Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Михайлов С.М. История дизайна: Учеб. для вузов. В 2 т. Том 2: Дизайн индустриального и постиндустриального общества. М.: Союз дизайнеров, 2003. 394 с., ил. (296 - 312)
Глава 2
ПОИСКИ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДИЗАНЕ 1960 - 1970-Х
Часть 4
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОИСКИ СОВЕТСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ
Вопросы:
Государственный дизайн ВНИИТЭ.
Рациональный стайлинг.
Дизайн-программы
Эксперименты и утопии. Сенежская студия
1. Государственный дизайн ВНИИТЭ.
Автобус «ПАЗ»
Малый городской автобус «ПАЗ» вместимостью 45 мест (в том числе 20 сидячих) имел модификации пригородный (повышенной проходимости и с большим числом сидячих мест) и туристский. Значительная площадь остекления придавала легкий и элегантный вид. Место водителя имело хороший обзор, а его кресло регулировку положения в продольном направлении, по высоте и углу наклона спинки.
Общая композиция автобуса достаточно проста и строга. Дизайнерам удалось умелыми горизонтальными членениями зрительно удлинить автобус и придать ему хорошие пропорции. Просторный и светлый пассажирский салон, пол которого покрыт релином, имеет слева ряд двойных мягких сидений, справа ряд одинарных.
Для внутренних покрытий и деталей применены пластические материалы, что
Автобус ПАЗ был вполне конкурентоспособным на мировых рынках.
«Государственный дизайн»
Если в западных странах основные силы дизайнеров работали над предметами быта, то «государственный дизайн» в СССР обратил свое главное внимание на сферу труда, общественного быта
Это соответствовало социальным особенностям и идейно-политическим основам советским системы.
Советский дизайн 1960 1970-х годов не имел четкого стилистического направления, стараясь внешне держаться на «современном уровне».
Приказные мероприятия
Развитие советского дизайна шло путем приказных мероприятий, спускаемых сверху. Внедрение новых методов художественного конструирования, снятие устаревших образцов и постановка на производство улучшенных моделей определялось не спросом на рынке, не анализом продаж и требованием покупателей, а путем насильственного внедрения, которому предприятия всячески сопротивлялись. В этом состояло главное отличие социалистического дизайна от мирового.
Между тем развитие мирового дизайна показало, что он действительно,
Он, несомненно, ведет к гуманизации, очеловечиванию техники, приведению ее к тем нормам гармонии, красоты, пропорциональности, которые были выработаны человечеством веками истории культуры и генетически закреплены (10, с. 206) (301)
2. Рациональный стайлинг.
Автомобиль-такси
К началу 1965 года отдел транспорта ВНИИТЭ предложил принципиально новый автомобиль-такси с «вагонной» компоновкой пассажирского салона. Простой и современный автомобиль был очень заметен и легко узнаваемым в потоке городского транспорта, благодаря своей яркой окраске.
Машина имела широкий дверной проем и простой пассажирский салон, позволяющий перевезти крупногабаритную вещь. В салоне трехместный диван и одно откидное сидение. Место водителя отделено от пассажирского салона прозрачной перегородкой и ему не мешают разговоры пассажиров или сквозняк при открывании дверей. В перегородке переговорное устройство и касса. Аналоги подобных автомобилей-такси на Западе появились лишь спустя несколько лет (10, с. 286) (303)
3. Дизайн-программы
Подражание западному дизайну
Не имея своей ясной концепции формообразования советские художники- конструкторы подражали своим западным коллегам. Происходило это вследствие определенной информационной изоляции восточного блока государств с некоторым опозданием.
Известный историк российского дизайна Н. Воронов, описывая этот период, отмечает, что за пять лет российский дизайн, с точки зрения формально-эстетической, проделал тот путь, на который у западного ушло, примерно, пятнадцать лет.
Мы показали себя восприимчивыми учениками и кое в чем достигли уровня учителей. На первых этапах развития нашего дизайна такая подражательность оправдана не освоив всего богатства особенностей решения проблем внешнего, визуального формообразования, нельзя было двигаться дальше (19, с. 219). (305).
Международный конгресс ИКСИД
В 1975 году в Москве состоялся Международный конгресс ИКСИД (ICSID) под девизом «Дизайн для человека и общества». Это стало событием, прежде всего, для советских дизайнеров, которым предстояло на равных участвовать в обсуждении всех насущных творческих вопросов мирового дизайна. ВНИИТЭ как коллективный член ИКСИД стал центром подготовки к конгрессу.
Дизайнеры, которые оформляли конгресс, рассматривали его как быстро разворачивающийся, стихийно складывающийся клуб общения. Поэтому появились «островки» для контактов и бесед вокруг гигантской пепельницы, напоминающей детскую песочницу, вокруг картонных стендов с информацией, вокруг странных тут и там разбросанных объемных композиций.
Это был национальный русский вариант оформления дизайнерского конгресса
Детский конструктор
В 1976 году во ВНИИТЭ был разработан проект Экспериментального детского конструктора для сюжетно-ролевых игр (ЭПО-КСИ). Его авторы А. Ермолаев, Т. Рубцова, А. Симонова создали максимальные возможности для детского участия.
Деревянный каркас с разноцветными матрасами и мягкими игрушками все это позволяло не просто комбинировать детали, а строить своеобразный смысловые ландшафты. Ситуации
и масса других композиций акцентировали не столько возможности структурной комбинаторики, сколько образные и реальные ситуационные возможности конструктора. Это был один из первых конструкторов, с помощью которого можно было моделировать не столько объемные абстрактные композиции, сколько осмысленные ситуации. (309)
Бумажное проектирование
Одним из направлений так называемого «бумажного проектирования» является обучение художественному конструированию детей. Свой метод обучения детей творчеству, объединяющий различные дисциплины черчение, графику, живопись, объемное макетирование В. Кирпичев, руководитель самой известной детской архитектурной школы «ЭДАС» (1977) называет «динамическим». Все это воплощение современного чувства формы, цвета, материала. Через моделирование человек познает мир.
4. Сенежская студия
Макеты, выполненные в Сенежской студии, представляли художественный результат дизайнерского творчества, имеющий самостоятельное значение, независимо от того, будет ли реализован позже проект или нет. Самоценное, по существу, станковое изделие, (ибо никуда, кроме как на выставку оно не годилось) было эфемерно и уже через год другой начинало разрушаться физически. (310)
Эксперименты советских дизайнеров
Широкую известность в 1970-е году получили эксперименты советских дизайнеров, связанные с художественным осмыслением новейших научно-технических достижений.
Одно из таких направлений создание кинетических композиций. Его ярким предстателем является архитектор Вячеслав Колейчук, член группы кинетического искусства «Движение», автор оригинальных вантово-стержневых конструкций.
Другое направление связано с учением возможностей получения управляемого синтеза света, цвета и звука. Лидер этого направления конструкторское бюро «Прометей» (Казань), названное так в честь русского композитора Александра Скрябина.
Руководитель бюро Булат Галеев вместе с сотрудниками
позволяющие создавать абстрактные светомузыкальные композиции. (311)
PAGE 4