Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

араб встречается в древних источниках.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ИСлАМ из учебника Мировые религии

Ислам — одна из трех мировых религий. Название происходит от арабского ал-ислам, что означает предание себя Богу, покорность. Синонимом ал-ислам является арабское муслим (отсюда мусульманин, мусульмане).

Происхождение ислама. Религия родилась в среде арабских племен Аравийского полуострова. Этноним "араб" встречается в древних источниках. У персов "арбайя" означает пустыня, у евреев — кочевник. У греческого историка Геродота слово "арабы" — синоним аравийцев (жителей Аравии). Характерно, что сами они этот термин не употребляли. Арабы периода раннего Средневековья имели родоплеменную связь. Главой племени являлся старейшина с наследственной властью — шейх. Племена объединялись в союзы. Известны союзы североаравийских и южноаравийских племен. Племена постоянно враждовали между собой, совершая набеги (газе) и угоняя скот, женщин и детей. Чаще всего все это возвращалось противнику за выкуп.

Большинство аравийцев занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, перегоняя стада верблюдов по пустыням от одного оазиса к другому. Их называли бедуины (от арабского бадв — житель пустыни). В этих условиях сформировался особый духовный мир кочевников, замкнутый кругом интересов своего рода и племени. Его отличала этика воина. Так, аравийский поэт VI в. аш-Шанфара пишет:

Я не слабосильный трус,

который постоянно сидит при жене,

расспрашивая ее о своем деле и советуясь,

как ему поступить.

И не припавший к земле страус,

сердце которого то поднимается, то опускается.

И не сидящий дома кокетливый муж,

который и утром и вечером расхаживает,

покрытый благовониями и разукрашенный сурьмой.

Понятие морали у бедуинов включало одновременно смелость и великодушие (смелость — для защиты своего племени,

великодушие — по отношению к врагу, за исключением случаев кровной мести), широкое гостеприимство и верность данному слову (что, впрочем, не мешало им быть неисправимыми должниками). Вместе с тем кочевникам не были чужды жестокость и коварство, мстительность и злоба.

Противоречивый духовный мир отражался также и на религиозных верованиях аравийцев. Господствующей религией бедуинов был политеизм. Они поклонялись Луне и Солнцу, верили во всесилие божеств, которых насчитывалось до 350. В языческий пантеон входили Аллах, Узза, Манат. У многих племен Северной и Центральной Аравии Аллах был верховным божеством. Он воспринимался как далекий от людей создатель мира, не покровительствующий какому-то конкретному племени. Его святилищ почти не существовало. Супругой Аллаха была Узза, дочерью — Манат, иногда обе богини считались его дочерьми.

Наиболее распространенными среди арабов-бедуинов были культы бетилов и предков. Культ бетилов выражался в поклонении большим камням, поставленным стоймя в форме жилища (семитская бейт-эл — жилище бога), внутри которого находились идолы-божества. Вокруг бетила два раза в год устраивались культовые процессии. Такой пантеон находился, например, в Мекке. Его возглавлял бог — покровитель рода Курейш Хубал. Душам умерших родственников совершались жертвоприношения. С культом предков был связан обычай кровной мести. Кочевники считали его своим религиозным долгом, поэтому в Аравии велись постоянные междоусобные войны. Среди арабов того времени были и такие, кто осуждал межплеменные распри, справедливо считая, что они ведут к самоуничтожению родов. Поэт Оби Сульма (530—627) писал:

Война — это то, что вы уже познали и испытали (на себе),

а не выдуманный рассказ.

Кто ее разожжет — навлечет страшную беду,

если ее раздуть, она запылает и спалит все вокруг.

Она подобно мельничным жерновам перетрет вас,

родив, оплодотворится снова и принесет двойню ".

В противовес политеистическим верованиям бедуинов в Аравии рождается другая культура — культура единобожия (монотеизма). Ее основу составили иудаизм, зороастризм и христи-

анство. Носителями этих религий были иноземные купцы, проповедники-миссионеры, воины соседних государств, неоднократно вторгавшихся в пределы Аравии. В IVI вв. на территории полуострова существовали ранние государства. В Южной Аравии их насчитывают шесть, в Северной — три. Это были слабые образования, жители которых, как правило, являлись данниками могущественных Византии, Эфиопии и Персии, а правители — их ставленниками.

В других районах Аравии монотеистические религии исповедовались среди горожан. Так, иудаизм в основном был распространен среди евреев-торговцев, живших общинами в городах вдоль побережья Красного моря. Многие из них имели значительные земельные владения и большие капиталы. Известно, что крупными центрами проживания иудеев были Мекка и Йасриб. Христиане в отличие от иудеев были разобщены как по этническому, так и по церковному признакам, придерживаясь несторианства или монофизитства. Это были, как правило, мелкие торговцы, люди свободных профессий, чернорабочие. Большая часть христиан не принадлежала к арабским племенам. Они были людьми пришлыми.

В среде арабов наблюдались общественные и идеологические перемены. Интенсивно велась торговля, что вело к укреплению межплеменных связей и способствовало общению арабов с другими народами. Вместе с тем в VIVII вв. наблюдается разложение родовых отношений, усиление социального неравенства. В сознании простого общинника последнее зачастую объяснялось "неправильной" верой. Поисками "истинной" религии занимались многие. В это время на Аравийском полуострове возникло так называемое "пророческое движение".

Историки известны проповедники Мусайлима, Саджжах, ал-Асвад, ибн Сайад, которые убеждали язычников отказаться от идолов и призывали к единобожию. Чаще других фигурировали имена богов Рахман и Аллах. Пророчица Саджжах из племени талим действовала исключительно методом мирной проповеди. Впоследствии она приняла ислам. Другие действовали силой оружия. Мусайлима, например, пытался установить свою власть в Йемаме, ал-Асвад - в Йемене. Проповедников единобожия называли ханифами (благочестивыми), а их верования — ханифст-вом. В 10-е гг. VII в. начинает свою проповедническую деятельность купец Мухаммед — основатель ислама. Аравийские пропо-

ведники, несомненно, испытали влияние иудео-христианской -религиозной системы, которая была им хорошо известна. Однако они отнюдь не копировали Ветхий и Новый Завет. Это учение переносилось на арабскую духовную почву, из которой произрастали оригинальные религиозные учения, в том числе и ислам.

