У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 3 Структура культуры 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Тема 3. Структура культуры

1. Материальная культура.—2. Внутреннее строение духовной культуры.3. Художественная культура.

Культуравесьма сложный объект, многомерный по своему строению. При изучении этого образования выделяют прежде всего две гранитехнико-технологическую и предметно-продуктивную. Они характеризуют особенности развертывания материальной деятельности субъекта, Что позволяет выделить слой материальной культуры. Наряду с материальным принято рассматривать еще два специфических слоя, это духовная и художественная культура.

1. Анализируя внутреннюю структуру материальной культуры, в рамках материальной деятельности следует прежде всего выделить практически-преобразовательную деятельность. Она имеет по характеру объекта двоякую направленность, то есть, объектами выступают и природа, и другие люди. Материальная культура, рассмотренная с предметно-продуктивной стороны, должна быть осмыслена как система компонентов, необходимых и достаточных для ее нормального функционирования. Исходя из этого в ней можно выделить две области, образованные плодами практически-преобразовательной -и практически-коммуникативной деятельности людей, поскольку данные виды деятельности реализуются прежде всего материально-практически. Каждая из них в свою очередь дифференцирована.

К первому разделу материальной культуры относятся, во-первых, вещественные плоды материального производства, предназначенные для человеческого потреб-4—333                                            97

ления, а также технические сооружения, оснащающие материальное производство. Это так называемая «материальная культура» все сохранившееся от прошлых эпох наследиеорудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежда, плоды сельскохозяйственного, ремесленного, промышленного производства. Этопроизводственно-техническая культура. К ней можно отнести все исторически сформировавшиеся, динамичные, постоянно обновляющиеся способы (технологии) производительной деятельности общественного человека. Это то, что называют культурой производства. Она имеет свои формы, определяемые характером производительных сил и производственных отношений. В абстрактном виде она представлена в виде своего рода технологической карты. Возможности и потребности производства, заданные исторической преемственностью, творческий потенциал работников, возможность вбирания в себя опыта деятельности и теоретических достижений науки все это также характеризует производственно-технологаче-скую культуру. На уровне родового субъекта производственно-технологическая культура сочетает в себе реликтовые образцы объектов, технологий, видов деятельности прошедших веков с новейшими образцами.

Второе подразделение материальной культурыкультура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений. Естественно-родовые отношения мужчины и женщины в известной мере характеризуют ступень общей культуры человека. Половые отношения не могут рассматриваться в чисто биологическом плане, они—несомненный элемент культуры. Несмотря на то, что отношения по поводу детопроизводСтва окрашены множеством общественных, групповых, индивидуальных психологических и духовных оттенков, эти отношения нельзя исключить из сферы материальных отношений. И сам исходный момент детопроизводства, и тем более становление подрастающего поколения все это опосредовано культурой во всех своих проявлениях, от интимных до наглядно демонстрируемых. Здесь культура мира являет картину пестрого многообразия. Схемы поведения людей обнаруживаются во множестве модификаций.

Таким образом, выделение двух областей материальной культуры обусловлено строением самого фундамента общественной жизни. Однако производство и воспроизводство материальной жизни нуждается, в свою 98

очередь, в двояком материальном обеспечении, с одной стороны, они нуждаются в оптимальных физических качествах человека, необходимых и для воспроизводства человека, и для трудовой деятельности. С другой стороны, поскольку вся материальная практика человека имеет социальный характер, она требует социально-организационного обеспечения. Так выделяются еще две области материальной культурыфизическая культура и культура социально-политическая.

В культуре физического развития телесная сторона человека выступает как объект приложения его деятельности. Культивирование физических возможностей человека, гармонизация его телесных проявлений, физических качеств, двигательных навыков и умений все это объединяется в понятие «физическая культура». Ее алгоритмы тоже многоразличны, включая в себя и народные виды спорта, гимнастики, профессионального спорта. К культуре физического развития следует отнести все моменты, которые образуют процесс врачевания, деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма. С этих позиций медицина предстает как элемент материальной культуры, и ее врачевательные коды есть результат и проявление предметно-преобразующей деятельности. Культура врачевания и профилактики прямо зависит от уровня знаний и от уровня всей материальной культуры, от состояния материального производства. Все показатели здравоохранения как вида социальной деятельности убедительно подтверждают эту зависимость. Медицина во всем многообразии форм и методов воздействия на здоровье человека, начиная с магического искусства до современных новейших научных воздействий, очень точно отражает реальное многообразие мировой культуры.

