Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Иркутский региональный колледж педагогического образования Кафедра ритмики и хореографии КУРСОВА

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутский региональный колледж педагогического образования»

Кафедра ритмики и хореографии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Воспитание танцевальной культуры детей младшего школьного

возраста в хореографическом коллективе

Допущена к защите

«_____»__________2012г.

_____________________

Зав. отделением

Калашникова Т.И.

Выполнила:                        студентка гр. Б-309

специальности 050710 Педагогика дополнительного образования (область   деятельности хореография)                                      Аксёненко

Мария Владимировна

Руководитель:                    Панаева Тамара Николаевна преподаватель высшей квалификационной категории

______________________

Руководитель

Панаева Т. Н.

«_____»__________2012г

Оценка______________

«_____»_________2012г.

Зав. кафедрой ритмики и хореографии

_____________________

/Калашникова Т.И./

Иркутск

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I.Теоретические основы воспитания танцевальной культуры младших школьников - участников детского хореографического коллектива…………………………………………………………………………………………………….7

1.1. Сущность ключевых понятий «танцевальная культура», «воспитание», «детский хореографический коллектив», «младший школьный возраст»…....7

1.2. Хореография как средство воспитания танцевальной культуры младшего школьника………………………………………………………………………..16

1.3. Классический танец как основа воспитания танцевальной культуры младшего школьника в хореографическом коллективе………………………20

Выводы по I главе………………………………………………………………..24

Глава II. Реализация задач  воспитания танцевальной культуры младших школьников…………………………………………………………….....25

2.1. Особенности воспитания танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе…………….......................................25

2.2. Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе……………..30  

Выводы по II главе………………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………...34

Литература……………………………………………………………………...37


Введение

 

В государственных документах [22], [17]  провозглашается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, ставится вопрос о повышении эффективности дополнительного образования детей в плане эстетического воспитания. 

Принятая правительством Российской Федерации Национальная доктрина образования [18] ориентирует общеобразовательную школу на сохранение, усвоение и развитие лучших достижений в различных областях культурного пространства.

Темой исследования является воспитание танцевальной культуры младшего школьника в системе дополнительного образования – в хореографическом коллективе. Ученые, изучающие проблемы дополнительного образования (Р.Н. Азарова, Л.В. Байбородова,  Л.А. Зимняя и др.) в центр внимания ставят проблемы нравственного, гражданского, эстетического и других направлений воспитания школьников.

Эстетическое воспитание диалектически связано с такими понятиями, эстетическая культура, эстетические знания и др. 

Содержание эстетического воспитания конкретизируется в различных программах различных самодеятельных объединений учащихся, хореографических кружках, студиях, творческих коллективах.

Актуальность темы исследования обусловлена изменением взглядов педагогов на воспитательное воздействие танца. Привлекая младшего школьника к танцевальному искусству, можно воспитать высоконравственного, образовательного, разносторонне развитого современного человека.
Наше исследование обусловлено также противоречием между потребн
остью общества в высокой танцевальной культуре детей и недостаточно высоким уровнем танцевальной культуры на практике.

В современных диссертационных исследованиях  отмечается, что младшие школьники «вовлечены в реальную танцевальную среду с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, цинизмом, бездуховностью. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия школьного учителя, педагогов учреждений дополнительного образования детей» [22].

       Одним из способов формирования танцевальной культуры младшего школьника авторы этих исследований видят в классический танец в формировании танцевальной кульуры. Классическая школа являются единственной системой профессионального воспитания, воспитания человеческого тела и танцевальной культуры младшего школьника. Школа классического танца распологает огромным орсеналом технических приемов и выразительных средств. Она требует длительной и систематической работы с раннего возраста.  Экзерсис, основаный на классическом танце,  доказал свое право на первое место в освоении танцевального искусства.  

     В практике общеобразовательной школы накоплен большой опыт стимулирования интереса к воспитанию культуры танца (соревнования, конкурсы, призы, поездки, экскурсии, и т.д.). Воспитание танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей - это ориентация на современное понимание культуры, способ формирования ценностного отношения к эстетическим и этическим идеалам, вкусам, предпочтениям в хореографическом виде деятельности, где концептуальные подходы способны усилить эффективность этого процесса.                                                                                                     

Методологической основой исследования является гуманистический подход. [24], [1], [21] Одним из центральных понятий гуманистического подхода в педагогике является понятие "личность", создании условий для ее становления. Признается, что личность человека представляет наибольшую ценность и ее развитие - основная цель педагогической деятельности, а одна из основных задач педагогики - создание условий для самореализации личности.

