У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Введение Рассматривая процесс происхождения государства и права как основополагающих элементов развития

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

26

Введение

Рассматривая процесс происхождения государства и права, как основополагающих элементов развития общества, следует отметить, что данный вопрос имеет актуальность не зависимо от периода времени.

Исследование вопроса происхождения государства и права позволяет глубже понять основы социальной природы  государства и права, а так же дает возможность проанализировать причины, условия и основные факторы происхождения государства, а так же сущность  природы права, ее основных признаков и источников права.

В настоящее время мы все чаще  возвращаемся к истокам того или иного вопроса, а следовательно и ответы на возникающие вопросы мы находим в прошлом.

Мыслители прошлых времен и современные исследователи по-разному определяют момент возникновения государства и права, по-разному объясняют причины их возникновения. Существует достаточно много теорий происхождения государства и права.

В целом процесс познания всех элементов государственного устройства начинается с познания теорий происхождения государства, и поиска ответа на вопрос всегда ли государства  существовало, как  социальный институт или его появление стало результатом каких либо исторических изменений.

Целью данной курсовой работы является исследование вопроса происхождения государства и права с точки зрения классических и современных теорий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  Рассмотрение основных классических теорий происхождения государства;
  2.  Рассмотрение основных современных теорий происхождения государства;
  3.  Рассмотрение основных классических теорий права;
  4.  Рассмотрение основных современных теорий происхождения права.

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.

1.1.  Классические теории происхождения государства

На протяжении длительного времени, как в прошлом, так и в настоящем различные ученые, историки и политологи пытались найти объяснения причин возникновения государства, как важнейшего института человеческого общества. На сегодняшний день существует большое число теорий происхождения государства, и каждая из них имеет место на существование.  В рамках данной работы мы рассмотрим наиболее распространенные классические и современные теории происхождения государства.

Теологическая теория или как ее еще называют божественная, основывается на теории происхождения государства, как наиболее ранней теории, возникшей из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира.

Теория базируется на мнении, что поскольку мир сотворил Бог, то и государство имеет в своей основе божественную сущность. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

Не смотря на то, что теологическая теория зародилась  в глубокой древности,  наибольшее развитие она получила в эпоху средневековья (при феодализме). При этом следует отметить, что данная теория имеет место существования и в современном обществе.

В основе теологической теории лежит принцип не разграничения процессов возникновения общества, государства и права. Общество, государство и право являются творением и практическим воплощением воли Бога на земле. В целом вся теория построена на принципе, что все, что существует на земле, есть воля божья.  При этом государство и общество вечны, как и само божественное явление. По мнению последователей теологической теории наместников бога на земле, является монарх, и именно он является единственным правителем государства способным воплотить волю Бога на земле. Как следствие народ должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.

С точки зрения научного подхода теологическая теория достаточно уязвима. В ходе исторических преобразований, и возникновения  новых теорий происхождения государства и права были выдвинуты теории о том, что государство возникло не по средством Божественного волеизъявления, а по желанию самого человека. Но в, то, же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом - в том числе и государство3.

Следующей теорией происхождения государства является патриархальная теория государства.

Основателем данной теории является Аристотель. Наиболее знаменитыми сторонниками данной теории является англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь Михайловский (XIX в.).

Основами данной теории является тот факт, что истоками происхождения государства является семья, и предпосылками его формирования становится разрастание этой семьи.

При этом Аристотель считал, что государство не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения.  Оно включает в себя все другие формы общения. Государственная власть, по мнению сторонников данной теории, есть не что иное, как продолжение отцовской власти.  Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной ("отеческой") власти монарха.

Договорная теория или теория договорного происхождения государства и права. Данная теория возникла в Древней Греции, ее основателями считаются софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э..

Последователи договорной теории придерживались принципа, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и других она получила полное свое развитие4.

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние "войны всех против всех". Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, то есть право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо,- основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, Приспосабливать к изменяющимся условиям. Договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости5.

Четвертой теорией, которую мы рассмотрим, будет теория – органическая. В основе данной теории лежит идея, что государство представляется подобием человеческого организма.

Так, например древнегреческий мыслитель Платон, сравнивал структуру и функции государства,  как способность и стороны человеческой души.