Под культурой социально политической как областью материальной культуры следует понимать многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно называют «социальной материей». Общественная практика, сокрушающая устаревшие институты, организаторская деятельность, устанавливающая новые порядки, принадлежат именно к этой области культуры. Культурным феноменом следует считать поэтому не только фабрику, технологию «ноу хау», но и парламент, не 4*                                               9&

только хирургическую операцию, но и социальный переворот.

Таковы четыре подразделения предметно-продуктивного слоя материальной культуры, охватывающие возможные и необходимые направления практического преобразования человеком материального бытия, природного и социального компонентов. На каждом из этих направлений человеческой деятельности вырастают своеобразные формы материального общения людей, поскольку вне общения никакая человеческая деятельность не мыслима. Материальная коллективная деятельность требует не только духовного, но и непосредственно материального общения ее участников в процессе производства, в социально-политической практике, в семейной жизни и т. п.

2. Второй морфологический слой это то, что объединяют понятием «духовная культура». Вся она вырастает как идеальная сторона материальной деятельности, производна от нее, „ею определяется. Однако при-определенных условиях, будучи объективированной, закрепленной в механизмах социальной памяти, духовная культура как устойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества может играть на различных этапах развития общества и ведущую роль. Если встать наточку зрения, что деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие виды, как преобразовательная, познавательная, цен-ностно-ориентационная и коммуникативная, то в духовной культуре можно выделить четыре раздела. -

Первый порождается созидательной активностью человеческого воображения. Этопроективный вид деятельности, имеющий величайшую культурную ценность. Он предшествует материальной практике, предлагая ей идеальные модели будущих конструкций. В истории культуры проективная деятельность, зародившись и развиваясь, постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного производства. Результатами этого вида деятельности становятся идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин. Сюда же относятся различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования становится и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания, изменения и совершенствования своей природы,

100

своего будущего. В этой сфере духовной культуры реализуется вектор активности, направленности в будущее, формируется модель «должного», разрабатывается идеал будущего.

Близкую к этому внутреннюю структуру имеет вторая область духовной культуры, охватывающая плоды познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. «Знания» являются важным структурным элементом духовной культуры. Знания неотделимы от познающего субъекта. Можно выделить различные уровни знания человека: потенциальное знание, знание-опознание,   знание-воспоминание,   знание-понимание, знание-оценка, знание-убеждение. Подобное деление условно, поскольку все уровни взаимно дополняют и проникают друг в друга. Однако важно подчеркнуть, что каждый из них является своего рода ступенькой осознания субъектом мира и себя в нем. Знания о мире предполагают знание о потребностях общества в целом. Они концептуализируются и образуют более или менее целостную систему, которая опосредованно связана и влияет на практическую деятельность субъектов.

Знания становятся основой формирования значительных для субъектов целей-ценностей и планов деятельности. Приобретая форму обобщенных требований-императивов, они превращаются в нормативные предписания, программы, нормативы, становятся важнейшими. элементами социального регулирования. В теле культуры интеллектуальные инициативы людей образуют некоторый упорядоченный континуум. Непрерывное возникновение интеллектуальных нововведений уравновешивается непрекращающимся процессом критического отбора, проверки добытых знаний. Передаваемые от поколения к поколению знания, принимаемые как «догматическая банальность», не подвергаемая сомнению, с появлением новой интеллектуальной среды, с изменением типа рациональности (совокупности процедур, инструментов интеллектуальной деятельности, способности к мотивированному выбору и выявлению целесообразности), перестают довлеть над умами людей, приводят к резким скачкам в развитии всей духовной культуры.

