Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Отделение музыкально-компьютерных технологий
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
для студентов заочной формы обучения
направления подготовки 050600.62 Художественное образование (540700),
профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (5407010)
Екатеринбург 2012
Настоящие задания и методические указания для выполнения контрольной работы составлены в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом направления 050600.62 Художественное образование (540700) для квалификации 050600.62 бакалавр художественного образования и учебным планом профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (540710).
Составитель доктор педагогических наук, профессор Е.Ю. Глазырина
Одобрены на заседании кафедры музыкально-компьютерных технологий. Протокол от 26.01.2012 № 7
Заведующая кафедрой МЗ Е.Ю. Глазырина
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией отделения музыкально-компьютерных технологий РГППУ. Протокол от 26.01.2012 № 5
Председатель
учебно-методической комиссии ОМЗ Е.Ю. Глазырина
ФГАОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический
университет», 2012
Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж экз. Заказ № . ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей,11.
__________________________________________________________________
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул.Машиностроителей, 11.
Уважаемые студенты!
Предлагаемые Вашему вниманию методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Технологии и методики музыкального обучения» составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления Художественное образование (540700), учебным планом профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (5407010) и содержанием рабочей программы дисциплины «Технологии и методики музыкального обучения». Данная дисциплина входит в блок дисциплин общепрофессиональной подготовки бакалавра художественного образования (федеральный компонент).
Цель курсовой работы формирование у студентов умений и навыков самостоятельной исследовательской работы по изучению, анализу, обобщению и реферированию научно-теоретических источников; разработке учебно-методических материалов (учебные программы или их разделы, методические разработки и планы уроков, методические указания и др.), а также методов и приемов их апробации в практике современного музыкально-образовательного и воспитательного процесса.
Выполнение студентами курсовой работы по данной учебной дисциплине способствует решению следующих задач:
В межсессионный период самостоятельная работа студентов-заочников по дисциплине «Технологии и методики музыкального обучения» предусматривает:
изучение, конспектирование и реферирование научной, учебной, учебно-методической литературы, программных документов по вопросам теории и практики учебно-воспитательного процесса в системе начального, дополнительного художественного, среднего специального музыкального образования;
изучение и анализ структуры и содержания программ полихудожественного и музыкального образования и воспитания;
наблюдение и обобщение опыта работы ведущих педагогов по гуманитарно-художественным дисциплинам;
апробация в собственной практической деятельности различных форм, методов и типов уроков гуманитарно-художественного цикла;
подготовка методических разработок уроков гуманитарно-художественного цикла (или их фрагментов);
разработка научно-теоретического и методического обоснования использования информационных технологий и программного обеспечения в содержании учебно-воспитательного процесса по гуманитарно-художественным дисциплинам;
создание варианта образовательной (обучающей) программы (авторской или составительской) в области музыкального образования или полихудожественного воспитания;
прослушивание аудиозаписей музыкальных произведений (классическая музыка, произведения современных композиторов, образцы музыкального фольклора) и просмотр видеозаписей (уроки гуманитарно-художественного цикла, музыкально-сценические спектакли, музыкально-образовательные программы, концерты отечественных и зарубежных музыкантов-исполнителей и др.).
Студенты заочной формы с сокращенным сроком обучения выполняют курсовую работу в 4-ом семестре. Студенты заочной формы с полным сроком обучения выполняют курсовую работу в 7-ом семестре.
1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1.1. Общие положения
1.2. Структура курсовой работы
Курсовая работа состоит из следующих позиций:
1. 3. Содержание позиций в структуре курсовой работы
6. В библиографическом списке приводится перечень источников, прямо или косвенно цитируемых в курсовой работе, а также тех изданий, которые повлияли на формирование концептуального подхода при исследовании данной проблемы, разработку методических положений. В тексте курсовой работы ссылки на цитируемые источники (научно-методические, литературно-поэтические, публицистические, нотные, мемуарные и т.п.) следует оформлять грамотно, в алфавитном порядке, с указанием автора или составителя, названия издания, города, издательства и цитируемой страницы (прежде всего первоисточник). Списки источников оформляются в соответствии с ГОСТ (см. библиографический список данных методических указаний).