Таким образом, возникновение ислама связано прежде всего с развитием духовного мира аравийских племен IVII вв. от политеистических к монотеистическим религиозным воззрениям. Эта эволюция была вызвана разложением родоплеменных отношений, социальным расслоением общества, формированием арабского этноса. Постоянные междоусобные войны и поражения в битвах с сильными соседними государствами усиливали разочарование в язычестве. Многочисленные тесные контакты арабов с богатыми и процветающими народами монотеистической веры как бы демонстрировали преимущества единобожия. В этой обстановке в VI-VII вв. началась своеобразная религиозная революция на Аравийском полуострове.

Пророк Мухаммед и его деятельность. Мухаммед (Мохаммед, Мухаммад, Магомед, Магомет) родился в Мекке в роде Курай-шитов, принадлежавших к племени Хашим. Дата его рождения не ясна, однако известно, что это было в так называемый год Слона. Согласно мусульманскому преданию, в этом году потерпела неудачу попытка эфиопского правителя Йемена захватить Мекку. В войске врагов находился боевой слон, по которому стали называть поход и год его завершения. По общему мнению, это произошло в 570 г.

О детстве и юности Мухаммеда известно мало. Отец его умер еще до рождения сына, и мать Амина испытывала постоянную нужду и бедствия. Авторитетный мусульманский автор историк Ибн Хишам (VIII в.) сообщает, что младенец попал в руки кормилицы Халимы, которая сама переживала большие трудности. "Это [рождение], — передает историк слова Халимы, — было в засушливый год, все истребивший... Мы не спали целыми ночами из-за бывшего с нами ребенка, который плакал от голода, а у меня в груди не хватало молока, чтобы напоить его... Не было ни одной женщины среди нас, которой не предлагали бы посланника Аллаха, но каждая отказывалась, когда ей говорили, что он сирота".

Когда ребенку исполнилось шесть лет, Амина умерла. Вскоре после этого скончался и его дед Абд аль-Мутталиб, в доме кото-

рого воспитывался Мухаммед. Юношу взял к себе дядя Абу-Талиб и начал приобщать к торговому делу. Путешествуя по странам Ближнего Востока, Мухаммед встречался и беседовал с христианскими и иудейскими проповедниками. Когда посланнику Аллаха исполнилось 25 лет, он поступил на службу к богатой вдове по имени Хадиджа, начал самостоятельно водить караваны с товарами и вскоре женился на ней. По словам историка Ибн Хишама, "Хадиджа была женщиной решительной, благородной и рассудительной и обладала теми качествами, которые Аллах ей даровал по своей милости". От этого брака у Мухаммеда родилась дочь Фатима, чьи дети считаются законными правопреемниками пророка. Пока Хадиджа была жива, Мухаммед не брал другой жены. После ее смерти пророк неоднократно вступал в браки. В большинстве своем они носили политический характер, укрепляя связи Мухаммеда с различными племенами. Любимой женой пророка, по преданию, считается Айша, дочь Абу Бекра. Вообще же, у Мухаммеда было одиннадцать официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины.

Вскоре ему стали приходить откровения. Мухаммед уходил в горы неподалеку от Мекки и беседовал там с ангелом Джибрилом, а то и с самим Аллахом. И однажды он услышал голос с неба, говоривший: "О Мухаммед, ты — посланник Аллаха, а я — Джибрил!"

Первыми последователями пророка стали Хадиджа и ее двоюродный брат Али бен Талиб. Вскоре в число новообращенных вошли мекканские купцы Абу Бекр и Омар (Умар) из рода Курайшитов, а также Усман (Осман), принадлежавший к роду Омейядов. Представители последнего находились у власти в Мекке и были серьезно обеспокоены усилением влияния Мухаммеда и его общины. Начались гонения на мусульман. Вскоре пророку удалось договориться с горожанами соседнего Йасриба, и его сторонники начали переселяться в этот город. В это же время другие несчастья обрушились на Мухаммеда. Курайшиты изгнали его из своего рода, затем умерла Хадиджа и почти сразу — дядя Абу-Талиб. В сентябре 622 г. пророк ушел из Мекки в Йасриб, который позднее был переименован в Медину (от арабского мадинат ан-наби — город пророка). Данное событие в мусульманском предании называется хиджра (выселение, эмиграция). После смерти Мухаммеда, при халифе Османе, хиджра стала начальной датой мусульманского летоисчисления. Год де-

лился на 12 лунных месяцев. 622 г. стал первым годом хиджры, 623 г. — вторым и т.д.

До переселения Мухаммед придерживался оборонительной тактики, но затем, обосновавшись в Медине, перешел в наступление. Был сформирован небольшой отряд воинов-единоверцев, которые под лозунгом борьбы с "неверными" (джихад) начали набеги на купеческие караваны, идущие в Мекку. В битве при Бадре (624 г.) войско Мухаммеда разгромило мекканцев. С этого времени влияние мусульман стало быстро распространяться. Были покорены богатые племена северной Аравии, у Мухаммеда становилось все больше союзников. В 630 г. покорилась Мекка. Мухаммед совершил паломничество (хаджж) в Мекку, где поклонился святилищу Кааба и очистил его от идолов. Так было создано новое, исламское государство. Его священным центром стала Мекка. Сам пророк не имел какого-либо официального поста, но вся религиозная и светская власть сконцентрировалась в руках Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Подобная форма правления была теократической республикой. Она служит идеальной моделью государства для многих современных мусульманских политиков в разных странах.

Началось интенсивное объединение аравийских племен вокруг исламского государства. Именно с этого времени все чаще используется термин "араб" в качестве самоназвания племен, принявших ислам. Известно, что Мухаммед готовил военную экспедицию в Египет, но летом 632 г. неожиданно скончался. Его прах покоится в главной мечети Медины.

