У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Использование гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функ

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

«Использование гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функцией цвета»

Искусство несет в себе большой эмоциональный потенциал. Художник с помощью средств выразительности передает свое отношение к окружающему и  рассчитывает, что зритель поймет это его отношение и настроится на эмоциональную волну, задуманную им. В изобразительном искусстве, в частности в живописи и иллюстрации,  эмоциональная насыщенность передается с помощью цвета, но не отдельно взятых цветов, а с помощью цветосочетаний. Красота цветовых сочетаний и изобразительная сила цвета используется художником для выражения его чувств и идей. Большое значение в изобразительном искусстве придаётся колориту как высшей форме организации цветовых отношений. Под колоритом В.Б.Косминская и Н.Б.Халезова  понимают общую цветовую гармонию, где каждый цвет находится в согласованном единстве с другими цветами. Колорит -  это взаимосвязь цветовых элементов, создающих определенную цельность произведения и отвечающих его художественным задачам.

Насколько дети старшего  дошкольного возраста готовы воспринимать эмоциональную насыщенность полотна? По утверждению Г.Васильевой, чтобы полнее чувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, всю прелесть колористического решения произведения, необходимо свободно ориентироваться в многообразном мире цвета, знать его свойства, познать секреты образования цветовых оттенков. В изобразительном искусстве, по определению В.Б.Косминской, цвет является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании. С.Белов выделяет цвет, как главное изобразительное средство в живописи. Цвет выполняет несколько функций:

Декоративную, когда цвет используется для украшения предметов и явлений, изображённых на картине (Г.Н. Пантелеев, Ю.М.Максимов., Л.В.Пантелеева, Н.А.Вершинина(7), Э.М.Солдатова.);

Изобразительную,  когда все предметы на картине окрашены естественным цветом. На характер восприятия цвета влияют степень их освещённости, удалённость от наблюдателя, связь с окружающей средой; (Е.А.Флерина).  

Композиционную, когда цвет помогает выделить главное в картине (Н.М.Зубарева., Н.А.Курочкина.).

Говоря, о выразительной функции,  цвет  обладает большими выразительными возможностями, позволяющими передать эмоционально-смысловой настрой живописного произведения. Его сочетания вызывают у нас различные эмоции, пробуждают чувства, создают разные настроения (В.Кионова, Р.А.Мирошкина, Н.А.Курочкина , Н.А.Вершинина, Н.М.Зубарева, Т.С.Комарова,  Н.П.Сакулина, Р.А.Чумичёва).

Во всех исследованиях педагогов и психологов выделяются три стороны взаимоотношения ребенка с цветом:

- восприятие цвета в реальном предмете (сенсорное)

-восприятие цвета в изобразительном искусстве (живопись, иллюстрация)

- использование ребенком цвета в деятельности.

Выразительная функция цвета является важным средством образной выразительности детского творчества. На сегодняшний день ученые не пришли к единому вопросу о соответствии между конкретными эмоциональными состояниями человека и цветом.   В исследованиях подчеркивается, что она самая сложная для освоения детьми функция. Есть отдельные подходы и методики, разработанные педагогами в области восприятия детьми выразительной функции цвета, но актуальным для нашей методической разработки является положение о том, как готовить ребенка к восприятию и  использованию этой функции цвета в изобразительной деятельности. Педагогами доказано, что дети не могут самостоятельно освоить   выразительную функцию цвета. Нами была разработана  методика, которая помогла детям старшего дошкольного возраста успешно освоить и применять выразительную функцию цвета в своих работах.

