Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Формы духовной культуры- миф, религия, искусство, наука

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Сибирский государственный университет

физической культуры и спорта

Кафедра философии и истории

Утверждено на заседании

кафедры философии и

истории

«____»__________________201__ г.

протокол № ___________

Лекция № 4 на тему:

«Формы духовной культуры: миф, религия, искусство, наука»

Автор:

ст. преподаватель

Константинов Д. В.

Омск 2011
Тема:
«Формы духовной культуры: миф, религия, искусство, наука»

План лекции

  1.  Духовная культура и ее особенности.
  2.  Миф как форма культуры.
  3.  Искусство как форма культуры.
  4.  Религия как форма культуры.
  5.  Наука как форма культуры.

Литература

  1.  Аринин, Е. И. Религиоведение: академический курс лекций. В 2 ч. Ч. 1 / Е. И. Аринин; Владим. гос. ун-т. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2005. – 116 с.
  2.  Введение в общее религиоведение: учеб. для студентов вузов / [И. Н. Яблоков и др.]; под ред. И. Н. Яблокова. – М.: КДУ, 2008. – 471 с.
  3.  Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
  4.  Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2009. – 566 с.
  5.  Культурология: учеб. пособие / сост. Р. А. Волкова. – Пенза, 2000. – 63 с.
  6.  Лосев, А. Ф. Философия, мифология, культура / А. Ф. Лосев. – М., 1991.
  7.  Мифы в искусстве старом и новом (пересказ известных мифов по Рене Менару). – СПб., 2003.
  8.  Мифы древних славян. – Саратов, 2005.
  9.  Мифы и легенды Европы. – Саратов, 2005.
  10.  Осаченко, Ю. С. Введение в философию мифа: учеб. пособие / Ю. С. Осаченко. – М., 2004.
  11.  Радугин, А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций / А. А. Радугин. – М.: Центр, 2004. – 302 с.
  12.  Романов, Ю. И. Культурология: учеб. пособие для вузов / Ю. И. Романов. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
  13.  Философия: учеб. пособие / под ред. В. П. Кохановского – Ростов н/Д, 2003.
  14.  Яблоков, И. Н. Религиоведение: учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Яблоков. – М.: Гардарики, 2005. – 314 с.


1. Духовная культура и ее особенности

Хотя словосочетание «духовная культура» часто встречается как в устной, так и письменной речи, смысл его требует пояснения. Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную». Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться с первого взгляда. Действительно, зачастую однозначно разделить материальную и духовную культуру невозможно. В результате специфичность духовной культуры теряется. Область духовной культуры обретает более или менее определенные контуры, когда к ней относят лишь такие культурные формы, которые ориентированы, главным образом, на выработку знаний, ценностей и идеалов, будучи менее других нацелены на непосредственное обслуживание практических нужд человека. Основными такими формами являются искусство, религия, наука, мифология. Для духовной культуры, таким образом, характерен полиморфизм, то есть множественность форм ее существования.

Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры.

1. В отличие от технологической и социальной культуры духовная культура неутилитарна. Это наиболее отдаленный от практики лик культуры (хотя, как и вся культура, он формируется и изменяется в зависимости от развития общественной практики). Духовная культура по сути своей бескорыстна. Ее краеугольные камни – не польза, не выгода, а «радости духа» – красота, знание, мудрость. Она нужна людям, прежде всего, сама по себе, а не ради решения каких-либо внешних по отношению к ней утилитарных задач (что, конечно, не исключает возможности пользоваться ее достижениями в практических целях).

2. В духовной культуре человек по сравнению с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. Здесь разум человека, не связанный утилитарными соображениями и практической необходимостью, способен оторваться от действительности и унестись от нее на крыльях фантазии. Свобода творчества проявляется уже в древних мифах. Немалую роль она играет и в любой религии. Безграничный простор для творчества предоставляет искусство.

3. Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира. Ибо в нем рядом с образами, отражающими то, что мы наблюдаем вокруг себя в действительности, существуют образы небывалых явлений. В этом мире живут мифические духи и боги, фантастические гидры, драконы и русалки. Мы встречаемся там с Евгением Онегиным, братьями Карамазовыми и Анной Карениной. И хотя этот мир наполнен вымыслами, он существует по своим собственным законам и оказывает воздействие на нашу жизнь, – может быть, даже больше, чем реальный мир. Мы далеко не всегда в состоянии отличить фантазию от реальности.

4. Духовная культура – наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры. Она способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них изменениями в себе. Поэтому она находится в постоянном напряжении и движении. Чувствительность, отзывчивость делает ее самой уязвимой, самой ранимой областью культуры. Она мало предрасположена к самозащите. А из-за ее непрактичности, неутилитарности люди в трудных жизненных обстоятельствах начинают видеть в ней ненужную обузу, самую никчемную часть культуры (технологическая и социальная культура хоть в чем-то приносит практическую пользу). Ее беззастенчиво третируют и попирают, выбрасывают ее из своих душ и голов, как бесполезную рухлядь. Вот почему духовная культура больше всего страдает при социальных катаклизмах. Они наносят ей больший ущерб, чем другим областям культуры. Октябрьская революция, например, привела к упадку духовной культуры народа.

2. Миф как форма культуры

Что такое мифы? В обыденном понимании – это, прежде всего, античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев – Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание», «сказание». Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природой и социальной стихии, сущности человека.

Исходя их сказанного, можно дать определение мифа. Миф – это уникальный, эмоциональный, чувственно-конкретный способ освоения мира древним и современным человеком. Под мифологией же понимается совокупность мифов, созданных каким либо народом (или разными народами).

Миф – сказание, предание особого рода. В самом кратком виде его главная особенность выражается в таком определении: миф – это вымысел, принимаемый за правду. Данное определение при всей его простоте содержит внутренний парадокс. Только разобравшись в этом парадоксе, можно понять сущность мифа. Дело в том, что люди, принимающие миф за правду, не могут видеть в нем вымысла: а те, кто считает миф вымыслом, не могут принимать его за правду. Значит, миф есть правда для одних людей и вымысел – для других.

Люди той культуры, в которой миф рождается, живет и воспринимается как правда, верят в него и не знают, что он есть миф. В их глазах он вовсе не миф. То, что они имеют дело с мифом, обнаруживается лишь людьми другой культуры, которая дает им «иные глаза» – иное видение мира.

У современного человека зачастую складывается впечатление о том, что миф – это сказка. Но это не совсем верно. Действительно, миф и сказка имеют много общего, их трудно различить, так как сказка вышла из мифа. Но различия есть (см. табл.).

Отличия мифа от сказки

Миф

Сказка

1. Вера в реальность события.

Вера

1.Нет веры.

2.Время специфическое (оно постоянно как для будущего, так и для прошлого).

Время

2.Время-сказочное-неопределенное (в некотором царстве, государстве).

3.Познание причинной связи между явлениями.

Причина

3.Нет познания причины.

4.Ценностная, познавательная, коммуникативная.

Функции

4.Нравственно-назидательная.

Таким образом, нет оснований отождествлять миф и сказку.

Можно указать следующие функции мифа:

1. Ценностная. Миф – как совокупность всех духовных ценностей (религиозных, нравственных) какого-либо народа, времени.

2. Познавательная. Миф – это первая попытка познать, объяснить мир.

3. Компенсаторная. В мифе удовлетворяются те потребности, которые не получают реального удовлетворения. Связанная с мифом магия является мощным средством компенсации бессилия людей перед жизненными трудностями, опасностями и несчастьями: если надеяться не на что, остается лишь верить в чудо, в помощь непонятных, но могущественных сил, которые можно привести в действие какими-то волшебными средствами – магическими ритуалами, заклинаниями, талисманами. На войне, когда вокруг свистят пули и на каждом шагу поджидает смерть, может быть, спасет амулет или оберег. Когда медицина не помогает, возможно, поможет колдун или знахарь. Когда человека страшит будущее, он обращается к гадалке. И в подобных ситуациях – что очень важно – вера в миф, в волшебство пробуждает угаснувшие было надежды, поднимает дух, способствует развитию самовнушения. Все это действительно способно оказать положительное воздействие на психическое состояние и поведение человека, а тем самым и помочь ему справиться с жизненными невзгодами.