Аристотель придерживался идеи, что государство во многом походит на человеческий организм, и исходя из этого он отрицал возможность существования человека вне государственной формы организации. Человек, не может полноценно жить без каких либо частей своего организма, а следовательно и само государство не может функционировать без человека.  

Одним из видных представителей данной теории Г. Сперанский утверждал, государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Сперанский утверждал, что если организм здоров, то клетки его функционируют в соответствии с их предназначениями, при этом если они становятся больными,   то они снижают эффективность функционирования всего организма, то есть государства.

Вывод: Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

1.2. Современные теории  происхождения государства

Среди современных теорий мы начнем рассматривать с теории насилия.

Теория насилия, является одной из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Дюринг (1833—1921), австрийский социолог  Гумплович (1838—1909), Каутский  (1854—1938) и др.

В основе данной теории лежит утверждение, что основополагающей причиной возникновения государства и права,  является не социально-экономическое развитие общества и возникновение классового деления, а в  завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (т.е. связана с факторами военно-политического характера).

В целом согласно историческому развитию, наверное, нет ни одного примера, когда возникновение государства  осуществлялось без завоевания той или иной территории. В ходе завоевания одного племени другим, которое выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более  слабого6.

Ярким примером является образование ряда стран Европы и Азии, которые возникли, по мнению ряда ученых  путем насилия и завоевания. Все западноевропейские государства произошли в результате завоеваний.

Некоторые представители данной теории говорили, что государство формируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. В частности, они указывают, что в своем развитии государство проходит следующие фазы:

- покорение одного народа другим;

- возникновение каст (классов);

- постепенное смягчение их неравенства;

- замена военного господства господством права;

- происхождение государства, где все люди имеют права и
обязанности;

- соединение людей в однородный народ;

- рождение и развитие чувства патриотизма, и образование нации.

Далее, в рамках данной темы мы рассмотрим,  психологическую теорию.

Эта теория возникла в середине XIX века.  Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель - русский государствовед и правовед Петражитский (1867 - 1931 гг.). Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений.

В основе данной теории лежит  утверждения, что основу государственного образования положены принципы необходимости коллективного взаимодействия и психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества.  

Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве7.

По своей сущности государство чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Следующая теория, которая будет рассмотрена нами в рамках курсовой работы, это расовая теория.  Данная теория уходит истоками в эпоху рабовладения,  когда  для оправдания  существующего строя, его принципов и основных  идей, оправдывалось деление населения на рабов и рабовладельцев, на основе прирожденных качеств.

Но наибольшее значение теория получила распространение в конце XIX - первой половине XX в. Ярким примером, распространения расовой теории образования государства является фашистская политика и идеология.

Содержание теории заключается в наличии принципов физической и психологической неравноценности человеческих рас.

Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые же не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими8.

 Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами.

 Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялись войны. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) например: "война для государства такая же необходимость, как раб для общества", "любите мир как средство к новым войнам".

 Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику "узаконенного" уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.

В ходе исторического развития общества расовая теория превратилась в пережиток истории и исчерпала себя полностью. Сегодня в условиях активизации расовой теории среди   общественных движений, становится актуальным вопрос о преемственности расовой теории и его роли и месте в современном обществе. Как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время9.

Заключительной теорией, которая будет рассмотрена нами – это материалистическая (марксистская) теория.

Данная теория базируется на принципах, что  государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Вывод: подавляющее большинство современных исследователей исходит из того, что государство не является результатом божественного разума, а является результатом общественного договора или завоевания одних народов другими.

2.  ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

2.1. Классические теории происхождения права

Теологическая теория происхождения права.

 Ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через пророка или правителя. Сейчас возможно увидеть такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману в Древней Индии, а также в исламском праве.

Право, есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего. Фома Аквинский развивал учение, согласно которому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. По его мнению, по тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», то есть правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение10.

На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие Естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Вечный закон – это сам божественный разум, управляющий миром, его часть составляет Божественный закон, который содержится в Библии. Этот закон необходим людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, не дающего возможности людям самим прийти к единому представлению о правде. Во-вторых, Библия должна помочь им в этом. От него производны все другие законы. В частности, от него производен естественный закон, который есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах. Человеческий закон – это позитивное право, выражающее требования естественного закона, подкреплённые санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. Но любое выступление против законной власти он считал смертным грехом.

