У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Технологии развития творческого потенциала личности

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

PAGE   \* MERGEFORMAT10

Лекция 7.

Технологии развития творческого потенциала личности

Вопросы:

1. Творческие способности личности и условия их развития в целостном образовательном процессе. 

2. Технология эвристического обучения (А.В. Хуторской).

3. Технология творческого развивающего обучения (И.П. Волков). 

4. Технология коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов). Коллективное творческое дело (КТД), его отличительные признаки, разновидности, этапы реализации.

Понятийный апарат: эвристическое обучение ● мозговая атака ● коллективное творческое дело

 Литература к вопросу 1:

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 7 (с. 163–167).

Цыркун И.И., Карпович Е.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству. Минск, 2006. С. 72–75.

 Литература к вопросу 2:

Березовин Н.А., Жук О.Л., Цырельчук Н.А. Дидактика: история, теория, технология. В 2 ч. Минск, 2003. Ч. 1. Гл. 3 (§ 3.9).

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. Гл. IX (§ 9.4).

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 7.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М., 2000.

http://www.eidos.ru/ 

http://www.khutorskoy.ru/ 

 Гринкевич В.В. Педагогические технологии в современном лицее // Народная асвета. 2005. № 7, 8, 11.  

Якубель Г.I. Эýрыстычнае навучанне на ýроках бiялогii i геаграфii ý старэйшых класах // Адукацыя i выхаванне. 2002. № 5.

Литература к вопросу 3:

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 2. Гл. XII (§ 12.4).  

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 7.

Волков И.П. Учим творчеству: опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской области. М., 1988.

Литература к вопросу 4:

Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. Гл. 22 (§ 7).

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 2. Гл. XV (§ 15.3).

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 7 (с. ).

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Минск, 2011 (с. 211–216).

Вопрос 1. Творческие способности личности и условия их развития в целостном образовательном процессе.

Современным обществом востребован выпускник, обладающий не только прочным запасом знаний, навыков и умений, но и выраженной творческой индивидуальностью, гибким и нешаблонным мышлением. Решение данной задачи педагоги связывают с переходом от априорной модели образования, акцентирующей сообщение знаний в готовом виде, к апостериорной, актуализирующей продуктивную самостоятельную учебную деятельность учащихся, «открытие» и конструирование ими знаний и способов   деятельности.  

На практике апостериорная модель образовательного процесса реализуется через применение таких педагогических технологий, как проблемное обучение, технология проекта, кейс-метод, дидактические игры, технология развития критического мышления учащихся и т.п. Более всего отвечают принципу апостериорности технологии, которые будут рассмотрены в данной лекции: эвристическое обучение, ТРИЗ, технология развития творческого потенциала личности по В.П. Волкову, технология социального творчества по И.П. Иванову.

Для развития творческих способностей учащихся используются методы обучения, требующие  как индивидуальной, так и групповой работы. Ко второй группе относятся следующие методы:

мозговая атака;

синектика (решение задач методом аналогий);

эвристическая игра;

инверсия (метод «наоборот»);

данетика (метод «да» и «нет») и др.  

Мозговая атака как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи была предложена  А.Ф. Осборном (США). Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

Выделяют два основных варианта мозговой атаки: прямая мозговая атака и мозговая атака с альтернативой. Прямая мозговая атака строится следующим образом. Четко и кратко формулируется цели обсуждения. Педагог поддерживает и одобрительно комментирует все творческие идеи. Критика предложенных участниками идей полностью запрещается.

 Мозговая атака с альтернативой ведется двумя подгруппами участников. Одна подгруппа высказывает суждения вслух при соблюдении запрета критики. Другая не принимает в обсуждении непосредственного участия, но записывает свои, противоположные мысли. После того, как генерирование идей окончено, группа критиков-экспертов производит сравнительное оценивание преимуществ и недостатков каждой идеи. Затем из общего количества идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а в завершение – оптимальную.

Наиболее оптимальной по численности для мозговой атаки считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы.

Вопрос 2. Технология эвристического обучения (А.В. Хуторской).

Эвристическое обучение (ЭО), в своем генезисе восходящее к диалогам Сократа, на протяжении длительного времени рассматривалось дидактами как частный уровень проблемного обучения. Как самостоятельный тип обучения, ЭО оформилось только в 90-е годы XX века. Член-корреспондент РАО Хуторской Андрей Викторович определяет следующим образом.

