Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

нравственного воспитания направленного на нравственное совершенствование личности школьника приобретает

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE  1

Е.А.Морозова

ВИПКРО, г.Владимир, Россия

ГЕНЕЗИС НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: поликультурный подход, поликультурное пространство, трансформация моральных ценностей, нравственное воспитание,  самовоспитание.

Key words: multicultural approach, multicultural space, transformation of moral values, moral education, self education.

Современная концепция модернизации Российского образования  выделяет школу в качестве одного из важнейших факторов гуманизации общества. В этой связи проблема духовно-нравственного воспитания, направленного на нравственное совершенствование личности школьника, приобретает особую актуальность.

Нравственное совершенствование осуществляется через нравственное воспитание, включающее в себя нравственное образование, направленное как на рост общественного сознания в целом, так и на нравственный рост отдельной личности. Под нравственным воспитанием, в первую очередь, понимается принятие общественных норм морали отдельно взятым субъектом и формирование индивидуальной нравственности. Нравственное воспитание, по мнению Н.И.Болдырева, является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогического действия. Этот процесс длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены по времени.

Для совершенствования духовно-нравственной воспитательной работы в школе необходимо проанализировать имеющийся опыт в решении проблем духовно-нравственного совершенствования личности. В процессе анализа опыта нами были выделены следующие этапы, основанные на различных методологических идеях:

  1.  этап духовно-нравственного воспитания, направленного на формирование православных духовно-нравственных ценностей (1811 – 1917гг.);
  2.  этап духовно-нравственного воспитания, построенного на коммунистической идеологии (1918 г. –  середина 80-х гг. XX в.);
  3.  этап духовно-нравственного воспитания, направленного на формирование этики и психологии семейной жизни (80-е – 90-е гг. XXв.);
  4.  этап пропедевтики реализации поликультурного подхода в духовно-нравственном воспитании (конец 80-х гг. XX в.– по настоящее время).

Каждый этап закономерно связан с исторической реальностью: в XIX в. духовным стержнем общества являлось Православие; после революции 1917 г. идеологической основой образования становится марксизм-ленинизм и, соответственно, формируется марксистско-ленинская мораль, которая проходила свой путь развития (от поиска этических оснований в виде коммунистических лозунгов до формирования программы коммунистического воспитания); в период перестройки и в последующий период произошла смена системы ценностных ориентиров, что обусловило, в частности, поиск новых подходов в воспитательной работе школы, направленной на нравственное совершенствование личности; включение России в глобальные мировые процессы на рубеже XX-XXI вв. повлекло за собой появление поликультурного подхода к формированию нравственного идеала.

Этап духовно-нравственного воспитания, направленного на формирование православных духовно-нравственных ценностей (1811 – 1917 гг.). На протяжении многих веков Православие являлось духовной направляющей в воспитательном процессе. В разные периоды истории Православие неодинаково  влияло на процесс образования в России. Первые семь веков (988 – до первой четверти XVIII в) это было его монопольное положение. В период так называемой  «государственной педагогики», который длился с первой четверти XVIII в. до середины XIX в., развивалось утвержденное Петром I профессиональное образование, и влияние Православия несколько ослабело. Однако именно тогда и возникла проблема духовно-нравственного воспитания. Министерство Народного просвещения, созданное согласно Манифесту от 8 сентября 1802 года, указывало, что новое министерство имело целью “воспитание юношества и распространение наук”[8, с. 8].

Программа воспитания должна была реализовываться в рамках дисциплины “Закон Божий”1, который вводился как обязательный предмет в расписание уроков с 1811 г. Главное внимание при преподавании Закона Божьего, по мнению ее составителей, должно быть обращено на “сознательное усвоение учениками содержания догматов и принципов нравственности. Соответственно курс должен был представлять из себя краткую христианскую философскую систему, материалом для которой должно послужить частью догматическое и нравственное, частью основное или апологетическое богословие” [9, с. 10].

Красной нитью при изложении нравоучения должна проходить мысль о необходимости смирения и подчинения воли Божественному промыслу с удалением всякой гордыни, самомнении в делах.