Идеологической и философско-методологической основой гуманистического подхода в современной отечественной педагогике является мировоззренческая система, сформировавшаяся в эпоху Возрождения и существующая в современной культуре в измененном виде до сих пор, гуманизм. Основные установки гуманизма как социокультурной традиции состоят в признании человека высшей ценностью, всегда - целью и никогда - средством; в утверждении, что человек - "мера всех вещей", то есть что потребности и интересы человека являются основным критерием для создания и функционирования социальных институтов; в признании за каждым человеком прав на свободу, развитие, реализацию всех его возможностей как основы равенства всех людей.

Объект: процесс  воспитания танцевальной культуры  в хореографическом  коллективе у младших школьников.

Предмет: содержание классического экзерсиса как средства воспитания танцевальной культуры.

Цель: отбор эффективных методов, содействующих воспитанию танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе.

 Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач: 

1. Раскрыть сущность понятий – «воспитание», «хореография», «танцевальная культура».

2. Определить роль хореографического искусства в воспитании танцевальной культуры младших школьников.

3.Рассмотреть методы воспитательной работы в хореографическом коллективе.

4. Разработать  методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры младших школьников  в детском хореографическом коллективе.

Методы исследования:

1.Теоретические:

- анализ специальной методической литературы;

- изучение источников из сети Интернет;

- моделирование.

2. Эмпирические:

  - изучение педагогического опыта;

  - отбор элементов классического экзерсиса.

Практическая значимость: предложенные рекомедации созданные на основе классического танца могут быть использованы руководителями хореографических коллективов разных направлений как основа воспитания танцевальной культуры обучающихся в детских хореографических коллективах. Освоение этого материала создает основу для изучения других хореографических дисциплин, позволяя в дальнейшем успешно  проводить занятия по народному, современному и бальному танцам.

     Структура курсовой работы: курсовая работа представлена введением, двумя главами, содержащие по два параграфа, заключением и списком использованных источников.

Глава I.Теоретические основы воспитания танцевальной культуры младших школьников – участников детского хореографического коллектива

1.1. Сущность ключевых понятий «культура», «хореография», «танцевальная культура», «воспитание», «детский хореографический коллектив», «младший школьный возраст»

В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначн6ости самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития.

Культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Понятие «хореография» - многогранно и разносторонне и точного определения этому слову нет.

Под термином «культура» следует понимать, прежде всего, всю ту информацию (знания и теоретически неформализованные навыки), которая в обществе есть, но не передаётся от поколения к поколению в готовом для употребления виде на основе работы генетического аппарата; культура передаётся от поколения к поколению на основе взаимоотношений людей в обществе и на основе «артефактов» — памятников культуры, носителей информации, что в совокупности составляет культурную среду общества в целом.

Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).

Танцы и музыка играют очень большую роль в развитии культуры человека. Танцы играют очень большую роль в развитии культуры человека, как и музыка. Люди танцевали еще с самых древних времен, а современные танцы – это и развлечение, и общение, и самовыражение, и общий рост культурного самосознания человека. Особенно важны тут такие виды танцев, в которых танцуют два партнера. Они могут быть очень разными, в зависимости от темпа музыки – медленными и быстрыми, классическими и современными. Во многом танцы являются и спортивными мероприятиями – по ним проводятся соревнования, а занятия танцами значительно улучшают самочувствие и здоровье человека. Поэтому многие родители записывают детей на занятия танцами. 

Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека, равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Само слово имеет греческие корни, с греческого языка, перевести его можно на русский как «писать танец».

Произнося, слово хореография, некоторые люди подразумевают под этим термином балет, некоторые – народный танец, а другие - танец бальный. Те, кто связал свою жизнь с этим прекраснейшим видом искусства, знают, что этот термин намного шире, и включает в себя все проявления искусства танца.  

Хореография была всегда, она появилась на свет, задолго до появления ее греческого названия, на заре человечества, в самом начале становления человеческой культуры. Уже в обществе первобытных людей, существовали танцы.

 В справочной литературе даны различные  понятия термина  «хореография».  Понятие хореографии ( от греч. сhoreo – танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений.

В переводе с греческого «хореография» означает «запись движения». Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, и бальные, и современные – всё это мы называем хореографией.

Хореография, хореографическое искусство (от др.-греч. χορεία — танец, хоровод и γράφω — пишу) — танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.

В энциклопедии понятие хореография определяется ( от греч. Choreia - пляска и …графия) первоначально как – запись танца, затем – искусство сочетания танца, балета, с кон. 19 – нач. 20 вв. танцевальное искусство в целом.

Хореография как вид искусства  - классического, народного, историко-бытового, современного танца, поэтому хореография это средство воспитания широкого профиля.