В современной науке общепризнано, что Мухаммед — реальное историческое лицо. Ислам не наделяет его никакими сверхъестественными чертами, но для верующих он — пример "совершенного человека". Правда, в жизнеописаниях пророка, наряду с исторически достоверными сведениями, содержится множество легенд, добавлений и домыслов. Почему же именно Мухаммеду принадлежит историческая заслуга основания новой религии, ставшей идеологией объединения арабов? По мнению историков, в его личности удачно воплотились черты талантливого проповедника и способного политика. Мухаммед сумел найти равнодействующую интересов как племенных вождей, так и простых общинников, бедуинов и торговцев-горожан, простолюдинов. Одним предлагалось идеальное государство социального равенства и справедливости, другим — избавление от кро-

вопролитных междоусобиц, третьим — власть и могущество в новом едином государстве. Все это олицетворялось им в образе единого Бога — Аллаха.

Коран и Сунна — "священные книги" мусульман. Со смертью Мухаммеда власть в государстве сконцентрировалась в руках его "заместителей" — халифов. Первых четырех халифов по мусульманской традиции называют "праведными". Это — ближайшие сподвижники пророка: Абу Бекр (632—634), Омар (634—644), Осман (644—656) и Али бен Аби Талиб (656—661). Само мусульманское государство называлось Арабский халифат. В период правления "праведных" халифов начались обширные захваты под знаменами джихада. Для укрепления идеологической основы расширяющегося государства создаются и канонизируются "священные книги" мусульман — Коран и Сунна.

Коран (подробней в отдельной главе) собирался из устных рассказов пророка о его откровениях, а также проповедей Мухаммеда, услышанных сподвижниками. Первоначально существовало несколько списков книг, но во времена халифа Османа был утвержден единый канонический текст. Коран используется мусульманами всего мира как для богословских, так и для культовых целей.

Сунна (от араб, ас-сунна — обычай, пример; полная форма: суннат рассул аллах — Сунна посланника Аллаха) — собирательное название сборников рассказов — хадисов. Хадисы посвящены разным темам: деяниям пророка; его высказываниям; правилам поведения мусульманина по отношению к семье и родственникам, единоверцам и иноверцам. Как правило, хадисы состоят из двух частей. В первой говорится о том, кто передает сведения автору хадиса, вторая раскрывает смысл сообщения.

Хадисы начали собирать еще в конце VII в. Их отбор, запись и классификация во второй половине VIII в., вылились в широкое движение, получившее название "поиск религиозного знания". В конце VIII — начале IX вв. часть богословов признали Сунну в качестве второго источника вероучения. Немалая заслуга в этом принадлежала иракскому религиозному деятелю Ахмаду ибн-Ханбалу. Он основал движение ханбалитов, которые последовательно отстаивали идею о том, что Сунна является единственным комментарием к Корану. Сегодня в исламе признано шесть наиболее авторитетных сборников хадисов, созданных в IXX вв. Одним из наиболее известных собирателей ха-

дисов (мухаддис) был имам (руководитель мечети, предстоятель общей молитвы во время богослужения) Абу аль-Бухари (810— 870). Сообщают, что для своего сборника он собрал 2134 хадиса. Книга называется "Аль-Джами ас-Сахих" — "Истинное собрание", "Подлинный сборник".

Основные идейно-политические направления в исламе. Уже при первых халифах в государстве мусульман развернулась идейно-политическая борьба. Причиной был вопрос о наследовании власти. После смерти Омара (Умара) халифом становится Усман (Осман). Омейяды, как известно, в свое время были противниками Мухаммеда. Прямые потомки пророка из рода Хашимитов перешли в оппозицию. Ее называли "ши-а" — партия, а сторонников шиитами. Шиитов возглавил Али бен Аби Талиб — двоюродный брат и зять пророка. С женой пророка Аишей и его дочерью Фатимой Али подготовил заговор. В июне 656 г. сторонники Али убили Усмана и власть перешла к Али. Это послужило поводом для гражданской войны. В январе 661 г. в мечети Куфы (ныне г. Неджефабад, Иран) Али был убит. Власть вновь перешла к Омейядам. Столица халифата была перенесена из Медины в Дамаск. Центральной областью становится богатая Сирия, а Аравия превращается в одну из провинций Арабского халифата.

При Омейядах (661—770) империя достигла своего расцвета. Ее владения простирались от Пиренейского полуострова (Испания) до Северного Кавказа (Армения, Картли), Средней Азии (Харум, Фергана, Самарканд) и долины реки Инд (Синд). Управление осуществлялось на основе веротерпимости. В отношении оппозиционеров-единоверцев власть демонстрировала жестокость. Шииты обосновались в Иране и развернули борьбу против господствующего клана.

Итак, с середины VII в. единая до сего времени мусульманская община раскололась на две группировки — шиитов и суннитов. Шииты проживают в основном в современном Иране, Ираке и Азербайджане. Небольшие их общины имеются в Йемене и Бахрейне. По их преданию, Аллах лично указал на Али как на своего преемника и, следовательно, закрепил верховенство за своими прямыми потомками. За эту идею сражался Али, погиб его младший сын Хусайн (Хусейн). Последующие имамы проповедовали и, по преданию, творили чудеса, а умирая, назначали преемника. Последний, 12-й имам, по имени Мухам-мад, родившийся в 873 г., внезапно исчез. Шииты считают, что

он удалился в потайное место и ждет своего часа, когда в качестве Махди ("спасителя") ознаменует наступление царства исламской справедливости. Шиитов отличает особое внимание к идее страдания за веру, к эсхатологии и мессианству. Им особенно близок догмат о божественной предопределенности. И наконец, шииты подчеркивают, что светская и духовная власть должны быть соединены в руках духовного лица — главы мусульманской общины.

