Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств п.Черноморского
МО Северский район
Методическая разработка
Подготовительная работа обучения
двухголосному пению в младшем хоре.
Преподавателя ДШИп.Черноморского
Золоторевой Ирины Георгиевны
п.Черноморский
2010г.
ВВЕДЕНИЕ.
Все мы хотим видеть наших детей полноценными творческими людьми, счастливыми и успешными, рождающими уникальные идеи и оригинальные способы решения проблем. Как этого достичь? С раннего детства у ребенка необходимо развивать способность к творческому, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта.
Для чего нужны современному человеку творческие способности? Психологи утверждают, что в современном стремительно меняющемся мире человек, не обладающий способностью творчески мыслить, обречен жить в ситуации душевного дискомфорта.
На развитие творческого мышления огромное влияние оказывает музыка, так как вбирает в себя различные виды деятельности: созерцание, исследование, исполнение. Известно, что развивает зрительную систему, эмоционально-чувственное и языковое мышление то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе учащихся. Но для того чтобы эти качества могли проявиться в работе, на уроках необходимо создавать соответствующие условия, примерять отвечающие этим условиям методы и приемы обучения.
Педагогические, психологические и физиологические исследования последних лет доказали, что дети дошкольного возраста обладают гораздо большими психофизиологическими возможностями, чем предполагалось ранее. Кроме того, доказано, что многие общепринятые формы работы с детьми младшего возраста не позволяют полностью раскрыть эти возможности. Потенциальные психофизиологические возможности присущи каждому ребенку, но лишь при благоприятных педагогических условиях, развитие его психических функций может быть реализовано в полном соответствии с этими возможностями. При педагогическом воздействии на формирование психологических функций особое внимание необходимо уделять развитию эмоций, восприятию и представлению, овладению речевыми и умственными навыками.
Для детей гораздо привлекательнее само занятие, а не конечный результат, который они получают. Ребенок приходит в школу с определенной подготовленностью в разных областях деятельности он видит, слышит, чувствует, осязает, ощущает одновременно. Поэтому учителю в процессе обучения необходимо опираться на чувства детей, их эмоции, активизировать в нужном направлении внимание, мышление, активно задействовать разные виды памяти (зрительную, слуховую, чувственную, осязательную, двигательную и др.) в направлении деятельности, воображении и фантазии. Все это нужно для того, чтобы вызвать у ребенка определенные ассоциации, на основе которых может возникнуть свой индивидуальный образ (состояние, настроение, характер). Представленный воображаемый образ будет в дальнейшем служить основой для творческой деятельности творении, выражении образа в действии, движении, слове, звуке и т.д…. Важную роль в этом процессе играет связь занятий с окружающей природой, предметным миром через конкретные действия. Сопоставление, освоение, осмысление, анализ. Такой подход предполагает применение разнообразных технологий, нетрадиционных форм обучению, позволяющих быстро вводить у учащегося в активную работу воображение. То, что ребенок видит, слышит, чувствует, является первыми опорными точками для будущего творчества. Необходимо сделать процесс освоения музыки как искусство увлекательным, интересным, насыщенным.
«Человек должен родиться дважды, - писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно». Формирование музыкальной духовности ребенка основа урока, его содержание, которое всегда будет иметь бесконечное разнообразие в искусстве и в жизни.
Хоровой класс в детской музыкальной школе и школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.
В детских музыкальных школах. Где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте. Задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение наиболее доступный вид подобной деятельности. В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения.
Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом могут разучиваться достаточно сложные одноголосные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся ( дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и т.д.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение мощное средство патриотического, идейно-эстетического, нравственного воспитания учащегося. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями советских композиторов и народными песнями разных жанров. Огромное влияние на развитие музыкальности учащегося оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.
Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса, особенно младшего. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.
Могут быть использованы также такие приемы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки. Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы и не превращаться в способ демонстрации «эффектов».
Постепенно, с наполнением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровым навыкам, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащегося, помогают формировать их художественную культуру.
