Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

I Музыкальная культура Средневековья ІX первая половина XV ст

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Вузовский курс истории украинской музыки охватывает период от древнейших времен до конца ХХІ ст.  

Периодизация музыкально-исторического процесса в курсе истории украинской музыки обусловлена особенностями развития музыкального искусства и общественно-историческими процессами, которые влияли на него.

І) Истоки украинской музыкальной культуры ( от древнейших времен до ІX ст.).

II. Музыкальная культура Средневековья (ІX — первая половина XV ст.)

IIІ. Музыкальная культура второй половины XV — начала XVII ст. (ренессансно-гуманистические тенденции).

IV. Музыкальная культура XVII — первой половины XVIII ст. (Барокко).

V. Музыкальная культура второй половины XVIII ст. (Классицизм).

VI. Музыкальная культура XIX ст. (Романтизм):

а) первых десятилетий XIX ст.

б) 40- 60-х гг. XIX ст.

в) 70- 90-х гг. XІX ст.

VII. Музыкальная культура ХХ века 

VIII. Музыкальная культура современности

Украинское музыкальное искусство прошло более чем тысячелетний путь своего развития. За это время украинская музыкальная культура достигла высокого художественного уровня. На период от древнейших времен и до 18 века включительно приходится возникновение классического фонда украинского музыкального фольклора - огромного достояния украинского народа. Украинские народные песни еще в древности были известны в разных странах Европы. Особенно большим достижением украинского фольклора является эпос и лирика. В разные исторические периоды фольклор питал украинскую профессиональную музыку, хотя наиболее сознательное его использование композитoрами приходится на 19-20 ст.

Второй ветвью украинского музыкального искусства была духовная профессиональная музыка, которая начала развиваться с Х ст. На раннем этапе это - церковная монодия (одноголосие). На XVI - начало ХУІІ ст. приходится кульминационный взлет, и она достигает наивысшего художественного уровня. Подобно тому, как rpиroрианские и протестанские хоралы в Западной Европе были важным интонационным источником развития разных жанров профессиональной музыки, так и украинская церковная монодия ХУІ-ХУІІ ст. стала своеобразным интонационным тезаурусом, из которого черпали мысли творцы многоголосой музыки и кантов.

Высокого европейского уровня достигла многоголосная украинская духовная музыка XVIІ - первой половины ХУІІІ ст. - так называемый партесный концерт, который по художественному уровню не уступал барочной западноевропейской и польской духовной музыке. Это касается прежде всего творчества Н. Дилецкоro и его музыкальной rpаматики. На еще более выслкую ступень поднялась украинская духовная музыка во второй половине XVIII - в начале ХІХ ст. В творчестве Г. Березовского, Д. Бортнянского, А. Веделя, которое выросло на базе древнеукраинских традиций духовной музыки.

Со второй половины XVIII ст. в Украине утверждаются новые принципы музыкального мышления, новые стилистические нормы и новая музыкальная культура в целом, которая активно развивалась в ХІХ ст. В музыкальном искусстве ХІХ ст.начинается новый этап развития национального стиля, который базировался на украинском фольклоре. В творчестве Г. Лысенко этот стиль достиг классического уровня. Композитор создал новое качество национального стиля в результате органичного синтеза национальных традиций ( прежде всего фольклорных источников, а также профессиональной музыки) с произведениями мировой культуры.  Его продолжатели К. Стеценко, Г. Леонтович, С. Людкевич, Я. Степовой и другие подняли украинское музыкальное искусство на еще более высокую ступень развития. Больших достижений добилась украинская музыка и в ХХ ст. Д. Ревуцкий, Б. Лятошинский и другие стали классиками этой новой эпохи.

Связи между разными культурами не являются стабильными: каждый исторический этап имеет свою специфику этих связей. Со времен Киевской Руси до 14 ст. древне-украинское музыкальное искусство обогащалось достижениями культур гpeко-византийскогo и южнославянского народов. Старокиевское церковное пение, которое возникло в центре Киевского государства, распространилось в разных восточнославянских peгионax - на северной Руси (Новгородщина, Псковщина, Московщина) и в юго-западной Руси (более поздней Беларуси). С возникновением Большого княжества Литовского (ХІУ ст.), а потом Речи Посполитой (ХУІ ст.) прослеживаются особенно тесные культурные взаимоотношения народов, которые входили в эти государства, в частности и музыкальные связи между украинской и белорусской культурами.