Сунниты (их в мусульманском мире большинство), напротив, подчеркивают коллективное начало власти и приводят в пример общину самого пророка Мухаммеда, который формально не имел никакого титула. Ссылаясь на Коран и хадисы Сунны, сунниты отстаивают выборность духовных руководителей. Подчеркивая значимость Сунны, сторонники этого направления называют себя суннитами. Это не означает, что шииты отвергают хадисы. Просто они более критичны в отношении сборников преданий и признают истинность лишь некоторых из них.

Суннизм и шиизм породил множество различных течений и сект. Всего их насчитывают 73. Одни абсолютизируют волю Аллаха и настойчиво пропагандируют пришествие имама Махди (махдисты, исмаилиты). Другие настаивают на том, что и сам Аллах уже не в состоянии нарушить от века им установленный порядок вещей, а человеческие поступки объясняют свободой сознательной воли (мутазилиты).

В палитре мусульманских общин особое место занимает суфизм. Возникший в VII в., суфизм долго находился вне закона. И только в период упадка Арабского халифата (XIII в.) он был признан официально. Существует множество определений суфизма, каждое из которых отражает лишь группу присущих ему признаков. Сам термин (ат-тасаввуф), вероятно, происходит от арабского суф — шерсть, поскольку грубое шерстяное покрывало издавна считалось обычным одеянием аскета — отшельника, "божьего человека". Проповедник — суфий (дервиш) — странствовал, питаясь подаяниями доброхотливых мусульман. Суфии объединялись в братства, своеобразные монашествующие ордена. Их поведение и внешний вид напоминали верующим о необходимости соблюдения правил мусульманской веры и образа жизни. Некоторых крупнейших суфийских учителей и подвижников, прославившихся своими глубокими познаниями и благочестием, стали именовать святыми, хотя никто и никогда их не

канонизировал. Им приписывали способность к сверхъестественным деяниям. Отсюда вытекает важная черта суфизма — мистицизм. Аскеты — подвижники — проповедовали идею о непосредственной связи человека с Богом. Свою задачу они видели в том, чтобы приблизиться к Аллаху и в итоге раствориться в нем. Разрабатывались особые приемы достижения подобного состояния (медитации), где большую роль играли самонаблюдение и самоконтроль. Важной чертой суфизма является антропоцентризм, т. е. стремление пропустить действительность через призму собственного "Я". Это отражено в богатой и разнообразной суфийской поэзии. В стихах внимание приковано к личному переживанию Бога, анализу скрытых мотивов собственных поступков, осознанию мусульманских истин. Приведем для примера одно такое стихотворение Инайята Хана (1882—1927):

Я искал,

но не мог найти Тебя. Я громко звал Тебя, стоя на минарете.

Я искал Тебя на земле,

Я искал Тебя на небесах,

мой Возлюбленный.

И наконец, я нашел Тебя,

спрятанного,

подобно жемчужине,

в раковине моего сердца.

В XXI вв. популярность суфийского образа жизни и мировоззрения резко возросли. Появились классические труды по суфийскому богословию. Среди них наиболее известна книга "Воскрешение наук о вере" Абу ал-Газали. Опираясь на Коран, суфий рассуждает о признаках (атрибутах) благочестивого мусульманина. Таковы, по его мнению, раскаяние, воздержание, бедность, терпение, любовь, страх, надежда и др. Все качества человека соотносятся с Богом. Например, состояние любви — это "видение своими глазами того, чем его облагодетельствовал Аллах, а сердцем — того, что Аллах близок к нему, заботится о нем, оберегает и выступает его поручителем".

Среди многочисленных направлений ислама ваххабизм отличается наибольшей ортодоксальностью. Его основателем был мусульманский проповедник XVIII в. Мухаммад аль Ваххаб. Стержнем его учения стало представление о том, что Аллах является единственным источником веры и только ему нужно поклоняться. Он отвергал культ святых в исламе, критиковал различные новшества. В общественно-политической сфере ваххабиты проповедуют единство всех мусульман, выступают с призывами строгого соблюдения принципов ислама, осуждая роскошь, стяжательство и т.п. Важное место отводится идее джихада против многобожников и мусульман, "отступивших" от принципов раннего ислама. На этой почве в ваххабизме весьма часты проявления фанатизма и религиозного экстремизма. В настоящее время это течение является основой официальной идеологии Саудовской Аравии. Его последователи есть в ряде стран Персидского залива. В России ваххабизм, вызывая тревогу общественности, в последнее время получает распространение в ряде районов Кавказа, в частности в Дагестане и Чеченской республике.

Вероучение и культ ислама. Религиозные представления мусульман не имеют четкой догматической завершенности. Различные направления в исламе по-разному понимают те или иные принципы, заложенные в "священных книгах". Между тем всеми признаются пять религиозных правил, "столпов" веры: аш-имхада — исповедание веры; ас-салат (персидское "намаз") — молитва; ас-саум — пост; аз-закат (закят) — налог в пользу бедных; хаджж — паломничество.

Шахада предписывает мусульманам свято верить в единого Бога — Аллаха и считать Мухаммеда его посланником. Все это выражается молитвенной формулой: "Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха". Шахада возникла в ранний период ислама как возглас, отличавший мусульман от остальных людей. Она произносится и в индивидуальных молитвах, и в мечети во время богослужения. В период религиозных войн шахада служила боевым кличем. Отсюда понятие шахид — мученик, воин, павший за веру.

Молитва — обязательное правило для правоверного. Согласно Корану, Аллах вначале предписал Мухаммеду молиться 50 раз в день, однако впоследствии снизил это количество до пяти (утренняя, полуденная, предвечерняя, дозакатная и ночная молитва). Молиться мусульманин может индивидуально и

коллективно в любом подходящем месте, но полуденную молитву в пятницу рекомендуется совершать в мечети. Считается, что весь порядок моления сложился как подражание молитвенным движениям и позам Мухаммеда и закреплен памятью первых мусульман. Молящийся вначале должен совершить омовение и, опустившись на колени, совершать моление на чистой подстилке (коврик и т.п.). Обращаясь к Аллаху, он должен повернуться лицом к Мекке и, опустив руки вдоль тела, произнести формулу намерения совершить определенную молитву. Затем поднять руки на уровень лица, ладонями от себя, и произнести формулу возвеличения Аллаха. Далее предписывается взять левую руку в правую, прижать обе к груди, произнести слова: "Велик Аллах (Аллах акбар)" и повторить земной поклон. Таков порядок одного цикла молитвы. В зависимости от времени суток циклов может быть от двух до тринадцати. Женщины молятся отдельно от мужчин. Молитву в мечети возглавляет имам (мулла) — руководитель общины.