Как свидетельствуют результаты научных исследований А.В. Хуторского,           В.И. Андреева, В.Н. Соколова, В.В. Гринкевича и других авторов, развитие личности учащегося наиболее эффективно происходит в процессе создания им внешних (материализованных) и внутренних (духовных) продуктов, обладающих субъективной (для самого ученика), а в отдельных случаях объективной (для окружающих) новизной.

Внутренние (духовные) продукты:  

идеи;

догадки;

художественные образы;

разного рода символы;

аргументы и доказательства;

выводы и обобщения;

гипотезы и версии;

новые уровни межличностных отношений;

новые мотивы, установки, жизненные цели;

новые представления о своих способностях и т.п.

Внутренние образовательные продукты материализуются во внешних ученических продуктах, к которым относятся:

литературные произведения (сочинение-миниатюра, рассказ, очерк, эссе, репортаж, стихотворение);

произведения изобразительного и сценического искусства (рисунок, картина, художественная фотография, поделка из природных материалов, песня, танец, инсценировка);

произведения технического творчества (чертеж, макет, действующая модель какого-либо устройства);

результат научного исследования (творческий отчет, картосхема, практические рекомендации, рецензия);

дидактические и автодидактические продукты (проведенный в роли учителя фрагмент урока, дидактический тест для одноклассников, кроссворд, ребус, шарада, ролевая игра, дидактический спектакль, наглядное пособие, опорный конспект и т.д.).

Эти продукты обладают субъективной (для самого их автора и одноклассников) новизной. Деятельность ученика по их созданию носит частично-поисковый характер: в эвристическом обучении ученик, как правило, не совершает полного цикла исследовательских действий, часть информации задана изначально и усваивается репродуктивно.

Важно помнить: творческий образовательный продукт – не ремесленническая поделка, в его основе должна лежать «выношенная» учеником идея, догадка, гипотеза, образ, вывод, аргумент, обладающая субъективной (для самого автора) или объективной (для окружающих) новизной.

Технология эвристического обучения по А.В. Хуторскому включает следующие стадии:

1. Диагностика уровня развития личностных качеств учеников, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области.

2. Фиксирование учащимися фундаментальных образовательных объектов изучаемой темы. Каждый ученик составляет в схематической, рисуночной, знаково-символической, тезисной или иной форме содержательный образ или концепт темы.

3. Выстраивание личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Каждый ученик вырабатывает личное отношение к данной образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам.

4. Планирование каждым учеником индивидуальной учебной деятельности. Ученик с помощью учителя выступает в роли организатора собственного образования: формулирует цель, прогнозирует итоговые эвристические продукты и формы их презентации, составляет план работы, отбирает средства и способы деятельности, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

5. Одновременная реализация индивидуальных образовательных программ учеников и коллективной образовательной программы.

6. Демонстрация (защита) творческих образовательных продуктов учеников и их коллективное обсуждение, в ходе которого ученики осваивают один и тот же образовательный объект с субъективной точки зрения и в соответствии с индивидуальной программой.

7. Рефлексивно-оценочная стадия. Выявляются индивидуальные продукты, фиксируются усвоенные способы деятельности. Каждый ученик осознает и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные им области.

Вопрос 3. Технология творческого развивающего обучения (И.П. Волков).

Волков Игорь Павловичроссийский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, учитель черчения и рисования из г. Реутов Московской области. Разработал технологию творческого развивающего обучения (иначе: «Школа творчества»).

Цель технологии: выявление, учет и развитие творческих способностей личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

Концептуальные идеи:

1. Обучение по двум равноценным магистральным направлениям:   

а) изучение единой для всех базовой программы;

б) творческая деятельность учащихся, ориентированная на создание конкретного продукта (изделия, литературного, художественного или музыкального произведения, изобретения, исследования). Формы этого второго направления – в основном внеклассные работа (кружки, факультативы, олимпиады) составляют единую систему.  

При этом есть одно условие: любая работа ученика должна иметь выход на конкретный продукт (изделие, модель, макет, устройство, сочинение, литературное и музыкальное произведение, рационализация и т. п.).

  1.  Блочно-параллельная структура учебного материала.  
  2.  Выявление, учет и развитие творческих способностей (творческие книжки и дневники).

Возрастные этапы технологии:

Начальные классы: обучение первоначальным навыкам самостоятельной и творческой работы по 2025 видам работ (рисование, черчение, резьба и инкрустация по дереву, макеты, модели, лепка, папье-маше, изделия из соломки, перспектива, механика, сочинение сказок и др.). С этой целью проводятся «уроки творчества», игровые формы творческой деятельности. Младшие школьники знакомятся с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей, делают первые в своей жизни педагогические пробы. У школьников формируется коллективно-оценочное отношение к своим продуктам творчества, продуктам товарищей.

