себе времени и пространства нет.  Эту способность Кант назвал трансцентдельтальной.

Гегель (1770-1831) представляет собой вершину немецкой классической философии. Создатель системы общественного идеализма. Он полагал, что все в мире определяется мировым духом, абсолютной идеей. Эта абсолютная идея существует независимо от человеческого сознания, она вечна. Природа и общество – отражение абсолютной идеи. Он считал, что она проходит три этапа:

  1.  Она развертывает все богатство содержания в сфере чистой мысли, вне пространства и времени.
    1.  Она порождает природу, переходит в свою противоположность – природу рассматривает как инобытные идеи.
      1.  Развитие идеи завершается ее полным совпадением с современной ей природой общества. На этом этапе сознание человека, идея приходит к осознанию самой себя.  

Гегель считал, что задача философии в том, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения абсолютной идеи. Абсолютная идея рассматривается им как единичная активная реально существующая сила. Заслуга его была в всесторонней разработке диалектического метода.

Гегель считал, что развитие совершается в силу борьбы внутренних противоположностей. Гегель сформулировал основные законы диалектики, раскрыл диалектику основных философских категорий. Однако его философия была глубоко противоречивой и основные противоречия заключались в противоречии между диалектическими методом и идеалистическим.

Согласно системе гегелевской философии развитие абсолютной идеи завершается на третьем этапе, в результате осознания истины, но с другой стороны Гегель говорит, что истина – это процесс развития бесконечен. Сам с собой вступал в противоречия.

Например, говоря о деятельности великих, говорил, что эти люди в своей деятельности выражают существующие моменты в историческом процессе. Отвергал культ героев, считал, что историк должен расскрывать общественное содержание деятельности личности великих. В силу противоречивости его последователи делятся на две группы:

Старогегельянцы и младогегельянцы.

Старогегельянцы проповедовали консервативные положения.

Младогегельянцы наоборот, стремились к радикальным выводам. К ним относится Людвиг Фейербах.

Л.Фейербах (1804-1872)основная работа «Сущность христианства». В работе он развертывает критику идеализма и религии. Показывает близость идеализма и религии. Говорит, что философ приобретает знания лишь изучая природу. Истинная задача философии заключается в изучении природы и человека, надо вновь возвратиться к природе.

Фейербах показывает, что идеализм Гегеля – это философское выражение религии.

Человек – это часть природы, однако в понимании человека, Фейербах остается на позициях метафизического материализма. Человек – биологическое существо, то есть абстрактно созерцается. Фейербах не понимал социальной сущности человека, не понимал роли практической деятельности в роли человека. В теории познания Фейербах на материалистических позициях. Он говорил, что все знания человека – это результат отражения природы в его чувствах и мышлении. Задача философии в том, чтобы научить человека правильно познавать природу и для правильного познавания природы у человека есть все необходимое. Процесс познания делится на две ступени – процесс чувственного познания «деятельности сердца», и деятельность головы.

Большая критика религии, то есть результат невежества, результат перенесения свойств человека на природу. Обожествляя природу, человек сам создает себе Бога по своему подобию. Почему человек верит в Бога? Потому что, он нуждается в утишении.

Фейербах большое внимание уделял этическим проблемам. Считал, что общество представляет собой естественную родовую связь людей. Эта связь проявляется в их чувствах, в вечном стремлении человека достичь счастья, в чувстве любви к другому человеку. И вообще из всех отношений людей Фейербах на первое место выдвигает нравственное отношений. Но в понимании законов общественного и социального развития  остается на идеалистических позициях.

Русская философия

  1.  Формирование русской философии в 11-17 вв.
  2.  Философское воззрение М.В. Ломоносова и Радищева
  3.  Русская философия 19 века. Славянофилы и западники
  4.  Русская религиозная философия 19-200 вв.

Русская философия формируется, начиная с 11 века (некоторые считают, что с 9в). она представляла собой общий взгляд на природу, человека и общество, в этот период формируется древнерусское государство. Высокого уровня достигает культура и образование. Общественные отношения Киевской Руси с самого начала были схожи с феодальными государствами. Древнерусское государство имело культурные и торговые связи почти со всеми крупными государствами того времени, но особенно тесные отношения с Византией. От туда заимствовано христианство, немало других общественно – культурных ценностей. В этот период просвещение было проникнуто религиозным духом. Вместе с христианством на Русь стало активно поступать византийская богословская литература, формировавшаяся философская мысль сразу оказалась втянута в русло религиозных идей.

Богословие, по существу, подчинило себе все формы общественного сознания, всякое общественное движение носило на себе религиозный отпечаток. В этих условиях философия развивалась в русле религиозных, богословских идей. В дошедших до нас литературных памятниках 11-13 вв. представлена в основном общественно – политическая мысль. Она обращалась к важнейшим вопросам современности. К таким источникам относится «Русская Правда», «Повесть временных лет, «Слово о полку Игореве» В этих произведениях поставлены важнейшие для того времени вопросы о единстве, национальной независимости и величии русского государства.

По источникам 13 века воспеваются такие добродетели мудрость, ученость, справедливость, разумность. Они противопоставляются богатству боярства, лицемерию духовенства.

Начиная с 14 века центр общественно – политической жизни переносится на Северо – Восток, где видную роль начинают играть Москва, Тверь, Новгород, Псков. В этот период усиливается оппозиция феодализму, официальной религии. Это выразилось в еретических движениях. В летописях довольно отчетливо обнаруживается свободолюбие, появляются элементы критики религии. Еретики скептически относились к церковной обрядности, они высказывали сомнение в божественном происхождении священных книг, а наиболее крайние не верили в бессмертие души.

