Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
О необходимости бояться ширка
Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:
"Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему равных, но прощает всё, что помимо этого, кому пожелает..."[62] ("Ниса'" (4):48, 116).
И сказал пророк Ибрахим:
"...и отдали меня и моих детей от поклонения идолам!"[63] ("Ибрахим" (14):35).
В одном из хадисов пророк сказал: "Самое страшное, чего я боюсь от вас, так это малый ширк". Когда его спросили, что это такое, он ответил: "Показуха"[64].
Ибн Мас'уд рассказывал, что посланник Аллаха сказал: "Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадёт в Огонь". Этот хадис передал аль-Бухари[65].
Муслим приводит хадис Джабира о том, что посланник Аллаха сказал: "Кто предстал перед Аллахом, не приобщая к Нему ничего, попадёт в рай; а кто предстал перед Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадёт в Огонь"[66].
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Необходимость бояться ширка.
2. Показуха является разновидностью ширка.
3. Она относится к малому ширку.
4. В этом заключается самая страшная опасность для праведников.
5. Близость как рая, так и Огня.
6. Объединение указаний на их близость в одном хадисе.
7. Представший перед Аллахом, не приобщающим к Нему ничего, попадёт в рай, а представший приобщающим к Нему что-нибудь, попадёт в Огонь, даже если он поклонялся Аллаху больше других.
8. Огромное значение имеет просьба Ибрахима, обращённая к Аллаху, уберечь его и его детей от поклонения идолам.
9. Урок, который извлёк Ибрахим из положения большинства людей, что видно из его слов: "Господи! Они ведь ввели в заблуждение многих людей..." ("Ибрахим" (14):36).
10. Толкование в этой главе слов "нет божества, кроме Аллаха" так, как об этом упомянул аль-Бухари.
11. Превосходство того, кто уберёгся от ширка.
[62] Из этого аята становится ясно, что ширк является величайшим грехом, потому что Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает его тем, кто не покаялся в нём. Прощение меньших грехов зависит от воли Аллаха, и если Он пожелает, то простит их тому, кто предстанет перед Ним с ними, а если пожелает, то накажет за них. Поэтому раб обязан сильно бояться ширка, значимость которого у Аллаха несравненно велика, ибо это является самой отвратительной и злостной несправедливостью, умалением права Господа миров, подлинным обращением обязанностей перед Ним кому-то другому, приравниванием его к Нему, как сказал об этом Всевышний: "...Но неверные придумывают равных Господу своему" ("Ан'ам" (6):1). Это противоречит цели сотворения, является величайшим противодействием Господу миров, высокомерием перед подчинением и покорностью Ему и перед повиновением Его повелениям, кроме которых для миров нет другого блага. Когда же люди лишатся этого, наступит Воскресение. Пророк сказал: "Не наступит Час до тех пор, пока не перестанут говорить на земле: "Аллах! Аллах!" (Муслим (148), Ахмад 3/107, аль-Хаким 4/494, Ибн Хиббан (1911).
Ширк - это уподобление творений Всевышнему Творцу и приобщение их к Нему в обладании Божественными качествами - способностью приносить вред и пользу, даровать и лишать, - которые требуют обращения мольбы, страха, надежды, упования и иных видов поклонения их обладателю. Кто же обращает поклонение к творениям, тот уподобляет их Творцу, уподобляет того, кто не владеет для себя ни вредом, ни пользой, ни жизнью, ни воскрешением, Тому, кому принадлежит хвала, творения и царство целиком. К Нему возвращаются все дела, Он владеет добром и происходит только то, что Он пожелает. Никто не воспрепятствует тому, что Он дарует, и никто не одарит того, кому Он воспрепятствует. Никто не удержит Его милость к людям, и никто не возместит её после Него, и Он - Могущественный, Мудрый!
Самым отвратительным же уподоблением является уподобление немощного и бедного Всемогущему и Богатому. Особенностью божественной природы является абсолютное совершенство во всех отношениях, без малейшего недостатка. Это требует обращения всего поклонения только Ему Одному - возвеличивания и благоговения, страха и мольбы, надежды и покаяния, упования и просьбы о помощи, наивысшей любви и наивысшей покорности. Разум, шариат и врождённая природа человека требуют обращения этого Одному Аллаху и противятся поклонению кому-либо другому. Тот же, кто обратил хоть что-то из этого кому-либо другому, уподобил его Тому, которому нет подобных, равных и достойных. Это является самым отвратительным и ложным уподоблением. Из-за этих и прочих обстоятельств Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает ширк несмотря на то, что Он предписал для Себя милосердие. Об этом сказал Ибн аль-Каййим.
[63] Если Ибрахим- имам правоверных и возлюбленный Аллаха боялся ширка, то тогда страх перед ним обязаны испытывать все верующие. Причина этого раскрывается в словах Ибрахима: "Господи! Они ведь ввели в заблуждение многих людей..." ("Ибрахим" (14):36).
[64] Ахмад 5/(428, 429) от Махмуда ибн Лабида, "Шарх ас-Сунна" аль-Багви, "аль-Кабир" ат-Табарани; достоверный хадис.
[65] Аль-Бухари 8/132, 11/493, Ахмад 1/(462, 464).
[66] Муслим (93).