7. Приложения к контрольной работе приводятся после библиографии. Каждое из них начинается с нового листа и имеет свой порядковый номер (например, Приложение № 1, Приложение № 2 и т.д.). В качестве приложений к курсовой работе могут быть: творческие работы учащихся (рисунки, поэтические и литературные произведения (или их фрагменты), музыкально-нотный материал (на бумажном, аудио- или цифровом носителе); фотографии (творческих работ учащихся, оборудования, выставок и/или экспозиций); иллюстративный материал (иллюстрации, репродукции и т.д.); графики, диаграммы; образцы анкет, тестов, вопросников (для учащихся, их родителей, педагогов); афиши, программы, анонсы; материалы из средств массовой информации (газет, журналов, периодической печати и т.д.); дипломы, грамоты, благодарственные письма (педагогов, учащихся) и др.
курсовой работы
В основных разделах-главах курсовой работы обобщаются основополагающие теоретические и методические подходы к решению избранной проблематики: раскрывается содержание ключевых категорий, заявленных в формулировке курсовой работы и названиях ее основных разделов-глав; формулируется понятийно-терминологический аппарат; приводятся и сопоставляются научные взгляды на проблему по сходству и различию; анализируются различные способы и методы практического решения указанной научно-теоретической проблемы.
Значение теоретических разделов-глав курсовой работы заключается в создании научно-исследовательской базы, имеющей характер если и не объективной новизны (то есть объективно новое знание для науки), то новизны субъективной (значение проделанной научно-теоретической работы для самого исследователя, его дальнейшей практической деятельности).
Помимо теоретических разделов-глав в структуре курсовой работы могут быть разделы-главы практико-методической направленности. В них может быть представлено:
содержание опытно-экспериментальной работы по апробации основных теоретических положений исследуемой проблематики;
анализ и обобщение опыта работы ведущих педагогов по гуманитарно-художественным дисциплинам;
описание апробации различных форм, методов и типов уроков гуманитарно-художественного цикла в собственной практической деятельности и выводы о степени их эффективности;
методические разработки уроков гуманитарно-художественного цикла (или их фрагментов);
научно-теоретическое и/или методическое обоснование путей и способов использования информационных технологий и программного обеспечения в содержании учебно-воспитательного процесса по гуманитарно-художественным дисциплинам;
вариант образовательной (обучающей) программы (авторской или составительской) в области музыкального образования или полихудожественного воспитания.
Требования к оформлению текста
1. Текст курсовой работы должен быть напечатан с одной стороны на листах формата А4 с размерами полей: верхнее и нижнее 2 см, левое 2 см, правое 1 см. Номера страниц проставляются арабскими цифрами внизу по центру, начиная со второй страницы. Титульный лист является первым и не нумеруется. Размер шрифта 14, шрифт Times New Roman. Для заголовков разделов можно использовать размер шрифта 16 Times New Roman, а для заголовков подразделов размер шрифта 14 Times New Roman (курсив). Сокращения слов в тексте курсовой работы не допускаются.
2. Правила оформления цитируемых отдельных авторских публикаций из сборников материалов (статей, научно-методических и музыкально-нотных материалов и т.д.) следующие: указывается автор и название публикации, затем (через две наклонные черты) название всего сборника, составитель (редактор), город, год издания, страницы отдельной авторской публикации (или музыкального произведения) в данном сборнике.
3. При оформлении списка источников допускаются некоторые общепринятые сокращения, например: «составитель» «сост.», «издание» «изд.», «Москва» «М.», «Санкт-Петербург» «СПб.» и др.
