Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 11
ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
2. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА, ХАРАКТЕР ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА || И ОБЩЕСТВА
В социальной философии под природой принято понимать непосредственно окружающий нас материальный мир, взятый в единстве и бесконечном многообразии своих форм проявлений и выступающий в качестве естественного условия существования человека и общества. Природа это не-общество, нечто несоциальное, к чему еще не притронулась рука деятельного человека. Вышедший когда-то из природного ("дикого") мира, человек своей судьбой оказался быть обреченным на присутствие и существование в нем. И.Гете так писал об этом: «'Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски, и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее". Все люди, подчеркивал немецкий мыслитель, находятся внутри ее, а она пребывает в каждом из нас.
Природный мир представляет собой тесное единство живого ("текучего") и неживого ("застывшего"), органического и неорганического. В социальной философии к понятию природы непосредственно примыкает понятие биосферы. Под ней понимают "мир живого", который является тонкой, хотя и предельно насыщенной и многообразной оболочкой нашей планеты. Биосфера зародилась примерно 34 миллиарда лет назад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни как уникального явления Космоса. Жизнь это специфический способ бытия материального мира, существование органических тел на Земле. Для всего живого характерны обмен веществ с окружающей средой, рост и размножение, наследственность, борьба организмов между собой и естественный отбор наиболее приспособленных к существованию, способность создавать порядок из хаоса. Большой вклада изучение биосферы внесли Ж.Ламарк и Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие ученые. Жизнь это постоянное обновление мира посредством неизбежной смерти, ухода в небытие. Дело в том, что смерть в природе уступает дорогу для новой жизни, и тем самым как бы "оправдывает" себя, свое "право" на существование.
Для характеристики природной среды как сложной динамической системы, с которой человек непосредственно соприкасается и взаимодействует, в науках применяются и другие понятия. Так, под географической средой понимается та часть природы, которая оказалась вовлеченной в хозяйственную деятельность человека и активно используется им в своих целях. Наука выделяет и исследует также литосферу (почвы), гидросферу (воды) и атмосферу (воздух) как основные компоненты биосферы.
В ходе своей трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную "вторую природу", т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть "очеловеченная" природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов "второй природы" является техносфера. Она включает в себя многочисленные и весьма разнообразные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир это одно из самых ярких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного, творческого.
В XX веке в научный оборот вошло понятие "ноосфера" (Э.Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский}. Под ней понимается тончайшая разумная оболочка Земли, ее "мыслящий пласт". Ноосфера -. это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она явилась закономерной ступенью в развитии биосферы, величайшим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала в наше время не только мощной геологической, но и космической силой, фактором глобальных изменений на Земле. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития, и это открывает новые перспективы для существования человечества. Ноосфера являет собой убедительное подтверждение уникальности и величия человека, его колоссальных сил и возможностей. Мы хотим подчеркнуть, что ноосфера есть одновременно и антропосфера, т.е. это очеловеченный мир, среда его повседневного существования.
В последние годы очень популярным в нашем лексиконе стало слово "экология". Но, к сожалению, в него нередко вкладывают совершенно неприемлемый смысл: "экология духа", "плохая экология", "борьба за экологию" и т.п. Между тем, в строгом смысле слова экология это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов (включая и человека) со средой своего обитания (греческое слово "ойкос" означает "дом"). Организмы это все живое на нашей планете, а среда обитания есть то, что их непосредственно окружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Что же касается социальной экологии, то она исследует отношения в системе "обществоприрода" и в настоящее время становится все более актуальным и перспективным направлением научного познания.
Какое же значение для человека и общества имеет природа? Во-первых, природа это наша мать ("рождающее начало"). Уже в древней мифологии и философии выделялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь и эфир), из которых якобы произошел и состоит мир. Породив человеческий род в ходе своей эволюции, природа присутствует в каждом из нас в качестве биологической составляющей наших сущностных сил. Вот почему разрыв с природой всегда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в ее лоне. Подчеркивая это, К.Маркс писал: "Природа есть неорганическое тело человека, а именно природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть". Человек органическая часть природы, и этот тезис является "альфой" и "омегой" современной философии и науки.