Пост (саум), по преданию, установлен самим Мухаммедом в месяц рамадан (рамазан) второго года хиджры по приказу Аллаха. Пост заключается в воздержании в светлое время суток от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма и т.п., т. е. от всего, что отвлекает от благочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, но излишествам предаваться не рекомендуется, следует проводить время в размышлениях, беседах, чтении Корана, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздавать милостыню. Пост обязателен для всех мусульман в течение рамадана. Освобождение от него получают больные и престарелые люди, кормящие женщины, а также преступники, не отбывшие наказания и т.п. Существует практика индивидуальных постов, которые мусульманин может принять добровольно. Обычно для них избираются дни полнолуний, понедельники и четверги. Рекомендуется поститься и в дни солнечных и лунных затмений, а также во время эпидемий, стихийных бедствий и военной опасности.

Налог мусульман в пользу бедных (закат) берется с состоятельных, имущих граждан. Первоначально он был налогом с бедуинов после взятия Мекки Мухаммедом. Закат обычно взимается со скота, денег, товаров и т.п. Правом получения материальной помощи, по Корану, пользуются бедные и нищие, пленные мусульмане, кающиеся грешники, паломники.

Хаджж — паломничество — пятое важное религиозное правило. Мусульманам предписывается совершить путешествие в Мекку и другие святые места, связанные с деяниями пророка Ибрахима. Хаджж совершается в месяц зу-ль-хиджжа. Кто не способен сделать это сам, может послать вместо себя своего заместителя. Паломничество — строго регламентированное путешествие. Одетые в кусок белой ткани (шрам) верующие семь раз обходят против часовой стрелки вокруг Каабы, где находится так называемый "черный камень" — главный объект поклонения. По преданию, "черный камень" раньше был белым яхонтом, который почернел из-за греховности людей. Аллах даровал его Адаму. Тот построил над ним первое сооружение. После потопа Кааба разрушилась. Старый фундамент здания отыскали Ибрахим и его сын Исмаил, которые возвели его вновь. После проповеди в главной мусульманской мечети паломники совершают жертвоприношение, затем бросают камешки в три столба, символизирующие сатану — Иблиса. Главный же обряд хаджжа — стояние у горы Арафат (возле Мекки), где паломники проводят целый день, слушают проповедь, молятся. По завершении хаджжа паломник получает звание хаджи и право носить зеленую чалму.

Мусульманское право. Шариат. Ислам в отличие от христианства не знает какой-либо церковной организации. В мусульманском мире не было соборов, догматизирующих вероучение и культ. Поэтому большую роль в сохранении единства мусульман и целостности вероучения играет право (ал-фикх). Детальной проработкой норм жизни ислам отличается от других религий. Какого-либо специального кодекса не существует. Однако мусульманские богословы систематизируют те или иные правовые положения. Их источником служат Коран и Сунна. Совокупность мусульманских правовых норм, отраженных в "священных книгах", называется шариат (от араб, аш-шариа — прямой, правильный путь, закон, предписание).

Мусульманское право делит все поступки человека на пять категорий — обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые и запрещенные. Обязательно мусульманин должен, например, совершать ежедневную пятикратную молитву; считать сатану своим врагом; остерегаться греховных поступков, внушаемых ему; честно и справедливо содержать жену, не проявляя по отношению к ней актов насилия. Рекомендуется знать весь Коран наизусть, оказывать помощь калекам, бездомным,

воспитывать сирот; совершать хаджж; жене подчиняться мужу; не таить обиду более трех дней (если это не вредит вере) и т.п. Мусульманам разрешается иметь до четырех жен, если муж в состоянии их обеспечить; принимать подарки; держать дополнительный пост и совершать дополнительный хаджж; нуждающемуся давать деньги в долг, но без процентов. Порицается продавать товар тому, кто больше платит; говорить истину за глаза о человеке; смотреть на лица посторонних женщин с недозволенными мыслями и т.п. И наконец, запрещено убить человека, который не покушался на жизнь мусульманина; воровать; грабить; издеваться над живыми существами, пытать людей; обвешивать; продавать испорченные товары; не выплачивать долги. Запрещены аборты; нельзя есть свинину, употреблять в пищу кровь убитых животных, пить спиртные напитки; категорически запрещается самоубийство.

В период классического ислама шариат неукоснительно соблюдался. В последнее время он все более отступает перед светским, гражданским правом. Однако в некоторых странах Востока сегодня имеет место своеобразное возрождение норм шариата, например, в Исламской Республике Иран, в Исламской Республике Пакистан. На родине пророка, в Саудовской Аравии, шариат также считается основой гражданского, уголовного и государственного права.

Мусульманские праздники. Неотделимой частью канонических обрядов ислама являются религиозные праздники. Учение Мухаммеда, порицающее во всем чрезмерность, предопределяет небольшое количество праздников. К общепринятым во всем мусульманском мире относят: праздник жертвоприношения (Ид аль-адха. Курбан-байрам), праздник разговения (Ид аль-фитр, Ураза-байрам), день рождения пророка Мухаммеда (Маулид), ночь предопределения (Лейлят аль-Кадр) и ночь чудесного вознесения пророка на небеса.

