Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Борис Годунов

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

«Борис Годунов»

_._._

Опера в 4 актах, 8 картинах с прологом из двух картин.

Либретто написал Мусоргский.

Действующие лица:

Борис Годунов (баритон). Дети: Феодор (Сопрано), Ксения (Меццо сопрано), Мамка Ксении (Низкое меццо-сопрано), Князь Василий Шуйский,

Пинин Летописец (Бас), Гришка Отрепьев (тенор), Марина Мнишек (меццо-сопрано),

Рангоний-Иезуит (бас) Бродяги – Варлам и Мисаил, Юродевы.

Действие происходит в Москве на Литовской границе в Сандомирском замке и под кромами в 1598-1605 годах.

Опера была написана в 1869 году и представлена театральному комитету, но получила отказ.

Композитор внёс ряд изменений, внёс «Польский акт» и сцену «Под кромами».

Вторая редакция была написана в 1872 году. Вновь был отказ.

Опера была поставлена в 1874 году в Мариинском театре 27 января на бенефисе певицы Ю.Ф. Платоновой.

Демократическая публика встретила оперу восторженно, а реакционная – резко отрицательно.

В 1882 году опера была снята с репертуара.

В 1896 году она вновь была поставлена в Петербурге под редакцией Римского-Корсакого. Последняя редакция была сделана Шостаковичем.

Пролог. Картина 1

Сост. из 2 картин. Оркестровое вступление.

Первая картина показывает трагическую безысходность народа. Звучит хор в стиле причитания «На кого ты нас покидаешь».

Монументальная хоровая сцена, которая предворяется колокольным звоном и торжественная величайная песня Борису «Уж как на небе солнцу красному».

  1.  Монолог Бориса «Скорбит душа».

1 картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением. Келья в Чудовом монастыре. Звучит монолог Пимина «Ещё одно последнее сказание». Величественный облик старца – он глас народа. Здесь показан Григорий Отрепьев, неуравновешенный, пылкий юноша. Он, узнав тайну Бориса, бежит из монастыря.

2 картина, бытовая.

Трактир на литовской границе.

Здесь звучит песня Шинкарки – хозяйки трактира.

Сцена в карчми. Основой этой сцены является речитатив. Большую роль играют песенные номера, а самую большую роль играет песня Варлама «как во городе было, во Казани».

Первая характеристика Варлама и Мисаила – двухголосный напев. Это пародия на церковное пение странников-нищих с четким метром и бойким маршеобразным эффектом, что придаёт музыке комический характер.

2 действие. Образ Бориса получает развёрнутую характеристику. Впервые звучит его монолог «Достиг я высшей власти». Замкнутая форма приближена к типу лирического ариозо.

Он показан как любящий отец, и выявляется конфликт между Борисом и Боярством. Появление Лжедмитрия.  

Зловеще и таинственно звучит тема галлюцинаций. Ход часов.

Сцена с Шуйским. Музыкальный диалог. Встреча двух смертельных врагов.

Вначале диалог звучит властно и резко, но постепенно Борис умоляет подтвердить факт гибель царевича. Хитрый и коварный Шуйский усугубляет его психическое состояние.

Появляется тема Царевича Дмитрия.

3 действие. Польские темы. Монолог Марины Мнишек построен в ритме мазурки.

Сцена у фонтана.

Здесь используются тембровые возможности оркестра. Большое значение имеет тема Дмитрия. Образ самозванца показан широко и многогранно. Звучит красивая песенная тема, на которой строится любовный дуэт. В конце вплетается голос  Иезуита Рангони.

4 действие. Сцена у Собора Василия Блаженного. Встреча Бориса с народом. Ненависть народа дошла предела. Появляется новый персонаж – Юродивый.

Он есть воплощение народного горя. Заунывная песенка. Он произносит обвинение Борису. Всё это перерастает в хор народа «Хлеба!», который является музыкальной вершиной сцены.

Грановитая палата. Здесь завершается развитие образа Бориса. Он появляется в боярской думе с приступами галлюцинаций. Драматизм усиливается рассказом Пимина и это является толчком для агонии Бориса.

Звучит третий, последний монолог Бориса. Строится «клочками», носит беспокойный, драматический характер.

Тональность До-минор.

Наставление Фёдору. речь его становится более-менее связанной. Он просит беречь сестру, не слушать бояр.

Молитва Бориса прерывается ударом колокола и погребальным пением монахов за сценой. Хор имеет аскетический характер.

Наивысшей точкой страдания и смерти Бориса является переломным в развитии этой сцены. Затем наступает просветление. «Ре-бемоль мажор».

Сцена «Под кромами» венчает эту сцену. Здесь показан народ в действии.

Два хора «Не сокол летит по поднебесью». (хороводная песня с плясовым припевом) и второй хор «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая». Бояр казнят.

Динамическая трёхчастная форма с большой развёрнутой кодой.

Основной конфликт неразрешим. Опера завершается «Песней Юродивого».

Он скорбит о России.




1. Философические письма Хомяковым Чаадаевым Соловьевым Герценом Наука ставшая основным напр.html
2. і. 106. ~а~ыры~ жинауды пациенттерге ~ызмет к~рсетумен ж~не оларды емдеумен айналысатын барлы~ медицинал
3. . Дать определение понятиям- промышленная безопасность авария инцидент промышленная безопасность оп
4. план тренировок КМС и МС
5. Дон Кихот
6. тематизирован. Также пособие является альтернативой для преподавателей при планировании занятий
7. Некогда на кельтских языках говорили на обширных территориях Западной и Центральной Европы сейчас они сохр
8. Производственные затраты и себестоимость продукции выращивания крупного рогатого скота
9. Общество как объект философского анализа
10. Обе страны не только граничат друг с другом но и связаны общностью государственного языка культуры религи
11. Тема- Издержки фирмы и их виды Выполнил- студент М40331 гр
12. а тогда вам необходимо снять пароль именно снять а не подобрать
13. фейсохраняющейся в веках
14. Сходства и различия преступной банды и незаконного вооруженного формирования.html
15. тематичних наук Харків ~р
16. Реферат- Доклад по стратегическому планированию
17. Лекция 2 Белки 2
18. превысить надлежащие границы или пределы
19. Проблема твердых бытовых отходов ТБО в Московском регионе
20. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук Киї