Наиболее важными моральными ценностями того времени были сама человеческая жизнь, смирение, отказ от гордыни, соборность как взаимопомощь и сострадание, смирение, учтивость, честность, готовность творить добро ближнему, любовь к человечеству и Отечеству, добродетельные отношения, братолюбие, святость семейного союза, почитание старших по возрасту и по званию, верность присяге, долг, свобода воли, трудолюбие и др. [6, с. 9-13]. Как мы видим, они не вступают в противоречие с общечеловеческими ценностями.

Задачи нравственного воспитания могут быть разрешены лишь только при условии самовоспитания собственной нравственности.  Главной задачей самовоспитания являлось попечение о чистоте совести на основе православного идеала. Таким образом, самовоспитание являлось важным разделом программы Закона Божьего, но оно не было продуктивным в полной мере, так как нравственный идеал спускался “сверху” и был скорее традицией, чем собственным, осознанным выбором.

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что духовно-нравственное воспитание, осуществляемое в рамках Закона Божьего, явилось закономерным этапом в развитии отечественного этического образования. Однако дореволюционная школа была консервативной и не была готова внести необходимые корректировки, диктуемые временем, в программу этического образования. Постепенно Закон Божий перестал быть средством нравственного воспитания. Непонимание изменений, происходящих в духовной жизни общества, неумение гибко отреагировать на них явилось большой ошибкой, повлекшей за собой необратимые последствия, когда все доброе, глубоко духовное, находящееся в лоне Православия, было вытеснено воинствующей коммунистической моралью.

Этап духовно-нравственного воспитания, построенного на коммунистической идеологии (1918 г. – середина 80-х гг. XX в.). Октябрьская революция внесла существенные изменения в процесс духовно-нравственного воспитания. Православное духовно-нравственное воспитание было заменено на коммунистическое воспитание, осуществляемое под руководством партии большевиков.

По определению основоположников марксизма-ленинизма, “коммунистическое воспитание - процесс всестороннего преобразования человека и самой его сущности, делающий его способным стать субъектом собственно коммунистических отношений” [7, с.476]. В своем развитии коммунистическое воспитание проходило через несколько этапов.

В 20-е гг. проблема нравственных ценностей была поставлена в центр педагогических концепций как сторонниками антрополого-гуманистической направленности С.И.Гессеном, В.В.Зеньковским, П.Ф.Каптеревым, так и педагогами-марксистами П.П.Блонским, Н.К.Крупской, А.П.Пинкевичем, М.М.Пистряком, В.Н.Шульгиным и др.

Однако с середины 20-х гг. в связи с внедрением принципа партийности принцип гуманизма уходит на второй план. Так, П.П.Блонский считал целью нравственного воспитания “добродетель, а высшей степенью добродетели - долг” [1, с. 43]. Из этого следовало, что в трудовой школе нет необходимости заниматься нравственностью.

С середины 30-х гг. актуальным становится военно-патриотическое воспитание. Вопросами нравственного совершенствования в процессе военно-патриотического воспитания занимались Б.П.Есипов, Н.К.Гончаров, И.А.Каиров, Ф.Ф.Королев, А.С.Макаренко, Л.Е.Раскин и другие. В это время стали создаваться школьные военно-патриотические советы, проводиться военно-спортивные игры типа “Зарница” и другие мероприятия. С этого периода этическое образование окончательно становится идеологизированным. “В 30-е годы для правящей верхушки встала задача внедрения в сознание населения догматов. Потребовалось формализованное всеобщее начальное образование, чтобы с ним заложить в головы детей сталинские идеи, сделать людей доступными воздействию средств массовой информации. Образование становится средством манипуляции общественным сознанием” [4, с. 201]. Всякое свободомыслие запрещается, свобода нравственного выбора становится профанацией, за которой не существует никакой свободы личности.

В 40-е и 50-е гг., в период Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства, особое значение приобретает военно-патриотическое воспитание.