В то же время отдельные направления в исламе отмечают и собственные праздники. Шииты, например, чтят день рождения имама Али, день поминовения его сына Хусейна, день рождения "скрытого" имама Махди и др. К числу мусульманских нередко причисляют и праздники, не имеющие прямого отношения к исламу, но отмечающиеся в странах распространения этой религии. Так, в Иране, Афганистане, Азербайджане, в Средней Азии, а также в Татарстане и Башкортостане мусуль-

мане торжественно отмечают праздник весеннего равноденствия Навруз, известный еще с дозороастрийских времен. Все торжества, имеющие непосредственное отношение к исламу, отмечаются по лунному календарю.

Курбан-байрам — наиболее значимый для мусульман праздник. Он совпадает с днем завершения хаджжа. В это время совершается жертвоприношение в память о несостоявшемся жертвоприношении Ибрахимом (Авраамом) своего сына. Это библейское событие отражено и в Коране, где только жертвой назван не Исаак, а его старший брат Исмаил (Измаил), от которого, согласно арабским генеалогам, произошли все североарабские племена.

Праздновать мусульмане начинают с раннего утра. Утром они совершают молитву в мечети, затем выслушивают проповедь имама и посещают могилы предков. Главная часть праздника — заклание жертвы. Ею может быть баран, коза, корова, верблюд. В нашей стране мусульмане нередко приносят в жертву кур или гусей. Над освященной, приготовленной к закланию жертвой служитель мечети (мулла) читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый для этого человек перерезает ей горло. Однако прежде чем животное зарежут, его обязательно валят на землю, головой в сторону Мекки. Считается, что жертву можно привесить не только за живых, но и за усопших. Курбан-байрам -»радостный праздник. В этот день готовится вкусная и разнообразная пища и сладости, навещают друзей и родственников, преподносят подарки.

Ураза-байрам празднуется по окончании большого поста в месяц рамадан. Начинается ураза обрядом "встречи", когда ждут на небе появления молодой луны. Луну высматривают в воде пруда, реки или колодца. Начало поста в разных странах возвещается пушечным выстрелом, барабанным боем или знаменем, поднятым на минарете. Праздник отмечается очень пышно. Этот день начинают с посещения мечети и раздачи милостыни беднякам и сиротам. Добровольные пожертвования идут на нужды мечети. Затем проходит праздничное богослужение и обязательная проповейь. В заключение следует поминовение умерших родственник»

Маулид — день рождем« пророка. Отмечают его в третьем месяце лунного календаря γί2-го числа). Праздник стали отме-

чать лишь спустя 300 лет после возникновения ислама. По мнению исследователей, Маулид возник под явным влиянием христианского Рождества. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, Маулид приурочен ко дню его смерти. Следует сказать, что в исламе дни рождения празднуют скромно, а иногда и вообще не отмечают. Смерть же, обычно трактуемая как рождение для вечной жизни, справляется более торжественно.

По случаю Маулида читаются проповеди в мечетях, происходит общая молитва в честь Мухаммеда, раздается милостыня. На празднике декламируют стихи Корана, восхваляющие пророка.

Мирадж — праздник в ознаменование чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесения на небо к престолу Аллаха. Наиболее распространенное предание о ночном путешествии датируется 27 раджаба 621 г. Эта дата отмечается во многих мусульманских странах. Ночь 27 раджаба проводят в бдении, читают Коран, молятся, пересказывают предание о чудесном вознесении пророка, его беседе с Аллахом, встрече с пророками Ибрахимом, Мусой, Исой и др.

Лейлят алъ-Кадр — ночь предопределения. Смысл праздника состоит в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах.

Лейлят алъ-Бараа — ночь создания. Это своеобразный праздник поминовения. По народным верованиям, в ночь с 14 на 15 шаабана происходит сотрясение древа жизни, на листьях которого помечены имена живущих. Опавшие листья означают, что люди, чьи имена записаны на них, умрут в течение года. В этот праздник возносятся особые молитвы за умерших во искупление грехов, раздается еда нищим, люди лакомятся сладостями, устраиваются ярмарки и т.п.

Навруз — праздник весеннего равноденствия. Отмечается 21—22, реже 23 марта по григорианскому календарю. Он восходит к языческим праздникам земледельческих народов, связанным с культом огня. Наступление Навруза сопровождается развлечениями и массовыми гуляниями. Свое искусство показывают народные певцы и музыканты, акробаты и канатоходцы, фокусники и комики.

Главная дата шиитского календаря — Ашура (день поминовения шиитского имама Хусейна) — приходится на

10 мухаррама 61 г. хиджры. В течение первых десяти дней месяца мухаррам устраиваются мистерии, инсценирующие историю гибели Хусейна, торжественные чтения сказаний о нем, на улицах вывешиваются траурные флаги и лозунги. На десятый день происходит торжественное шествие — оплакивание Хусейна. Иногда участники шествия, чтобы подчеркнуть свою скорбь и напомнить о кровавой битве, в которой погиб Хусейн, наносят себе кровоточащие раны. Идущие в скорбной процессии громко оплакивают имама.

Распространение ислама в России. Проникновение ислама на территорию современной России начинается с VII в. в результате завоевательных походов арабов в регионы Северного Кавказа. Эти регионы соединяли Восточную Европу со странами Средней Азии и являлись удобным плацдармом для дальнейшего расширения Арабского халифата. Через Северный Кавказ мусульманская религия распространилась на Север, Восток и Запад. Арабская колонизация Северного Кавказа сыграла большую роль на раннем этапе исламизации России.

Крупнейшим событием явилось принятие ислама Волжской Булгарией на рубеже IX - X вв. Это большое государство занимало обширную территорию от Жигулевских гор на юге до реки Оки на Севере и от реки Сура на Западе до Уральских гор на Востоке. Выгодное экономико-географическое положение диктовало правителям страны политику укрепления сотрудничества с исламскими регионами Востока и Средней Азии, что и вело к распространению новой религии. Немаловажную роль играло и то обстоятельство, что правители Волжской Булгарии находились в союзе с багдадским халифом против хазар.