Во-вторых, природа является источником всех потребительских благ, "питающим началом". Пища, одежда и жилье, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемыевсе это в итоге получено человеком из природы. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека. Природа является также и важнейшим источником физического здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.), что особенно важно в наше время. Истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человеческого рода, лишение возможности существования для грядущих поколений людей. Очевидно, что природа оказывает существенное влияние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда.
В-третьих, природа выступает также и как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения ("прекрасное начало"). Природа это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице. Неудивительно, что образ природы неизменно присутствует в художественной литературе, в живописи и других видах искусства. Ее изображали на своих полотнах знаменитые художники И.К.Айвазовский и И.И.Левитан. Ею восторгались русские поэты А.С.Пушкин и С.А.Есенин. О ней размышляли Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие писатели. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества чувство красоты, нежность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.
Обобщая, можно сказать, что природа это исток человечества, естественное и необходимое условие его существования и развития, базисное основание общества как социокультурного организма. Она является общим Дамам для человеческого рода, величайшей и непреходящей ценностью материального и духовного порядка.
Раскрывая историю взаимоотношений между обществом и природой, подчеркнем, что эти отношения (взаимодействия) в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности. Покажем это на следующих исторических иллюстрациях и примерах.
Собирателъская (присваивающая) цивилизация была самым ран-ним периодом в истории человека, когда он не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней, к ее стихиям и капризам. Следы его деятельности в то время были практически незаметны и носили локальный (ограниченный по масштабу) характер. Тем не менее, уже в эту эпоху человек смог обрести первую власть над силами природы. Он сумел создать простейшие орудия труда (каменный топор, лук, копье и др.), научился пользоваться огнем. Однако природа все еще воспринималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку, и поэтому она была предметом обожествления и ритуального поклонения в мифологии и религии.
В рамках аграрной (земледельческой) цивилизации природа еще во многом представлялась человеку как внешняя и слепая сила. Кос-моцентризм, как мировоззрение Древнего мира, требовал от человека жить "по Логосу"*, т.е. в согласии и гармонии с природой. Считалось, что в этом и должна состоять подлинная мудрость человека. Однако в это время масштабы практической деятельности человека значительно расширились. Появились земледелие и скотоводство, торговля и ремесло как специальные виды занятий. Формировавшиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека, противопоставляли его окружающей природе как якобы чему-то низшему, объекту практической деятельности. В средние века христианство уже провозгласило человека "царем" и "владыкой" на планете. Ему поручалось господствовать над всеми рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, которые населяют планету.
Промышленная (индустриальная) цивилизация в основном завершила процесс выхода человека из-под диктата Космоса, противопоставила его окружающей природе и обострила противоречия между ними. Этому способствовал дух антропоцентризма эпохи Возрождения с его идеей титанизма как якобы всесилия человека. В это время все больше утверждалась претензия человека, как "венца" природы, на осо-бость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов (в том числе и социального характера). Природа постепенно стала рассматриваться, прежде всего, как гигантская мастерская, а человек в ней представлял себя исключительно как умелого работника. Полагалось, что от природы якобы не следует ожидать милостей, и поэтому ее надлежит подвергать настойчивому штурму. Тем самым формировалась своеобразная психология покорения природы, а на последнюю стали смотреть лишь как на источник прибыли и практической пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека, основанный на стремлении к получению выгоды, нередко любым путем. В итоге сложился "системно-преобразовательный" тип природопользования, основанный на идеологии и психологии покорения природной среды.
