Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Выполнила Василевская Наталья, ф-т Психологии, 1 курс, в/о, 112 группа
А.Р. Лурия. «Этапы жизненного пути»
История создания книги «Этапы пройденного пути».
Изначально Александр Романович назвал её «Последняя книга», потом отказался от этого названия и назвал её «Взгляд в прошлое». Позднее книга в третий раз была переименована на «Этапы пройденного пути».
Структура, общая характеристика содержания.
В книге А.Р. Лурия описывает деятельность в области развития психологии, проведение экспериментов, влияние на него Л.С Выготского, коллег и сотрудников, членов семьи, а также политической ситуации в стране, в которой он родился, вырос и работал (революция 1917года, Вторая Мировая война).
Хронология жизненного и творческого пути А.Р.Лурия
Ранние годы жизни и ученичества А.Р.Лурия начинаются в Казани. Далее автор книги знакомится с Л.С.Выготским, с которым будет работать и боготворить до конца жизни второго. Александр Романович проводит тесты и исследования, внедряет новые термины, работает в области медицины, нейропсихологии, психолингвистики. Во время Второй Мировой войны с коллегами помогает раненым восстанавливать здоровье и трудоспособность. Монография заканчивается описанием двух книг Александра Романовича - «Маленькая книжка о большой памяти» (1968) и «Потерянный и возвращенный мир» (1971)
Важнейшие вехи научной биографии А.Р.Лурия: - семья А.Р.Лурия
Семья ученого жила в Казани. Его отец был врачом, специалистом по желудочно-кишечным заболеваниям и преподавал в Казанском медицинском институте. После революции он организовал в Казани Институт Повышения квалификации, а через несколько лет переехал в Москву, где стал заместителем директора Центрального института усовершенствования врачей. Семья была типично интеллигентной семьей дореволюционной России. Они считали себя прогрессивными, не соблюдали религиозных традиций и хотя и относились сочувственно к революционному движению, но непосредственного участия в нем не принимали.
Какие события, книги, люди оказали влиянии на формирование научных взглядов А.Р.Лурия?
Революция 1917 г., Вторая Мировая война , Л. С. Выготский, И. П. Павлов, Н.Н.Бурденко, книга Л.И. Петражицкого о психологических корнях права и эмоций ,«Теория человеческих побуждений» экономиста Л. Брентано, Вильгельм Вундт, Вюрцбургская школа и неокантианские философы,Гарольд Геффдинг, Рикерт, Виндельбанд ,Дильтей, «Толкование сновидений» («The Interpretation of Dreams») Зигмунда Фрейда , книги Альфреда Адлера и К. Юнга (включая его «Studies of Diagnostic Associations», книги Вильяма Джеймса, в особенности «The Varieties of Religions Experience», несколько статей В.М. Бехтерева и И.П. Павлова, открытия Брока(французский анатом) и Вернике(немецкий психиатр), гипотеза Джэксона о сложной организации психических функций, неврологи Антон Пик (1905), фон Монаков (1914), Генри Хэд (1926) и Курт Гольдштейн (1927, 1944, 1948), Н.А. Бернштейн, Гийом и Мейерсон, Н.Н. Бурденко, труд О. Пётцля «Die Aphesielehre vom Standpunkt der Klinischen Psychiatrie» и Хэда «Aphasia and Kindred Disordes of Speech», а также труды Гельба, Гольдштейна, книга Н.С. Трубецкого «Grunzuge der Phonologie», «L'analyse de language» С. Сведелиуса, Роман Якобсон.