Какие же  условия должны быть созданы для того, чтобы ребенок, осваивая опыт интерпретации цвета, приобретал индивидуальный опыт выражения своего отношения к миру? Чтобы ребенок научился видеть в цвете, как говорил А.Матисс, "не средство внешнего описания, а средство душевного выражения". Иначе говоря, учится обращаться с цветом как с элементом художественного языка. Мышление ребенка более образно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог использовать выразительную функцию цвета в своих рисунках сознательно, его сначала нужно научить этому. Исследователями изобразительного творчества детей доказано, прежде, чем освоить выразительную функцию цвета, детей  необходимо обучить свободно ориентироваться в многообразном мире цвета, знать его свойства, познать секреты получения оттенков. Предлагаемые в методических пособиях  системы игр и упражнений по знакомству с цветом, используются педагогами при работе с детьми на занятиях по изодеятельности (Курочкина Н.А.). Эти игры дают возможность детям экспериментировать, моделируя цвет. Педагогами применяются различные методы и приемы обучения  изобразительной деятельности детей: сенсорное обследование предмета; наблюдение;  использование образца; показ способов действия; тестовые рисунки. Ценность этих методов, заключается в том, что они помогают детям освоить изобразительную функцию цвета. Но на  сегодняшний день в дошкольной педагогике доказано, что одним из ведущих методов, позволяющий овладеть сложными, скрытыми явлениями,  является метод моделирования.  Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в ознакомлении детей с выразительной функцией цвета. Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. В дошкольной педагогике разработаны и используются разнообразные модели в изобразительной деятельности (Н.А.Вершинина к.п.н.,доцент). Для формирования представлений о выразительных средствах иллюстраций (А.Мирошкина). При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям (В.И.Логинова). Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. Сложность в освоение детьми выразительной функции цвета, связана с тем, что эмоциональное отношение к цвету у всех разное. В эмоциональной оценке цвета многое зависит от индивидуальности воспринимающего. Жесткое навязывание «правильных» цветов, совпадающих с нашими ожиданиями решений не допустимо. Особенно важно при этом не навязать детям новых стереотипов. В своей методической разработке мы использовали модель гармонизатор цвета (Н.А.Вершинина к.п.н., доцент).  Мы считаем, что использование модели гармонизатора цвета в изобразительной деятельности облегчит детям познание выразительной функции цвета. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень.

Модель гармонизатор цвета представляет собой круг, разделенный на сектора. Они соответствуют основным хроматическим цветам:  красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

На модель наложен круг такого же диаметра с прорезанными окнами. Принцип прорезывания: 

  •  Одно окошко (проворачивая круг, в окошко попадает один из цветов спектра);

  •  Два окошка (попадают два близких цвета). Эти два цвета всегда гармоничны, т.к они расположены рядом, один цвет переходит в другой;

  •  Три окошка, расположенные симметрично друг другу (попадают контрастные цвета).

Успешному овладению выразительной функции цвета поможет фасилитационное взаимодействие педагога с детьми. Педагогическая фасилитация - это процесс, а именно процесс облегчения, усиления продуктивности образования, обучения, за счет особого стиля общения педагога с детьми и особенностей личности педагога. Мастерство педагога заключается в том, насколько деликатно он помогает ребёнку в воплощении его уникального замысла, насколько точно понимает то, что лежит в основе выбранного ребёнком сюжета или способа изображения. Если ребёнок бездумно использует цвет, необходимо побудить потребность в мысли. Способность идти «за ребёнком» и подсказывая наиболее подходящие художественные приёмы. Но никакой приём, предлагаемый педагогом, не должен противоречить желаниям ребёнка. Он может только предложить ребёнку ряд приёмов, но, безусловно, согласиться с тем, что выбирает ребёнок. Необходимо наблюдать за ходом работы на  каждом этапе освоения выразительной функции цвета, рассматривать и анализировать рисунки. При этом важно увидеть особенности ребёнка. Понять, как нам в дальнейшем общении с ребёнком замечать и сохранять те особенные свойства характера и восприятия, которые отличают его от других и делают уникальным. Чтобы вовремя заметить, какая информация имеет особенное значение для ребёнка в данный момент, и помочь ему ею воспользоваться. Наше внимание к интересам ребёнка позволит ему приобрести уверенность в том, что его точка зрения на мир, его самобытность имеют право на существование .