Центральное место в проблеме обучения детей двухголосному пению на начальном этапе занимают следующие вопросы:
- определение сущности двухголосного пения;
- принципы деления на хоровые партии;
- условия перехода к двухголосному пению;
- значение и содержание подготовительного периода;
- роль голосоведения в обучении;
- содержание и значение упражнений в обучении;
- репертуар и принципы его подбора на начальном этапе обучения.
Всегда, и до революции между педагогами «старой школы» и в советское время между хормейстерами, эти вопросы вызывали острые споры и дискуссии.
Отмечается, что двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает достаточно различные условия для пения детей в младшем хоре. Вопрос сочетания голосов в двухголосных песнях для начинающих детских хоров стал одним из наиболее острых во все последующие годы. Многие педагоги до сих пор считают, что только с помощью голосоведения может быть решена поставленная задача. Однако весь дальнейший ход истории общего музыкального образования показал, что однозначно ее решить нельзя, так как двухголосное звучание явление многосоставное. Оно включает в себя художественный, психологический, физиологический, акустический и музыкально-исполнительский компоненты.
Много споров вызывает у хормейстеров такой вопрос как принцип деления на хоровые партии. Некоторые преподаватели предлагали проводить распределение детей по голосам до перехода к двухголосному пению, исходя из диапазона и характера звучания верхнего регистра. Дети со слабыми вокальными данными равномерно распределялись между более сильными певцами. Некоторые преподаватели обращали внимание на то, что фактура ряда детских песен позволяет маленьким исполнителям петь любую партию, поэтому они рекомендовали создавать в хоре на первых порах две равные по всем показателям партии и поручать каждой из них то верхний, то нижний голос. Наличие столь различных позиций показывает, что советские педагоги-хормейстеры активно вели поиск наиболее эффективных путей. Они были единодушны в оценке важности роли распределения начинающих певцов по партиям в обучении хоровому пению, но решение данного вопроса было далеко не однозначно.
Условия перехода к двухголосному пению также вызвали дискуссию между хормейстерами. Руководители хоров в основном считали, что к моменту перехода на двухголосное пение дети должны овладеть в достаточной степени унисоном. Но одни утверждали, что на это достаточно одного года, другие что потребуется не менее двух лет. И только некоторые педагоги обращали внимание на то, что возможность слушать и исполнять многоголосные песни не может развиваться в процессе занятий унисонным пением сама по себе. Следовательно, решение вопроса о возможностях перехода к двухголосию требовало более тщательной разработки методики обучения унисонному пению и уровней обладания унисоном.
На начальном этапе обучения детей младшего возраста двухголосному пению очень важно учить детей слушать музыку. Дети слушают музыку и анализируют фактуру произведения. Выявляется мелодия, аккомпанемент и их соотношение по высоте, ритму, динамике, тембру, а также характеризуется их выразительность. Для анализа используются песни и инструментальные произведения. Слушание хоровой музыки знакомит детей с особенностями многоголосного хорового звучания. Занятия такого рода лучше производить в первый месяц обучения параллельно с вокальной работой. Например, во второй половине первых уроков, когда детям надо отдохнуть от пения, проводятся небольшие беседы. Темами таких бесед могут стать: «мелодия и аккомпанемент», «хор и его составы», «хоровые партии» и т.д. В дальнейшем беседы целесообразно организовывать на основе музыки, услышанной в концертных залах, по радио и телевидению, после просмотра видеозаписей. Задания разрабатываются руководителем с учетом тех произведений, которые предстоит услышать, их содержание углубляется в связи с приобретением слушательского опыта и новых знаний.
Многоголосие в самых различных формах его проявления от элементарного двухголосия до смешанного звучит для школьников с первого класса, с первой их встречи с песней в хоре, и поэтому большое значение имеет правильная организация его восприятия. Обучая детей восприятию двухголосной музыки, необходимо заинтересовать их и рассказать, как правило, оно значительно отстает от восприятия одноголосной музыки. Дети с неразвитым гармоническим слухом относятся к многоголосному звучанию двояко. Одним оно мешает услышать и правильно спеть песню, другие находят, что многоголосное звучание в аккомпанементе украшает мелодию и петь ее с сопровождением приятнее. Опыт показывает, что начинающие певцы, все без исключения, не остаются безразличными к звучанию инструмента, сопровождающего голос, и разные его виды сильно влияют на качество пения, в том числе и на интонирование.
