Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Частное учреждение образования
«БИП-Институт правоведения»
Контролируемая самостоятельная работа
Вдовиченко П.И.
Философия природы.
2007
Тема: «Философия природы»
Цель: Раскрыть понятия «природа» и показать связь природы и общества.
План
1. Понятие природы. Формы восприятия природы в истории философии.
Понятие «природа» употребляется, узком и широком смысле. В узком смысле природа это совокупность естественных условий существования человека и человечества.
В широком значении это вся Вселенная, т.е. это материя, взятая во всём многообразии её форм. По отношению к понятию «природа» противоположностью является понятие «культуры», т.е. преобразованная человеком природа, всё освоенное, возделанное, преобразованное человеком.
Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связаны с природой, т.к. сам человек есть часть природы.
В истории философии существовали и существуют различные точки зрения на природу.
В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое. Человек не противопоставляется природе и мыслился как одна из её частей. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.
Совершенно иначе рассматривалась природа в средневековой христианской культуре. Природа и сам человек толковалось как нечто сотворённое Богом. Однако природа считалась чем-то более низким, чем сам человек, т.к. в процессе творения человек был наделён божественным началом душой. А природа души не имеет. Нередко она даже мыслилась как источник зла, которое необходимо преодолеть. Жизнь человека выступала как борение божественного начала души с греховным природным началом телом.
Вместе с тем в недрах христианского мышления существовала и другая линия в отношении природы. Её сущность сводится к следующему: Бог дал людям две книги, Библию в которой его мудрость явлена непосредственно, и книгу природы, где Бог запечатлел свою мудрость «на камне творения». Эти воззрения в дальнейшем сыграли положительную роль в возникновении науки о природе естествознания.
В эпоху Возрождения отношение к природе значительно изменилось. Человек видит в природе источник радости и наслаждения, открыл для себя её красоту.
Природа стала пониматься как убежище, которое противостоит развращенной и порочной человеческой цивилизации.
Французский мыслитель Ж.Ж.Руссо (1712-1778) утверждал, что переход человека от природного (естественного) состояния к социальному является источником всех несчастий человечества.
В период становления промышленного капитализма (Новое время) возник ещё один тип отношения человека к природе. Сущность этого отношения состоит в том, что человек должен господствовать над природой, а природа это кладовая, из которой можно и нужно брать без всякой меры и счёта.
Английский философ Ф.Бэкон (1561-1626) провозгласил целью науки и научного познания вырвать, отнять у природы все её тайны, чтобы в ней безраздельно хозяйничать.
Такое потребительское отношение к природе во многом сохранилось и до настоящего времени.
Лишь некоторые мыслители обращают внимание на опасность неограниченного употребления мощи научно-технического современного общества, предупреждают о трагических последствиях такой деятельности. Во взаимодействии природы и общества должны утверждаться разумность и гуманность (коэволюция).
2. Природа как самоорганизующая система и как среда обитания человека.
Природа как всё сущее в бесконечном многообразии своих проявлений в своём развитии проходит ряд ступеней, которым соответствуют определённые структурные уровни материи.
В неживой природе такими уровнями являются:
В живой природе различают:
Человек осуществляет свою деятельность в природе как в среде обитания, создаёт «вторую природу» с материала «первой» природы. Осуществляется, таким образом, обмен веществ между обществом и природой и, если бы этого не было, то была бы невозможна сама жизнь.
В настоящее время эксплуатация природы привела к тому, что масштабы истребления традиционных источников энергии, сырья и материалов стали сравнимыми с общими их запасами в земной природе. То же самое вырисовывается и в отношении естественной (природной) базы для производства продовольствия. Это связано с быстрым ростом населения планеты Земля.
Всё это создаёт объективно-природную и основу и необходимость перехода к более бережному и эффективному использованию природных ресурсов.
Наукой разрабатываются программы, которые учитывают границы допустимого воздействия на природу и необходимого её сохранения и воспроизводства.
3. Природа и общество. Научно-технический прогресс и экология.
Понятие «общество» употребляется в двух значениях: в широком и в узком.
В широком смысле общество это вся совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
В узком смысле общество это определённая общественно-экономическая формация (или этапы в её развитии).
Природа и общество неразрывно связаны. Природа это не только среда обитания и деятельности человека, но своеобразный арсенал средств труда и специфическая «кладовая» продуктов питания.
Существует несколько отличий природы и общества.
Они различаются по своему содержанию. Общество состоит из элементов, не созданных самопроизвольным развитием природы. Орудия и условия труда и сами люди, способные к созданию средств труда это уже преобразованная («вторая») природа.
Различаются общество и природа и по способу существования. Способ существования живой природы обмен веществ, а способ существования общества является процесс материального производства.
Ещё одно отличие природы от общества. Оно проявляется в специфике законов их существования. Природные законы существовали до возникновения общества и могут существовать без общества, а общественные законы без людей существовать не могут.
Природа не может изменить сущности общества, но оказывает влияние на различные стороны общественной жизни.
Можно выделить несколько аспектов такого влияния:
Современный человек должен заботиться о последствиях своей деятельности в природе, отказаться от стереотипа «завоевателя» природы.
Контрольные вопросы
Тестовые вопросы:
1. Определите философскую категорию, соразмерную категории «природа», понимаемой в широком смысле слова:
а) бытие,
б) материя,
в) небытие.
5. Назовите тип цивилизации, для которого характерна идеология ненасилия в отношениях человека и природы:
а) западная цивилизация;
б) восточная цивилизация.
в) микенская цивилизация;
г) средиземноморская цивилизация;
6. Укажите тип объектов, особенности которого зафиксированы в содержании понятия «биосфера»:
а) неживое вещество; в) живое вещество;
б) неразумное существо; г) разумное существо.
7. Выделите мыслителей, с чьим именем связана разработка учения о ноосфере:
Ф. Ницше, Э. Леруа, В.И. Вернадский, Г. Гегель, В.И. Ленин, П. Тейяр де Шарден, Ж.-П. Сартр, К. Поппер.
8. Укажите, что характеризует термин «ноосфера»:
а) сферу труда; в) сферу духа;
б) сферу разума; г) сферу человеческого общения.
9. Выделите принцип, лежащий в основе учения о ноосфере:
а) принцип господства человека над природой;
б) принцип равновесия природных систем;
в) принцип коэволюции человека и природы.
Задания
Литература
Дополнительная литература