Проблемами нравственного образования школьников в 50-е–60-е г.г. занимались Н.И.Болдырев, Л.И.Божович, В.Е.Гмурман, Н.К.Гончаров, А.Ю.Гордин, Б.П.Есипов, И.С.Марьенко, Э.И.Моносзон, Л.И.Новикова, В.А.Сухомлинский, П.М.Шимбаев, И.Г.Огородников и др. Ими были сформулированы теоретико-методологические подходы к нравственному воспитанию школьников.

Так, например. И.С. Марьенко, рассматривая процесс нравственного воспитания как совокупность целенаправленных педагогических действий для развития личности в соответствии с коммунистическим идеалом, вычленял в его структуре две взаимозависимых стороны: непосредственные и опосредованные воспитательные влияния, комплекс отражения и переработки внешней информации и влияний внутренних факторов (потребностей, мотивов, идеалов).

Проблемой обоснования процессов коммунистического воспитания занимались в 60-е - 70-е годы ХХ века такие философы, педагоги и психологи, как Б.Г.Ананьев, В.Г.Афанасьев, Г.С.Батищев, Л.И.Божович, Л.П.Буева, Г.Е.Глазерман, А.В.Запарожец, А.Г.Ковалева, И.С.Кон, А.Н.Леонтьева, Л.И.Рувинский, В.А.Сухомлинский, И.П.Шкуро, Т.М.Ярошевский и другие. Нравственное воспитание стало рассматриваться как “способ ценностного осознанно-эмоционального самоопределения, самосозидания” [12, с.24]. И.П.Шкуро раскрыла условия и генезис самовоспитания. По ее мнению, необходимым условием самовоспитания является осознание человеком своей ограниченности и несовершенства. Обоснованием чувственной формы нравственного воспитания, по ее мнению, является следующий аргумент: “…поскольку человека извне к нравственной деятельности не принуждают, а убеждают, то тем самым предоставляют ему свободу и самостоятельность в выборе действия, а также право самостоятельного осмысления того или иного морального требования и осознания необходимости для себя лично его исполнения, не обязательно в рационально-понятийной форме, но и  в чувственной форме” [12,c.24]. Однако идеальной моделью, образом, к которому должна стремиться личность, оставался образ идеального коммуниста, свобода воли, выбора нарушалась.

Таким образом, нравственное воспитание в отмеченный период, явилось целенаправленным процессом, опирающимся на определенную педагогическую систему. Однако, как уже упоминалось ранее, ценности коммунистической морали не соответствовали общечеловеческим ценностям и находились с ними в противоречии. Нравственный выбор отсутствовал, в сознании школьников господствовал догматизм.

Этап духовно-нравственного воспитания, направленного на формирование этики и психологии семейной жизни (80-е -  90-е гг. XXв.). Осложнение демографической ситуации в стране, обусловленное равноправием между полами, экономической и психологической самостоятельностью женщин, доминирование индивидуально-личностных ценностей над семейно-групповыми, сексуализация культуры в начале 80-х годов вызвали необходимость новых подходов к вопросам этики семьи через введение в школьную программу  факультатива “Этика и психология семейной жизни”.

Некоторые авторы выступили с критикой данной дисциплины, аргументируя свою точку зрения тем, что “методы сексуального (под видом полового) воспитания могут иметь пагубное влияние на здоровье детей и в момент обучения, и в перспективе - при дальнейшем развитии организма подростка, юноши, девушки” [3, с. 18], а также тем, что данная дисциплина относится к разряду “программ нравственного и физического умерщвления русского народа, русского этноса” [2, с. 60-63].

Вместе с тем педагоги, психологи, философы говорили о необходимости полового воспитания и отмечали положительные стороны программы. С точки зрения И.С.Кона, В.Ю.Троицкого, Т.А.Флоренской, положительным моментом программы явилось то, что в содержание курса “Этика и психология семейной жизни” вошли такие понятия реальной жизни, как “семья’, “любовь”, “дружба”, “влюбленность”, “брак”.