В практике хорового пения сложились две тенденции в соотношении к инструментальному сопровождению. Представители одной их них игнорировали развивающее значение аккомпанемента, представители другой видели в нем один из стимулов музыкального развития детей. При оценке этих тенденций надо исходить их того, что нельзя просто не замечать существующий важнейший элемент музыки многоголосное сопровождение. Нарочитое невнимание к нему воспитывает у детей инерцию восприятия музыки только одноголосной. И чем дальше педагоги будут ограничивать воспитание детей одноголосной музыкой, тем прочнее эта инерция и тем сложнее ее преодолеть при переходе к двухголосию. Многоголосие должно активно восприниматься детьми, только тогда его присутствие обретает свой художественный смысл. На младших школьников сильное впечатление производит сопровождение, звучащее в регистре, расположенном выше вокальной партии, изобразительный характер сопровождения. Яркая и разнообразная фактура аккомпанемента создает новые, более сложные условия для детей, исполняющих одноголосную песню, так как их музыкальный слух оказывается вынужденным активно воспринимать несколько музыкальных планов, одним из которых является вокальная партия, а остальные звучат в аккомпанементе. Восприятие всего богатства языка многоголосной музыки, особенно гармонии, для начинающих певцов невозможно. Однако мелодия, ритм, тембр, регистр создают для детей определенную чувственную информацию, которая позволяет накопить слуховой опыт о мелодии, подголоске, сопровождению, что уже является элементарным проявлением анализа фактуры музыкального произведения и может послужить отправной точкой для развития гармонического слуха.
Большая, если не решающая, роль в музыкальном развитии детей, пришедших в хор, принадлежит многоголосному пению, как известно, хоровое многоголосие с наибольшей активностью развивает гармонический слух и ладовое чувство, совершенствует чистоту интонации. Рассматривая главные задачи многоголосного пения, проанализируем почему оно не получается порой даже тогда, когда дети свободно и уверенно поют в отдельности каждую партию хоровой партитуры?
Основная причина слабое развитие гармонического слуха. Гармонический слух позволяет «подстраиваться» к звучанию другого голоса, слить с ним собственное звучание, удерживать внимание сразу на нескольких звучащих линиях: линии своей хоровой партии и другого голоса. А такого качества слуха можно добиться лишь с помощью специально подобранного песенного материала и соответствующих вокально-хоровых упражнений. Очень важны в этом плане также и занятия сольфеджио, музыкальной грамотой, систематически развивающие музыкальный слух. Способность слышать и исполнять многоголосную песню не может быть развита вне гармонической сферы, в процессе лишь унисонного пения.
Наиболее ответственный этап первоначальный. Тут закладываются основы многоголосного пения и , что не менее важно, воспитывается любовь к этому виду хорового исполнительства. Выдвинем базовый тезис, позволяющий видеть направление «главного удара»: трудности многоголосного пения содержатся не столько в пении как таковом, сколько в умении слышать. Вот почему с самого начала, с самых простых песен и упражнений нужно, чтобы дети приучались вслушиваться в красоту звучания двух и нескольких голосов, чувствовать их выразительность, новое качество звучания по сравнению с одноголосным пением. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы подобрать такой материал, который бы заинтересовал учащихся, позволил уже с первых шагов дать им возможность ощутить многоголосное звучание. Поэтому на занятиях хора и очень важно преподавателю хора и концертмейстеру исполнять в два голоса красиво и выразительно как простейшие попевки и каноны, так и песни из репертуара этого коллектива.