Крупным мыслителем 15-16 вв был Максим Грек (1480-1556). Он был приглашен из Греции для перевода церковных книг. Он большое внимание уделял философским проблемам. При этом он считал, что философия является служанкой богословия. Он выступал в защиту просвещения, в защиту рационального знания. Он опирался на Платона и Аристотеля. Стремился к обоснованию религиозных догматов в духе средневековой схоластики. Все это в конечном счете способствовало распространению философских знаний.

В 17 веке начинается тенденция к освобождению культуры из под абсолютной власти церкви. Однако и в это время философия пока еще распространяется в форме схоластики. Такими центрами изучения схоластики были духовные академии – Киевская и Московская славяно греко-латинская духовная академия.

Философия состояла из трех частей. Схоластическая философия опиралась на авторитет Аристотеля.

  •  умственная (логика)
  •  естественная (физика)
  •  божественная (метафизика)

Это была религиозно – идеалистическая философия. Ее роль заключалась в том, чтобы служить введению к усвоению богословия.

Видными мыслителями были – Прокопович и Постняков.

Следующий этап формирования русской философии связан с Ю. Крижаничем (1618-1683) – харват. В своем труде он рассматривает проблемы общественно – политические. Выступает с критикой схоластики. Он осуждает роскошь, тиранию, выступает за справедливые правления в обществе. Он постоянно говорит о том, что надо приумножать в людях мудрость, причем мудрость бывает двоякой. Духовная – богословие и мирская – философия, механика, математика. Он выступал за объединение всех славян под властью Московского самодержавия. Эти идеи также способствовали распространению философских знаний в России.

Период распространения схоластики в России, по сравнению с Западной Европой не был продолжительным. Уже в начале 18 века она преодолевается, поскольку уже не отвечала общественным потребностям. Схоластика в целом способствовала развитию философской мысли в России, особенно велика роль в развитии логики, в исследовании философских категорий, в становлении философского языка, знакомила, приобщала в античному наследию. И все это составило тот мыслительный материал, на который опиралась русская философия в своем дальнейшем развитии.

2. С начала 18 века в России происходят глубокие, коренные преобразования, связанные с Петровскими реформами. Эти реформы затронули все стороны жизни русского общества. Реформы в экономике потребовали необходимость развития науки – естествознания. В этот период начинает формироваться материалистическая линия русской философии.

Зарождение материалистической традиции в русской философии связано с именем  М.В. Ломоносова (1711-1765).

Он разрабатывал прежде всего натурфилософские проблемы, проблемы философии природы. Он был деистом. Материалистические идеи, которые он проповедовал, носили механический характер. Главная идея мировоззрения Ломоносова была концепция атомно – молекулярного строения материи, на ее основе Ломоносов создает теории теплоты, газов, электричества. Все эти теории он объединил сформулированным им законом сохранения материи и движения -  выдающееся открытие (1748 г.)

Этот закон базировался на достижении науки и философии того времени и в последующем он стал коренным принципом естествознания. Ломоносов отстаивал идею материального единства мира. Он различал два вида материи:

  •  Материя как атомы
  •  Материя, заполняющая промежутки между атомами – эфир.

В процессе движения атомов возникали их различные сцепления              новые комбинации материи.

Движение рассматривается Ломоносовым в качестве источника всех

Изменений в природе, именно с движением ломоносов связывает многообразие материального мира. Однако под движением он понимает только механическое передвижение в пространстве.

Большой вклад Ломоносов внес в разработку теории познания (гносеологическая). Он верит во всемогущество науки, он подчеркивает решающую роль опыта как исходного момента в исследовании. Он считает, что опыт является источником необходимых данных, которыми должен оперировать ученый. Вместе с тем, говорил ломоносов, ученый должен быть не только практиком, но и теоретиком.

Ломоносову принадлежит концепция двух истин:

  •  Научная истина
  •  Религиозная, истина веры.

Они являются родными сестрами. Заслуга Ломоносова – предложил классификацию наук, разделил все науки на отдельные группы. Критерии разделения: степень их теоретичности, обобщения, связи со ступенями познания. Ломоносов обращал большое внимание на общественную роль наук. Он говорил, что достижения науки необходимо использовать для экономического и культурного развития России.

Выдающимся мыслителем второй половины 18 века был А.Н. Радищев (1749-1802). Он положил начало антикрепостнической идеологии в России. В своем знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев поставил вопрос об уничтожении крепостного права. Но основным философским произведением является философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Он сложен по содержанию – в первых двух книгах Радищев выступает как материалист, а 3-4 книги – с религиозно – идеалистической позицией – бессмертие души и тд.

Подобно Ломоносову, Радищев был деист. В 1-2 книгах своего трактата он дает материалистическое решение основного вопроса философии. Он убежден в объективном существовании объективного мира. Говорит, что материя состоит из атомов, называет основные свойства материи, среди которых он называет непроницаемость, протяженность, образ, рождаемость, твердость, движение. Важнейшим из этих признаков Радищев считал движение. Он говорил, что движение от материи не отделимо. Однако под движением, как и Ломоносов, понимал простое перемещение. Что касается сознания, то Радищев прямо говорил о  том, что сознание является функцией мозга. Вместе с тем, размышляя об активности сознания, он начинает отходить от материализма, начинает искать ответы в идеалистических системах – до признания бессмертия души.

Однако большинство исследователей считают, что 3-4 книги не представляют самостоятельного значения. Они являются простым пересказом идеалистических концепций. А свою точку зрения Радищев высказывает лишь в виде предположения.