Ислам в этом регионе распространялся в основном без кровопролития и преимущественно среди знати. Носителями нового вероучения являлись арабские миссионеры. Арабский историк X в. Ибн-Фадлан сообщает, что жители этой страны вероучение знали плохо, существовало много элементов язычества. Женщины пользовались сравнительно большой свободой. В настоящее время это зона, где в наиболее сконцентрированной форме представлена мусульманская религия в России.

Следующим этапом исламизации территории современной России явились монгольские завоевания и создание государства Золотая Орда. Через них мусульманская религия проникла в Крым и Западную Сибирь. В результате крушения Золотой Ор-

ды образовались мусульманские тюрко-татарские государства Евразии: Крымское, Астраханское, Казанское, Касимовское, Сибирское ханства. Они явились основными центрами, в которых сохранился ислам как государственная религия, определявшая все сферы жизни населения.

Расцвет ислама приходится на период существования Казанского ханства (XV-XVI вв.). В руках духовенства сосредоточились большие богатства и власть. Правители страны ориентировались на турецкого султана - халифа.

Во второй половине XVI в. Россия завоевала эти ханства и ликвидировала исламскую государственность. После этого здесь начала осуществляться политика насильственной христианизации населения. Во многих селах были разрушены мечети, разогнаны муллы. Постановлением Сената и Синода от 22 июня 1740 г. запрещалось возводить мечети поблизости от церквей. Правительство также категорически запрещало переход язычников в магометанство и не разрешало муллам ведение метрических книг для татар, отпавших от православия. Известно, что подобная политика вызывала сопротивление мусульманского населения вплоть до вооруженных восстаний.

Со второй половины XVIII в. правительство России несколько изменило свою политику в отношении ислама. В годы правления Екатерины II начали восстанавливать мечети и строить новые. В 1782 г. в Уфе был учрежден муфтият, а в 1788 г. в Оренбурге - магометанское духовное собрание. Администрация убедилась в том, что проводить политику опоры на мусульманские религиозные круги гораздо выгоднее, чем насильственным путем насаждать православие. Духовенство ислама жило в основном за счет обрядов, имело определенные социальные преимущества. В начале XX в. царская администрация не только не препятствовала пропаганде идей ислама, но оказывала всемерное содействие в расширении его влияния на массы.

В советское время, в условиях непримиримой борьбы с религией, ислам подвергся таким же гонениям, как и другие религиозные конфессии. Были практически ликвидированы мусульманские учебные заведения, резко сократилось число мечетей, служителей культа. Не издавалась религиозная литература.

""Мир ислама" и современность, В VIIXII вв. сложился "мир ислама " — своеобразная система духовных, социальных, политических и правовых реалий, основанная на религии, объединяю-

щая целые народы и отдельные мусульманские общины Евразии и Африки, Северной и Южной Америки. Сегодня "мир ислама" включает более 860 млн мусульман, проживающих в 120 странах мира (по данным исламских организаций, количество мусульман достигает 1 350 млн человек). В 28 афро-азиатских государствах ислам является официальной государственной религией.

Существует немало региональных и международных правительственных и неправительственных организаций, объединяющих мусульман. Крупнейшая из них — Организация Исламской конференции (ОИК, штаб-квартира в г. Джидде, Саудовская Аравия) — возникла в 1969 г. Она объединяет 44 афро-азиатских государства и имеет ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламскую организацию по образованию, науке и культуре и т.д.). Правительства государств — членов ОИК стремятся координировать свою деятельность в экономике и внешней политике.

Ислам всегда пытался играть самостоятельную роль в общественно-политической жизни как отдельных стран, так и целых регионов. С распадом Арабского халифата роль распространителей ислама взяли на себя монгольские кочевники (ХШ—XIV вв.). Затем образовалась Османская империя (XVXVI вв.), которая в конце Средневековья и в начале Нового времени (до XVIII в.) являлась серьезным соперником европейских государств.

Колониальная экспансия Запада (XVIIIXIX вв.) еще более усилила роль ислама в духовной и политической жизни народов Востока. Формируется мусульманский национализм - идейно-политическое и религиозно-этническое движение разных народов под эгидой ислама. Это многоплановое и исторически сложное явление. С распадом колониальной системы империализма исламский национализм продолжает развиваться и в настоящее время испытывает своеобразный подъем. Под его знаменами объединяются разные люди. Одни стремятся к возрождению культурно-исторических традиций своего народа, другие борются за национальное государственное самоопределение, третьи пытаются установить политическую гегемонию в стране либо в регионе и т.д. Так, под эгидой мусульманского национализма арабы Палестины более 40 лет ведут борьбу за собственное государство. В конце 70-х гг. XX в. в Иране победила исламская революция, в результате которой к власти пришло ши-

итское духовенство во главе с аятоллой Хомейни и установило теократическую республику. Не утихает гражданская война в Афганистане, начало которой положила борьба мусульманских политических группировок с марксистским, светским режимом, установленным в конце 70-х гг.

Растет влияние ислама и в России. Государство ликвидировало длительные стеснения свободы верований мусульман. Верующим возвращены ранее отнятые у них помещения мечетей, строится множество новых. Открываются учебные заведения -медресе, исламские институты. Обеспечены возможности для пропаганды исламской культуры. На начало 1998 г. в Российской Федерации было зарегистрировано около 2900 мусульманских религиозных объединений и 51 духовный центр, в том числе и духовные управления (муфтияты). К сожалению, между некоторыми духовными управлениями имеют место серьезные разногласия и напряженные отношения.

Ислам исповедуют многие миллионы приверженцев среди различных народностей страны. К ним относятся тюркские народы (татары, башкиры, казахи, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки), а также большинство народов Дагестана, чеченцы, ингуши, адыгейские этнические общности.

Российские мусульмане активно участвуют в духовно-политическом возрождении страны. Организуются диалог и сотрудничество мусульманских объединений с христианами, с представителями других конфессий страны. Вместе с тем в жизни отдельных мусульманских объединений (например, у ваххабитов) отмечаются и негативные проявления фундаментализма и даже экстремизма. Лозунгом джихада прикрываются чеченские террористы. К сепаратизму и экстремизму склоняют религиозных фанатиков фундаменталисты и в некоторых других регионах страны.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

Холима бинт Аби Зуйаб, кормилица пророка. Пользуется уважением у мусульман как образец преданности Мухаммеду.