К середине XX столетия человек фактически противопоставил себя окружающей природе. Он оказался как бы вне и над ней, превратив ее в объект насильственного и безграничного произвола и своекорыстного расчета. К такой ситуации привело бесконтрольное и хаотичное развитие хозяйственной деятельности, безудержная погоня за прибылью и комфортом существования, а также и сама психология "пользования" природой. Позабыв о Боге, человек уверовал в то, что ему, говоря словами Ф.М.Достоевского, якобы "все дозволено". Между Человеком и Природой возникло отчуждение, т.е. недоверие, вражда и пропасть. Природа же, со своей стороны, "отомстила" человеку, который преступил рамки разумной меры. В итоге на планете разразился глобальный (всемирный) экологический кризис. С началом постиндустриальной цивилизации этот кризис стал, наряду с гонкой ядерных и иных вооружений, самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человека, источником тревог и мрачных умонастроений в общественном сознании, включая и философию.
Таким образом, история взаимоотношений между человеком и природой свидетельствует о наличии отчетливой тенденции нарастающей экспансии (вторжении) человека в природную среду. В этом состоит одно из проявлений "богоборчества"' стремления человека к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обретению тотальной (всеобъемлющей) власти над природой.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА, ХАРАКТЕР И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Под экологическим кризисом принято понимать негативные и даже необратимые изменения структуры и качества природной среды, равновесия в ней, что ставит под вопрос само существование сложившихся на нашей планете форм жизни, включая и самого человека. Кратко говоря, экологический кризис это деградация и упадок биосферы, что связано с вытеснением естественного искусственным. К сожалению, именно это явление и характеризует, в первую очередь, особенность взаимоотношений между обществом и природой во второй половине XX и накануне XXI вв. Назовем и проиллюстрируем важнейшие проявления этого негативного процесса, который уже обрел в наше время глобальный (планетарный) характер.
Прежде всего, происходит интенсивное загрязнение окружающей среды воздуха, водных ресурсов, почвы. За последние 100 лет значительно возросла концентрация углекислого газа в атмосфере. В одном лишь 1993 г. его было выброшено около 23 млрд, тонн. Ежегодно в атмосферу выбрасывается также около 120 млн. тонн золы*. Каждый второй россиянин в наше время пьет загрязненную воду. На наших глазах исчезают огромные массивы водных ресурсов (например, Аральское море). Погибает символ русского народа река Волга, под угрозой находится уникальное озеро Байкал.
Из-за неправильной обработки и иных причин разрушается почва. этот тончайший плодородный слой. В результате она смывается в реки, и они мелеют, появляются пыльные бури и иные негативные последствия. Около 30 % территории нашей планеты уже являются • пустыней, и ежегодно к этому добавляется еще около 6 миллионов гектаров площадей. Между тем, на каждого планетянина приходится всего лишь 2,5 гектара суши, но и этот показатель в наше время неуклонно снижается.
Стремительно происходит истребление лесов, этого основного источника атмосферного кислорода ("зеленые легкие"). Ежегодно исчезает около 11 млн. гектаров леса, что равно территории четырех таких стран, как Бельгия. Наша планета все больше "лысеет", меняет свой ландшафт (внешний облик) под воздействием деятельности человека.
В результате интенсивного развития промышленности происходит потепление климата на Земле. Возрастает радиационный фон. что весьма опасно для жизни. В атмосфере возникли и вызывают большую тревогу "озоновые дыры" в стратосфере. Человеком истребляются различные виды редких животных киты, моржи, крокодилы и другие. По подсчетам международной экологической организации "Гринпис", в начале XXI в. с лица планеты навсегда могут исчезнуть около 25 тысяч видов животных и растений. Отрицательное воздействие на природную среду оказывает военная деятельность государств. Реальностью нашего времени стали техногенные катастрофы аварии на АЭС, в промышленности и на транспорте, взрывы трубопроводов. Все это очень негативно отражается на "самочувствии" природной среды и самих людях.
