Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТРИ ИСТИНЫ Центральный объект философии Шакарима человек

Работа добавлена на сайт samzan.net:


«ТРИ ИСТИНЫ»

Центральный объект философии Шакарима - человек. Он считал, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании, прежде всего в знании истины. Но истина не дана человеку в чувствах. Человек может увидеть ее только глазами разума, так как главной основополагающей истиной является истина о причинах возникновения и сущности мироздания. Шакарим ставит по существу глобальные философские проблемы, имеющие принципиальное мировоззренческое значение. И с этого момента начинается поиск путей их решения. Как справедливо полагал просветитель, для глубокого научно-обоснованного решения поставленных проблем необходимо быть осведомленным в разных религиях и науках, и знать мнения по этому поводу других ученых. Причем исследователь должен полностью раскрепостить свой разум и критически оценить разносторонние по содержанию книги, высказывания и суждения. Сам философ был совершенно независим и мыслил самостоятельно. Он никогда не отказывался от своих убеждений, которые формировались у него не наспех, а были результатом длительных поисков и настойчивых исследований, а также глубоких размышлений. Свидетельством тому является его замечательное философское произведение - &quo ;Три истины&quo ;. На основе тщательного изучения лучших образцов мировой религиозной, философской, художественной литературы он делает весьма существенные для своего времени открытия. Философия Шакарима формировалась на основе сопоставления истинной веры и науки, знания и религии. В своей философии он формулирует два основных направления развития человеческой мысли: одно - признающее идею творца-хозяина, другое - признающее, что в мире все возникло самопроизвольно и нет никакой бессмертной души. Представителей всех форм религии, спиритуалистов, мистиков он относит к приверженцам первой идеи; материалисты же верны второй идее. На протяжении многих страниц своего сочинения Шакарим пытается ответить на вопрос о том, какое из этих двух направлений мысли является истинным, поскольку, по его мнению, от ответа на этот вопрос зависит судьба всего человечества. Характерной особенностью является то, что работая над своими &quo ;Тремя истинами&quo ;, Шакарим не просто регистрировал открытия известных философов, а старался пропустить через себя все прочитанное и переосмыслить. Кроме того, он внес значительный вклад в историю философии, реабилитировав из забытия целый ряд выдающихся ученых.

Три истины Шакарима

Но вернемся теперь к "Трем истинам". Сам Шакарим нигде не дает четкой характеристики своих трех истин. А его философские сочинения, способ расположения материала в текстах и логика исследования дают повод для выдвижения нескольких версий трактовки его учения.

Трактовка первая

Первую истину составляет истина веры, признающая бытие Создателя и идею бессмертия души. Но поскольку эта истина бралась на веру и не получила сколько-нибудь убедительного научного обоснования, то основная масса людей осталась к ней равнодушна.

Вторая истина - это истина науки, основанная на достоверных данных чувственных восприятий и рационально-логического мышления. Но доводы науки оказались неоднозначными и подверглись опровержению по мере дальнейшего развития жизни и знания. Поэтому они не смогли стать основанием для формирования добрых начал человеческой души.

Третья истина - это истина души, субстанциональную основу которой составляет совесть. Именно совесть, как изначальная потребность души, и есть та истина, которая может очистить человека от нравственной скверны и поставить его на путь праведной жизни.

Трактовка вторая

Возможен и иной вариант трактовки "Трех истин" Шакарима. Он вытекает из философского эссе мыслителя "Записки забытого", которое является своеобразным подведением итогов проделанной за долгие годы работы и дополнением трактата об истинах. Согласно второй трактовке, основой для хорошей жизни должны послужить.

Честный труд;

Совестливый разум;

Искреннее сердце.