Со второй половины XV – в ХУІІ ст. Украина приобщается к большим достижениям польской и западноевропейской ренессансной, а потом и барочной культуры. Украинская культура, в частности и музыкальная, в период XVI – первой половины ХУІІ ст. поднялась до европейского уровня. Во второй  половине ХУІІ ст. вследствие присоединения значительной части украинских земель к Российскому государству усиливаются украинско-русские взаимоотношения.

Специфика развития украинского музыкального искусства обусловлена сложностью общественно-исторических обстоятельств, неблагоприятных для его развития. Это  потеря украинцами своей государственности после распада Киевской Руси и упадка Галицко-Волынского княжества, опустошение украинских земель, уничтожение народа и его культуры во время татаро-монгольского нашествия (ХІІІ-ХІУ ст.), агрессия разных государств относительно украинских земель, расположенных в центре Европы, с плодородными почвами, благоприятным климатом. Все это послужило причиной того, что Украина стала объектом постоянных посягательств со стороны соседей. Поэтому украинские земли почти все время входили в состав других государств: великогo княжества Литовского, Речи Посполитой, Молдовы, Австро-Венгерской монархии, Российской империи.

Государствообразующие процессы в Украине снова начали развиваться в 17 -   первой половине 18 ст., но они были прерваны ликвидацией Екатериной ІІ Запорожской Сечи и гетманства во второй половине 18 ст.

Имеющиеся исторические обстоятельства (пребывание Украины в составе других государств) создали такую ситуацию, что украинские художники нередко творили за Пределами Украины (в Польше, России, Сербии). В связи с этим возникали, в частности, украинско-польские и украинско-русские культурные общности. Особенно много украинских музыкантов было в России.  

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ІХ – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ст.

1. Исторические условия развития культуры

 В середине ІХ ст. на Средней Надднепровщине возникло ранне-украинское государство - Киевская Русь, которая постепенно стала одним из самых больших и могущественнейших государств средневековой Европы.  Киевская Русь объединила в своих пределах около 200 племен - все восточнославянские и некоторые неславянские (финно-венгерские, балтийские, тюркские) племена.  

Общественно-политический расцвет Киевской Руси и ее культуры приходится на время княжения Владимира Святославича (980-1015), Ярослава Мудрого (1019-1054) и Владимира Мономаха (1111-1125). Для общественно-политической жизни Киевской Руси и ее культуры большое значение имело официальное принятие христианства (988 г.) византийско-греческого варианта. Это содействовало усилению ее связей с византийской и болгарской культурами и использованию значительных их достижений. Византия была приемницей античной цивилизации и развивала ее традиции. Наряду  этим, в Византии формировалась христианская культура (литература, архитектура, живопись и музыка). После захвата Константинополя турками-османами ( 1453 г.) Византийская империя перестала существовать. Болгарское государство образовалось в УІІ ст. н.э. в северо-восточной части Балканскоro полуострова. К началу ІХ ст. Болгарское царство стало большим и могущественным государством.

Киевская Русь как единое государство просуществовало до 30-х лет ХІІ ст. После смерти сына Владимира Мономаха – Мстислава - Киевская Русь распалась на ряд княжеств - Киевское, Черниговское, Переяславское, Владимиро-Волынское, Галицкое и ряд более мелких княжеств. После распада Киевской Руси названия «Русь, русский» употреблялись как самоназвания yкpаинцев. Название иашого края Украина в понимании «край», впервые упоминается в 1187 г. Утратив значение политического центра, Киев остался культурным и религиозным центром восточных славян. Лишь после разорения Киева суздальским князем Андреем Боголюбским в 1169 г., а особенно после татаро-монгольского нашествия на Киев в 1240 г. и его разрушение, он теряет бывшую славу и значение.

Лишь татаромонгольское нашествие с середины 13 ст. остановило яркий взлет украинской культуры. Самым большим бедствием было то, что уничтожались, сжигались памятки культуры как в XIII-XIV ст., так и позднее, и потому с этих пор в Украине, к сожалению, почти совсем не дошли до нас музыкальные памятники.