Основной причиной современного экологического кризиса является резкое возрастание антропогенной нагрузки на природную среду. Эта нагрузка связана с развитием человеком техники, промышленности и городов. В ходе расширяющейся хозяйственной деятельности природа уже не выдерживает ту нагрузку, которая падает на ее плечи (например, количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и иных продуктов деятельности человека). В итоге естественные процессы в природе и ее формы жизни начинают погибать. Так происходит, в частности, с лесами, болотами и реками, озерами. Из биосферной цепочки выпадают целые звенья виды растений и животных, реки, озера. Суть экологического кризиса состоит в том, что антропо-генная нагрузка на природу превосходит возможности ее сопротивляемости, и поэтому она начинает умирать. В итоге возникает парадоксальная ситуация: стремясь к прогрессу и добиваясь на этом пути впечатляющих результатов, человечество одновременно сводит на нет объективные возможности своего дальнейшего существования. Некоторые ученые полагают, что порог устойчивости континентальной части биосферы уже превзойден в 5 7 раз, и в 2020 2040 гг. наступит мировая экологическая катастрофа с гибельными для цивилизации последствиями.
Итак, социальная философия считает основной причиной современного экологического кризиса широкомасштабную экспансию (вторжение) человека в природную среду. В итоге это может привести к гибели биосферы, включая и самого человека. Возможно ли преодоление этого губительного процесса? Что нужно сделать на практике для спасения природной среды?
Во-первых, необходимо отказаться от "психологии покорения", т.е. преодолеть крайности антропоцентризма как мировоззрения, которое несет в себе завышенную самооценку человека, эгоизм и устремленность к власти над природой. Человек должен осознавать, что всякие его дальнейшие "победы" над природой на деле будут неизбежно порождать негативные последствия для него самого. Учитывая остроту глобального экологического кризиса в наше время, требуется осваивать принцип коэволюции,т.е. совместного (партнерского) существования человека и природы, равенства всех форм жизни на планете и равновесия в системе "обществоприрода". Этот принцип означает также, что человек, как существо разумное и деятельное, берет на себя ответственность за сохранение биосферы на планете, и это станет его основной функцией и миссией в мире. Коэволюция на деле есть, следовательно, биоцентризм, т.е. сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство всех форм и проявлений жизни на Земле. Биоцентризм предполагает ответственность человеческого рода за порядок в Космосе как в своем Доме. Эту идею ранее высказывали В. С. Соловьев в своем учении о всеединстве, Н.Ф.Федоров в идее общего дела людей, 77. Теияр де Шарден и В.И Вернадский разрабатывали учение о биосферно-ноос-ферной функции человечества. Принцип коэволюции все более активно осмысливается и в современной социальной философии. Тенденция усиления роли знаний в существовании современного общества позволяет надеяться на то, что благородная миссия спасения жизни будет сполна реализована мыслящим и ответственным человечеством.
Во-вторых, для решения экологической проблемы от человечества требуется решительно изменить модель (тип, способы, приемы) своей хозяйственной деятельности. Говоря об этом, уместно заметить, что летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию человечества. На ней вопрос был поставлен радикальным образом: или согласованными действиями будет спасена природа, или же погибнет вся цивилизация. Конференция подчеркнула, что характер современного производства и потребления в промышленных странах мира подрывает основы жизни на нашей планете. До сих пор использование природных ресурсов происходит в стихийных, неуправляемых формах, недальновидно и безответственно. Этому активно способствует и частная собственность, которая порождает установку на получение прибыли любой ценой, и безудержный эгоизм собственника. Следует добавить и то, что в мире происходит взрывоопасный рост населения (ежедневно примерно на 250 тыс. человек, в основном в слаборазвитых в экономическом отношении странах "третьего мира"), и это тоже увеличивает антропо-генную нагрузку на природную среду.
Конференция пришла к выводу, что требуется устойчивое развитие человечества, т.е. управляемый характер его деятельности. Очевидно, что прав был А". Маркс, писавший еще в 1868 г.: "...Культураесли она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню..." Вот почему основным делом современного человека должна стать упомянутая выше биосферная функция. Дальнейший прогресс только через сохранение жизни на планете, так кратко может быть сформулирована основная идея концепции устойчивого развития человечества. Нынешние поколения людей обязаны сохранить все необходимые и достаточные предпосылки и условия для существования своих потомков.