Вот три качества, которые должны господствовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

«ЗАПИСКИ ЗАБЫТОГО»

просветитель Казахстана  Шакарим Кудайбердиев своей работой

«Записки Забытого»  развивает идею, начатую в «Трех истинах», направленную

на решение проблемы духовного и нравственного улучшения человека, которые

влияют на профессиональное становление личности.  Однако здесь им не ставится

проблема теологического или оккультного обоснования путей возвращения

духовности в сознании человека и общество. Более того, размышления мыслителя

обретают социально-философскую направленность, так как он начинает говорить

о таких преобразованиях, которые изменят духовный облик как отдельно взятой

личности, так и общества в целом.

В своем эссе философ поднимает извечные вопросы, которые, по его мнению,

мучают ум и совесть лучших преподавателей человечества. Эти вопросы

Шакаримом сформулированы следующим образом: «какими благими усилиями80

можно исправить человеческую природу? Что предпринять, чтобы человечество

научилось жить в мире?» Если учесть тот факт, что вопросы эти поставлены в

кризисном двадцатом веке, когда бездуховность явилась причиной

неисчисляемых трагедий как национального, так и глобального масштаба, то

становится понятной актуальность поставленных проблем и осознание личной

ответственности философа за духовно-нравственное улучшение человека и

общества.

Значение рассматриваемого философского эссе возрастает по причине того, что

способы, предлагаемые Шакаримом Кудайбердиевым, выходят за национальные

рамки, обретают общечеловеческую значимость. В отличие от своего

предшественника и духовного наставника Абая Кунанбаева, зачастую больше

вопрошавшего в своей философской прозе, хотя еще с античной традиции

философия начинается с удивления и вопрошания, Шакарим в своих

рассуждениях ищет конкретные способы решения вопросов,связанных с

обретением духовного облика.

Конечно, методы, предложенные Шакаримом, имеют рекомендательный

характер, но ценность их в том, что они максимально приближены к

действительности, не содержат в себе утопических проектов справедливого

переустройства общественной системы, построенных не на критическом

рационализме, а на харизматических устремлениях и иррациональной вере в

гений политических вождей. Не претендуя на научность, способы духовного

переустройства индивидуального и общественного сознания, предлагаемые

мыслителем, содержат в себе элементы рационального осмысления и

критического подхода. Это позволило ему рассмотреть все известные улучшения

человека и общества и назвать наиболее востребованные и эффективные, с его

точки зрения, так как они не требуют насилия и болезненной ломки

традиционного сознания и образа жизни масс.

Казахский мыслитель называет шесть известных способов исправления

человеческой природы и улучшения общества. Все они, согласно Шакариму, не

способны изменить человеческую натуру, избавив его от пороков. Мыслитель81

комментирует свой довод по каждому из известных способов и направлений.

Рассматривая религиозный метод исправления человеческой натуры путем

морализаторства  и религиозных наставлений, мыслитель указывает на малую

эффективность такого пути по причине деформации сознания служителей культа.

Они погрязли в пороках и используют религиозную идею в корыстных целях,

обманывая и обирая народ. Деформированное сознание служителей культа,

профанировавших и извративших религиозные ценности, не способно духовно и

нравственно оздоровить современников.

Отказывается Шакарим и от анархической идеологии, рассматривающей

государство как исходную причину человеческих бед и призывающей к отказу от

государственной формы устройства общественной жизни. Опасность

анархической тенденции мыслитель усматривает в том, что государство создает

единые для всего общества законы, обеспечивая этим стабильные существования

общества,некий социальный баланс согласовании интересов и потребностей

различных социальных групп. С уничтожением государства, как прозорливо

замечает философ, люди с исчезновением единых для всех законов станут

проявлять произвол по отношению друг к другу, начнется гражданская война, и

люди позабудут о милосердии в братоубийственном соперничестве.