В любом обществе складывается независимая от отдельного индивида социокультурная организация добывания, хранения, передачи информации и знаний. Эта система как бы «генерирует» информационное поле (на

101

сегодняшний день можно констатировать наличие особого образования«инфосферы»), в котором живет и действует человек, программирует деятельность входящих в нее индивидов. Более того, в современном информационном обществе появляется даже особый слой людей, занимающихся сбором и переработкой знаний— когнитариат.

Строение третьего раздела духовной культуры, связанного с ценностно-ориентациоНной деятельностью, еще более своеобразно. В целом оно определяется все тем же различием предметов, на которые обращена данная деятельность. Знание-оценка выступает связующим звеном с вышеназванным структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром. Они неотделимы от оценочной деятельности. Диалектический характер отражения выражается в том, что оно выступает и как познание мира, и как отражение значимости последнего для целей общественной практики. Осмысленный характер познания, понимание мира предполагают не просто знание о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценности самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслом II значениями.

В мире человека можно обнаружить различные виды ценностей. Отметим наиболее часто выделяемые: 1) предметные ценности, ценности сами вещи и процессы, обладающие ценностными значениями для субъекта; 2) ценности-свойства вещей, выявляемые в результате соотнесения с ценностями-идеалами; 3) ценности как специфический вид норм традиций, обычаев, императивов, запретов, задаваемых культурой; 4) ценности-идеалы; 5) ценности-знания и другие ценности сознания, вне которых невозможно постижение смысла и значения существующего, ич и сям акт (деятельность) оценки. Сообразно сферам общественной жизни можно выделить материальные и духовные ценности, ценности производственно-потребительские (утилитарные), социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные.

Сущность ценностей состоит в их значимости, а не в их фактичности. Следует признать специфичность ценности как особого «квазиобъекта», так как ценность отличается от объекта, в котором она обнаруживается.

102

Отличается она и от оценки, психического акта субъекта. Мир ценностей не совпадает ни с миром вещей, так как не все. объекты и процессы в мире обладают ценностью, ни с актом оценки, так как может существовать как нечто объективно данное, наличное, выработанное обществом в данной культуре.

Ценность как «квазиобъект» некоторая модель реальных объектов и отношений, функционирующая в данной культуре, в конкретных условиях, выявляющаяся в деятельности и общении людей. Она вырабатывается и существует только в культуре, детерминируя отношение человека к миру, а также отношения между людьми. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценочной деятельности людей, то ценности, обнаруживаемые и пускаемые в оборот, могут оказаться подлинными, вечными, могут оказаться и временными, ложными, прогрессивными или реакционными.

Четвертой областью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Непосредственным партнером человека в общении может быть другой человек. Душевный контакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информациейвысокая культурная ценность. Общение возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив). В процессе общения индивидов в их сознании актуализируется субъективная реальность, которая есть результат избирательной интеграции воздействий на мозг человека внешней (окружающие предметы, другие люди) и внутренней среды.

В процессе общения индивидов происходит совместное восприятие ими внешнего объекта или ситуации, восприятие собственных действий, состояний, движений. Все это является необходимым условием, формирования инвариантных в некоторых отношениях феноменов сознания у каждого члена группы. Единство предметной ситуации, языковой среды, совместной деятельности, определенная общность эталонов поведения, общность картины мира, полей значений, ценностей, целей и интересов членов группы способствуют возникновению у них такого рода синхронных психических состояний, которые соответствуют данной ситуации и сходны у всех членов группы общения.

Результат коммуникацииэто и возможное изменение установок или поведения членов группы, под воз-

103

действием внешних стимулов, это и достижение, определенной степени сопереживания, взаимопонимания, согласия между участниками общения. В йоммуникатив-

•ном акте-происходит выравнивание уровней информированности и приобщенности к .одним и тем же ценностям, выравнивание степени осознания мира, соизменение картины мира. Принятие той или иной идеи, понимание какого-либо вопроса, проблемы углубляется именно по-

•тому, что человек видит в синхронных переживаниях партнеров по общению сходное со своими переживаниями. .