Идеи:

Радищев утверждал, что главный мотив человеческих стремлений – это его личный интерес. Он выдвинул закон цикличного развития общества. Он говорит о  том, что в обществе идет постоянная борьба между началами равенства и неравенства, и попеременно побеждает то одно, то другое. Радищев выступил против идеи Гоббса о том, что естественным состоянием общества является война всех против всех. С точки зрения Радищева, начальная ступень человеческого общества характеризуется природным равенством людей. Вступая в общество, люди заключают как бы между собой безмолвный договор. В результате этого договора вначале власть выполняла волю народа, однако затем, она обособилась от него и превратилась в его господина, стала подавлять людей. Наиболее противной человеческому существу формой власти, по мнению Радищева, является самодержавие. Что же касается будущего политического строя, то он представлял его в форме демократической республики, в которой власть принадлежит народу. В целом, несмотря на противоречивость, философские идеи Радищева представляют важный этап в развитии русской философии.

3. В 19 веке Россия вступает в новый период развития, характерной чертой которого, является разложение крепостничества, возникновение освободительного движения. Под его влиянием развивается передовая литература, общественно – политическая мысль. Одним из первых крупных мыслителей 19 века был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).  

В своих философских письмах, Чаадаев впервые поставил и попытался ответить на вопрос о судьбах России. В письмах пытался найти корни современных ему событий в прошедшей истории. Он пришел к довольно пессимистическим, парадоксальным выводам. Он заявил, что самой печальной чертой русской цивилизации является изолированность от общечеловеческого развития. Россия не принадлежит ни Западу, ни Востоку. Она как бы стоит вне пространства и времени. В самодержавии и крепостном праве Чаадаев видел главные пороки русской жизни. Он говорил о том, что русский народ как бы преподает урок всем остальным, но вместе с тем, он выражал надежду, что Россия учтет опыт Запада.

В центре внимания Чаадаева находился вопрос социальной философии. Чаадаев занимает религиозно – идеалистическую позицию. Конечную силу исторического развития он видел в божественных провидениях, роке. Сущность исторического процесса состоит в развитии духа. Бог дает религиозную идею, которая воплощается во всеобщий разум людей, а он в свою очередь порождает индивидуальный дух. Подлинной историей является история мысли, духа.

Божественная идея, лежащая в основе человеческого общества, наиболее полно выражается в христианской религии. Христианство превращается у Чаадаева в непосредственный стимул. Он приходит к выводу, что различия западноевропейской и российской цивилизации выводится различием католицизма и православия. При этом симпатии Чаадаева на стороне католицизма. Он пытается доказать, что именно в католичестве заложено объединяющее начало, которое сформировало западный мир. Чаадаев приходит к выводу, что России поможет католицизм.

На Чаадаева большое влияние оказал Шеллинг, отрицательно относился к Гегелю. Под влиянием Шеллинга Чаадаев пытался обосновать союз науки  и религии. Он считал, что только религиозное откровение является средством постижения божественных законов природы. Чаадаев выступает здесь как объективный идеалист, но вместе с тем он пытается раскрыть объективную диалектику различных взаимосвязей в природе. Влияние Чаадаева является противоречивым, и не случайно именно с Чаадаева берут начала 2 направления – славянофилы и западники.

Эти два течения формируются примерно к середине 19 века. К славянофилам относились Хомяков, Аксаков, Самарин и др. характерно для славянофил: они выступали с критикой отдельных сторон феодального общества, выступали за свободу слова, за гласный суд, за освобождение крестьян сверху. Вместе с тем, они выступали за самодержавие. Они утверждали, что русскому народу присущи религиозность, мистицизм, аскетизм. Они идеализировали порядки допетровской Руси, патриарщину.

В философии они стояли на религиозно – идеалистических позициях. Выступали за примирение разума и веры, философии и религии. Считали, что высшей формой познания является откровение. Большой заслугой славянофил является изучение русской культуры (фольклор).

Линия западничества представлена Грановским, Бакуниным, Герценом и тд. Они ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. Славянофилы – Шеллинг,  западники – Гегель. Они выступали с критикой православия, по существу они были идеологами русского просвещения.

Крупный мыслитель А.Н. Герцен (1812-1870). С самого начала своей теоретической деятельности Герцен внимательно следил за успехами естествознания, не случайно через все теоретическое наследие Герцена проходит идея тесного союза философии и естествознания.

Герцен опирался на Западноевропейскую философию. (Гегель, Фейербах). Для него характерна материалистическая тенденция. Он выступил с критикой идеализма и религии, говорит, что философия и наука должны опираться на природу, они должны находить путь к практическому применению. Эти идеи Герцен излагает в своих «Письмах об изучении природы». Выступая с критикой, Герцен заявляет, что природа предшествует человеку. Логическое не может существовать раньше природного. Сознание не существует вечно, оно является продуктом материи. Герцен выступал за единство материи и движения, неразрывную взаимосвязь материи, пространства и времени.

В теории познания Герцен отстаивал единство чувственного и логического познания. Он пришел к выводу, что деятельность человека представляет собой единство теории и практики. В отличии от других материалистов, у Герцена материализм развивался в единстве с диалектикой. Он говорил, что принцип развития присущ самой природе. В природе осуществляется постоянный переход из одного вида материи к другой, из одной формы движения материи в другой.

Герцен высоко оценил роль диалектического метода. Он говорит, что развитие осуществляется через борьбу противоположностей, отрицание старого и возникновение нового.

Традиции заложенные Герценом продолжил Н.Чернышевский (1829-1889). Он придерживался материалистических взглядов, он непосредственно опирался на антропологический принцип Фейербаха. Однако в отличии от Фейербаха, материализм Чернышевского носил более научный характер и у него имели место элементы диалектики.