Средние классы: техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т.д.); участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; изобразительное творчество.

Старшие классы: выполнение творческих проектов исследовательской и социальной направленности; создание литературных, художественных и музыкальных произведений.

Результаты творчества оцениваются: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

Важнейшие педагогические изобретения И.П. Волкова творческие комнаты и творческие книжки.

Творческие комнаты  особая форма внеклассной работы учащихся. В школе И.П. Волкова есть различные творческие комнаты: физическая, химическая, биологическая, для изготовления недействующих изделий (макетов, скульптур), для изготовления действующих изделий, литературная и художественная студии. В каждой творческой комнате идет свой оригинальный процесс обучения, который создает учитель. Например, в литературной творческой комнате ученики, независимо от возраста, обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической проводят исследования, опыты; в технической овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках, а также конструирования, изобретательства.

Творческая книжка школьника  документ, в котором отмечаются все самостоятельные творческие работы, выполненные учащимся сверх учебной программы. Там же дается характеристика качеств личности, проявившихся в той или иной деятельности. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и служит своеобразным приложением к аттестату за курс школы. На основании этой книжки можно с большой точностью определить те виды труда, где ученик сможет достичь наибольших успехов в профессиональной деятельности, определить его потенциальные возможности в ней.


Вопрос 4. Технология коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов). Коллективное творческое дело (КТД), его отличительные признаки, разновидности, этапы реализации.

Иванов Игорь Петрович – российский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, профессор Ленинградского государственного педагогического института, академик Российской академии образования.    

Руководил коммуной юных фрунзенцев и коммуной им. А.С. Макаренко в Ленинграде, успешно воплотил макаренковские идеи воспитания в коллективе в современной городской школе.  

Автор методики коммунарского воспитания (иначе: методика коллективных творческих дел, методика КТД, «орлятская» методика).

Цель технологии: воспитать социально активную творческую личность, способную внести вклад в построение правового демократического общества.

Концептуальные идеи:

а) сотрудничество, сотворчество детей и взрослых;  

б) коллективная деятельность, позволяющая создать мощное творческое поле;

в) свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю;

г) сочетание разнообразных методов коллективной творческой работы (мозговая атака, игра, свободная дискуссия);

д) диалог всех возникающих точек зрения;

е) уважение личности ребенка, его уникальной позиции в мире;

ж) социально полезная направленность деятельности;

з) использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности;

и) постепенный переход от близких перспектив к средним, от средних к  далеким (в соответствии с принципом перспективных линий, открытым       А.С. Макаренко).  

Основная форма организации воспитания в технологии И.П. Иванова коллективное творческое дело.

Суть КТД – в социальном творчестве детей и взрослых. Это, по сути, органическое продолжение идеи Н.К. Крупской о главной задаче детского движения улучшать окружающую жизнь и думать, как это сделать.

Основу КТД составляет совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта. Чаще всего КТД связаны с какими-либо общественными событиями или событиями из жизни коллектива школы, класса. Как правило, КТД предполагают более или менее длительную подготовку и приобретают характер традиции школы (класса).

Виды КТД: общественно-политические, трудовые, познавательные, экологические, художественные, спортивные, досуговые.

Алгоритм организации и проведения КТД:  

Стадия КТД

Какие вопросы

решаются?

Формы и методы

деятельности коллектива

1. Предвари-тельная работа педагога

С какой целью?

Что лучше сделать?

Для чего и с кем?

Кто может помочь?

Как подключить детей,  родителей?

Кому быть организатором?

«Стартовые» («нацеливающие») воспитательные мероприятия:

- товарищеская беседа,

- рассказ-размышление,

- убеждение на собственном опыте.

При этом взрослые не навязывают дело, а размышляют вместе с детьми. Тон разговора доброжелательный, заинтересованный.

2. Коллективное планирование

Какое дело проведем?

На радость и пользу кому?

Где его провести?

Как лучше провести?

С кем вместе провести?

Кто будет ответственным?

Кто будет ведущим?

- Сбор-старт (обсуждение, предложений, анализ задач, совместное размышление);

- разведка дел;

- мозговой штурм;

- открытая дискуссия;

- деловая игра;

- побуждение (ободрением, похвалой, помощью, советом, доверием).

Выборы совета дела, творческой инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных основаниях.  

3. Подготовка дела

Как развивать положительные качества воспитанников?