Работа по освоению детьми выразительной функции цвета проводилась  в три этапа, во всех этапах использовалась модель гармонизатора цвета. Для успешного освоения детей выразительной функции цвета  детям необходимо свободно ориентироваться в сочетании цветов и оттенков, познать секреты образования новых цветов. Поэтому на первом этапе мы систематизировали знания детей по изобразительной функции цвета,  подобрали игры и занятия, которые бы дали возможность детям подробно познакомиться с моделью гармонизатора цвета. Вместе с детьми дали название модели – Цветик-семицветик. Мы включили детей в экспериментирование по моделированию цвета в игровых занятиях с палитрами. Побуждали детей к самостоятельному поиску способам получения новых цветов и оттенков. Например, на занятии «Волшебное превращение красок» мы только предложили способ, а  дети сами делали открытия в области цвета. Ксюша Б (6л) «Я добавила к красной краске чуть-чуть белой, она стала нежно-розовой, как облако на закате». Эти игры очень нравились детям, на их палитре рождались новые цвета и оттенки, дети охотно рассказывали о своих действиях и их результатах. В словаре детей появились точные определения цветовых тонов: светло-желтый, темно-синий и т.д. Играя с моделью Цветика-семицветика, дети познакомились с холодной и теплой гаммой цветов, научились определять близкие и контрастные цвета. Работу по знакомству детей с закономерностью расположения цветов в модели гармонизатор цвета  продолжили в следующих играх: «Дружные краски», «Краски поссорились», где постепенно в модели раскрывали одно, два и три окошка. Дети экспериментировали с цветом на палитре, научились получать оттенки близких и контрастных цветов. Проведение игр и занятий дало возможность детям успешно освоить изобразительную функцию цвета. На этом этапе проводились следующие игры:

Игра «Цветик-семицветик»  

Цель:

- познакомить детей с семью цветами радуги;

-научить составлять из семи основных цветов цветовой круг;

-дать знание детям о последовательности цветов в  цветовом круге.

Ход игры:

На столе у каждого ребенка «цветные лепестки» из бумаги красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цвета и картонный круг белого цвета. Воспитатель предлагает сделать Цветик-семицветик. Загадывается загадка про красный цвет, дети отгадывают и приклеивают «цветной лепесток» красного цвета на круг. Затем загадывается следующая загадка про желтый цвет и т.д. В результате у каждого ребенка получается своя модель Цветика-семицветика. Она используется детьми во всех последующих играх.

Игра «Волшебное превращение красок»

Цель:

- научить детей, экспериментируя на палитре, получать различные цвета и оттенки

Ход игры

Педагог предлагает поиграть с цветами: «Ребята давайте смешаем цвета, и посмотрим, что у нас получится». В ходе проведения игры, предлагает дать название получившимся цветам.

Игра  «Какие цвета дружат?» (открыто одно окошко на модели).

Цель:

- дать знания детям, что цвета могут быть соседями и близкие краски дружат между собой;

-закрепить последовательность цветов в модели.

Ход игры:

Воспитатель: «Посмотрите, в окошко выглянул красный цвет (демонстрируется модель гармонизатор цвета). Как вы думаете, какой цвет будет с ним дружить? Ответы детей. Давайте проверим». (открывается окошко рядом).

Игра «Дружные краски»  ( открыто два окошка на модели)

Цель:  

-дать знания детям, что если цвета дружат, то и окошки у этих цветов могут быть одинаковые;

Ход игры:

В начале игры педагог с помощью модели гармонизатора цвета еще раз закрепляет знания детей о последовательности цветов в модели.

- Давайте посмотрим, а если мы откроем два окошка, что произойдет? (дружные цвета, всегда будут стоять рядом). Давайте проверим у каких цветов окошки будут рядом. (дети с помощью гармонизатора цвета проверяют).

Игра  «Краски поссорились»,  (открыто три окошка)

Цель:

- подвести детей к тому, что напротив дружных цветов, живет другой цвет, с которым они не дружат (контрастные цвета).

Ход игры:

Детям демонстрируется гармонизатор цвета с тремя открытыми окошками.

- Как вы думаете,  почему цвет, который, оказался напротив дружных цветов, не стоит рядом с ними?

- Как вы догадались?

Педагог, дает  возможность детям изучить модель гармонизатора цвета с тремя окошками: откройте окошки, таким образом, где дружные цвета желтый и оранжевый. Какой цвет с ними поссорился?  т.д

На втором этапе дети осваивали выразительную функцию цвета, использованную художником в иллюстрации.  Разные цветовые сочетания на основе одного и того же цвета можно найти на основе иллюстраций. Наблюдения В.Я.Кионовой показали, что цвет не сразу осознается детьми как средство выразительности, но, после проведения определенной работы, дети в состоянии понять тонкую цветовую гамму, характеристику персонажей. Эта цель была реализована через использование в работе  иллюстраций Е.М. Рачева к сказкам. Мы фокусировали внимание детей на цвете как средстве выразительности. Выбрали для этого иллюстрации к сказкам

 «Петушок-золотой гребешок» 

 