Суть философских взглядов Чернышевского: он подчеркивает связь философии с наукой. Он пытался обосновать философию, связанную с интересами простых людей. В своих работах он критикует идеализм  Канта, Гегеля, позитивизм. Он говорит, что единство мира заключается в существовании материи в ее различных формах, наличиях общих закономерностей развития материального мира. В теории познания он также проводит материалистическую линию. Основное внимание он уделяет объективному содержанию процесса познания. Говорит о единстве чувственного и логического познания. Основной источник знания – ощущения

Социальные воззрения Чернышевского непосредственно связаны с его революционной деятельностью. Он утверждал, что в обществе действуют объективные законы, прогресс сочетается с моментами регресса.

В этике Чернышевский проповедует принцип разумного эгоизма. Человеку присуще естественное стремление к счастью и это стремление осуществляется, если человек будет бороться за избранный идеал. Награда за добродетельный поступок – это приятное состояние души.

Прекрасное – есть жизнь.

Во второй половине 19 века в русской философии происходит поворот от традиционного рационализма (западноевропейского) к проблемам духовности, к вопросам аксиологии и культуры. Специфика русской философии заключается в том, что она всегда выражала те или иные тенденции общественных движений. Русская философия всегда была тесно связана с художественной культурой – литературой. Особенностью русской философии этого периода является то, что она носила по преимуществу религиозно – идеалистический характер. Особенности русской философии отразились в творчестве Ф.М. Достоевского (1821-1881). Он не был профессиональным философом, но в своих произведениях он поставил и попытался решить целый ряд важнейших философских проблем и прежде всего его интересовали вопросы личной и общественной жизни человека.

Он был религиозным философом. Религию он считал исконным прирожденным миросозерцанием народа. Он прямо говорил о том, что все социальные пороки порождены утратой веры в Бога                 проповедь религиозного смирения, противопоставление веры разуму. Он говорит о том, что России принадлежит великая историческая роль. Русский народ – это народ богоносец. Идя путем нравственного самосовершенствования Россия спасет себя и Запад «от ужасов социализма». Он большое внимание уделял критике социалистических идей, критике материализма.

Идейным предшественником Достоевского в философии был Кант. Под влиянием его идей Достоевский, исследуя психику  человека, пришел к выводу, что она не познаваема. Он считал, что психика человека свободна от всяких объективных законов. Правда при этом он считал, что такая свобода личности является источником не только добра, но и зла.

Рассматривая проблему соотношения личности и общества Достоевский становится на позиции индивидуализма. Он считает, что личное и общественное находится в антагонизме. Зло изначально присуще человеку и обычными средствами переделать человеческую  натуру невозможно. Единственный путь совершенствования человека – это религия, смирение, любовь и терпение. Это пути совершенствования всех человеческих отношений.

Сила Достоевского, значительность его наследия заключается в гуманизме, в сострадании, в сочувствии человеку, в показе антигуманных условий существования человека. Заслуга Достоевского заключается в высокохудожественном показе духовно – нравственных исканий личности. В рассмотрении таких проблем, как свобода и ответственность, смысл жизни, добро и зло.

Творчество Достоевского оказало огромное влияние на развитие русской философии, мировой культуры, в том числе и на современную философию.

Одно из распространенных на западе философских направлений – экзистенционализм – называет Достоевского своим предшественником.

Другой крупный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Он является крупнейшим представителем религиозной философии в России. Многие историки философии на Западе вообще считают Соловьева самым крупным философом в России. Он создает развернутую систему объективного социализма. Центральное место в его системе занимает его учение «О божественном всеединстве», которое воплощается в реальном мире.  Как бы посредником между ними выступает мировая душа – София. Это всеединство постигается так называемым цельным знанием, включающим в себя мистическое, рациональное, то есть философское и эмпирическое, т.е. научное знание. Но Соловьев главным образом уделяет внимание обоснованию иррационального знания, то есть он на передний план выдвигает веру и интуицию. Высшей задачей умственного развития человечества Соловьев объявил синтез науки, философии и религии. Но приоритет отдает религии – теологии, так как предметом истинного знания является Бог.

Немецкая классическая философия

  1.  Философское учение И. Канта
  2.  Философское воззрение Гегеля
  3.  Антропологический материализм Фейербаха.

1. Во второй половине 18 века капиталистический способ производства продолжал утверждаться в странах Западной Европы. Однако феодализм еще сохранил свое влияние в ряде стран Западной Европы, где не было буржуазных революций и у власти были феодалы. В этих условиях буржуазия вступала в компромисс с феодалами. Этот характер политики буржуазии находил отражение и в идеологии и в философии. Это выражалось в том, что немецкие философы создавали абстрактные идеалистические системы; в месте с тем они обосновывали, разрабатывали диалектический метод. При этом опирались на научные достижения, успехи естествознания, успехи в химии, геологии, эмбриологии  и т. д.

Родоначальником был И. Кант (1724-1804). Многие ученые считают Канта самым крупным философом в истории философии. В его научной деятельности выделяют два периода – докретический (70-80 гг.) и критический (с 80 гг. 18 в)  

В первый период он занимается вопросами естествознания, выдвигает ряд идей на развитие естествознания. Гипотеза о происхождении солнечной системы (произошла естественным путем из газов и туманностей – космогоническая гипотеза). Другая гипотеза о замедлении суточного вращения земли под влиянием приливов и отливов. Эти идеи нанесли удар по догматике и способе становления диалектики.  