В начале 90-х годов ценности и идеалы общества претерпевали изменения, гуманистические идеи и принципы реформирования образования “накренились” в сторону “государственной полезности” в целях и технократической направленности в средствах обучения, что сузило личностно-развивающую педагогику до сугубо утилитарных задач подготовки в вуз [11, с. 327], этической составляющей места не осталось. Кроме того, ощущался также недостаток специалистов, способных вести данный курс. “Отсутствие методразработок, отстраненность содержания от реальной жизни и проблем брака привело к скорому завершению программы” [11, с. 46].

В 1997г. журнал “Воспитание школьников” выпустил обновленный вариант программы “Этика и психология семейной жизни”. С этого момента дискуссии о половом воспитании, осуществляемом в рамках курса этики и психологии семейной жизни в школе, не утихают и вопрос о целесообразности введения данного предмета в программу не решен окончательно.

Тем не менее, курс этики и психологии семейной жизни являлся необходимым звеном в структурной цепочке отечественного нравственного образования и повлиял на разработку программ последующих курсов этики. На волне всеобщего плюрализма появилось множество формулировок целей обучения психологии в школе, которые можно сгруппировать следующим образом: информационный (знаниевый) подход; развивающий (личностно-ориентированный) подход; общекультурный подход; фасилитирующий (создающий условия для самоопределения, самоосуществления) подход; здоровьесберегающий подход и другие.

Этап пропедевтики реализации поликультурного подхода в духовно-нравственном воспитании (начало 90-х гг. XX в.– по настоящее время). Начало 90-х годов в нашей стране ознаменовалось общим социально-экономическим и духовным кризисом, вызвавшим трансформацию нравственных ценностей, а также кризисом школьной экономики, образовательной политики в целом, что вылилось в отставание школьного образования от потребностей современной жизни. Это обусловило необходимость масштабных реформ образования, включающих и духовно-нравственную сферу.

Позитивную роль в развитии духовно-нравственного воспитания, по нашему мнению, сыграла школа этической грамматики, идейным вдохновителем которой стала А.И. Шемшурина. Школа А.И.Шемшуриной как модель системы воспитания основ этической культуры школьников, логически продолжила и развила традицию научной школы И.А.Каировой, О.С.Богдановой, И.С.Марьенко. Таким образом, при составлении программы по этическому образованию, как части нравственного воспитания, имела место преемственность. Программа по этике А.И.Шемшуриной, в свою очередь, стала той основой, на которой составлялось множество других программ по этике и этикету.

Модель системы воспитания основ этической культуры школьников А.И. Шемшуриной логически продолжает и развивает традицию, сложившуюся в советскую эпоху, и является необходимым промежуточным звеном в развитии отечественного этического образования. Однако время устанавливает новые приоритеты и вносит свои коррективы, поэтому, несмотря на большой вклад ученых в развитие отечественного этического образования, сегодня возникла необходимость в создании новой программы этического образования и духовно-нравственного воспитания, в которых больше внимания уделялось бы формированию целостной картины глобализирующегося мира, претерпевающей существенные изменения в последнее десятилетие.

Таким образом, мы приходим к следующему выводу: отечественное духовно-нравственное воспитание на всех этапах его развития строилось на определенных идеологических установках и подвергалось развитию в соответствии с идеологическими и религиозными установками, государственным устройством, системой образования. Православное духовно-нравственное воспитание базировалось на традиционных моральных ценностях и было направлено на формирование православного нравственного идеала. Коммунистическая мораль формировала коммунистическое мировоззрение, которое являлось атеистическим по своей сути и отрицало православные ценности. В период перестройки происходит трансформация моральных ценностей, что приводит к распространению и утверждению новолиберальных западных ценностей, к углублению кризиса духовности. Поиски путей реализации духовно-нравственного воспитания в школе в 90-х – нач. 2000 гг. явились катализатором идей поликультурного подхода в этическом образовании, целью которого является воспитание человека, познающего и творящего культуру путем духовного диалога.

Список источников:

1. Блонский, П.П. Нравственное воспитание трудящихся в текущий момент. Бюллетень ОНО МСРД (трудовая школа) / П.П.Блонский. -М.: 1919.