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак Маритен. По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный. Их единство определяется духовным началом – Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.

Теологическая теория - это ответ на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение божественной воли) и справедливость. Вместе с этим имеются большие трудности в том понимании права, которое предлагает божественная теория. Во-первых, эта теория требует веры в какое-либо божественное начало (Христа, Аллаха, Будду). Поэтому она ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права в рамках веры. Во-вторых, не существует универсально приемлемой концепции Бога. Например, семитская религия иудаизма, ислам и христианство рассматривают Бога как личностное, антропоморфное существо мужского пола. Индуисты считают Бога абсолютной душой, а индивидуальную душу частью этой души. Поскольку человеку не дано постичь Абсолют, размышления становятся возможными через посредство младших братьев или объектов природы.

Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема.

Теория естественного права возникла давно, ещё до нашей эры. Отдельные положения теории естественного права были известны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, софисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «Правда» есть результат соглашения людей, их договорённости придерживаться в своих взаимоотношениях определённых правил, чтобы обеспечивать безопасность всех и каждого. Таким образом, право – изобретение людей, искусственное образование. Против этого возражали такие выдающиеся мыслители древности, как Сократ, Платон, Аристотель. Они исходили из того, что не всё право искусственное изобретение человеческого разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, не писанные законы, не зависящие от воли людей и составляющие естественное право, «вложенное в сердца людей самим Божественным разумом».

Расцветом теорий естественного права принято считать XVII-XVIIIвв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Д. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П.Гольбах (Франция) и А.Н Радищев (Россия). Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека11. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, - естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под естественным правом понимались законы природы, которые провозглашают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково справедливыми ко всем людям.

Но, не смотря на противоречие во взглядах на происхождение естественного права, представители данной теории едины в одном - естественное право не создаётся людьми, а возникает стихийно, само по себе. Люди каким-то образом лишь познают его некий идеал, как эталон всеобщей справедливости.

В естественно правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно существует до тех пор, пока существует человек.

Основные положения теории естественного права нашли закрепление в Декларации независимости США в 1776г., затем в Конституции США 1787г, в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789г) и др. Уступив на какое-то время своё место исторической школе права, теория естественного права вступила в XX в., в период возрождённого естественного права и получила широкое распространение во многих странах Европы, Латинской и Северной Америки.

Теория возрождённого естественного права подчеркивает свою связь с естественным правом на предыдущих этапах развития и ставит своей задачей поиски идеального критерия для положительного права. Оно не признаёт вечного, неизменного для всех народов и времён права и полагает, что естественное право исторически меняет своё содержание. Таким образом, естественное право трактуется как совокупность абстрактных принципов – свободы, справедливости, выполнения заключенных договоров, уважения властей, общего блага, которые предопределены Божьей волей и воплощаются по воле Бога12.

Ещё, к примеру, сторонники естественной теории права считали, что люди первоначально находились в естественном состоянии, где они все были равны и свободны, имели собственность и находились в состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Закон природы, утверждал Д. Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Люди отказались от права самостоятельно обеспечивать свои естественные права. Они договорились создать государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями. Естественные права транслируются законами и обеспечиваются наказанием нарушителей закона в той степени, в какой это может воспрепятствовать нарушению естественных прав.

Вообще, теория естественного права сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Естественное право выступало как некое идеальное право, обусловленное природой человека, которому необходимо следовать, хотя и трудно обнаружить в реальной истории человечества.

Регулятивная теория происхождения права - данная теория происхождения права распространена в азиатских странах и в евроазиатской России. Причиной особой приверженности регулятивной теории ученых этих стран является то, что они при осмыслении вопроса о происхождении права опирались в основном на условия, в которых находятся страны Азиатского континента. Жесткие климатические и географические условия в данной части планеты обусловили особую роль государства. С самого начала она была огромной и заключалась в обеспечении порядка и стабильности, которые были крайне шаткими в таких трудных условиях.

Согласно регулятивной теории, право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны. Порядок – понятие комплексное, обхватывающее многие сферы человеческой жизнедеятельности, расширившейся и гигантски усложнившейся в связи с переходом общества к производящей экономике.