Под влиянием Юма он пересмотрел мировоззрение и с 80 – х гг. – критический период. Начинает создавать свои крупные произведения – «Критика способности суждения», «Критика практического разума»

Основные идеи: он стремился примирить науку и религию, материализм и идеализм, добиться компромисса между ними. Философия носит крайне противоречивый  характер. Он признавал существование объективного мира, но считал, что этот мир не познаваем. Предметы существуют вне нашего сознания, что они собой представляют  мы узнать не сможем. Человек может познать только явления, предметы чувственности, сущность же вещей познать нельзя, то есть по его мнению между разумом и объектом существует принципиальное несоответствие. Сознание отображает только то, что оно же и творит, то есть предмет познания создается познавательными возможностями человека, то есть получается, что знание человека о мире представляет собой субъективные конструкции ума. Кант говорил, что рассудок диктует законы природе, то есть сознание человека вносит определенный порядок в мир явлений. Кант считал, что пространство и время создают разум человека. Пространство и время – это априорные (до опытные) формы созерцания, т.е. пространство определяет способность располагать предметы относительно друг друга. Время же способно располагать в окружной последовательности. Самих по себе времени и пространства нет.  Эту способность Кант назвал трансцентдельтальной.

Гегель (1770-1831) представляет собой вершину немецкой классической философии. Создатель системы общественного идеализма. Он полагал, что все в мире определяется мировым духом, абсолютной идеей. Эта абсолютная идея существует независимо от человеческого сознания, она вечна. Природа и общество – отражение абсолютной идеи. Он считал, что она проходит три этапа:

  1.  Она развертывает все богатство содержания в сфере чистой мысли, вне пространства и времени.
    1.  Она порождает природу, переходит в свою противоположность – природу рассматривает как инобытные идеи.
      1.  Развитие идеи завершается ее полным совпадением с современной ей природой общества. На этом этапе сознание человека, идея приходит к осознанию самой себя.  

Гегель считал, что задача философии в том, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения абсолютной идеи. Абсолютная идея рассматривается им как единичная активная реально существующая сила. Заслуга его была в всесторонней разработке диалектического метода.

Гегель считал, что развитие совершается в силу борьбы внутренних противоположностей. Гегель сформулировал основные законы диалектики, раскрыл диалектику основных философских категорий. Однако его философия была глубоко противоречивой и основные противоречия заключались в противоречии между диалектическими методом и идеалистическим.

Согласно системе гегелевской философии развитие абсолютной идеи завершается на третьем этапе, в результате осознания истины, но с другой стороны Гегель говорит, что истина – это процесс развития бесконечен. Сам с собой вступал в противоречия.

Например, говоря о деятельности великих, говорил, что эти люди в своей деятельности выражают существующие моменты в историческом процессе. Отвергал культ героев, считал, что историк должен расскрывать общественное содержание деятельности личности великих. В силу противоречивости его последователи делятся на две группы:

Старогегельянцы и младогегельянцы.

Старогегельянцы проповедовали консервативные положения.

Младогегельянцы наоборот, стремились к радикальным выводам. К ним относится Людвиг Фейербах.

Л.Фейербах (1804-1872)основная работа «Сущность христианства». В работе он развертывает критику идеализма и религии. Показывает близость идеализма и религии. Говорит, что философ приобретает знания лишь изучая природу. Истинная задача философии заключается в изучении природы и человека, надо вновь возвратиться к природе.

Фейербах показывает, что идеализм Гегеля – это философское выражение религии.

Человек – это часть природы, однако в понимании человека, Фейербах остается на позициях метафизического материализма. Человек – биологическое существо, то есть абстрактно созерцается. Фейербах не понимал социальной сущности человека, не понимал роли практической деятельности в роли человека. В теории познания Фейербах на материалистических позициях. Он говорил, что все знания человека – это результат отражения природы в его чувствах и мышлении. Задача философии в том, чтобы научить человека правильно познавать природу и для правильного познавания природы у человека есть все необходимое. Процесс познания делится на две ступени – процесс чувственного познания «деятельности сердца», и деятельность головы.

Большая критика религии, то есть результат невежества, результат перенесения свойств человека на природу. Обожествляя природу, человек сам создает себе Бога по своему подобию. Почему человек верит в Бога? Потому что, он нуждается в утишении.

Фейербах большое внимание уделял этическим проблемам. Считал, что общество представляет собой естественную родовую связь людей. Эта связь проявляется в их чувствах, в вечном стремлении человека достичь счастья, в чувстве любви к другому человеку. И вообще из всех отношений людей Фейербах на первое место выдвигает нравственное отношений. Но в понимании законов общественного и социального развития  остается на идеалистических позициях.

Русская философия

  1.  Формирование русской философии в 11-17 вв.
  2.  Философское воззрение М.В. Ломоносова и Радищева
  3.  Русская философия 19 века. Славянофилы и западники
  4.  Русская религиозная философия 19-200 вв.

Русская философия формируется, начиная с 11 века (некоторые считают, что с 9в). она представляла собой общий взгляд на природу, человека и общество, в этот период формируется древнерусское государство. Высокого уровня достигает культура и образование. Общественные отношения Киевской Руси с самого начала были схожи с феодальными государствами. Древнерусское государство имело культурные и торговые связи почти со всеми крупными государствами того времени, но особенно тесные отношения с Византией. От туда заимствовано христианство, немало других общественно – культурных ценностей. В этот период просвещение было проникнуто религиозным духом. Вместе с христианством на Русь стало активно поступать византийская богословская литература, формировавшаяся философская мысль сразу оказалась втянута в русло религиозных идей.

Богословие, по существу, подчинило себе все формы общественного сознания, всякое общественное движение носило на себе религиозный отпечаток. В этих условиях философия развивалась в русле религиозных, богословских идей. В дошедших до нас литературных памятниках 11-13 вв. представлена в основном общественно – политическая мысль. Она обращалась к важнейшим вопросам современности. К таким источникам относится «Русская Правда», «Повесть временных лет, «Слово о полку Игореве» В этих произведениях поставлены важнейшие для того времени вопросы о единстве, национальной независимости и величии русского государства.