В обращении к мифу находит выражение механизм психологической защиты, именуемый регрессией: в стрессовой ситуации люди иногда испытывают желание вернуться в счастливое детство, под защиту мамы. Подобно этому потребность верить в миф отвечает стремление возвратиться к детскому восприятию мира – с характерным для ребенка ожиданием чуда, подчинением разума чувствам, некритичностью и безответственностью, смешением вымысла с реальностью и другим чертам детского мышления, отмеченным Пиаже. Вера в миф, таким образом, компенсирует человеку утрату возможности по-детски реагировать на сложности и трудности жизни.

4. Коммуникативная.

а) Единовременная (синхроническая) коммуникация – миф сплачивает людей перед лицом опасностей, общих врагов, общих целей. Вследствие своей наглядности, простоты, эмоциональной насыщенности мифологические образы и сюжеты легко усваиваются и транслируются, становясь стереотипами – упрощенными образцами, по которым строится мышление и поведение людей. Из всех социальных стереотипов мифологические стереотипы, наверное, являются наиболее устойчивыми и слабо поддающимися пересмотру под влиянием индивидуального опыта. Поэтому вера в мифы служит мощным средством сплочения людей в сообщество, члены которого неукоснительно руководствуются едиными принципами, ценностями, нормами, представлениями.

б) Историческая (диахроническая) коммуникация – миф выражает и передает (транслирует) духовные ценности народа. Через миф молодому поколению внушается, передается поведение, интересы народа и его «великой» судьбы.

Таким образом, миф – это форма и способ эмоционально-ценностной рефлексии, которая возникает на грани сознательного и бессознательного, организует ценностные установки в освоении мира и выражении результатов символах (религиозные, художественные образы, имена).

3. Искусство как форма культуры

Древние греки называли искусством «умение создавать вещи в соответствии с определенными правилами». К искусству они относили, помимо зодчества и ваяния, также и ремесленничество, и арифметику, и вообще всякое дело, где требуется действовать по определенным правилам. В таком смысле искусство понималось в течение двух с половиной тысячелетий – до XVI в.

В XVI-XVIII вв. ремесло и науки постепенно перестали называть искусствами. Французский философ Ш. Батте в XVIII в.. определяя искусство как «творение прекрасного», выделил 7 видов «изящных искусств»: живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, поэзию, красноречие, танец. С тех пор этот перечень стал намного длиннее. Но понятие искусства в настоящее время используется весьма неоднозначно. В современных толковых словарях указывается, что слово «искусство» в русском языке употребляется в трех разных смыслах. Оно может означать: 1) любое занятие, требующее определенных знаний и умений («военное искусство», «искусство вязания», «искусство вождения автомобиля»): 2) мастерство, искусность в каком-либо деле (можно «проявить искусство» в чем угодно – в колке дров, составлении шпаргалок, ведении переговоров и пр.); 3) сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений. Слову «искусство» можно придать предельно широкий смысл, если исходить из того, что «искусственное» противостоит «естественному». Ибо всякий артефакт, т. е. любой феномен культуры, в отличие от явления природы, имеет искусственное происхождение, а потому есть результат некоего «искусства». При таком толковании этого слова к «искусству» придется отнести всю человеческую культуру и все, что ею порождено. Однако речь сейчас пойдет об искусстве в более узком, третьем смысле – как о художественной деятельности и ее результатах. Это лишь часть всего мира культуры, хотя и очень существенная его часть.

Рассмотрим несколько наиболее часто указываемых функций, которые выполняет искусство и ради которых люди к нему обращаются.

