Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Проблемы свободы выбора добра и зла в русской религиозной философии конца XIX начала XX в.
Мало кто будет отрицать тот факт, что для России накануне XXI столетия так же, как и для всего мирового сообщества, частью которого она является, важнее всего сохранить гуманистические традиции, идущие от Сокра-та, признание моральных ценностей и достоинств отдельного человеческого индивида. Глубокое понимание морального значения личности было всегда характерно для российской культуры. С древнейших времен, начиная с Х1-Х11 вв., на Руси глубоко почитались духовные ценности. Уже в «Слове о законе и благодати» Иллариона и «Поучении» Владимира Мономаха звучат мысли о том, что материальное богатство не может быть оценено в отрыве от духовных начал. «Духа не угашайте», говорил апостол Павел. Самобытность суждений русских мыслителей была в том, что они всегда придавали первостепенное значение не рационализму и меркантилизму, а духовно-нравственным ценностям, в которых видели истинный смысл жизни.
Яркое выражение в русской религиозной философии нашла идея гуманизма, признания морального достоинства индивида, нерушимости и самоопределяемости духовного мира человека, главными для нее являются не внешние свойства, а его самобытный внутренний мир. Религиозно-философская и общественная мысль XIX начала XX столетия унаследовала не только традиции многовековой русской православной духовности, но и достижения эллинистической и западноевропейской культуры.
Однако русская религиозная философия видела существенные различия между положением человека в российской и европейской духовной культуре. Только в православии, в отличие от католицизма, по мнению А. С. Хомякова, гармонически сочетается свобода с необходимостью. индивидуальная религиозность с церковной организацией. Большинство русских мыслителей считали, что духовное совершенствование человека это путь к
достижению им божественной гармонии. Человек сам несет полную ответственность за свои поступки, поскольку наделен от Бога «самовластью», свободой выбора между добром и злом. «...Не подражайте злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога, а делающий зло не видел Бога» (Третье соборное послание Святого апостола Иоанна Богослова гл. 1, ст. 11).
В христианской теологии существует традиция, восходящая к Августину, согласно которой в природе вещей, созданных Богом, нет зла. Зло появляется в результате отпадения от Бога духовных существ, пожелавших жить по своей воле и по своему разумению. Но жизнь истинная осуществляется лишь в творении добра, зло же означает небытие, оно лишено самостоятельной сущности и есть лишь видимость жизни. Всеобщее бытие понималось христианством как абсолютное добро или благо, которое объединяется с идеей свободы высшим явлением бытия, становится явлением свободы. Как первоначало, как бытие утверждается добро. а не зло. Зло трактуется как результат действия свободной воли разумного существа, если она преступно расходится с волей Бога и с принципами установленного им порядка бытия.
«Добро от Бога», а его творение не может быть неудачным, так полагал В. С. Соловьев. Добро понималось мм как чувство, безусловно присущее человеку, как исход-268
ный элемент человеческой нравственности, хотя оно и пребывает в постоянной борьбе со злом. Однако добро абсолютно, иначе люди давно уничтожили бы друг друга и общим уделом природы, истории и человечества было бы небытие. Добро является абсолютным, или оно не есть добро, к такому выводу приходит не только В. С. Соловьев, но и другие представители русской религиозной философии. В служении добру как божественному замыслу мира и человека усматривают они смысл человеческой жизни. Н. А. Бердяев воспринимает христианство «как милосердие, сострадание, прощение, человечность». Бог восстает на мир, погрязший во зле. По воле, по попустительству или небрежению Бога зло происходить не может. Не от Бога, а от человека идет зло мира, от человека проводника небытия в созданном Богом мире.
Для верующего человека «моральное зло» заменяется понятием «грех». Грех, или моральное зло, имеет две области проявления: он может проявляться как злодеяние и как зломышление. Прежде всего грех осознается как не должное, неправильное а наших поступках, в нашем поведении, в нашем отношении к людям. Человек одарен способностью при определенных условиях «свободно», т. е. по своему собственному усмотрению, «выбирать» между разными возможностями, между добром и злом. Бог, по своему жела-
нию, даровал человеку свободу воли свободу выбора целей и путей его жизни как единственную достойную форму его существования. Человек «злоупотребил» свободой и пошел по пути греха. Свобода выбора, дарованная человеку Богом, опасна и гибельна для человека и человечества (см.: Франк С. Реальность и человек. СПб., 1997, с. 289-302).