На первом этапе развития человеческого общества, вероятно, лишь небольшой круг вопросов требовал упорядочения посредством правовых норм: распределение территории при вынужденной передислокации народа (заключение своего рода договора между племенами), установлении правил экзогамии, запреты инцестов и др. Затем с развитием производства возникает необходимость регламентировать уже не только порядок приобретения землевладения, но и сельскохозяйственное производство. Например вассалы, помещик своими распоряжениями устанавливали такие правила в отношении крестьян – нормы крепостного права. Так, в частности, существовало такое правило, касающееся разделения труда, - мужчины косят, подгребают траву. Появлялись и правила сотрудничества, взаимопомощи. Строительство крупных сооружений вынуждало фараона, князя определять правила участия в них (поголовное участие или подворное).

Когда же развитие производства перешло на новый уровень и обмен продуктами труда стал носить массовый характер, то начинают регулироваться меры весов, устанавливаются денежные системы, справедливые цены на товары.

Одним словом, по мере необходимости все сферы жизни людей (экономическая, политическая и социально бытовая) регулируются нормами права всё плотнее и плотнее. В этом и состоит причина появления права.

Нужно заметить то, что регулятивная теория имеет немало плюсов. Во-первых, она согласуется не только с историческими фактами, но и со всем ходом развития истории. Правовой потенциал накапливался постепенно и постоянно увеличивался. Во-вторых, оценивая с позиции сегодняшнего дня процесс происхождения права, нужно свои оценки основывать на каких-то объективных показателях. Таковыми же прежде всего служат письменные источники права. Действительно, в первых письменных источниках права доминируют нормы уголовного права, однако обобщение типичных, противоправных ситуаций и установление за них санкций – это тоже регулирование, не только превентивное13. Кроме того, уже и в этих источниках есть нормы, регулирующие собственность, порядок заключения договоров, просматриваются и наследственные, семейные и другие нормы права.

Вместе с тем, регулятивная теория страдает некоторым максимализмом. В её подтексте просматривается такой тезис: человек настолько умное существо, что ему всё по плечу. Да, можно согласиться с тем, что многие вопросы социальной жизни были урегулированы с помощью права. Но вот, например, право очень долго не могло «взять в плен» политику, т.е. урегулировать вопрос о политическом властвовании. Тираны, деспоты, диктаторы не одно тысячелетие «парили» над людьми, уничтожали их в массовом количестве и лишь только в новое время с помощью права начинают регулироваться и властеотношения. Так что, регулятивные возможности права далеко не безграничны даже сегодня, а на начальном этапе развития общества они были куда скромнее.

Ещё, хотелось бы отметить, что право – не единственное средство регулирования. Помимо него, жизнь людей упорядочивается и с помощью других социальных норм. Например, в древности основную регулятивную функцию несли обычаи.

Регулятивная теория – это забегающая вперёд теория, приписывающая праву такие его свойства, которые оно приобретает на более поздних ступенях своего развития.

Вывод: Основные теории классического права были отнесены к божественным догматам. Позже появляются теории, которые разграничивают божественное право, они считают, что право возникает в процессе развития между людьми каких либо отношений.

2.2. Современные теории происхождения права

Историческая теория происхождения права основными представителями этого направления исследовательской мысли являются Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, Н. М Карамзин. Историческая теория возникла в первой половине XIX в., как противовес теории естественного права, из которой вытекали демократические и революционные идеи, призывы к коренному изменению существующего со Средних веков политико-юридического строя и принятию законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека»14.

Говоря о праве, создатели исторической школы права считали, что действующее в обществе право не сводится к совокупности предписаний, исходящих от государства. Право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, не вводится по чьему либо указанию, не дано Богом, а создаётся, складывается постепенно путём самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом. Право – это прежде всего исторически сложившиеся правовые обычаи, произрастающие из глубин народного сознания, из недр национального, народного духа. Что же касается предписаний государства, то они составляют позитивное право, которое производно от права обычного и способно лишь помочь его упорядочению.

Представители исторической школы права попытались истолковать становление и жизнь юридических норм и институтов как определённый объективный ход вещей. Этот ход совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться в него.

 Историческая школа права имеет несколько достоинств. Одно из главных – правильный вывод о том, что право – это объективное явление, а не чьё-то произвольное творение. Кроме того, утверждается, и с этим вполне можно согласиться, что право – явление историческое и развивается вместе с обществом, а не стоит на месте, будучи раз и навсегда данным.