2. Болотова, Л.С. Концепция программы воспитания духовности, целомудрия и альтруистического поведения / Л.С.Болотова.-М.: Школа духовности. №2. 1997.

3. Волынская, Л. Взрослая жизнь отличниц / Л.Волынская.-М.: Семья и школа. №5. 1997.

4. Гаврилин, А.В. Педология: возвращение в будущее. Научные идеи Ф.А.Фрадкина в контексте современных исследований истории и теории всемирного педагогического процесса/ Материалы международной научной конференции «Историко-педагогическое знание: прошлое, настоящее, будущее» (18-19 ноября 2008)  / Владимир: ВГГУ. 2008.

5. Зритнева, Е.И. Проблемы развития системы воспитания будущего семьянина в РФ  / Е.И.Зритнева. Сб научн. трудов Сев-Кавк. тех. Университета. Серия “Гуманитарные науки” №2 (14). 2005.

6. Иоанн (Экономцев). Православие как первооснова и оправдание русской культуры / Иоанн (Экономцев) // Школа духовности. – 1999. - № 2.

7. Маркс. К., Энгельс, Ф. Экономические рукописи 1857-1859 г.г. / К.Маркс, Ф.Энгельс. -М.: “Политическая литература”. Изд. 2-е. т. 46, ч. I.

8. Остроумов, М.А. Современное положение народного образования в отношении религии / М.А.Остроумов. - С.-Пб.: 1908.

9. Примерная программа и объяснительные записки по Закону Божьему, изданные по распоряжению г. Министра Народного Просвещения / Петроград: Сенатская типография. 1916.

10.Стрижев, А.Н. Школа православного воспитания / А.Н.Стрижев. -М.: Паломник. 1999г.

11.Стюхина, Н.Ю. Два столетия преподавания психологии в российской школе “История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии “IV московские встречи”, 26—29 июня 2006г.” / Отв. ред.. Журавлев А.Л, Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. / Н.Ю.Стюхина. -М.: ИП РАН. 2006.

12 Шкуро, И.П. Нравственное самовоспитание личности (в условиях развитого социализма) / (Электронный ресурс): Автореферат дис… кандидата философских наук. М.: РГБ. 1980.  

1 Источником является Примерная программа и объяснительные записки по Закону Божьему, изданные по распоряжению г. Министра Народного Просвещения. Петроград. Сенатская типография. 1916.




1. а Конечно легитимизация бизнеса в культуре и сознании общества будет происходить неизбежно по мере его сам
2. Проектирование рисунка на трикотаже двойного полного трехцветного жаккардового переплетения для кругловязальной машины КЛК10
3. Введение Понятие субъекта гражданских правоотношений Граждане как субъекты гражданского права Юридич
4. ние семейство Аг методы индикации и идентификации заболевания
5. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4 МЕТОДЫ АНАЛИЗА В КОНСТРУКЦИЯХ РЭС Цель работы- Углубление и закрепление з
6. Курсовая работа на темуldquo;Биржа и биржевая деятельность в рыночной экономикеrdquo; Руководитель- Исполни
7. 81444
8. 3. Глобальные политические проблемы как элемент предметного поля политической глобалистики
9. Жиросжигающие тренировк
10. І. Кіріспе ІІ
11. Реферат- Антиглобализм
12. тематике 3 семестр для студентов заочной сокращенной формы обучения инженернотехнических специальносте
13. Тема- Система образования РФ- структура и факторы развития План- Общая структура системы образовани
14. Статья 331 Понятие преступлений против военной службы 1
15. Воздушное пространство Российской Федерации- понятие и правовая характеристика
16. 00 21 ноября - 4 ноября Среда 830 Всенощное бдение с литией
17. Некоторые барьеры создаются преднамеренно чтобы воспрепятствовать торговле например тарифы ~ специальны
18. і М~селені~ ~~рылымы шешімге ~сер етеді
19. реферату- Твір з укр
20. основные понятия и задачи в метрологии