Практические наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствует о том, что различные виды искусства – живопись, скульптура, музыка, хореография и др., пробуждая творческую энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост, являются источником физического, нравственного и эстетического развития ребенка.

Хореография – искусство, любимое детьми. Умение чувствовать, понимать музыку и красиво двигаться – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщатся с юных лет. Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, очень важны для воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность. Одно время в стране наблюдался общий спад интереса к хореографическому творчеству, но этот этап удалось преодолеть, и сегодня танец «на подъеме».

Из вышевысказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образовательного, разносторонне развитого современного человека.

Понятие воспитание мы раскрываем, ссылаясь на проект Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации». В первом параграфе первой главы мы считаем, необходимым раскрыть  сущность воспитания танцевальной культуры, для того чтобы выяснить действительно ли воспитание играет ведущую роль в танцевальной культуре.

Воспитание - организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства. Хореография оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия танцами органически связаны с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость — вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.

В этой главе мы рассмотрим основное теоретическое обоснование отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме воспитания танцевальной культуры младших школьников, раскроем понятие "танцевальная культура", выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории танцевальной культуры и ее особенности в младшем школьном возрасте, а также пути и средства воспитания.

      В настоящее время проблема танцевальной культуры широко изучается в диссертационных исследованиях, где даются различные определения данного термина. Приведем некоторые определения. «Танцевальная культура школьника – это сплав эмоционального переживания, любви к искусству, определенного типа поведения и внутренней культуры личности, которые проходят проверку по определенным критериям». Это понятие раскрыла в своем диссертационном исследовании Брусницына Е. Н.

Хореография - это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии, - это тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем. Обучить искусству сочинения танца и создания танцевальных спектаклей можно лишь тех, кто имеет природные способности, призвание к этому роду деятельности, а также профессиональное образование. Главное на что должно быть обращено внимание преподавателя хореографии, - это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые.

Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе побуждает к исследованию феномена качества хореографической культуры в целом, свидетельствуя в пользу оправданности введения данного понятия в научный оборот педагогического знания. Такое явление, как воспитание танцевальной культуры, не может развиваться без концептуальных подходов, отражающих специфику составной части хореографической культуры.

 Понятие "воспитание" - одно из  ведущих  в  педагогике.  Оно употребляется  в  широком и в узком смысле. Воспитание в узком смысле рассматривается  как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях  педагогического процесса.  Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Современной педагогикой накоплен значительный опыт в области совершенствования учебного процесса в школе, где содержание этого процесса включает широкий спектр общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности. При этом следует отметить, что Ю.К.Бабанский, А.Ю. Бутов, В.В. Краевский, И.Я. Левнер, М.Н.Скаткин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А.Сластенин раскрыли педагогические, социальные, личностные подходы к учебной деятельности школьников на основе творческого подхода.

Танцевальные формы хореографии оттачивались временем и приобретали законченность и художественную ценность. Бесспорно, что в создание и развитие танцев вложило свою фантазию и талант не одно поколение русского народа. Имея свою образную систему, танец в соответствии с ее закономерностями в условной, хореографической форме отражает реальные жизненные явления. Так, в нем проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. Изменения, происходящие в экономическом, социальном, политическом укладах жизни, уровень общей культуры общества находят свое отражение в художественном творчестве народа, а, следовательно, и в народной хореографии. Таким образом, хореографическое искусство выступает специфической формой отражения действительности. Поскольку танцевальный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Танцевальная культура школьника, обучающегося в учреждении
дополнительного образования детей, воспитывается под влиянием сложного
процесса взаимодействия внешних и внутренних организационно-
педагогических и методических условий. Внешние воздействия
рассматриваются как целостная система ценностных отношений личности
школьника, входящих в личностную структуру образа жизни, и только при
совпадении социального и личностного значения формируется
положительное отношение к танцевальной культуре.

    Внутренние потребности: мотивы, интересы и психологические установки определяют целенаправленность деятельности педагога-хореографа и школьника, которые в совместных усилиях совершают действия направленные на воспитание танцевальной культуры школьников.

    Танцевальная культура школьника вбирает в себя эмоциональное переживание, любовь к хореографическому искусству вырабатывает внутреннюю культуру личности по определенным критериям личности.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества, как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях  выделяют  гражданское,  политическое,  интернациональное, нравственное,  эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. 

Гуманистическое воспитание  имеет  своей  целью  гармоничное  развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между  участниками  педагогического процесса.  Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное  воспитание». Методики преподавания по хореографии Г.П. Гусева, Т. Барышникова, Н. Базаровой, В. Мей, Р.Л. Череховской.

Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других.