Годы ученичества и поисков в период жизни в Казани
Жил в Казани, в 1917 закончил 6 классов восьмилетнего гимназического курса. В 1918 г. закончил краткосрочные курсы, затем поступил в Казанский Университет. В возрасте двадцати лет, когда он завершил свое формальное образование, Лурия начал писать книгу «Основы реальной психологии» ( 1922 г.) Организовал маленький психоаналитический кружок. Позднее опубликовал несколько статей, основанных на идеях психоанализа. Начал заниматься медициной и закончил два курса медицинского факультета, после чего в его занятиях наступил перерыв, и возобновил он их лишь спустя много лет. Одновременно учился в Педагогическом институте и посещал Казанскую психиатрическую клинику. Поступил в качестве лаборанта в Казанский институт научной организации труда. Используя старый хроноскоп Гиппа, начал изучать влияние тяжелой работы на умственную деятельность. Прочитав много трудов В.М. Бехтерева , Лурия с его коллегами решил организовать журнал с надеждой, что В.М. Бехтерев войдет в редакционную коллегию. Они решили назвать этот орган «Проблемы психофизиологии труда», и Александра Романовича выбрали для поездки в Петроград, чтобы договориться об участии В.М. Бехтерева. Бехтерев согласился, и журнал начал издаваться.
Начальный период творчества; интересы и направления работ до встречи с Л.С.Выготским
В 1923 г. профессор К.Н. Корнилов, который только что был назначен директором Московского института психологии, предложил Лурия стать его сотрудником. Наряду с научной работой ему пришлось заниматься и преподаванием. В это время он встретился с молодым А.Н. Леонтьевым, с которым в дальнейшем была связана вся его жизнь. А.Р.Лурия решил приступить к собственному «экспериментальному психоанализу», используя колебания интенсивности двигательных реакций в качестве объективного выражения внутренних эмоциональных конфликтов». Лурия также занимался обнаружением у человека «скрытых комплексов». Впоследствии эта методика нашла применение в судебной практике; занимался зучением людей, испытывающих сильные эмоции в реальных жизненных ситуациях. («Мы остановились на действительных или подозреваемых преступниках»). Пытался применить «сопряженную моторную методику».
Направления исследований в период сотрудничества с Л.С.Выготским; А.Р.Лурия о влиянии Л.С.Выготского
В 1924 г. А.Р.Лурия встретился со Львом Семеновичем Выготским. Это событие было поворотным пунктом в его жизни, так же, как и в жизни многих коллег-психологов. Они встретились в 1924 г. на втором психоневрологическом съезде в Ленинграде.
«Вместе с Л.С. Выготским в качестве нашего признанного лидера мы предприняли критический обзор истории и современного состояния психологии. Наша грандиозная идея заключалась в создании нового научного подхода к человеческим психологическим
процессам.». Широко используя труды немецких, французских, английских и американских ученых, Л.С. Выготский приступил к анализу того, что он называл кризисом психологии. Лурия с Выготским пытались обнаружить качественные различия между детьми разных возрастов. «Мы рассматривали каждый из основных разделов психологии: восприятие, память, внимание, речь, решение задач, моторику и др. В каждой из этих областей начали применять новую экспериментальную методику, чтобы доказать, что по мере формирования высших форм деятельности меняется вся структура психических процессов». «Привлекая студентов университета, я организовал студенческий психологический кружок, в котором мы обсуждали идеи Л.С. Выготского.»