1. Рекреативная функция. Самый простой и наименее требовательный подход к искусству: оно служит для отдыха и развлечения. В нем ищут средство психической разрядки, отвлечения от напряжения и забот будничной трудовой жизни. Чтобы выполнить эту функцию, искусство должно быть легко доступным, не требующим особых усилий для восприятия. Оно должно радовать глаз, веселить душу, быть «приятным», завлекать и забавлять. Многие люди ничего другого от искусства не ждут. Их общение с искусством сводится к тому, чтобы посидеть вечерком у телевизора, послушать легкую музыку, попеть популярные песни, потанцевать, изредка сходить на эстрадный концерт. Более того, если для восприятия и понимания художественного произведения необходимо «шевелить мозгами», то это вызывает у них недовольство. Такие произведения отвергаются.

На рекреативную функцию ориентируется так называемое массовое искусство («массовая культура», «масскульт»). К нему относятся, например, многие телесериалы («мыльные оперы»), кинобоевики, детективные, многочисленные вокально-инструментальные ансамбли.

2. Воспитательная функция. Искусство выступает как средство воспитания, нравственного, духовного, социального совершенствования человека. Художественное произведение рассматривается как «учебник жизни». Нередко нравоучительность, назидательность в скрытой, а то и в явной форме является при этом его необходимым элементом (примером являются жития святых – излюбленный жанр религиозной литературы). Романы Руссо «Новая Элоиза» и «Эмиль» породила целую традицию «романов воспитания». Но и произведения, лишенные какого бы то ни было поучительного тона, несут воспитательный заряд, – и даже больший, чем те, что прямо нацелены на воспитательные задачи. Отсюда – призывы соединить рекреативную и воспитательную функцию: «поучать, развлекая».

3. Идеологическая функция. Возможность использовать искусство в идеологической борьбе обусловлена тем, что в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на общественную жизнь – как правило, характерные для той социальной группы, к которой автор принадлежит. Художники, занимающие активную общественную позицию, сознательно направляют свое творчество на защиту и пропаганду отстаиваемой ими идеологии. Но и в произведениях, авторы которых специально такой задачи не ставят, так или иначе отражаются социально-политические симпатии и антипатии, идеологические предпочтения, идейные позиции их создателей. Яркую социально-политическую окраску имеют произведения Шиллера. Свифта. Бальзака. Горького и других писателей. Христианско-религиозная идеология пронизывает многие произведения европейской живописи, литературы, музыки. И вместе с тем антиклерикальные, атеистические идеи воплощаются в творчестве Дидро («Монахиня»), Золя («Проступок аббата Муре»), А. Франса («Остров пингвинов») и др. В XX в. крупнейшие деятели искусства встали на борьбу с фашизмом и милитаризмом (Генрих и Томас Манны. Ремарк. Унамуно. Лорка. Пикассо и др.).

4. Познавательная функция. Из художественных произведений мы многое можем узнать. В живописи перед нами предстают исторические события, портреты выдающихся деятелей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Картины Левитана воспроизводят облик русского ландшафта, пейзажи Н. Рериха дают нам впечатление о горах Северной Индии, а Айвазовский знакомит нас с разнообразием морской стихии. Федотов, Перов, Брейгель, Курбе, Гоген изображают сцены, позволяющие понять жизнь людей в разных странах и эпохах. Древнегреческие статуи доносят до нас сведения об античных идеалах красоты, а картины Дюрера и Рубенса свидетельствуют о том, как с течением времени изменились эти идеалы. Художник передает дух эпохи, национальный колорит культуры, может быть, даже лучше, чем ученый-этнограф или историк. Читая исторические повести и романы, можно почерпнуть массу впечатлений, которых не даст непосредственное изучение подлинных исторических документов. «Петр I» А. И. Толстого. «Война и мир» Л. Толстого. «Красное колесо» А. Солженицына – это неоценимый кладезь сведений об истории России. Самый тщательный военно-стратегический анализ Великой Отечественной войны не заменит ее художественного отражения в книгах В. Некрасова, В. Гроссмана, Б. Васильева, кинофильмах М. Калатозова «Летят журавли» или А. Германа «Проверка на дорогах», в Седьмой симфонии Шостаковича и военных песнях.