4. Цитируемый материал следует отбирать в работе тщательно и в умеренном количестве. Допускается использование прямых и косвенных цитат. Прямые цитаты заключаются в кавычки и завершаются нумерацией в последовательном порядке на протяжении всей работы и в соответствии с общим списком цитируемых источников.
Форма предъявления материалов курсовой работы
Курсовая работа предъявляется в следующих формах:
а) в распечатанном виде на бумаге (листы форматом А4);
б) на дискете формата А3 с указанием названия дисциплины, Ф.И.О. студента, номера его группы, года написания работы.
3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная учебная литература:
Глазырина Е.Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога [Текст]: Учебно-методический комплект/Е.Ю. Глазырина; ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, 2008.
Кадцын Л.М. Бытовые и концертные жанры музыкального искусства от Возрождения до наших дней: Учебное пособие. Екатеринбург: ИП Лисицина, 2010. 264 с.
Серебрякова Л.А. Музыка уральских композиторов: Учебник для музыкальных вузов. Рекомендовано УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений // Екатеринбург, ООО «ИРА УТК», 2011. 336 с.
Дополнительная учебная литература:
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: Учебное пособие. М.: Прометей, 2005.
Авров Д.Н. Спектакль и зритель: Как смотреть и оценивать спектакль: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1985.
Акопян К. Метод музыкального воспитания Ф. Делаланда//Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики. М.: Инфан, 1990.
Алиев Ю.Б. Белобородова В.К. Рачина Б.С. и др. Программа для общеобразовательных школ. Музыка 1-8 класс. М.: МО РФ, 1993.
Амонашвили Ш. Единство цели. М.: Просвещение, 1987.
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001.
Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия. М.: МПГИ, 1986.
Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном воспитании и образовании. Л.: Музыка, 1973.
Баженова Л.М., Бондаренко Е.А., Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. Для общеобразовательных и специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений. б/и, б/г.
Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.
Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург, Издательство Дома учителя. 2001.
Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий/Под общ. Ред. Г.П. Шевченко и Б.П. Юсова. Луганск, 1990.
Волкова П. Музыкальные занятия в условиях полихудожественного развития школьников: Учебное пособие. ОблИУУ, Астрахань, 1993.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1998.
Глазырина Е.Ю. Музыка в четвертом измерении. Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников. Монография. М.: Искусство в школе, 2001.
Глазырина Е.Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога: Учебно-методический комплект. Екатеринбург, Полиграфист, 1996.
Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки урок искусства. М.: Прометей, 1989.
Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроках музыки/Музыкальное воспитание в школе. Вып.15. М.: Просвещение, 1982.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Древс У., Фурман Э. Организация урока (в вопросах и ответах): пер. с нем. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура). Пособие для учителя. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. М.: Классика-ХХ1, 2002.
Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Под ред. О. Апраксиной. М.: Просвещение, 1990.
Ильев В.А. Технологии театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО «Аспект-Пресс», 1993.
Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. М.: Знание, 1984.
Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы. Программы для школ общеобразовательного типа. М.: Музыка, 1994.
Каган М.С. Философия культуры. Академия гуманитарных наук и др. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.
Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В., Кузьмина О.В. Искусство слышать: Методическое пособие. М.: Радуница, 1994.
Корогодский З.Я. Ваш театр. СПб.: СПб ГУП, 1996.
Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 классы: Пособие для учителя/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: Просвещение, 2002.
Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.
Музыка как художественное познание мира: Материалы Международной научно-практич. конференции. Омск, Изд-во «Мир музыки», 2003.
Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Сов. композитор, 1983.
Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Сов. композитор, 1976.
Пеня Н.Г. Космос театра/Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995.
Пеня Н.Г. Сказка игры/ Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995.
Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982.
Проблемы ноосферы и устойчивого развития: материалы первой Международной конференции. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1996.
Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа М.: Дрофа, 2001.
Программы дополнительного художественного образования детей. М.: Просвещение, 2005.