Говоря о подборе музыкального материала как о важнейшем условии воспитания гармонического слуха и навыков многоголосного пения, не стоит забывать и о других элементах. Способствующих этому процессу и тормозящих его. Успешная работа по освоению многоголосного пения невозможна без развитых навыков внимания, активного слушания, которые руководитель призван прививать участникам своего коллектива. Известно, что слушают все, а слышат сравнительно немногие. Это касается и многоголосия. Не всякий ученик, принимающий участие в многоголосном пении, действительно слышит многоголосие, свободно ориентируется в многоголосном хоровом «окружении». Если, подстроившись к унисону своей партии, он теряется, едва его слуха коснулось звучание другого голоса, значит, его гармонический слух еще не развит и цель пока что не достигнута. Участник хора с развитым гармоническим слухом всегда слышит другую партию, умеет подстраиваться к ней, опираясь на нее как на гармоническую основу для своего пения.
Несколько слов о том, когда же все-таки целесообразно переходить к многоголосному пению как к специальной задаче.
Существует весьма распространенное мнение, что многоголосие как форма исполнительской деятельности доступно лишь такому хоровому коллективу, который уже в достаточной мере овладел певческими навыками, связанными с пением в унисон. Вот, к примеру, что пишут авторы одного из пособий по методике школьного музыкального воспитания: «Фундаментом на котором строится многоголосое хоровое пение, является унисон. Учитель прежде всего добивается слитного, согласованного звучания хора в одноголосном пении.» Тезис как будто бесспорный. Действительно, кажется, что приступать к многоголосному пению надо лишь тогда, когда налажен унисон. Слов нет, умение чисто петь в унисон это хорошее качество детского хора. Но давайте задумаемся, всегда ли оно является необходимым для того, чтобы приступить к пению на несколько голосов? Практика показывает нет и нет. Дело в том, что , развиваясь продолжительное время на унисонном пении, дети, а подчас и руководитель невольно начинают смотреть на многоголосное пение как на трудно достижимый результат. В связи с таким пониманием каждая ошибка, всякое затруднение, неизбежно возникающие на первом этапе, представляются как существенное препятствие, очень нелегко преодолимое. Чувствуя, что одноголосно петь легче, такие коллективы вращаются лишь в «лоне унисона», закрывая себе путь к музыкально-хоровому развитию.
Опыт показывает, что, управляя хоровым коллективом, необходимо практически с первых же шагов работать и над унисоном, и над многоголосием. Работа над многоголосным сочинением может активизировать становление мелодического («унисонного») слуха; соответственно, работа над унисоном в определенной мере способствует становлению чистоты интонации в пении на несколько голосов. Давая простые задания, побуждая в детях интерес, любовь к музыке, мы достигаем того, что они перестают страшиться трудностей и охотно занимаются многоголосным пением. Рационально подбирая репертуар, мы создаем для детей возможность овладеть многоголосным пением за максимально короткий срок: полгода, год.
Хорошей и первой подготовкой к двухголосному пению является разучивание песен с сопровождением, не дублирующим мелодию. Это песни одноголосного репертуара со сложным аккомпанементом, в котором мелодия почти и даже совсем не дублируется. Например, «Муха в бане» М. Гладкова, «Тик-так» З. Левиной, где контрастный аккомпанемент подчеркивает изобразительный характер мелодии; «Я на камушке сижу» - русская народная песня в обработке Н. Римского Корсакова, где мелодический и регистровый контраст усиливается ритмическим, в результате чего помимо вокальной партии хорошо прослушиваются два голоса сопровождения; «Смелый наездник» Ф. Шумана, где мелодия и сопровождение переходят из одного регистра в другой. Работа над такими произведениями начинается с прослушивания и фактурного анализа. Затем, изучается вокальная партия без сопровождения. Далее мелодия исполняется с облегченным сопровождением, поддерживающим мелодию. При разучивании таких песен особое внимание уделяется работе над строем, над унисоном. Когда в исполнении детей появляется уверенность, аккомпанемент дается полностью. Цель исполнения таких произведений добиваться ансамбля между хором и сопровождением. Это для детей первое, примитивное двухголосие.
В репертуаре учащихся младших классов особое место занимают двухголосные песни-игры, где слово и поэзия соединяются с театрализованным действием (песня-сказка «Две веселые лягушки», «петушок», «Рано утром» М. Ройтерштейна). Несложные инсценировки доставляют детям много радости, усиливают эмоциональный отклик на музыку. Интересный сюжет, шуточный текст, задорный характер образов привлекают детей, способствуют раскрытию их творческих сил в условиях певческой деятельности. В процессе работы над песнями-играми с элементами переклички учащиеся незаметно для себя осваивают навыки двухголосного пения (песня-игра З. Кодая «Ярморочная»).