«В 1929 г. наша группа занялась изучением «сигнификативной» деятельности. Под этим мы подразумевали путь, которым дети приходят к способности усваивать значение стимулов, которыми им нужно овладеть, создавая тем самым свою собственную «инструментальную» опосредствованную деятельность». «Одним из важнейших положений Л.С. Выготского, сыгравшим большую роль в формировании моего научного мировоззрения, было положение о необходимости не ограничиваться в психологическом исследовании лишь гипотезами и лабораторными моделями, оторванными от реальной жизни, а искать возможность конкретной проверки гипотез в естественных условиях». «Интерес к неврологии и психиатрии привел нас обоих к необходимости заниматься в медицинском учебном заведении». «В середине 20-х гг., когда Л.С. Выготский и я только что приступили к клинической работе, мы начали исследовать возможности использования речи для реорганизации психических процессов у больных, страдающих неврологическими расстройствами, например паркинсонизмом, с целью компенсации некоторых симптомов». «К концу 20-х гг. цель моей дальнейшей деятельности четко определилась я занялся развитием различных аспектов психологической системы Л.С. Выготского»
Научные проблемы, разрабатываемые А.Р.Лурия в 30-е годы
«С 1928 по 1934 г. моя энергия была сконцентрирована на анализе общественного происхождения и опосредствованной структуры высших психических процессов. С 1928 по 1934 гг. и вновь в конце сороковых годов я сосредоточил свое внимание на изучении изменений психических функций, связанных с развитием. С 1936 по 1945 г. я концентрировал внимание на изучении распада и восстановления высших психических функций и тех механизмов мозга, которые ими управляют. Мы провели длительное изучение однояйцовых и разнояйцовых близнецов. Мы предприняли изучение сравнительного развития и умственно отсталых детей. Мы занялись изучением общественного формирования специфических форм высших психических функций у взрослых людей, которые выросли в культурных условиях, отличающихся от тех, которые превалировали в промышленных центрах европейской России». «В 1939 г. я перешел в неврологическую клинику Института экспериментальной медицины, которая позднее стала Институтом неврологии АМН СССР, чтобы возглавить лабораторию экспериментальной психологии». «Период с 1937 по 1941 г. был заполнен моей первой серьезной работой по нейропсихологии.»
Направления исследований в годы Великой Отечественной войны
«…Когда в 1941 г. разразилась Великая Отечественная война, все наши усилия сосредоточились на изучении кортикальных основ высших психических функций. В эти тяжелые годы мы занимались прежде всего развитием как теоретических основ нейропсихологии, так и ее возможных применений на практике». Перед А.Р.Лурия стояла грандиозная задача-восстановление здоровья и трудоспособности раненых. «Мне было поручено организовать тыловой восстановительный госпиталь». «Во-первых, мы должны были разработать методы диагностики локальных мозговых поражений, а также осложнений, вызванных ранениями (воспалительные процессы и т.д.). Во-вторых, мы должны были разработать рациональные, научно обоснованные методы восстановления нарушенных психических функций»
Исследования А.Р.Лурия конца 40-х 50-х годов
«В конце 40-х начале 50-х гг. мы исследовали роль речи в формировании произвольного поведения у нормальных детей младшего возраста и нарушение регулирующей функции речи у умственно отсталых детей. В начале 50-х гг. я начал работать в Институте дефектологии, основанном Л.С. Выготским еще в 20-е гг. Там я провел серию экспериментов, в которых собственная речь ребенка использовалась для организации его движений в ответ на различные раздражители (свет, звук). Нас интересовало, каким образом развивается у детей словесная регуляция поведения. Чтобы понять закономерности превращения с возрастом поведения детей из естественного и неопосредствованного в инструментальное и опосредствованное, мы проводили сравнительное исследование влияния речи на организацию поведения у нормальных детей разного возраста и детей, страдающих различными формами умственной отсталости. В конце 50-х гг. мы провели ряд наблюдений за поведением детей в детских яслях. В течение 40-х и 50-х гг. в изучении принципов организации мозга имел место значительный прогресс, что создало основу для исследований нейрофизиологических процессов. В 50-е гг. мы сосредоточили особое внимание на роли лобных долей в организации и поддержании уровней активации мозга, используя электроэнцефалографическую методику » - пишет А.Р.Лурия
Главные идеи А.Р.Лурия в области изучения мозговой организации психических процессов
«Мы попытались использовать экспериментальную модель развития словесной саморегуляции для дифференциальной диагностики двух форм умственной отсталости у детей- «астенический синдром» и настоящая умственная отсталость. Мы начали свои исследования с наблюдений за больными паркинсонизмом. В начале 30-х гг. появилась возможность получить перспективную базу для нашей работы нам предложили организовать Отделение психологии в Украинской психоневрологической академии в Харькове. Я начал курсировать между Харьковом и Москвой. Именно в Харькове я впервые начал создавать новые методы психологического анализа последствий локальных поражений мозга. Первой проблемой, которая привлекла мое внимание, была проблема различных нарушений речи, объединявшихся, да и ныне объединяющихся, под общей рубрикой «афазия».