По источникам 13 века воспеваются такие добродетели мудрость, ученость, справедливость, разумность. Они противопоставляются богатству боярства, лицемерию духовенства.

Начиная с 14 века центр общественно – политической жизни переносится на Северо – Восток, где видную роль начинают играть Москва, Тверь, Новгород, Псков. В этот период усиливается оппозиция феодализму, официальной религии. Это выразилось в еретических движениях. В летописях довольно отчетливо обнаруживается свободолюбие, появляются элементы критики религии. Еретики скептически относились к церковной обрядности, они высказывали сомнение в божественном происхождении священных книг, а наиболее крайние не верили в бессмертие души.

Крупным мыслителем 15-16 вв был Максим Грек (1480-1556). Он был приглашен из Греции для перевода церковных книг. Он большое внимание уделял философским проблемам. При этом он считал, что философия является служанкой богословия. Он выступал в защиту просвещения, в защиту рационального знания. Он опирался на Платона и Аристотеля. Стремился к обоснованию религиозных догматов в духе средневековой схоластики. Все это в конечном счете способствовало распространению философских знаний.

В 17 веке начинается тенденция к освобождению культуры из под абсолютной власти церкви. Однако и в это время философия пока еще распространяется в форме схоластики. Такими центрами изучения схоластики были духовные академии – Киевская и Московская славяно греко-латинская духовная академия.

Философия состояла из трех частей. Схоластическая философия опиралась на авторитет Аристотеля.

  •  умственная (логика)
  •  естественная (физика)
  •  божественная (метафизика)

Это была религиозно – идеалистическая философия. Ее роль заключалась в том, чтобы служить введению к усвоению богословия.

Видными мыслителями были – Прокопович и Постняков.

Следующий этап формирования русской философии связан с Ю. Крижаничем (1618-1683) – харват. В своем труде он рассматривает проблемы общественно – политические. Выступает с критикой схоластики. Он осуждает роскошь, тиранию, выступает за справедливые правления в обществе. Он постоянно говорит о том, что надо приумножать в людях мудрость, причем мудрость бывает двоякой. Духовная – богословие и мирская – философия, механика, математика. Он выступал за объединение всех славян под властью Московского самодержавия. Эти идеи также способствовали распространению философских знаний в России.

Период распространения схоластики в России, по сравнению с Западной Европой не был продолжительным. Уже в начале 18 века она преодолевается, поскольку уже не отвечала общественным потребностям. Схоластика в целом способствовала развитию философской мысли в России, особенно велика роль в развитии логики, в исследовании философских категорий, в становлении философского языка, знакомила, приобщала в античному наследию. И все это составило тот мыслительный материал, на который опиралась русская философия в своем дальнейшем развитии.

2. С начала 18 века в России происходят глубокие, коренные преобразования, связанные с Петровскими реформами. Эти реформы затронули все стороны жизни русского общества. Реформы в экономике потребовали необходимость развития науки – естествознания. В этот период начинает формироваться материалистическая линия русской философии.

Зарождение материалистической традиции в русской философии связано с именем  М.В. Ломоносова (1711-1765).

Он разрабатывал прежде всего натурфилософские проблемы, проблемы философии природы. Он был деистом. Материалистические идеи, которые он проповедовал, носили механический характер. Главная идея мировоззрения Ломоносова была концепция атомно – молекулярного строения материи, на ее основе Ломоносов создает теории теплоты, газов, электричества. Все эти теории он объединил сформулированным им законом сохранения материи и движения -  выдающееся открытие (1748 г.)

Этот закон базировался на достижении науки и философии того времени и в последующем он стал коренным принципом естествознания. Ломоносов отстаивал идею материального единства мира. Он различал два вида материи:

  •  Материя как атомы
  •  Материя, заполняющая промежутки между атомами – эфир.

В процессе движения атомов возникали их различные сцепления              новые комбинации материи.

Движение рассматривается Ломоносовым в качестве источника всех

Изменений в природе, именно с движением ломоносов связывает многообразие материального мира. Однако под движением он понимает только механическое передвижение в пространстве.

Большой вклад Ломоносов внес в разработку теории познания (гносеологическая). Он верит во всемогущество науки, он подчеркивает решающую роль опыта как исходного момента в исследовании. Он считает, что опыт является источником необходимых данных, которыми должен оперировать ученый. Вместе с тем, говорил ломоносов, ученый должен быть не только практиком, но и теоретиком.

Ломоносову принадлежит концепция двух истин:

  •  Научная истина
  •  Религиозная, истина веры.

Они являются родными сестрами. Заслуга Ломоносова – предложил классификацию наук, разделил все науки на отдельные группы. Критерии разделения: степень их теоретичности, обобщения, связи со ступенями познания. Ломоносов обращал большое внимание на общественную роль наук. Он говорил, что достижения науки необходимо использовать для экономического и культурного развития России.

Выдающимся мыслителем второй половины 18 века был А.Н. Радищев (1749-1802). Он положил начало антикрепостнической идеологии в России. В своем знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев поставил вопрос об уничтожении крепостного права. Но основным философским произведением является философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Он сложен по содержанию – в первых двух книгах Радищев выступает как материалист, а 3-4 книги – с религиозно – идеалистической позицией – бессмертие души и тд.

Подобно Ломоносову, Радищев был деист. В 1-2 книгах своего трактата он дает материалистическое решение основного вопроса философии. Он убежден в объективном существовании объективного мира. Говорит, что материя состоит из атомов, называет основные свойства материи, среди которых он называет непроницаемость, протяженность, образ, рождаемость, твердость, движение. Важнейшим из этих признаков Радищев считал движение. Он говорил, что движение от материи не отделимо. Однако под движением, как и Ломоносов, понимал простое перемещение. Что касается сознания, то Радищев прямо говорил о  том, что сознание является функцией мозга. Вместе с тем, размышляя об активности сознания, он начинает отходить от материализма, начинает искать ответы в идеалистических системах – до признания бессмертия души.