Как преодолеть  их отрицательные качества?

Как включить всех в активный творческий поиск?

Как научить воспитанников преодолевать трудности?

- Увлечение добрым сюрпризом;

- помощь товарищеским советом;

- оказание доверия;

- товарищеское требование;

- подготовка проекта по «секрету»;

- товарищеский контроль;

- товарищеское обсуждение;

- увлечение делом, поиском, романтикой, героикой, игрой;

- уточнение проекта КТД;

- товарищеское поощрение от имени коллектива;

- традиции коллективной работы.

Позиция взрослых выполнять стимулирующую функцию.    

 

4. Проведение дела

Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД?

Как увлечь воспитанников личным примером?

Как добиться радостной перспективы близкого успеха?

Как научить ребят выходить из затруднительных положений?  

Формы проведения КТД:

- «операции»;

- эстафеты;

- конкурсы;

- смотры;

- диспуты;

- соревнования и т.д.

Задача взрослых вызвать и утвердить у ребят мажорный тон, бодрость, уверенность в своих силах и стремление преодолеть трудности. Главное спокойствие, выдержка, мажор.

5. Подведение итогов

Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы?

Как помочь воспитанникам проанализировать и оценить проделанную работу?

Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?  

Сборы-«огоньки»:

- товарищеский разбор;

- гласное обсуждение;

- анализ и самоанализ;

- рефлексия;

- похвала;

- поддержка;

- деловой спор;

- награда;

- контроль;

- требование;

- товарищеская критика;

- порицание.

Взрослые должны помочь воспитанникам выяснить причины, породившие успех или неудачу.   

6. Ближайшее последействие

Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?

Как научить учащихся использовать полученный опыт в жизни коллектива?

Как научить воспитанников реализовывать собственные решения?

Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

- Радостная перспектива;

- творческие группы;

- расстановка сил;

- доверие;

- изменение режима;

- чередующиеся творческие поручения;

- преемственность в делах;

- взаимопомощь;

- товарищеское приучение.

Педагоги по-товарищески помогают в выполнении решений, принятых общим сбором. Смысл последействия в расширении круга добрых дел.  

 

 


Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Понятия о технологии и творчестве во многом противоположны. Почему же мы говорим о «технологии развития творческого потенциала личности»? За счет чего преодолевается данное противоречие в технологии эвристического обучения, ТРИЗ, в опыте И.П. Волкова, И.П. Иванова?  

 2. Согласны ли вы с утверждением В.А. Сухомлинского о том, что творчество доступно лишь тому, у кого сформирована прочная гражданская, нравственная позиция? Постарайтесь раскрыть психологический механизм взаимосвязи творческой деятельности и моральной сферы личности (на примере учащегося или педагога).

3. Какую «творческую комнату» вы хотели бы основать, придя работать учителем в школу? Какими воспитательными возможностями обладает эта форма учебно-воспитательной работы?  

4. Разработайте сценарий подготовки и проведения КТД любой направленности – общественно-политического, трудового, познавательного, экологического, художественного, спортивного, досугового.  




1. Реферат- Понятие рабочего времени
2. Реферат- Морфофункціональна характеристика кишки при атрезіях у новонароджених
3. Принцип диспозитивности в гражданском праве и гражданском процессе1
4. Так что же такое информатика
5. Ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве
6. а К О М М Е Р Ч Е С К О Е П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е Мы работаем в сфере производства и реализации рабочих перча
7. Только деятельности человека свойственен
8. Київський індустріальний коледж ПогоджуюЗатверджую Голова випускної ЦК Заступн
9. мода достаточно сложна причем сложности очевидны
10. Введение Деятельность по продвижению товаров и услуг сегодня ~это непрерывно развивающееся напр
11. Структура курса уголовнопроцессуального права Под структурой принято понимать взаиморасположение и свя.html
12. экономия с~зін енгізген гректі~ oikonemi аудар~анда ойкос ~й шаруашылы~ номос ереже за~ т~сінігін
13. Хозяйство и социальная организация древнейшего периода истории
14. лекция медицинских рефератов историй болезни литературы обучающих программ тестов4
15. темами счисления
16.  В день осенний когда у порогаЗадышали уже холодаШкола празднует день педагога Праздник мудрости знаний
17. Соціальна педагогіка з додатковою кваліфікацією Керівник гуртка образотворчого та декоративноприклад
18. 94 N 20 направляю Вам для сведения и использования в работе реестр общероссийских тамож
19. Філософські ідеї періоду високої класики
20. ЗАДАНИЕ По дисциплине Вариант Студента ки