Наиболее доступная форма участия детей в двухголосном пении исполнение канона. Каноны являются связующим звеном между одно- и многоголосным пением. Исполнение каноном на два голоса доступно и интересно младшим учащимся, оно дает достаточно быстрые и ощутимые результаты в приобретении навыка распределения внимания между голосами. Именно этот навык лежит в основе многоголосного исполнения. В каноне сохранена самостоятельность мелодической линии хоровой партии, его разучивание происходит так же, как разучивание одноголосной песни. И все же необходимо подчеркнуть, что не любой канон целесообразно использовать в начале перехода к двухголосию. Опыт показывает, что в одних случаях буквально с первых шагов хор усваивает двух- и даже трехголосие, в других же вместо исполнения двухголосного канона получается нечто невнятное. Попробуем разобраться, в чем причины столь разных результатов и , следовательно, каким должен быть принцип подбора канонов, используемых как средство развития навыков многоголосного пения.
Перед нами следующий канон:
Пой, малышка! (канон)
Пой, малышка, песенку,
Ты поешь так весело,
Словно пчелка вешняя,
Словно птичка нежная.
Руководители детских хоров, избравшие этот канон в качестве первого упражнения для перехода к двухголосию, отмечали, что дети часто сбиваются то на одну, то на другую мелодическую линию. Такое «мигающее» многоголосие можно объяснить тем, что данный канон представляет собой музыкальное построение с терцовым соотношением голосов. Полная идентичность ритмического рисунка, а главное параллельное (в терцию) соотношение голосов затрудняет освоение этого канона.
Разберем следующий пример:
Братец Яков
Швейцарская народная песня (канон)
Братец Яков, братец Яков,
Спишь ли ты, спишь ли ты?
Колокол ударил, колокол ударил:
«Дин-дин-дон, дин-дин-дон!»
Этот канон, как показывает практика, представляет значительно меньшую трудность на первоначальном этапе двухголосного пения. Здесь ярко выражено мелодическое и ритмическое отличие каждого голоса. Используя это канон, можно добиться двухголосного исполнения уже на втором занятии с неподготовленным хором учащихся младших классов.
Заметим, что различие слов в разных партиях канона вначале даже облегчает освоение двухголосия, выступая для неопытного певца некоторым подспорьем, помогающим не сбиться со своей партии. Но после того как удалось добиться равнозвучного исполнения обеих партий, весьма желательно исполнять каноны не со словами, а на какой-нибудь слог или закрытым ртом. При этом особенно ясно звучит сама музыкальная ткань, а это способствует укреплению гармонического слуха, развитию навыков многоголосного пения.
Итак, мы придерживаемся мнения, что должным образом подобранные каноны (самостоятельность движения голосов, краткость материала, простота мелодии) обеспечивают значительное продвижение учащихся в развитии их гармонического слуха, в воспитании навыков собственно многоголосного пения.
Несколько слов о первых многоголосных произведениях. Чаще всего это народные песни в облегченной обработке. Сначала детям следует давать песни с дублирующим аккомпанементом. При этом большое внимание нужно уделять качеству хорового звучания. Учащиеся, внимательно слушая сопровождение, должны строго контролировать собственное звучание. Для такой работы рекомендуются обработки А.Гречанинова «Петушок», «Идет коза рогатая», «Дин-дон», «Андрей воробей», одноголосный вариант песни «Земелюшка чернозем» в обработке А.Лядова.
Дальнейшим усложнением этого метода обучения является исполнение двухголосных песен дуэтом, руководителя хора и его участников. Вначале лучше использовать такое двухголосие, в котором главная и наиболее выразительная мелодия расположена в нижнем голосе: русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я да» в обработке Л. Мекалиной, «Прялица» в обработке А. Абрамского. Учащиеся исполняют подголосок на одном звуке, расположенном в верхнем голосе.