«Кот - серый лоб, козел, да баран», где  цвета выделены отдельными цветовыми  пятнами. Проводили игру «Подбери  цвета тюбиков, которые использовал художник?». Ребенку в процессе восприятия иллюстрации,  предлагали подобрать те  цвета, которыми пользовался художник. Для этого использовали карточки «тюбики» различных цветовых оттенков. Обращали внимание детей на разнообразие палитры, которую художник использовал в своем произведении. Учили детей анализировать и делать выводы в игровом задании  «Найди на Цветике-семицветике цвета тюбиков», где предлагали детям открыть цветовые окошки на модели, которые соответствуют цветам  тюбиков. Предлагали детям,  экспериментируя с цветом на палитре находить цветовые сочетания, которые использовал художник в иллюстрации.  На этом этапе, нам было важно, чтобы дети поняли, что цветовой колорит, который использует художник, всегда несет определенный смысл.  Эти задания требовали от детей наблюдательности, сосредоточенности, запаса знаний. Мы создавали атмосферу, в которой ребенок раскрывается, обретает уверенность, самостоятельно находить ответы на волнующие вопросы, и эти ответы интересны другим. Например, Петя Л (6л), подбирал цветовые  тюбики  к иллюстрации к сказке «Кот - серый лоб, козел, да баран». Мы предложили ребенку определить, где расположены эти цвета на Цветике-семицветике. Задавали  вопрос: «Как ты думаешь, какие это цвета?» Петя: «Художник выбрал для картины печальные и грустные цвета».  Задавали следующий вопрос: «Почему, именно эти цвета использовал художник?». Петя: «Он хотел показать нам, что настроение у персонажей тревожное, они бояться». Если выбранный  цвет тюбика  не подходил,  дети пытались разобраться, почему цвет не соответствует. Например, Ксюша: «Этот цвет не такой, надо подобрать цвет темнее». Мы предлагали детям с помощью палитры подобрать оттенок именно такого цвета, тем самым давали детям возможность самостоятельно находить оттенки определенного цвета. На втором этапе мы использовали следующую игру:

 Игра «Подбери  цвета тюбиков, которые использовал художник?»

Цель игры:

- дать знания детям, что в художественных произведениях художник использует разнообразную палитру.  

Ход игры:

-Ребята, давайте посмотрим, какие цвета, использовал художник, чтобы нарисовать эту картину. (Дети соотносят цвета тюбиков с цветами на иллюстрации.)

-Посмотрите, сколько  цветов использовал художник, чтобы нарисовать эту картину. Как вы думаете, почему именно эти цвета использовал художник для создания своей работы?

На третьем этапе мы предоставили детям игры и занятия, в которых ребёнок был максимально свободен. Мы только формулировали тему или задавали художественный приём. Образное, содержательное решение оставалось за маленькими художниками. На этом этапе дети цветами передавали разное настроение в рисунке, т.е. использовали в своих рисунках выразительную функцию цвета. Все задания имели особенность, не свойственную настоящей художественной деятельности: выразительные возможности ограничивались  единственным элементом – цветом. В игре «Угадай настроение красок», используя модель гармонизатора цвета, дети определяли настроение цветов и называли его. В ходе выполнения этих заданий  дети усвоили, что цвета имеют разную эмоциональную характеристику,  могут быть добрые и злые, веселые, сердитые и печальные. Максим И (6л): «Фиолетовый и синий – это грустные цвета, они замерзли и грустят».  На занятии  «Добрый и злой волшебник», «Страшный лес»,  мы включали детей в экспериментирование по моделированию цвета на палитрах, где дети искали выразительные цветовые решения.  Дети научились выбирать цветовые сочетания для рисунка,  руководствуясь чувством, которое тот ли иной цвет вызывал, соотносил его с общим настроением, которое хотел выразить. Например,

Настя Л (5 лет): «Я выбрала для флага оранжевый и розовый цвета. Пусть люди подумают, что на корабле плывут мирные и добрые моряки».

Петя Л (6 лет): «На моем корабле плывут пираты. На нем настоящий флаг морских разбойников» . На этом этапе мы постоянно проводили работу по обогащению  словаря, так как некоторые дети затруднялись дать название сочетаниям цветов, которые вызывали у них те или иные эмоции. В результате в их словаре появились такие названия характера цветов: крикливые, хвастливые, мирные, опасные, легкие, испуганные.