Историческую теорию следует признать крупным продвижением вперёд теоретико-правовой мысли в изучении о происхождении права. Она оказала значительное влияние на становление историко-правовых наук. Историческая теория, без всякого сомнения, пополнила копилку человеческих знаний о процессе происхождения права15.

Классовая теория происхождения права. Выдающимися мыслителями XIX века и основателями данной теории были К. Маркс и Ф. Энгельс.

Маркс и Энгельс отмечали, что история человеческого общества была всегда историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть является организованным использованием силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создаёт необходимые для достижения своей цели законы. Таким образом, право является возведённой в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного.

Но само право, так же, как, впрочем, и другие формы общественного сознания (например, мораль), полностью обусловлено экономическими условиями жизни общества и должно соответствовать экономической структуре общества.

С точки зрения данной теории право есть возведённая в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, то есть экономическими, условиями жизни общества, а возведение её в закон осуществляется государством путём установления или санкционирования определённых норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются, или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений16.

Классовая теория, как и все предыдущие, имеет свои плюсы. Маркс и Энгельс справедливо заметили, что экономика – это далеко не пустячный фактор в развитии общества и, в частности, в процессе происхождения права. Они правы в том, что на определённой ступени развития общества, обычаи перестают быть основным средством социального регулирования, поскольку они были предназначены для однородного общества, но отнюдь не для общества, которое дифференцировалось на классы и социальные группы. Им на смену приходят другие, более подходящие средства регулирования, главным из которых является право.

Марксистская теория придаёт социальному развитию научную форму. Она указывает на способ производства как на единственную причину всех культурных явлений и права в том числе. Однако характерной особенностью научного метода является то, что он основывается на вероятности, а не на необходимости, на поиске не одного какого-то закона, а нескольких законов. Эта теология основана на поисках единого и окончательного объяснения всего сущего. Поэтому, хотя экономические факторы, несомненно, играют определённую роль в происхождении права, они не являются единственной причиной, породивший правовой процесс в истории человечества.

Согласно этой концепции, пусковым механизмом зарождения права являются классовые противоречия. Однако опыт социальной жизни говорит о том, что классовая борьба – это явление, которое можно рассматривать и как отрицательное, поскольку она не способствует истощению и уничтожению ресурсов общества, так необходимых для прогресса (людских прежде всего, а также материальных).

В праве выражается не только воля господствующего класса, но также и общая воля людей, проживающих в том или ином государстве. Так, наказание, следуемое за убийство любого человека, отвечает интересам всех, а не только интересам экономически сильного и поэтому господствующего класса, поскольку иной подход подорвал бы основы безопасности и стабильности общества. Акцент же Маркса и Энгельса на право лишь как инструмент подавления не способствует изучению той полезной роли, которую право могло бы играть в обществе.

Но при всех недостатках классовой теории, нельзя забывать о её плюсах. Принцип историзма, подход к появлению права как социального явления, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами и ряд других положений составляют, несомненно, большое достижение теоретико-правовой мысли.

Примирительная теория происхождения права - это самая популярная теория на Западе. Её поддерживает английский ученый Г.Берман и шведский ученый Э.Аннерс. Пристрастие к этой теории вполне объяснимо: западные страны развивались эволюционным путём, причем социальные институты там создавались «снизу», то есть по мере выявления потребности люди начали думать, как дать достойный ответ на вызов объективной реальности. Создание права – один из таких ответов.

Согласно данной теории, право начало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Внутри рода обязанность миротворческой и судебной власти исполнял наиболее уважаемый представитель рода. Каждый отдельный индивид рода ещё не представлял собой субъекта. Ведь род обеспечивал ему безопасность и защиту. Сила рода, таким образом, была силой каждого его члена и поэтому в интересах любого индивида было не противопоставлять себя роду. Между родовыми группами случались конфликты, и их улаживание было в интересах племени. Племя являлось, прежде всего, единицей военной. Его сила в то далёкое время определялась прежде числом, а не умением. Вот почему было крайне невыгодно терять людей в результате внутренних конфликтов.