5. Эмотивная функция. Заключается в воздействии искусства на сферу эмоций человека. Тайна художественности как качества произведений искусства – в том, что они затрагивают наши чувства, возбуждают в нас эмоции. Они заставляют нас волноваться, радоваться, печалиться, сочувствовать, негодовать, восхищаться, ужасаться, смеяться, плакать. Как художественное творчество, так и художественное восприятие эмоционально захватывают человека. Он как бы временно переселяется в мир художественного вымысла – в мир музыкальных звуков, в мир поэтических строк, в мир, описанный кистью живописца или пером писателя. Эта эмоциональная вовлеченность «внутрь» произведения искусства и есть то, что обеспечивает интерес к нему и доставляет наслаждение.

Любое художественное произведение, какие бы задачи и функции на него ни возлагались, непременно должно воздействовать на человеческие чувства и рождать эмоциональный отклик. Без этого оно просто не воспринимается как художественное. Таким образом, эмотивная функция, в отличие от других функций искусства, является общей и непременной для всех его видов, форм, жанров. Если произведение искусства не выполняет эту функцию, то и все прочие функции оно не сможет достаточно успешно выполнить, ибо оно просто «не дойдет» до публики.

4. Религия как форма культуры

Религиозные ценности занимают совершенно особое место в иерархии человеческих целей и ценностей. В той или иной степени к ним причастно большинство населения нашей планеты. Так было на протяжении всей истории человечества, так обстоит дело и сейчас, в начале XXI в. Это, разумеется, не означает, что неверующие, свободомыслящие и атеисты не имеют отношения к религиозным ценностям. Очевидно, что практически каждый взрослый человек так или иначе соотносит себя с миром этих ценностей.

Религия (от лат. religio – благочестие, святыня) – особый тип духовно-практической деятельности, представляющий собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия и основывающийся на вере в священное. Священное – это вид сверхъестественного, выходящего за рамки естественного, природного хода событий, «чудо». Но священное включает в себя еще и признание безусловной ценности его для человека.

Зрелые религии включают определенное учение (догматику), религиозно-нравственные нормы, культ – систему ритуалов, особый комплекс религиозных переживаний. Обычно наличие всех этих элементов сочетается с организационным объединением приверженцев данной религии, осуществляющих совместное отправление культовых действий, сохранение, разъяснение и передачу следующим поколениям вероучения, а также разработку и внедрение религиозно-нравственных норм, рекомендаций и надзор за их исполнением.

Православный богослов, архиепископ Михаил (Мудьюгин) выделяет пять особенностей религиозного сознания, характерных для любой религии:

1. Убежденность в существовании сверхъестественных явлений или явлений, обладающих сверхъестественными свойствами. Такими сверхъестественными объектами могут быть силы природы – земля, солнце, амулеты, души умерших предков. В развитых «мировых» религиях основной объект религиозного отношения – единый Бог, известный человеку в меру своего самооткровения.

2. Убеждение в реальности контакта с религиозными объектами. Причем контакт этот двусторонен. Человек вступает в контакт с миром сверхъестественного с помощью молитвы, жертвоприношения; божество воздействует на человеческие судьбы, объявляет людям свою волю, знает их помыслы. Деист (признающий существование Бога только как первопричину мира) с этой точки зрения не религиозный человек, ибо не признает возможности живого двустороннего контакта с Богом.

3. Религия предполагает существование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, ибо общение человека с Богом неравноправно. Однако формы осознания этой зависимости могут быть различны: от чувства страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения, понимаемого как осознание собственного несовершенства.

4. Религия включает также осознание требований со стороны божества и ответственности, связанной с выполнением или невыполнением этих требований. Человек не только чувствует свою зависимость от священного, но считает, что божество прямо или косвенно (через других людей) диктует ему свою волю. Не зная ее, человек ощущает себя находящимся во власти божественного произвола.

5. Религия предполагает установление добрых отношений с объектами поклонения, желание умилостивить божество, в случае нарушения воли Бога – компенсировать свое непослушание покаянием или жертвоприношением.