На занятии «Веселый и злой волшебник» дети должны были показать разницу характера персонажа, придав максимальную выразительность цветовому решению. Дети выбирали на модели цвета, которые соответствовали, по их мнению, злому или доброму волшебнику. Затем мы предлагали детям, разделится, и выбрать, кто будет рисовать доброго, а кто злого волшебника. По ходу проведения занятия возникали вопросы. Например, Диана З (5 лет): «А можно я нарисую доброго волшебника зеленым и оранжевым цветами? Мы отвечали: «Посмотри на «Цветик-семицветик» и  найди соответствующий цвет. Поиграй на палитре с этими цветами. Выбери такие цвета, которые ты считаешь, подходящими для доброго волшебника». Мы специально не внушали детям стереотип, что добрый волшебник непременно должен быть ярким, а злой – черным.  Хотя большинство детей применили именно  эти сочетания цветов, но встретились и принципиально иные решения.

Например, Петя.К. (6 лет) рисунок выполнил оттенками фиолетового, синего, желтого цвета. Объясняет: «Я нарисовал злого волшебника, он решил превратиться в доброго. А  у него это не получается». Мы считаем, что у этих детей другое эмоциональное отношение к цвету. Все решения детей правомерны, если «добро» и «зло» получают разный цветовой наряд. Дети руководствовались чувством, которое тот ли иной цвет вызывает, соотносил его с общим настроение, которое хотел выразить.

На занятии «Страшный лес», дети проявили все свои знания и умения в применении выразительной функции цвета. Мы подобрали такую тему для рисования, в котором  дети, основное внимание уделили бы  работе с цветом.  Дети сосредотачивались при этом на выразительности колорита. Пользовались приобретенным раньше опытом выбора цвета настроения на модели Цветика-семицветика,  опытом смешивания тех цветов, которые понадобятся им для создания нужного настроения .

В конце занятия мы обсудили работы детей с точки зрения соответствия цвета настроению. Дети охотно делились с нами, почему он считает, что «страшный лес» он изобразил именно этими цветами.

Например: Диана З (6л): «На моем рисунке, я страшный лес нарисовала нежно-зеленым, розовым и голубым цветом. Это настоящее болото, а вокруг туман. Мне страшно!». 

Мы  пришли к выводу, что с изменением отношения ребенка к тому, что он изображает, совершенно меняется и цветовое решение. Это значит, что дети чувствуют эмоциональную действенность цвета, использует ее для создания выразительного колористического решения, делают это осознанно. Все работы детей мы одобрили и поддержали такой подход к цвету. Дети поняли, что так и надо действовать. Что цвет нельзя брать на удачу, какой попало, он должен быть подходящим для того, что изображаем, по характеру, по настроению иначе зрители не поймут его замысел.

Наша методическая разработка дала возможность детям успешно освоить выразительную функцию цвета. Дети нашей группы успешно используют в своих рисунках выразительную функцию цвета. Исследования и апробация методики происходила на базе ГОУ «Начальная школа/ детский сад» № 678 г. Санкт-Петербурга с детьми старшей группы № 6.




1. Щолкіно капітан І
2. Интегрированный урок чтения 1 класс истории 3 класс
3. тематические методы в экономике специализации Финансовая аналитика
4. Норманнская теория происхождения русской государственности ее апологеты и критики
5.  Біографічні відомості рік та місце народження відомості про родину успіхи у навчанні у школі та ін
6. Лабораторная работа 2
7. Лабораторная работа 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗМЕРА КЛАСТЕРА НА ВЕЛИЧИНУ ПОТЕРЬ ДИСКОВОГО ПРОСТРАНСТВА
8. ЛЬВІВСЬКА ПОЛІТЕХНІКА ЗАТВЕРДЖУЮ Заступник директора з навчальної роботи Н
9. Курсовая работа- Конденсатор переменной емкости
10. О соболях и злате
11. Суть і поняття корпоративного управління
12. Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Институт электронных и информационных
13. психологов учреждений обеспечивающих получение дошкольного образования Общее количество страни
14. Учебное пособие- Современные симметричные и асимметричные криптосистемы
15. Оформление книги с использованием компьютерных технологий
16. Стефан Егорович Зверев
17. Реферат- Этапы экспертизы объектов техники на патентную чистоту
18. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СОБЛЮДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ4 1
19. Модульная координация размеров в строительстве
20. один з найважливіших методів вилучення цільови- продуктів з нативних розчинів