Лурия уделял внимание объяснению нейрофизиологических или нейродинамических механизмов, лежащих в основе работы различных зон мозга, связанных определенными нейропсихологическими синдромами. «Наши дальнейшие нейрофизиологические исследования были направлены на то, чтобы установить, каким образом лобные доли влияют на избирательную активацию мозга.»
Имена сотрудников А.Р.Лурия, области их исследований
«В.Н. Колбановский, А.Н. Миренова и я сотрудничали при изучении так называемых учебных игр, развивающих способность детей к конструктивной деятельности. Моя сотрудница Е.Д. Хомская и я применили сопряженно-двигательную методику с целью исследования регулирующей функции речи по отношению к двигательным процессам. Наша исследовательская группа, состоявшая из А.И. Мещерякова, В.И. Лубовского, Е.Н. Марциновской и других сотрудников, показала, что у этих детей нарушения нейродинамики в виде нарушения баланса между возбудительными и тормозными процессами и патологической инертностью нервных процессов наблюдались как в двигательной, так и особенно в речевой системе.
Большую помощь в работе, занимавшей меня в последние годы, оказали мне мои сотрудники: Е.Д. Хомская, Н.А. Филиппычева со своим выдающимся мастерством в качестве клинического нейропсихолога и нейрофизиолога; А.И. Мещеряков, который помог мне начать эту линию работы, прежде чем он перешел к своим классическим исследованиям слепоглухонемых детей; Л.С. Цветкова, принимавшая большое участие в
работе по восстановлению психических функций, и, конечно, О.С. Виноградова, блестящий экспериментатор и высокоодаренный мыслитель, игравший важную роль в моей работе. Из представителей более старшего поколения нам оказывали большую помощь Н.А. Берн-штейн, умерший в 1960 г., который обладал неоценимыми теоретическими познаниями о динамических системах, и Е.Н. Соколов, один из наиболее опытных и одаренных психофизиологов в мире, который принимал непосредственное участие в наших исследованиях памяти и ориентировочной деятельности. Я благодарен и
представителям более молодого поколения: Э.Г. Симерницкой, которая помогла нам своими знаниями в области межполушарных связей; Н.К. Киященко, проводившей интересные исследования нарушений памяти, и многим другим моим сотрудникам, которые также оказывали мне неоценимую помощь на каждом этапе нашего пути».
Термины, обозначающие области и методы исследований А.Р.Лурия
Изучение «сигнификативной» деятельности. «Мы попытались использовать экспериментальную модель развития словесной саморегуляции для дифференциальной диагностики двух форм умственной отсталости у детей- «астенический синдром» и настоящая умственная отсталость». Изучение сенсорной, моторной и семантической (или амнестическую) афазии, кинестетической афазии. Термин «нейропсихология». Исследование в области психологии и мозговой организации языка. Это предприятие было настолько сложным, что пришлось ввести специальный термин «нейролингвистика» для обозначения проблемметодика двойной стимуляции»- пишет А.Р.Лурия.
А.Р.Лурия о целях и методах психологического исследования
«Ученый обычно приступает к экспериментальной работе, выбрав определенную проблему. Затем он строит гипотезу и выбирает методы проверки этой гипотезы. Он старается сосредоточить свое внимание на тех фактах, которые подтвердят или опровергнут эту теорию».
Редукционизм стремление свести сложные явления к их элементарным частицам стал ведущим принципом в научной работе. В области психологии казалось, что только через сведение психологических явлений к элементарным физиологическим законам можно дать исчерпывающее объяснение человеческого поведения.
Электронные счетно-решающие устройства стали одним из основных орудий науки.
Наблюдение и описание - основные методы психологического исследования.
Что в монографии А.Р.Лурия произвело на вас особенное впечатление?
А.Р. Лурия прожил потрясающе интересную жизнь, внес невероятный вклад в изучение психологии. Выдающийся ученый, верный друг, любящий муж и заботливый отец - вот что можно сказать про этого человека.