Религия существует в течение значительной части истории человеческого общества и доказывает ее большое значения для людей. Это позволяет ставить вопрос о функциях, которые выполняет религия. Из целого ряда функций, которые выделяют исследователи, выделим следующие основные:

Мировоззренческая, смыслообразующая функция религии является основной. Религия придает определенный смысл и цель жизни человека. Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества.

Компенсаторная функция предстает как процесс преодоления в духовном мире жизненно важных противоречий и проблем человеческой жизни. Религия психологически компенсирует зависимость людей от общественных условий и личной жизни. Например, социальное неравенство превращается в равенство в греховности и страдании.

Регулятивная функция религии заключается в том, что с помощью определенных идей, ценностей и традиций, строятся отношения людей в исторически определенном типе общества. Например, идеи христианства в средние века (идея крестовых походов).

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противопоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же – играть прямо противоположную роль.

Культуротранслирующая функция – сохранение и развитие близких к религии отраслей культуры (архитектуры, музыки, изобразительного искусства и т.д.) и их передачи от поколения к поколению. Таким образом, обеспечивается непрерывность исторической жизни того или другого народа.

5. Наука как форма культуры

Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.

Наиболее общим образом наука определяется как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Наука – это не только сумма знаний и тем более не только готовое знание. Наука как феномен – явление чрезвычайно многоаспектное. В любом случае, говоря о науке, необходимо иметь в виду как минимум три ее основных аспекта, в каждом конкретном случае четко различая, о чем идет речь:

– наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания);

– наука как результат (научные знания);

– наука как процесс (научная деятельность).

Известно, что люди приобретали необходимые им знания о свойствах и качествах вещей и явлений, с которыми они сталкивались в повседневной практической деятельности, задолго до возникновения науки. И сейчас немало нового для себя мы узнаем с помощью обыденного познания. Но в то же время наука отличается от вненаучных форм познания. В чем же заключается это отличие? Философы науки выделяют различные критерии научности. Позитивисты, например, считали критерием научности верифицируемость – соответствие теории опыту. Представитель критического рационализма Карл Поппер (ХХ век) полагал критерием научности фальсифицируемость – научна та теория, которую можно опровергнуть другой теорией. Однако данные критерии уязвимы для критики и работают не всегда.

В современной философии принято говорить не о критериях, а о признаках научности, которые не абсолютны, а реализуются как тенденция. Выделяют следующие признаки научности: 1) стремление к объективности, 2) стремление к обоснованности, 3) стремление к обнаружению сущности за явлением (стремление к объяснению), 4) ориентация на всеобщность выводов, 5) стремление к систематичности, 6) наличие специальных методов познания. Каждый из признаков в отдельности может быть присущ другим видам познания, но чем больше признаков действует одновременно, тем ближе познание к научному.




1. Лабораторна робота 4
2. Надзор за исполнением наказания и иных мер уголовной ответственности
3. Помнишь когда ты увидел Луну такую огромную сияющую волшебную Помнишь как все внутри перевернулось от э
4. Вариант 19 Тест 1
5. Методы и приборы для изучения анализа и диагностики наночастиц и наноматериалов
6. Выполнени основных расчетов и расставление оборудования на участке дефектации деталей двигателя Разработка технологического процесса на восстановление распределительного вала двигателя
7. Вариант I Некоторые историки считают нэп полной противоположностью военному коммунизму другие про
8. тематика 1 Каб ’31 9.html
9. тема менеджмента качества согласно терминологии ГОСТ ISO 90002011 ~ это - совокупность взаимосвязанных и взаи
10. Отчет по лабораторной работе 4 Исследование способов оценки качества регулирования САУ ЭПС
11. Программирование и основы алгоритмизации
12. по теме изложенный конспективно.html
13. по теме Информация введение Задание 1 Вопрос- Наибольший объем информации человек получает при
14. Контрольна робота Контрольна робота КР з навчальної дисципліни Соціальна робота у громадах виконується.
15. Реферат- Web Site Development
16. ТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА подготовила учител
17. Бизнестуризм Бизнестуризм и совмещает в себе отдыха и работу
18. Межкультурные аспекты перевода рекламы
19. Тематическое планирование подготовлено
20. а номинальный б реальный.html