Принято считать:

от рождения до года - младенческий возраст,

от года до 3-х лет - преддошкольный возраст,

от 3-х до 6-ти лет - дошкольный возраст,

от 6-ти до 12-ти лет - младший школьный возраст,

от 12-ти до 15-ти лет - средний школьный возраст (подростковый),

от 15-ти до 17-ти лет - старший школьный возраст (юношеский).

В нашей курсовой работе мы взяли только младший школьный возраст. К 6-12-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Детское объединение дополнительного образования представляет собой коллектив детей, все члены которого объединены интересной для них творческой деятельностью, что является благоприятным фактором их формирования и развития.

1.2. Хореография как средство воспитания танцевальной культуры младшего школьника

        

Хореография оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека. Занятия танцами органически связаны с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость — вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни.

        Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека. Поскольку танцевальный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер. Занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия.

Исполнение танца, несет в себе элементы художественного творчества. Танцор стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение. Воспитание танцевальной культуры у каждого школьника отмечалась по следующим критериям: овладение композицией, музыкальное сопровождение, этикет, костюмы, эстетическая выразительность, пластичность, настроение. На основе полученных данных создавались авторские технологии воспитания танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей на основе личностно - деятельностного подхода.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях и в искусстве и в жизни.

Таким образом, хореография выступает как средство для развития творческих способностей, внутренней культуры человека, массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться, т. е. имеет ни с чем несравнимое социальное значение.
Хореографическое воспитание приобретает в настоящее время все более си
стемный характер.

Многолетняя работа педагогов-практиков в Домах и Дворцах культуры, в Детских школах искусств, в школьных хореографических кружках дает большой материал для обобщения как в вопросе танцевального образования и воспитания, так и в практике создания детского репертуара, на разных этапах развития отечественной хореографии в целом.
Использование системы Ж. Далькроза в применении к танцу, разраб
отанной Е. Коноровой, дало возможность включить музыку как полноправный компонент массового художественного воспитания в систему хореографической работы с детьми. В связи, с чем приобрела более четкий характер линия музыкально-танцевального развития детей и подростков на протяжении всего периода занятий в хореографическом кружке. Наша страна и республика имеют богатейшее наследие национальных танцев. Хореографами начали создаваться национальные танцы, адаптированные для детского исполнения. Богатство русских танцев нашло отражение в работе многих педагогов хореографов.

 Русский народный танец - один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце отражаются мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям этноса, нации, народа. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.)

     Классический танец - система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы.

 Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.

     Историко-бытовой танец - танец прошлого века, ставший историческим, представляет собой переработку народного танцевального материала и отражает особенности определенной эпохи или среды.

Современный танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных  движений. 

Танец – искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше он будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык.

Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем под этим сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники.

Регулярно проводимые учебно-тренировочные занятия являются непременным условием творческих успехов коллектива. Без этих занятий, ограничиваясь только работой над репертуаром, нельзя добиться высокой танцевальной техники, выразительного исполнения.

Отсутствие тренировочных упражнений, прежде всего, отразиться на технике исполнения: движения рук танцоров будут однообразны, скованны, лишены выразительности. Неправильное поставленное дыхание помешает хорошо провести весь танец: уже к середине его исполнители начнут уставать, выдыхаться, особенно если танец идет в быстром темпе, и к концу неизбежен значительный спад в его эмоциональной насыщенности. Совершенно по иному будет выглядеть танец в исполнении коллектива, в котором систематически проводятся учебно-тренировочная работа. Умение владеть своим телом, четкость исполнения, правильно поставленное дыхание и тренированное сердце дадут возможность танцорам исполнить танец со всеми его характерными особенностями, не только, не снижая общего тонуса, но, наоборот, повышая его до полной кульминации.

Во время учебных занятий необходимо уделять большое внимание работе над корпусом, головой и руками, добиваться выразительности и пластичности исполнения, развивать координацию всех частей тела и овладевать техникой танца, составляющей одно из основных средств актерской выразительности.

Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает [34]. Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам.

Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно.

Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

Занятия детей танцами дисциплинируют, помогают лучшему согласованию мысли и действий, воспитывают одарённую, трудолюбивую, физически крепкую, творческую личность.

1.3. Классический танец как основа воспитания танцевальной культуры младшего школьника в хореографическом коллективе

Классический танец - система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Основой изучения классического танца является классический экзерсис.

Классический экзерсис – основа классического танца, состоящая из упражнений, способствующих: развитию мышц, связок; выработке выворотности, устойчивости, равновесия; а также воспитанию координации движений у танцовщика.
 Классический экзерсис воспитывает тело,  учит свободно и пластично управлять своими движениями, и как указывает профессор А. Я. Ваганова,  «правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения». Эта система движений делает тело подвижным, дисциплинированным и прекрасным, убирая и исправляя физические недостатки, создавая манеру танца и осанку.

Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.

Классический танец характеризуется как система упражнений под музыкальное сопровождение, направленная на формирование осанки, крепкой спины, подвижности суставов, координации, устойчивости и т.д.

Н.П. Базарова и В.П. Мей термин «классический танец» определяют как «совершенный, вечный, вневременной, запечатленный в лучших произведениях прошлого, сохраняющий ценность в настоящем» [2].

Для того чтобы танец стал средством эстетического воспитания, он должен быть воплощен в высокохудожественной форме. Достичь этой цели исполнитель может, только в совершенстве овладев средствами танцевального языка – его техникой. Понятие «техника» в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение

На основе анализа методической литературы по хореографии мы установили, что ученые, педагоги-хореографы дают различные определения техники в хореографии.  Так, например, С. Швецов отождествляет понятие техники с танцем. Он пишет: «Танец» - это техника, понимание музыки и умение двигаться под нее.

Согласно В.А. Звездочкину  – техника это- правильность, мастерство, умение владеть своим телом.

Диапазон исполнительской техники в танце очень велик. Это дает возможность балетмейстеру создавать самые разнообразные хореографические композиции, подобно тому, как в музыке на основе принятого звукоряда композитор строит самые разнообразные звуковысотные связи. Иначе говоря, выразительные средства позволяют балетмейстеру создавать произведения самого различного содержания и формы: от небольших концертных этюдов до спектаклей.

В настоящее время для всех школ танца характерен строгий академический стиль, но самая разнообразная исполнительская манера движения, которая не ограничивает, не сковывает индивидуальность танцовщика, а, напротив, позволяет полнее и глубже раскрыть все его творческие возможности и национальное своеобразие.

Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу.

        Фундаментом в танце является экзерсис, поэтому обучение начинается именно с него.

Характер работы в танцевальном коллективе требует специальной обуви, в которой было бы легко и удобно танцевать. Обувь для занятия классическим экзерсисом нужна мягкая на тканевой основе, для того чтобы лучше «почувствовать» стопу, что способствует полному натяжению и развитию стопы.

Экзерсис начинается у палки, затем по мере усвоения движений, переносится на середину зала. Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.

Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение следует сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги.

Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логичное сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнения.

В своей работе мы взяли  определение понятия, которое принадлежит кандидату психологических наук почетному профессору Соковиковой Н.Н. Согласно ее определению «Танцевальная культура это - выразительность исполнения, музыкальность, свобода, законченность жеста и танцевальной техники».

Свобода и законченность жеста проявляются в культуре исполнения танцевальных постановок, в процессе овладения техникой танца. Жест в танце – жест музыкальный. Он обусловлен не только мелодической, гармонической и темпо - ритмической структурой музыкального произведения, но прежде всего содержанием танца или роли, теми событиями, переживаниями, состоянием героя, которые в них заключены.

Классический экзерсис развивает чувство позы, музыкальность, пластику танца, пластику сценического движения. Танцевальная техника – это исполнение танцевальных элементов, исключающих кантиленность, музыкальность и одухотворенность пластики. Первая составляющая танцевальной культуры -  танцевальная выразительность, она включает в себя движения рук, ног, корпуса и головы. Классический экзерсис в максимальной степени содействует развитию пластичности и выразительности исполнения.

Танцевальная техника, воспитанная при совершенствовании элементов и упражнений классического экзерсиса, становятся основой для воплощения танцевальной композиции в пластических формах. Наиболее полно  музыкальность развивается в процессе органической связи выполнения упражнения с музыкальным сопровождением.

Вывод: На основе изучения научной методической литературы по проблеме воспитания танцевальной культуры мы пришли к выводу, что ученые А. Я. Ваганова, В.А Звездочкин, В.С. Костровицкая единодушно считают, что основой изучения всех видов танцев является классический экзерсис. Он имеет право первенства в освоении танцевального искусства в виду того, что он основан на классическом танце и представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего случайного, лишнего.

Деятельность различных творческих объединений (хореографических коллектив) основана на различных видах танцев: народных, современных, джазовых и др.

Выше мы указывали, что ученые единодушно пришли к выводу, что классический экзерсис является основой, стержнем процесса подготовки специалистов-хореографов любого профиля. Основываясь на этом положении, мы придерживаемся, мнения ученых о том, что танцевальная культура наиболее эффективно развивается посредством изучения классического экзерсиса.