Далее используются песни, в которых оба голоса примерно равны по своим выразительным возможностям: «Вдоль по речке молодчик идет», «Блины», «виноград в саду цветет» в обработке А. Абрамского.
Наконец, детям предлагают произведения, в которых мелодия второго голоса имеет подчиненное звучание, что делает партию, исполняемую руководителем хора, более яркой, и пение детей таким образом оказывается в усложненных условиях, например в песне Орловской области «Голова ли моя игреливая», записанной Н. Владыкиной Бачинской, «Загадка», «За лугами» в обработке М. Ройтерштейна. Когда дуэт руководителя и участников хора зазвучит достаточно устойчиво, из хора выбираются дети с хорошими музыкальными данными. Им поручается исполнение партии первого голоса в двухголосном произведении. Постепенно количество певцов увеличивается.
Указанные методы помогают формированию и укреплению распределенного внимания в условиях, приближенных к двухголосному пению.
Работа над многоголосием должна вестись последовательно и систематично. На первом этапе работы над двухголосием необходимо достичь в исполнении певцами уверенной интонационной устойчивости своего голоса. Кроме этого, хормейстер внимательно должен следить за вокально тембровым звучанием хоровой партии. Когда интонационная устойчивость отдельной хоровой партии будет достигнута, можно приступать к соединению двух хоровых партий. Возможные варианты исполнительского состава могут быть следующими: учитель хор, инструмент хор, группа хор. В результате такой работы должно появиться сознательное слышание певцом во время собственного исполнения другого хорового голоса. Такое автономное и сознательное контролируемое исполнение певцом своей хоровой партии положит начало достижению уверенно звучащего хорового многоголосия.
Работа над развитием многоголосия обычно проходит на различных стадиях репетиционного процесса. Например, в распеваниях в различных упражнениях постоянно проверяется интонационно слуховая готовность детей к «расщеплению» унисона. Подобные упражнения встречаются в рекомендациях многих хормейстеров практиков.
Содержание и последовательность упражнений в обучении детей двухголосному пению имеет очень большое значение, несмотря на то, что есть некоторые педагоги хормейстеры, которые даже провозглашали полный отказ от упражнений. Однако практика показывает, что такое направление в обучении приводит к резкому снижению знаний учащихся. Поэтому развивающим упражнением для обучения младших детей двухголосному пению должно уделяться значительное место. Упражнения предусматривают овладение всеми гармоническими интервалами в пределах октавы, начиная с секунды. При этом используются гаммаобразные последовательности и интервальные, в которых преобладает параллельное голосоведение:
Пример№1
На основе гаммы до мажор выстраиваются терции от каждой ее ступени:
Пример№2
Из интервальных упражнений основное внимание уделяется выработке навыков интонирования терции:
Прмиер№3
Терции выстраиваются вначале с помощью противоположного движения голосов от унисона, затем их звучание возникает сразу:
Пример№4
Пение небольших двухголосных последовательностей:
Пример№5
Выстраивание созвучий с помощью несложных попевок со словами:
Нужно отметить, что упражнения и попевки должны быть короткими с ярко выраженной мелодией, несложным ритмом, естественным голосоведением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При обучении двухголосному пению в младшем хоре установлены следующие этапы: подготовительный, этап освоения элементарных двухголосных сочетаний и этап освоения разных видов голосоведения.
Подготовительный этап включает в себя:
- беседы о музыке
- одноголосные песни со сложным аккомпанементом
- песни-игры
- каноны
- русские народные песни с подголосками
- упражнения
Перед общеобразовательной и музыкальной школами и всеми культурно-просветительными организациями стоит ответственная задача вооружить детей знаниями об основах музыкальной культуры культуры слушания и исполнения, потребностью в непосредственном и постоянном общении с прекрасным.
Средствами музыки необходимо активно развивать у детей способность восприятия и сопереживания всего истинно прекрасного и возвышенного.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Ю.Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя музыканта» Москва Владос, 2000г.
М.С. Осеннева , Л.А. Безбородова « Методика музыкального воспитани младших школьников» Москва-2001г
О.П. Соколова «Двухголосное пение в младшем хоре» М., 1978
PAGE \* MERGEFORMAT1