2. Особенности культуры эпохи Средневековья

В западной Европе началом Средневековья считается время упадка Римской империи (конец 5 ст.) В восточнославянском  регионе таким первоначальным этапом можно считать христианскую культуру Киевской Руси. Верхняя граница Средневековья в Западной Европе достигает ХУ ст. Для Украины, как и для всего восточнославянского ареала, средневековый тип культуры был характерен значительно дольше. Лишь во второй половине 17 ст. утверждается культура нового времени. Для украинской культуры xapaктepно объединение средневековых тенденций с ренессансными, а в эпоху Барокко в ней, как и в западноевропейской культуре, средневековые элементы были еще достаточно живучими.

Средневековый тип культуры формировался на феодальной основе. Идейно-философской основой Средневековья было христианское учение, христианская литература «родителей церкви».  Все это стимулировало развитие xpaмовогo строительства, иконописи, духовной литературы и духовной музыки. Поэтому в средневековой культуре практическая функция искусств (религиозная, хроникально-историческая и др.) преобладала над художественно-эстетической функцией. Для Средневековья была очень характерной деперсонификация творцов, анонимность авторства. Художник не стремился показать свою индивидуальность. Литературное и музыкальное произведения существовали в рукописном виде, и при переписывании нередко делались изменения, то есть было свободное отношение к тексту, которое свидетельствует о коллективном характере тогдашнего творчества.

Относительно музыкальногo искусства нужно сказать, что заметные отличия наблюдались между католической Западной Европой и православными  восточнославянскими и болгарско-сербскими землями.

Вместе с этим, как в западном, так и в восточном, регионах  Европы важное место занимало монодичное церковное пение на гимноrpафичные тексты, которое сначала записывалось идеоrpафическим способом с постепенным егo усовершенствованием и переходом на нотолинейную систему. На основе монодии возникло церковное многоголосие.

В средневековой культуре наблюдается существование разных, чacтo отделенных культурных сред. В частности, выделяется сельское, княжеско-дружинное и церковно-монастырское культурные среды. Поэтому художественную культуру эпохи средневековья, в частности, и музыкальную, правильнее рассматривать по таким видам: народное творчество, духовно-христианское, светская дружинно-княжеская сферы культуры.

3. Народное творчество

С принятием христианства в Украине-Руси язычество и его обычаи не исчезли, потому что христианство сначала распространилось лишь в городах, и то в основном в высших сферах общества.  Село же начало христианизацию лишь после татаромонгольского нашествия, то есть со второй половины ХІІІ ст. В период киевской Руси активно функционировали разные жанры календарно-обрядового фольклора и пополнялись новой тематикой. Происходил также процесс приспособления некоторых жанров этого фольклора (прежде всего зимнего цикла) к Христианским праздникам, а другие, потерявши магическую функцию, сохранились в народной среде. Поэтому и среди рождественских колядок некоторые имеют остатки языческих сюжетных мотивов и архаические особенности музыкального языка. Тематика колядок обогащалась также историческими событиями периода Киевской Руси. В этих колядках проступают эпические черты.

В этот же период и позже бытовали распространенные еще в дохристианские времена родственно-обрядовые песни, связанные со свадебным и похоронным языческими действами. Очень распространенными были похоронные причитания.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС. В народном творчестве Киевской Руси полного расцвета достиг и необрядовый вид устного народного творчества -  эпoс. Во времена Киевской Руси сформировался былинный эпос. Центрами создания былин были Киев, Чернигов, Галич, Новroрод. Киевские и черниговский циклы былин связаны с военной тематикой. Они рассказывают о борьбе Украины-Руси с внешними врагами (печенегами, половцами). Героями-победителями в них выступают Илья Муромец, Добриня Никитич, Алеша Попович.  В образах богатырей воплотились народные идеалы храбрости. В некоторых былинах воспевается крестьянский труд.  В былинах говорится о борьбе с анархическими явлениями в середине страны - с разными разбойниками, как, например, в былине об Илье Муромца и Соловья-Разбойника. Совсем  другие былины новелистического характера, связанные с Галицко-Волынской землей. Они рассказывают о соперничестве галицкого боярина Дюка Степановича с князем Владимиром и соревнование Дюка с Чурилом.  Творцами и исполнителями былин были народные певцы.  О поэтике и музыкальных особенностях давнего пласта былинного эпоса (киевского и черниговского циклов) составить представление очень тяжело, потому что на украинской территории он не зафиксирован, а сохранился лишь в фольклорной традиции крайнего Севера России.  