Рассматривая просвещение как способ улучшения человека и общества, Шакарим

отмечает материальную пользу знания и технического прогресса, но в то же время

указывает на неразумное и бездуховное применение научного гения,

направленного на создание средств массового истребления людей. Современная

цивилизация, используя технические достижения для военных целей и

рассматривая вооруженные столкновения как методы решения конфликтных

проблем, по мнению философа, являет собой пример бесчеловечности.  В связи с

этим мыслитель указывает, что «с помощью науки люди научились делать

смертоносные орудия, нашли ядовитые газы, истребляют друг друга как диких

зверей, сильные превратили слабых в рабов, вся планета обагрена человеческой

кровью. Пример тому Америка и Англия – государства, считающиеся самыми

развитыми и цивилизованными». С этих позиций, отмечая античеловечное82

использование результатов просвещенного разума, выраженных в научном и

техническом гении, Шакарим считает невозможным использование просвещения

как метода улучшения природы человека.

«СЛОВА НАЗИДАНИЯ» АБАЯ

«Слова назидания» или «Книга слов» (каз. Қара сөз, букв.: Простое слово, проза)— фундаментальное произведение великого казахского акына и просветителя Абая Кунанбаева, которое состоит из 45 кратких притч и философских трактатов. В этой прозаической поэме поднимаются проблемы национального воспитания и мировоззрения, морали и права, истории казахов.

Абай написал «Слова назидания» на склоне лет, уже познав искушения власти и тяготы земных дел, признание народа и потерю близких. Они распространялись путём их включения в каждую новую рукописную книгу.[1] Некоторые из «Назиданий» были впервые опубликованы уже после смерти акына (1904 год) на страницах журнала «Абай» в 1918 году.

Многие умозаключения и поучительные выводы из книги актуальны и сегодня, они точно описывают старые, невыкорчеванные проблемы народа.[2]

Абай. Слова назидания. Алматы, Жазушы, 1970, 128 с.

1. И терзает мысль: чему же посвятить остаток дней своих? (первое слово).

2. Природа богача такова, что он несет в себе смуту и раздоры (двадцать второе слово).

3. Обучать детей хорошо, но, чтобы они служили своему народу, надо учить их родному языку (двадцать пятое слово).

4. ...у казахов нет других соперников и врагов, чем сами казахи... (двадцать шестое слово).

5. Чтобы жить в достатке, надо учиться ремеслу (тридцать второе слово).

6. Казахская пословица гласит: «Тот, кто умеет стыдиться, тот умеет быть верным» (тридцать шестое слово).

7. Есть три вещи, которые унижают человека. Это невежество, леность и злодеяние (тридцать восьмое слово).

8. Но деды наши обладали такими двумя качествами, которыми мы сейчас никак не можем похвалиться. Это стремление к единству и забота о чести (тридцать девятое слово).

9. Так кто же мы в конце концов – народ или неуправляемая толпа? И что нам предпринять, чтобы стать просвещенным народом? (сорок первое слово).

10. Сущность человека составляет любовь, справедливость и душевность (сорок пятое слово).




1. либо деятельность или действия на основе ранее полученного опыта я рассматриваю как основную задачу процесс
2. четыре пи маркетинга по первой букве их названий на английском языке- product price promotion plce.
3. ЛЕКЦІЯ 05 Теорема ОстроградськогоГаусса Перед розглядом цієї теореми слід зробити деякі попередні заува
4. Поцелуй тьмы Академия вампиров ~ Аннотация В Академии Святого Владимира весна и совсем
5. Основы трудового права
6. Контрольная работа- Основы логики- понятия по объему и умозаключения
7. Тема- Мы все такие разные посвящённый дню Толерантности Цели- познакомить учащихся с понятием
8. Реферат Сущность государства
9. Клод Дебюсси
10. собеседника принципиально иное
11. Реферат- Сумматор с параллельным переносом и автомат Мили
12. вариант ответа или напишите свой
13. ЧЕМОДАНОВСКОЕ5 Организационная структура предприятия
14. а В первичном раневом канале
15. Доклад Мероприятия по обеспечению безопасного и безвредного производства
16. Отто Вейнингер
17. План- Понятие и принципы налоговой ответственности
18. Реферат- Сосудистые поражения головного и спинного мозга
19. Революционное движение в Китае на рубеже ХІХ-ХХ вв
20. О реакции пресноводной гидры на экзогенные биологически активные гормо-нальные соединения.html