Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Муз

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 17.5.2024

Развитие музыкально – ритмических способностей у  детей имеющих общее недоразвитие речи.

                                                                Муз. руководитель Цепюк М.В.

                                                                   Учитель – логопед ЧумаченкоН.В.

                                    МДОУ д/с №60

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно нелегко детям с нарушениями речи.
         Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
          В настоящее время логоритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразие нарушения психомоторных , сенсорных функций у детей с речевыми нарушениями посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она способствует формированию и развитию его двигательных навыков, ритмических способностей.

В музыкальном воспитании детей большое значение имеют музыкально – ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно – образные движения используют как средство более глубокого его восприятия и понимания.

Музыкально – ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально –ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л. Генералов: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Среди музыкально – ритмических движений на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи упражнения занимают основное место:

  •  упражнения на освоение основных движений;
  •  упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
  •  общеразвивающие упражнения;
  •  упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
  •  упражнения для развития мелкой моторики и кисти рук;
  •  упражнения, воспитывающие музыкально – ритмическое чувство;
  •  упражнения активизирующие внимание и память.

         Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Основная направленность работы по музыкально - ритмическим движениям – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного («музыкального инструмента»).

Включение упражнений по логопедической ритмике на музыкальных занятиях, по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников, открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики, применяемых на музыкальных занятиях, способствует решению следующих задач: развитию оптико – пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально – ритмического чувства, коррекции эмоционально – волевой сферы и речевой функциональной системы. Также можно сказать, что музыкально – ритмическое и логоритмическое воспитание направленно на реализацию оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.

В своей работе мы  используем различные методы, способы, приемы формирования музыкально – ритмических навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Занятия по логопедической ритмике можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально – ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи.

На наш взгляд, в работе с «логопедическими» детьми наибольший эффект дают средства логопедической ритмики, рекомендуемые Г.А. Волковой:

— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

— упражнения, регулирующие мышечный тонус;

— упражнения, активизирующие внимание;

— счетные упражнения;

— речевые упражнения без музыкального сопровождения;

— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

— ритмические упражнения;

— пение;

— игру на музыкальных инструментах;

— музыкальную самостоятельную деятельность;

— игровую деятельность;

— упражнения для развития творческой инициативы;

— заключительные упражнения.

Так же в зависимости от сюжета занятий можно включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На  логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

  •  уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  •  развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  •  расширение лексического запаса;
  •  развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  •  совершенствование общей и мелкой моторики;
  •  выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  •  развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем движений по мнению К.С. Станиславского, иногда даже почти механическим, является «темпо - ритм».

Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах проводится не только на занятиях музыкой, но и на логоритмических занятиях. Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно – шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, метра, тембровый слух.

У детей с общим недоразвитием речи проблема коррекции эмоционально – волевой сферы может быть решена с помощью подбора соответствующей системы движений. Детям с нарушением речи, зачастую сопутствуют недоразвитие ритмичексого слуха, в результате чего дети не слышат элементарной пульсации в такте в размере «две четверти», что сказывается на качестве пения, разобщенности музыки и ритма движений, невозможности согласования собственных движений с музыкой. Создается впечатление, что музыка лишь сопровождает движения, которые к тому же часто аритмичны.

При организации комплексного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи, мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий» в котором особую роль отводим взаимодополняющей работе учителя – логопеда и музыкального руководителя. Ведь развитие правильной речи напрямую связанно с развитием моторной деятельности детей.

На начальных этапах работы мы применяем задания направленные на развитие моторной деятельности. В дальнейшем развиваем способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и речевом материале, постепенно переходя к восприятию ритма в движении, передачи ритма и сохранение его в памяти.

Таким образом, в ходе формирования музыкально – ритмических движений происходит эмоционально – волевое развитие детей, овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно – воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных инструментов и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Из всего выше сказанного можно сказать, что формирование чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, мы считаем, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.




1. тема деятельности то есть выделенный из общественноэкономической среды самоорганизующийся комплекс элеме
2. Психология конфликта и выход из него
3. по теме- Качество иноязычного образования как показатель конкурентоспособности школы
4. Дивидендная политика
5. . ПОБЕГ Это повесть о событиях случившихся в Нарнии и к Югу от нее тогда когда ею правили король Питер
6. . Уравнение линии на плоскости Уравнение линии на плоскости это уравнение которому удовлетворяют коорд
7. Бежала все быстрее и быстрее но сил вампирши не хватало чтобы добраться до его конца
8. то определенная судебная практика
9. Бэй пешком. Мне казалось что так правильней
10. тематике Контрольную работу предоставить в напечатанном виде на листах формата А4
11. Лекция- Типичные ошибки допускаемые при заключении контрактов
12. родительской педагогической
13. Определение характеристик оптимального обнаружения сигналов
14. что ты делаешь тут тыэтокорочеиди
15. Тема Орфография
16. Бизнес-план АООТ Винзавод Виноград
17. September m ersten September ~ первого сентября m 20
18. Её знали в Древнем Китае
19. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
20. годовая программа P расценка- P Счас tшт - 60 Счас часовая тарифная ставка данного разряда tшт