В былинах наблюдается тесная связь между словом и напевом. В мелодике былин, большей частью распевно-декламационной и речитативной, преобладает повествовательное интонирование.  Мелодика былин развивается на основе закономерностей модальной ладовой системы.

СКОМОРОХИ. С народной средой было тесно связанное скоморошество. Тип средневекового странствующего музыканта, танцора, актера возник в Украине-Руси не позже середины 11 ст. Еще раньше, чем в Украине-Руси, музыканты типа скоморохов появились в Византии, оттуда, очевидно, было заимствовано и слово «скоморох».  Скоморошество в Украине-Руси было неоднородным. Рядом со странствующими гpyппами скоморохов, которые переходили из одного места на другое и принимали участие в разных обрядовых действах, в свадьбах и других родственных праздниках, немало скоморохов постоянно жили и служили у князей и бояр, багaтых горожан и т.п.

В период ІХ - первой половины XV ст., кроме обрядовогo фольклора, героического эпоса, существовали и другие виды и жанры устного народного творчества: родственно-бытовой фольклор, трудовые песни, мифы, сказки, легенды, пословицы, поговорки и т.п.

4. Духовно-христианская область культуры. Ранние формы церковного пения.

Одним из важных факторов в выборе князем Владимиром греко-византийского (православного) варианта христианства была красота византийских храмов, величественность и торжественность их службы.  Внедрение православной христианской религии Владимиром (988 г.) вызвало необходимость сооружать храмы, доставать нужные для Богослужения аксессуары. Требовались религиозные книги, а также соответствующее пение для Богослужения. Ученые уже не сомневаются в том, что в Украине-Руси было введено византийское церковное пение, которое лишь со временем приобрело местный вариант. После завершения строительства Софийского собора (1053) по приглашению Ярослава Мудрого в 1053 г. из Греции в Киев приехали три знатока церковного пения и учили русичей это пения на 8 гласов.

Русь позаимствовала из Византии суровую регламентацию пений и молитв, которые должны исполняться на разных Службах: вечерней, всенощной, утренней та Литургии согласно церковному календарю, который начинался 1 сентября, а заканчивался 31 августа. На каждый праздник исполнялись соответствующие молитвы и пения. Из Византии пришла и практика использования в Службе трех хоров: двух хоров певцов и хора прихожан. В Византии пение исполнялось не только хорами, но и солистами . Такая практика могла быть и на Руси.

Многоплановость музыкального оформления Службы требовала руководства певцами. Самую важную должность в византийских, а потом и в русских церковных хорах занимали доместики, ( от лат. domesticus ПРОВОДНИК.). Доместики были профессионально подготовленными музыкантами и учили певцов хора.   С помощью жестикуляции (хирономии) доместик напоминал хору движение мелодичной линии, а также создавал единый ритм музыкального произведения. Доместик также обеспечивал установленный порядок пения, который исполнялся во время богослужения. Каждый из двух церковных хоров имел своего доместика. Доместики были и в русских церковных хорах.

ФОРМИРОВАНИЕ СТАРОКИЕВСКОГО ЗНАМЕННОГО ПЕНИЯ.

Киев стал центром христианства в Украине-Руси. Именно здесь происходило усвоение богатых традиций византийского церковного пения и постепенно формировалось старокиевское монодическое (одногласное) пение. На протяжении 5-12 ст. в Византии сформировался основной фонд текстов церковной гимнографии, на которых исполнялись церковные пения и разные жанры богослужебных пений, которые вошли в соответствующие рукописные книги. Все это Киевская митрополия позаимствовала в Византии через болгарские переводы с греческой на старославянский язык. Творцами и составителями византийськой церковной гимнографии в IV в. были «Отцы церкви»: Василий Большой, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, в V ст. - Роман Сладкоспивец, а в VII-X ст. - Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский.