Пять испытанных инновационных концепций. Общий педагогический центр. Нидерланды, Утрехт, 1995.
Разбаш М.А. Об игровой природе кукольного театра/Театр и образование. Сб.н.тр. Отв. ред. Е.К. Чухман. М.: Изд-во РАО, 1992.
Савенкова Н.Г. Изобразительное искусство и среда. Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств. М.: б/и, 1995.
Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры: Учебно-методическое пособие/Под общ. ред. Б.Я. Табачникова. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Современные подходы к теории эстетического воспитания (материалы и тезисы Буровских чтений). М.: ИХО РАО, 1999.
Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. Ч.1 Становление средств массовой коммуникации в художественной культуре первой половины ХХ века (Богомолов Ю.А., Борев В.Ю., Вартанов А.С. и др.). Отв. Ред. Н.М. Зоркая. М.: Искусство, 1983.
Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.
Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др., 2-е изд. М.: Флинта-Наука, 1999.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.
Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкального педагогического образования. СПб.: Образование, 1996.
Терентьева Н.А. Технология и методика обучения музыке: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного освоения различных видов искусств. М.: Прометей, 1990.
Тетерская Т.Н. Европейская художественная культура и проблема гуманизации педагогики. СПб.: С-Петербург. орг-ция о-ва «Знание» России, 1995.
Торшилова Е.М. «Шалун или Мир дому твоему»: программа и методика эстетического развития школьников. М.: б/и, 1998.
Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 37 лет (теория и диагностика). 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
Торшилова Е.М., Большаков В.Ю. Интеллектуальная и эстетическая одаренность: теория и диагностика. М.: ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2000.
Тричков Б. Лестница. М.: Музгиз, 1940.
Уроки театра на уроках в школе/Театральное обучение школьников 1-ХI классов/Программа, методические рекомендации, сборник упражнений/Сост. А.П. Ершова. М.: НИИ художественного воспитания, 1990.
Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство: Методическое пособие для учителя: 1 класс четырехлетней начальной школы. М.: Вентана-Графф, 2002.
Художественное творчество и ребенок: Монография/Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972.
Царев М.И. Мир театра: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1987.
Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы/Под общ. ред. В.С. Библера. Кемерово: АЛЭФ, 1993.
Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. М.: Флинта: Наука, 1998.
Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. и др. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001.
Экспериментальные программы комплекса художественно-творческого развития школьников (1-8 классы). М.: Просвещение, 1989.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.
Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Знание, 1964.
Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Просвещение, 1971.
Приложение № 1
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Отделение музыкально-компьютерных технологий
Кафедра музыкально-компьютерных технологий
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине
«ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
на тему:
(формулировка темы)
студента(ки) заочного отделения
с полным/сокращенным сроком обучения
направления 050600.62 Художественное образование (540700)
профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (5407010)
Выполнил (а)
студент (ка) группы …………………………………………..А.А. Иванов
Зачетная книжка № …….
Проверил:
доктор пед.наук, профессор…………………………………...С.В. Петров
Екатеринбург 20__
Приложение № 2
П Р И М Е Р О Ф О Р М Л Е Н И Я
«С О Д Е Р Ж А Н И Я»
курсовой работы
по дисциплине «Технологии и методики музыкального обучения»
на тему:
«Методологические основы обновления
содержания школьного музыкального образования»
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ .………..………………………………………...………...с. 3
1. Методология музыкального образования: реальность и
перспективы развития ………………………………………………………с. 7
1.1. Значение методологической подготовки учителя музыки
для профессиональной педагогической деятельности в системе
образования ……………………………………………………………………..с.7
1.2. Музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского
как методологический феномен …………..…………………………………..с.17
школьного музыкального образования ………...………………….……..с.31
2.1. Обновление содержания современного школьного урока музыки
на основе тематизма …………………………….……………………….……..с.31
2.2. Пути обновления содержания уроков музыки в УШ классе ……...с.40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………...………..….с.52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………...………..…..с.57