Глава II. Реализация задач  воспитания танцевальной культуры младших школьников

2.1.Особенности воспитания танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе 

От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральный и эстетический принципы его учеников: все хорошее, как и все плохое, что есть в преподавателе, переходит к ним. Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обязан служить примером для своих учеников. Он должен понимать, что одна из главных задач в работе с детьми состоит в воспитании достойных граждан нашей страны, для которых устойчивый моральный облик является основой их жизни и деятельности.

Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь».

Методы можно разделить: словесные, практические, наглядные. Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах.

Дети воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.

Если педагог правильно формирует свои требования, и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения.

Каждый педагог - хореограф в своем хореографическом коллективе имеет свои требования.

Одно из главных требований преподавателя является соблюдение дисциплины. Дисциплина - это фактор качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Насколько умело руководитель использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит организация всей воспитательной работы с детьми, их активность на занятиях и других мероприятиях.

В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все дети. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, - всегда препятствие для творчества. «...Существует одно средство - железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве» - писал К.С. Станиславский.

Руководителю детского танцевального коллектива, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

       В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством танца, должна быть хорошо воспитана танцевальная культура. Исполнительская и общая культура танцовщика определяет его манеру движения, которая, разумеется, без точной выучки не может быть воспитана, так же как совершенная техника движения без соответствующей культуры. Манера движения – это пластическое средство выражения индивидуальности танцовщика, это свое, а не чужое исполнительское творчество, это искусство подлинное, а не подражание даже самому любимому и знаменитому артисту. Без танцевальной техники не может быть творческого роста.

Одна из задач учебно-тренировочной работы – правильная постановка корпуса, ног, рук и головы. Развитие и укрепление суставно-связочного аппарата, развитие силы и ловкости, выработка эластичности мышц – овладение танцевальной техникой.

Содержание и глубина хореографического произведения могут быть верно, и полно раскрыты только с помощью точной исполнительской техники танца. Точность – это не простой профессиональный педантизм, не шаблон, не самоцель, а, прежде всего живое, поэтически вдохновенное чувство танца, которое определяет зрелость и совершенство исполнительского мастерства.

Точность позволяет танцовщику обрести не только пластическую стройность, отчетливую фразировку движения, уверенность в своих силах, но и творческую активность. Где нет точно отработанной техники танца, там не может быть искусства. И никакой высокохудожественный идейный замысел, и увлекательный сюжет не могут заменить собой точность исполнительской техники.

Двигаться легко, свободно, без лишних физических усилий – значит уметь скрывать от зрителя все трудности своего мастерства, всю ту огромную затрату сил и энергии, которая происходит при этом. Малейшая стесненность в движении (головы, корпуса, рук и ног), недостаток физических сил, энергии и воли затрудняют, отяжеляют действия танцовщика, не дают ему возможности проявить всю полноту своего дарования.

Однако легкость движения в технике танца не просто «изящная невесомость» или показной оптимизм, это, прежде всего средство актерской выразительности, которое может быть использовано во всем своем пластическом многообразии. Легкость дает, приподнято- стройную. Как бы «окрыленную» пластику танцевального мастерства, особенно при выполнении поз, вращений и т.п.

В учебной работе легкость утверждается на основе гибкости, устойчивости, точности движения и безупречной музыкальности. Исполнение танцевальных па, должно быть во всем достаточно сильным, четким, решительным, увеличенным и разнообразным по своему характеру, но всегда легким, а не затрудненным и тем более тяжеловесным.

Не только легкость, но и мягкость движения является обязательным исполнительским элементом танца. Она предусматривает строгий, волевой и мужественный, а не слащаво - расслабленный характер движения. Расширяя  диапазон движения, мягкость пластику танца слитностью, открывает возможности глубины, теплоты и тонкости выразительных средств. Жесткий, угловатый и «холодный» характер движения неприемлем, он ограничен и лишен разнообразия оттенков эмоциональной выразительности.

Танцевальный образ может отличаться лиризмом или, напротив, острой характерностью, предельным «накалом чувств», сильными, темпераментными, героическими и властными интонациями, но техника движения должна сохранять свою мягкость.

Упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах.

Выдающимся, самым известным в мире и подлинно научным учебником является книга профессора А. Я. Вагановой «Основы классического танца» (1934 г.). Знаменательно признание великого педагога к третьему изданию ее труда: «Работая над своим методом преподавания, я пыталась зафиксировать основы науки танца, свои достижения, все то, что дал мне многолетний опыт танцовщицы и педагога».

2.2. Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе

Изучение научной и методической литературы по вышеобозначенной теме на основе выводов основоположников классического танца позволяет предложить следующие методические рекомендации.  

Процесс воспитания танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе желательно проводить в два этапа.

Первый этап - подготовительный, он включает упражнения партерной гимнастики.

Упражнения партерной гимнастики на первом этапе позволяют:
- приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т.д.;
- начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке, а именно, асимметрии лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника и др.