Именно из договоров о примирении, заключаемых первоначально с помощью народного собрания, затем совета старейшин, возникло, как считают приверженцы этой теории, примирительное право17. Со временем договор примирения в силу повторения ситуаций однородного характера постепенно перерос в правила, правовые нормы, в соответствии с которыми всё больше увеличивалась сумма штрафа за нанесение телесных повреждений и так далее. Со временем правила примирения стали дифференцироваться. На основе разрешения целого ряда ситуаций самого различного характера возникла целая система правовых норм. Из поколения в поколение она продолжала совершенствоваться в традиционной для тех времён устной форме, а затем начала оформляться в форме законодательства, то есть в форме провозглашения их от имени государства с правом применения санкций со стороны государственных органов.

Данная теория основана на многочисленных исторических фактах, и в этом, несомненно, её плюс. Ведь конфликты действительно сопровождали и сопровождают человеческое общество на всём протяжении его развития и являются отнюдь не исключением, а правилом. Как только у какой-либо социальной структуры появляются особенные интересы, возникает необходимость их отстаивать, а это проходит весьма не гладко.

Известно, что на первых порах право существовало в основном в устной форме. Письменные источники появляются гораздо позднее, да и, появившись, они занимают очень скромное место в общем массиве правовых норм. Примирительные договоры, конечно же, носили устный и символический характер. Вот ещё аргумент в пользу данной теории.

Вывод: Современные теории происхождения права подходят к сущности права по-разному. Происхождение права является многосторонним явлением, сложным социальным феноменом. Возникновение права рассматривается по-разному, с экономической, с исторической точки зрения. Примирительная теория права на наш взгляд кажется наиболее правильной в описании возникновения права.

Заключение

На основании проведенного курсового исследования мы пришли к следующим выводам:

  1.  Государство и право существовали не всегда, а появились на определенном этапе развития общества. В период первобытнообщинного строя, когда орудие труда было несовершенным, производительность труда достаточной низкой и начинает зарождаться первая теория происхождения государства, при этом в данный исторический период времени можно и говорить о первых правовых нормах, выраженных в обычаях и традициях сложившихся к данному периоду времени.
  2.  В дальнейшем в рамках исторического развития появлялись все новые и новые теории происхождения государства, на смену одной теории приходит другая, но при этом сущность и общее в теориях все же прослеживается. Одним из общих элементов в теориях происхождения государства является тот факт, что человек и государства, взаимосвязанные и взаимодополняют друг друга.
  3.  Государство и право призвано, сохранять общественные институты и обеспечивать нормальное существование всех элементов общественности. Государство и право, как единый элемент, стали в условиях современного общества рычагом не только обеспечивающим правами и обязанностями, но и механизмом защиты всех участников государственно-правовых отношений.
  4.  Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно право и государство развиваются.
  5.  При всем существующем множестве теорий происхождения государства и права вопрос о причинах и процессе происхождения был и остается ключевым для теории государства и права.