Хадиджа бинт Хуваилид, первая жена Мухаммеда, на которой он женился, когда ему было 25 лет. Хадиджа занималась торговлей и приобщила Мухаммеда к этому занятию.

Абу Бекр (ок. 572—23 августа 634 г.), первый из четырех "праведных" (хашидун) халифов. Богатый мекканский купец, оказывавший постоянную поддержку мусульманской общине. Сопровождал Мухаммеда во время хиджры и скрывался с ним в пещере в окресностях Мекки от преследователей-мекканцев. В Медине еще более сблизился с пророком, выдав за него дочь Айшу.

Али бен Аби Талиб (ум. 21 января 661 г.), четвертый "праведный" халиф, двоюродный брат и зять Пророка. С именем Али связано зарождение в исламе шиитского движения. Почитается как шиитами, так и суннитами.

Омар (Умар I) бен ал-Хаттаб ал Фарук (ок.585—644), второй "праведный" халиф, выдающийся государственный деятель. Происходил из курейшитского рода, был торговцем тканями. После смерти Абу Бекра принял управление халифатом. Ввел мусульманское летоисчисление по хиджре (с апреля 637 г.), а также ряд религиозно-правовых предписаний (ежегодное паломничество, наказание кнутом, побиение камнями за прелюбодеяние и др.). Скончался от нанесенных ему в мединской мечети ран рабом-иранцем.

Усман (Осман) бен Аффан (ок. 575—656), третий "праведный" халиф. Богатый мекканский купец, один из первых последователей пророка. Он и Мухаммед женились на дочерях друг друга. В правление Усмана был составлен первый свод Корана. Был убит родственниками Абу Бекра. Его смерть вызвала многолетнюю гражданскую войну в халифате.

Ал-Хусат (Хусейн) бен Али Абу Абдаллах аш Шахид (626—680), внук пророка, младший сын Али бен Аби Талиба. Третий шиитский имам, погиб 10 октября 680 г. в ходе восстания против халифа Йазида, получив десятки колотых и рубленых ран. Признан шиитами "величайшим мучеником", место его гибели и захоронения в г. Кербель стало одной из главных святынь и местом паломничества шиитов. "Ашура", день гибели Хусайна, — главная дата шиитского календаря. В этот день проводятся траурные (и экзальтированные) церемонии ("Шахсей-вахсей"). Центр церемоний — г. Кербель.

Мухаммад, сын имама ал-Хасана ал-Аскари. По преданию, малолетний Мухаммад, после смерти отца (873 г.) провозглашенный 12-м имамом, таинственно исчез. Имамиты (одна из ветвей шиизма) считают его "скрытым" имамом, "ожидаемым"

мессией (махди), который должен возвратиться на Землю и утвердить справедливость.

Ал-Газшш, Абу Хамид Мухаммад бен Мухаммад am-Туей (1058—1111), крупнейший мусульманский богослов и религиозный деятель, суфий. Оказал огромное воздействие на развитие богословия и философии ислама. Получил почетное прозвище "Худжжат аль-ислам" ("Довод ислама"). Главный труд — "Воскрешение наук о вере".

К студенту, учителю и преподавателю

Разумеется, данная тема наиболее актуальна в регионах распространения ислама. Но знакомство с этой мировой религией необходимо каждому культурному человеку в силу её мощного (и нарастающего) влияния на культуру современного мира. При изучении темы особенно полезно сопоставить ислам с другими мировыми религиями, обратить внимание на его моральный, нравственный потенциал.

Контрольные вопросы

1.  Каковы причины возникновения ислама?

2.  Нарисуйте духовно-политический портрет Мухаммеда. Какие качества, на ваш взгляд, помогли ему возвыситься и стать основателем новой религии?

3.  Раскройте основы вероучения и культа мусульман. Какой аспект в этой религии преобладает: обрядовый или веро-учительный? Сравните с христианством.

4.  Чем объяснить тот факт, что в исламе очень развита правовая традиция?

5.  Будучи знакомыми с другими религиями единобожия (христианство, иудаизм), кочевые племена арабов все же приняли ислам. Как вы считаете, почему?

6.  Что, на ваш взгляд, объединяет ислам и христианство? В чем вы видите существенные отличия?

Литература

1. Большаков О. Г. История халифата. Ислам в Аравии. — Т.1. - М., 1989.

И Ретигия в истории и кучьт)рс




1. Экономическая политика партии большевиков в годы гражданской войны и строительства социализма
2. тема отношений в сфере обмена как способ связи поизвва и потребления на основе децентрализованного ценового
3. Контрольная работа- Проблемы теории государства и права
4. Этика в рассуждениях выдающихся философов
5. Гимназия 3 11 2
6. Тема 8- Становление и развитие органов внутренних дел Российской Федерации Обсуждено на заседан
7. Разработка стратегии продвижения товара на рынок (на примере Герметекс гСызрань)
8. Реферат- Охраняемые объекты Пермского края
9. Источники права
10. тематических и речевых способностях часто упуская из виду что такими же достоверными являются и различия по
11. задание- Изобразить схему представления современной проблемы географии состоящую из отдельных блоков кот
12. Анализ коммуникативных стратегий в общественно-публицистическом дискурс
13.  20 ж УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор Абиров Ж
14. Земля планета на которой мы живем Чему учится ребенок- изменять имена существительные по числам; находи
15. а функции определенной на некотором выпуклом подмножестве nмерного пространства которое задается сист
16. Контрольная работа 5
17. орудие учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное врем
18. Зубчатые колеса
19. Дав анализ содержания и генезиса формирования советской модели экономики тех тенденций и факторов кот
20. Петербург. 1841 {1} Даровита земля русская почва ее не оскудевает талантами