В-третьих, очевидна острая потребность в новой экологической политике на всех уровнях ее проявления (регион страна человечество). В современной России этот вопрос не менее злободневен, чем в иных странах мира. Распад Советского Союза как единого государства, межнациональные конфликты, разрушение прежнего экономического пространства, политическая нестабильность и слабость власти, все это усложняет и обостряет экологическую ситуацию в нашей стране. В настоящее время настоятельно требуются жесткое экологическое законодательство, совершенствование деятельности органов государственного контроля за состоянием природной среды и соблюдением экологических стандартов субъектами хозяйственной деятельности. Очень нужны целевые государственные программы по созданию заповедных зон, поощрение безотходных и закрытие грязных производств, ограничение военной деятельности, подготовка специалистов в области экологии и многое другое. Более активную роль в решении экологических проблем могла бы сыграть и общественность в лице "зеленого движения".
Русский философ В.С.Соловьев писал однажды, что "возможно троякое отношение к природе: страдательное подчинение ей в том виде, как она существует, затем деятельная борьба с ней, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния того, чем она должна стать через человека". Очевидно, что у современного человечества альтернативы уже нет: ему остается избрать лишь третий вариант отношения к природе, иначе не выжить.
В-четвертых, для преодоления глобального экологического кризиса необходима экологическая этика, т.е. высоконравственное отношение к природе, своеобразный экологический кодекс человека и гражданина. В основе такой этики должна лежать, по словам А.Швейцера, безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живому. Нужен экологический императив как обязательное для всех правило, которое может быть сформулировано следующим образом:
"Относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе". Или, кратко говоря: "Не навреди!" Современному человеку требуется осваивать новую экологическую культуру, т.е. иметь прочные знания о природе, проявлять гуманное отношение к ней, соблюдать разумную меру в хозяйственной деятельности. Экологический императив призван стать стержнем этой культуры, ориентируя человека на ненасилие по отношению к природе, на поиск гармонии в отношениях с ней. Впрочем, будем смотреть на все это значительно шире: речь идет об освоении культуры выживания человечества. По-видимому, прав был Ф.Бэкон, изрекая внешне парадоксальную (и на первый взгляд неприемлемую для европейского человека мысль): "Природа побеждается только подчинением ей".
Формирование экологической культуры следует начинать с самого раннего возраста человека. Неоценимую услугу в этом благородном деле могут и должны оказать семья и школа. Большой нравственный потенциал содержит в себе искусство, особенно художественная литература. Произведения наших соотечественников Ф.А.Абрамова и С.П.Залыгина, А.П.Платонова и Л.М.Леонова, В.Г.Распутина, напоминают нам о бессмысленности и недальновидности уничтожения природы во имя некоего "светлого будущего", предупреждают об опасности утраты человеком человечности в ходе этого и неизбежности расплаты за разрушение своих естественных корней и среды своего обитания. Человек должен преодолеть привычку смотреть на природу глазами господина высокомерно и самоуверенно. Куда лучше было бы брать пример с русского поэта С.А.Есенина, который, говоря его словами, "...зверье, как братьев наших меньших, /Никогда не бил по голове". Нельзя не согласиться и с призывом Е.А.Евтушенко:
"Берегите всех зверей внутри природы, /Убивайте всех зверей внутри себя". В отношениях человека с природой рано или поздно должен взять верх принцип биофилии любви к жизни и благоговения перед ней.
Итак, общество находится в естественной и органической взаимосвязи с природой. Все, что имеет человек, взято им, в конечном счете, из природы. Природа пребывает и внутри каждого из нас в виде наших биологических задатков и физических сил. Связь человека с природой является естественной и вечной, и ее нельзя разрушать, если человек имеет желание жить и творить в этом мире.