Однако большинство исследователей считают, что 3-4 книги не представляют самостоятельного значения. Они являются простым пересказом идеалистических концепций. А свою точку зрения Радищев высказывает лишь в виде предположения.

Идеи:

Радищев утверждал, что главный мотив человеческих стремлений – это его личный интерес. Он выдвинул закон цикличного развития общества. Он говорит о  том, что в обществе идет постоянная борьба между началами равенства и неравенства, и попеременно побеждает то одно, то другое. Радищев выступил против идеи Гоббса о том, что естественным состоянием общества является война всех против всех. С точки зрения Радищева, начальная ступень человеческого общества характеризуется природным равенством людей. Вступая в общество, люди заключают как бы между собой безмолвный договор. В результате этого договора вначале власть выполняла волю народа, однако затем, она обособилась от него и превратилась в его господина, стала подавлять людей. Наиболее противной человеческому существу формой власти, по мнению Радищева, является самодержавие. Что же касается будущего политического строя, то он представлял его в форме демократической республики, в которой власть принадлежит народу. В целом, несмотря на противоречивость, философские идеи Радищева представляют важный этап в развитии русской философии.

3. В 19 веке Россия вступает в новый период развития, характерной чертой которого, является разложение крепостничества, возникновение освободительного движения. Под его влиянием развивается передовая литература, общественно – политическая мысль. Одним из первых крупных мыслителей 19 века был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).  

В своих философских письмах, Чаадаев впервые поставил и попытался ответить на вопрос о судьбах России. В письмах пытался найти корни современных ему событий в прошедшей истории. Он пришел к довольно пессимистическим, парадоксальным выводам. Он заявил, что самой печальной чертой русской цивилизации является изолированность от общечеловеческого развития. Россия не принадлежит ни Западу, ни Востоку. Она как бы стоит вне пространства и времени. В самодержавии и крепостном праве Чаадаев видел главные пороки русской жизни. Он говорил о том, что русский народ как бы преподает урок всем остальным, но вместе с тем, он выражал надежду, что Россия учтет опыт Запада.

В центре внимания Чаадаева находился вопрос социальной философии. Чаадаев занимает религиозно – идеалистическую позицию. Конечную силу исторического развития он видел в божественных провидениях, роке. Сущность исторического процесса состоит в развитии духа. Бог дает религиозную идею, которая воплощается во всеобщий разум людей, а он в свою очередь порождает индивидуальный дух. Подлинной историей является история мысли, духа.

Божественная идея, лежащая в основе человеческого общества, наиболее полно выражается в христианской религии. Христианство превращается у Чаадаева в непосредственный стимул. Он приходит к выводу, что различия западноевропейской и российской цивилизации выводится различием католицизма и православия. При этом симпатии Чаадаева на стороне католицизма. Он пытается доказать, что именно в католичестве заложено объединяющее начало, которое сформировало западный мир. Чаадаев приходит к выводу, что России поможет католицизм.

На Чаадаева большое влияние оказал Шеллинг, отрицательно относился к Гегелю. Под влиянием Шеллинга Чаадаев пытался обосновать союз науки  и религии. Он считал, что только религиозное откровение является средством постижения божественных законов природы. Чаадаев выступает здесь как объективный идеалист, но вместе с тем он пытается раскрыть объективную диалектику различных взаимосвязей в природе. Влияние Чаадаева является противоречивым, и не случайно именно с Чаадаева берут начала 2 направления – славянофилы и западники.

Эти два течения формируются примерно к середине 19 века. К славянофилам относились Хомяков, Аксаков, Самарин и др. характерно для славянофил: они выступали с критикой отдельных сторон феодального общества, выступали за свободу слова, за гласный суд, за освобождение крестьян сверху. Вместе с тем, они выступали за самодержавие. Они утверждали, что русскому народу присущи религиозность, мистицизм, аскетизм. Они идеализировали порядки допетровской Руси, патриарщину.

В философии они стояли на религиозно – идеалистических позициях. Выступали за примирение разума и веры, философии и религии. Считали, что высшей формой познания является откровение. Большой заслугой славянофил является изучение русской культуры (фольклор).

Линия западничества представлена Грановским, Бакуниным, Герценом и тд. Они ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. Славянофилы – Шеллинг,  западники – Гегель. Они выступали с критикой православия, по существу они были идеологами русского просвещения.

Крупный мыслитель А.Н. Герцен (1812-1870). С самого начала своей теоретической деятельности Герцен внимательно следил за успехами естествознания, не случайно через все теоретическое наследие Герцена проходит идея тесного союза философии и естествознания.

Герцен опирался на Западноевропейскую философию. (Гегель, Фейербах). Для него характерна материалистическая тенденция. Он выступил с критикой идеализма и религии, говорит, что философия и наука должны опираться на природу, они должны находить путь к практическому применению. Эти идеи Герцен излагает в своих «Письмах об изучении природы». Выступая с критикой, Герцен заявляет, что природа предшествует человеку. Логическое не может существовать раньше природного. Сознание не существует вечно, оно является продуктом материи. Герцен выступал за единство материи и движения, неразрывную взаимосвязь материи, пространства и времени.

В теории познания Герцен отстаивал единство чувственного и логического познания. Он пришел к выводу, что деятельность человека представляет собой единство теории и практики. В отличии от других материалистов, у Герцена материализм развивался в единстве с диалектикой. Он говорил, что принцип развития присущ самой природе. В природе осуществляется постоянный переход из одного вида материи к другой, из одной формы движения материи в другой.