В конечном счете, данные упражнения формируют выразительность исполнения как одну из составляющих танцевальной культуры.

Второй этап – основной, включающий в себя упражнения классического экзерсиса.

Для успешного воспитания танцевальной культуры у младших школьников детского хореографического коллектива руководителю – педагогу необходимо изучить основы преподавания классического экзерсиса и уметь практически донести их до детей. Экзерсис поможет формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, его осанки, руководителю необходимо следить за тем, чтобы позвоночник ребенка  растягивался в различных направлениях; растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений.

Движения ребенка должны быть легкими и медленными, контролируемые телом. На одном занятии должны присутствовать упражнения на все группы мышц, все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку. Преподавателю – хореографу необходимо добиваться ритмичности двигательной деятельности детей.

На втором этапе работы над классическим экзерсисом у детей закладывается  развитие двигательных функций: выворотность и подъем ног, гибкости корпуса, шага, прыжка.

Особенно важно в процессе обучения экзерсису учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений, а далее – в танце.

Экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь 3 - х целей:

- повысить гибкость суставов;

- улучшить эластичность мышц и связок;

- нарастить силу мышц – ног, рук, головы и т. д.

Очень важно вводить в упражнения станкового классического экзерсиса несложные движения рук, корпуса и головы. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у учащихся навыки координации движений различных частей тела. 

Руководителю детского танцевального коллектива необходимо знать методические особенности преподавания техники в детском танцевальном  коллективе в процессе работы с упражнениями партерной гимнастики и классического экзерсиса необходимо учитывать возрастные особенности детей; учет количество детей в каждой группе - не более 15 детей; соблюдение времени проведения партерной гимнастики – 20-25 минут; учет санитарно-гигиенических требований к помещению, но и к выполнению движения, создание  положительного эмоционального фона.

Говоря о культуре исполнения движений участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем сочетание выразительности исполнения, танцевальной техники, музыкальности, свободы и законченности жеста.

Сущность воспитания танцевальной культуры зависит так же от позиции педагога, понимания главного смысла своей деятельности и готовности к работе такого рода. Особенно следует подчеркнуть, что учебный и воспитательный процесс должен строиться с учетом состояния здоровья и психофизиологической индивидуальности ребенка. 

Вывод: В процессе реализации задач по воспитанию танцевальной культуры у младших школьников в хореографическом коллективе мы выяснили, что понятие «классический» означает эталонный, образцовый, вечный. На этом основании экзерсис является основой различных видов танца.

Разработанные нами методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры в детском хореографическом коллективе помогут педагогу – хореографу наиболее эффективно осуществлять воспитание танцевальной культуры посредством классического экзерсиса.

Заключение

                                             

Изучение научной и методической литературы по вышеобозначенной теме позволяет прийти к следующим выводам.

Мы выяснили, что понятие «танцевальная культура» содержательно наполняет направление эстетического воспитания  средствами искусства. Дефиниция  «танцевальная культура» раскрыта нами с опорой на исследование автора Бруснициной Е. Н., которая определяет данный термин как совокупность «выразительности исполнения, музыкальности, свободы, законченности жеста и танцевальной техники».

Нами выявлено, что современные исследователи придерживаются единодушного мнения о том, что наиболее эффективным методом воспитания танцевальной культуры является классический экзерсис.

Классический экзерсис воспитывает тело,  учит свободно и пластично управлять своими движениями. Эта система движений делает тело подвижным, дисциплинированным и прекрасным, убирая и исправляя физические недостатки, создавая манеру танца и осанку.

Главный метод воспитательной работы младшего школьника в хореографическом коллективе, является классический танец, который характеризуется как система упражнений под музыкальное сопровождение, направленная на формирование осанки, крепкой спины, подвижности суставов, координации, устойчивости и т.д. Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем под этим сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники. Свобода и законченность жеста проявляются в культуре исполнения танцевальных постановок, в процессе овладения техникой танца. Жест в танце – жест музыкальный. Он обусловлен не только мелодической, гармонической и темпо - ритмической структурой музыкального произведения, но прежде всего содержанием танца или роли, теми событиями, переживаниями, состоянием героя, которые в них заключены.

По методическим рекомендациям воспитание танцевальной культуры младших школьников  в детском хореографическом коллективе мы выяснили, что упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах.

Классический экзерсис, который поможет формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, формированию осанки, растягиванию позвоночника, легких движений, контролируемые телом, все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку, преподаватель добивается выразительности исполнения, воспитания танцевальной культуры и ритмичности двигательной деятельности детей.