Библиографический список

  1.  Алексеев С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев - М.: Проспект, 2008. - 576 с.
  2.  Абдулаев М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев - СПб.: Питер, 2003. - 397 с.
  3.  Абдулаев М.И. Проблемы теории государства и права / М.И. Абдулаев, С.А. Комаров - СПб.: Питер, 2003. - 576 с.
  4.  Бабаева В.К. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юрист, 2006. - 637 с.
  5.  Бошно С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно - М.: Эксмо, 2007. - 400 с.
  6.  Беляев О.М. Теория государства и права в схемах / О.М. Беляев - М., ЭКСМО., 2009 г.  96 с.
  7.  Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров - М.: Омега-Л, 2006. - 608 с.
  8.  Власенко Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко - М.: Проспект, 2011 - 416 с.
  9.  Головистикова А.Н. Проблемы теории государства и права / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев - М.: Эксмо, 2005. - 832 с.
  10.  Головистикова А.Н. Теория государства и права / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев - М.: Эксмо, 2007. - 592 с.
  11.  Графский В.Г. Всеобщая история права и государства / В.Г. Графский – М.,-  Изд.: Норма, Инфра-М., 2010 г. 816 с.
  12.  Комаров С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров - СПб.: Питер, 2004. - 512 с.
  13.   Кикотя В.Я. Теория государства и права / под ред. В.Я. Кикотя и В.В. Лазарева. - М.: Форум, 2008. - 624 с.
  14.   Лазарев В.В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень - М.: Юрайт, 2010. - 634 с.
  15.  Летушева Н.И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева М., Изд.: Академия,  2008 г. 208 с.
  16.   Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко - М.: Проспект, 2009. - 768 с.
  17.   Марченко М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко - М.: Проспект, 2009. - 656 с.
  18.   Матузов Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько - М.: Юрист, 2007. - 541 с.
  19.   Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах / Л.А. Морозова - М.: Эксмо, 2007 г. - 288 с.
  20.   Морозова Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова - М.: Эксмо, 2010. - 480 с.
  21.   Матузова Н.И. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2006. - 768 с.
  22.   Малько А.В. Теория государства и права/отв. ред. А.В. Малько. - М.: Кнорус, 2010 - 400 с.
  23.   Пиголкина А.С. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юристъ, 2007. -613 с.
  24.   Радько Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько - М.: Проспект, 2009. - 576 с.
  25.   Сырых В.М. Теория государства и права / В.М. Сырых - М.: Юстицинформ, 2005. - 704 с.
  26.   Чашин А.Н. Теория государства и права / А.Н. Чашин - М.: Дело и Сервис, 2008. - 688 с.
  27.   Червонюк В.И. Теория государства и права / В.И. Червонюк - М.: ИНФРА-М, 2009. - 704 с.
  28.   Черданцев А.Ф. Теория государства и права / А.Ф. Черданцев - М.: Юрист, 2003. - 395 с.

3 Головистикова А.Н. Теория государства и права - М.: Эксмо, 2007. - 243 с

4 Бошно С.В. Теория государства и права - М.: Эксмо, 2007. - 137 с.

5 Власенко Н.А. Теория государства и права - М.: Проспект, 2011 - 167 с

6 Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах - М.: Эксмо, 2007 г. - 95 с.

7 Сырых В.М. Теория государства и права - М.: Юстицинформ, 2005. - 356 с.

8 Кикотя В.Я. Теория государства и права - М.: Форум, 2008. - 249 с.

9 Малько А.В. Теория государства и права - М.: Кнорус, 2010 - 238 с.

10 Алексеев С.С. Общая теория права - М.: Проспект, 2008. - 576 с.

11 Комаров С.А. Общая теория государства и права - СПб.: Питер, 2004. - 397 с.

12 Летушева Н.И. Теория государства и права М., Изд.: Академия,  2008 г. 108 с. 

13 Марченко М.Н. Теория государства и права - М.: Проспект, 2009. - 536 с.

14 Червонюк В.И. Теория государства и права - М.: ИНФРА-М, 2009. - 408 с.

15 Бабаева В.К. Теория государства и права  - М.: Юрист, 2006. - 369 с.

16 Черданцев А.Ф. Теория государства и права / А.Ф. Черданцев - М.: Юрист, 2003. - 395 с.

17 Венгеров А.Б. Теория государства и права - М.: Омега-Л, 2006. - 508 с.




1. Память в когнитивной психологии
2. реабсорбционная 5 Перечислить гормоны пищеварительного тракта- гастрин секретин холецистокини
3. Богатый ребенок умный ребенок
4. Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука мне иногда кажется что он какойто инопланетянин так
5. Сексуальная атлетика
6. Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Н
7. Контрольная работа
8. Биохимия углеводов в организме человек
9. Виды документных фондов
10. Бухгалтерский учет в банках предназначен в первую очередь студентам обучающимся по специальностям Финан
11. Тема- Средства применяемые при сердечной недостаточности
12. Аль Хорезми - выдающийся математик и астроном
13. тематические операции состоит из двух автоматов- операционного ОА и управляющего УА
14. Реферат Philosophy is right
15. Реферат на тему- ldquo;Максиміліан Робесп~єрrdquo; На початок Французько
16. . Характеристика одного из финноугорских народов.
17. правовым образованием
18. экономия с~зін енгізген гректі~ oikonemi аудар~анда ойкос ~й шаруашылы~ номос ереже за~ т~сінігін
19. Панагия Пермь1998 Печатается по благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанаси
20. тематичних наук Чернівці ~ 1999 Дисертацiєю є рукопис.html