. Духовное общение может происходить не только на межличностном уровне. Есть еще одна весьма специфи-.ческая форма общения. Мы уже отмечали, что наиболее ценные моменты духовной жизни общества, объективи-руясь, входят в фонд культуры, своеобразную «память» общества. Объективированные в речи, книгах, произве' дениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», распредмечиваются, становятся достоянием сознания людей. В этом случае осуществляется как бы опосредованное общение между людьми различных поколений, эпох, культур через объективи-р.ованные результаты духовной деятельности.

3. Практически все исследователи выделяют весьма .специфический слой художественную культуру. Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т. п.). Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Органичность, неизвестная другим формам духовной деятельности, и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры, который вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость архитектуры к технике), а с другой к слою культуры духовной (близость, например, литературы к науке).

Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока не достаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник_ искусствопублика». Это некая самоуправляемая си-104

сТемаде элементами, являются '-«художественное производство—^ художественные  .ценности художествен* иоеяотребление»."В художественной культуре человеческая деятельность- представлена всеми своими видами, которые не только сливаются, отождествляются в самой йскусстве,-но, специфически преломленные, входят в-ху--дежественную культуру, окружающую искусство' своими-институтами.               '       '             •'"'

Центральным звеном художественной культуры является искусство, как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Вопросы о происхождении и сущности искусства изучает эстетика. Искусство'художественно-образное отражение действительности, зародившееся на определенной ступени развития человечества. Искусство возникает на основе труда, само является специфической формой труда.' Существует множество гипотез о возникновении искусства (из игры, магическая гипотеза и др.). По-видимому, потребность людей сохранить человеческий мир, социальный опыт в доступных формах и была основной в процессе возникновения художественно-образного отражения действительности. Специфика искусству может быть понята только через художественный об-раз.конкретно-чувственный образ, воплощающий эст^ тическое отношение человека к действительности. Художественный образэто единство типичного и индивидуального, субъективного и объективного, эмоционального и рационального.

Искусство невозможно вне преобразовательной деятельности, внедряющейся в художественную культуру » форме художественного производства. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку восприятие произведений искусства есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентацион-ная деятельность, входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность, со своей стороны, проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук. Художественная культура представляет собой относительно автономную и самоуправляемую систему цирку-лирования специфической, неперекодируемой эстетической информации, все звенья которой скреплены сетью прямых и обратных связей.

105

Таким образом, подводя итоги сказанному, подчеркнем, что феномен культуры обязан в своем происхождении, бытии и функционировании деятельности субъекта (человечества, народов, социальных групп, индивидов). .-Правеем многообразии конкретных форм проявления культура выступает каннское целое, система. Последняя обладает сложной структурой, элементы и основные взаимосвязи которых были рассмотрены выше.




1. комунікаційних технологій Навчальна дисципліна- Мережні операційні системи Лабораторія- Інформа1
2.  СМЕРТЬ КАК БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ Старость представляет собой стадию индивидуального развития по достиже
3. Введение Плавание в древние времена и современные стили плавания Александр Попов Русский Тарзан Пораже
4. Лабораторная работа
5. заменителей и меньше ~ дорогих
6. Состав задания на техническое обследование Оценка технического состояния задания производится на ос
7. Сучасний стан харчуванняекології та здоров~я населення України
8. Курсовая работа- Технология монтажа вибрационных конвейеров
9. Классификация автоматизированных систем управления
10. Информатика
11. Существует ли тринадцатая планета солнечной системы
12. двум странам особенно популярны Прага и Париж или обзорные когда за одну поездку посещается 48 стран
13. Основные этапы и цели моделирования
14. практикумов дополненная основными на мой взгляд понятиями с лекций
15. ями выполненными автором в китайском стиле Предисловие Смертоносные гвозди ~ пятая заключительн
16. Отчет по аудиторской проверке22 Заключение25 Список используемой литературы27 Введение В со
17. темахrdquo; Тема-ldquo;Вывод на экран круговой диаграммыrdquo; Выполнил- Ли О
18. Искусство древнего Рима как продолжение древнегреческого Глава 2.html
19. Что представляет собой свет Очень долго существовали две теории света-
20. Тема 2. Налоговая система Российской Федерации 1