Наиболее распространенными жанрами византийской церковной гимнографии были псалмы, гимны, антифоны (поочередное пение двух хоров), кондаки, тропари, каноны, стихиры. Некоторые жанры со временем меняли свою специфику ( кондаки, тропари). Канон состоял из 9 песен, а каждая песня - из нескольких строф. Первая строфа имела название ирмос и была образцом для других. Стихиры отмечались развёрнутостью и мелодичным богатством; они были предназначены для праздников круглого года.

Проведенный исследователями анализ нотных знаков в русских нотных рукописях и их сравнение с византийскими нотными знаками показал, что русская нотация подобна двум давним видам византийской невменной нотации - экфонетичной и палеовизантийськой, но при этом имеет и некоторые отличия. Экфонетичные знаки назначались для декламационного возглашения богослужебных текстов в церковной службе.  Знак «вариа» (\) ставили для понижения высоты голоса; знак «кремасти» (   ) предусматривал повышение голоса с незначительным акцентированием; «параклитики» (     ) указывал, что фрагмент текста исполнялся с молением; «телиа» (+) означал прекращение звучания; «кафисти» (    ) указывал на повествовательный стиль декламации; «ипокризис» (    или    ) - знак разделения, который означал паузу.

Одним из основных принципов палеовизантийськой нотации было то, что ее знаки (невмы) не фиксировали отдельные звуки, а, во-первых, давали лишь направление движения мелодики, не указывая точно интервального шага; во-вторых, невмы означали автономные мелодичные построения. Итак, с помощью невм зашифровывались мелодичные построения. Поэтому предназначение палеовизантийськой нотации было не в том, чтобы дать возможность музыканту ознакомиться с новым произведением, а в том, чтобы установить в памяти мелодические контуры известных произведений. Поэтому палеовизантийськую нотацию сложно расшифровать.

Основные принципы палеовизантийськой нотации были заимствованы Киевской митрополией. Здесь возникли два вида идеографической нотации. В них, как и в палеовизантийськой нотации, мелодические повороты обозначались отдельными певческими знаками (старославянским языком - знаменами). Эти две нотации соответствовали разным мелодическим стилям и отличались графическим изображением ряда знаков. Исследователи называют их знаменной (от слова знамя «знак») и кондакарной. Согласно исследованиям М.В. Бражникова, фонд знаков знаменной нотации в сохраненных давних рукописях ( ХІ-ХІІІ ст.) небольшой и представляет всего 16 знаков. Из них чаще всего употребляются знамена «стопиця» (    ), крюк (   ),  и статья (   ). Отличной от знаменной была кондакарная нотация, которая также использовалась в давних русских рукописях. Эта нотация отличается вычурным рисунком, витиеватыми линиями. В отличие от раннегo знаменного письма, в котором каждому слогу большей частью отвечал один знак, в кондакарной нотации одному слогу соответствовала целая группа знаков. Кондакарная нотация использовалась для мелизматического пения.

Русская богослужебная практика позаимствовала из Византии и осьмогласие - систематизацию песнопений согласно церковному календарю. Песнопения разделялись на восемь групп (греч. - ихосив, по-церковнославянскому - гласов), каждая из которых исполнялась в определенные недели церковного календаря. Киевская богослужебная практика позаимствовала у Византии весь канонический ритуал церковной песнопения, гимнографические тексты, жанры, систематизацию пений за восьмью гласами, а также безлинейную нотацию невматичного типа. Знаменная и кондакарная нотации были рассчитаны на запоминание песнопений и их устную передачу (ведь один певческий знак передавал целую попевку), допускались элементы импровизации в определенных пределах. Все это создавало условия для возникновения старокиевского знаменательного пения как отдельного ответвления православного богослужебного пения восточной (православной) христианской церкви.

5. Светская область культуры и роль княжеско-дружинного среды в ее развитии. Музыка в княжеско-дружинном быту.

После принятия христианства киевская власть начала придавать особое значение образованию, «книжной учености», что было обусловлено не только личными наклонностями отдельных князей, но и нуждами киевского общества в знаниях. Одним из первых, кто понимал значение образования и старался ее ввести, был киевский князь Владимир Святославич. После крещения Украины-Руси князь Владимир ввел обязательное школьное образование для детей высшего состояния. Неотъемлемым предметом образования был церковное пение.