Детский хореографический  коллектив определен как коллектив детей, все члены которого объединены интересной для них творческой деятельностью, что является благоприятным фактором их формирования и развития.

Мы пришли к выводу, что классический танец является обязательным для воспитания танцевальной культуры детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе.


Литература:

1. Амонашвили, Ш. А. Истина Школы [Текст]/ Ш. А. Амонашвили. – М.: Сфера, 2006. – 206 с.

2. Брусницына,  Е.  Н.  Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно - деятельностный подход  [Текст]: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 10. 02. 01. / Е. Н. Брусницина. - Москва, 2007. – 16 с.

3. Брусницына,  А.  Н. Общая педагогика, история педагогики и образования

 [Текст]: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 13. 00. 01. / Е. Н. Брусницина. –

Москва, 2008. – 208 с.

4. Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность [Текст]/ Л. Д. Блок. - М.: Планета, 2005. – 547с.

5. Белов, М. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства [Текст]/ М. Белов. - М.: Сфера, 2001. – 46 с.

6. Барышникова, Т. А. Азбука хореографии [Текст]/ Т. А. Барышникова. - М.: Респект,  2000.- 80 с.  

7. Бахрушин, Ю.А. История русского балета [Текст]/ Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 2007. – 287 с.     

8. Васильева, Е. А.Танец [Текст]/ Е. А. Васильева. - М.: Просвещение, 1999. - 248 с.

9. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: 2000 – 200 с.

10. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст]: учеб. пособие  /  – Ростов н/Д .: - 2005. - 410с.

11. Костровицкая, В. В. Школа классического танца [Текст] / В. В. Костровицкая, А. Писарев. – Л.:  Планета музыки, 2006. – 264 с.

12. Кутасова, Т. С. Самодеятельный танцевальный коллектив [Текст]/ Т. С. Кутасова. - М.: Владос, 2000. – 112 с.

13. Каплан, С. С. Методика классического танца [Текст]: Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой – Спб.: Изд-во АРБ, 2000. – 231 с.

14. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ Т. Ф. Коренева. - М.: Владос, 2001. – 103 с.

15. Костровицкая, В. В. 100 уроков классического танца [Текст]/ В. В. Костровицкая. - Л.: Планета музыки, 2006. - 262 с.

16. Мессерер, А. Уроки классического танца [Текст]/ А. Мессерер. – М.: Планета, 2003. – 121 с. 

17. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Народное образование, 2005. -  248 – 252 с.

18. Национальная доктрина образования [Текст]: офиц. текст. – М.: 2000. – 243 с.

19. Пуляева, Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина [Текст] – М.:  Тамбов: 2001. – 80 с.

20. Пасютина, В. С. Волшебный мир танца [Текст]/ В. С. Пасютина. - М.: 2005. – 223 с.

21. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]/ К. Р. Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.

22. Российская Федерация. Законы. Проект Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

23. Сухомлинский, В. А. Не только разумом, но и сердцем [Текст]/ В. А. Сухомлинский. - М.: КВАНТА +, 2002. – 521 с.
24. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст]/ В. А. Сухомлинский. - М.: КВАНТА +, 2001. – 436 с.
25. Ерохина, О. В. Школа танцев для детей [Текст]/ - Ростов-на-Дону О. В. Ерохина. – М.: Феникс, 2003. – 223 с.

                                    




1. Прага ~ город легенд.html
2. Контрольная работа по дисциплине- Эконометрика Вариант 1
3. Лекция 4 ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ СЛАЙД 2
4. Функционирование банковской системы в Республике Беларусь
5. Производственный травматизм и профессиональные заболевания- основные понятия и определения
6. Сучасники й історики про особистість Петра Першого
7. ТМК Окна ПВХпотолкижалюзи межкомнатные дверивходные двери рольставниху
8. ГОСПОДАРСТВОЩО включає галузі матеріального виробництва і невиробничої сфери; 2істор
9. Лабораторная работа по теме Тема 4
10. МОЛЕКУЛЯРНОГО ВЧЕННЯ Атомномолекулярна теорія як фундамент сучасної хімії
11. Конкурсное производство как процедура банкротства
12. Российский судья
13. История московских пожаров
14. Банк России как инструмент регулирования и развития валютного рынка
15. 3 Особливості реагування юнаків та дівчат на виникнення стресових ситуацій та наслідки стресу У певних
16. Финансовое состояние ПСХК Мазальцево перспективы развития отрасли скотоводства
17.  Поступательное ~ движение при котором любая прямая жестко связанная с движущимся телом остается паралле
18. Дискурспортрет лидера Беларуси на современном этапе А.Г. Лукашенко
19.  Результаты первых выборов в бундестаг Партия Число голосов м
20. Химическое равновеси