Пути борьбы со злом в русской религиозной философии рассматривались по-разному. Л. Н. Толстой призывал оказывать злу сопротивление, не смиряться с ним, не потакать ему. но только ненасильственными средствами: пассивным сопротивлением, силой духа, убеждением словом. Он говорил, что если объединяются злые люди, то надо объединяться и добрым. Единственный путь к абсолютному благу победить насилие ненасилием, зло добром, насилие не приведет к добру. Точка зрения И. А. Ильина абсолютно противоположна теории ненасилия Толстого. Ильин оправдывает применение силы в борьбе со злом, когда уже исчерпаны другие средства, несмотря на то, что с христианской точки зрения зло всегда побеждается только любовью. Он полагает, что нравственно здоровая личность по своему усмотрению сможет сделать правильный выбор между добром и злом (см.: О сопротивлении злу с»пою//Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993, с. 5-132). Путь к свободе чаще все-
го лежит через отрицание свободы. Социальная свобода утверждается в христианстве в двух ипостасях.фПервая абсолютная ценность личности («души»), которой нельзя пожертвовать ни для какого коллектива народа, государства или даже Церкви («девяносто девять праведников»). Вторая свобода выбора пути между истиной и ложью, добром и злом. Вот именно эта вторая. страшная свобода была т-ак трудна для древнего христианского сознания, как ныне она трудна для сознания безбожного. Признать ее значит поставить свободу выше любви, значит признать трагический смысл истории, возможность ада» (Федотов Г. П. Рождение свободы//Рус-ские философы (конец XIX середина XX века): Антология. М„ 1996, с. 167).
Человеческая мораль не может допустить трагедии, но может ли быть добро добром, если его достижению способствовало зло? Чистое добро требует, чтобы его избирали только для него самого. В. Соловьев соглашается с И. Кантом: «Без чистоты добра, без возможности во всяком практическом вопросе различать добро от зла, безусловно и во всяком единичном случае сказать да или нет Ж^знь была бы вовсе лишена нравственного характера и достоинства» (Соловьев В. С. Оправдание добра// Соч. В 2 т. М., 1988, т. 1, с. 97).
Содержанием нравственности является добро, или благо, причем требования 269
добра могут касаться как внутренних, так и внешних проявлений свободы, как действий лица, так и его настроения. Для каждого человеческого общества, равно как и для конкретного человека, добро отождествляется с определенными нравственными требованиями. Но ведь человеческие понятия о добре и зле 'в силу ряда обстоятельств могут меняться. Добро требует, чтобы свобода лица в той или иной мере была бы ограничена свободой других лиц, но оно «не требует, чтобы пределы внешней свободы лица всегда определялись одинаковым образом. Оно не заковывает нашей свободы в раз навсегда данные неподвижные рамки, а требует, чтобы мы пользовались внешней свободой в той мере, в которой это является для нас благом. Ясное дело, что эта мера не может быть одинаковой для различных уровней развития, для различных веков и народностей: то, что для одного уровня развития является .добром, может быть злом для другого низшего или высшего уровня» (Трубецкой Е. Н. Право и нравственность//Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997, с. 206).
Всегда ли человек свободен, чтобы мог сделать выбор между добром излом по
своей доброй воле, по своему согласию и убеждению?^... Моральный максимализм, требующий от человека немедленного перехода в царство абсолютного добра, ведет к искусственности, неискренности, фальши и умерщвлению жизни. Земной человек, за исключением редких случаев высокой святости, способен двигаться вперед по пути добра лишь медленно и постепенно. Поэтому суровая требовательность допустима лишь в отношении к самому себе, что же касается отношения к другим людям, здесь необходима снисходительность и защита свободы, вплоть до относительной свободы во зле, так как насильственное водворение добродетели ведет к ухудшению положений» (Лос-ский Н. О. Условие абсолютного добра. М., 1991, с. 235).
Тема добра и зла по-прежнему остается актуальной не только для философии, но и для всех социально-гуманитарных наук. Ведь вопрос, поставленный Сократом две с половиной тысячи лет назад, похоже, пока остается без ответа, если человечество погрязло во зле, а мир содрогается от войн и насилия. Только возрождение культуры и общегуманистических духовных ценностей поможет понять нам, «что такое благо», и привести к торжеству добра над злом.