Существует ряд исторических свидетельств, которые указывают на то, что в княжеско-дружинном быту музыка играла значительную роль. При тесных контактах Киевской Руси с Византией князьям и дружинной знати, очевидно, был хорошо известен пышный византийский придворный церемониал, которому музыка придавала особой торжественности. Поскольку нет, к сожалению, никаких музыкальных записей, тяжело составить представление, которой была эта музыка. Без сомнения, не обходилось без народной музыки, а в творчестве певцов-дружинников ( таких, как автор «Слова О полке Игоревом», Боян и др.) уже могло происходить становление светского профессионального музыкального искусства.

Таким образом, период ІХ - первой половины XV ст. отмечается новыми явлениями в фольклоре и формированием новых областей музыкального искусства. Наряду с развитием обрядовых песен и обогащением их новой тематикой в фольклоре ярко обнаруживает себя такое своеобразное явление художественного наследства Киевской Руси, как эпос, представленный былинами, которые по сути были музыкальной летописью этого периода. В них формируется повествовательный тип музыкального интонирования. Его развил и значительно обогатил украинский эпос следующего периода (с конца XV ст.) - думы.

С принятием христианства произошло становление профессиональной церковной музыки - старокиевское знаменное песнопение. О принадлежности его к профессиональной области свидетельствует то, что его специально изучали для исполнения; он имел письменную фиксацию в разных книгах, основывался на разработанной систематизации жанров - осьмогласии.

Из периода существования Киевского государства значительную роль в развитии культуры (образования, книжности, музыки) начинает играть элита, правящий слой, которым в то время были князья. Для княжеского среды специально создавались славильные песни, музыкально-поэтические произведения наподобие «Слова о полке Игоревом», другие вокально-инструментальные произведения. Итак, с этой средой было связано и становление светской профессиональной музыки, которая имела устное распространение.

В музыкальном искусстве ІХ - первой половины XV ст. прослеживаются характерные особенности, присущие культуре средневекового типа, а именно: а) опора на христианскую идейно-философскую основу и тематику в церковной музыке, внецерковных духовных песнях (псалмах); б) тесная связь слова и музыки, что связано с характерным для Средневековья синкретизмом разных видов искусств; в) отдаленность культурных сред (народное, церковно-монастырское, княжеско-дружинное) с созданием в каждом из них соответствующих музыкальных жанров; г) деперсонификация произведений, анонимность авторства; д) значительная роль устного бытования и распространения музыки не только народной, но и профессиональной.




1. Планирование факторов производства на примере турагентства
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ Правоохранительные органы для очной формы обучения
3. .333]055.2 477.83 ЖІНОЧЕ НАСЕЛЕННЯ РЕҐІОНУ СУСПІЛЬНОГЕОГРАФІЧНІ АСПЕКТИ на матеріалах Львівської обла
4.  Структура Бершадської міжрайонної державної податкової інспекції
5. Характеристика травм нижніх кінцівок-скінченностей- 1
6. Educru-bd14 Диаграмма потоков данных DFD
7. а шерстяные носки больше одной пары х-б носки несколько пар утепленная просторная куртка ветровк
8. Реферат на тему- Поняття Реформації Тенденції культурного ро
9. 5699637317 АННОТАЦИЯ Его неотступно преследуют детские воспоминания и кошмары и сейчас во взрослой жиз
10. Лада Вратарь 172 71 30 Лаврецкий Юрий
11. управление происходит от латинского слова rdministrcio и имеет много значений; в самом широком смысле означае
12. на тему- Катионитовое умягчение воды
13. Создание и регистрация закрытого акционерного общества Архитектор
14. Тема 5.5- Профессиональный стресс Вопросы- Понятие о профессиональном стрессе Динамика профессио
15. Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии
16. Принцип диспозитивности в граданском процессуальном праве
17. раздел механики изучающий равновесие объектов под действием приложенных к ним сил
18. по теме- Глобальные проблемы современности Подготовил- доктор философских наук профессор
19. Культура 1993 с107 114 Инструкция- Люди поразному оценивают различные периоды своей жизни
20. Общий осмотр ребенка в стоматологической практике- последовательность признаки нормы и патологи