Герцен высоко оценил роль диалектического метода. Он говорит, что развитие осуществляется через борьбу противоположностей, отрицание старого и возникновение нового.

Традиции заложенные Герценом продолжил Н.Чернышевский (1829-1889). Он придерживался материалистических взглядов, он непосредственно опирался на антропологический принцип Фейербаха. Однако в отличии от Фейербаха, материализм Чернышевского носил более научный характер и у него имели место элементы диалектики.

Суть философских взглядов Чернышевского: он подчеркивает связь философии с наукой. Он пытался обосновать философию, связанную с интересами простых людей. В своих работах он критикует идеализм  Канта, Гегеля, позитивизм. Он говорит, что единство мира заключается в существовании материи в ее различных формах, наличиях общих закономерностей развития материального мира. В теории познания он также проводит материалистическую линию. Основное внимание он уделяет объективному содержанию процесса познания. Говорит о единстве чувственного и логического познания. Основной источник знания – ощущения

Социальные воззрения Чернышевского непосредственно связаны с его революционной деятельностью. Он утверждал, что в обществе действуют объективные законы, прогресс сочетается с моментами регресса.

В этике Чернышевский проповедует принцип разумного эгоизма. Человеку присуще естественное стремление к счастью и это стремление осуществляется, если человек будет бороться за избранный идеал. Награда за добродетельный поступок – это приятное состояние души.

Прекрасное – есть жизнь.

Во второй половине 19 века в русской философии происходит поворот от традиционного рационализма (западноевропейского) к проблемам духовности, к вопросам аксиологии и культуры. Специфика русской философии заключается в том, что она всегда выражала те или иные тенденции общественных движений. Русская философия всегда была тесно связана с художественной культурой – литературой. Особенностью русской философии этого периода является то, что она носила по преимуществу религиозно – идеалистический характер. Особенности русской философии отразились в творчестве Ф.М. Достоевского (1821-1881). Он не был профессиональным философом, но в своих произведениях он поставил и попытался решить целый ряд важнейших философских проблем и прежде всего его интересовали вопросы личной и общественной жизни человека.

Он был религиозным философом. Религию он считал исконным прирожденным миросозерцанием народа. Он прямо говорил о том, что все социальные пороки порождены утратой веры в Бога                 проповедь религиозного смирения, противопоставление веры разуму. Он говорит о том, что России принадлежит великая историческая роль. Русский народ – это народ богоносец. Идя путем нравственного самосовершенствования Россия спасет себя и Запад «от ужасов социализма». Он большое внимание уделял критике социалистических идей, критике материализма.

Идейным предшественником Достоевского в философии был Кант. Под влиянием его идей Достоевский, исследуя психику  человека, пришел к выводу, что она не познаваема. Он считал, что психика человека свободна от всяких объективных законов. Правда при этом он считал, что такая свобода личности является источником не только добра, но и зла.

Рассматривая проблему соотношения личности и общества Достоевский становится на позиции индивидуализма. Он считает, что личное и общественное находится в антагонизме. Зло изначально присуще человеку и обычными средствами переделать человеческую  натуру невозможно. Единственный путь совершенствования человека – это религия, смирение, любовь и терпение. Это пути совершенствования всех человеческих отношений.

Сила Достоевского, значительность его наследия заключается в гуманизме, в сострадании, в сочувствии человеку, в показе антигуманных условий существования человека. Заслуга Достоевского заключается в высокохудожественном показе духовно – нравственных исканий личности. В рассмотрении таких проблем, как свобода и ответственность, смысл жизни, добро и зло.

Творчество Достоевского оказало огромное влияние на развитие русской философии, мировой культуры, в том числе и на современную философию.

Одно из распространенных на западе философских направлений – экзистенционализм – называет Достоевского своим предшественником.

Другой крупный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Он является крупнейшим представителем религиозной философии в России. Многие историки философии на Западе вообще считают Соловьева самым крупным философом в России. Он создает развернутую систему объективного социализма. Центральное место в его системе занимает его учение «О божественном всеединстве», которое воплощается в реальном мире.  Как бы посредником между ними выступает мировая душа – София. Это всеединство постигается так называемым цельным знанием, включающим в себя мистическое, рациональное, то есть философское и эмпирическое, т.е. научное знание. Но Соловьев главным образом уделяет внимание обоснованию иррационального знания, то есть он на передний план выдвигает веру и интуицию. Высшей задачей умственного развития человечества Соловьев объявил синтез науки, философии и религии. Но приоритет отдает религии – теологии, так как предметом истинного знания является Бог.




1. Future of aboriginal Australians
2. самотека ОТ мезги на стекателях Рис
3. как почему и какой в этом смысл Три вопроса как три координатные оси- на первые два отвечает скажем у
4. Кредитная система Р
5. 13 4 цикл 25.html
6. Методы административной деятельности милиции
7. конструктивный синтез
8. Тактильные датчики.html
9. Контекстуальность как принцип анализа японской культуры.html
10. Реферат- Цветные металлы и сплавы
11. на тему- ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ Крапивницкая Виктория 205 Бк.html
12.  Теоретические нормативноправовые аспекты и проблемы оценки банкротства кредитных организаций
13. Сходства и различия преступной банды и незаконного вооруженного формирования
14. Пословицы и афоризмы как особый тип текста
15. а
16. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук
17. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Киї2
18. Проектирование, создание и управление базой данных «Переплетная мастерская» в пакете MS Access
19.  Технологические схемы погрузочных пунктов Погрузочным пунктом называют совокупность горных выработо
20. Внимание